Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ МОБИЛЬНЫХ СТРУКТУР ДЛЯ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ РАДИАЦИОННОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ'

СОЗДАНИЕ МОБИЛЬНЫХ СТРУКТУР ДЛЯ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ РАДИАЦИОННОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
58
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНЫЙ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / РАДИАЦИОННОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ / МОБИЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Калайдов Александр Николаевич, Хилиманюк Андрей Николаевич

В статье предложен вариант создания мобильных структур в территориальном пожарно-спасательном гарнизоне для оперативного маневра силами и средствами. Это позволит осуществить перенаправление эвакуируемого населения и его первоочередное жизнеобеспечение в условиях радиационного загрязнения местности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Калайдов Александр Николаевич, Хилиманюк Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF MOBILE STRUCTURES FOR WORKING UNDER CONDITIONS OF RADIATION POLLUTION

PURPOSE. The topicality of work is stipulated by the requirements for immediate response of fire and rescue garrison forces to emergencies. METHODS. Methods of observation, comparison, matching and logic simulation have been applied. FINDINGS. The tables that demonstrate mobile structures construction from functional blocks of the mobile multifunctional complex and their features are presented. The conclusions are made about the possibility of forming mobile multi-purpose complexes units by the regional structures of fire and rescue forces. RESEARCH APPLICATION FIELD. Implementation of the authors' proposals will allow to apply fire and rescue units effectively in order to protect population against the radiation pollution impact. CONCLUSIONS. The time for delivery, radiological monitoring as well as for organising operational units performance detached from their permanent deployment under conditions of radioactive pollution will be reduced.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ МОБИЛЬНЫХ СТРУКТУР ДЛЯ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ РАДИАЦИОННОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ»

Калайдов А. Н., Хилиманюк А. Н.

СОЗДАНИЕ МОБИЛЬНЫХ СТРУКТУР ДЛЯ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ РАДИАЦИОННОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ

В статье предложен вариант создания мобильных структур в территориальном пожарно-спасательном гарнизоне для оперативного манёвра силами и средствами. Это позволит осуществить перенаправление эвакуируемого населения и его первоочередное жизнеобеспечение в условиях радиационного загрязнения местности.

Ключевые слова: мобильный многофункциональный комплекс, радиационное загрязнение, мобильные структуры, функциональный блок.

Опыт чернобыльской катастрофы показал необходимость заблаговременного планирования и организации превентивных мероприятий, основанных на точных методах прогнозирования радиационной обстановки. Предварительные прогнозы зачастую имеют значительные расхождения с реальным состоянием дел, в то время как подготовка к мероприятиям по защите населения и территорий является долгосрочным и затратным процессом. Особое место в подготовительной работе занимает обеспечение готовности защитных сооружений гражданской обороны и планирование эвакуационных мероприятий [1-3].

Для перенаправления эвакуируемого населения и его первоочередного жизнеобеспечения необходимо совершать быстрый манёвр силами и средствами.

Наличие мобильных средств, способных к быстрому развёртыванию и функциониро-

ванию на территории пожарно-спасательного гарнизона, позволяет эффективно решить данную задачу.

В МЧС России существует множество мобильных структур для решения оперативных задач, формируемых чаще всего на внештатной основе:

- подвижный пункт управления (ППУ);

- аэромобильная группировка (АМГ);

- мобильный городок жизнеобеспечения населения (МГЖОН);

- передвижной эвакуационный пункт (ПЭП);

- пункт временного размещения (ПВР);

- учебное место (УМ).

Как показывает практика, вышеперечисленные мобильные структуры имеют различные требования к оснащённости и сроки готовности. Однако отдельные элементы структур, такие как помещения для работы оперативного состава и проведения совещаний, пункт питания, помещения для размещения и отдыха личного состава, санитарный пункт, пункт медико-психологической помощи и другие, обладают схожими функциональными свойствами (рис. 1-3).

Для развёртывания указанных заштатных подразделений используется техника и имущество учреждений, входящих в состав пожарно-спасательного гарнизона (как местного, так и территориального). В связи

Рисунок 1. Блок организации деятельности, Рисунок 2. Блок организации питания,

административное помещение помещение для приёма пищи

рисунок 3. Медико-психологический блок, медицинская зона

с недостаточностью средств в табелях оснащённости учреждений зачастую возникают трудности при необходимости одновременного развёртывания нескольких структур (например, ППУ и АМГ). Особо можно отметить отсутствие в табелях оснащённости пожарно-спасательных подразделений помещений (модулей, палаток) для развёртывания отдельных элементов мобильных структур.

В этой связи, с учётом экономической обоснованности, предлагается разбить все создаваемые мобильные структуры на функци-

ональные блоки, из которых можно собрать любую необходимую структуру с нужными характеристиками.

Система таких блоков это - мобильный многофункциональный комплекс (ММК). Пример организации мобильных подразделений из функциональных блоков приведён в таблице 1.

Для успешного функционирования ММК требования к функциональным блокам должны быть унифицированы, даже если мощности одного и более из них будут не полностью задействованы в любой из создаваемых мобильных структур. Пример требований к функциональным блокам приведён в таблице 2.

Основу ММК должны составлять помещения для организации функциональных блоков (модули, палатки), которые необходимо включить в табели оснащённости пожар-но-спасательных и других формирований, находящихся в территориальном пожарно-спасательном гарнизоне (рис. 4).

Функциональная эффективность заключается в возможности развёртывания отдельных функциональных блоков на местах, силами и из средств учреждений, формирующих блоки ММК.

ППУ

Таблица 1

Построение мобильных структур из функциональных блоков ММк

АМГ

МГЖОН (50 чел.)

МГЖОН (150 чел.)

ПВР (150 чел.)

ПЭП (150 чел.)

УМ

2

3

2

3

2

3

2

Таблица 2

Характеристика функциональных блоков ММК

Блок Характеристики

Штабной Организация работы оперативного расчёта по выполнению функциональных задач до 50 чел. (с учётом посменной работы)

Организации деятельности Обеспечение работы администрации лагеря и дежурной службы в составе до 10 чел.

Организации санобработки Проведение санитарной обработки личного состава, с заменой белья до 150 чел/сут

Организации снабжения Организация получения и выдачи имущества из расчёта до 150 чел/сут

Организации питания Организация 3-4 разового питания до 150 чел. (посменно)

Организации хранения Организация хранения имущества из расчёта до 150 чел.

Организации энергообеспечения Организация энергообеспечения лагеря вместимостью до 150 чел.

Организации жизнедеятельности Организация жизнедеятельности лагеря вместимостью до 150 чел. (санитарно-гигиенические мероприятия)

Размещения основной Размещение до 50 чел. взрослого населения, не требующего специальных условий

Размещения специализированные Размещение до 20 чел. населения, требующего специальных условий (дети до 12 лет, инвалиды)

Медико-психологический Оказание медицинской (неспециализированной помощи) и психологической помощи лагерю вместимостью до 150 чел.

Информационный Информирование населения лагеря вместимостью до 150 чел.

Следовательно, ММК, кроме других, обладает свойством распределённости по территории пожарно-спасательного гарнизона.

Частный случай введения в табели оснащённости учреждений палаток, рассчитанный на примере Республики Карелия, показал свою управленческую (сокращение сроков реагирования на оперативные события) и экономическую эффективность (соотношение логистических расходов к стоимости введения в штаты отдельных пожарно-спасательных подразделений палаточного фонда, с учётом сроков его

службы и рыночной стоимости) что в 2015 году привело к снижению финансовых затрат на 46 % (рис. 5, 6) [4].

Для расчётов использованы розничные цены на имущество, которые значительно отличаются от оптовых, а следовательно, экономическая эффективность может быть выше. В таблице 3 приведён пример возможностей отдельных учреждений Республики Карелия по формированию функциональных блоков.

Эффективное использование ММК обусловлено его блочностью и территориальной

а 2

Рисунок 4. Элемент ММК (штабной блок, автомобиль оперативного управления, внешний вид)

рисунок 5. Показатели управленческой эффективности в 2014 году на примере Республики Карелия:

■ - стандартные способы реагирования; ■ - способы реагирования с использованием территориально-распределённой структуры ММК

5

4

3

1

0

рисунок 6. Показатели экономической эффективности в 2015 году на примере Республики Карелия: ■ - расходы на логистику при проведении оперативных мероприятий; ■ - расчётные расходы на включение в штаты необходимого имущества и необходимую логистику

распределённостью и сводится к анализу трёх составляющих:

- структуры, необходимой к созданию на конкретной территории;

- возможностей по формированию функциональных блоков ближайших учреждений;

- недостающих, планируемых к доставке функциональных блоков.

Структура ММК способна выполнять свои задачи как в системе РСЧС, так и при проведении мероприятий гражданской обороны. Кроме того, ММК органично вписывается в структуру системы обеспечения гражданской обороны Российской Федерации (РСГО), предложенной к созданию Центром стратегических исследований гражданской защиты МЧС России [5].

Для детальной проработки табелей и норм обеспечения пожарно-спасательных подразделений с учётом максимального использования возможностей ММК в условиях радиационного загрязнения местности (подход потребует детальной проработки норм обеспечения каждой единицы структуры ММК), в рамках реализации Концепции радиационной, химической и биологической защиты населения, утверждённой коллегией МЧС России 17 июня 2014 года, авторами предлагается вариант типовых комплектов мобильных укладок радиационно-химического контроля для дооснащения подразделений, привлекаемых к решению задач в условиях радиационного, химического и биологического заражения (загрязнения) (табл. 4) [6].

Таблица 3

Возможности учреждений главного управления Мчс россии по республике карелия

по формированию блоков ММк

Блоки

я и Организации жизнедеятельности ш I й

№ п/п Подразделения Штабной Организации энергообеспечен Размещения осн ной Размещения специализирова Организации хранения Информационш

1 ОФПС-1 1 1 2

2 ОФПС-2 - - 1

3 ОФПС-3 1 - 2

4 ОФПС-4 - - 2

5 ОФПС-5 2 - 2

6 ОФПС-6 2 2 1 3

7 ИПЛ - - - - 1

8 ОТС 3 - 1 - 5

Примечание.

1-6 - отряды ФПС по Республике Карелия; 7 - судебно-экспертное учреждение ФПС испытательная пожарная лаборатория по Республике Карелия; 8 - отряд технической службы ФПС по Республике Карелия.

Таблица 4

Вариант содержания мобильной укладки типового комплекта

радиационно-химического контроля

№ п/п Наименование имущества Единица измерения Для кого предназначено

1 Дозиметр-радиометр типа ДРБП-03, ДКГ-07БС, ДКГ-02У «Арбитр М» шт. На каждую единицу техники

2 Индивидуальный дозиметр типа ДКГ-05Б, ДКГ-03Д «Грач», ДКГ РМ-1621 шт. Руководящему составу подразделений ФПС

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Газосигнализатор войсковой автоматический типа ГСА-3 (его модификации) или газосигнализатор «Колеон» компл. Каждому звену разведки на средствах транспорта

4 Мини-экспресс лаборатория типа «Пчелка» компл. Для отрядов ФПС

5 Метеорологический комплект типа МК-3М (его модификации) компл. Каждому посту РХБ наблюдения

6 Комплект носимых знаков ограждения типа КЗО-1 (КЗО-СД) компл. На каждое разведывательное подразделение

7 Комплект отбора типа КПО-1М компл.

На этапе развития возможна межведомственная унификация структуры ММК с включением отдельных его элементов в состав государственного материального резерва [5].

В первую очередь, это потребует изменения существующих нормативных документов МЧС России, которые требуют доработки с учётом существующих реалий, в части определения корректных и точных требований в нормах обеспечения [1].

Таким образом, в условиях радиационного загрязнения время на доставку, радиационную разведку, а также организацию ра-

боты оперативных подразделений в отрыве от пунктов постоянной дислокации будет сокращено до минимума. Это касается и последующей вероятной эвакуации населения, его временного размещения и первоочередного жизнеобеспечения.

В современных условиях, с учётом новых угроз национальной безопасности России, это позволит не только более эффективно применять силы и средства территориального пожарно-спасательного гарнизона, но и защитить населения от воздействия опасных факторов радиационного загрязнения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ МЧС России от 19.02.2013 г. № 98 «Нормы обеспечения техникой, продукцией общего хозяйственного назначения и имуществом продовольственной службы МЧС России».

2. Бобров А. И., Хаустов С. Н., Бокадаров С. А. Автоматизация формирования донесений об обеспеченности населения и аварийно-спасательных формирований средствами радиационной и химической защиты по форме 2/РХЗ // Вестник Воронежского института ГПС МЧС России. - 2014. -№ 1 (10). - С. 48-51.

3. Кольцов Г. И. Применение подразделений радиационной, химической и биологической защиты спасательного центра

МЧС России // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. - 2014. - № 2. - С. 19-23.

4. Проект Концепции создания и функционирования системы обеспечения гражданской обороны Российской Федерации. - М.: Центр стратегических исследований гражданской защиты МЧС России, 2015. - 45 с.

5. Федеральный закон России от 29.12.1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве».

6. Овсяник А. И., Калайдов А. Н. О выполнении задач гражданской обороны силами Федеральной противопожарной службы // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. - 2012. - № 3. - С. 4-12.

Kalaidov A., Khilimanujk A.

CREATION OF MOBILE STRUCTURES FOR WORKING UNDER CONDITIONS OF RADIATION POLLUTION

ABSTRACT

Purpose. The topicality of work is stipulated by the requirements for immediate response of fire and rescue garrison forces to emergencies.

Methods. Methods of observation, comparison, matching and logic simulation have been applied.

Findings. The tables that demonstrate mobile structures construction from functional blocks of the mobile multifunctional complex and their features are presented. The conclusions are made about the possibility of forming mobile multi-purpose complexes units by the regional structures of fire and rescue forces.

Research application field. Implementation of the authors' proposals will allow to apply fire and rescue units effectively in order to protect population against the radiation pollution impact.

Conclusions. The time for delivery, radiological monitoring as well as for organising operational units performance detached from their permanent deployment under conditions of radioactive pollution will be reduced.

Key words: mobile multi-function complex, radiation pollution, mobile structure, functional unit.

REFERENCES

1. Order of EMERCOM of Russia on February 19, 2013, No. 98 "Regulations on providing technology, products General household purposes and assets food service of EMERCOM of Russia". (in Russ.).

2. Bobrov A.I., Khaustov S.N., Bokadarov S.A. Automated generating of reports about the security of the population and rescue units, means of radiation and chemical protection in the form of 2/RCP. Vestnik Voronezhskogo instituta GPS MChS Rossii. 2014, no. 1, pp. 48-51. (in Russ.).

3. Kol'tsov G.I. The use of units of radiation, chemical and biological protection and rescue center of EMERCOM of Russia.

Nauchnye i obrazovatel'nye problemy grazhdanskoi zashchity. 2014, no. 2, pp. 19-23. (in Russ.).

4. Concept of creation and functioning of system of maintenance of civil defense of the Russian Federation. Moscow, Center of strategic researches of civil protection of EMERCOM of Russia, 2015. 45 p.

5. Federal law of Russia on December 29, 1994, No. 79 "About the state material reserve". (in Russ.).

6. Ovsyanik A.I., Kalaidov A.N. On the tasks of civil defense forces of the Federal fire service. Pozhary i chrezvychainye situatsii: predotvrashchenie, likvidatsiia. 2012, no. 3, pp. 4-12. (in Russ.).

Ai_eksander Kalaidot I Candidate of Military Sciences, Associate Professor

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

. I Main Department of EMERCOM of Russia in the Republic of Karelia,

Aleksander Khilimanujk n , „ ,. n . ^

I Petrozavodsk, Republic of Karelia, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.