УПРАВЛЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ
MANAGEMENT IN ORGANIZATIONAL SYSTEMS
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE УДК 658.7.01
DOI 10.25257/FE.2022.2.116-122 ©В. А. АРИСТАРХОВ1
1 Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия
Перспективы переоснащения пожарно-спасательных подразделений пожарными автомобилями
АННОТАЦИЯ
Тема. В статье рассматривается возрастной и марочный состав парка пожарных автомобилей, находящихся в по-жарно-спасательных подразделениях. Проведено исследование динамики изменения возрастного состава парка пожарных автомобилей в 2011-2021 гг. Осуществлено моделирование динамики изменения парка пожарных автомобилей с учётом утверждённой программы технического переоснащения подразделений МЧС России пожарной, спасательной, специальной и авиационной техникой до 2030 года. Подтверждена актуальность вопроса реструктуризации парка пожарных автомобилей МЧС России и определены направления дальнейшего совершенствования нормативного обеспечения процесса управления парком пожарных автомобилей.
Методы. С помощью метода графического моделирования описана динамика изменения доли современных образцов в составе парка пожарных автомобилей с учётом поступления новых образцов. В ходе анализа имеющихся сведений выявлены системные проблемы, связанные с возрастным и марочным составом, которые не могут быть решены на уровне территориальных органов и учреждений.
Результаты. Автором установлено, что доля пожарных автомобилей со сроками службы до 10 лет в период с 2011 по 2021 гг. снизилась с 38,6 % до 24,1 %. При этом, если не будут приняты меры по исключению из состава парка высвобождающихся образцов, в ходе планируемого переоснащения доля указанных пожарных автомобилей в 2030 г. составит 34,3 %,
что меньше уровня 2011 г. В случае организации планомерной работы по исключению из парка высвобождающихся пожарных автомобилей, не имеющих перспектив дальнейшего использования, доля образцов со сроками службы до 10 лет к 2030 г. достигнет значения 40,5 %. Разработаны предложения по совершенствованию нормативного обеспечения процесса управления парком пожарных автомобилей, направленные на оптимизацию возрастного состава парка пожарных автомобилей.
Область применения результатов. Полученные результаты могут быть использованы в практической деятельности органов управления МЧС России, при разработке нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы высвобождения движимого имущества.
Выводы. Предложенные в статье направления совершенствования нормативного обеспечения процесса управления парком пожарных автомобилей, основанные на анализе парка пожарных автомобилей, имеют целью повысить готовность пожарно-спасательных подразделений к действиям по предназначению, и могут быть реализованы путём внесения изменений в действующие нормативные правовые акты МЧС России, регламентирующие вопросы распоряжения движимым имуществом.
Ключевые слова: пожарная техника, пожарные автомобили, техническая готовность, техническое переоснащение
© V.A. ARISTARKHOV1
1 State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia
Prospects for replacing the fire truck fleet in fire and rescue units
ABSTRACT
Purpose. The article deals with the age and model composition of the fire truck fleet in fire and rescue units. The dynamics of changes in the age composition of the fire truck fleet in the period from 2011 to 2021 has been studied. Simulating the dynamics of changes in the fire truck fleet has been carried out, taking into account the approved program for technical re-equipment of the units of EMERCOM of Russia with fire, rescue, special and aircraft equipment until 2030. The relevance of the issue of restructuring the fire truck fleet of EMERCOM of Russia has been
confirmed and ways for further development of the regulatory support for the process of fire truck fleet management have been determined.
Methods. Using the method of graphical simulation, the dynamics of changes in the share of modern vehicles in the fire truck fleet has been described, considering the arrival of new samples. Analysing the available data, systemic problems related to the age and model composition of the fire truck fleet, which cannot be solved at the level of territorial bodies and institutions, have been identified.
Findings. The author of found that the share of fire trucks with the service life up to 10 years had decreased from 38.6 % to 24.1 % in the period from 2011 to 2021. Thus, if measures to replace aging vehicles from the fleet are not taken during the planned re-equipment, the share of these fire trucks in 2030 will be 34.3 %, which is below the level of 2011. But, if the authorities organise systematic work to replace aging fire trucks, that have no prospects for further use, the proportion of vehicles with the service life up to 10 years will reach 40.5 % by 2030. Proposals to improve the regulatory support for the process of fire truck fleet management aimed at optimizing its age composition have been developed.
Research application field. The obtained results can be used in the practical activities of the governing bodies of EMERCOM
of Russia and also in the development of legal acts regulating movable property replacement.
Conclusions. The ways to develop the regulatory support for the fire truck fleet management process proposed in the article, which are based on the analysis of the fire truck fleet, are aimed at increasing the readiness of fire and rescue units to act as intended, and can be implemented by amending the current regulatory legal acts of EMERCOM of Russia regulating movable property management concerns.
Key words: fire fighting appliances, fire trucks, technical readiness, technical re-equipment
Готовность пожарно-спасательных подразделений к действиям по предназначению находится в прямой зависимости от технического состояния техники, имеющейся на снабжении подразделения. В первую очередь необходимо говорить о состоянии пожарных автомобилей -основных технических средств, предназначенных для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Изучению состояния парка транспортных средств, в том числе для выявления проблем в этой области, а также создания моделей управления парком пожарных автомобилей, уделяется достаточно много внимание как российскими [1-4], так и зарубежными авторами [5-9].
В настоящее время в составе парка техники пожарно-спасательных подразделений России имеется свыше 15 тыс. пожарных автомобилей.
В ходе исследования установлено, что срок службы большинства пожарных автомобилей составляет свыше 20 лет (рис. 1). В исследованиях, проведённых в 2019 г. [1], отмечалось, что доля
пожарных автомобилей со сроком службы свыше 20 лет составляет 43 % - происходит старение парка.
Доля образцов со сроком службы до 10 лет, которые в рамках данного исследования отнесены к современным образцам техники [10], составляет 24 %.
Принимая во внимание, что 18 лет - установленный срок службы пожарного автомобиля, с учётом проведения капитального ремонта, можно сделать вывод о значительном старении парка пожарных автомобилей (рис. 1).
По сведениям, представленным территориальными органами через цифровую систему учёта технического состояния пожарной, спасательной, специальной и авиационной техники МЧС России, наиболее возрастным пожарным автомобилем, находящимся в эксплуатации, является пожарная автоцистерна на шасси Мерседес-Бенц 1966 года выпуска, которая находится в Главном управлении МЧС России по Смоленской области (рис. 2).
47%/
29/
10/
14/
Рисунок 1. Возрастной состав парка пожарных автомобилей: - до 5 лет; ■ - 6-10 лет; ■ - 11-20 лет; ■ - свыше 20 лет
Figure 1. Age composition of the fire truck fleet: ■ - up to 5 years old; ■ - 6-10 years old; ■ - 11-20 years old; ■ - over 20 years old
Рисунок 2. Пожарная автоцистерна на шасси Мерседес-Бенц (АЦ-2,4-40 Даймлер-Бенц ЛАФ 1113). Фото предоставлено 21 ПСЧ ОФПС ГПС ГУ МЧС России по Смоленской области
Figure 2. Water tender on the Mercedes-Benz chassis
ПОЖАРЫ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ: ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ, ЛИКВИДАЦИЯ. 2022. № 2
FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2022. No. 2
Рисунок 3. Пожарная автоцистерна на шасси ЗИЛ-130 Figure 3. Water tender on the ZIL-130 chassis
ИСУДЗУ
Рисунок 4. Марочный состав парка пожарных автомобилей Figure 4. Model composition of the fire truck fleet
Наличие в составе парка пожарных автомобилей образцов на шасси устаревших марок ЗИЛ (рис. 3) также негативно влияет на готовность пожарно-спасательных подразделений. Доля образцов данной марки составляет свыше 40 %. Марочный состав парка пожарных автомобилей представлен на рисунке 4.
Необходимо учитывать, что наличие устаревших шасси, с момента прекращения выпуска которых прошло 20 и более лет, к которым относятся ГАЗ-66 (рис. 5), УРАЛ-375 и другие, значительно усложняет процесс организации эксплуатации пожарных автомобилей.
Дефицит запасных частей и материалов к данным маркам автомобильных шасси также затрудняет организацию использования, технического обслуживания и ремонта, повышает стоимость их содержания в пожарно-спасательных подразделениях.
Рисунок 5. Пожарный автомобиль на шасси ГАЗ-66 Figure 5. Fire truck on the GAZ-66 chassis
В ходе исследования установлено, что за период с 2011 по 2021 гг. в России происходило постепенное общее старение парка пожарных автомобилей (рис. 6).
Из представленной диаграммы видно, что доля современных образцов пожарных автомобилей за рассматриваемый период снизилась с 38,6 % до 24,1 %.
В настоящее время основную часть парка современных образцов, а именно 67 %, составляют пожарные автоцистерны. Доля высотной техники составляет порядка 9 %. Распределение современных образцов пожарных автомобилей по видам представлено на рисунке 7.
Несмотря на производимые закупки новой техники ситуация не меняется в лучшую сторону. Основным фактором, сдерживающим обновление парка, является частичная «заморозка» процедуры реализации и списания движимого имущества.
2011 2013 2015 2017 2019 2021 Год
Рисунок 6. Динамика изменения доли современных образцов Figure 6. Dynamics of change in the share of modern fire vehicles
67 о/
50737 67
37
27
1477
Рисунок 7. Распределение современных образцов пожарных автомобилей по видам:
- пожарные автоцистерны; ■ - пожарно-спасательные автомобили; ■ - пожарные штабные автомобили; пожарные автолестницы; ■ - пожарные автоподъемники; ■ - пожарные автонасосные станции; ■ - прочие
Figure 7. Share of modern models of fire trucks by type: В - water tender; В - fire-rescue vehicle;
- command support units; - ladder trucks; В - tower ladder;
В - fire truck pumping stations; В - others
Произошедшие изменения в организационной структуре территориальных органов, связанные с поставкой на баланс территориального органа техники ранее закрепленной на праве оперативного управления за подразделениями федеральной противопожарной службы, и отсутствие нормативных правовых актов, чётко разграничивающих понятия «движимое имущество, находящееся в оперативном управлении ГПС», «военное имущество» и «иное движимое имущество», приводит к двойному трактованию имеющихся норм и практически полной остановке реализации и списания высвобождающейся техники.
Исключением является передача высвободившей техники, не имеющей перспектив дальнейшего использования в МЧС России, в государственную собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность органов местного самоуправления и в казну Российской Федерации. Однако количество передаваемой техники относительно невелико, так, в 2021 г. была согласована передача порядка 600 единиц техники. В указанную цифру входят не только пожарные автомобили, но и автомобильная техника, техника продовольственной службы и т. д.
Капитальный ремонт пожарных автомобилей не ведёт к обновлению парка и не влияет на размер доли современных образцов.
Кроме того, несмотря на проводимые исследования [11, 12], как показывают экспертные опросы [13], актуальным остаётся вопрос нормативов положенности пожарных автомобилей для городов и населённых пунктов России.
Таким образом, вышеуказанные проблемные вопросы не позволяют отнести задачу переоснащения парка пожарных автомобилей к детерминированным задачам и использовать для её решения широко известные методы динамического программирования [14].
В целях определения наиболее оптимальных направлений совершенствования структуры парка проведено моделирование динамики изменения парка пожарных автомобилей с учётом утверждённой программы технического переоснащения подразделений МЧС России пожарной, спасательной, специальной и авиационной техникой до 2030 г. Результаты представлены на рисунке 8.
При моделировании объёмы поступления пожарной техники с 2022 г. рассчитывались
* >s
-о ?
38 36
34
28 26
20
Год
Рисунок 8. Результаты моделирования динамики изменения доли современных образцов до 2030 года Figure 8. Results of simulating the dynamics of changes in the share of modern fire vehicle until 2030
40 -
32
30
24
22
2020
2022
2026
2028
2030
FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2022. No. 2
как сумма среднего количества пожарных автомобилей, закупаемых в год - 300 ед., и количества пожарных автомобилей, закупаемых в рамках программы технического переоснащения подразделений МЧС России пожарной, спасательной, специальной и авиационной техникой до 2030 г.
В результате моделирования установлено несущественное с 24,1 % в 2021 году до 34,3 % в 2030 году увеличение доли современных образцов, что меньше уровня 2011 года.
Очевидно, что коэффициент пополнения парка (г) превышает коэффициент выбытия (Ь) [15], что, с одной стороны, свидетельствует о расширении парка, но одновременно показывает на его старение, ведущее к ухудшению качественного состояния.
Проведено моделирование состояния парка пожарных автомобилей с учётом исключения из его состава высвобождающихся образцов (до 50 % от количества планируемых к поступлению образцов в год). В ходе исследования установлено, что в данном случае доля образцов со сроками службы до 10 лет к 2030 году достигнет значения 40,5 % (рис. 9).
Очевидно, что для реструктуризации парка в целях повышения доли современных образцов необходимо исключать из парка пожарных автомобилей высвобождающиеся образцы, не имеющие перспектив дальнейшего использования в системе МЧС России. Стоит отметить, что вопросы переоснащения парка пожарных автомобилей рассматривались в работах [16-18]. А критерий отбора образцов, подлежащих первоочередной замене, предложен в работе [19]. Вместе с тем в указанных работах отсутствуют рекомендации по нормативному обеспечению процесса управления парком пожарных автомобилей.
На основании полученных результатов, можно сделать вывод о том, что в целях организации процесса выбытия образцов необходимо:
1) на нормативном уровне чётко разграничить понятия «движимое имущество, находяще-
* >s
-о ?
20
2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 Год
Рисунок 9. Сравнение динамики изменения доли современных образцов до 2030 года: ■ без учёта выбытия техники; -•— с учётом убытия техники
Figure 9. Comparison of the dynamics of changes in the proportion of modern fire vehicles until 2030: - without taking into account the aging fire truck replacement; -•- - considering the aging fire truck replacement
еся в оперативном управлении ГПС МЧС России», «военное имущество» и «иное движимое имущество», исключив существующую неопределённость;
2) внести изменения в действующие нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы реализации высвобождающегося движимого имущества, с учётом новой организационно-штатной структуры территориальных органов МЧС России, наделив территориальные органы и учреждения МЧС России необходимыми полномочиями;
3) произвести уточнение нормативов по-ложенности пожарных автомобилей пожарно-спасательных подразделений в соответствии с новыми организационными структурами.
В качестве заключения также можно отметить, что в настоящее время подтверждена актуальность вопроса реструктуризации парка пожарных автомобилей МЧС России и определены направления дальнейшей работы, связанные, в первую очередь, с совершенствованием нормативного обеспечения процесса управления парком пожарных автомобилей.
45
оо 40
25
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Логинов В. И., Пичугин А. И., Старцев В. И., Кузнецов Ю. С., Мичудо Д. Г., Навценя Н. В., Яковенко К. Ю. О необходимости реструктуризации возрастного состава парка основных пожарных автомобилей. Внедрение новых моделей пожарных автомобилей при формировании структуры обновленного парка // Актуальные вопросы пожарной безопасности. 2019. № 2 (2). С. 48-59.
2. Шкунов С. А. Информационно-аналитическая поддержка управления переоснащением парка пожарных автомобилей: дис. ... канд. техн. наук: 05.13.10 / Сергей Александрович Шкунов. М.: Академия ГПС МЧС России, 2018. 143 с.
3. Яковенко Ю. Ф, Яковенко К. Ю. Пожарные автомобили для защиты пожароопасных объектов // Пожаровзрыво-безопасность. 2003. № 4. С. 85-92.
4. Киселев В. В. Исследование состояния пожарной техники на примере пожарно-спасательного гарнизона [Электронный ресурс] // Novainfo. 2019. № 101. С. 1-4. Режим доступа: https://novainfo.ru/article/16511 (дата обращения 01.03.2022).
5. Perez J., Maldonado S, Lopez-Ospina H. A fleet management model for the Santiago Fire Department // Fire Safety Journal. 2016, vol. 82, pp. 1-11. D0i:10.1016/j.firesaf.2016.02.008
6. Gardner J. [et al.] Driving with data in the motor city: Mining and modeling vehicle fleet maintenance data // arXiv preprint arXiv:2002.10010. 2020. DOI:10.48550/arXiv.2002.10010
7. Schuelke-Leech B. A. An Investigation of Municipal Truck Size and Safety Guards on Vulnerable Road Users. 2019. Режим доступа: https://www.toronto.ca/wp-content/ uploads/2019/06/87df-TS_VZ_Schuelke-Leech_2019_Municipal_ Truck-Safety....pdf (дата обращения 01.03.2022).
8. Bielli M, Bielli A, Rossi R. Trends in models and algorithms for fleet management // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2011. Vol. 20. Pp. 4-18. D0I:10.1016/j.sbspro.2011.08.004
9. Bentley J, Hodge C. Federal Best Practices: Core Principles of Sustainable Fleet Management. National Renewable Energy Lab (NREL), Golden, CO (United States), 2020. No. NREL/TP-5400-77788. Режим доступа: https://www.osti.gov/biblio/1713290 (дата обращения 26.02.2022).
10. Онищенко Ю. А, Мозжухин А. Э. Основные положения методики определения обобщенных категорий качества образцов техники в системе МЧС России // Технологии гражданской безопасности. 2017. № 3 (53). С. 20-23.
11. Брушлинский Н. Н., Соколов С. В. К вопросу о нормативах положенности основной и специальной пожарной техники для городов и населенных пунктов России // Пожарное дело. 2009. № 1. С. 38-40.
12. Порошин А. А, Харин В. В., Бобринев Е. В., Удавцо-ва Е. Ю, Кондашов А. А. Вопросы нормирования ресурсной потребности пожарной охраны // Пожарная и техносферная безопасность: проблемы и пути совершенствования. 2020. № 1 (5). С. 507-512.
13. Аристархов В. А, Сатин А. П., Дайнес В. А, Матюшин А. В., Семиков В. Л. Актуализация проблем управления тех-
ническим обеспечением территориальных органов МЧС России на основе анкетирования и экспертного опроса // Технологии техносферной безопасности. 2021. Вып. 4(94). С. 172-186. D0l:10.25257/TTS.2021.4.94.172-186
14. Таха Х. А. Введение в исследование операций. 7-е изд. / Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. 912 с.
15. Кузнецов Е. С. Управление техническими системами. Учебное пособие. М.: МАДИ (ТУ), 2003. 247 с.
16. Роенко В. В., Тараканов Д. В., Шкунов С. А. Критерии оценки вариантов переоснащения подразделений МЧС России [Электронный ресурс] // Технологии техносферной безопасности. 2014. Вып. 5(57). С. 12. Режим доступа: https:// www.elibrary.ru/download/elibrary_23104543_69787270.pdf (дата обращения 20.02.2022).
17. Тараканов Д. В., Шкунов С. А, Роенко В. В., Соколов С. В., Арутюнян Д. А. Ранжирование вариантов переоснащения парка основных пожарных автомобилей на основе критерия оперативной готовности // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2018. № 2. С. 49-54. D0I:10.25257/FE.2018.2.49-54
18. Зайченко Ю. С., Шкунов С. А, Тараканов Д. В. Модель поддержки принятия решений при управлении распределением мобильных средств пожаротушения // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2021. № 1. С. 64-70. D0I:10.25257/FE.2021.1.64-70
19. Аристархов В. А, Рожков А. В. Поддержка принятия решения о необходимости замены пожарных автомобилей в пожарно-спасательных подразделениях // Технологии техно-сферной безопасности. 2021. Вып. 2(92). С. 106-115. D0I:10.25257/TTS.2021.2.92.106-115
REFERENCES
1. Loginov V.I., Pichugin A.I., Startsev V.I., Kuznetsov Yu.S., Michudo D.G., Navzenya N.V., Yakovenko K.Yu. Restructure need of the age composition of fire truck park. Introduction of new fire truck models at the formation of updated park structure. Aktualnye voprosy pozharnoi bezopasnosti (Current fire safety issues). 2019, no. 2(2), pp. 48-59 (in Russ.).
2. Shkunov S.A. Informacionno-analiticheskaja podderzhka upravlenija pereosnashheniem parka pozharnyh avtomobilej [Information and analytical support for the management of re-equipment of the fire truck fleet. PhD in Engin. Sci. diss.]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2018. 143 p. (in Russ.).
3. Yakovenko Y.F., Yakovenko K.Y. Fire trucks for the protection of fire-hazardous objects. Pozharovzryvobezopasnost (Fire and Explosion Safety). 2003, no. 4, pp. 85-92 (in Russ.).
4. Kiselev V.V. Investigation of the state of fire equipment on the example of a fire and rescue garrison. NovaInfo. 2019, no. 101, pp. 1-4. Available at: https://novainfo.ru/article/16511 (accessed March 1, 2022) (in Russ.).
5. Perez J., Maldonado S., Lopez-Ospina H. A fleet management model for the Santiago Fire Department. Fire Safety Journal. 2016, vol. 82, pp. 1-11. D0I:10.1016/j.firesaf.2016.02.008
6. Gardner J. [et al.] Driving with data in the motor city: Mining and modeling vehicle fleet maintenance data. arXiv preprint arXiv:2002.10010. 2020. D0I:10.48550/arXiv.2002.10010
7. Schuelke-Leech B.A. An Investigation of Municipal Truck Size and Safety Guards on Vulnerable Road Users. 2019. Available at: https://www.toronto.ca/wp-content/uploads/2019/06/8 7df-TS_VZ_Schuelke-Leech_2019_Municipal_Truck-Safety....pdf (accessed March 1, 2022).
8. Bielli M., Bielli A., Rossi R. Trends in models and algorithms for fleet management. Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2011, vol. 20, pp. 4-18. D0I:10.1016/j.sbspro.2011.08.004
9. Bentley J., Hodge C. Federal Best Practices: Core Principles of Sustainable Fleet Management. National Renewable Energy Lab (NREL), Golden, CO (United States), 2020, no. NREL/TP-5400-77788. Available at: https://www.osti.gov/biblio/1713290 (accessed February 26, 2022).
10. Onischenko Yu.A., Mozzhukhin A.E. The main principles of a methodology for determining generalized categories
of equipment quality in the system of EMERCOM of Russia. Tekhnologii grazhdanskoi bezopasnosti (Civil Security Technology). 2017, vol. 3(53), pp. 20-23 (in Russ.).
11. Brushlinsky N.N., Sokolov S.V. On the question of the standards of the basic and special fire equipment for cities and localities of Russia. Pozharnoe delo (Fire business). 2009, no. 1, pp. 38-40 (in Russ.).
12. Poroshin A., Kharin V., Bobrinev E., Udavtsova E., Kondashov A. Rationing issues of resource requirements of fire protection service. Pozharnaia i tekhnosfernaia bezopasnost: problemy iputi sovershenstvovaniia (Fire and technospheric safety: problems and ways of improvement). 2020, vol. 1(5), pp. 507-512 (in Russ.).
13. Aristarkhov V.A., Satin A.P., Daines V.A., Matyushin A.V., Semikov V.L. Actualization of problems of technical support management of territorial bodies of EMERCOM of Russia based on the questionnaire and expert survey. Tehnologii tehnosfernoj bezopasnosti (Technology of technosphere safety). 2021, vol. 4(94), pp. 172-186 (in Russ.). D0I:10.25257/TTS.2021.4.94.172-186
14. Taha H.A. Operations research: an introduction (in English). New Jersey: Paerson Education, 2003 (Russ. ed. Taha H.A. Vvedenie v issledovanie operatsii. Moscow, "Williams" Publishing House, 2005. 912 p.
15. Kuznetsov E.S. Upravlenie tekhnicheskimi sistemami [Management of technical systems]. Moscow, Moscow Automobile and Road Construction State Technical University Publ., 2003. 247 p. (in Russ.).
16. Roenko V.V., Tarakanov D.V., Shkunov S.A. Criteria for evaluating options reequipment units of EMERCOM of Russia. Tehnologii tehnosfernoj bezopasnosti (Technology of technosphere safety). 2014, iss. 5 (57). Available at: http://academygps.ucoz.ru/ ttb/2014-5/2014-5.html (accessed February 20, 2022) (in Russ.).
17. Tarakanov D., Shkunov S., Roenko V., Sokolov S., Arutyunyan D. Ranking of options for major fire truck fleet replacement based on the operational readiness criterion. Pozhary i chrezvychaynyye situatsii: predotvrashcheniye, likvidatsiya (Fire and Emergencies: Prevention, Elimination). 2018, no. 2, pp. 49-54 (in Russ.). D0I:10.25257/FE.2018.2.49-54
18. Zajchenko Y., Schkunov S., Tarakanov D. The model of decision making support for mobile extinguishing media
FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2022. No. 2
distribution control. Pozhary i chrezvychaynyye situatsii: predotvrashcheniye, likvidatsiya (Fire and Emergencies: Prevention, Elimination). 2021, no. 1, pp. 64-70 (in Russ.). D0I:10.25257/FE.2021.1.64-70
19. Aristarkhov V.A., Rozhkov A.V. Support for decision-making on the need to replace fire trucks in fire and rescue
units. Tehnologii tehnosfernoj bezopasnosti (Technology of technosphere safety). 2021, vol. 2 (92), pp. 106-115 (in Russ.). DOI:10.25257/TTS.2021.2.92.106-115
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ Владимир Анатольевич АРИСТАРХОВ Н
Старший преподаватель кафедры пожарной техники,
Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация
SPIN-код: 8003-4053
Ди^огЮ: 1050976
ORCID: 0000-0002-8523-4396
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Vladimir A. ARISTARKHOVH
Senior Lecturer of the Department of Fire Appliances,
State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation
SPIN-KOA: 8003-4053
AuthorlD: 1050976
ORCID: 0000-0002-8523-4396
Поступила в редакцию 6.02.2022 Принята к публикации 12.04.2022
Received 6.02.2022 Accepted 12.04.2022
Для цитирования:
Аристархов В. А. Перспективы переоснащения пожарно-спасательных подразделений пожарными автомобилями // Пожары и чрезвычайные ситуации: предупреждение, ликвидация. 2022. № 2. С. 116-122. 001:10.25257^Е.2022.2.1 16-122
For citation:
Aristarkhov V.A. Prospects for replacing the fire truck fleet In fire and rescue units. Pozhary i chrezvychaynyye situatsii: predotvrashcheniye, likvidatsiya (Fire and emergencies: prevention, elimination). 2022, no. 2, pp. 116-122. DQI:10.25257/FE.2022.2.1 16-122