Научная статья на тему 'Цифровые технологии в профессиональной подготовке специалистов МЧС России'

Цифровые технологии в профессиональной подготовке специалистов МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
449
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СПЕЦИАЛИСТЫ МЧС РОССИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эльтемеров Аксар Альбертович, Федорова Светлана Николаевна

Введение. Современная система образования должна обеспечить обществу уверенный переход в цифровую эпоху. Цифровизация способствует оперативному реагированию на любые чрезвычайные ситуации. Следовательно, внедрение цифровых технологий играет большую роль при подготовке специалистов МЧС России. В статье проанализированы значимость и пути внедрения цифровых технологий в процесс профессиональной подготовки курсантов вузов МЧС России. Цель исследования: теоретическое обоснование и практическое подтверждение значимости использования цифровых технологий в профессиональной подготовке специалистов МЧС России. Материалы и методы. В своем исследовании авторы используют теоретический анализ и методы обобщения передового опыта. Подчеркивается, что система подготовки будущих специалистов требует применения инновационных методов обучения. Анализируется опыт работы Академии ГПС МЧС России, где применяются различные обучающие программы, электронные учебники и тренажерные комплексы. Возрастает роль педагогических технологий, основанных на собственной активности учащихся, интерактивной коммуникации, командной работе, групповой и индивидуальной рефлексии. Все эти технологии позволяют формировать у обучающегося комплекс социальных компетенций, необходимых в условиях цифрового общества. Результаты исследования, обсуждение. На этапе подготовки специалиста моделируется обстановка возможных чрезвычайных ситуаций и обучающийся ставится в такие условия, в которых будут вырабатываться необходимые для профессиональной деятельности личностные качества. Заключение. Многообразие форм организации учебной деятельности в условиях цифровизации существенно возрастает, они приобретают динамический характер (группы сменного состава, пространственно распределенные учебные команды, различные сценарии быстрого перехода от групповой к индивидуальной деятельности и обратно).Introduction. The modern education system should provide society with a confident transition into the digital age. Digitalization contributes to rapid response to any emergency situations. Consequently, the introduction of digital technology plays an important role in the training of specialists of the Emergencies Ministry of Russia. The article analyzes the significance and ways of introducing digital technologies into the process of professional training of cadets of universities of the Emergencies Ministry of Russia. The purpose of the study: theoretical justification and practical confirmation of the importance of using digital technologies in the training of specialists of the Emergencies Ministry of Russia. Materials and methods. In their study, the authors use theoretical analysis and methods for summarizing best practices. It is emphasized that the training system for future specialists requires the use of innovative teaching methods. The experience of the Academy of the State Fire Service of the Ministry of Emergencies of Russia is analyzed, where various training programs, electronic textbooks and training complexes are used. The role of educational technologies based on students' own activity, interactive communication, teamwork, group and individual reflection is growing. All these technologies allow the student to form a set of social competencies required in a digital society. Results, discussion. At the stage of specialist training, the situation of possible emergencies is modeled and the student is placed in such conditions in which personal qualities necessary for professional activity will be developed. Conclusion. The variety of forms of organization of educational activities in the context of digitalization increases significantly, they become dynamic (shift-based groups, spatially distributed training teams, various scenarios of a quick transition from group to individual activities and vice versa).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эльтемеров Аксар Альбертович, Федорова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цифровые технологии в профессиональной подготовке специалистов МЧС России»

УДК 378 doi: 10.30914/2072-6783-2020-14-2-168-174

Цифровые технологии

в профессиональной подготовке специалистов МЧС России А. А. Эльтемеров, С. Н. Федорова

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия

Введение. Современная система образования должна обеспечить обществу уверенный переход в цифровую эпоху. Цифровизация способствует оперативному реагированию на любые чрезвычайные ситуации. Следовательно, внедрение цифровых технологий играет большую роль при подготовке специалистов МЧС России. В статье проанализированы значимость и пути внедрения цифровых технологий в процесс профессиональной подготовки курсантов вузов МЧС России. Цель исследования: теоретическое обоснование и практическое подтверждение значимости использования цифровых технологий в профессиональной подготовке специалистов МЧС России. Материалы и методы. В своем исследовании авторы используют теоретический анализ и методы обобщения передового опыта. Подчеркивается, что система подготовки будущих специалистов требует применения инновационных методов обучения. Анализируется опыт работы Академии ГПС МЧС России, где применяются различные обучающие программы, электронные учебники и тренажерные комплексы. Возрастает роль педагогических технологий, основанных на собственной активности учащихся, интерактивной коммуникации, командной работе, групповой и индивидуальной рефлексии. Все эти технологии позволяют формировать у обучающегося комплекс социальных компетенций, необходимых в условиях цифрового общества. Результаты исследования, обсуждение. На этапе подготовки специалиста моделируется обстановка возможных чрезвычайных ситуаций и обучающийся ставится в такие условия, в которых будут вырабатываться необходимые для профессиональной деятельности личностные качества. Заключение. Многообразие форм организации учебной деятельности в условиях цифровизации существенно возрастает, они приобретают динамический характер (группы сменного состава, пространственно распределенные учебные команды, различные сценарии быстрого перехода от групповой к индивидуальной деятельности и обратно).

Ключевые слова: профессиональная подготовка, цифровизация, цифровые технологии, специалисты МЧС России, образовательный процесс.

Для цитирования: Эльтемеров А.А., Федорова С.Н. Цифровые технологии в профессиональной подготовке специалистов МЧС России // Вестник Марийского государственного университета. 2020. Т. 14. № 2. С. 168-174. DOI: 10.30914/2072-6783-2020-14-2-168-174

Digital technologies in professional training of specialists of the EMERCOM of Russia

A. A. Eltemerov, S. N. Fedorova

Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia

Introduction. The modern education system should provide society with a confident transition into the digital age. Digitalization contributes to rapid response to any emergency situations. Consequently, the introduction of digital technology plays an important role in the training of specialists of the Emergencies Ministry of Russia. The article analyzes the significance and ways of introducing digital technologies into the process of professional training of cadets of universities of the Emergencies Ministry of Russia. The purpose of the study: theoretical justification and practical confirmation of the importance of using digital technologies in the training of specialists of the Emergencies Ministry of Russia. Materials and methods. In their study, the authors use theoretical analysis and methods for summarizing best practices. It is emphasized that the training system for future specialists requires the use of innovative teaching methods. The experience of the Academy of the State Fire Service of the Ministry of Emergencies of Russia is analyzed, where various training programs, electronic textbooks and training complexes are used. The role of educational technologies based on students' own activity, interactive communication, teamwork, group and individual reflection is growing. All these technologies allow the student to form a set of social competencies required in a digital society. Results, discussion. At the stage of specialist training, the situation of possible emergencies is modeled and the student is placed in such conditions in which

personal qualities necessary for professional activity will be developed. Conclusion. The variety of forms of organization of educational activities in the context of digitalization increases significantly, they become dynamic (shift-based groups, spatially distributed training teams, various scenarios of a quick transition from group to individual activities and vice versa).

Keywords: professional training, digitalization, digital technologies, specialists of the EMERCOM of Russia, educational process.

For citation: Eltemerov A.A., Fedorova S.N. Digital technologies in professional training of specialists of the EMERCOM of Russia. Vestnik of the Mari State University. 2020, vol. 14, no. 2, pp. 168-174. DOI: 10.30914/2072-6783-2020-14-2-168-174 (In Russ.).

Введение

В последнее время особенно актуальными стали исследования, посвященные процессам информатизации и цифровизации образования. Причем следует отметить, что четкого понимания их отличительных особенностей на настоящий момент среди исследователей нет. Часто цифро-визацию пытаются раскрыть именно через информатизацию образования.

Информатизация образования предполагает внедрение в образовательный процесс электронной продукции, ИКТ-технологий, разнообразных информационных средств, то есть применение информационных технологий для формирования и использования информационных ресурсов, электронного документооборота [3]. Основное условие успешного обучения в информационно-образовательной среде - это взаимная адаптация субъектов образовательного процесса к взаимодействию в ИОС, когда не только обучающиеся приспосабливаются к новым условиям обучения, но и среда учитывает личностные характеристики обучающихся [7].

Цифровизация является вызовом для сферы образования и способствует расширению и углублению образовательного процесса. Цифровые технологии в образовании - это способ организации современной образовательной среды, основанный на цифровых технологиях. Она связана с тем, что в современном мире изменяются требования к обучающимся, которые должны обладать совершенно другими умениями: им необходимо не только уметь читать, писать и считать, они должны организовывать ресурсы объемных данных, собирать, анализировать, оценивать и использовать цифровую информацию [5].

Цифровые технологии (англ. Digital technology) развиваются с огромной скоростью, они основаны на представлении сигналов дискретными полосами

аналоговых уровней, а не в виде непрерывного спектра. Все уровни в пределах полосы представляют собой одинаковое состояние сигнала. Цифровые технологии главным образом используются в вычислительной цифровой электронике, прежде всего компьютерах, в различных областях электротехники, таких как игровые автоматы, робототехника, автоматизация, измерительные приборы, радио- и телекоммуникационные устройства и многих других1.

Высшие учебные заведения являются базой для разработки, тестирования и применения форм и методов цифрового обучения, а также для изучения индивидуальных и социальных последствий цифровизации.

Основанием для инициации и реализации цифровизации образования являются:

- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации2».

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы3.

- Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р4.

1 Цифровые технологии. Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsl7ruwiki/1673645 (дата обращения 12.01.2020).

2 Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 12.01.2020).

3 Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы URL: http:// sШic.government.ru/media/fdes/0kPx2UXxuWQ.pdf_(дата обращения 12.01.2020).

4 Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р. URL: https:// base.garant.ru/71734878/#block_1000 (дата обращения 12.01.2020).

Из нормативно-определяющих документов целью цифровизации профессионального образования является обеспечение широкой доступности к информационно-цифровым ресурсам и использование цифровых технологий в образовательном процессе.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и практическом подтверждении значимости использования цифровых технологий в профессиональной подготовке специалистов МЧС России.

Объект исследования - цифровые технологии в профессиональной подготовке специалистов.

Предметом исследования является процесс использования цифровых технологий в профессиональной подготовке специалистов МЧС России.

Материалы и методы

Система подготовки будущих специалистов требует применения инновационных методов обучения. Сегодня цифровая платформа образования строится на таких принципах, как:

- унификация и технологизация цифровых образовательных продуктов;

- применение микросервисной архитектуры;

- открытая платформа и построение экосистемы разработчиков;

- унификация каналов взаимодействия с получателями цифровых образовательных продуктов;

- партнерство для совместного развития платформы;

- мобильное и безбумажное взаимодействие;

- применение искусственного интеллекта и фабрик данных;

- цифровая лаборатория для быстрой разработки и модернизации цифровых образовательных продуктов.

В системе высшего образования можно выделить такие формы внедрения цифровых технологий, как: электронный студенческий билет, электронная зачетная книжка, электронный документ об образовании, смарт-контракты и зачет учебных дисциплин, изученных в различных образовательных учреждениях онлайн1.

1 Цифровая платформа образования. URL: https:// minobrnauki.gov.ru/common/upload/library/2019/07/ Perspektivy_razvitiyapdf (дата обращения 12.01.2020).

Цифровизация профессиональной подготовки специалистов предполагает реализацию следующих задач:

- повышение квалификации самих педагогических работников по использованию цифровых технологий в образовательном процессе;

- внедрение цифровых технологий в образовательный процесс;

- предоставление для коллективного пользования цифровых ресурсов и доступа к ним в облачных ресурсах;

- накопление, систематизация и распространение информации по использованию цифровых и облачных технологий и так далее.

Главная особенность цифровой трансформации образования в том, что цифровые технологии помогают на деле использовать новые педагогические практики (новые модели организации и проведения учебной работы) [4].

Нужно отметить, что в системе обучения будущих специалистов МЧС в Академии ГПС МЧС России уже применяются различные обучающие программы, электронные учебники и тренажерные комплексы. Один из них - это передвижной учебно-тренировочный комплекс ПТС «Грот» (разработчики В. А. Грачев, М. А. Шурыгин и Д. В. Поповский). Тренировочный комплекс предназначен для практической подготовки газо-дымозащитников к работе в непригодной для дыхания среде с применением средств индивидуальной защиты органов дыхания или без них в условиях, имитирующих обстановку на пожаре или чрезвычайной ситуации.

