Научная статья на тему 'СТАТУС ЧЕЛОВЕКОВЕДЧЕСКОЙ МУДРОСТИ В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ'

СТАТУС ЧЕЛОВЕКОВЕДЧЕСКОЙ МУДРОСТИ В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
антропология / гуманитарные науки / личность / мудрость / мировоззрение. / anthropology / humanities / personality / wisdom / worldview.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Комилов, Далер Рустамович

В этой статье представлена информация о теориях гуманистической мудрости. Антропология — это изучение прошлого и настоящего человеческих обществ, культур и поведения. Антропология — это научное исследование человечества, которое фокусируется на развитии человеческих обществ, культур и физических характеристик человека. Антропология — это изучение биологического и культурного разнообразия человека, а также эволюции и развития человеческого общества. Антропология — это область исследований, которая стремится понять и объяснить сходства и различия человеческих обществ и культур во всем мире. Антропология изучает человеческое поведение, убеждения и действия в различных культурных контекстах. Антропология – это область, которая изучает происхождение, рост и поведение людей в контексте социальной, культурной и физической среды. Антропология — это междисциплинарная область, которая включает в себя такие области, как археология, культурная антропология, биологическая антропология и лингвистическая антропология. Гуманитарные науки — это изучение того, что значит быть человеком, и изучение способов, которыми люди и общества создают смысл, идентичность и отношения. Следует отметить, что на основе своих исследований он определил, что мировоззрение гуманистической мудрости указывает на плюрализм. Автор пытается определить основные цели исследования гуманистических взглядов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATUS OF HUMAN WISDOM IN WORLD CULTURE

This article provides information about humanistic wisdom theories. Anthropology is the study of human societies, cultures, and behavior, past and present. Anthropology is the scientific study of humanity that focuses on the development of human societies, cultures, and human physical characteristics. Anthropology is the study of human biological and cultural diversity and the evolution and development of human society. Anthropology is a field of study that seeks to understand and explain the similarities and differences of human societies and cultures around the world. Anthropology studies human behavior, beliefs, and actions in diverse cultural contexts. Anthropology is a field that studies the origins, growth, and behavior of humans in the context of their social, cultural, and physical environments. Anthropology is an interdisciplinary field that includes fields such as archaeology, cultural anthropology, biological anthropology, and linguistic anthropology. The humanities are the study of what it means to be human and the study of the ways in which people and societies create meaning, identity, and relationships. It should be noted that based on his research, he determined that the worldview of humanistic wisdom points to pluralism. The author attempts to define the main goals of the study of humanistic views.

Текст научной работы на тему «СТАТУС ЧЕЛОВЕКОВЕДЧЕСКОЙ МУДРОСТИ В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ»

о

СТАТУС ЧЕЛОВЕКОВЕДЧЕСКОЙ МУДРОСТИ В МИРОВОЙ

КУЛЬТУРЕ

с1 https://doi.org/10.5281/zenodo.14543972

Комилов Далер Рустамович

кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой история международной коммуникации Таджикского междунардного университет инностранных языков имени С.Улугзаде, г. Душанбе, ул. Мухамадиева Ф.

Аннотация: В этой статье представлена информация о теориях гуманистической мудрости. Антропология — это изучение прошлого и настоящего человеческих обществ, культур и поведения. Антропология — это научное исследование человечества, которое фокусируется на развитии человеческих обществ, культур и физических характеристик человека.

Антропология — это изучение биологического и культурного разнообразия человека, а также эволюции и развития человеческого общества.

Антропология — это область исследований, которая стремится понять и объяснить сходства и различия человеческих обществ и культур во всем мире. Антропология изучает человеческое поведение, убеждения и действия в различных культурных контекстах.

Антропология - это область, которая изучает происхождение, рост и поведение людей в контексте социальной, культурной и физической среды.

Антропология — это междисциплинарная область, которая включает в себя такие области, как археология, культурная антропология, биологическая антропология и лингвистическая антропология.

Гуманитарные науки — это изучение того, что значит быть человеком, и изучение способов, которыми люди и общества создают смысл, идентичность и отношения.

