НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE УДК 614.849
DOI 10.25257/FE.2023.1.89-98
® В. А. АРИСТАРХОВ1, П. С. ГРИШАНКОВ1, О. В. ДВОЕНКО1
1 Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия
Стационарные ремонтные органы МЧС России: современное состояние и направления развития
АННОТАЦИЯ
Тема. В статье рассматривается вопрос образования и развития ремонтных подразделений в системе пожарной охраны, начиная с послевоенных лет по настоящее время. Определены положительные и отрицательные стороны разных форм функционирования ремонтных органов в системе МЧС России. Подтверждена актуальность наличия в системе МЧС России стационарных ремонтных органов в формах «федеральное автономное учреждение» и (или) структурного подразделения территориального органа. Определены направления дальнейшей работы, связанные с поддержкой принятия управленческих решений в вопросах создания в территориальном органе МЧС России ремонтных учреждений (подразделений).
Методы. Ретроспективный анализ экспертной оценки позволил определить «сильные и слабые» стороны разных типов функционирования ремонтных подразделений МЧС России.
Результаты. Проведён анализ функционирования стационарных ремонтных органов МЧС России в период с 2002 по 2021 гг. В рамках исследования проведён экспертный опрос с привлечением специалистов, обладающих необходимыми компетенциями в области управления ремонтными подразделениями. В ходе исследования получен вывод о том, что наиболее эффективной формой функционирования стационарного ремонтного учреждения является форма «федеральное автономное учреждение». Вместе с тем, наличие в территориальном органе МЧС России ремонтного учреждения в организационно-правовой форме «федеральное автономное учреждение»
не исключает возможности создания ремонтного учреждения в виде структурного подразделения территориального органа и наоборот.
Область применения результатов. Полученные результаты могут быть использованы в практической деятельности органов управления МЧС России в ходе организационного проектирования территориальных пожарно-спасательных гарнизонов при решении задач обеспечения технической готовности пожарно-спасательных подразделений.
Выводы. Наличие в территориальных органах МЧС России стационарных ремонтных учреждений позволяет повысить оперативность и качество решения задач по обеспечению технической готовности пожарно-спасательных подразделений. При этом возможность выбора организационно-правовой формы ремонтного органа позволяет расширить номенклатуру решаемых задач, повысить эффективность их деятельности, создать условия для привлечения квалифицированного персонала и развития материально-технической базы, что особенно актуально для МЧС России в современных социально-экономических условиях.
Ключевые слова: пожарная техника, федеральное автономное учреждение, ремонтно-технический центр, пожарно-спасательные подразделения
© V.A. ARISTARKHOV1, P.S. GRISHANKOV1, O.V. DVOENKO1
1 State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia
Stationary maintenance bodies of EMERCOM of Russia: current state and directions of development
ABSTRACT
Purpose. The article considers the issue of formation and development of maintenance units in fire service system, from the post-war years to the present. The positive and negative aspects of various forms functioning of maintenance bodies within EMERCOM's of Russia system have been defined. The relevance of presence of stationary maintenance bodies within EMERCOM's of Russia system in the form of a "federal autonomous institution" and/or structural subdivision of a territorial body has been confirmed. The directions for further work related to managerial decision making support in matters concerning the setting up of maintenance institutions (subdivisions) in a territorial body of EMERCOM of Russia have been determined.
Methods. A retrospective analysis of an expert assessment made it possible to determine strengths and weaknesses of various types of maintenance units functioning of EMERCOM of Russia.
Findings. The analysis of functioning of stationary maintenance bodies of EMERCOM of Russia for the period 20022021 has been carried out. As part of the study, an expert survey has been conducted with the involvement of specialists having necessary competencies in the field of maintenance units management. In the course of the study the conclusion has been made that the most effective form of functioning of a stationary maintenance institution is the form of a "federal autonomous institution". At the same time, the presence in a territorial body of EMERCOM of Russia of a maintenance unit in organizational and legal form of a "federal autonomous institution" does not exclude the possibility of establishing a maintenance unit in the form of a structural subdivision of the territorial body and vice versa.
Research application field. The obtained results can be used in practical work of command and control bodies of EMERCOM
FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2023. No. 1
of Russia in the course of organizational design of territorial fire and rescue garrisons in solving problems of ensuring technical preparedness of fire and rescue units.
Conclusions. The presence of stationary maintenance units in territorial bodies of EMERCOM of Russia allows increasing the efficiency and quality of solving tasks to ensure technical preparedness of fire and rescue units. Moreover, the possibility of choosing the organizational and legal form of the maintenance
body allows expanding the range of tasks to be solved, enhancing the efficiency of their work, creating conditions for attracting qualified personnel and developing the material and technical base, which is especially important for EMERCOM of Russia in modern socio-economic conditions.
Key words: fire appliances, federal autonomous institution, maintenance and technical center, fire and rescue units
Одной из основных задач, решаемых в системе МЧС России, является задача обеспечения готовности подразделений, которая, как указывается в работах [1, 2], координируется системой управления подразделениями. Готовность пожарно-спасательных подразделений, в свою очередь, зависит от множества факторов, оценивая которые можно сделать прогноз эффективности их реагирования [3].
Составной частью готовности пожарно-спасательных подразделений является техническая готовность, определяемая наличием и качественным состоянием техники, в первую очередь - пожарными автомобилями. Вопросы обеспечения пожарными автомобилями рассматривались различными авторами в работах [4, 5]. Подходы к обеспечению технической готовности пожарных автомобилей предлагались отечественными и зарубежными авторами [6-9]. Исследование оценки и управления технической готовностью как пожарных автомобилей, так и пожарно-спасательных подразделений в целом проводилось авторами в рамках научно-исследовательских работ [10-12].
Вместе с тем, происходящие изменения в нормативно-правовых актах Российской Федерации в сфере материально-технического обеспечения, обусловленные как внутренними, так и внешними факторами, требуют от современных руководителей развития существующих или выработки новых подходов к обеспечению технической готовности пожарно-спасательной техники -в первую очередь, к организации её технического обслуживания и ремонта. Разработка данных подходов возможна как на основе изучения имеющегося опыта, так и опыта иных федеральных органов исполнительной власти. Необходимо отметить, что имеющиеся в зарубежных странах предложения к организации технического обслуживания пожарной техники, в том числе за счёт участия волонтеров [13], требуют дополнительного обоснования, так как качество выполнения операций по техническому обслуживанию и ремонту зависит от наличия квалификации персонала и соблюдения установленного порядка технологических процессов.
В послевоенный период в СССР, начиная с 1950-х гг., бурное развитие промышленности предопределило увеличение количества образцов пожарной техники с одновременным усложнением её конструкции. Данное обстоятельство потребовало организации квалифицированного технического обслуживания и ремонта состоящих на снабжении подразделений пожарной охраны пожарных автомобилей и прочей техники. Одним из решений, доказавших свою эффективность, стало сведение необходимых специалистов, обладающих соответствующей квалификацией, в отдельные ремонтные подразделения, на базе которых осваивались операции по техническому обслуживанию и ремонту -посты технической службы. В дальнейшем данные ремонтные подразделения стали базой для создания самостоятельных ремонтных органов (ремонтных учреждений) - пожарных частей технической службы.
Для повышения производственных мощностей, расширения номенклатуры выполняемых работ пожарные части технической службы были объединены в пожарные отряды технической службы или еще более крупные ремонтные учреждения - производственно-технические центры.
Таким образом, к 2002 г. в федеральной противопожарной службе (ФПС) МВД России была сформирована качественная система проведения технического обслуживания и ремонта, позволяющая поддерживать заданный уровень технической готовности пожарных подразделений, в основе которой находились ремонтные учреждения различного типа. В 2002 г. ФПС вошла в состав МЧС России, и ремонтные учреждения ФПС продолжили свою работу в рамках новой системы.
Можно выделить следующие периоды функционирования ремонтных учреждений ФПС в системе МЧС России:
первый период (2002-2012 гг.) - вхождение ремонтных учреждений ФПС в структуру подразделений МЧС России;
второй период (2012-2015 гг.) - сокращение количества ремонтных учреждений (производственно-технических центров, отрядов технической службы), замена должностей сотрудников ФПС
на должности работников, сокращение объемов субсидий, выделяемых на обеспечение выполнения государственного задания;
третий период (2015-2019 гг.) - реорганизация производственно-технических центров и отрядов технической службы в ремонтные учреждения нового типа - центры материально-технического обеспечения (ЦМТО) ФПС;
четвертый период (2019 г. - настоящее время) -ликвидация ЦМТО, создание и развитие ремонтно-технических центров (отделений) территориальных органов МЧС России.
Первый период характеризуется процессами, связанными с уточнением типа и структуры ремонтных органов ФПС. На момент вхождения в МЧС России в составе указанных органов имелись пожарные части технической службы, которые в зависимости от количества техники гарнизона, были объединены в производственно-технические центры или пожарные отряды технической службы. Происходило совершенствование деятельности ремонтных органов: совместно с производителями осваивались новые виды техники, увеличивалась номенклатура выполняемых работ, активно развивалась производственно-техническая база, что положительным образом сказывалось на готовности территориальных органов МЧС России к выполнению задач по предназначению.
К 2012 г. в составе МЧС России имелось 60 ремонтных органов, функционирующих в формате федерального государственного бюджетного учреждения (ФГБУ) (в соответствии с Приказом МЧС России № 812 от 30.12.2011 г. «Об утверждении перечней федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»), в том числе:
- 6 пожарных частей технической службы;
- 21 отряд технической службы;
- 33 производственно-технических центра (рис. 1).
Однако стоит отметить, что на территории одного субъекта могли находиться сразу два ремонтных учреждения. Примером служит Ямало-Ненецкий автономный округ, где имелось две пожарных части технической службы, расположенные в городах Лабытнанги и Новый Уренгой, что было обусловлено значительным расстоянием и отсутствием прямого сообщения между данными населёнными пунктами.
Использование различных форм ремонтных учреждений позволило оптимизировать их структуру, привлечь квалифицированный личный
10 %
Пожарные части
Рисунок 1. Состав учреждений ремонтного профиля федеральной противопожарной службы
Figure 1. The structure of maintenance institutions of federal fire service (FFS)
состав, совершенствовать техническую оснащённость ремонтных органов, которые выполняли не только техническое обслуживание и ремонт пожарных автомобилей, но и освоили проведение капитального ремонта сложных образцов техники, а также выпуск новой продукции как пожарно-технического, так и общехозяйственного назначения (изготовление металлоконструкций, мебели, пошив тентов и т. д.) (рис. 2).
В ходе второго периода, в связи с принятыми решениями о сокращении в подразделениях обеспечения должностей сотрудников ФПС, происходила замена указанных должностей на должности работников, что негативным образом отражалось на результатах производственной деятельности учреждений. Снижение показателей производственной деятельности повлекло за собой сокращение к 2015 г. общего количества ремонтных органов с 60 до 48 единиц. Значительное сокращение объёмов субсидий, предоставляемых на выполнение государственных заданий, обуславливало поиск оптимальных моделей функционирования ремонтных учреждений.
Результатом данного поиска в третьем периоде стало изменение типа существующих ФГБУ на федеральные автономные учреждения (ФАУ), которыми стали центры материально-технического обеспечения ФПС по субъекту РФ.
Основными факторами, сдерживающими становление ЦМТО, стали:
- существенное сокращение объёмов выделяемых субсидий;
- кредиторская задолженность, перешедшая от предыдущих учреждений;
- запрет на определённые виды деятельности. Так, в частности, был установлен запрет
FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2023. No. 1
а (а) б (b)
Рисунок 2. Образцы продукции, выпускаемой ремонтными учреждениями ФПС: автомобиль газоспасательной службы (а), прицеп-цистерна (б) Figure 2. Samples of products produced by FFS maintenance institutions: gas rescue service engine (a), tank-trailer (b)
на сдачу в аренду имеющихся площадей, что на этапе становления учреждения приводило к существенным затратам на содержание основных фондов, которые не компенсировались предоставляемыми субсидиями.
Как отмечалось Управлением обеспечения МЧС России в ходе анализа деятельности ремонтных подразделений в 2016-2017 гг. (по итогам проведения учебно-методического занятия с руководителями управлений (отделов) материально-технического обеспечения региональных центров МЧС России, главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и начальниками федеральных автономных учреждений «Центр материально-технического обеспечения федеральной противопожарной службы по субъекту Российской Федерации»), помимо указанных причин, эффективную деятельность ФАУ ограничивали следующие обстоятельства:
- отсутствие утверждённых плановых объёмов ассигнований на среднесрочную перспективу (до 3 лет), что не позволяло разработать качественные программы развития ЦМТО;
- отсутствие у руководителей ЦМТО и органов управления МЧС России всех уровней опыта работы с учётом изменения организационно-правовой формы учреждений;
- отсутствие решений по дальнейшему использованию незадействованных производственных площадей, требующих значительных затрат на содержание;
- низкая эффективность деятельности наблюдательных советов ЦМТО;
- отсутствие методики планирования и осуществления приносящей доход деятельности ФАУ в системе МЧС России.
Вместе с тем, отдельные ФАУ даже в таких условиях в начальный период времени добились существенных успехов (рис. 3). Так, десять центров материально-технического обеспечения по субъектам Российской Федерации по итогам 2016 г. достигли 50 % и более показателя отношения объёмов внебюджетной деятельности к объёмам выделенной субсидии.
Организационно-правовая форма ФАУ потребовала существенных изменений в системе управления, при этом территориальные органы фактически утратили возможность влиять на производственную деятельность учреждений. Кроме того, в 2019 г. в рамках оптимизации структуры МЧС России перешло на трехуровневую систему управления, с сокращением общего количества
Рисунок 3. Пример организации работ по техническому обслуживанию и ремонту пожарной техники в центре материально-технического обеспечения ФПС по Курской области
Figure 3. An example of organizing fire equipment maintenance and repair in the logistics center of FFS for Kursk region
юридических лиц, в связи с чем в ходе четвертого периода принято решение о ликвидации ЦМТО, как самостоятельных ремонтных учреждений. Вместо ремонтных учреждений в территориальных органах МЧС России начали работу ремонтно-технические центры (отделения), непосредственно являющиеся структурными подразделениями территориального органа.
Таким образом, с 2012 г. произошло уменьшение количества ремонтных органов, созданных как в виде ремонтных учреждений, так и ремонтных подразделений территориальных органов (рис. 4).
В настоящее время в территориальных органах созданы и функционируют 54 ремонт-но-технических центра (отделения) (по материалам учебно-методического сбора с начальниками управлений (отделов) материально-технического обеспечения главных управлений и учреждений МЧС России. Калининград, 2022 г.). Укомплектованность ремонтно-технических центров (отделений) личным составом составляет 65 %, что обусловлено, в первую очередь, низким уровнем заработной платы работников по сравнению с заработной платой работников иных организаций. Данные о размерах средней заработной платы работников ремонтно-технических центров (отделений) и наёмных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц для отдельных субъектов Российской Федерации представлены в таблице 1.
Ремонтно-техническими центрами (отделениями) производится до 10 % от общего объёма
40 35
Годы
Рисунок 4. Динамика изменения количества ремонтных органов в территориальных органах МЧС России в 2012-2022 гг. Figure 4. Dynamics of changes in the number of maintenance bodies in territorial bodies of EMERCOM of Russia in 2012-2022
работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобильной, пожарной, аварийно-спасательной и иной техники территориальных органов МЧС России, выполняемых в том числе сторонними организациями.
Преимуществами функционирования ремонтных подразделений в форме структурного подразделения территориального органа является полный контроль их деятельности со стороны органов управления территориального органа, возможность оперативной корректировки производственных планов.
Вместе с тем, обстоятельствами, сдерживающими развитие ремонтно-технических центров (отделений), являются:
65-
60-
55-
50-
45-
2020
2022
Таблица 1 (Table 1)
Сравнительная таблица размеров средней заработной платы работников ремонтно-технических центров (отделений) и наёмных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц для отдельных субъектов Российской Федерации по итогам 2021 г. Comparative table of the average wages of employees of maintenance and technical centers (branches) and employees in other organizations, at individual entrepreneurs and individuals for some constituent components
of the Russian Federation based on the results of 2021
Наименование субъекта Российской Федерации Размер средней начисленной заработной платы работников ремонтно-технического центра (отделения), тыс. руб. Размер средней начисленной заработной платы наёмных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц*, тыс. руб.
г. Санкт-Петербург 22,35 61,991
Пермский край 20,0 37,598
Амурская область 25,0 48,964
Саратовская область 14,0 31,04
Республика Башкортостан 17,6 35,973
Примечание:
*По данным Федеральной службы государственной статистики. Ссылка на источник: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salarles 'According to the Federal State Statistics Service. Link to the source: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries
FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2023. No. 1
- низкий уровень заработной платы работников подразделений;
- недостаток финансовых средств на развитие производственно-технической базы.
Указанные недостатки обусловлены отсутствием возможности у ремонтно-технических центров (отделений) заниматься приносящей доход деятельностью, что является существенным фактором повышения мотивации персонала и стимулирования развития ремонтного органа в целом, как показывает предыдущий опыт функционирования ремонтных органов в форме ФГБУ и ФАУ.
Отсутствие в территориальных органах ремонтных органов влечёт увеличение затрат на содержание техники в виду необходимости проведения технического обслуживания и ремонта в сторонних организациях. Наличие собственных ремонтных органов позволяет сократить время простоя техники при ожидании технического обслуживания и ремонта, исключив время проведения конкурсных процедур, предусмотренных действующим законодательством (Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ), тем самым поддерживая коэффициент технической готовности подразделений на заданном уровне. Кроме того, как показывает практика, при наличии собственных ремонтных органов наблюдается значительное сокращение стоимости нормоча-са работ за счёт наличия собственных производственных площадей и оборудования, возможности использования запасных частей и материалов, получаемых в рамках централизованных поставок, меньших тарифных ставок рабочих (при условии использования иных методов мотивации - введении должностей сотрудников и т. д.), что особенно актуально в условиях недофинансирования мероприятий по техническому обеспечению.
Наличие собственных ремонтных органов позволяет создать мобильные ремонтные бригады на базе современных передвижных ремонтных мастерских (рис. 5), которые могут применяться как в плановом порядке для обслуживания и ремонта техники непосредственно в местах расположения подразделений, так и в оперативном порядке в круглосуточном режиме при тушении пожаров повышенных рангов, чрезвычайных ситуациях, а также ликвидации последствий стихийных бедствий.
Опыт других федеральных органов исполнительной власти - Минобороны России, Росгвардии по внедрению системы аутсорсинга показал, что полный переход на данный вид обеспечения негативно отражается на исправности вооружения
Рисунок 5. Передвижная мастерская технического обслуживания и текущего ремонта Figure 5. Mobile maintenance and repair workshop
и техники, в связи с чем необходимо иметь и развивать собственную ремонтную базу [14, 15].
Авторами, исходя из собственного опыта работы в области создания и обеспечения функционирования ремонтных органов различных типов, сформулированы положительные и отрицательные показатели различных форм функционирования ремонтных органов (табл. 2).
При формировании таблицы не учитывались общие показатели, являющиеся базовыми для принятия решения о необходимости создания в территориальном органе штатного ремонтного органа: производственная программа, наличие основных производственных фондов и т. д. Предполагается, что в начальный период деятельности ремонтные органы будут иметь равные стартовые возможности.
В рамках исследования, на основании перечня отобранных показателей, на онлайн-плат-форме https://app.onlinetestpad.com сформирован анонимный опрос, в рамках которого отобранным экспертам было предложено проранжировать каждый показатель, исходя из типа ремонтного органа. Эксперты выстраивали показатели в порядке выбывания уровня возможной реализации применительно к территориальному органу. В опросе участвовали восемь экспертов - представители центрального аппарата и территориальных органов МЧС России, занимающиеся (занимавшиеся) вопросами организации деятельности ремонтных учреждений и подразделений, а также должностные лица рассматриваемых учреждений и подразделений,
Таблица 2 (Table 2)
Сравнительная таблица показателей различных форм функционирования ремонтных органов Comparative table of indicators of various forms of maintenance bodies functioning
Показатель Возможный уровень реализации
ФКУ (ремонтно-технический центр (структурное подразделение территориального органа)) ФГБУ ФAУ
Получение дополнительного дохода Низкий Средний Высокий
Уровень заработной платы персонала Низкий Средний Высокий
Оперативная корректировка производственного плана Высокий Низкий Средний
Контроль со стороны территориального органа Высокий Средний Низкий
Развитие материально-технической базы Низкий Средний Высокий
Выполнение дополнительных функций Высокий Низкий Средний
Нормативное регулирование контрактной работы Высокий Средний Низкий
Возможность мотивации персонала Низкий Средний Высокий
Таблица 3 (Table 3)
Матрица результатов опроса Survey results matrix
Показатель Тип ремонтного органа Номер опросной анкеты Всего Место
1 2 3 4 5 6 7 8
Возможность дополнительного дохода ФКУ 3 3 3 3 3 3 3 3 24 3
ФГБУ 1 1 2 2 2 2 2 2 14 2
ФAУ 2 2 1 1 1 1 1 1 10 1
Возможный уровень заработной платы ФКУ 2 2 3 3 3 3 3 3 22 3
ФГБУ 3 1 2 1 2 2 2 2 15 2
ФAУ 1 3 1 2 1 1 1 1 11 1
Возможность оперативной корректировки плана ФКУ 1 1 1 2 1 3 3 1 13 1
ФГБУ 3 2 2 1 2 2 2 2 16 2
ФAУ 2 3 3 3 3 1 1 3 19 3
Контроль со стороны территориального органа ФКУ 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1
ФГБУ 2 2 3 2 3 2 2 2 18 2
ФAУ 3 3 2 3 2 3 3 3 22 3
Возможность развития материально-технической базы ФКУ 1 2 3 3 3 3 3 3 21 3
ФГБУ 3 1 1 1 2 2 2 2 14 2
ФAУ 2 3 2 2 1 1 1 1 13 1
Возможность выполнения дополнительных функций ФКУ 1 2 1 3 2 3 1 1 14 1
ФГБУ 2 1 2 2 1 2 3 2 15 2
ФAУ 3 3 3 1 3 1 2 3 19 3
Регламентация контрактной работы ФКУ 1 1 1 3 3 1 3 1 14 1
ФГБУ 2 2 3 2 1 2 2 2 16 2
ФAУ 3 3 2 1 2 3 1 3 18 3
Возможность мотивации персонала ФКУ 3 2 3 3 3 3 3 3 23 3
ФГБУ 1 1 2 1 2 2 2 2 13 2
ФAУ 2 3 1 2 1 1 1 1 12 1
FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2023. No. 1
:........
Возможность Возможный Возможность Контроль Возможность Возможность Регламентация Возможность
дополнительного уровень оперативной со стороны развития выполнения контрактной мотивации
дохода заработной корректировки территориального материально- дополнительных работы персонала
платы плана органа технической функций
базы
Рисунок 6. Диаграмма результатов опроса с ранжированием полученных результатов: ■ - федеральное казённое учреждение; ■ - федерального государственного бюджетного учреждения; ■ - федеральные автономные учреждения Figure 6. Chart of survey results with ranking the obtained results: ■ - Federal State Institution; ■ - Federal State Budgetary Institution; ■ - Federal Autonomous Institutions
занимавшие должности не ниже главного инженера - заместителя руководителя, и показавшие высокие результаты деятельности. Дистанционный формат проведения опроса, а также ограниченное время проведения (опрос проводился в пределах 1 суток) позволили минимизировать взаимовлияние экспертов и уменьшить воздействие посторонних факторов на итоговые результаты.
Матрица результатов проведённого экспертного опроса представлена в таблице 3, графическое отображение результатов опроса -на рисунке 6.
На диаграмме видно, что в целом результаты экспертного опроса подтвердили предположения авторов об уровне влияния различных показателей на результаты деятельности ремонтных учреждений.
Необходимо отметить незначительную разницу между оценками авторов и опрошенных экспертов таких показателей, как «Контроль со стороны территориального органа» и «Возможность выполнения дополнительных функций» таблиц 2 и 3. Однако данные оценки относятся к типам учреждений ФАУ и ФГБУ, и существенного влияния на результаты опроса не оказывают.
ВЫВОДЫ
На основании ретроспективного анализа типов ремонтных органов МЧС России, а также результатов опроса экспертов можно сделать вывод о том, что наиболее эффективным из трех рассмотренных типов ремонтных органов, является форма ФАУ.
Однако стоит отметить, что наличие в территориальном органе МЧС России ремонтного органа в организационно-правовой форме ФАУ
не исключает возможности создания ремонтного подразделения в виде структурного подразделения территориального органа и наоборот, что наиболее характерно для территориальных органов, имеющих пожарные подразделения, расположенные на значительном удалении друг от друга.
Решение о создании и выборе конкретного типа ремонтного органа является многокритериальным, зависящим от множества факторов. К ним относится не только потребность пожарной техники в техническом обслуживании и ремонте, но и наличие и состояние основных производственных фондов, кадрового потенциала, объёмов выделяемых финансовых ресурсов, возможность формирования выездных ремонтных бригад, конкурентноспособность [16] и т. д. Разработка многокритериальной модели поддержки принятия решения о создании ремонтного органа того или иного типа в целях обеспечения технической готовности территориальных органов МЧС России в современных условиях деятельности является актуальным предметом дальнейших исследований.
Результаты проведённого исследования могут использоваться в том числе в ходе организационного проектирования территориального пожарно-спасательного гарнизона [17], при определении необходимого состава сил и средств нештатной технической службы территориального пожарно-спасательного гарнизона.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Калач А. В., Мартинович Н. В. Алгоритм оценки деятельности пожарно-спасательного подразделения // Вестник Воронежского института ФСИН России. 2021. № 3. С. 71-76.
2. Martinovich N. V., Mel'nik A. A., Kalach A. V., Akulov A. Yu. Functional Model of Activity of the Fire And Rescue Unit // Journal
of Physics: Conference Series. 2020. Vol. 1479. P. 012007. DOI:10.1088/1742-6596/1479/1/012007
3. Топольский Н. Г., Бутузов С. Ю, Вилисов В. Я., Семиков В. Л. Модель эффективности реагирования в иерархической системе управления по оценкам готовности пожарных подразделений // Пожаровзрывобезопасность. 2021. Т. 30, № 5. С. 42-57. D0I:10.22227/0869-7493.2021.30.05.42-57
4. Тараканов Д. В., Шкунов С. А, Роенко В. В., Соколов С. В., Арутюнян Д. А. Ранжирование вариантов переоснащения парка основных пожарных автомобилей на основе критерия оперативной готовности // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2018. № 2. С. 49-54. D0I:10.25257/FE.2018.2.49-54
5. Зайченко Ю. С. Модель и алгоритмы поддержки управления распределением пожарных автомобилей в территориальные пожарно-спасательные гарнизоны: дис. ... канд. техн. наук: 2.3.4 / Зайченко Юлия Сергеевна. М.: Академия ГПС МЧС России, 2022. 150 с.
6. Абдулвахабов М. М, Кнутов М. С., Семенов А. Д. О системе технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей и аварийно-спасательной техники // Пожарная и техносферная безопасность: проблемы и пути совершенствования. 2020. № 1(5). С. 29-32.
7. Сатин А. П., Аристархов В. А, Дайнес В. А. Некоторые особенности обеспечения готовности пожарных автомобилей при долгосрочном планировании деятельности подразделений // Технологии техносферной безопасности. 2022. Вып. 1 (95). С. 89-101. D0I:10.25257/TTS.2022.1.95.89-101
8. Chun Ch.-S., Kim S.-M. A Study on Statistical Methods for Prediction of Service Life of Fire Trucks // Fire Science and Engineering. 2021. Vol. 35, no. 2. Pp. 39-44. D0I:10.7731/KIFSE.7d557484
9. Chun Ch.-S., Kim S.-M. A Study on Decisional Factors for Service Life of Fire Trucks // Fire Science and Engineering. 2021. Vol. 35, no. 5. Pp. 32-37. D0I:10.7731/KIFSE.ff831185
10. Сорокоумов В. П. Оценка технической готовности мобильных средств пожаротушения к применению по предназначению // Технологии техносферной безопасности. 2022. Вып. 2 (96). С. 53-68. D0I:10.25257/TTS.2022.2.96.53-68
11. Оценка готовности к применению мобильных средств пожаротушения: отчет о НИР № 121120200047-8 / Рук. В. П. Со-рокоумов. М.: Академия ГПС МЧС России, 2021. 46 с.
12. Аристархов В. А. Модели и алгоритмы управления технической готовностью пожарно-спасательных подразделений: дис. ... канд. техн. наук: 2.3.4 / Аристархов Владимир Анатольевич. М.: Академия ГПС МЧС России, 2022. 189 с.
13. Prentice T. To serve and protect: Bringing diversity to Australia's emergency services // Australian Emergency Services Magazine. 2021. Vol. 26, iss. 5. Pp. 17-22.
14. Куц А. В., Зарубин С. В., Никорчук В. И, Третьяков А. А. Перспективы развития инфраструктуры стационарной ремонтной базы подразделений технического обеспечения войск национальной гвардии Российской Федерации // Наука и военная безопасность. 2021. № 3 (26). С. 117-122.
15. Материалы расширенного заседания Коллегии Министерства обороны под руководством Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации Владимира Путина [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12449212@ egNews (дата обращения 22.12.2022).
16. Аблаев Р. Р., Кокодей Т. А. Оценка факторов конкурентоспособности авторемонтного предприятия // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2019. № 2(28). С. 14-21. D0I:10.17122/2541-8904-2019-2-28-14-21
17. Архипов М. И., Паращенко Н. Е., Васильев С. А. Организационное проектирование территориального пожарно-спасательного гарнизона на примере Воронежской области // Сибирский пожарно-спасательный вестник. 2022. № 1 (24). С. 22-28. D0I:10.34987/vestnik.sibpsa.2022.89.36.003
REFERENCES
1. Kalach A.V., Martinovich N.V. Fire and rescue unit activity evaluation algorithm. Vestnik Voronezhskogo instituta FSIN Rossii - Bulletin of the Voronezh Institute of Federal Penitentiary Service of Russia. 2021, no. 3, pp. 71-76 (in Russ.).
2. Martinovich N., Mel'nik A., Kalach A., Akulov A. Functional model of activity of the fire and rescue unit. Journal of Physics: Conference Series. 2020, vol. 1479, p. 012007. D0I:10.1088/1742-6596/1479/1/012007
3. Topolsky N.G., Butuzov S.Yu., Vilisov V.Y., Semikov V.L. A model of response efficiency in the hierarchical control system based on the assessment of readiness of fire departments. Pozharovzryvobezopasnost - Fire and Explosion Safety. 2021, no. 30(5), pp. 42-57 (in Russ.). D0I:10.22227/0869-7493.2021.30.05.42-57
4. Tarakanov D., Shkunov S., Roenko V., Sokolov S., Arutyunyan D. Ranking of options for major fire truck fleet replacement based on the operational readiness criterion. Pozhary i chrezvychaynyye situatsii: predotvrashcheniye, likvidatsiya -Fire and Emergencies: Prevention, Elimination. 2018, no. 2, pp. 49-54 (in Russ.). D0I:10.25257/FE.2018.2.49-54
5. Zaichenko Yu.S. Model i algoritmy podderjki upravleniya raspredeleniem pozharnyh avtomobiley v territorialnye pozharno-spasatelnye garnizony [Model and algorithms for supporting the management of the distribution of fire trucks to territorial fire and rescue garrisons. PhD in Engin. Sci. diss.]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2022. 150 p. (in Russ.).
6. Abdulvakhabov M.M., Knutov M.S., Semenov A.D. 0n the system of maintenance and repair of fire trucks and emergency rescue equipment. Pozharnaia i tekhnosfernaia bezopasnost': problemy i puti sovershenstvovaniia - Fire and technosphere safety: problems and ways of improvement. 2020, no 1(5), pp. 29-32 (in Russ.).
7. Satin A.P., Aristarkhov V.A., Daynes V.A. Some features of ensuring the readiness of fire trucks in the long-term planning of the activities of units. Tekhnologii tekhnosfernoi bezopasnosti -Technology of technosphere safety. 2022, iss. 1(95), pp. 89-101 (in Russ.). D0I:10.25257/TTS.2022.5.95.89-101
8. Chun Ch.-S., Kim S.-M. A Study on Statistical Methods for Prediction of Service Life of Fire Trucks. Fire
Science and Engineering. 2021, vol. 35, no. 2, pp. 39-44. DOI:10.7731/KIFSE.7d557484
9. Chun Ch.-S., Kim S.-M. A Study on Decisional Factors for Service Life of Fire Trucks. Fire Science and Engineering. 2021, vol. 35, no. 5, pp. 32-37. DOI:10.7731/KIFSE.ff831185
10. Sorokoumov V.P. Assessment of the technical readiness of mobile fire extinguishing equipment for use as intended. Tekhnologii tekhnosfernoi bezopasnosti - Technology of technosphere safety. 2022, iss. 2(96), pp. 53-68 (in Russ.). D0I:10.25257/TTS.2022.2.96.53-68
11. Assessment of readiness for the use of mobile firefighting equipment: research report No. 121120200047-8. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2021. 46 p. (in Russ.).
12. Aristarkhov V.A. Modeli i algoritmy upravlenija technicheskoy gotovnostyu pojarno-spasatelnyh podrazdeleniy [Models and algorithms for managing the technical readiness of fire and rescue units. PhD in Engin. Sci. diss.]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2022. 189 p. (in Russ.).
13. Prentice T. To serve and protect: Bringing diversity to Australia's emergency services. Australian Emergency Services Magazine. 2021, vol. 26, iss. 5, pp. 17-22.
14. Kutz A.V., Zarubin S.V., Nikonchuk V.I., Tretyakov A.A. Prospects for the development of the infrastructure of the stationary repair base of the technical support units of the troops of the National Guard of the Russian Federation. Nauka i voennaia bezopasnost' - Science and military security. 2021, no. 3(26), pp. 117-122 (in Russ.).
15. Materials of the expanded meeting of the Board of the Ministry of Defense under the leadership of the Supreme Commander-in-Chief of the Armed Forces of the Russian Federation Vladimir Putin. Available at: https://function.mil.ru/ news_page/country/more.htm?id=12449212@egNews (accessed December 22, 2022) (in Russ.).
16. Ablaev R.R., Kokodey T.A. Assessment of factors of competitiveness of the car repair enterprise. Vestnik UGNTU. Nauka, obrazovanie, ekonomika. Seriia: Ekonomika. - USNTU Bulletin. Science, education, economics. Series: Economics. -
FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2023. No. 1
2019. - no 2(28). - pp. 14-21. - DOI 10.17122/2541-8904-20192-28-14-21. - EDN CSAGPP. (In Russ.).
17. Arkhipov M.I., Paraschenko N.E., Vasiliev S.A. Organizational design of the territorial fire and rescue garrison
on the example of the Voronezh region // Siberian Fire and Rescue Bulletin. 2022. no. 1 (24). pp. 22-28. Available at https:// dx.doi.org/10.34987/vestnik.sibpsa.2022.89.36.003. (accessed December 22, 2022) (In Russ.).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ Владимир Анатольевич АРИСТАРХОВ Н
Кандидат технических наук доцент кафедры пожарной техники,
Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация SPIN-код 8003-4053 Аи^огЮ: 1050976
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8523-4396 Н [email protected]
Павел Станиславович ГРИШАНКОВ
Старший преподаватель кафедры пожарной техники, Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация SPIN-код 8523-1961 Аи^Ю: 1174332 [email protected]
Олег Викторович ДВОЕНКО
Кандидат технических наук, доцент,
начальник кафедры пожарной техники,
Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация
SPIN-код 2013-9651
Аи^Ю: 772016
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0436-4974 [email protected]
Поступила в редакцию 23.12.2022 Принята к публикации 17.02.2023
Для цитирования:
Аристархов В. А, Гришанков П. С., Двоенко О. В. Стационарные ремонтные органы МЧС России: современное состояние и направления развития // Пожары и чрезвычайные ситуации: предупреждение, ликвидация. 2023. № 1. С. 89-98. 001:10.25257/РЕ.2023.1.89-98
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Vladimir A. ARISTARKHOVH
PhD in Engineering,
Associate Professor of Fire Appliances Department
State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation
SPIN-KOfl: 8003-4053
AuthorlD: 1050976
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8523-4396 H [email protected]
Pavel S. GRISHANKOV
Senior Lecturer of Fire Appliances Department
State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation SPIN-KOfl: 8523-1961 AuthorlD: 1174332 [email protected]
Oleg V. DVOENKO
PhD in Engineering, Associate Professor, Chief of Fire Appliances Department,
State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation SPIN-KOfl: 2013-9651 AuthorID: 772016
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0436-4974 [email protected]
Received 23.12.2022 Accepted 17.02.2023
For citation:
Arlstarkhov V.A., Grlshankov P.S., Dvoenko O.V. Stationary maintenance bodies of EMERCOM of Russia: current state and directions of development. Pozhary i chrezvychaynyye situatsii: predotvrashcheniye, likvidatsiya -Fire and emergencies: prevention, elimination, 2023, no. 1, pp. 89-98. DO1:10.25257/FE.2023.1.89-98