Научная статья на тему 'Риск-ориентированный подход при организации и осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны'

Риск-ориентированный подход при организации и осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
445
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / RISK-ORIENTED APPROACH / НАДЗОР / SUPERVISION / ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА / CIVIL DEFENCE / КАТЕГОРИИ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ / ГРУППЫ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ / ADMINISTRATIVE BARRIERS / CATEGORIES FOR CIVIL DEFENCE / GROUPS FOR CIVIL DEFENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фомин А. И., Бесперстов Д. А., Сайбель С. Ю.

В данной статье изложены основные принципы риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении государственных надзоров в Российской Федерации. Приведен отечественный и зарубежный опыт по данному направлению. Раскрыты виды риск-ориентированного подхода при проведении надзорных мероприятий, статический и динамический вид. Рассмотрены вопросы организации и осуществления государственного надзора в области гражданской обороны с учетом критерий отнесения территорий к группам по гражданской обороне, а также предприятий, организаций к категориям по гражданской обороне. Отнесение территорий городов, других населенных пунктов к группам по гражданской обороне осуществляется в зависимости от их оборонного и экономического значения, численности населения, нахождения на территориях организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне особой важности, первой и второй, а также представляющих опасность для населения и территорий. На основе имеющихся критерий предложен порядок реализации риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны в отношении территорий и объектов. Предложено разработать методику, предусматривающую снижение категории опасности объекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фомин А. И., Бесперстов Д. А., Сайбель С. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Risk-oriented approach in organizing and implementation of state supervision in the field of civil defense

This article outlines the main principles of the risk-oriented approach in the organization and implementation of state supervision in the Russian Federation. The domestic and foreign experience in this area is presented. The types of risk-oriented approach are revealed in conducting supervisory activities, static and dynamic. The issues of organization and implementation of state supervision in the field of civil defense are considered, taking into account the criteria of assigning territories to civil defense groups, as well as enterprises, organizations to categories on civil defense. The assignment of territories of cities and other settlements to civil defense groups is carried out depending on their defense and economic significance, population size, the presence on the territories of organizations classified as civil defense of particular importance, first and second, and also dangerous for the population and territories. Based on the available criteria, the procedure for implementing a risk-based approach in the implementation of state supervision in the field of civil defense in respect of territories and facilities was proposed. It was proposed to develop a methodology that would reduce the hazard category of the facility.

Текст научной работы на тему «Риск-ориентированный подход при организации и осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны»

| А. И. Фомин // A. I. Fomin [email protected]

д-р техн. наук, ведущий научный сотрудник отдела АО «НЦ ВостНИИ», Россия, 650002, г. Кемерово, ул. Институтская, 3 doctor of technical sciences, department leading scientific researcher, JSC «ScC VostNII», 3, Institutskaya Street, Kemerovo, 650002, Russia

I С. Ю. Сайбель // S. Yu. Saibel [email protected]

майор внутренней службы, начальник факультета заочного обучения института заочного обучения, переподготовки и повышения квалификации ФГБОУ ВО «Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», Россия, 153040, г. Иваново, пр-кт Строителей, 33 distant education faculty head of distant education and refreshing training institute of Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», internal service major, 33, Stroiteley Avenue, Ivanovo, 153040, Russia

Щ Д. А. Бесперстов // D. A. Besperstov [email protected]

аспирант ФГБОУ ВПО «Кемеровский технологический институт пищевой промышленности», Россия, 650056, г. Кемерово, ул. Институтская, 7

chair post graduate of Kemerovo Institute of Food Science and Technology, 7, Institutskaya Street, Kemerovo, 650056, Russia

УДК 614.849

РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ RISK-ORIENTED APPROACH IN ORGANIZING AND IMPLEMENTATION OF STATE SUPERVISION IN THE FIELD OF CIVIL DEFENSE

В данной статье изложены основные принципы риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении государственных надзоров в Российской Федерации. Приведен отечественный и зарубежный опыт по данному направлению. Раскрыты виды риск-ориентированного подхода при проведении надзорных мероприятий, статический и динамический вид. Рассмотрены вопросы организации и осуществления государственного надзора в области гражданской обороны с учетом критерия отнесения территорий к группам по гражданской обороне, а также предприятий, организаций к категориям по гражданской обороне. Отнесение территорий городов, других населенных пунктов к группам по гражданской обороне осуществляется в зависимости от их оборонного и экономического значения, численности населения, нахождения на территориях организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне - особой важности, первой и второй, а также представляющих опасность для населения и территорий. На основе имеющихся критериев предложен порядок реализации риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны в отношении территорий и объектов. Предложено разработать методику, предусматривающую снижение категории опасности объекта. This article outlines the main principles of the risk-oriented approach in the organization and implementation of state supervision in the Russian Federation. The domestic and foreign experience in this area is presented. The types of risk-oriented approach are revealed in conducting supervisory activities, static and dynamic. The issues of organization and implementation of state supervision in the field of civil defense are considered, taking

into account the criteria of assigning territories to civil defense groups, as well as enterprises, organizations to categories on civil defense. The assignment of territories of cities and other settlements to civil defense groups is carried out depending on their defense and economic significance, population size, the presence on the territories of organizations classified as civil defense - of particular importance, first and second, and also dangerous for the population and territories. Based on the available criteria, the procedure for implementing a risk-based approach in the implementation of state supervision in the field of civil defense in respect of territories and facilities was proposed. It was proposed to develop a methodology that would reduce the hazard category ofthe facility.

Ключевые слова: РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД, НАДЗОР, ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА, КАТЕГОРИИ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ, ГРУППЫ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ, АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ

Key words: RISK-ORIENTED APPROACH, SUPERVISION, CIVIL DEFENCE, CATEGORIES FOR CIVIL DEFENCE, GROUPS FOR CIVIL DEFENCE, ADMINISTRATIVE BARRIERS

Развитие экономики Российской Федерации является одним из приоритетных направлений увеличения благосостояния государства и граждан. В целях повышения экономической эффективности предприятий, Правительством Российской Федерации было принято решение о необходимости развития предпринимательства. Как показывает опыт зарубежных стран, развитие малого и среднего предпринимательства дает значительную динамику развития государства. На сегодняшний день в наиболее развитых зарубежных странах предприятия малого и среднего бизнеса составляют примерно 70-90 % от общего числа предприятий. Например, в США в секторе малого и среднего бизнеса работает около 53 % всего работоспособного населения, в Японии - 71,7 %, а в странах Европейского союза на малых предприятиях трудится примерно половина работающего населения [1].

Одними из первоначальных мер по развитию делового климата в России явилось принятие Федерального законодательства «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», где были установлены критерии отнесения предприятий к среднему и малому бизнесу [2]. Вместе с этим на протяжении ряда лет изменялась тактика осуществления государственного контроля за деятельностью организаций и предпринимателей. Данные изменения привели к необходимости осуществления «тотального» контроля без учета влияния предприятия на социально-экономический ущерб граждан. Всеобщий контроль явился административным барьером на пути развития предпринимательства в Российской Федерации и, как следствие, замедлением роста ее экономики.

Для устранения данной ситуации в 2015 году в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предприни-

мателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» был внесен ряд изменений в части, касающихся объявления надзорных каникул до 2018 года для малых предприятий и внедрения риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении надзорных мероприятий [3].

Не смотря на то, что в настоящее время Правительством Российской Федерации определены критерии к организациям, контролируемым на основе риск-ориентированного подхода для трех видов государственных надзоров: Федерального государственного пожарного надзора, Федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и Федерального государственного надзора в области связи [4], данная работа не остается без внимания и в других видах государственного надзора.

Так при организации и осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны [5] учитываются критерии отнесения территорий к группам по гражданской обороне, а также организаций к категориям по гражданской обороне.

Отнесение территорий к группам по гражданской обороне осуществляется с целью заблаговременной разработки и реализации мероприятий по гражданской обороне в объеме, необходимом и достаточном для предотвращения чрезвычайных ситуаций и защиты населения от поражающих факторов и последствий чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, с учетом мероприятий по защите населения и территорий в связи с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Отнесение территорий городов или иных населенных пунктов к группам по гражданской обороне осуществляется в зависимости от их оборонного и экономического значения, численности населения, а также нахождения на территориях организаций, отнесенных к категориям по

гражданской обороне особой важности, первой и второй или представляющих опасность для населения и территорий в связи с возможностью химического заражения, радиоактивного загрязнения или катастрофического затопления. Для территорий городов и иных населенных пунктов устанавливаются особая, первая и вторая группы по гражданской обороне [6].

К особой группе территорий по гражданской обороне относятся территории городов федерального значения.

К первой группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:

численность населения превышает 1000 тыс. человек;

численность населения составляет от 500 тыс. человек до 1000 тыс. человек и на ней расположены не менее трех организаций особой важности по гражданской обороне или более 50 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;

более 50 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного химического заражения, радиоактивного загрязнения или катастрофического затопления.

Ко второй группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:

численность населения составляет от 500 тыс. человек до 1000 тыс. человек;

численность населения составляет от 150 тыс. человек до 500 тыс. человек и на ней расположены не менее двух организаций особой важности по гражданской обороне либо более 20 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;

более 30 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного химического заражения, радиоактивного загрязне-

ния или катастрофического затопления.

Ко второй группе территорий по гражданской обороне относятся также территории закрытых административно-территориальных образований 7].

Отнесению предприятий к категориям по гражданской обороне подлежат: организации, имеющие важное оборонное и экономическое значение; организации, имеющие мобилизационные задания (заказы); организации, представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время; организации, имеющие уникальные в историко-культурном отношении объекты. Для организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, устанавливаются следующие категории по гражданской обороне: категория особой важности; первая категория; вторая категория 7].

С учетом вышеприведенных критериев отнесения территорий и организаций к группам и категориям по гражданской обороне Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий разработана методика определения периодичности осуществления надзорных мероприятий в отношении объектов надзора в области гражданской обороны в зависимости от установленной категории [8]. В соответствии с данной методикой установлено три категории объектов надзора. К каждой категории определены объекты надзора и периодичность проведения в отношении них плановых проверок (табл.1).

Порядок реализации методики по определению периодичности осуществления надзорных мероприятий в отношении объектов надзора в области гражданской обороны в зависимости от установленной категории, для наглядности можно представить в виде схемы 1.

Таблица 1. Методика определения периодичности осуществления надзорных мероприятий в отношении объектов надзора в области гражданской обороны в зависимости от установленной категории

№ п/п Категории объектов надзора Объекты надзора Периодичность проведения плановых проверок

1. 1 категория Государственные корпорации и организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне; организации, на балансе которых находятся объекты гражданской обороны Не чаще 1 раза в 3 года

2. 2 категория Федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы Не чаще 1 раза в 5 лет

Иные органы власти

3. 3 категория Иные организации Не проводятся

Категории организаций по гражданской обороне Категории объектов надзора в области гражданской обороны Группы территорий по гражданской обороне

Особой важности Первая категория Вторая категория 1 категория Особая группа Первая группа Вторая группа

2 категория

3 категория

Схема 1 - Методика по определению периодичности осуществления надзорных мероприятий в отношении объектов надзора в области гражданской обороны в зависимости от установленной категории

Как мы видим, данная методика не предусматривает влияние результатов проверок на их периодичность. Интенсивность проверок не зависит от добросовестности организаций и их должностных лиц.

Данная методика является статическим видом риск-ориентированного подхода деятельности надзорных органов. Модель риск-ориентированного подхода была предложена профессором Лондонской школы экономики и политических наук Дж. Блэком. Согласно данной модели риск-ориентированных подход различают двух видов - статический и динамический. При динамическом подходе учитываются

результаты проверок при категорировании объектов, при статическом результаты проверок не влияют на категорию объекта надзора [9].

Так как динамический вид риск-ориентированного подхода наиболее гибкий, учитывает выполнение юридическими и физическими лицами законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации, очевидна актуальность его применения. С учетом вышеизложенного необходима разработка методики, рассматривающей снижение категории опасности объекта с учетом выполнения организацией обязательных требований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ФинкТ. А.Малыйисреднийбизнес:зарубежныйопытразвития //Молодойученый.2012. №4. С. 177-181.

2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : федер. закон РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 03.07.2016). Режим доступа: http://base.garant.rU/12154854/#ixzz4Q3IOkiVZ/ (дата обращения: 15.11.2016).

3. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: федер. закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 04.07.2016). Режим доступа: http://base.garant.ru/ 12164247/#friends#ixzz40GRcK7r6/ (дата обращения: 15.11.2016).

4. О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 (ред. от 26.08.2016). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_203819/ (дата обращения: 16.11.2016).

5. Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны: Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 № 305 (ред. от 10.05.2010). Режим доступа: / (дата обращения: 16.11.2016).

6. О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне: Постановление Правительства РФ от 03.10.1998 № 1149 (ред. от 22.10.2015). Режим доступа: http://base.garant.ru/ 179482/#ixzz4QA3J9CNr/ (дата обращения: 16.11.2016).

7. Об утверждении Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения: Постановление Правительства РФ от 16.08.2016 №804. Режим доступа: http://gochs.info/download/Postanovleni804.pdf (дата обращения: 16.11.2016).

8. О плане мероприятий МЧС России, направленных на поэтапное внедрение системы оценки рисков и управления ими при осуществлении государственного надзора, методиках определения периодичности осуществления плановых надзорных мероприятий в зависимости от категории, характеризующей степень риска объектов защиты и территорий: Письмо МЧС России от 11.08.2015 № 43-3828-19. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/420359865 (дата обращения: 16.11.2016).

9. Black J. Risk-based regulation: choices, practices and lessons being learnt// Risk and regulatory policy. Improving the governance ofrisk. Paris: OECD Publishing, 2010.

10. ФоминА. И., Бесперстов Д. А. Риск-ориентированный подход к оценке уровня безопасности людей и объектов при пожарах. Разработка противопожарных мероприятий // Охрана труда и пожарная безопасность. 2016. № 4. С. 48-64.

REFERENCES

1. Fink, T.A. (2012). Maly i sredni biznes: zarubezhny opyt razvitiia [Small and medium business: foreign development experience], Molodoi ucheny-Youngscientist, 4, 177-181 [in Russian],

2. O razvitii malogo i srednego predprinimatelstva v Rossiiskoi Federatsii: feder. zakon RF ot 24.07.2007 № 209-FZ (red. ot 03.07.2016) [On the development of small and medium-sized business in the Russian Federation: Federal Law of the Russian Federation No. 209-FZ ofJuly 24, 2007 (as amended on 03.07.2016) [in Russian],

3. O zashchite pravyuridicheskikh lits i individualnykh predprinimatelei pri osushchestvlenii gosudarstvennogo kontrolia (nadzora) i municipalnogo kontrolia: feder. zakon ot 26.12.2008 № 294-FZ (red. ot 04.07.2016) [On the corporate

bodies and individual entrepreneurs rights protection, in the process of state control (supervision) and municipal control implementation: Federal Law of 26.12.2008 No. 294-FZ (as amended on 04.07.2016)]. Retrieved from: http:// base.garant.ru/ 12164247/#friends#ixzz40GRcK7r6/ [in Russian],

4. O primenenii risk-orientirovannogo podhoda pri organizatsii otdelnyh vidov gosudarstvennogo kontrolya (nadzora) i vnesenii izmenenii v nekotorye akty Pravitelstva Rossiiskoj Federatsii: Postanovlenie Pravitelstva RF ot 17.08.2016 № 806 (red. ot 26.08.2016) [On the application of the risk-oriented approach in the organization of certain types of state control (supervision) and amendments to some acts of the Government of the Russian Federation: Resolution of the Government of the Russian Federation No. 806 of August 17, 1981 (as amended on August 26, 2016)]. Retrieved from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_203819 [in Russian],

5. Ob utverzhdenii Polozhenia o gosudarstvennom nadzore v oblasti grazhdanskoj oborony: Postanovlenie Pravitelstva RF ot 21.05.2007 № 305 (red. ot 10.05.2010) [On the approval of the Regulation on State Supervision in the Field of Civil Defense: Resolution of the Government of the Russian Federation of May 21, 2007 No. 305 (as amended on May 10, 2010)]. Retrievedfrom: http://base.garant.ru/191210/#ixzz4QER0sV00/[in Russian],

6. O poriadke otneseniia territorii k gruppam po grazhdanskoi oborone: Postanovleniie Pravitelstva RF ot 03.10.1998 № 1149 (red. ot 22.10.2015) [On the order of assigning territories to groups on civil defense: Resolution of the Government of the Russian Federation of 03.10.1998 No. 1149 (as amended on October 22, 2015)]. Retrieved from: http://base. garant.ru/ 179482 / # ixzz4QA3J9CNr / [in Russian],

7. Ob utverzhdenii Pravil otneseniia organizatsii kkategoriiam po grazhdanskoi oborone vzavisimosti ot roli v ehkonomike gosudarstva ili vliianiia na bezopasnost naseleniia: Postanovlenie Pravitelstva RF ot 16.08.2016 № 804 [On the approval of the Rules for classifying organizations to certain civil defense categories depending on their role in the state economy or their influence on the population safety: Government Decree No. 804 of August 16, 2016]. Retrieved from: http://gochs.info/download/ postanovleni804.pdf [in Russian],

8. O plane meropriyatii MChS Rossii, napravlennykh na poetapnoe vnedrenie sistemy otsenki riskov i upravleniia imi pri osushchestvlenii gosudarstvennogo nadzora, metodikakh opredeleniia periodichnosti osushchestvleniia planovykh nadzornykh meropriyatii vzavisimosti ot kategorii, harakterizuiushchei stepen riska obiektovzashchity i territorii: Pismo MChS Rossii ot 11.08.2015 № 43-3828-19 [On the MChS of Russia plan of measures aimed at the phased introduction of risk assessment system and management in the implementation of state supervision, methods for determining the frequency of planned surveillance activities implementation, depending on the category that characterizes the risk degree of protection facilities and territories: Letter of the Ministry of Emergency Situations of Russia of 11.08.2015 No. 43 -3828-19]. Retrieved from: http://docs.cntd.ru/document/420359865 [in Russian],

9. Black, J. (2010). Risk-based regulation: choices, practices and lessons being learnt // Risk and regulatory policy. Improvingthe governance ofrisk. Paris: OECD Publishing [in English],

10. Fomin, A.I., & Besperstov, D.A. (2016). Risk-orientirovannyi podhod k otsenke urovnia bezopasnosti liudei i obiektov pri pozharakh. Razrabotka protivopozharnykh meropriiatii [Risk-oriented approach to assessing the people and objects in fires safety level. Development of Are prevention measures], Okhrana truda i pozharnaya bezopasnost -Labor protection and Are safety, 4, 48 - 64 [in Russian],

GaSos

Стационарный газоанализатор контроля параметров атмосферы в зоне отработанного пространства

Блок индикации и передачи данных

............. I

Индикация

Цветной графический экран позволяет отображать данные в режиме

«онлайн» для всех измеренных параметров одновременно. Возможен вывод любой статистики в виде графиков или диаграмм.

Управление

Антивандальные конпки

V if w

* Передача измеренных и расчетных данных в систему сбора информации шахты по цифровому интерфейсу ^-485 и по аналоговому выходу 0.4-2В

Выносной блок для измерения концентрации газов и контроля параметров атмосферы

Измерение до 6 газов одновременно, а также температуры, относительной влажности и абсолютного давления одним блоком диффузионным методом без пробоотборного насоса.

Данная методика измерения позволяет снизить энергопотребление и повысить надежность газоанализатора

Зона отработанного пространства

indsafe.ru

на правах рекламы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.