Научная статья на тему 'Инновации в экономике сферы услуг и проблемы развития предпринимательства в полиграфической отрасли'

Инновации в экономике сферы услуг и проблемы развития предпринимательства в полиграфической отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
318
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА СФЕРЫ УСЛУГ / ПОЛИГРАФИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юсупов Олег Романович, Юсупова Савда Ярагиевна

Статье представлены авторские представления о научно-практических проблемах на пути развития предприятий сферы услуг. Определены место и роль инноваций в развитии предпринимательства сферы услуг. Определены приоритеты в развитии полиграфических предприятий сферы услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации в экономике сферы услуг и проблемы развития предпринимательства в полиграфической отрасли»

Инновации в экономике сферы услуг и проблемы развития предпринимательства в полиграфической отрасли Innovation in the economy of the service sector and problems of business development in printing industry

Юсупов Олег Романович Oleg Rovanovich Usupov

старший преподаватель кафедры экономики и управления производством

факультета государственного управления ФГБОУ ВПО Чеченский государственный университет

[email protected] +7 (928) 784-25-68 Савда Ярагиевна Юсупова Savda Erageevna Yusupova доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры управления Российской таможенной академии [email protected] +7 (926) 403-94-71

Аннотация: в статье представлены авторские представления о научно-практических проблемах на пути развития предприятий сферы услуг. Определены место и роль инноваций в развитии предпринимательства сферы услуг. Определены приоритеты в развитии полиграфических предприятий сферы услуг.

Ключевые слова: экономика сферы услуг, полиграфические услуги, инновации, инновации предприятий сферы услуг

Abstract: the article presents the author's views on the theoretical and practical challenges to the development of service industries. The place and role of innovation in business development services. Priorities in the development of printing service businesses.

Keywords: Economics of service sector, printing services, innovation, innovation of service businesses

Полиграфические услуги расширяются вместе с рынком рекламы и взаимодействуют со всеми видами деятельности, затрагивая сферы сбыта, снабжения и продвижения благ. [1, с. 148]

Книгоиздание, а также выпуск продукции полиграфической продукции -одна из старейших и стабильных отраслей сферы услуг России. Для развития данной отрасли есть все необходимые условия: ресурсы в неограниченном количестве и географическая доступность. Рынки сбыта, как внутренние b2c и Ь2Ь, так и внешние: для готовой продукции, для сырья и полуфабрикатов. Также положительное влияние на развитие полиграфической промышленности оказывает правительство, которое выражается поддержкой малого и среднего предпринимательства в рамках антикризисной поддержки. Однако, при этом предприятия по книгоизданию, полиграфии и целлюлозно -бумажной промышленной отрасли находятся в кризисе. На рынке можно наблюдать постоянное движение смены конъюнктуры в сторону сокращения и слияния, поглощения мелких полиграфий и предприятий смежных отраслей.

Низкая конкурентоспособность российского предпринимательства в полиграфической отрасли главным образом заключается в высокой цене на сырье. [1, с. 26] Несмотря на высокую обеспеченность России сырьем - лесом, международная кооперация в области бумажно-целлюлозной промышленности вынуждает закупать бумагу для печати продукции за границей. Естественным образом цена возрастает. Однако при условии закупки сырья у отечественных поставщиков, цена достаточно близка к себестоимости. Из-за снижения курса рубля российские целлюлозно-бумажные предприятия стремятся работать только на зарубежном рынке, сбыта, сокращая свое присутствие на отечественном рынке. В итоге с осени 2014 года на внутреннем рынке бумага подорожала более чем в полтора раза.

Другой немаловажной чертой как предпринимательства в сфере услуг в целом, так, в частности, и в полиграфических услугах является

недостаточность возможностей к реализации инноваций. Не хватает так же собственных инновационных решений. [2,5]

Чтобы помочь отечественному производителю, правительство, как обычно, предлагает бороться с внешним врагом, не обращая внимания на причину возникновения проблемы внутри страны. Таким образом, Минкомсвязь в качестве мер борьбы со сложной ситуацией в отрасли предлагает отменить пошлины на ввоз бумаги, но при этом ввести пошлины на экспорт бумаги. На данный момент распространенной практикой является продажа сырья (древесины) за рубеж и покупка бумаги из-за рубежа. А также многие издательства и полиграфии печатают свою продукцию за рубежом и в готовом виде поставляют в Россию к своему потребителю. Речь идет о периодических изданиях, рекламной продукции и прочее.

Статистика показывает, что такая практика возникла не из-за кризиса 2014 года, а из-за событий на целлюлозно-бумажном рынке в 2010 году, когда были закрыты 2 основных комбината по производству мелованной бумаги: Выборгский ЦБК и Сыктывкарский ЛПК. Закрытие предприятий произошло из-за снижения производственных мощностей, которое привело к значительному снижению рентабельности. Полиграфические предприятия в поисках сырья обратились к европейским и азиатским производителям бумаги. Основными поставщиками стали: немецкая марка бумаги «UPMFinesse Gloss & Silk», астрийская компания «QuatroGloss& Silk», «GalerieArtGloss& Silk», финско-шведская компания «StoraEnso». Основное сотрудничество России в области полиграфии ведется с Финляндией.

