УДК 614.842.83.07/.08 DOI 10.25257/FE.2020.3.77-83
КИСЕЛЁВ Дмитрий Владимирович
Главное управление МЧС России по Московской области,
Химки, Россия
E-mail: [email protected]
МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ
Статья посвящена деятельности специализированных пожарно-спасательных частей по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ. Автором рассматривается вопрос привлечения данных подразделений для выполнения задач, возложенных на гражданскую оборону Российской Федерации. Исходя из специфики деятельности специализированных пожарно-спасательных частей, данные подразделения способны эффективно выполнять задачи гражданской обороны в мирное и военное время.
Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, пожар, гражданская оборона, техническое оснащение, безопасность, пожарно-спасательная часть.
Совершенствование вопросов гражданской защиты, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС), обеспечения пожарной безопасности - важнейшие направления деятельности государства, обеспечивающей конституционные права граждан.
В условиях меняющегося миропорядка, обострения военных конфликтов, изменения климата, возникновение биологической опасности вопросы защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера стоят как никогда остро.
В отличие от природных катастроф, техногенные катастрофы в основном случаются внезапно. Техногенной катастрофой принято называть катаклизм, вызванный аномалиями технологических систем. Энергетические, ядерные, инфраструктурные, транспортные, космические аварии и катастрофы, в конечном счёте, вызываются рассогласованием взаимодействия элементов сложных систем, в создании и функционировании которых задействованы как люди, так и те или иные элементы созданных ими технологий [1].
Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляется комплекс мер, направленных на прогнозирование и предупреждение ЧС техногенного характера. Вместе с тем качественного улучшения дел в данной области не происходит. Высокая аварийность на объектах промышленности и в транспортной сфере Российской Федерации обусловлена комплексом взаимосвязанных причин:
- высокий износ оборудования;
- отсутствие современных систем предупреждения ЧС, оповещения населения о возможных угрозах;
- нечёткое разграничение сфер ответственности, низкий уровень взаимодействия и координации между органами исполнительной власти на всех уровнях, а также между собственниками потенциально опасных объектов (ПОО) и эксплуатирующими их организациями;
- распределение бюджетных средств по многочисленным и недостаточно увязанным между собой федеральным и региональным целевым программам;
- усиление негативного воздействия антропогенных факторов, системных нарушений установленных норм и правил эксплуатации ПОО;
- системы предупреждения, оповещения и ликвидации последствий ЧС на ПОО проектируются и устанавливаются организациями, зачастую не обладающими требуемой квалификацией;
- слабая подготовка и низкая трудовая дисциплина персонала ПОО;
- пренебрежение требованиями безопасности собственниками и эксплуатирующими организациями ПОО;
- несоответствие нормативной правовой базы обеспечения безопасности современным условиям.
Указанные факторы требуют чёткого нормативного регулирования, позволяющего на законодательном уровне организовать своевременное и эффективное реагирование на риски, возникающие в результате названных выше угроз.
Указом Президента Российской Федерации от 16 октября 2019 года № 501 утверждена «Стратегия в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года» (далее Стратегия). Реализация настоящей Стратегии предусматривает создание оптимальных условий для
© Киселёв Д. В., 2020
77
эффективного решения общегосударственных задач в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и защищённости критически важных и потенциально опасных объектов, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС, пожарах и происшествиях на водных объектах, в целях обеспечения национальной безопасности и устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации в современных геополитических условиях.
Мероприятиями по реализации Стратегии предусмотрено создание условий для эффективной деятельности аварийно-спасательных служб и формирований, пожарно-спасательных подразделений с учётом приоритетов регионального развития и экономических перспектив освоения территорий, а также совершенствования спасательных технологий, технических средств и экипировки.
Указанный комплекс мер в России, в частности, эффективно реализует комплекс системных мер, направленных на повышение уровня защиты населения и территорий от ЧС, являющийся одной из стратегических целей национального приоритета «государственная и общественная безопасность», и одним из путей обеспечения национального приоритета «повышение качества жизни российских граждан» [2].
