2 (134) -2010
экономический АНАЛИЗ
СТАТИСТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТОВ В РОССИИ
Е. Н. СТЕПАНЯН,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и статистики Академия экономической безопасности МВД России
Полиграфия (с греч. — многооиисание) — отрасль экономики (вид деятельности), производящая с помощью совокупности технических средств различные виды печатной продукции. Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), в соответствии с которым в России с 2005 г. разрабатываются показатели производства товаров и услуг, издательская и полиграфическая деятельность объединена с целлюлозно-бумажным производством в составе раздела Б «Обрабатывающие производства». Подраздел БЕ включает производство целлюлозы, древесной массы, бумаги и картона, а также изделий из них (для краткости написания назовем эти предприятия группой I); издательскую, полиграфическую деятельность, тиражирование записанных носителей информации (далее — группа II).
О величине вклада каждого из рассматриваемых производств в общие показатели отрасли можно судить по структурным индикаторам объемов продукции и услуг и численности занятых. Так, в 2007 г. в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг вида деятельности «Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность» доля предприятий группы I составляла 46,7%, группы II — 53,3%. Что же касается внутриотраслевого распределения трудовых ресурсов, то предприятия группы II аккумулировали более 2/3 общей среднесписочной
численности работников отрасли, причем эта величина остается достаточно стабильной1.
Детализация собственно полиграфической деятельности представлена на рис. 1. При этом полиграфическая деятельность, не включенная в другие группировки, объединяет печатание журналов и других периодических изданий, книг и брошюр, нот, карт, атласов, плакатов, рекламных изданий, почтовых, гербовых и акцизных марок, документов на право собственности, чеков и других ценных бумаг, журналов учета, альбомов, записных книжек, блокнотов, ежедневников, бланков, другой коммерческой печатной продукции и прочих печатныхматериалов, осуществленное различными видами печати. Следует отметить, что далеко не все из рассматриваемых в статье показателей разрабатываются (или публикуются) в разрезе названных групп, поэтому при отсутствии детализированной информации будем использовать агрегированные оценки. Кроме того, на момент написания статьи не были доступны некоторые данные за 2008 г.
Полиграфическая промышленность относится к малым отраслям российского производственного комплекса, поэтому выделить ее удельный вес
1 Здесь и далее при отсутствии специальных ссылок используются официальные данные Росстата или рассчитанные автором на их основе показатели (статистические сборники «Российский статистический ежегодник», «Россия в цифрах», «Россия», «Россия и страны мира», «Промышленность России», «Социально-экономическое положение России» 2008,2009. М., Росстат.; материалы нawww. яке. га).
Рис. 1. Виды деятельности и услуги, относящиеся к полиграфическим
в общих результативных макроэкономических показателях на основе публикуемой статистической информации достаточно сложно. Так, в структуре уже упоминавшегося показателя отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг в целом для обрабатывающих производств доля издательской, полиграфической деятельности и тиражирования записанных носителей информации в 2007 г. составляла менее 2 %. При этом валовая добавленная стоимость всей обрабатывающей промышленности в общем объеме ВВП России в 2007—2008 гг. не превышала 17—18 %. Если добавить к этому, что среднесписочная численность работников (без совместителей) полиграфической промышлен-
ности в 2007 г. составляла 122,9 тыс. человек (в 2008г. — 137,4тыс.), станет ясно, что оценить социально-экономическую значимость данной отрасли, руководствуясь традиционно используемыми для этих целей количественными показателями, невозможно.
Между тем полиграфическая (печатная) продукция является важнейшим средством удовлетворения информационных потребностей, носителем и проводником знаний, культурных ценностей и традиций, она может рассматриваться как важнейший элемент материально-технической базы функционирования экономики и жизнедеятельности общества. Статистические показатели, характеризующие обеспеченность населения основными видами печатной продукции информационно-досугового характера (наряду с бытовыми предметами длительного пользования), вполне могут служить немаловажными индикаторами уровня культуры и качества жизни населения. Этот вывод подтверждается представленными в табл. 1 данными
о душевом выпуске газет как основного вида периодической печатной продукции в некоторых странах мира.
Таблица 1
Выпуск ежедневных газет и уровень распространения Интернета в странах мира (Россия — 2007г., остальные страны — 2004 г.)