По итогам 2015 года российская полиграфическая промышленность закупала бумагу разных видов в странах Европы и Азии:

Таблица 1

Закупки бумаги разных видов в странах Европы и Азии

Страны-импортеры мелованной бумаги Долевое соотношение, %

Китай 32 %

Финляндия 20%

Австрия 16%

Республика Корея 13%

Германия 11%

Швеция 8%

Долевое соотношение среди показателей меняется в зависимости от импортируемой продукции (рулонная легкомелованная бумага, рулонная чистоцеллюлозная мелованная бумага), но при этом расположение стран в рейтинге не меняется.

Объем импорта мелованной бумаги с 2010 года рос из года в год. В 2011 году прирост составил 7%, по сравнению с предыдущим годом. В 2012 году прирост составил 12%. Тенденция к росту импорта все еще сохраняется.

При этом в 2013 году в России начал функционировать целлюлозно-бумажный комбинат Группы «Илим». После выхода на проектные мощности годовые объемы производства Группой «Илим» высококачественной матовой и глянцевой мелованной бумаги в диапазоне 80 - 150 г/м2 двустороннего мелования достигнут 90 000 тонн.

На данный момент один комбинат не способен покрыть всю потребность полиграфической промышленности. Общий объем закупок по лидирующим странам-импортерам составляет в 2011г. - 338 403 тонны, в 2012 г. - 479 679 тонны, в 2013г. - 338 403 тонны.

К тому же доминирование развитой торговой марки определяет высокую конкурентоспособность. [6, с. 124] Группа «Илим» на сегодняшний день делает все для поддержание собственного бренда.

Однако меры по поддержке отрасли направлены не на восстановление отечественной промышленности, а на продолжение торговых отношений. По словам исполнительного директора «Содружества бумажных оптовиков», Ольги Широковой, предлагаемые меры помогут сохранить рынок, бюджетные доходы, избавить отрасль от негативного влияния кризиса и

нивелировать рост цен на российскую бумагу. На данный момент рассматривается снижение импортных пошлин в три раза с 15% до 5%.

Представители же крупнейших издательств отреагировали на данное решение Минэкономразвития, отрицательно, выразив мнение, что для поддержания полиграфической промышленности необходимо не создавать или отменять пошлины, а создавать благоприятные условия для производства материалов внутри страны и для переноса существующего производства в Россию.

В полиграфическом предпринимательстве все чаще прибегают к электронному формату изданий. Даже появился термин «электронные издательства». Ввиду существующей проблемы такой формат выпуска своей продукции кажется оптимальным. Однако, при этом наблюдается снижение количества потребителей. Так, например, журнал «Секрет фирмы» издательства «Комерсантъ» потерял большую часть своих читателей.

Тем не менее, многие издательства и производители электронной техники утверждают, что электронный формат удобен и практичен, а также позволяет помогать планете оставаться зеленой. Мультимедийное издательство «Стрельбицкого» на своем сайте дает перечень преимуществ электронного формата над печатным:

• книги, изданные в электронном виде, невесомы. Теперь читатели смогут иметь десятки, сотни и даже тысячи книг у себя под рукой;

• электронные книги не поддаются повреждениям и старению;

• их можно легко отредактировать, найти интересующую цитату, сделать пометку, закладку и т.д.;

• электронные книги очень удобны — их можно загружать на специальные устройства для чтения, которые легко поместятся в сумочке, портфеле или даже в кармане;

• книги, изданные в электронном виде, берегут планету, так как не наносят никакого вреда окружающей среде.

Но для использования электронного формата необходимо соответствующее электронное устройство: ПК, смартфон, планшет, ридер и т.д. Этот фактор еще больше сокращает потенциальную аудиторию, ведь конечная стоимость продукции электронных издательств будет включать в себя стоимость необходимого электронного устройства.

Также в соответствии с перечнем положительных сторон электронного формата возникает ощущение доступности продукции в финансовом плане. Но, если сравнить цены на периодические издания в печатном традиционном формате и в электронном формате, цена одна и та же. Редко цена электронного формата бывает ниже оригинала, разница составляет максимум 20%. Следовательно, возникает вопрос ценообразования: за что издательство ставит такую же цену, если отсутствуют производственные издержки.

В условиях финансового кризиса, полиграфическая отрасль требует перемен. Традиционный формат конечной продукции требует развития целлюлозно-бумажной промышленности на территории России, что позволит снизить цены на материалы, а соответственно, создать более привлекательную конечную цену. Электронный формат издательств требует реорганизацию ценообразования, как основного фактора лояльности потребителя.

