Бедило М. В., Калайдов А. Н., Неровных А. Н.
О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА КОМАНДНО-ШТАБНЫХ УЧЕНИЯХ
В статье кратко представлены результаты исследования, проведённого в ходе командно-штабного учения со слушателями факультета руководящих кадров «Организация выполнения мероприятий по защите населения и территории при чрезвычайной ситуации, вызванной природными пожарами». Сделаны выводы о необходимости совершенствования данного вида занятия с целью повышения эффективности формирования компетенций выпускника.
Ключевые слова: компетенции, командно-штабное учение, методика подготовки и проведения занятия, виды занятий, апробация результатов.
В условиях стихийного развития природного пожара руководители противопожарной службы обязаны максимально оперативно и профессионально реагировать на складывающуюся обстановку, находить и принимать единственно верные организационно-управленческие решения [1, 2]. Для звена руководителей, проходящих профессиональную подготовку, приобретение данных навыков становится одной из важнейших задач [3].
Современные требования Минобрнау-ки России к подготовке выпускников образовательных организаций высшего образования (ООВО) различных направлений и профилей подготовки основываются на формировании компетенций. Это относится и к направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление (уровень магистратуры)», организованному в Академии ГПС МЧС России
Анализ компетенций, необходимых к освоению выпускником вуза МЧС России, показал, что не все из них могут быть сформированы в рамках традиционных видов занятий (лекции, семинары, практические занятия). Некоторые компетенции можно освоить лишь в ходе интерактивных занятий.
В ООВО России в этих целях активно проводятся деловые игры, а также применяются кейс-технологии, объединяющие в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуационный анализ.
Данные виды занятий позволяют формировать умения находить и принимать организа-
ционные управленческие решения, в том числе и в кризисных ситуациях. Однако применительно к ООВО МЧС России, призванным подготовить выпускника к решению сложных задач в условиях неопределённости, многофакторности и ограниченности ресурсов, при резко изменяющейся обстановке и, одновременно, в рамках действия нормативно-правовых актов, этого явно недостаточно.
Разрешение данного противоречия было найдено преподавателями кафедры гражданской защиты Академии ГПС МЧС России. Начиная с 2010 года, в рамках изучения дисциплины «Теория управления силами РСЧС в условиях ЧС» предусмотрено проведение групповых упражнений и академического командно-штабного учения (КШУ) на тему «Организация защиты населения и территорий субъекта РФ от ЧС природного характера». Данные виды занятий направлены на формирование у обучающихся необходимых профессиональных компетенций путём практической отработки ситуационных задач в конкретных ролевых должностях (см. табл.).
КШУ организуется и проводится в соответствии с «Методическими рекомендациями по организации и проведению командно-штабных учений (тренировок)», утверждёнными заместителем министра МЧС России [4].
С целью повышения методической подготовленности преподавательского состава, привлекаемого к подготовке и проведению КШУ, авторскими коллективами учебно-научного комплекса гражданской защиты были разработаны учебно-методические пособия [5, 6]. Особенность данных работ в том, что представленный в них учебно-методический и справочный материал адаптирован для применения в ООВО МЧС России с учётом требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), рекомендаций руководства МЧС России и учебных дисциплин рабочего учебного плана по указанному направлению подготовки. Кроме того, в них нашли отражение порядок и способы организации и проведения КШУ в Академии ГПС, АГЗ,
Военно-инженерной академии им. В. В. Куйбышева [7], а также Всероссийских КШУ по организации ликвидации ЧС природного и техногенного характера, проводимых под руководством Национального центра управления в кризисных ситуациях.
В 2015 году в ходе КШУ было проведено исследование, основными целями которого стали:
- определение соответствия компетенций, изучаемых в рамках дисциплин кафедр, вопросам, выносимым на учение;
- совершенствование методики подготовки и проведения учения;
- апробация результатов исследований адъюнктов, докторантов, соискателей, магистрантов Академии.