Федеральным законом «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ определено, что в целях тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в населённых пунктах создаются территориальные пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы (ФПС). Аварийно-спасательные работы (АСР), осуществляемые пожарной охраной, представляют собой действия по спасанию людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия взрывоопасных предметов, опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных ЧС.
Какими силами осуществлять весь комплекс мер, связанных с выполнением задач гражданской обороны? Учитывая широкое распространение ФПС на территориях, большую её численность (по сравнению со спасательными воинскими формированиями), высокую мобильность, подготовленность к проведению АСР, она может выступить в современных условиях одной из основных структур, выполняющих задачи гражданской обороны [7].
В состав территориальных подразделений ФПС, в свою очередь, входят пожарно-спасательные части (ПСЧ) и их отдельные посты, и специализированные пожарно-спасательные части (СПСЧ) [12]. Вопросы готовности территориальных подразделений ФПС к ликвидации последствий ЧС, возможности выполнения данными подразделениями задач гражданской обороны в настоящее время не в полной мере изучены и требуют глубокого анализа.
Вопрос о возложении на подразделения пожарной охраны задач по проведению АСР возник сравнительно недавно. Исторически сложилось так, что при ЧС пожарная охрана практически всегда привлекалась в первую очередь. Так происходит сегодня, так было и в конце 1980-х гг., когда зародилась идея создания специализированных подразделений пожарной охраны [4]. Для реализации указанных направлений требовался комплекс организационных мероприятий. Старт им был дан в 2012 г., когда руководством МЧС России было принято решение об организации деятельности по созданию и дальнейшему функционированию специализированных пожарных частей ФПС МЧС России. В соответствии с «Планом строительства и развития сил и средств МЧС России на 2011-2015 годы», утверждённым Президентом РФ 09.01.2012 г. № 14731 и приказом МЧС России от 13.12.2012 г. № 765 «О дополнительных мерах по подготовке специализированных пожарных частей по тушению крупных пожаров федеральной противопожарной службы к проведению аварийно-спасательных работ», предусмотрено возложение на подразделения ФПС задач по проведению АСР при возникновении ЧС природного и техногенного характера [4].
Почему именно специализированные пожарно-спасательные части? Проведение АСР при ЧС во многом схоже с комплексом работ по тушению пожаров, но требует особой подготовки, наличия технического оснащения и в целом большего объёма ресурсов. Возникает вопрос разницы между территориальной ПСЧ и СПСЧ.
Деятельность ПСЧ не всегда может обеспечить их эффективное применение при ликвидации ЧС по следующим причинам:
- привязка ПСЧ к району выезда;
- зависимость от времени сосредоточения достаточных ресурсов;
- ограниченность в видах работ.
Основными видами работ, осуществляемых
ПСЧ при тушении пожаров, являются:
- разведка пожара;
- спасание людей, в том числе с высоты, с использованием ручных лестниц и высотной техники;
- подача огнетушащих веществ (тушение пожара в составе двух-трёх единиц пожарной техники);
Основными видами работ, осуществляемыми специализированными пожарно-спасательными частями при тушении пожаров, являются [11]:
- разведка пожара, в том числе радиационная, химическая (состояние объекта, территории, маршрутов выдвижения сил и средств, определение границ зоны ЧС);
- газоспасательные работы (комплекс АСР по оказанию помощи пострадавшим при взрывах, пожарах, загазованиях) в зоне ЧС;
- поиск и спасание пострадавших на морских, речных, воздушных судах;
- подача повышенных объёмов огнетушащих веществ (тушение пожара, в том числе обеспечение больших расходов огнетушащих веществ на значительные расстояния);
- ввод сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в зону ЧС;
- десантирование личного состава и груза в зону ЧС;
- оказание первой помощи пострадавшим;
- поисково-спасательные работы в зоне ЧС;
- эвакуация пострадавших и материальных ценностей из зоны ЧС;
- подача воздуха в заваленные помещения;
- организация управления и связи в зоне ЧС;
- проведение АСР, связанных с тушением пожаров в зоне ЧС;
- разбор завалов, расчистка маршрутов и устройство проездов в завалах;
- укрепление или обрушение повреждённых и грозящих обвалом конструкций зданий, сооружений на путях движения и в местах проведения работ;
- восстановление отдельных участков энергетических и водопроводных сетей для обеспечения противопожарного водоснабжения;
- работы по инженерной и организационной подготовке участков спасательных работ и рабочих мест в зоне ЧС (расчистка площадок, установка на площадках техники, ограждений и предупредительных знаков, освещение рабочих мест);
- радиационный и химический контроль личного состава, участвующего в АСР, населения, объектов внешней среды;
- дезактивация, дегазация, дезинфекция;
- ликвидация (локализация) аварий на автомобильном транспорте;
- ликвидация (локализация) аварий, связанных с разгерметизацией систем, оборудования, выбросами в окружающую среду взрывоопасных и токсичных продуктов на суше, море и внутренних акваториях;
- аварийные подводно-технические (водолазные) работы;
- локализация и тушение лесных пожаров;
- организация работ по тушению с использованием звеньев газодымозащитной службы, в том числе с использованием дыхательных аппаратов с повышенным временем защитного действия. Обеспечение непрерывной деятельности ГДЗС;
- работы по удалению дыма и газов;
- вскрытие и разборка проёмов, конструкций
и т. д.;
- высотные работы;
- обеспечение электричеством (освещение, питание электрооборудования);
- обеспечение тушения пожара в условиях воздействия аварийно химически опасных веществ;
- медицинское сопровождение действий по тушению пожаров и поведению АСР.
Таким образом, приоритет использования ресурсов СПСЧ как при тушении пожаров, так и при проведении АСР в условиях ликвидации ЧС, выполнения части задач гражданской обороны, очевиден.
Как указывалось выше, одной из основных задач, предусмотренных в рамках реализации Стратегии, является совершенствование технических средств спасательных воинских формирований, аварийно-спасательных формирований, пожарно-спаса-тельных формирований [14].
Коллективом авторов была проведена научно-исследовательская работа, посвящённая вопросам обоснования технического оснащения СПСЧ [3]. Принципы, выработанные в работе, целесообразно использовать при рассмотрении вопросов совершенствования технического оснащения спасательных воинских формирований, аварийно-спасательных формирований.
Общий подход к техническому оснащению СПСЧ ФПС включает в себя:
- транспортно-энергетическую унификацию, использование инновационных образцов многофункциональной техники, разработанной и изготовленной за последние годы по заданию Министерства;
- разработку новых образцов многофункциональной пожарно-спасательной техники, позволяющих использовать их при большинстве пожаров и ЧС, характерных для субъектов Российской Федерации;
- использование хорошо зарекомендовавших себя моделей пожарной, аварийно-спасательной, инженерной и вспомогательной техники.
Значительная часть предлагаемого технического оснащения, обеспечивающего выполнение задач по локализации и ликвидации пожаров и аварий в автономном режиме в отрыве от мест базирования, является новым. И его дальнейшая эксплуатация возможна только в СПСЧ, так как данные подразделения по своей организационно-штатной структуре способны эффективно использовать разрабатываемые технические средства. Необходимость разработки новых технических средств обусловлена новыми задачами, возлагаемыми на СПСЧ, и новым порядком функционирования данных подразделений, одним из важных аспектов которого является обеспечение возможности доставки основных средств локализации к месту ЧС.
Для достижения указанной цели разработана конфигурация основных элементов и оборудования в комплексе, выполняемом в таком виде, который позволит размещать его в автомобильном, железнодорожном, водном и авиационном транспорте. При доставке в труднодоступные районы предусмотрена транспортировка любой функциональной части комплекса на внешней подвеске вертолета МИ-8, как самого распространённого средства авиадоставки в нашей стране [6]. При повседневной деятельности указанный комплекс позволит заменить собой ряд основных и специальных автомобилей, а также позволит структурировать обширный перечень имущества в специальных укладках и блок-модулях.