Страна Число наименований Разовый тираж Численность пользователей сети Интернет, на 1 000 человек населения*
всего, тыс. экз. в расчете на 1 000 человек населения, экз.
Россия 774 22 541 159 180
Австрия 17 2 570 311 513
Беларусь 13 800 81 565
Великобритания 109 17 375 290 632
Германия 347 22 100 267 467
Италия 96 8 017 137 529
Нидерланды 37 5 001 308 857
Норвегия 74 2 378 516 817
Украина 55 6 192 131 196
Финляндия 53 2 255 431 556
Швеция 93 4 324 481 770
Азербайджан 22 132 16 98
Индия** 1 874 79 243 71 107
Китай 963 96 704 74 104
Пакистан 291 7 818 50 76
Япония 108 70 446 551 683
Эфиопия 3 358 5 3
Бразилия 532 6 552 36 226
Канада 103 5 578 175 768
США I486 57 347 193 698
*Данные по всем странам приведены за 2006 г. **Неполный охват.
С момента появления первой традиционной печатной книги и первой газеты прошло несколько веков. Сегодня в наш обиход прочно внедряются такие понятия, как электронная библиотека и электронное правительство, что дает повод постоянным дискуссиям о постепенном вытеснении с информационного поля традиционных полиграфических изданий. Однако статистические данные свидетельствуют, что бурное развитие и широкое распространение современных электронных средств массовой информации создает здоровую конкуренцию печатной продукции, но отнюдь не вытесняет ее. Так, в развитых странах сравнительно высокие показатели охвата населения интернет-сервисом успешно соседствуют с высокими оценками обеспеченности, в частности, газетной продукцией. На взгляд автора, в России, где Интер-нетдоступен, по разным оценкам, от30до50 млн человек, проблема вытеснения печатных изданий электронными аналогами в ближайшее время тем более не станет актуальной, а полиграфическая продукция останется важнейшим источником и средством информации разного рода и назначения. Далее остановимся на анализе основных тенденций развития отечественного полиграфического производства в последние годы.
В целом благоприятный климат периода экономического роста стимулировал развитие полиграфической отрасли, как и других секторов экономики, способствуя удешевлению финансовых ресурсов и расширению каналов сбыта. Итоговые показатели развития промышленного производства в России в 2004—2008 гг. привендены в табл. 2. Они представлены индексами производства, рассчитанными в данном случае для крупных, средних и малых предприятий и характеризующими динамику стоимости всей продукции в результате изменения ее физического объема.
Результаты экономического роста так называемых «тучных» лет, характеризовавшихся приростом
ВВП в России в 1999—2007гг. в среднем на 7% в год, способствовали относительному оздоровлению общей экономической ситуации, что определило в целом положительную динамику итоговых показателей промышленного производства. Для целлюлозно-бумажного производства, издательской и полиграфической деятельности в целом средний годовой темп прироста в этот период составлял около 8 %. Такая позитивная динамика позволила России в 2007 г. занять седьмое место в мире по выработке целлюлозы, одиннадцатое — по производству бумаги и картона. Что же касается собственно полиграфической деятельности, ежегодные темпы прироста производства здесь, как видно, существенно различались, достигнув в 2007 г. максимальных 18% — одного из самых высоких показателей в отраслях обрабатывающих производств. В качестве важнейшего фактора роста полиграфии в последние годы следует выделить повышение спроса на продукцию «упаковочного» сегмента, а также рекламную полиграфическую продукцию, которым уделяется огромное внимание в современных маркетинговых стратегиях рыночного продвижения товаров и услуг Кроме того, в России отмечается также обусловленное ростом потребительского спроса широкое развитие рынкажурнальной продукции.
Последствия финансово-экономического кризиса определили начавшуюся в 2008 г. рецессию — существенное замедление темпов роста. Дальнейшее сокращение экспорта, прибыли предприятий, доходов бюджета и населения обусловило по итогам шести месяцев 2009 г. смену положительного тренда показателей производства. Так, индекс целлюлозно-бумажного производства, издательской и полиграфической деятельности в первом полугодии 2009 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года составил 83,8%. Аналогичный показатель для издательской, полиграфической деятельности и тиражирования записанных носителей информации уменьшился
Таблица 2
Индексы производства по видам экономической деятельности в 2004 — 2008 гг.
(в %к соответствующему периоду предыдущего года)
Вид производства 2004 2005 2006 2007 2008
Добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды 108,0 105,1 106,3 106,3 102,1
Обрабатывающие производства 110,5 107,6 108,3 109,5 103,2
Целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность 105,1 103,6 107,0 109,1 100,8
Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них 106,4 105,2 105,8 103,7
Полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области 103,0 101,0 109,0 117,8 101,1
Таблица 3
Показатели функционирования предприятий целлюлозно-бумажного производства, издательской и полиграфической деятельности в 2004—2008 гг.
Показатель 2004 2005 2006 2007 2008
Число действующих организаций (на конец года) 19 593 21 027 22 896
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, млрд руб. 315 389 498 514
Среднегодовая численность работников организаций, тыс. человек 370 393 401 399 396
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) *, млн руб. 16 712 20 637 24 277 27 412 15 370
Рентабельность проданныхтоваров, работ, услуг*, % 10,8 11,2 12,2 10,5 9,4
* 2004—2007 гг. — по данным бухгалтерской отчетности.
еще существеннее — до 76,5 %. Дальнейшая траектория изменения рассматриваемых показателей будет определяться скоростью преодоления последствий мирового кризиса, который в России усугубляется наличием внутренних экономических болезней.
Агрегированные показатели деятельности по предприятиям подраздела БЕ «Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность» представлены в табл. 3.
Согласно данным табл. 3 в данной отрасли на конец 2007 г. функционировало 22,9 тыс. организаций, что составляло 10,6% от общего числа действующих предприятий обрабатывающих производств. Это достаточно высокий удельный вес, если учесть, что в общем объеме продукции и услуг собственного производства обрабатывающей промышленности доля данной отрасли составляла 3,6% (в 2008 г. — 3,3 %), а занятость в данной отрасли — 4,3 % общей численности трудовых ресурсов обрабатывающей промышленности.
Интересно, что 13% действовавших в отрасли предприятий находились в государственной, 5,4% — в муниципальной, 76 % — в частной собственности, что свидетельствует о значительной привлекательности данного вида деятельности со стороны частного бизнеса. При этом такая привлекательность не может быть мотивирована повышенной рентабельностью рассматриваемых видов деятельности (если судить о ней по данным бухгалтерской отчетности). Из приведенных дан-
ных видно, рентабельность продукции отрасли, рассчитываемая Росстатом как соотношение сальдированного финансового результата от продажи и себестоимости товаров и услуг, в среднем в 2004—2008гг. находилась на уровне 10,8%, что на треть ниже средней годовой рентабельности обрабатывающих производств.
Иные пропорции выявляет сравнительный анализ уровней оплаты труда рассматриваемых видов деятельности (табл. 4). Так, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата на 1 работника целлюлозно-бумажного производства, издательской и полиграфической деятельности несколько превышает аналогичные показатели для обрабатывающих производств и экономики в целом.
Что же касается собственно полиграфической промышленности, занятость здесь была самой низкооплачиваемой в сравнении с видами деятельности, объединенными в данный подраздел. Кроме того, в 2008 г. средняя заработная плата в данном секторе на четверть ниже, чем в издательском деле, на 10% меньше средней по экономике и на 3,5% уступает общему уровню обрабатывающих производств. Такая диспропорция объясняется крайне низким уровнем оплаты труда работников брошюровочно-переплетной стадии технологической цепочки, составившим в 2008 г. 9 337 руб. в среднемесячном исчислении (подготовка к печати — 15 593 руб., полиграфическая деятельность, не включенная в другие
Таблица 4
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по видам экономической деятельности (в расчете на 1 работника), руб.
Вид деятельности 2007 г. 2008 г.
В среднем по экономике 13 593 17 290
Обрабатывающие производства 12 879 16 050
Целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность 13 792 17 632
Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них 13 276 16 786
Издательская деятельность 15 753 20 599
Полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области 12 050 15 473
Таблица 5
Производство основных видов полиграфической продукции в России в 2004 — 2008 гг.