В соответствии с [4], КШУ являются высшей формой обучения руководящего состава территориальных органов РСЧС, а их основная цель - в совершенствовании практических навыков должностных лиц. Исходя из этого были сформулированы учебные цели проводимого учения:
Формирование компетенций в ходе командно-штабного учения
Элементы КШУ Компетенции
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (до начала КШУ). Изучение оперативного задания на КШУ, функциональных обязанностей должностей по учению, разработка формализованных документов применительно к ним, подготовка и изучение прогнозных и расчётных методик, изучение общей и частной обстановки, а также порядка принятия решения, его содержания (применительно к своей должности по учению) ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ Готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности (ОПК-3)
ПЕРВЫЙ ЭТАП: «Организация выполнения мероприятий по защите населения и территории при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, вызванной природными пожарами». Организация работы на рабочих местах, в том числе дежурство, сбор, фиксация, обработка и доведение информации, ведение документации дежурного по коллективу
ВТОРОЙ ЭТАП: «Организация выполнения мероприятий по защите населения и территории при ликвидации ЧС, вызванной природными пожарами». Оперативный скачок, доведение информации об обстановке на «ОВ 09.00 15.07». Доведение распоряжения губернатора Энской области о введении на территории области режима чрезвычайной ситуации Доведение вводной до КЧС и ПБ-1, 2 о загорании на складах боеприпасов, сопровождающемся взрывами. Доклад выводов из оценки обстановки и прогнозирования ЧС, решения на выполнение мероприятий по предупреждению ЧС и повышению безопасности населения и территории. Прогнозирование ЧС, принятие решения на выполнение мероприятий по предупреждению ЧС и профилактике пожарной безопасности населенных пунктов. Оперативный скачок, доведение информации об обстановке на «ОВ 09.00 15.07». Доведение распоряжения губернатора Энской области о введении на территории области режима чрезвычайной ситуации. Доведение вводной до КЧС и ПБ-1, 2 о загорании на складах боеприпасов, сопровождающемся взрывами. Доклад выводов из оценки обстановки и прогнозирования ЧС, решения на выполнение мероприятий по предупреждению ЧС и повышению безопасности населения и территории. Доклад выводов из оценки обстановки и прогнозирования ЧС, решения на выполнение мероприятий по предупреждению ЧС и повышению безопасности населения и территории. ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ Готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2)
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ Организационно-управленческая деятельность: владение организационными способностями, умением находить и принимать организационные управленческие решения, в том числе и в кризисных ситуациях (ПК-2) Административно-технологическая деятельность: способность вырабатывать решения, учитывающие правовую и нормативную базу (ПК-10) Консультационная и информационно-аналитическая деятельность: способность осуществлять верификацию и структуризацию информации, получаемой из разных источников (ПК-11) Проектная деятельность: способность систематизировать и обобщать информацию, готовить предложения по совершенствованию системы государственного и муниципального управления (ПК-14); способность к кооперации в рамках междисциплинарных проектов, работе в смежных областях (ПК-16)
1 . Прививать слушателям практические навыки работы должностных лиц комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ) субъекта РФ, оперативной группы Главного управления МЧС России по субъекту РФ, аэромобильного подразделения в прогнозировании возникновения угроз населённым пунктам и объектам экономики от природных пожаров, оценке обстановки, принятии решений на выполнение мероприятий по предупреждению, локализации и тушению природных пожаров, на защиту населённых пунктов и объектов экономики.
2. Формировать у слушателей профессиональные качества по организации предупреждения и ликвидации ЧС в соответствии с компетенциями в рамках ФГОС.
Такая постановка целей КШУ в ООВО представляется логичной, так как этот вид занятия предполагает коллективную работу, позволяющую формировать те умения обучающихся, которые будут востребованы при выполнении профессиональных задач.
Известно, что знания и компетенции, не подкреплённые практикой, быстро забываются и теряются. Это так называемые «мёртвые» знания, а время, истраченное на их приобретение, оказывается потерянным. Поэтому целесообразно в перспективе обратить внимание на возможное практическое приложение этих знаний на КШУ.
Результаты исследования позволили разработать таблицу, отражающую элементы учения с соответствующими им формируемыми компетенциями.
Для дальнейшего совершенствования образовательной деятельности на КШУ авторы считают целесообразным:
1 . Использовать опыт работы коллектива по подготовке КШУ при разработке планов подготовки и проведения всех командно-штабных учений, проводимых в Академии ГПС МЧС России.
2. Включать вопросы анализа освоения компетенций обучающимися в план проведения исследований на КШУ.
3. Исследовать возможность более полного освоения каждой из компетенций, выносимых на КШУ.
4. Командно-штабные, тактико-специальные, пожарно-тактические и иные учения, а также практические занятия, проводимые в Академии ГПС МЧС России (в том числе на базе Ногинского спасательного центра), включать в рабочие учебные программы учебных дисциплин кафедр, участвующих в их подготовке и проведении.
5. Командно-штабные учения считать одним из заключительных комплексных занятий и одновременно формой промежуточного контроля с выставлением оценки за него и отражением качества участия слушателя (курсанта) в служебной характеристике на выпускника.
6. При разработке выпускных квалификационных работ, магистерских диссертаций использовать результаты самостоятельных исследований в ходе КШУ, учитывая их как апробацию при реализации в научно-практической деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Молчанов А. В. Методика формирования рациональной группировки сил различной ведомственной принадлежности для тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. - 2016. - № 1. - С. 47-51.
2. Заусаев А. А. Определение рационального состава сил и средств спасательного центра МЧС России для ликвидации лесного пожара // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. - 2014. - № 1. - С. 41-47.
3. Баскин Ю. Г., Сулейманов А. М. Педагогические условия применения опыта ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций в подготовке сотрудников МЧС России // Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. - 2014. - № 4. - С. 162-166.
4. Методические рекомендации по организации и проведению командно-штабных учений (тренировок). - М.: МЧС России, 2013. - 102 с.
5. Неровных А. Н, Бедило М. В., Калайдов А. Н., За-воротный А. Г. Подготовка и проведение командно-штабного учения в образовательной организации высшего образования МЧС России: учеб.-метод. пособие / Под общ. ред. И. М. Тете-рина. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2014. - 169 с.
6. Неровных А. Н, Калайдов А. Н, Заворотный А. Г., Лысенко И. А. Подготовка и проведение командно-штабного учения на тему «Организация защиты населения и территории субъекта Российской Федерации от природных пожаров»: учеб.-метод. пособие. - М.: Академия ГПС МЧС, 2013. - 93 с.
7. Неровных А. H, Калайдов А. Н., Миколайчук М. М. Математическая модель оценки качества подготовки специалистов // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. - 2010. - № 1. - С. 115-125.
Bedilo M., Kalaidov A., Nerovnykh A.
ON THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES AT COMMAND STAFF EXERCISES
ABSTRACT
Purpose. The analysis of competencies necessary for the graduate of higher educational establishments of EMERCOM of Russia to master has shown that not all of them can be formed within the framework of traditional types of lessons (lectures, seminars, etc.).
Since 2010 State Fire Academy of EMERCOM of Russia has been conducting group exercises and command staff exercises on the theme "Organization of protection of population and territories of the Russian Federation subject from emergency situations of natural origin" with the aim of developing students' necessary professional competencies through practical drilling of situational tasks in specific role positions assigned.
Methods. The object of the research conducted during the command staff exercises at State Fire Academy of EMERCOM of Russia is a learning process, and the subject is the process of professional competences formation in the course of these exercises. The authors of the article used methods of observation, systemic analysis, synthesis, correlation and logical modeling.
Findings. The article provides the analysis of the correlation between the exercises' components
REFERENCES
1. Molchanov A.V. Procedure formation of rational grouping of forces different departments for fighting forest fires on the territory of Russian Federation subjects. Nauchnye i obrazovatelnye problemy grazhdanskoi zashchity, 2016, no. 1, pp. 47-51. (in Russ.).
2. Zausaev A.A. Definition of rational composition of forces and means of the rescue center of mes of russia for forest fire suppression. Nauchnye i obrazovatelnye problemy grazhdanskoi zashchity, 2014, no. 1, pp. 41-47. (in Russ.).
3. Baskin Yu.G., Konnova L.A., Suleymanov A.M. Pedagogical conditions of application of the elimination of major emergencies in the Russian emergency ministry officers. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta Gosudarstvennoi protivopozharnoi sluzhby MChS Rossii, 2014, no. 4, pp. 162-166. (in Russ.).
4. Metodicheskie rekomendatsii po organizatsii i provedeniiu komandno-shtabnykh uchenii (trenirovok) [Methodical recommendations on the organization and conduct of command-staff exercises (workouts)]. Moscow, EMERCOM of Russia Publ., 2013. 102 p.
and the competencies being formed. The study has allowed finding out possible ways of further improving educational activities in the course of command staff exercises.
Research application field. The results of the study are proposed to use in planning and developing command staff exercises in higher educational establishments and other organizations of EMERCOM of Russia.
Conclusions. The authors consider it appropriate to conduct command staff exercises as a final training session and at the same time as a kind of formative assessment with giving marks to students and recording the results in performance reports. In addition, it is proposed for students to include the results of their independent research carried out in the course of command staff exercises into the development of their graduation thesis, counting them as the research and practice activities implementation.
Key words: competence, command staff exercises, methodology of preparing and conducting, types of lessons, results testing.
5. Nerovnykh A.N., Bedilo M.V., Kalaidov A.N., Zavorotny A.G. Podgotovka i provedenie komandno-shtabnogo ucheniia v obrazovatel'noi organizatsii vysshego obrazovaniia MChS Rossii: ucheb.-metod. posobie [Preparation and conduct of command-staff exercises in the educational organization of higher education of EMERCOM of Russia]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2014. 169 p.
6. Nerovnykh A.N., Kalaidov A.N., Zavorotny A.G., Lysenko I.A. Podgotovka i provedenie komandno-shtabnogo ucheniia na temu «Organizatsiia zashchity naseleniia i territorii sub"ekta Rossiiskoi Federatsii ot prirodnykh pozharov»: ucheb.-metod. posobie [Preparation and conduct of command-staff exercises on the theme "Organization of protection of population and territory of the Rissian Federation subject against natural fires". Textbook]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2013. 93 p.
7. Kalaidov A.N., Nerovnykh A.N., Mikolaichuk M.M. Mathematical model of evaluation quality training. Pozhary i chrezvychainye situatsii: predotvrashchenie, likvidatsiia, 2010, no 1, pp. 115-125. (in Russ.).
MAKSiM BEDiLO
ALEKSANDER KALAiDOV
Aleksander Nerovnykh
Candidate of Military Sciences
State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia
Candidate of Military Sciences, Associate Professor State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia
Candidate of Military Sciences, Associate Professor State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia