УДК 614.842.8
Заворотный А. Г., Гюрджян С. Л.
АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ НАДЗОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
В статье разработаны предложения по совершенствованию надзорной деятельности в области гражданской обороны, приводятся алгоритмы проведения надзорных мероприятий и плановой выездной проверки на объекте экономики, а также даётся обзор компьютерной программы «Акт, Протокол, Предписание», созданной для облегчения работы инспекторов государственного противопожарного надзора в области гражданской обороны.
Ключевые слова: государственный надзор в области гражданской обороны, система независимой оценки рисков, должностные лица, компьютерная программа «Акт, Протокол, Предписание».
Состояние безопасности населения, территорий и объектов экономики находится в прямой зависимости от уровня организации и осуществления надзорной деятельности в МЧС России.
Органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями постоянно уделяется внимание совершенствованию деятельности органов государственного контроля, в том числе организации и деятельности надзорных органов МЧС России.
Только в первом полугодии 2015 г. инспекторским составом проведено более 423 тыс. мероприятий по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности, гражданской обороны (ГО) и защиты территорий и населения от чрезвычайных ситуаций (ЧС). По их результатам предписано около 2,2 млн мероприятий по устранению нарушений.
Начиная с 2003 г. произошли существенные организационно-структурные и функциональные изменения надзорной деятельности в области пожарной безопасности, с 2004 г. на МЧС России возложены функции по организации и осуществлению государственного контроля в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечению безопасности людей на водных объектах [5, 12].
Приказом МЧС России от 29 декабря 2006 г. № 804 утверждена концепция по созданию единой системы государственного надзора в области пожарной безопасности, ГО и защиты населения и территорий от ЧС, которая предусматривает интеграцию надзора в области ГО и защиты от ЧС в деятельность органов ГПН [7].
Одним из мероприятий по реализации данного документа является подготовка и методическое обеспечение деятельности государственных инспекторов по пожарному надзору при проведении мероприятий по контролю за соблюдением требований в области ГО и защиты от ЧС [7, 8, 9].
Создание в МЧС России единой системы государственных надзоров в области пожарной безопасности, ГО и защиты населения от ЧС (единая система надзоров) обусловлено необходимостью снижения избыточного административного давления, оказываемого на предприятия и граждан, исключению дублирования при осуществлении мероприятий по контролю, внедрения принципа «одного окна», сужения коррупционного поля, унификации и повышения эффективности системы государственного мониторинга и контроля параметров безопасности территорий, организаций и населения, а также оптимизации численности состава надзорных органов МЧС России [9].
Единая система надзоров МЧС России:
- государственный пожарный надзор;
- государственный надзор в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера;
- государственный надзор в области ГО;
- подразделения, осуществляющие экспертную деятельность в области ГО, предупреждения ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности.
Субъекты надзора в области ГО:
- федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы;
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- органы местного самоуправления;
- организации, отнесённые к группам по ГО, продолжающие работу в военное время.
Предметы надзора в области ГО на объекте экономики (без учета требований закона № 28 «О гражданской обороне»):
- система управления ГО;
- системы оповещения;
- специальная техника и имущество ГО;
- обучение персонала;
- создание, обучение, оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ) и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (НФГО);
- планирующие документы в области ГО;
- комиссия по повышению устойчивости функционирования объекта экономики (ПУФ);
- проведение светомаскировки и других видов маскировки;
- создание эвакоорганов;
- средства индивидуальной защиты;
- объекты ГО (убежища, противорадиационные укрытия (ПРУ)).
Для структуризации и упорядочивания действий по проведению надзорных мероприятий в области ГО в рамках единого государственного надзора, осуществляемого МЧС России, был разработан алгоритм, состоящий из 7 блоков, представленный схематически на рисунке 1 [1, 2].
В блоке 1 содержится информация о том, как осуществляется планирование проверок на основе анализа результатов надзорной деятельности, учитывая решения вышестоящих надзорных органов, а также сроки исполнения ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений.
Результаты надзорной деятельности ежеквартально анализируются в надзорных органах для последующего их использования в государ-
ственном регулировании в области ГО и совершенствования исполнения государственной функции.
В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, надзорные органы направляют проекты планов в органы прокуратуры.
В срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, надзорные органы осуществляют доработку проекта плана, учитывая предложения органа прокуратуры, его утверждение и направление в соответствующий орган прокуратуры заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде), либо в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью.
Утверждённые руководителями надзорных органов планы доводятся до сведения заинтересованных лиц посредством их размещения
Планирование мероприятий по государственному 1 надзору в органах, осуществляющих государственный надзор в области ГО
I
И
2 Проведение плановых мероприятий по надзору за соблюдением обязательных требований
I
Проведение внеплановых мероприятий 3 по надзору за соблюдением обязательных требований
т
4 Оформление результатов надзора (проверки и принятие мер по результатам проверки)
5 Регистрация и учёт мероприятий по надзору
Проведение консультаций по осуществлению государственного надзора и иным вопросам, 5 входящим в компетенцию органов,
осуществляющих государственный надзор в области ГО
ж
Н
Рассмотрение жалоб на действия (бездействия) - и решения должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор в области ГО
Ежегодный план проведения плановых проверок Личный план-график работы
Выездная или документарная проверка
Срок - 20 рабочих дней
м
Выездная или документарная проверка
Срок - 20 рабочих дней
Акт проверки в двух экземплярах Предписание (при наличии замечаний)
Журнал учёта проверок (3 дня):
- журнал учёта объектов надзора
и контрольно-наблюдательных дел по объектам надзора;
- журнал учёта проверок;
- журнал учёта протоколов об административных правонарушениях и представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;
-журнал учёта консультаций; -журнал учёта входящей документации;
- журнал учёта исходящей документации;
- учётные карточки личной консультации гражданина
Консультирование посредством телефонной связи и электронной почты
Осуществляется не менее четырёх часов в рабочую неделю
И
Срок рассмотрения - 30 дней
Рисунок 1. Алгоритм проведения надзорных мероприятий в области ГО
на официальных сайтах МЧС России и его территориальных органов в Интернет либо иным доступным способом.
В блоках 2 и 3 приводится алгоритм проведения плановых (рис. 2) и внеплановых проверок [1, 2]. Предметом плановой проверки является выполнение субъектом надзора требований и мероприятий в области ГО.
Основанием для включения плановой проверки в план является:
* истечение 5 лет со дня окончания проведения последней плановой проверки федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
* истечение 3 лет со дня:
- государственной регистрации юридических лиц (индивидуальных предпринимателей);
- окончания проведения последней плановой проверки юридического лица (индивидуального предпринимателя).
Извещение организации о начале проверки
Три (3) рабочих дня
Рисунок 2. Алгоритм проведения плановой выездной проверки
Предметом внеплановой проверки является выполнение субъектом надзора тех требований и мероприятий в области ГО, информация о нарушении которых явилась поводом для издания распоряжения о проведении внеплановой проверки либо срок устранения которых, согласно ранее выданному предписанию, истек.
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
- истечение срока исполнения субъектом надзора ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения установленных требований и мероприятий в области ГО;
- поступление в надзорный орган обращения и заявления граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации,безопасности государства, а также угрозы ЧС природного и техногенного характера;
- причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение ЧС природного и техногенного характера;
- распоряжение руководителя надзорного органа, изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
В блоке 4 рассматривается вопрос оформления результатов и принятия мер по результатам мероприятий по контролю - для этого была разработана компьютерная программа «Акт, Протокол, Предписание».
По результатам проверки после её завершения должностными лицами надзорного органа составляется акт проверки в двух экземплярах. К акту проверки прилагаются протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, пояснения должностных лиц субъекта надзора по выявленным нарушениям в области ГО и иные связанные с результатами проверки документы или их копии. Один экземпляр акта проверки с копиями приложений вручается руководителю или уполномоченному представителю субъекта надзора под расписку об ознакомлении. Второй
экземпляр акта проверки хранится в контрольно-наблюдательном деле (КНД).
В блоке 5 изучается вопрос регистрации и учёта мероприятий по контролю. Выданные предписания учитываются в журнале учёта проверок. Копия предписания хранится в КНД. Дела об административных правонарушениях в области ГО регистрируются в журнале учёта дел об административных правонарушениях. Срок ведения журнала и хранения оконченного журнала - 1 год. По окончании проверки должностное лицо надзорного органа в журнале учёта проверок субъекта надзора производит запись о проведенной проверке, при отсутствии журнала учёта проверок в акте проверки делается соответствующая запись. Должностное лицо надзорного органа по окончании проверки в течение трёх рабочих дней регистрирует проведённую проверку в журнале учёта проверок и докладывает вышестоящему руководителю результаты проверки.
Блок 6 направлен на проведение консультаций по осуществлению государственного контроля граждан, обратившихся в государственный надзорный орган. При личном приёме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приёма гражданина. Если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приёма (делается запись в карточке личного приема гражданина). В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, принятое в ходе личного приёма, подлежит регистрации и рассмотрению в установленном порядке. В ходе личного приёма гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
В блоке 7 изложены вопросы рассмотрения жалоб на действия (бездействия) надзорных органов, а также должностных лиц. Обжалование действий (бездействий) и решений должностных лиц надзорных органов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации к вышестоящему в порядке подчиненности надзорному органу или в судебном порядке. Основанием для начала административных процедур досудебного обжалования является несогласие субъекта надзора с результатом исполнения государственной функции. Общий срок рассмотрения жалобы составляет тридцать дней со дня ее регистрации в МЧС России или его территориальном органе и завершается датой письменного ответа гражданину. Результатом рассмотрения жалобы может
быть полное, частичное удовлетворение заявленных претензий, либо отказ в их удовлетворении с обоснованием причин.
В работе [1] рассмотрена выездная плановая проверка на примере существующей ТЭЦ-25 (филиал ОАО «Мосэнерго») и разработаны предложения по совершенствованию деятельности специалистов, осуществляющих надзор в области гражданской обороны. В данной работе предложено и обосновано формирование системы независимой оценки риска в области ГО.
Цели создания системы независимой оценки рисков:
- повышение уровня безопасности объектов защиты путем включения в сферу оценки состояния их безопасности вместе с органами государственного надзора (контроля) независимых экспертных организаций и экспертов по независимой оценке рисков;
- снижение административной нагрузки на объекты защиты за счёт сокращения количества проверок, осуществляемых органами государственного пожарного надзора (ГПН), государственного надзора в области гражданской обороны (ГНГО) и государственного надзора в области защиты населения и территорий (ГНЗНиТ) от ЧС, а также за счёт изменения форм и методов надзорной деятельности;
- получение объективной и полной информации о соответствии объектов защиты установленным требованиям в области обеспечения пожарной безопасности, ГО и защиты населения и территорий от ЧС;
- выдача заключений, содержащих необходимые и достаточные сведения для заключения договора страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии при эксплуатации опасного объекта.
Задачи системы независимой оценки рисков:
- установление правил и процедур проведения независимой оценки рисков, а также контроль за их соблюдением;
- организация аттестации экспертов и аккредитации организаций, осуществляющих независимую оценку рисков;
- организация проведения независимой оценки рисков на объектах защиты;
- организация и проведение работ по совершенствованию методологических и правовых основ независимой оценки рисков.
Результатом независимой оценки рисков является заключение о соответствии (несоответствии) объекта защиты установленным законодательными и иными нормативными, правовыми актами Российской Федерации требованиям в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС и/или обеспечения пожарной безопасности, либо обосновывающее (подтверждающее) приемлемый (неприемлемый) уровень риска для жизни, здоровья людей, имущества при эксплуатации объекта защиты вследствие возможного воздействия на них опасных факторов пожара, ЧС.
Для автоматизации и оптимизации работы инспекторов ГПН надзорных органов, а также специалистами при организации и проведении плановых и внеплановых мероприятий по надзору за соблюдением организациями всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями, установленных законодательством Российской Федерации
Наименование блоков вопросов в области ГО, ЗНиТ от ЧС в закладке «Информация»[1, 3, 4, 6,10,11]
Наименование раздела Характеристика раздела
Справочный Раздел содержит необходимую информацию о том, какие основные правоустанавливающие документы необходимо запрашивать у проверяемой организации в ходе выполнения надзорного мероприятия
Организационный Раздел характеризует требования по осуществлению ведения ГО, а также готовности организации к ликвидации ЧС
Работа комиссии по предупреждению и ликвидации ЧСи обеспечению пожарной безопасности (КЧСиПБ) Раздел содержит все необходимые требования для создания КЧСиПБ в организации
Организация дежурно-диспетчерской службы (ДДС) Раздел содержит все необходимые требования для создания, функционирования и деятельности ДДС в организации
Обучение руководства организации Раздел содержит все необходимые требования для проведения обучения руководящего состава организации в области ГО, а также ЗНиТ от ЧС
Обучение работающих сотрудников организации Раздел содержит все необходимые требования для проведения обучения сотрудников организации в области ГО, а также ЗНиТ от ЧС
Паспорт безопасности Раздел содержит все необходимые требования по разработке, либо переработке паспорта безопасности в отношении организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты
План действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера Раздел содержит все необходимые требования по разработке, а также корректировке плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС в организации
Страхование Раздел содержит все необходимые требования, касающиеся необходимости страхования ответственности владельцев (собственников организаций), эксплуатирующих опасные производственные объекты
Повышение устойчивости функционирования(ПУФ) Раздел содержит все необходимые требования для создания и работы комиссии по повышению устойчивости функционирования (КПУФ) в области ГО, а также ЗНиТ от ЧС природного и техногенного характера в организации
Профессиональные аварийно-спасательные формирования (ПАСФ) Раздел содержит все необходимые требования, касающиеся наличия собственных аварийно-спасательных формирований (либо заключения договоров на обслуживание) в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты
Нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ) Раздел содержит все необходимые требования, относящиеся к созданию, обучению, оснащению и аттестации собственных НАСФ в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I, II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесённые в установленном порядке к категориям по ГО
Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (НФГО) Раздел содержит все необходимые требования по формированию, обучению и оснащению НФГО в организациях, работающих в военное время
Локальная система оповещения (ЛСО) Раздел содержит все необходимые требования по созданию, а также введению в действие ЛСО на потенциально опасных объектах (ядерно, радиационно или химически опасные предприятия и гидросооружения)
Система мониторинга инженерных систем зданий и сооружений (СМИС) Раздел содержит все необходимые требования по созданию и введению в действие СМИС в организациях, в которых согласно действующему законодательству Российской Федерации необходимо наличие данной системы
Резервы материальные ЧС, резервы материальные ГО, резервы финансовые ЧС Раздел содержит все необходимые требования по созданию резервов материальных ресурсов, а также финансовых ресурсов в организация всех форм собственности в целях ГО и ЗНиТ от ЧС
План ликвидации аварийных разливов нефти (ПЛАРН) Раздел содержит все необходимые требования, касающиеся разработки планов ликвидации аварийных разливов нефти в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, связанные с использованием нефти и нефтепродуктов в своей деятельности
Эвакомероприятия Раздел содержит все необходимые требования по разработке эвакуационных мероприятий в организации в целях ГО и ЗНиТ от ЧС
Средства индивидуальной защиты (СИЗ) Раздел содержит все необходимые требования, относящиеся к накоплению и использованию по назначению СИЗ в организации в целях ГО и ЗНиТ от ЧС
Склад СИЗ Раздел содержит все необходимые требования относительно мест и условий хранения СИЗ в организации в целях ГО и ЗНиТ от ЧС
Защитные сооружения ГО (ЗСГО) Раздел содержит все необходимые требования по наличию, содержанию и использованию в целях ГО защитных сооружений (убежища, ПРУ, укрытия), принадлежащих организации
Запасы ГО Раздел содержит все необходимые требования по накоплению и использованию по назначению запасов, создаваемых в целях ГО в организации
Планирование ГО Раздел содержит все необходимые требования по осуществлению мероприятий ГО в организациях
и другими нормативно правовыми актами требований в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера (в области ГО, ЗНиТ от ЧС) авторами данной статьи разработана компьютерная программа «Акт, Протокол, Предписание» (компьютерная программа), основанная на базе программы Excel (Microsoft Office) [1].
Компьютерная программа представляет собой инструмент, позволяющий инспектору ГПН
в максимально короткие сроки подготовить и распечатать материалы по результатам проведённого надзорного мероприятия, а именно: акта проверки, протоколов об административных правонарушениях по статьям ч. 1, 2 ст. 20.6 КоАП Российской Федерации, ч. 1, 2 ст. 20.7 КоАП Российской Федерации в отношении юридического и должностного лица, а также предписаний в области ГО, ЗНиТ от ЧС.
Построение программы на базе Microsoft Office позволяет работать с ней на всех видах ЭВМ (настольные и мобильные), при этом быть доступной и понятной максимально широкому кругу инспекторов ГПН.
Компьютерная программа состоит из 11 закладок, часть из которых является общей при подготовке документов (закладки «Информация», «Акт»), а другая часть является отдельными элементами как для ГО, так и для ЗНиТ от ЧС (протоколы по ч. 1, 2 ст. 20.6 КоАП Российской Федерации, ч. 1, 2 ст. 20.7 КоАП Российской Федерации в отношении юридического и должностного лица, а также предписаний в области ГО, ЗНиТ от ЧС).
Все данные, вносимые в программу, начиная с закладки «Информация», автоматически переносятся во все следующие закладки, инспектору ГПН остается добавить только недостающие данные, касающиеся проводимой проверки.
Основным рабочим элементом компьютерной программы является закладка «Информация». В ней обобщены все возможные элементы, отвечающие за выведение итоговой информации относительно проверяемых вопросов в области ГО, ЗНиТ от ЧС (таблица).
После того как инспектор ГПН заполнит закладку «Информация», он переходит к заполнению закладки «Акт» (рис. 3), которая представляет собой готовую форму акта проверки установленного образца, в которую автоматически уже перенесены невыполненные требования (пункты в области ГО, ЗНиТ от ЧС). В данной закладке инспектор ГПН заполняет все необходимые разделы: в отношении кого проводилась проверка, адреса, Ф.И.О. руководителя организации или законного пред-
ставителя юридического лица, сведения обо всех должностных лицах, участвовавших в проведённой проверке и т. д.
После того как на закладке «Информация» будут отмечены выполненные требования-пункты, они не будут отображаться в акте проверки, эти ячейки будут пустыми, их необходимо скрыть, используя возможности программы Excel.
На следующем этапе подготовки итоговых документов по проведённой проверке заполняется закладка «Протоколы в области ГО, ЗНиТ от ЧС» (рис. 4). Инспектор ГПН заполняет только те формы протоколов, по каким статьям в области ГО, ЗНиТ от ЧС были допущены правонарушения, выявленные в ходе проведенной проверки. Информация в них копируется автоматически из акта проверки с соблюдением разграничений требований в области ГО, а также в области ЗНиТ от ЧС отдельно по каждому протоколу. Автоматически заполняются следующие информационные поля: кем из инспекторов ГПН составлен административный протокол, в отношении какого должностного или юридического лица он составлен, время и место совершения административного правонарушения. Всю остальную недостающую информацию также необходимо заполнить. Выполненные требования-пункты в протоколах отображаться не будут (как и в акте проверки), используя возможности программы Excel, их пустые ячейки необходимо скрыть.
Для подготовки итогового документа используются вкладки «Предписание в области ГО» и «Предписание в области ЗНиТ от ЧС» (рис. 5). Ранее внесенная информация, касающаяся требований-пунктов в области ГО, ЗНиТ от ЧС, переносится автоматически вместе с частью некоторых сведений:
Рисунок 3. Общий вид закладки «Акт»
Протокол JVa
об административном правонарушении в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций
09 ноября 2015 года г. Москва
(nut состашения)
Я, Главный специалист-эксперт отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Управления по Западному административному округу Главного управления МЧС руководствуясь ст. 23.34; 28.2, 28.3 и 28.5 КоАП Российской Федерации
Составил настоящий протокол в том, что юридическим лицом:
ТЭЦ-25, филиал Открытого акционерного общества "Мосэнерго"_
1. Полное название и адрес юридического
2. Основной государственный регистрационный номер:
102-2301977433
Ъ_ Индивидуальный номер налогоплательщика: _77285
Страница 1
А. Фамилия , Имя, Отчество законного представителя юридического лица: Представителей Представитель Пред стаей телеви ч
5. Документ, подтверждающий полномочия законного представителя юридического лица:
ч.1 20.6 ЮЛ /ч.1 20.6 ДЛ / ч.2 20.6 ДП /Предп ЧС /ч 120,7 ЮЛ , 4.120,7 ДГ
Рисунок 4. Общий вид закладки «Протокол»
Ф.И.О. инспектора ГПН, проводившего проверку, наименования юридического лица, сведения о законном представителе юридического лица. Как и в случае с закладкой «Протоколы в области ГО, ЗНиТ
от ЧС», недостающую информацию также следует заполнить, а пустые ячейки удалить.
Положительные и отрицательные стороны компьютерной программы:
* положительные:
- компьютерная программа содержит в себе полный пакет документов, который подготавливается по результатам проведения проверок;
- компьютерная программа позволяет в максимально короткие сроки подготавливать итоговые материалы по результатам проведения проверок, в том числе с возможностью внесения других сведений (видоизменения акта, протоколов и т .д.);
- компьютерная программа содержит в себе все основные проверяемые вопросы в области ГО, ЗНиТ от ЧС, а также все нормативно правовые требования и ссылки;
* отрицательные:
- компьютерная программа требует от инспектора государственного пожарного надзора умений работы в Excel (Microsoft Office);
- в виду постоянного изменения законодательства в области ГО, ЗНиТ от ЧС компьютерная программа требует коррекции ссылок на нор-
Министерство российской федерации по делам гр'ажданекой обороны, чрезвычайньш ситуациям и ликвидации последствий стикийнве бедствий Управление по Западному административному округу Главного Управления МЧС России по г.Москве г Москва, ул Осенняя, 21А,т.0 (405) 415-20-24 Отдел государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и терршорий от чрезвычайны:; ситуаций природного и тедзогенного аараг^ера г Москва, ул Осенняя, 21А,т.0 (405) 415-20-24
Предписание №_/4!_
по устранению нарушений установленных требований в области населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
ио нояЬря 2111^' года
ТЭЦ-25, филиал Открытого акционерного общ ества "Мосэнерго"
Наньтенолание, адрес федерального органа нот* таите танок Епасш, органа ишопщгггта* ЗФчтместого самортраБпети, вдотагоеасого тщ-*.:шд£шс^г"ш ши ытапк субьекга Росшкаэон Федерации, цюго хфедпршимзшля)
rata, инкигалы цопжно(щд|го]н^5^4таН4" Г1 ГГTI
ица, индивидуального предпринимай; гш)
Руководствуясь Федеральными законами от 21 декабря 1994 ] с 03 ноября 2015 года по 09 ноя г, № 68-ФЗ «О защите :бря 2015 года
проведена плановая (внеплановая) проверки
Должностное лицо, проводившее проверку: Главный специалист-эксперт отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Управления по Западному административному округу Главного управления МЧС России по г. Москвы Д. И. Курочкин
(фатлгатия,инициалы, должюпъ лица (лиц)уполномочен» го^зЕфстхенннйвдвор х области зашиты населения иторригорта «го (Уполномочено!») осуществлять
> н Швттяж-ч.1 а.бюл члго.бдл ч.гго.&лл поелпче члголол чл;
Рисунок 5. Общий вид закладки «Предписание»
мативно правовые документы в случае выхода их новых редакций и обновлений.
Использование в практической деятельности разработанных предложений позволит осуществлять надзорные мероприятия в области ГО на более качественном уровне, учитывая оптимизацию кадрового состава надзорных органов МЧС России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гюрджян С. Л., Заворотный А. Г. Совершенствование деятельности специалистов, осуществляющих надзор в области гражданской обороны в рамках единого государственного надзора: отчет о научно-исследовательской работе слушателя. -М.: Академия ГПС МЧС России, 2014. - 58 с.
2. Приказ МЧС России от 26 июня 2012 г. № 358 (ред. от 07.12.2016 г.) «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны» (зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2012 г. № 24877).
3. Рейхов Ю. Н, Лебедев А. Ю, Тугушов К. В., Сидоров А. В., Ткаченко П. Н., Лермонтов А. С. Устойчивость функционирования объектов экономики и территорий. Учебное пособие. -Химки: Академия гражданской защиты МЧС России, 2011. - 425 с.
4. Калайдов А. Н, Подставков В. П., Круглов А. В. Государственный надзор в области гражданской обороны. Учебное пособие. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2012. - 247 с.
5. Калайдов А. Н., Круглов А. В. К вопросу об организации государственного надзора в области гражданской обороны в Российской Федерации // Материалы Всероссийского совещания с руководителями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проблемам гражданской обороны и защиты населения и Х Научно-практической конференции «Совершенствование гражданской обороны в Российской Федерации». - М.: МЧС России, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2014. - С. 232-235.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 305 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны».
7. Приказ МЧС России от 29 декабря 2006 г. № 804 «О концепции создания единой системы государственных над-
зоров в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций».
8. Приказ МЧС России от 6.09.2007 г. № 478 «Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны».
9. Концепция основных направлений совершенствования деятельности надзорных органов МЧС России от 18.02.2015 г. №4/11.
10. Кириллов Г. Н, Тетерин И. М., Заворотный А. Г., Подставков В. П. Государственный надзор в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Учебник / под общ. ред. Г. Н. Кириллова. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2014. - 420 с.
11. Круглов А. В., Калайдов А. Н. Проблемные вопросы государственного надзора в области гражданской обороны в рамках единого надзора МЧС России на современном этапе // Материалы Всероссийского совещания с руководителями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проблемам гражданской обороны и защиты населения и XII Научно-практической конференции «Совершенствование гражданской обороны в Российской Федерации». - М.: МЧС России, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2016. - С. 66-75.
12. Климкин В. И. Совершенствование нормативной правовой базы исполнения государственной функции по надзору в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций // Материалы Всероссийского совещания с руководителями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проблемам гражданской обороны и защиты населения и X Научно-практической конференции «Совершенствование гражданской обороны в Российской Федерации». -М.: МЧС России, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2014. - С. 91-94.
Материал поступил в редакцию 15 сентября 2016 года.
Zavorotny A., Giurdzhian S.
SUPERVISING ACTIVITY ALGORITHM IN THE FIELD OF CIVIL DEFENSE
ABSTRACT
Purpose. The security conditions for the population, territories and facilities of economy directly depend on the level of supervising activity organization and implementation. The topicality of the issue is dictated by the increased requirements to the state fire supervision inspectors' knowledge of legal standards in the field of civil defense and protection against emergencies and their use in supervising activity within the framework of state supervision of EMERCOM of Russia integrated system.
Methods. Research methods are based on the analytical review of the regulatory framework and the literature along with the methods of systematic and comparative analysis and synthesis.
Findings. The article presents the developed proposals on improving the supervising activity in the field of civil defense, shows an algorithm for supervising activities conducting and scheduled site inspection of the economy facilities, and provides an overview of a computer program "Act, Protocol, Order", which has been developed to facilitate the work of state fire supervision inspectors in the field of civil defense.
Research application field. Practical application of the given proposals will allow implementing supervising activities in the field of civil defense at a better level, taking into account optimizing personnel structure of the Supervisory bodies of EMERCOM of Russia.
Conclusions. To structure and adjust the supervising activities in the field of civil defense an algorithm of the supervising activity in the field of civil defense has been developed along with the scheduled site inspection of the economy facility. The grounds for forming an independent risk assessment system in the field of civil defense have been proposed. A computer program "Act, Protocol, Order" has been developed for automation and optimization of state fire supervision inspectors work as well as allowing making a report on the supervising activities outcomes ASAP.
Key words: state supervision in the field of civil defense, an independent risk assessment system, the authorities, a computer program "Act, Protocol, Order".
REFERENCES
1. Giurdzhian S.L., Zavorotny A.G. Sovershenstvovanie deiatel'nosti spetsialistov, osushchestvliaiushchikh nadzor v oblasti grazhdanskoi oborony v ramkakh edinogo gosudarstvennogo nadzora: otchet o nauchno-issledovatel'skoi rabote slushatelia [Improvement of the activities of employees engaged in the supervision in the field of civil defense in the framework of a unified state oversight: report on the research work of the listener]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2014. 58 p.
2. Order of the EMERCOM of Russia on 26 June, 2012, no. 358 "About approval of Administrative regulations of the Ministry of the Russian Federation for civil defense, emergencies and elimination of consequences of natural disasters for the execution of the state function on implementation of state supervision in the field of civil defense". (in Russ.).
3. Reikhov Yu.N., Lebedev A.Yu., Tugushov K.V., Sidorov A.V., Tkachenko P.N., Lermontov A.S. Ustoichivost' funktsionirovaniia ob"ektov ekonomiki i territorii [The sustainability of the economic facilities and territories]. Khimki, Civil Defence Academy EMERCOM of Russia, 2011. 425 p.
4. Kalaidov A.N., Podstavkov V.P., Kruglov A.V. Gosudarstvennyi nadzor v oblasti grazhdanskoi oborony [State supervision in the field of civil defense]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2012. 247 p.
5. Kalaidov A.N., Kruglov A.V. To the question of the organization of state supervision in the field of civil defense in the Russian Federation. Mat. Vserossiiskogo soveshchaniia s rukovoditeliami federal'nykh organov ispolnitel'noi vlasti i organov ispolnitel'noi vlasti sub"ektov Rossiiskoi Federatsii po problemam grazhdanskoi oborony i zashchity naseleniia i X nauch.-prakt. konf.
"Sovershenstvovanie grazhdanskoi oborony v Rossiiskoi Federatsii" [Proc. of the All-Russian meeting with heads of Federal Executive authorities and Executive authorities of constituent entities of the Russian Federation on problems of civil defense and protection of population and X sci.-pract. conf. "Improvement of civil defense n the Russian Federation"]. Moscow, EMERCOM of Russia Publ., 2014, pp. 232-235.
6. Decree of the Government of the Russian Federation on 21 May, 2007, no. 305 "On approval of the Regulation on state supervision in the field of civil defense". (in Russ.).
7. Order of the EMERCOM of Russia on 29 December, 2006, no. 804 "The concept of creating a unified system of state supervision in the field of fire safety, civil defense and protection of population and territories from emergency situations". (in Russ.).
8. Order of the EMERCOM of Russia on 06 September, 2007, no. 478 "About the statement of qualifying requirements to professional knowledge and skills necessary for the performance of official duties by officials of the bodies exercising state supervision in the field of civil defense". (in Russ.).
9. The concept of the main directions of improvement of the activities of the Supervisory bodies of EMERCOM of Russia on 18 February, 2015, no. 4/II.
10. Kirillov G.N., Teterin I.M., Zavorotny A.G., Podstavkov V.P. Gosudarstvennyi nadzor v oblasti pozharnoi bezopasnosti, grazhdanskoi oborony i zashchity naseleniia i territorii ot chrezvychainykh situatsii [State supervision in the field of fire safety, civil defense and protection of population and territories from emergency situations]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2014. 420 p.
11. Kruglov A.V., Kalaidov A.N. Problematic issues of state supervision in the field of civil defense in the framework of the single supervision of EMERCOM of Russia on the modern stage. Mat. Vserossiiskogo soveshchaniia s rukovoditeliami federal'nykh organov ispolnitel'noi vlasti i organov ispolnitel'noi vlasti sub"ektov Rossiiskoi Federatsii po problemam grazhdanskoi oborony i zashchity naseleniia i XII nauch.-prakt. konf. "Sovershenstvovanie grazhdanskoi oborony v Rossiiskoi Federatsii' [Proc. of the All-Russian meeting with heads of Federal Executive authorities and Executive authorities of constituent entities of the Russian Federation on problems of civil defense and protection of population and XII sci.-pract. conf. "Improvement of civil defense in the Russian Federation"]. Moscow, EMERCOM of Russia Publ., 2016, pp. 66-75.
12. Klimkin V.I. Improving the regulatory framework of the execution of the state function on supervision in the field of civil defense, protection of population and territories from emergency situations. Mat. Vserossiiskogo soveshchaniia s rukovoditeliami federal'nykh organov ispolnitel'noi vlasti i organov ispolnitel'noi vlasti sub"ektov Rossiiskoi Federatsii po problemam grazhdanskoi oborony i zashchity naseleniia i X nauch.-prakt. konf. "Sovershenstvovanie grazhdanskoi oborony v Rossiiskoi Federatsii" [Proc. of the All-Russian meeting with heads of Federal Executive authorities and Executive authorities of constituent entities of the Russian Federation on problems of civil defense and protection of population and X sci.-pract. conf. "Improvement of civil defense in the Russian Federation"]. Moscow, EMERCOM of Russia Publ., 2014, pp. 91-94.
Aleksander Zavorotny I Candidate of Technical Sciences, Associate Professor
State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia
SERGEi Giurdzhian State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia