Научная статья на тему 'Генезис отражения человеком эмоций: психолого-физиологический аспект исследований'

Генезис отражения человеком эмоций: психолого-физиологический аспект исследований Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
658
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / EMOTION / УЧЕНЫЕ / ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ / MENTAL STATE / ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / PHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS / ФАКТОРЫ / FACTORS / ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ / RESEARCH / FORM OF MANIFESTATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мельникова Нина Васильевна, Самылова Ольга Анатольевна

Организующая функция эмоций проявляется разными формами: выразительными движениями, эмоциональными действиями, высказываниями об испытуемых и их эмоциональными состояниями, определенными отношениями к окружающему. К эмоциональным процессам относится широкий класс внутренних психических явлений, которые регулируют достижение целей деятельности, отражают отношения между мотивами смысл объектов и ситуаций, воздействующих на субъекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GENESIS OF THE REFLECTIONS OF HUMAN EMOTIONS: PSYCHOLOGICAL AND PHYSIOLOGICAL ASPECT OF THE RESEARCH

The organizing function of emotions is manifested in different forms: expressive movements, emotional actions, statements about the subjects and their emotional states, a certain attitude towards others. The emotional processes include a wide class of internal psychic phenomena that regulate the achievement of the goals of activity, reflect the relationship between the motives of the meaning of objects and situations affecting the subjects.

Текст научной работы на тему «Генезис отражения человеком эмоций: психолого-физиологический аспект исследований»

6. Фельдштейн, Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития [Текст] / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. - 1998. - №1. - С. 3-19.

Психология

УДК: 159.9

доктор психологических наук, профессор Мельникова Нина Васильевна

Шадринский государственный педагогический университет (г. Шадринск); кандидат психологических наук, доцент Самылова Ольга Анатольевна

Шадринский государственный педагогический университет (г. Шадринск)

ГЕНЕЗИС ОТРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ ЭМОЦИЙ: ПСИХОЛОГО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

ИССЛЕДОВАНИЙ

Аннотация. Организующая функция эмоций проявляется разными формами: выразительными движениями, эмоциональными действиями, высказываниями об испытуемых и их эмоциональными состояниями, определенными отношениями к окружающему. К эмоциональным процессам относится широкий класс внутренних психических явлений, которые регулируют достижение целей деятельности, отражают отношения между мотивами смысл объектов и ситуаций, воздействующих на субъекты.

Ключевые слова: эмоции, ученые, психические состояния. физиологические особенности, факторы, формы проявления.

Annotation. The organizing function of emotions is manifested in different forms: expressive movements, emotional actions, statements about the subjects and their emotional states, a certain attitude towards others. The emotional processes include a wide class of internal psychic phenomena that regulate the achievement of the goals of activity, reflect the relationship between the motives of the meaning of objects and situations affecting the subjects.

Keywords: emotion, research, mental state, physiological characteristics, factors, form of manifestations.

Введение. В научных исследованиях просматривается оригинальность в определении эмоций. По мнению К. Изарда, эмоции - целостность в трех частях:

1) переживаемое или осознаваемое ощущение эмоциями;

2) процессы в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеврительной и других системах организма;

3) выразительные комплексы эмоций те, которые отражаются на лице человека и поддаются внешнему наблюдению.

Эта дифференциальная теория, название, которое связано с центрацией отдельных эмоций, осознаваемых как процесс переживательно-эмоциональных состояний. В ней, по мнению К. Изарда, заложен детерминант функций поведения широкого диапазона.

Он определяет класс эмоций, как личностные процессы человека. В эмоциях есть смысл существования человека. В этом К. Изард определяет причины эмоциональных возрастных изменений: внутренние выразительные движения своим содержанием раскрываются вовне, что характеризует их компонентом эмоций или спутником сопровождения.

Изложение основного материала статьи. Эмоции - это психические состояния отражения в возбуждении или торможении, волнении или безразличии человека. Они содержат состояния удовлетворения или неудовлетворения актуальных потребностей в непосредственных переживаниях, характеризующих форму проявления эмоций [7].

Наблюдение проявления состояний позволяет понять и оценить важные факторы индивида, их значимость системной действенности. Ступенчатое отражение разных психических состояний оценивается и регулируется, не смотря на вид и содержание деятельности. Человеческие эмоции становятся главным регулятором внешней (оценка других людей) и внутренней (самооценка) деятельности.

Оценщику нужно определить эмоциональный тон психических состояний, которые генетически обусловлены гедоническим знаком, характеризующих ощущения (начальное звено), как основу эмоций.

Совокупность тона психических состояний отражает вид переживаний - жизненно важные представления, полученные восприятием и сохраненные памятью (разные впечатления действуют окружающей действительностью на мозг человека). Эмоциональная зрелость стимулирует развитие и коррекцию эмоций утверждает проявление данного ориентира. Он способствует связи эмоциональной культуры социума с творчеством (П.В.Симонов), эмоций с волей (В.С. Мухина), участие эмоций в формировании социальных взаимоотношений с памятью и мотивацией человека (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, А.Д. Кошелева).

Специфична форма проявлений эмоций - аффекты, раскрывающие глубинный эмоциональный слой человека. Это сильные эмоциональные переживания, активно разрешающие сложные и противоречивые состояния. Они характеризуют экстрим не разрешенных ярких, спорных или неожиданных ситуаций.

Внешний характер эмоциональных реакций раскрывает компенсаторный механизм дефицита знаний, осмысление в удовлетворении конкретной потребности. Особенно это важно для характеристики социальных эмоций. Человек ставит вопросы: правильно ли «Я» поступаю? А мне это нужно? Вопросы образуются и без действий актуальной ситуации. Тогда их аспект - ориентир деятельности самого человека [4].

Эмоция показывает реакцию всего организма, всей личности на ситуации, к которым она не может адаптироваться. Тогда она имеет больше функциональное назначение. Физиологи и психологи И.П. Павлов и А. Валлон рассматривают эмоции, как психические состояния в связи с инстинктивной, безусловно-рефлекторной деятельностью;

Ж. Пиаже и Н.Д. Левитов определяют эмоции аффектом дезорганизации психической жизни и поведения человека. Для Ж. Пиаже эмоция как поведение, не сводимое к внутреннему переживанию или к физиологическому нарушению.

По мнению Л.С. Выготского, эмоция - источник взаимодействия организма со средой при нарушении его равновесия. В исследовании Г.А. Фортунатова, это - реакция человека на ситуацию, где чувства выражают направленность личности. Об эмоциях, как форме выражения чувств, утверждает А. Г. Ковалев.

Философское осмысление эмоций представлено французским философом Рене Декартом (1596 - 1650 г.г.). Им открыт дедуктивный (математический) метод познания. Его произведение «Трактат о человеке» раскрывает проблему страсти (описание телесных состояний - эмоций), выполняющие роль регулятора психической жизни человека. Эти функции машины тела, характеризуют процессы восприятия и идеи памяти. Это начало генезиса понимания сущности эмоций человека.

Среди мыслителей XVII века ученый Б. Спиноза предпринял попытку внести строгость геометрического анализа в беспорядочную массу традиционных сведений о человеческих эмоциях. В этот период чувства рассматривались регулятором поведения, независимо от реальной системы отношений между человеком и миром. Он первый доказал единение этих процессов, что противоречило идее Р. Декарта в разделении чувств на интеллектуальные и коренившиеся в организме человека [2].

Ч. Дарвин определял человека общественным существом, у которого есть высшие, духовные потребности, моральные, эстетические, познавательные, высшие чувства, обогащающие жизнь человека. Без них его идеи холодны, лишенные энергии, что снижает энергетику деятельности. Без чувств не развивается понимание убежденности.

С позиции Л.С. Выготского, это глубокое внутреннее ядро эмоциональных реакций - единство описательной и объяснительной психологии чувства. Современная психология эмоций вобрала в себя единство причинного объяснения и проблем значения человеческих жизненных страстей.

Понять физиологическую основу эмоций можно исследованиями функций высшей нервной деятельности. Это были труды отечественного ученого И.П. Павлова (1849 -1936 г.г.). В них он рассматривал эмоции продуктом деятельности мозга, в котором морфологическая система лимбична: события ассоциируются в коре головного мозга опытом проявления оценки.

Они представляют сложный феномен нейрофизиологических и двигательно-выразительных компонентов в субъективном переживании. Они в индивидуальном процессе образуют эмоции, как полноценно биологическое явление: у человека. Выражение и переживание эмоций врожденно, общекультурно и универсально. В тоже время, физиологически чувства характеризуют динамические стереотипы, образованные при жизни, системой временных связей. При этом возникают чувства тяжести и легкости, бодрости и пассивности, удовольствия и неприятности, радости, торжества и отчаяния.

И.П. Павлов утверждал: чувства при изменении обычного образа жизни (потеря близких) имеют физиологическую сущность изменений и, нарушая старый динамический стереотип, характеризуют сложность становления нового.

Главная особенность человеческих эмоций, по мнению И.П. Павлова, в общественно-исторической практике вырабатывается особый эмоциональный язык, который передается как общепринятое описание. На этой основе существует эмоциональный отклик на произведения искусства, которые достаточно жестко привязаны к определенной исторической эпохе.

В XVIII веке французским философом Г. К. Андрианом (1715 - 1771г.) в произведении «О человеке» утверждалось свободомыслие. Его социальная теория в категории интереса, пользы, выгоды, которые служат мерой человеческих поступков. Интерес идет из страстей, их себялюбия (удовольствие или страдание). Страсти - движущаяся сила общественного развития человека.

Фактором воспитания становится общественная среда в совокупности с внешними обстоятельствами, где законодательству и форме правления отведена ведущая роль. Гельвеций пытался создать науку о нравственности (чувство любви к себе исходит от чувств к удовольствию и отвращению к страданию).

Конец XVIII века и первой половине XIX века исследователями утвердилась интеллектуалистическая теория, органическое проявление которой становится следствием психических явлений, но единой точки зрения на формирование эмоций пока еще не было. Германский философ Г. Гегель (1770 - 1831) обосновал принципы философских идей в этом процессе:

- единство противоположности;

- идею исторической закономерности;

- принцип историзма в области человеческого знания и действия.

Он установил в науке и сознании человека истинные понятия процесса развития и истории: не существует ничего отдельно взятого, не связанного с рассудком и мыслью человека. Различия и недостатки индивида - часть понятия «человек» [1].

В его понимании духовная культура состоит в закономерном развитии постепенного выявления творческих сил мирового разума. Философия без поучения говорит о правах, утверждая абсолютное право, мораль и нравственность людей.

Начало XIX века определило несколько иную точку зрения на эту проблему. Так, другим германским философом Л.А. Фейербахом (1804 - 1872 г.г.) утвердилось убеждение в чувственности, как основном едином источнике истинного знания. Чувство долга формировалось на почве склонностей, но это были изменчивые факторы, которые реализовались против воли человека. Физика нравов, как господствующее нравственное учение, противопоставлялась этике счастья.

Российский философ В.С. Соловьев (1853 - 1900 г.г.) говорил о морали вселенной религии, основанной на любви. Весь мир в его понимании, состоял в постоянном взаимоотношении и непрерывном внутреннем взаимодействии идеальной и материальной природы.

Он выделял интеллектуальную любовь направленностью к отечеству, к богу, к человечеству. У него есть работы о смысле любви человека и оправдании добра. Оправдывая любовь, говорил о чувстве стыда: вместе с жалостью и благоговением, как переживание характеризуют появление нравственности.

Он определил содержание родительской любви. На его взгляд, переживания составляют все богатство духовной жизни человека. Победа над смертью сделает человека Сверхчеловеком.

Французский психолог Теодюль Рибо (1839 - 1916г.г.) основал общество физиологической психологии, в котором активно изучали психологию чувств.

Французский философ Анри Бергсон (1859 - 1941 г.г.) поток переживаний человека обозначал сознанием своего времени: это неделимость и целостность, без выделения в нем отдельных моментов. Происходит постоянное проникновение одного в другое: прошлого и настоящего, как творчество новых форм. Человек долго тянет за собой прошлое, и чем он больше живет, тем более он оригинален и неповторим.

Исследования второй половины XIX века оставили нам богатое научное наследство: Спенсер рассматривал эмоции или чувства измерением или состоянием сознания. В работах германского физиолога, психолога В.М. Вундта (1832 - 1920 г.г.). Он утверждал психологию наукой, развивающейся по своим психологическим законам:

- творческого синтеза (репродуктивное и творческое мышление);

- психических отношений (зависимость событий от внутренних отношений);

- контраста (в эмоциях противоположности усиливают друг друга);

- гетерогенности цели - поступок может возникнуть не преднамеренно поставленной цели, которые не предусмотрены первой цели действий, влияющих на его мотив [6].

В. Вундт создатель экспериментальной психологии с помощью контролируемого наблюдения субъекта за своим состоянием, ощущениями, чувствами. Он рассматривал психологию методом интроспекции (самонаблюдение), содержание которой вбирает в себя опыт сознания совместно с чувствами и эмоциями.

Им утверждены основные позиции на проблему изучения эмоций в трех измерениях: удовольствие - не удовольствие, успокоение - возбуждение, напряжение - разрядка. Практически, до него еще так никто из ученых не характеризовал понимание сущности эмоций.

В тоже время, его концепция не могла объяснить богатство палитры выразительные движений (улыбка, сдерживаемые слезы), так как эмоции не пассивное состояние организма, а побуждение к активности -стимул регуляции взаимоотношения со средой. Это теория структуры эмоций, где движения человека рудименты инстинктивных действий живого существа, связанные с борьбой, нападением, защитой человеческого потомства.

Австрийский психолог А. Адлер (1870 - 1937 г.г.) - создатель индивидуальной психологии. В его работе «О нервном характере» заключена основа концепции индивидуальной психологии. Это компенсаторная теория власти с её ключевыми принципами: чувство неполноценности и компенсация; стремление к превосходству; стиль жизни; социальный интерес; творческое «Я».

Даже положительные результаты многих исследователей еще не представили четкую структуру концепций о развитии человеческих эмоций. Только труды ученых конца 19 и первой половины 20 века представили две концепции о развития эмоций:

- первая биологическая теория эмоций разработана П.К. Анохиным (1898—1924 г.г.). В ней эмоции представлены и рассмотрены адаптационным механизмом для приспособлений психики человека к окружающей среде.

ХХ век дал продвижение научной мысли исследованиями о развитии эмоций.

Так, российский психолог С.Л. Рубинштейн (1889 - 1960 г.г.) охарактеризовал переживания человека -субъективной стороной реальной жизни, субъективным аспектом жизненного пути личности.

Он утверждал: эмоциональные процессы связаны взаимоотношениями и ходом событий, совершающихся в соответствии или в разрезе с потребностями индивида его деятельностью. Она удовлетворяет потребности движением внутренних органических процессов, захватывающих основные функции, от которых зависит жизнь организма. Это помогает индивиду в надстройке соответствующего действия или противодействия [5].

Второй важной концепцией этого периода стала информационная концепция П.В.Симонова. В ней эмоции представлены психическим отражением мозга в актуальной потребности и вероятной её удовлетворенности. Субъект оценивает проявление эмоций, в которых часто отражается непроизвольность и неосознанность соответствия достижениям цели с информацией, поступившей в данный момент в мозг. В ней совокуплены факторы, влияющие на возникновение и характер эмоций.

Деятельность мозга выражается частями:

1) бессознательные витальные потребности и побуждаемые ими врожденные поведенческие акты;

2) подсознательные - осознаваемые или осознанные в определенных условиях;

3) сверхсознание - неосознанное рекомбинирование накопленного опыта, который побуждает и направляет доминирующую потребность.

Потребностно-информационная теория, предложенная в 1964 году П.В. Симоновым, утверждает эмоцию человека отражением мозгом актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта.

Это формула Э = I [П, (Ин-Ис),...], где Э — эмоция; П — сила и качество актуальной потребности; (Ин-Ис) — оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и приобретенного опыта.

Это - теория возникновения положительных или отрицательных эмоций активизацией, где обнаруживается совпадение - рассогласование акцептора действий, как афферентной модели ожидаемых результатов, с одной стороны, и сигнализации о реально достигнутом эффекте, с другой. П.В. Симонов определил: долговременные негативные эмоции (страх, переживание боли) имеющие значимую роль в развитии неврогенных заболеваний.