Задачи учебно-тренировочного комплекса:

- совершенствование навыков практической работы с пожарно-техническим вооружением;

- повышение физической выносливости и психологической готовности к действиям в экстремальных условиях;

- улучшение функционального состояния сердечно-сосудистой системы газодымозащит-ников;

- выработка устойчивости к тепловому воздействию;

- совершенствование профессиональных навыков по спасению пострадавших2.

При этом возрастает роль активных и интерактивных форм и методов обучения. Роль

2 Научно-технический каталог - 2019: Разработки ученых Академии ГПС МЧС России. М. : Академия ГПС МЧС России, 2019. 90 с.

VESTNIK OF THE MARI STATE UNIVERSITY. Vol. 14, no. 2. 2020

171

продолжительных, однородных по структуре деятельности, «пассивных» форм учебной работы, таких как лекция, заметно снижается. Возрастает роль педагогических технологий, основанных на собственной активности учащихся, интерактив-

В основе цифровой грамотности лежат цифровые компетенции (digital competencies):

- способность решать разнообразные задачи в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

- использовать и создавать контент при помощи цифровых технологий, включая поиск и обмен информацией, ответы на вопросы, взаимодействие с другими людьми;

- компьютерное программирование.

Европейская комиссия в своем определении

цифровой компетентности (digital competency), подготовленном в рамках Плана действий по развитию цифрового образования (DEAP), подчеркивает важность осознанного и ответственного использования цифровых технологий в обучении, на работе, в общественной жизни.

Цифровизация затрагивает не только содержание образования, но и его организацию. Преподаватель превращается из носителя транслируемых знаний и умений в навигатора, который помогает ориентироваться в базах знаний [2]. Цифровая компетентность должна включать способность к цифровому сотрудничеству, обеспечению безопасности и решению проблем. Цифровая грамотность включает личностные, технические и интеллекту-

ной коммуникации, командной работе, групповой и индивидуальной рефлексии. Все эти технологии позволяют формировать у обучающегося комплекс социальных компетенций, необходимых в условиях цифрового общества [6] (рис.).

л й

г;:

~е л.

альные (цифровые) навыки, которые необходимы для того, чтобы жить в цифровом мире.

Результаты, обсуждение

Современный процесс обучения характеризуется насыщенностью техническими средствами, которые повышают наглядность обучения, позволяют передать курсантам полную и точную информацию, развивать и поддерживать у них активность и самостоятельность, осуществлять контроль и самоконтроль, повышают интерес к занятиям, помогают более конкретно воспринимать изучаемый материал, позволяют создавать разнообразные учебные ситуации, снижать утомление.

Сегодня в Академии ГПС МЧС России создана прочная материально-техническая база современной системы обучения. Используются технические средства обучения, мультимедийные и компьютерные средства с обучающими программными продуктами. С помощью компьютерных программ обучающиеся моделируют действия специалистов в условиях ЧС, проходят тренинги.

На этапе подготовки специалиста моделируется обстановка возможных чрезвычайных ситуаций

Цифровые компетенции

Трансграничные компетенции

Предметные компетенции

Предметные компетенции

План-схема Европейской модели цифровых компетенций для образования / Layout of the European model of digital competencies for education

и обучающийся ставится в такие условия, в которых будут вырабатываться необходимые для профессиональной деятельности личностные качества.

Для этого нами также была создана модель тренинга курсантов в процессе обучения с целью эффективного взаимодействия с социальной средой в оперативной обстановке. Характерными особенностями являются углубленная подготовка по информатике и современным компьютерным технологиям, индивидуализация процесса обучения, целевая подготовка специалистов для системы информирования и оповещения населения, объединение процесса обучения с выполнением исследовательских работ1.

При возникновении чрезвычайных обстоятельств первостепенное значение имеет подготовка личного состава. Например, при проведении командно-штабных учений (КШУ) в Академии государственной противопожарной службы процесс обучения направлен на формирование и развитие профессиональных качеств, базирующихся на управленческих, тактических психологических знаниях. Участников КШУ разделяют по группам: группа экспертов, оперативная группа учебного центра управления в кризисных ситуациях, аэромобильная группировка академии, отдел информирования и другие. Ставится определенная задача, и каждая группа должна по этой ситуации показать свои практические действия. Благодаря возможности моделирования различных ситуаций, практическая направленность процесса обучения позволяет на практике выработать необходимые навыки и умения у сотрудников, для того чтобы принимать решения в конкретной обстановке.

Выпускник должен обладать соответствующей информационной культурой, то есть уметь находить, структурировать, интерпретировать и использовать информацию любого рода.

Заключение

В ходе цифровизации происходит трансформация образовательного процесса в направлении повышения степени структурирования учебной деятельности. В данном случае действует следу-

1 Эльтемеров А.А. Информационная модель тренинга курсантов в процессе обучения с целью эффективного управляемого взаимодействия с социальной средой в оперативной обстановке / Академия ГПС МЧС России. М., 2016. 94 с.

ющий принцип: сложность форм и методов обучения должна быть адекватна сложности используемых средств обучения. Многообразие форм организации учебной деятельности в условиях цифровизации существенно возрастает, они приобретают динамический характер (группы сменного состава, пространственно распределенные учебные команды, различные сценарии быстрого перехода от групповой к индивидуальной деятельности и обратно)2.

Это существенно повышает педагогическую результативность образовательного процесса. Например, роль продолжительных, однородных по структуре деятельности, «пассивных» форм учебной работы, таких как лекция, заметно снижается. А роль педагогических технологий, основанных на собственной активности учащихся, интерактивной коммуникации, командной работе, групповой и индивидуальной рефлексии возрастает. Они обладают сложной структурой и определенным внутренним сценарием, такими как проектная деятельность обучающихся, во всех ее вариантах, игровые технологии обучения, решение кейсов, групповые дискуссии и обсуждения и так далее. Эти технологии позволяют формировать у курсантов комплекс социальных компетенций, необходимых в условиях цифрового общества.

Вообще, овладение различного рода компетенциями - это и есть конечная цель процесса обучения, определяемая в современном обществе запросами работодателей [8]. И сегодня этот запрос определяется требованиями цифрового общества, основанного на базе таких принципов, как: сохранение цифрового национального суверенитета; свободный доступ для каждого к цифровым активам; доминирование национальных цифровых технологий; единое цифровое пространство; развитость цифровых компетенций субъектов; становление новых цифровых ценностей с сохранением традиционной культуры [1].

Система профессионального образования должна учитывать принципиальные запросы цифрового общества и создавать условия для использования цифровых технологий в образовательном процессе, с целью формирования профессиональных компетенций обучающихся.

2 Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения М. : Перо, 2019. С. 72.

Литература

1. Агеев А.И., Аверьянов М.А., Евтушенко С.Н., Кочетова Е.Ю. Цифровое общество: архитектура, принципы, видение навыков // Экономические стратегии. № 1. 2017. С. 114-125. URL: https://www.eHbrary.ru/item.asp?id=28409520 (дата обращения: 12.02.2020).

2. Акимова О.Б., Щербин М.Д. Цифровая трансформация образования: своевременность учебно-познавательной самостоятельности обучающихся // Инновационные проекты и программы в образовании. М. : Академия социального управления, 2018. № 1. С. 27-34. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32574155 (дата обращения: 19.01.2020).

3. Ильин В.Д. Основания ситуационной информатизации. М. : Наука, Физматлит, 1996. 180 с.

4. Козлова Н.Ш. Цифровые технологии в образовании // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. № 1/40. С. 85-93. DOI: 10.24411/2078-1024-2019-11008 URL: http://lib.mkgtu.ru/images/stories/journal-vmgtu/2019-01/008.pdf (дата обращения 04.01.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 107-113. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/11060/1/povr-2018-08-15.pdf (дата обращения 20.01.2020).

6. Синева Н.Л., Вагин Д.Ю., Исламова Г.И. Исследование тенденций, технологий и моделей развития цифровых навыков // Актуальные вопросы современной экономики. 2019. № 4. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39212157 (дата обращения 24.01.2020).

7. Токтарова В.И., Федорова С.Н. Адаптация студентов к обучению в условиях электронной информационно-образовательной среды вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13. № 3. С. 383-390. DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-3-383-390

8. Федорова С.Н., Воронцова Э.М. Формирование информационно-коммуникативной компетентности будущих бакалавров и магистров: монография / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2018. 233 с.

References

1. Ageev A.I., Averiyanov M.A., Evtushenko S.N., Kochetova E.Yu. Tsifrovoe obshchestvo: arkhitektura, printsipy, videnie na-vykov [Digital society: architecture, principles, vision]. Ekonomicheskie strategii = Economic Strategies, 2017, no. 1, pp. 114-125. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28409520 (accessed 12.02.2020). (In Russ.).

2. Akimova O.B., Shcherbin M.D. Tsifrovaya transformatsiya obrazovaniya: svoevremennost' uchebno-poznavatel'noi sa-mostoyatel'nosti obuchayushchikhsya [Digital transformation of education: timeliness of educational and cognitive independence of students]. Innovatsionnyeproekty iprogrammy v obrazovanii = Innovative projects and programs in education, 2018, no. 1, pp. 2734. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32574155 (accessed 19.01.2020). (In Russ.).

3. Ilyin V.D. Osnovaniya situatsionnoi informatizatsii [Fundamentals of situational informatization]. Moscow, Nauka, Fizmatlit Publ., 1996, 180 p. (In Russ.).

4. Kozlova N. Sh. Tsifrovye tekhnologii v obrazovanii [Digital technologies in education]. VestnikMaikopskogo gosudarstven-nogo tekhnologicheskogo universiteta = Vestnik of Maykop State Technological University, 2019, no. 1/40, pp. 85-93. DOI: 10.24411/2078-1024-2019-11008 (In Russ.).

5. Nikulina T.V., Starichenko E.B. Informatizatsiya i tsifrovizatsiya obrazovaniya: ponyatiya, tekhnologii, upravlenie [Information and digital technologies in education: concepts, technologies, management]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii = Pedagogical Education in Russia, 2018, no. 8, pp. 107-113. Available at: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/11060/1/povr-2018-08-15.pdf (accessed 20.01.2020). (In Russ).

6. Sineva N.L., Vagin D.Yu., Islamova G.I. Issledovanie tendentsii, tekhnologii i modelei razvitiya tsifrovykh navykov [Study of trends, technologies and models for the development of digital skills]. Aktual'nye voprosy sovremennoi ekonomiki = Topical issues of the modern economy, 2019, no. 4. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39212157 (accessed 21.01.2020) (In Russ.).

7. Toktarova V.I., Fedorova S.N. Adaptatsiya studentov k obucheniyu v usloviyakh elektronnoi informatsionno-obrazovatel'noi sredy vuza [Adaptation of students to studying in the university electronic educational environment]. Vestnik Mariiskogo gosudar-stvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2019, vol. 13, no. 3, pp. 383-390. DOI: 10.30914/2072-6783-201913-3-383-390 (In Russ.).

8. Fedorova S.N., Vorontsova E.M. Formirovanie informatsionno-kommunikativnoi kompetentnosti budushchikh bakalavrov i magistrov [Formation of information and communication competence of future bachelors and masters]. Yoshkar-Ola, Mari State University Publ. house, 2018, 233 p. (In Russ.).

Статья поступила в редакцию 10.03.2020 г.; принята к публикации 7.05.2020 г.

Submitted 10.03.2020; revised 7.05.2020.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

All authors have read and approved the final manuscript.

Об авторах

Федорова Светлана Николаевна

доктор педагогических наук, профессор, начальник центра методологии высшей школы, Марийский государственный университет, г Йошкар-Ола, Россия, svetfed65@rambler.ru

Эльтемеров Аксар Альбертович

аспирант, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия, aksarus@mail.ru

About the authors Svetlana N. Fedorova

Dr. Sci. (Pedagogy), Full Professor, Head of the

Centre for Methodology of Higher Education,

Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia,

svetfed65@rambler.ru

Aksar A. Eltemerov

Postgraduate student, Mari State University, Yosh-kar-Ola, Russia, aksarus@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.