Роль эффективного задействования личного состава, вывозимого оборудования существенно возрастает, что указывает на необходимость построения модели эффективного использования требуемого количества личного состава и грузов при транспортировке авиационным транспортом.
С учётом небольшого, по сравнению с требуемым, количества авиационных суден, а также их ограниченной грузоподъёмности проведён анализ потребности в имуществе, а по факту - грузе, для авиационного судна при реагировании на ЧС [6].
Указанный поход позволяет снизить количество единиц самоходной техники, а также повысит эффективность применения оборудования СПСЧ при тушении пожаров и ликвидации ЧС.
Необходимо отметить, что некоторые виды техники и оборудования применяются для ликвидации нескольких видов ЧС. Это, в первую очередь, техника, подающая электрическую и гидравлическую энергию, сжатый воздух, а также средства защиты и обеспечения безопасности личного состава, освещения, оценки состояния среды и другие.
Рационально использовать данную технику в максимально возможных видах работ, при этом следует предусмотреть комплектацию и группировку таким образом, чтобы не требовалось значительного времени на сбор и погрузку при выезде к месту проведения работ.
Наряду с эшелонированием предлагается сгруппировать техническое оснащение специализированной пожарно-спасательной части в соответствии с видами выполняемых работ.
Предполагается наличие четырёх основных групп работ:
- тушение пожаров в гарнизоне дислокации;
- механизация ведения АСР и тушения пожаров;
- защита личного состава и обеспечение ведения АСР;
- аварийная разведка и спасение.
Предлагаемая схема группировки техники
и оборудования СПСЧ составлена с учётом применения каждого вида в определённой группе работ. Группировка технического оснащения по эшелонам также учитывает группировку по видам работ.
Для реализации такого режима реагирования и на основании опыта локализации и ликвидации ЧС природного и техногенного характера концепцию технического оснащения СПСЧ предполагается построить комплексно по принципу многофункциональности техники, то есть последовательно оснащать реорганизуемые подразделения, а не комплектовать их большим количеством автомобилей, выполняющих одну, максимум две функции, а также формировать ограниченный перечень имущества, обеспечивающего эту деятельность [15, 16].
Для этого в предлагаемое оснащение СПСЧ включаются образцы многофункциональной пожар-но-спасательной техники. Часть из них уже приняты на вооружение и находятся в эксплуатации, например, автомобиль пожарный многоцелевой. Наряду с этой техникой, в состав оснащения СПСЧ предлагаются прототипы многофункциональной техники, разработанные с учётом широкого спектра выполняемых специализированными подразделениями задач.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воробьёв Ю. Л., Акимов В. А., Соколов Ю. И. Системные аварии и катастрофы в техносфере России. МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС, 2012. 308 с.
2. Жукова Л. А. Анализ стратегии в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXIX Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 2. Пенза: Наука и просвещение. 2019. С. 104-106.
3. Алешков М. В., Ищенко А. Д., Сулименко В. А, Кириченко К. Ю, Киселёв Д. В., Храмцов С. П., Шкунов С. А, Роенко В. В., Тараканов Д. А, Федяев В. И, Соковнин А. И. Отчёт НИР по теме «Научно-методическое обоснование оснащения специализированных пожарно-спа-сательных частей». М.: Академия ГПС МЧС России, 2015. 337 с.
4. Дагиров Ш. Ш., Алешков М. В., Ищенко А. Д., Киселёв Д. В. и др. Специализированные подразделения пожарной охраны. Монография. М.: Академия ГПС МЧС России, 2017. 173 с.
5. Зыков В. В., Гладких А. Н. Расширение задач, решаемых специализированными пожарно-спасательными частями федеральной противопожарной службы // Актуальные проблемы пожарной безопасности. Материалы XXVII международной научно-практической конференции, посвящённой 25-летию МЧС России: В 3 ч. М.: ВНИИПО МЧС России, 2015. С. 228-234.
6. Жуков А. О., Киселёв Д. В. Транспортировка средств при возникновении ЧС на примере аэромобильной группировки специализированной пожарно-спасательной части // Материалы XXIX международной научно-практической конференции, по-свящённой 80-летию ФГБУ ВНИИПО МЧС России. М.: ВНИИПО МЧС России, 2017. В 2 ч. С. 699-702.
7. Овсяник А. И., Калайдов А. Н. О выполнении задач гражданской обороны силами федеральной противопожарной службы // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2012. № 3. С. 4-11.
8. Степанов О. И., Худякова С. А. Применение моделей систем информационно-аналитического обеспечения пожарно-спасательных подразделений при пожаротушении // Вестник Дагестанского государственного технического университета. 2019. № 46 (2). С. 108-117. 001:10.21822/2073-6185-2019-462-108-117
9. Мартинович Н. В., Мельник А. А. , Калач А. В., Акулов А. Ю. Функциональная модель деятельности пожарно-спаса-тельной части // Актуальные проблемы прикладной математики, информатики и механики. Сборник трудов Международной научной конференции. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2020. С. 1861-1865.
10. Фалеев М. И. Малышев В. П. Система исходных данных по определению приоритетов развития технического оснащения сил МЧС России // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2017. Т. 7, № 2 (13). С. 25-40.
11. Умаров А. С, Сатюков Р. С., Зыков П. И. Применение методов оценки пожарных рисков при определении численности и технической оснащенности подразделений пожарной охраны предприятия // Техносферная безопасность. 2020. № 1. С. 11-18.
12. Белов В. А. Проектирование гарнизонов пожарной охраны на основе технологий имитационного моделирования: дис. ... канд. техн. наук: 05.13.10 / Белов Виктор Александрович. М.: Академия ГПС МЧС России. 2010. 149 с.
13. Грязнов С. Н., Малышев В. П. Обоснование предложений по дальнейшему развитию системы технического оснащения спасательных сил МЧС России на долгосрочный период //
Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2015, т. 5., № 1 (8). С. 34-49.
14. Полевой В. Г., Сарасеко В. В., Сулима Т. Г. Приоритеты реализации государственной программы вооружения на 20182027 годы для спасательных воинских формирований МЧС России // Научные и образовательные программы гражданской защиты. 2018. № 3 (38). С. 13-27.
15. Карюк А, Черноусова И. Д. Перспективы развития пожарной техники // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Материалы конференции. Воронеж, Воронежский институт ГПС МЧС России, 2012. С. 241-242.
16. Мартинович Н. В., Татаркин И. Н., Антонов А. В., Мельник А. А. Методика определения потребности пожарно-спа-сательных подразделений в пожарной технике, оборудовании и пожарно-техническом вооружении [Электронный ресурс] // Науковедение. 2015. Т. 7, № 6. Режим доступа: М1рз://суЬег1ешпка. ru/artic1e/n/metodika-oprede1eniya-potrebnosti-pozharno-spasate1nyh-podrazde1eniy-v-pozharnoy-tehnike-oborudovanii-i-pozharno-tehnicheskom/viewer (дата обращения 01.06.2020). 001:10.15862/85ТУЫ615
Материал поступил в редакцию 23 июня 2020 года.
Dmitry KISELEV
Main Department of EMERCOM of Russia in Moscow region,
Khimki, Russia
E-mail: [email protected]
MODELS FOR MANAGING THE DEVELOPMENT OF SPECIALIZED FIRE AND RESCUE UNITS
ABSTRACT
Purpose. The relevance of the publication is related to the growing threats the state is facing at the current stage of development. Taking into account the provisions of the "Strategy for the development of civil defense, protection of the population and territories from emergencies, ensuring fire safety and human safety on water bodies for the period up to 2030", a mechanism has been proposed concerning improving the activities of specialized fire and rescue units as the main units involved in extinguishing large fires, eliminating natural and man-made emergencies, as well as performing civil defense tasks.
Methods. Research methods are based on the following principles: analytical review of the legal framework and literature, as well as methods of systematic and comparative analysis and synthesis.
Findings. Taking into consideration the analysis of SFRU (specialized fire and rescue unit) technical equipage and its experience in localization and elimination of natural and man-made emergencies it has been determined that due to implementation of the optimal
mode of responding, the concept of SFRU technical equipage is expected to be developed comprehensively using the principle of its multi-functionality, consistently providing the reorganized units and not a large number of cars performing one or two functions and also a limited list of assets ensuring these activities.
Research application field. According to the author, this approach can generally be used to improve the activities of responding units of EMERCOM of Russia.
Conclusions. To achieve these goals, the proposed SFRU equipage should include samples of fire and rescue multi-functional vehicles. Some of them have already been accepted for service while others are in operation, for example, a multi-purpose fire appliance. Along with these appliances it is proposed to equip SFRU with prototypes of multifunctional equipment designed to meet the needs of a wide range of tasks performed by specialized departments.
Key words: emergency, fire, civil defense, technical equipage, safety, fire and rescue unit.
REFERENCES
1. Vorobiev Yu.L., Akimov V.A., Sokolov Yu.I Sistemnye ovarii i katastrofy v tekhnosfere Rossii [System accidents and catastrophes in the Russian technosphere]. Moscow, All-Russian Research Institute on Problems of Civil Defense and Emergency Situations of EMERCOM of Russia Publ., 2012. 308 p. (in Russ.).
2. Zhukova L.A. Analiz strategii v oblasti razvitiia grazhdanskoi oborony, zashchity naseleniia i territorii ot chrezvychainykh situatsii, obespecheniia pozharnoi bezopasnosti i bezopasnosti liudei na vodnykh ob"ektakh na period do 2030 goda. Fundamental'nye i prikladnye nauchnye issledovaniia: aktualnye voprosy, dostizheniia i innovatsii: sbornik statei XXIX Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [The Strategy of development of civil defense, protection of population and territories from emergencies, ensuring fire safety and safety of people on water objects for the period till 2030. Fundamental and applied scientific research: current issues, achievements and innovations: collection of articles of the XXIX International scientific and practical conference]. Penza, 2019. Vol. 2. Nauka i Prosveshchenie Publ. pp. 104-106 (in Russ.).
3. Aleshkov M.V., Ishchenko A.D., Sulimenko V.A., Kirichenko K.Yu., Kiselev D.V., Khramtsov S.P., Shkunov S.A., Roenko V.V., Tarakanov D.A., Fedyaev V.I., Sokovnin A.I. Otchet NIR po teme "Nauchno-metodicheskoe obosnovanie osnashcheniia spetsializirovannykh pozharno-spasatelnykh chaste!' [Scientific and methodological justification for equipping specialized fire and rescue units. Report]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2015, 337 p. (in Russ.).
4. Dagirov S.S., Aleshkov M.V., Ishchenko A.A., Kiselev D.V. Spetsializirovannye podrazdeleniia pozharnoi okhrany [Specialized fire protection units]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2017. 173 p. (in Russ.).
5. Zykov V.V., Gladkikh A.N. Rasshirenie zadach, reshaemykh spetsializirovannymi pozharno-spasatelnymi chastiami federalnoi protivopozharnoi sluzhby [Expansion of tasks solved by specialized fire and rescue units of the Federal fire service. Actual problems of fire safety. Materials of the XXVII international scientific and practical conference dedicated to the 25th anniversary of the EMERCOM of Russia]. Moscow, All-Russian Research Institute for Fire Protection of EMERCOM of Russia Publ., 2015, pp. 228-234 (in Russ.).
6. Zhukov A.O., Kiselev D.V. Materialy konferentsii. XXIX Mezhdunarodnaia nauchno-prakticheskaia konferentsiia, posviashchennaia 80-letiiuFGBU VNIIPOMChSRossii [Transportation of vehicles in the event of an emergency on the example of an airmobile group of a specialized fire and rescue unit. XXIX international scientific and practical conference dedicated to the 80th anniversary of the Federal state budgetary institution VNIIPO EMERCOM of Russia]. Moscow, All-Russian Research Institute for Fire Protection of EMERCOM of Russia Publ., 2017, vol. 2, pp. 699-702 (in Russ.).
7. Ovsyanik A.I., Kalaydov A.N. About the civil defense tasks fulfilled by federal fire service forces. Pozhary i chrezvychaynyye situatsii: predotvrashcheniye, likvidatsiya (Fire and Emergencies: Prevention, Elimination). 2012, no. 3. pp. 4-11 (in Russ.).
8. Stepanov O.I., Khudyakova S.A. Application of models of information and analytical support systems firefighting rescue units. Vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta (Bulletin of the Dagestan State Technical University). 2019, no. 46 (2), pp. 108-117 (in Russ.). DOI:10.21822/2073-6185-2019-46-2-108-117
9. Martinovich N.V., Melnik A.A., Kalach A.V., Akulov A.Yu. Aktualnye problemy prikladnoi matematiki, informatiki i mekhaniki. Sbornik trudov mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii [Functional model of the fire and rescue unit. Actual problems of applied
82
© Kiselev D., 2020
mathematics, computer science and mechanics. Proceedings of the International scientific conference]. Voronezh, Voronezh state University Publ., 2020, pp. 1861-1865 (in Russ.).
10. Faleev M.I., Malyshev V.P. Initial data system to determine priorities of technological provision development of EMERCOM of Russia forces. Strategiia grazhdanskoi zashchity: problemy i issledovaniia (The strategy of civilian protection: issues and research). 2017, vol. 7, no. 2 (13), pp. 25-40 (in Russ.).
11. Umarov A.S., Satiukov R.S. Zykov P.I. Application of fire risk assessment methods in determining the number and technical equipment of fire departments of the enterprise. Tekhnosfernaia bezopasnost (Technosphere security). 2020, no. 1, pp. 11-18 (in Russ.).
12. Belov V.A. Proektirovanie garnizonovpozharnoi okhrany na osnove tekhnologii imitatsionnogo modelirovaniia [The planning of the garrisons of fire protection on the basis of technologies of simulation modeling. PhD in Engin. Sci. diss.]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2010. 149 p. (in Russ.).
13. Gryaznov S.N., Malyshev V.P. Justification of proposals for the further development of the technical equipment system of EMERCOM of Russia for the long term. Strategiya grazhdanskoj
zashchity: problemy i issledovaniya (Civil Protection Strategy: Problems and Research). 2015, no. 1 (8), pp. 34-50 (in Russ.).
14. Polevoy V.G., Saraseko V.V., Sulima T.G. Priorities of the implementation of the state armament program for 2018-2027 for the rescue war formations ministry of emergency situations of Russia (results of the round table). Nauchnye i obrazovatelnye problemy grazhdanskoi zashchity (Scientific and educational problems of civil protection). 2018, no. 3 (38), pp. 13-27 (in Russ.).
15. Karyuk A., Chernousova I.D. Sovremennye tekhnologii obespecheniia grazhdanskoi oborony i likvidatsii posledstvii chrezvychainykh situatsii. Materialy konferentsii [Prospects for the development of fire equipment. Modern technologies for civil defense and emergency response. Conference proceedings]. Voronezh, Voronezh Institute of state fire service of EMERCOM of Russia Publ., 2012, pp. 241-242 (in Russ.).
16. Martinovich N.V., Tatarkin I.N., Antonov A.V., Melnik A.A. Methodology for identification of fire-rescue subdivision demand in the fire-service machinery and firefighting equipment. Naukovedenie (Science Studies). 2015, vol. 7, no. 6. (in Russ.). D0I:10.15862/85TVN615