Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ ПРИ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТАХ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ ПРИ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТАХ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1814
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОРЬБА С ПОЖАРАМИ / ВОЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ / ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА / ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Калайдов Александр Николаевич, Заворотный Александр Григорьевич

В статье проанализированы как исторические аспекты организации и осуществления борьбы с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, так и текущее состояние дел. Также, учитывая современные социально-экономические условия и связанные с этим особенности решения задач по ликвидации пожаров в условиях военного времени, даются предложения, нацеленные в перспективу, по совершенствованию гражданской обороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Калайдов Александр Николаевич, Заворотный Александр Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANISATION OF FIREFIGHTING IN CASE OF MILITARY CONFLICTS

PURPOSE. The relevance of the article's theme is determined by the imminent internal contradictions between the current theoretical views on the implementation of civil defense tasks and the capabilities of the civil defense forces to accomplish them. METHODS. The research methods are based on the analytical review of the legal framework and literature, as well as methods of system and comparative analysis and synthesis. FINDINGS. In the article historical aspects of organisation and implementation of fighting fires that occurred in military conflicts or as a result of these conflicts are analysed as well as current situation and perspective view on the solution of this civil defense task, and proposals for its improvement in modern socio-economic conditions. RESEARCH APPLICATION FIELD. Using the formulated proposals in practice will make it possible to bring the fire safety methods, worked out in All-Union civil defense fire service, closer to the conditions of modern development of scientific and technological progress. CONCLUSIONS. To structure and regulate the activities of civil defense for the implementation of tasks in the field of civil defense fighting fires occurring in military conflicts or owing to these conflicts, the authors of this article formulated proposals for the establishment of adequate firefighting forces, their equipping with material and technical resources and training in civil defense, firefighting in areas of rescue and other emergency operations, as well as on objects related to categories on civil defense, during wartime under the influence of secondary adverse factors.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ ПРИ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТАХ»

УДК 614.8 (047.3) DOI 10.25257/FE.2018.1.85-88

КАЛАЙДОВ Александр Николаевич

Кандидат военных наук, доцент Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия E-mail: [email protected]

ЗАВОРОТНЫЙ Александр Григорьевич Кандидат технических наук, доцент Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия E-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ ПРИ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТАХ

В статье проанализированы как исторические аспекты организации и осуществления борьбы с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, так и текущее состояние дел. Также, учитывая современные социально-экономические условия и связанные с этим особенности решения задач по ликвидации пожаров в условиях военного времени, даются предложения, нацеленные в перспективу, по совершенствованию гражданской обороны.

Ключевые слова: борьба с пожарами, военные конфликты, гражданская оборона, тушение пожаров, противопожарные силы.

Борьба с пожарами не прекращается ни в мирное, ни в военное время. В СССР, по опыту Великой Отечественной войны, а также других локальных войн и военных конфликтов, был накоплен и воплощён в нормативные правовые документы и конкретные действия богатый опыт в выполнении одной из задач гражданской обороны - организация тушения пожаров при военных конфликтах.

Так, для выполнения задач гражданской обороны в числе других служб была создана Общесоюзная противопожарная служба гражданской обороны (ППС ГО) СССР. Она была предназначена для проведения работ, направленных на выполнение противопожарных мероприятий гражданской обороны, тушение массовых пожаров, а также для обеспечения проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах массового поражения [1].

Вся деятельность ППС ГО была направлена для решения следующих задач:

- проведение в установленном порядке мероприятий, направленных на повышение противопожарной устойчивости городов, населённых пунктов и объектов народного хозяйства (промышленных предприятий, организаций, учреждений, учебных заведений, совхозов, колхозов и т. д.) [2];

- создание, подготовку и поддержание в постоянной боевой готовности сил ППС ГО;

- совершенствование тактики тушения массовых пожаров в очагах поражения;

- создание и поддержание в готовности пунктов управления, систем и средств оповещения и связи противопожарной службы;

- накопление и поддержание в постоянной готовности пожарных автомобилей и оборудования;

- накопление защитных сооружений для личного состава и техники противопожарной службы.

В Российской Федерации приказом Министерства внутренних дел от 21 июня 2000 года № 670 было утверждено «Положение о федеральной противопожарной службе гражданской обороны», регулирующее деятельность и службу гражданской обороны на основании документа «Наставление по работе федеральной противопожарной службы гражданской обороны» (ФПС ГО), утверждённого приказом МВД России от 18 июля 2001 года № 674 ДСП.

Основными задачами ФПС ГО являлись:

- организация и проведение мероприятий, направленных на противопожарное обеспечение населённых пунктов и предприятий в военное время;

- локализация и тушение пожаров, возникших при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Однако Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» все службы гражданской обороны, в том числе и ФПС ГО, были отменены.

В настоящее время целью гражданской обороны является защита населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Для достижения этой цели в статье 2 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28

© Калайдов А. Н., Заворотный А. Г., 2018

85

«О гражданской обороне» сформулированы основные задачи в области гражданской обороны (всего их 15), из них восьмая: «Борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов».

Соответственно, под борьбой с пожарами понимается деятельность по созданию сил и средств, а также реализации мер, направленных для обеспечения пожарной безопасности объектов защиты.

Целью борьбы с пожарами как задачи гражданской обороны является подготовка к защите и собственно сама защита населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от пожаров, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов [3].

В документе «Положении о гражданской обороне в Российской Федерации» (утв. постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 года № 804) содержатся перечни мероприятий, направленных для решения законодательно утвержденных задач в области гражданской обороны, для решения которых следует:

- создать необходимые противопожарные силы, произвести их оснащение материально-техническими средствами и осуществить их подготовку в области гражданской обороны;

- производить тушение пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время;

- производить тушение пожаров на объектах, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в военное время.

Выполнение этих мероприятий ложится на территориальные органы управления МЧС России, а также на руководителей местных пожарно-спасательных гарнизонов, а непосредственное выполнение - на подразделения Государственной противопожарной службы (ГПС) [4].

Для выполнения основных мероприятий задачи борьбы с пожарами федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в соответствии с их установленными полномочиями должны создавать и содержать силы, средства, объекты гражданской обороны, планировать и осуществлять мероприятия гражданской обороны. Задачи борьбы с пожарами включаются в соответствующие планы гражданской обороны и защиты населения [5].

Подготовка противопожарных сил в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с документом «Программа подготовки личного состава подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы» (утв. заместителем министра 18 ноября 2016 года № 2-4-71-66-18) [6]. При этом вопросы организации приведения сил ФПС МЧС России в боевую готовность и порядок их использования в очагах поражения остаются не раскрытыми.

Порядок приведения сил, находящихся в ведении МЧС России, к применению по предназначению

в мирное время при ликвидации крупных чрезвычайных ситуаций и тушении массовых пожаров изложен в приказе МЧС России от 22 января 2013 года № 32 «Об утверждении положения о порядке приведения в готовность к применению по предназначению в мирное время».

Для тушения пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также на объектах, отнесённых в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в военное время, привлекаются существующие пожарно-спасательные части.

Кроме того, в соответствии с решением Коллегии МЧС России от 19 февраля 2014 года № 1/11 «О создании аэромобильной группировки сил на основе спасательных воинских формирований МЧС России, региональных и специализированных подразделений ФПС ГПС для ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и пожаров» создана аэромобильная группировка сил, которая может быть привлечена к решению рассматриваемой задачи в области гражданской обороны.

Решение задачи по борьбе с пожарами как в мирное, так и в военное время возложено на подразделения Государственной противопожарной службы [7].

При тушении пожаров в военное время личный состав ГПС, помимо непосредственного воздействия современных средств поражения, подвергается опасностям, вызванным вторичными поражающими факторами (разрушение зданий, сильное задымление, радиоактивное загрязнение, химическое заражение и т. д.) [8].

Действия противопожарных сил в военное время и при тушении массовых пожаров в мирное время направляются для:

- тушения пожаров на критически важных объектах экономики страны и объектах управления;

- проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах, не прекращающих свою работу в военное время и имеющих большое значение для экономики страны;

- локализации сплошных пожаров в жилой застройке;

- противопожарного обеспечения маршрутов ввода сил гражданской обороны к объектам ведения работ [9].

Однако для решения вышеперечисленных задач в условиях воздействия вторичных поражающих факторов эти подразделения не имеют соответствующего оснащения и оборудования.

В этом случае решение рассматриваемой задачи гражданской обороны авторам настоящей статьи видится в привлечении территориальных и специализированных пожарно-спасательных частей, а также спасательных воинских формирований [10].

При этом необходимо организовать их вывод в угрожаемый период в безопасные районы для сохранения потенциала по тушению пожаров при военных конфликтах.

Для решения этих задач в мирное время должна проводиться подготовка сил по следующим направлениям:

- тактическая подготовка;

- обеспечение готовности сил и средств ФПС в военное время;

- организация и проведение мероприятий, направленных на повышение противопожарной устойчивости городов и объектов;

- организация и осуществление боевой и специальной подготовки [11].

Тактическая подготовка личного состава при этом должна в себя включать следующие умения и навыки:

- действия при угрозе применения современных средств поражения и при ликвидации последствий применения таких средств;

- действия при тушении массовых пожаров, а также действия в условиях химического и радиоактивного заражения;

- правила и приёмы защиты от поражающих факторов современных средств поражения [1].

Для обеспечения готовности сил и средств для тушения пожаров в военное время авторы настоящей статьи предлагают:

- создание 100 %% резерва основной пожарной техники и нормативных запасов другой техники, средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической разведки, средств связи, имущества, необходимого для работы и обеспечения жизнедеятельности органов управления и подразделений ФПС в военное время;

- обеспечение личного состава и техники ФПС защитными сооружениями гражданской обороны;

- разработать и произвести коррекцию документа «План обеспечения мероприятий гражданской обороны для сил федеральной противопожарной службы».

Для организации и проведения мероприятий, направленных на повышение противопожарной устойчивости городов и объектов экономики, необходимо сосредоточить усилия на:

- осуществлении государственного надзора за выполнением противопожарных инженерно-технических мероприятий;

- участии в разработке технических регламентов, содержащих требования к противопожарным мероприятиям;

- участии в разработке и реализации необходимых условий и мер для эффективной борьбы с пожарами в военное время [3].

Для решения задачи по борьбе с массовыми пожарами в условиях военного времени необходимо также разработать нормативный правовой акт, в котором следует определить:

- состав и структуру сил федеральной противопожарной службы в условиях военного времени, а также органов управления;

- распределение сил и средств, предназначенных для тушения пожаров, на эшелоны и резерв;

- организацию, планирование и проведение командно-штабных учений, тренировок, учебных сборов, занятий и других учебных мероприятий с должностными лицами, специалистами и подразделениями ФПС, а также штабами, боевыми расчётами, оперативными группами и узлами связи;

- планирование и проведение мероприятий по выводу сил ФПС в безопасные районы и создание там нештатных сводных отрядов;

- разработку методики прогнозирования возможной инженерной и пожарной обстановки на территории городов, объектов экономики с учётом современных средств поражения [12].

Таким образом, реализация предложений позволит, с точки зрения авторов настоящей статьи, оптимизировать с учётом современных угроз систему мероприятий по борьбе с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Заворотный А. Г., Калайдов А. Н, Заворотная С. В. Гражданская оборона в СССР и России: история и современность // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2012. № 3. С. 15-25.

2. Харисов Г. Х, Фирсов А. В. Обоснование нормативного значения и расчётной величины индивидуального пожарного риска в зданиях и сооружениях. Монография. М.: Академия ГПС МЧС России, 2014. 222 с.

3. Гражданская оборона. Учебник / под общ. ред. В. А. Пучкова. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2017. 378 с.

4. Калайдов А. Н, Хилиманюк А. Н. Методы защиты населения в условиях радиационного загрязнения местности // Тезисы докладов Международной научно-практической конференции «Чернобыль - 30 лет». М.: Академия ГПС МЧС России, 2016. С. 125-129.

5. Подставков В. П., Теребнев В. В. Подготовка пожарных и спасателей. Противопожарная служба гражданской обороны / под ред. В. В. Теребнева. М.: Центр Пропаганды, 2007. 288 с.

6. Программа подготовки личного состава подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (утв. заместителем министра 18 ноября 2016 года) [Электронный ресурс] // Гарант.Ру: информационно-правовой портал [сайт]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ аос/56580121/ (дата обращения 19.01.2018).

7. Калайдов А. Н, Овсяник А. И. О выполнении задач гражданской обороны силами Федеральной противопожарной службы // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2012. № 3. 2012. С. 4-11.

8. Калайдов А. Н., Тетерин И. М, Харисов Г. Х. Использование сил и средств РСЧС в антитеррористической операции // Научно-технический сборник закрытых статей Академии ГПС МЧС России. 2011. № 3 (4). С. 35-40.

9. Калайдов А. Н., Круглов А. В., Окулов А. А. Направления совершенствования гражданской обороны в Российской Федерации // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2015. № 4. С. 37-42.

10. Федотов С. Б. Борьба с пожарами как задача гражданской обороны / науч. ред. Е. Ю. Бобкова, Т. А. Магсумов, Я. А. Максимов // Сборник материалов, научных и образовательных концепций «Педагогические достижения - 2017». Красноярск: Научно-инновационный центр, 2017. С. 154-155.

11. Калайдов А. Н., Хилиманюк А. Н., Феоктистова О. Г. Манёвренная безопасность - новая тенденция развития системы комплексной безопасности урбанизированных территорий [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ) [сайт]. Режим доступа: http://mgsu.ru/resources/izdatelskaya-deyatelnost/ izdaniya/izdaniya-otkr-dostupa/32393/ (дата обращения 19.01.2018).

12. Овсяник А. И., Подставков В. П., Харисов Г. Х. Задачи гражданской обороны и Федеральная противопожарная служба // Гражданская защита. 2008. № 2. С. 23-25.

Материал поступил в редакцию 11 января 2018 года.

Aleksander KALAYDOV

Doctor of Philosophy in Military Sciences, Associate Professor State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia E-mail: [email protected]

Aleksander ZAVOROTNY

Doctor of Philosophy in Engineering Sciences, Associate Professor State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia E-mail: [email protected]

ORGANISATION OF FIREFIGHTING IN CASE OF MILITARY CONFLICTS

ABSTRACT

Purpose. The relevance of the article's theme is determined by the imminent internal contradictions between the current theoretical views on the implementation of civil defense tasks and the capabilities of the civil defense forces to accomplish them.

Methods. The research methods are based on the analytical review of the legal framework and literature, as well as methods of system and comparative analysis and synthesis.

Findings. In the article historical aspects of organisation and implementation of fighting fires that occurred in military conflicts or as a result of these conflicts are analysed as well as current situation and perspective view on the solution of this civil defense task, and proposals for its improvement in modern socio-economic conditions.

Research application field. Using the formulated proposals in practice will make it possible to bring the

fire safety methods, worked out in All-Union civil defense fire service, closer to the conditions of modern development of scientific and technological progress.

Conclusions. To structure and regulate the activities of civil defense for the implementation of tasks in the field of civil defense fighting fires occurring in military conflicts or owing to these conflicts, the authors of this article formulated proposals for the establishment of adequate firefighting forces, their equipping with material and technical resources and training in civil defense, firefighting in areas of rescue and other emergency operations, as well as on objects related to categories on civil defense, during wartime under the influence of secondary adverse factors.

Key words: fighting fires, military conflicts, civil defense, fire extinguishment, firefighting forces.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Zavorotny A.G., Kalaydov A.N., Zavorotnaya S.V. History of the Russian civil defense and a look into the future. Pozhary i chrezvychainye situatsii: predotvrashchenie, likvidatsiia, 2012, no. 3, pp. 15-25. (in Russ.).

2. Kharisov G.Kh., Firsov A.V. Obosnovanie normativnogo znacheniia i raschetnoi velichiny individual'nogo pozharnogo riska v zdaniiakh i sooruzheniiakh [Justification of standard value and calculated size of individual fire risk in buildings and structures] Moscow, Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2014. 222 p.

3. Grazhdanskaia oborona [Civil defence. Ed. by V.A. Puchkov]. Moscow, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergency Situations of EMERCOM of Russia Publ., 2017. 378 p.

4. Kalaydov A.N., Khilimaniuk A.N. Methods of protection of the population in the conditions of radiation pollution of the area. Tezisy dokl. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. "Chernobyl' - 30 let' [Abstracts of the Inter. sci. and pract. conf. "Chernobyl - 30 years"]. Moscow, Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2016, pp. 125-129. (in Russ.).

5. Podstavkov V.P., Terebnev V.V. Podgotovka pozharnykh i spasatelei. Protivopozharnaia sluzhba grazhdanskoi oborony [Training of firefighters and rescuers. A fire service of civil defense. Ed. by V.V. Terebnev]. Moscow, Tsentr Propagandy Publ., 2007. 288 p.

6. The training program for the personnel of the units of the Federal Fire Service of the State Fire Service (approved by the Deputy Minister on November 18, 2016). Garant Company: The Russian legislation databases, available at: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/56580121/ (accessed January 19, 2018). (in Russ.).

7. Kalaydov A.N., Ovsianik A.I. About the civil defense tasks fulfilled by federal fire service forces. Pozhary i chrezvychainye situatsii: predotvrashchenie, likvidatsiia, 2012, no. 3, pp. 4-11. (in Russ.).

8. Kalaydov A.N., Teterin I.M., Kharisov G.Kh. Use of forces and assets of the Emergency Situations Department in the antiterrorist operation. Nauchno-tekhnicheskii sbornik zakrytykh statei Akademii GPS MChSRossii, 2011, no. 3 (4), pp. 35-40. (in Russ.).

9. Kalaydov A.N., Kruglov A.V., Okulov A.A. Ways of improving civil defense in the Russian Federation. Pozhary i chrezvychainye situatsii: predotvrashchenie, likvidatsiia, 2015, no. 4, pp. 37-42. (in Russ.).

10. Fedotov S.B. Fighting fires as a task of civil defense. Sbor. mat-lov, nauch. i obrazov. kontseptsii "Pedagogicheskie dostizheniia -2017" [Proceedings of the materials, sci. and educational concepts "Pedagogical achievements - 2017". Sci. ed. E.Yu. Bobkova, T.A. Magsumov, Ya.A. Maksimov]. Krasnoyarsk, Scientific innovation centre Publ., 2017, pp. 154-155. (in Russ.).

11. Kalaydov A.N., Khilimaniuk A.N., Feoktistova O.G. Maneuverability is a new trend in the development of the integrated security system of urbanized territories, Moscow State University of Civil Engineering (MGSU), available at http://mgsu.ru/resources/izdatelskaya-deyatelnost/izdaniya/izdaniya-otkr-dostupa/32393/ (accessed January 19, 2018). (in Russ.).

12. Ovsianik A.I., Podstavkov V.P., Kharisov G.Kh. Civil Defense Objectives and the Federal Fire Service. Grazhdanskaia zashchita, 2008, no. 2, pp. 23-25. (in Russ.).

88

© Kalaydov A., Zavorotny A., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.