Следует отметить, что на основе своих исследований он определил, что мировоззрение гуманистической мудрости указывает на плюрализм.

Автор пытается определить основные цели исследования гуманистических взглядов.

Ключевые слова: антропология, гуманитарные науки, личность, мудрость, мировоззрение.

170/6.

[email protected]

В философии и мудрости существует общий принцип, согласно которому любое земное и небесное явление должно иметь чёткое и ясное определение. Однако этот принцип не может быть полностью применён к понятию Жизни. Жизнь - одно из самых сложных и многогранных понятий. Любое определение перед жизнью бессильно. Жизнь имеет своё начало и конец, ночи тьмы и дни рая, радость и веселье, горе и печаль. Иными словами, жизнь в целом представляет собой неразрывное противоречие вечных явлений, составляющих судьбу человека. Если взглянуть глубже, её идейное начало берёт свои истоки в постоянной борьбе двух основополагающих сущностей - Добра и Зла. Говорят, что жизнь - это одновременно и многое, и малое: для одних она длится долго, а для других - лишь мгновение. Эта мысль прекрасно отражена в строках Хафиза Ширази:

Если жизнь проходит счастливо, то и века Хиджры мало,

Но если несчастно - полвдоха слишком много.

Жизнь человека - это череда радостей и печалей, богатства и бедности, любви и привязанности, юности и красоты, страданий и труда, несбывшихся желаний, непрерывных мыслей, новых замыслов и планов, которые мы называем «взлёты и падения жизни». С другой стороны, жизнь - это испытание, посланное нам Всевышним. Испытание, которое порой бывает наполнено трудностями. Например, сироты живут, довольствуясь куском хлеба, с трудом добытым, и благодарят за это. Для других жизнь кажется лёгкой и полной благополучия, но они не умеют её ценить. Особенно тяжело тем, кто страдает физическими недостатками: слепым, глухим, немым, сиротам. Однако Всевышний всегда с ними, и всё это - лишь испытание. «Терпение горько, но его плод сладок».

Жизнь дана для служения,

Без служения жизнь - это стыд.

Что, по-вашему, значит жизнь? Существует ли особое определение этого понятия? Каждый человек может по-своему интерпретировать смысл жизни.

Эта тема неоднократно обсуждалась в многочисленных спорах и дискуссиях. Психологи, исследователи и философы сходятся во мнении, что у жизни нет чёткого и единого значения, но каждый человек может найти её смысл с точки зрения собственного мировоззрения. Поскольку рамки и образ жизни у каждого различны, смыслы жизни также различны. Поэтому нам не стоит спорить с другими, чтобы их интерпретации не расходились. С целью лучшего понимания жизни мы рассмотрим её разные аспекты.

В человековедческой мудрости есть неоспоримая истина, которая применима ко всему человечеству на протяжении всех времён. Каждый человек

- творец своей судьбы. Однако никто не знает, что его ждёт в будущем. С древности человечество пыталось познать самого себя, но полностью понять природу человека до сих пор не удалось. Если бы мы знали всё о людях, не было бы нужды в написании книг и дискуссиях.

Лев Толстой утверждал, что познание внутреннего мира человека - не простая задача. Это требует развития ума, самосознания и коллективного разума. Каждый человек имеет скрытые цели, которые являются результатом конкретных мыслей и проявляются в сознании как необходимость.

Во все времена лучших представителей человечества интересовали вопросы самопознания, самосозидания, восстановления личности, свободы, воли, равенства, справедливости, любви, войны и мира. Таджикский философ Акбари Турсон, анализируя судьбы восточных мыслителей, писал: «Король таджикской науки и философии Абу Али Сино (Авиценна) всегда находился в бегах; он встречал дни и ночи на чужбине... Абу Райхан Беруни в Хорезме попал в зависимость от "салатинов" султана Махмуда и был вынужден отправиться с его армией в Газни. Семья Мавлоно Джалолиддина Балхи спасалась от монгольского нашествия, покинув родину и осев в Конии. Носири Хисрав Кабодиани сначала бежал от Сельджуков в Хорасан и Мазендеран, затем в Бадахшан. Камоли Худжанди был вынужден оставить Тебриз, где не смог обрести покой...»

Прав Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон, когда говорит: "Мы должны искренне любить свою Родину, дорожить ею, как своей жизнью. Быть настоящими патриотами, благодарить за самое священное -независимость, и быть готовыми защищать свою землю, трудиться для процветания нашей страны и благополучия её народа".

История свидетельствует, что выдающиеся личности человечества нередко проходили через изгнание и бедствия. Несмотря на это, опираясь на свой талант, они освещали путь науки и разума, начиная свой путь с самопознания. Сегодняшний мир сталкивается с политическими и религиозными вызовами, что делает творческую задачу ещё сложнее. При этом важным остаётся не только интеллектуальное, но и нравственное развитие личности. Развитие гуманизма, уважение к традиционным ценностям и международное сотрудничество - вот основные ориентиры для человечества.

С нашей точки зрения, сегодня люди способны принимать идеи друг друга, но не все могут мыслить одинаково и придерживаться одного шаблона, если только они не хотят потерять свою индивидуальность. Человек должен воспринимать жизнь как долг и изначальную обязанность. Стремление лишить

человека психологической и моральной целостности всегда было целью тех, кто стремился к господству и власти.

Гегель справедливо заметил в своем труде «Лекции по философии истории»: «Опыт и история человечества свидетельствуют, что народы никогда ничему не учились из прошлого и не действовали на основе уроков, которые могли бы извлечь из него».

Аристотель утверждал, что через внутренние изменения и самопознание человек может трансформироваться с помощью этики и морали. По его мнению, внутренняя трансформация — ключевой путь к развитию и совершенствованию человека.

Само слово «человек» (по-таджикски «инсон») происходит от корня «инс», что означает доброта и любовь. Это имя отражает природу человека как существа, связанного с другими.

Платон же считал, что сущность человека заключается в его разумной природе, через которую он способен постигать мир и свои идеи.

В философии Ницше человек представлен как высший продукт эволюции. Однако он подчеркивал, что эволюция на человеке не заканчивается. Человек должен продолжать развиваться внутри себя, чтобы достичь высшего уровня человеческой природы.

Если человечество не научится жить в мире и согласии, опираясь на самопознание, оно неизбежно придет к уничтожению. Самопознание — это своего рода полет человека в бескрайние горизонты ради достижения высших целей.

Именно через самопознание человек способен понять свои возможности и использовать их для построения своей жизни.

С точки зрения антропологии, если человек вовремя не возьмет судьбу в свои руки, то это сделают другие. Если он не создаст собственную личность, то станет пленником идей и взглядов окружающих. К сожалению, большинство людей до сих пор не достигли понимания сути самопознания и саморазвития. Часто люди винят судьбу или Бога за свои неудачи, но успехи приписывают исключительно своим личным усилиям. Однако именно те, кто видит возможности даже в трудностях и продолжает бороться до конца, чаще всего добиваются успеха. Самопознание — это основа свободы, морали и справедливости. Когда человек познает себя, он осознает цель своей жизни, действует осмысленно и двигается вперед, даже если его путь труден. Напротив, тот, кто не осознает свою личность, не сможет продвигаться вперед даже на легком пути. Самопознание и уважение к чужим взглядам — это лучший путь к формированию нравственности и человечности. Сегодня мы

должны уделять особое внимание вопросу воспитания личности, чтобы построить здоровое общество и предотвратить аморальные проявления.

Что касается методологии антропологии внутренний мир человека — это тайна, которую невозможно полностью постичь обычным зрением. Абсолютная вера или неверие в людей, их восприятие как абсолютных или относительных понятий, — это ошибка. Люди должны обладать природной способностью к пониманию человеческой природы. Считать великого человека ничтожным — это заблуждение. В мире антропология считается одной из самых сложных и трудных наук. Быть антропологом означает обладать способностью распознавать человеческую сущность. Наука должна возникнуть, открыть путь, дать советы и ответить на вопросы «почему?» и «что делать?», иначе какой смысл верить в нее? В широком смысле личностью можно назвать тех людей, которые критически смотрят на мир, взращивают высокий характер и цели, не позволяют другим менять их выбранный путь. Они не считают эмоции всесторонним источником знания, действуют логично, открыто выражают недовольство судьбой и имеют непреодолимую жажду познания мира. Таких людей называют самопознающими. Мы поддерживаем идею личного мышления и считаем его необходимым. Прежде чем понимать других, нужно изучить свою собственную природу и раскрыть свои тайны.

В мире существуют разные темы с определенными значениями. Например, несмотря на разнообразие взглядов, существуют универсальные понятия, такие как уверенность в себе, разум, вера в себя, стремление и мотивация. Однако есть темы, которым невозможно дать конкретное определение, такие как счастье и жизнь.

Прогресс и достижения воспринимаются как основа жизни. Суть жизни заключается в ежедневных взаимодействиях с семьей и помощи окружающим.

Условия каждого человека отличаются, начиная с воспитания, среды, в которой он рос, заканчивая друзьями и окружением, влияющим на него. По этой причине невозможно определить универсальную жизнь, и мы не должны заставлять других принимать нашу точку зрения.

Аристотель утверждает, что счастье может быть смыслом жизни. Эта мысль открывает широкие перспективы, так как счастье субъективно, и каждый видит его по-своему. Поэтому, вместо того чтобы искать смысл жизни в других и их обстоятельствах, лучше искать его в себе. Понять, какие ценности делают вас счастливым, и осознать подлинное значение жизни.

Безусловно, способность распознавать человека по его поведению может быть одним из лучших способов анализа жизни. Это помогает строить отношения и предотвращать многие будущие разочарования и страдания.

Существуют разные подходы к пониманию личности. Однако мы хотели бы выделить метод, разработанный нами. Мы анализируем людей, исходя из ряда признаков, пытаясь научно доказать аспекты человеческой сущности. Тем не менее, мы никогда не полагаемся только на один признак и стремимся рассматривать их как инструмент для познания людей.

Можно сказать, что антропологическая мудрость — это то, что философы на протяжении истории развивали в своих учениях, формируя свои взгляды. Но как особая дисциплина философии, "антропологическая мудрость" возникла в современную эпоху. Она стала естественным результатом таких философских подходов, как феноменология и экзистенциализм. Первый из них, основанный на методическом отражении человеческого опыта, и личный опыт философов, естественным образом способствовали исследованию природы и места человека.

Мудрость антропологии — это изучение человеческих обществ, культур, а также поведения прошлого и настоящего. Антропология — это научное изучение человечества, которое касается развития человеческих обществ, культур и физических характеристик человека.

Мудрость антропологии — это изучение биологического и культурного разнообразия человека, а также эволюции и развития человеческих обществ.

Мудрость антропологии — это область исследований, которая стремится понять и объяснить сходства и различия между обществами и культурами по всему миру. Антропология изучает поведение, убеждения и действия человека в разных культурных контекстах.

Мудрость антропологии — это направление, которое исследует происхождение, развитие и поведение человека в контексте социальной, культурной и физической среды.

Мудрость антропологии — это междисциплинарная область, включающая такие направления, как археология, культурная антропология, биологическая антропология и лингвистическая антропология.

Мудрость антропологии изучает, что значит быть человеком, и способы, с помощью которых люди и общества создают смысл, идентичность и отношения.

Тем не менее, на наш взгляд, это не является слишком сложной или запутанной задачей, ведь все люди формируются по определённым шаблонам. Если мы знаем эти шаблоны, то легко поймем, что представляет собой человек.

Основная цель этого исследования — межличностное общение и онтология, которая существует в процессе этого общения.

Если человек будет стремиться к достижению своих целей с помощью силы воли, то есть через самопознание, он сможет раскрыть свой божественный замысел, и тогда, без давления внешних факторов, таких как семья, общество, культура и т.д., он будет двигаться по пути зелёной жизни с любовью, преодолевая препятствия и наслаждаясь каждым моментом жизни.

Исходя из этого, мы рассматриваем смысл человека на основе различных словарных определений:

Человечность — 1.относящийся к человеку; человеческий, человечество: долг человеческий. 2. человечество, род людской.

Человек — человек, человечество, род человеческий.

Человек — индивид, человек, человекоподобный.

Человечество — 1. род человеческий, вид людей, народ, люди. 2. человечность, гуманизм, отношения, достойные человека, добродетельное поведение; мир человечества — мир, в котором живут люди, мир, населённый людьми.

Нафс (с тадж.языка) — 1. душа, дух; природа человека. 2. в переносном значении — естественные желания человека и других живых существ к пище и наслаждениям; низкие желания, стремление к удовольствиям, чрезмерная привязанность к удовольствиям и плохие поступки.

Не человеческое — 1. чуждое человеческому поведению, не подходящее для человека. 2. выходящее за пределы человеческой силы.

Язык — 1. орган во рту, который используется для пережёвывания пищи, распознавания вкусов, а также для речи. 2. совокупность звуковых и языковых средств, отражающих деятельность мышления, используемая для общения и обмена мыслями.

Потомство — дети; поколение; род. Человеческий род — поколение людей; люди, потомки.

Человек (от корня «нисон» — забывание, и слова «инс» — привязанность, дружелюбие, противоположность дикости) в философии понимается как социально-историческая и культурная деятельность, высшая стадия развития живых существ на Земле, научное название которого Homo sapiens (человек разумный). Суть человека, его происхождение, предназначение и место в мире — одна из важнейших проблем философии, рассматриваемая в таких областях знаний, как социология, психология, физиология, педагогика, медицина и другие. Философия анализирует разнообразные научные подходы, добавляя им толкование и значение. Учения философских школ Древнего Ирана, Индии, Китая и Древней Греции рассматривали человека как создание из первозданного света и земли (Авеста), как «малый мир» (Сократ), важную

часть вселенной, содержащую все её элементы (вода, огонь, земля и воздух), состоящую из двух взаимосвязанных начал (Аристотель) — тела и духа (Платон). Человек и его сущность были первыми темами в религиях и философских учениях, существующих с древности. Таким образом, антропология является важнейшей областью знаний после самопознания, и многие философские и религиозные школы Ирана, Индии, Китая, Египта и Древней Греции, а также христианская и исламская теология, учёные Средневековья, эпохи Ренессанса и современности занимались изучением и осмыслением человека.

РУЙХАТИ АДАБИЁТ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Фарханги тафсирии забони точикй. 2.Ч,илд. Душанбе, Институти забон ва адабиёти АМИТ. С.Назарзода. 2008.

2. Фархднги тафсирии забони точикй. 2.Ч,илд. Душанбе, Институти забон ва адабиёти АМИТ. С.Назарзода. 2008.

3. Фарханги тафсирии забони точикй. 2.Ч,илд. Душанбе, Институти забон ва адабиёти АМИТ. С.Назарзода. 2008.

4. Фарханги тафсирии забони точикй. 2.Ч,илд. Душанбе, Институти забон ва адабиёти АМИТ. С.Назарзода. 2008.

5. Фарханги тафсирии забони точикй. 2.Ч,илд. Душанбе, Институти забон ва адабиёти АМИТ. С.Назарзода. 2008.

6. Фарханги тафсирии забони точикй. 2.Ч,илд. Душанбе, Институти забон ва адабиёти АМИТ. С.Назарзода. 2008.

7. Фарханги тафсирии забони точикй. 2.Ч,илд. Душанбе, Институти забон ва адабиёти АМИТ. С.Назарзода. 2008.

8. МрБУМ ru.academic.ru/11551 /%Р0%В8%Р0%БР%Р 1 %81 %Р0%ВЕ%Р 0%ВР

9. Толстой Л.Н. «Ч,анг ва сулх». Ч,.4. - Душанбе., 1962. - 424 с.

10. Турсунов А. Эхёи Ачам. - Душанбе, 1984.

11. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии.: Спб.: Наука, 1993.

12. https://www.google.com/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.