Вид полиграфической продукции 2004 2005 2006 2007 2008
Газеты (экземпляров условного тиража), млрд шт. 17,4 17,5 17,2 22,1 21,8
Книги и брошюры (листов-оттисков), млрдшт. 10,9 11,7 12,3 11,5 11,6
Журналы (листов-оттисков), млншт. 3 291 2 882 4 148 7 322 7 776
Изоиздания (листов-оттисков), млншт. 1 227 1 094 959
Таблица 6
Выпуск книг и брошюр по субъектам Российской Федерации в 2008 г., %
Федеральный округ Количество названий книг и брошюр Общий тираж
Российская Федерация* 100 100
Центральный федеральный округ 66,7 87,4
В том числе г. Москва 61,0 83,8
Северо-Западный федеральный округ 10,0 5,7
В том числе г. С. -Петербург 8,4 5,5
Южный федеральный округ 6,2 2,5
В том числе Ростовская область 2,9 1,7
Приволжский федеральный округ 7,8 2,5
Уральский федеральный округ 3,0 0,8
Сибирский федеральный округ 4,7 0,8
Дальневосточный федеральный округ 1,4 0,1
Примечание. Незначительное расхождение возможно из-за округлений показателей.
I |Тираж книг и брошюр
I I Г адовой тираж журналов идругих периодических изданий
А Разовый тираж газет
Рис. 2. Динамика показателей обеспеченности населения России печатной продукцией, в среднем на 1 000 чел. экз.
группировки, — 16 073 руб., печатание газет — 13 598 руб.).
Далее остановимся на анализе основных тенденций выпуска таких важнейших видов продукции полиграфической отрасли, как газеты, журналы и другие периодические издания, книги и брошюры (табл. 5).
Если рассматривать книжный сегмент рынка полиграфической продукции, то число наименований выпускаемых в России книг и брошюр в последние десять лет неуклонно росло, составив в 2008г. 123,3 тыс2, и увеличившись по сравнению с 2000 г. более чем в 2 раза. Это не только рекордный российский показатель: в РСФСР в составе СССР максимум ограничивался 52тыс. названий, а союзный показатель никогда не превышал 84тыс. Такая динамика позволила России выйти на одно из первых мест в мире по количеству ежегодно выпускаемых названий книг. Следует отметить также, что специалисты РКП, справочно оценивая процент незарегистрированных ими изданий, предполагают, что скорректированный объем вышедших в 2008 г книг и брошюрсоставил 140—145 тыс. экземпляров.
2 Здесь и далее источником данных по выпуску книг и брошюр в России в 2008 г. является официальный сайт Российской книжной палаты (РКП) (Кириллова Л. А., Сухоруков К. М. Рекордные статистические показатели российского книгоиздания в 2008г.) www. ЬооксЬатЬег. ги, раздел «Статистика».
Что же касается общего тиража изданий данного типа, в 2008 г. он зафиксирован на уровне 760,4 млн экземпляров, что на 14% превышает показатель предыдущего 2007 г. и в 1,6 раза — результат 2000 г. Как видно, рост наблюдался, несмотря на распространение наряду с традиционными печатными альтернативных электронных версий издаваемых произведений. Такие тенденции позволяют аналитикам утверждать, что и в современный век новейших технологий печатная книга как продукт полиграфии останется основным средством образования, «массовой научной и технической информации, орудием пропаганды знаний и воспитания»3. К тому же спрос на книжную продукцию
3 Советский энциклопедический словарь под ред. Прохоро-ваА. М. М.: Изд-во «Советскаяэнциклопедия», 1980. С. 599.
сегодня существенно ограничен уровнем дохода значительной части россиян, следовательно, книжный рынок имеет значительные перспективы роста. Ведь достигнутые оценки тиражных показателей, хоть и выше среднемировых, пока не позволяют обеспечить ни среднеевропейский, ни советский докризисный уровень душевого «книгопотребле-ния» (рис. 2).
В 2008 г. в нашей стране в среднем на душу населения приходилось около 5,4 изданных книг и брошюр, тогда как в 1990 г. — около 11. В Европе в среднедушевом исчислении данный показатель составляет 12 печатных единиц4. При этом, по некоторым данным, за год ни одной книги не купили около 52% россиян. Очевидно, что одним из важнейших факторов, определяющих развитие книжного производства как относительно дорогого сегмента рынка печатной продукции, будет наличие платежеспособного спроса, обусловленного ростом уровня доходов населения и их покупательной способности.
Для характеристики полиграфической отрасли необходимо отметить важную географическую особенность российского книгопроизводства — его чрезмерную централизацию. В табл. 6 представлены структурные показатели распределения объемов выпуска книг и брошюр по регионам России5.