Эмоции в теории отношений рассматривал В.Н. Мясищев (1893 - 1973 г.г.). В них он видел переживание человеком определенной деятельности. Он утверждал сознательные отношения избирательной активностью переживаний. По его мнению, они выражаются действиями - реакциями, предопределяя степень интереса, силу эмоций, желания, как движущую силу развития личности и динамику переживаемых реакций. Позже, говорил В.Н. Мясищев, отношения, принимая эмоциональную устойчивость, становятся чертами характера [3].

Российский философ В.П. Тугаринов (1898 -1978 г.г.) говорил о необходимости культурно-логического подхода к пониманию смысла жизни: «культурно развитый человек живет богатой духовной жизнью, доставляющей ему радости». Культура для В.П. Тугаринова, - мир ценности духовных качеств: разумности, ответственности, достоинства индивидуальности и свобода. Это помогает распоряжаться своей личностью и собственностью, принимать активное участие в общественной жизни. В этом он видел и пороки: грубость и невежество, эгоизм. Это поступает из социальной среды и материального неравенства.

Личность в его понимании:

- обладание исторически обусловленной степенью разумности и ответственности перед обществом;

- способность пользоваться ими в соответствии со своими внутренними качествами, определенными правами и свободами;

- способность вносить свой индивидуальный вклад в развитие общества, ведущего образ жизни, соответствующий идеалам его эпохи или класса.

Для него есть понимание ценности жизни и ценности культуры. Жизнь, здоровье, радость жизни, общение с себе подобными становится особой группой ценности. Полноценная жизнь - оптимизм и радости жизни, как критерии полноценной личности, что формируются эмоциональным фоном.

Российский психолог Д.Б. Эльконин (1904 - 1984 г.г.) - определил понятие - развивающее обучение, опираясь на труды Л.С. Выготского, П.П. Блонского, А.Н. Леонтьева. Он разрабатывал проблему психологии игры дошкольника. Его позиция: через игровую деятельность ребенок в социальном обществе познает основы человеческой культуры, что развивает его психику. Ребенок сам - социальное существо, поэтому вся его деятельность носит также общественный характер.

Для него источником формирования психики становится вся окружающая среда. В ней формируются идеалы потребности, принципы и эмоции, как цели действий. Общие изменения личности показывает возраст ребенка: жизненную позицию, взаимоотношения с окружающим, когда на каждом этапе формируются свои новые ценности, эмоции и мотивы поведения.

Развитие мотивационно-эмоциональной сферы личности происходит, по мнению Д.Б. Эльконина, в процессе усвоения ребенком общественных требований, норм и идеалов, накопленного эмоционального опыта. В каждый период возраста есть для развития свои условия, культура со своими собственными законами развития психики в зависимости от требований общества.

Отечественный психолог и физиолог В.С. Мерлин (1898 - 1982 г.г.), продолжая работы Лазурского, развивал идеи В.М. Бехтерева о внедрении экспериментального метода изучения психики человека.

В 30 годы с группой сотрудников методом клинической беседы и структурированной методикой наблюдения изучались эмоционально насыщенные рассказы о проблемных социальных отношениях людей. Это был стимульный материал для осмысливания и создания развернутых оценок детьми.

Он представлял эмоциональный строй личности детей с системой социальных представлений разного типа содержания узко-социальных, расширенно-социальных и широко-социальных проблем.

В ходе экспериментов личностным подходом обнаружена связь эмоций и воли с поведением, деятельностью, мышлением, речью и др. познавательными. процессами к началу школьного обучения. Данная связь была в зависимости от типа личности. Он изучал психику в связи со свойствами нервной системы.

Отечественный психолог Б.Г. Ананьев (1907 - 1972 г.г.) выделил особенности протекания эмоций: эмоциональные процессы возникают осознанно и неосознанно. Первые представления об эмоциях формировалось на материале отрицательных чувственных проявлениях, связанных с кризисами -конфликтами. Эмоции человека связаны с потребностями, так как они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребности. По эмоциям можно понять, что волнует человека. Хорошо, если бы эмоциональный фон состоял только из приятных чувств.

Другим отечественным психологом - Л.И. Божович (1908 - 1981 г.г.) изучались аффекты - бурные эмоциональные состояния психики. Исследованиями она показала: аффекты вызываются неожиданными острыми жизненными ситуациями, в которые попадает человек. Это как настроение, зависимое от индивидуальных особенностей человека, его темперамента, характера, воспитанности. Люди с такими проявлениями «загораются» без любых причин. Аффекты вызывают глубокие изменения в психической жизни человека, истощая её.

Людям в большей или меньшей степени свойственна аффектная жизнь, без которой они бы превратились в пассивных, безразличных существ. Человек, воспитав способность контролировать себя и владеть своими движениями, может контролировать и свои аффектные реакции.

Вторая половина XX и первая половина XXI веков исследований эмоциональных состояний выявила свои закономерности их развития. Отечественный психолог Е.П. Ильин (1933 - 2015 г.г.) изучал мотивы, эмоции и чувства в психологии индивидуальных различий, раскрывая при этом психофизиологию состояний человека.

Российский психолог В.С. Мухина создала свою научную школу «феноменология развития и бытия личности». Данный материал отражен ею дневником матери за сыновьями с рождения до 7 лет. («Дневник развития двух мальчиков», «Таинство детства»).

Ею предложена и рассмотрена теория исторического и онтогенетического развития структурных звеньев самосознания с эмоционально-ценностным отношением человека к себе телесному, к своему имени, к индивидуальному психическому «Я».

В зарубежной психологической науке существует теория У. Джемса и К.Г. Ланге, представляющая собой сосудосто-двигательную теорию эмоций с соматовегетативным компонентом. В ней свое объяснение возникновения эмоций: представление ощущений, вызываемых изменениями в произвольной сфере (внешние движения) и непроизвольной (сердечная, сосудистая, секреторная деятельность).

Есть двухкомпонентная теория (С. Шехтера) обусловленности переживания эмоций сочетанием двух факторов: физиологическим возбуждением и осмысленной когнитивной интерпретацией данного возбуждения в терминах эмоций.

Эта теория основывалась на стрессе - (понятие Г. Селье 1936 г.) для обозначения психического напряжения при выполнении деятельности в сложных условиях. В зависимости от выраженности стресс может оказывать на деятельность положительное или отрицательное влияние (до полной дезорганизации).

Данный катарсис - очищение: сильное эмоциональное потрясение, вызванное не реальными событиями жизни, а их символическим отображением в произведении искусства. Термин был привнесен в психологию и психоанализ из античной трагедии. Отсюда, органические изменения нужно рассматривать не следствием эмоционального процесса, а причиной.

Таким образом, подводя итог некоторых исследований разных исторических эпох жизни людей, можно констатировать, что: для современных исследований эмоционального развития человека необходимо опираться на теоретические позиции о высокой восприимчивости к социально-психологическим воздействиям (Л.И. Божович, Л.С. Выготский); положений о сущности личности (С.Л.Рубинштейн, А.Н. Левитов); философско-психолого-педагогических теории отношения (А.А. Бодалев), концепции системы совокупности отношений (В.Н. Мясищева). Основой осмысления эмоций стали теоретические

положения, разработанные трудами ведущих психологов: Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.С. Мухиной, К.Е. Изарда, П.В.Симонова о связях когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов общения.

Особенно важны для функционирования личности и социального взаимодействия в обществе четыре системы: эмоциональная, перцептивная, когнитивная и моторная. Совместно они формируют основу уникального человеческого поведения. Сама продуктивность человека характеризует их гармоничное взаимодействие. Неаффективное поведение и дезадаптация - результат нарушения или неправильного осуществления данных систем взаимодействия.

Выводы. Важна теория дифференциальных эмоций в признании роли отдельных эмоций в жизни человека. Новый эмоциональный очаг способен затормозить прежние эмоции. Эмоции изобретательно способствуют развитию познавательных процессов и торможению других. Определенность эмоционального состояния вызывают функциональные изменения во всей структуре значений, с которыми связана эмоция.

Литература:

1. Антология современной психологии конца ХХ века // По материалам конференции «Психология созидания». - Т7., Вып. 3. / отв. ред. Р.В. Габдреев. - Казань: Изд.-во «Мастер Лайн», 2001. - 378 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Мельникова Н.В.Методология исследования эмоциональной сферы ребенка, развития его личности педагогом / Н.В. Мельникова // Уч. пособие для студентов факультетов педагогики и психологии.-Шадринск: Изд-во АО «Исеть», - 2004. - 135 с.

3. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев // Избранные психологические труды. - М.: МПСИ, 2004. - 399 с.

4. Прохоров, А.О. Функциональные структуры саморегуляции психических состояний / А.О. Прохоров // Психология в Казанском университете: Сб. науч. тр. / Отв. редактор - Попов Л. М. Казань: КГУ, 2004. - С. 46-53.

5. Рубинштейн, С. Л. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн // — М.: Изд-во Наука, 1997. — 191 с.

6. Сеченов, И.М. Психология поведения / И.М.Сеченов // под ред. М.Г. Ярошевского; вст. статья М.Г. Ярошевского. - М.,1995. - 320 с.

7. Шакуров, Р.Х. Личность: психогенез и воспитание / Р.Х. Шакуров // - Казань: Центр инновационных технологий, 2003. - 305 с.

Психология

УДК:159.98

кандидат психологических наук, доцент Минуллина Аида Фаридовна

Институт психологи и образования. Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Казань); студент Михайлова Марина Олеговна

Институт психологии и образования. Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Казань)

СОЗАВИСИМОСТЬ И ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ

Аннотация. Статья посвящена теоретическому анализу феноменов «созависимость» и «дисфункциональное семейное воспитание». Показаны результаты исследования выраженности созависимости у матерей и реализуемых ими стилей воспитания в условиях неполной семьи. Установлено, что, обладая высоким уровнем созависимости, одинокие матери выстраивают и реализуют дисфункциональные тактики семейного воспитания, что может препятствовать естественному процессу взрослению детей.

Ключевые слова: созависимость, семья, дисфункциональное воспитание, привязанность, неполная семья.

Annotation. The article is devoted to the theoretical analysis of the phenomena of "codependence" and "dysfunctional family education". The results of the study of the degree of codependence in mothers and the styles of education they implement in an incomplete family are shown. It is established that, having a high level of codependence, single mothers build and implement dysfunctional tactics of family education, which can impede the natural process of growing up children.

Keywords: co-dependency, family, dysfunctional education, attachment, single-parent family.

Введение. Проблема созависимости, созависимых отношений в семьях продолжает быть актуальной, несмотря на продолжительный исторический путь ее исследования [1]. И если первоначально термен "созависимость" употреблялся исключительно только в контексте химических зависимостей, то сейчас определение этого термина является неоднозначным. В настоящее время в зарубежной и отечественной литературе существует немало исследований по данной проблеме.

Можно выделить ряд зарубежных и отечественных ученых, являющихся основателями данного исследовательского направления. Среди них Е. Янг, определяющий созависимость как проблему со здоровьем; А. Шеф, В. Менденгол, Р. Сабби, рассматривающие созависимость в контексте нарушений личности сопутствующих членов дисфункциональных семей [2].

Особый интерес вызывают исследования, посвященные проблеме проявления созависимости в актуальной семье и в последующих поколениях (Э.У.Смит, М. Битти, В. Д. Москаленко) [3, 4, 5, 6, 7]. По мнению большинства авторов, истоки формирования созависимости лежат в семье [5]. Созависимые личности происходят из семей, в которых взаимоотношения членов носят дисфункциональный, деструктивный характер [5].

Многочисленные исследования утверждают, что любое искажение семьи оказывает негативное влияние на развитие личности ребенка.

Scharf, M., Rousseau, S. в своем исследовании ярко продемонстрировали, что пагубное родительское представление о воспитании негативно сказывается на ранних родительских представлениях (PARC) выросших детей. Также было показано, что в большей степени на формирование PARC оказало влияние матерей (особенно избыточное участие в жизни детей и попытки максимально им помогать и контролировать) [8].

Prunas, A., Pierro, R.D., Huemer, J., Tagini, A. с позиции психодинамической теории изучили связь между защитными механизмами и конкретными негативными стилями привязанности. Результаты показали, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.