Анализ табл. 6 показывает, что в Москве и С.-Петербурге выпускается порядка 70% всех наименований и до 90 % всех тиражей издаваемых книг и брошюр. Несмотря на то, что в большинстве республик, краев и областей России в 2008 г. было зафиксировано увеличение количества изданий, около 80 % общероссийского прироста числа названий обеспечил Центральный федеральный округ, Дальневосточный же характеризовался 12 %-ным спадом. «Нестоличным» лидером отрасли выступает Ростовская область: за год прирост названий здесь составляет более 40 %, тиражей — порядка 90 %.
Интересно, что РКП по результатам первого полугодия 2009 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года также фиксирует увеличение как числа издаваемых названий книг и брошюр, так и их суммарных тиражей.
Если обратиться далее к статистике выпуска журналов и других периодических изданий, можно свидетельствовать, что в последние годы Россия пережила настоящий журнальный бум. Так, если число изданий данной категории в 2007 г. (6,3 тыс.) выросло по сравнению с 2000 г. на 40 %, то их годовой тираж увеличился в 2,4 раза, насчитывая в 2007 г.
4 Панкеев И. А. Как издавать Пушкина и читать Тургенева? На сайте РКП нawww. ЬооксЬатЬег. ги, раздел «Записки книгочея».
5 Рассчитаны автором на основе данных РКП.
1 442 млн экземпляров. Однако этот рекордный для последних лет показатель в «душевом» исчислении составил лишь 30% уровня 1990 г. (рис. 2). Если в 2007 г. на душу населения в России выпускалось чуть более 10 журналов и других периодических изданий, то в 1990г. — почти 34. Вероятно, среди рассматриваемых категорий журнальная продукция занимает промежуточную нишу, являясь, с одной стороны, более «легким» и дешевым источником информации и чтения по сравнению с книгой, с другой — более художественным и, возможно, эстетичным, по сравнению с газетой.
Газетная продукция аналогично журнальной в последние годы существенно расширила свой ассортимент. Так, число названий издаваемых в России газет в 2007г. превысило 8,5тыс., это в 1,5 раза больше уровня 2000 г. и на 80% — 1990 г. Разовый тираж в абсолютных оценках вырос за этот период времени почти в 2 раза, что позволило данному показателю в среднедушевом исчислении превысить уровень 1990 г. почти на треть. Однако, если рассматривать суммарные годовые тиражи газетных изданий как периодической продукции, составившие в 2007 г. 9 млрд экземпляров, они существенно сократились по сравнению с 1990 г. (более чем в 4 раза) и незначительно увеличились по сравнению с 2000 г. (на 30 %).
Оценивая количественные и качественные характеристики, а также перспективы развития полиграфического производства, нельзя не остановиться на анализе основных тенденций изменения уровня жизни населения. Так, в 2000—2007 гг. реальные располагаемые денежные доходы россиян росли в среднем на 12% в год, однако в 2008 г. их прирост по сравнению с предыдущим годом замедлился доЗ%. Доля лиц с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения сократилась в этот период с 29,0 до 13,5 %. Чуть менее быстрыми темпами — порядка 9 % в год
— увеличивалось фактическое конечное потребление домашних хозяйств — один из основных показателей уровня жизни. Причем такую динамику удалось обеспечить и в кризисном 2008 г. Важным индикатором положительных тенденций в сфере уровня жизни является значительное снижение удельного веса затрат на продукты питания в структуре потребительских расходов домашних хозяйств: с 47,6% в 2000г. до 29,1 %
— в 2008 г. Интересно, что доля расходов на организацию отдыха и культурные мероприятия, в состав которых включаются затраты на покупку печатной продукции, в последние годы в целом росла, достигнув в 2008 г. максимальных 7,7 %.
Таблица 7
Расходы домашних хозяйств на организацию отдыха и культурные мероприятия в 2004, 2007 гг.
Вид расходов В процентах от потребительских расходов В процентах от расходов на организацию отдыха и культурные мероприятия
2004 2007 2004 2007
Расходы на организацию отдыха и культурные мероприятия В том числе на: 6,3 6,4 100 100
аудиовизуальное, фотографическое оборудование и оборудование для обработки информации 2,7 2,3 43,6 35,6
товары и оборудование для организации отдыха и культурных мероприятий 0,7 0,8 11,4 12,4
услуги по организации отдыха и культурных мероприятий 0,6 1,0 9,8 14,6
печатные издания, канцелярские принадлежности 0,7 0,6 11,1 9,6
Из них: 0,3 0,2 4,3 3,9
книги газеты и периодические издания 0,2 0,2 3,6 3,3
туристско-экскурсионные услуги 1,1 1,3 17,0 20,9
Если детализировать имеющиеся данные 2007 г., при среднем уровне рассматриваемого показателя в 6,4%, 10% населения с наименьшими располагаемыми ресурсами тратили на организацию отдыха и культурные мероприятия лишь 2,6% своих общих потребительских расходов, тогда как 10 % с наибольшими располагаемыми ресурсами — 6,5 %.
Детализированные данные о расходах на организацию отдыха и культурные мероприятия в России, полученные на основе выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, представлены в табл. 7. Ее анализ показывает, что в структуре затрат данной категории существенно выросла доля физкультурно-спортивных, зрелищных (кино, театры, концерты и т. п.) и туристско-экскурсионных услуг при снижении удельного веса приобретений книг, газет и других периодических изданий. Так, на покупку последних в 2007 г россияне тратили в среднем чуть более 7 % всех средств, отведенных на культуру и отдых. Масштаб цифр становится понятен, если учесть, что общий объем этих средств в среднем на члена домашнего хозяйства в 2007 г. составлял 418,6 руб., в 2008 г. — 634,7 руб. Некоторую корректировку данных показателей в сторону увеличения можно предположить, если учесть факт преобладания в выборке лиц с более низким уровнем дохода.
Анализ табл. 7 показывает, что некоторое снижение удельного веса расходов на печатные издания наблюдается даже при росте реальных располагаемых доходов населения. Понятно, что говорить об устойчивой тенденции на основе данного динамического ряда рано. Однако, анализируя имеющуюся информацию, можно предположить, что уровень доходов нельзя считать решающим
фактором, определяющим спрос населения на печатную продукцию. Анализ данных тенденций — предмет отдельного социологического исследования. Думается, что в качестве объясняющих факторов следует принимать во внимание существенное расширение возможностей проведения досуга, ранее недоступных, изменение культурных предпочтений россиян, проблемы региональных рынков распространения печатной продукции, а также высокий уровень цен, в частности, на книги и журналы, который не позволяет значительной части населения рассматривать данную продукцию приемлемого качества в составе своей потребительской корзины.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что полиграфия — особая отрасль промышленности. Не являясь определяющей с точки зрения количественных результативных показателей, она воспроизводит важнейшие элементы материальной основы функционирования экономики и жизни общества. Детская познавательная книга, школьный учебник, дорожный атлас, рекламный плакат, свидетельство на право собственности
— все эти виды печатной продукции полиграфической промышленности с некоторой долей условности можно отнести к предметам повседневной необходимости, удовлетворяющим ставшие в современном обществе каждодневными информационные потребности населения, предприятий, органов государственного управления и т. п. От их уровня во многом зависит качество школьного образования и эффективность рекламного воздействия на покупателя: можно сказать, что в конечном итоге они опосредованно влияют на результаты и
эффективность функционирования предприятий других отраслей экономики и органов государственного управления. Являясь носителем веками накопленных знаний, художественных и научных ценностей, печатные издания аккумулируют культурный багаж общества, служат средством образования и воспитания, и с этой точки зрения их ассортимент и качество — это индикаторы качества жизни населения. Все вышесказанное позволяет заключить, что вопросы, связанные с перспективами развития отечественной полиграфической промышленности на новой технологической основе, удовлетворяющей современным мировым стандартам, проблемы доступности
печатной продукции широким слоям населения сегодня не теряют своей актуальности.
Список литературы
1. Кириллова Л. А., Сухорукое К. М. Рекордные статистические показатели российского книгоиздания в 2008 г. www. ЬооксИатЬег. га, раздел «Статистика».
2. Панкеев И. А. Как издавать Пушкина и читать Тургенева? www. ЬооксИатЬег. га, раздел «Записки книгочея».
3. Советский энциклопедический словарь под ред. Прохорова А. М. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1980. С. 599.
* * *