Поскольку полиграфическая промышленность зависит от множества внутренних и внешних факторов ее деятельность связана с успешным функционированием различных отраслей и видов бизнеса.

Особенностью предпринимательской деятельности на рынке полиграфии является наличие множества предприятий малого бизнеса и нескольких крупных издательских домов, развивающих параллельно множество полиграфических услуг. [3,4,5] С учетом сложившейся структуры конкуренции рынок полиграфии является весьма интересным для инвесторов. Несмотря на серьезное влияние общефедеральных особенностей и проблем, региональных аспектов, предпринимательство в полиграфической отрасли имеет сильную государственную поддержку. Печатно-

полиграфическое производство имеет сегодня множество путей развития: государственные и частные газеты, журналы и книги издательства, типографии, специализированные торговые предприятия.

Признаки кризисных явлений в экономике меняют не только покупательское поведение, но и потребности предприятий-заказчиков полиграфической продукции. Рекламодатели перешли на использование цифровых СМИ, каналов поискового маркетинга, коммерческой почты и партнерских сетей. Перераспределение структуры рекламных бюджетов приводит к уменьшению заказов полиграфической промышленности на печатную рекламу и РОБ-материалы. [2, с.48] Появление новых медийных средств влияния на потребителей ослабляет поток заказов, поэтому необходимо находить новые и укреплять старые источники финансирования предпринимательской деятельности в полиграфической отрасли.

Рынок сбыта продукции полиграфических предприятий под влиянием развития информационных технологий, социальных сетей и рекламных каналов сокращается. На помощь приходят государственные проекты, вязанные с реформами образования, новыми учебными программами и направлениями. Это приводит к формированию крупномасштабных заказов, связанных с выпуском специализированной учебной литературы, справочников и пособий.

Современные тенденции в сфере национальной социо-культурной жизни также способствуют развитию предпринимательской деятельности в полиграфии. Большой любовью всегда пользовались общественные парки, которые в последнее время превращаются из мест рекреации и коммуникации в библиотеки под открытым небом. Всплеск интереса к отдыху на свежем воздухе в формате чтения и совместного обсуждения литературы, приводит к повышению спроса на полиграфическую продукцию.

Государственные проекты, направленные на поддержку и развитие библиотек представляют значительный интерес для полиграфической отрасли. Библиотеки всегда являлись одним из важнейших рынков сбыта

книгопечатной продукции. Российские библиотеки как правило бюджетные организации, они поддерживаются за счет государства, их закупки осуществляются в известном порядке на плановой основе, поэтому легко прогнозируется будущий тираж печатной продукции. Сотрудничество с библиотеками отличается большей стабильность по сравнению с книжными магазинами, поскольку запрос осуществляется на определенное количество экземпляров и нет риска возврата нераспроданного товара. Библиотеки в долгосрочной перспективе выступают в роли экспертов мнения потребителей книжной продукции, во многом благодаря отсутствию коммерческой заинтересованности, в отличие от книжных магазинов.

Библиотеки играют значительную роль в развитии полиграфической индустрии. Принято считать, что российские библиотеки в своем современном формате сформировались во времена Советского союза на почве книжного дефицита. Это время для полиграфии было звездным, так как не существовало конкуренции, а спрос на книжную продукцию превышал предложение. И главным потребителем продукции полиграфии были библиотеки. Современные информационные технологии сделали информацию доступной, ее можно получить из множества других альтернативных источников и для библиотек наступил кризис. Модернизация в библиотечной сфере давно не проводилась, хотя в этом есть острая необходимость. В Москве на 27 тысяч человек приходится одна библиотека - это средний показатель по Европе. Проблема наполняемости и посещаемости библиотек остро стоит для районных и детских библиотек. Малые библиотеки страдают от отсутствия посетителей. Но в то же время есть такие библиотеки как библиотека Достоевского и Гоголь-центр, которые не справляются с потоком посетителей и даже планируется открытие ночных посещений за отдельную плату.

Одним из важнейших преимуществ библиотек для посетителей является бесплатная основа получения информации, а также отсутствие ограничений по достатку, возрасту, полу, образованию, культуре, религии,

национальности и другим параметрам. Ни одно государство не зарабатывало на библиотеках больше 20% от того, что было в нее вложено. Это социально-культурный объект деятельности государства, который при должном внимании может превратиться в серьезный инструмент формирования политики развития общества.

Если говорить о внутренних проблемах предпринимательской деятельности в полиграфической промышленности, то одна из них заключается в сложности продвижения своей продукции. Продукция издательских домов - это разнообразная литература разных жанров и направлений. Из-за сложной системы рекламирования и продвижения каждого элемента ассортимента продукции, зависящие непосредственно от автора, издательство не имеет полноценного рычага влияния на продвижение выпускаемой продукции. Сложность продвижения заключается и в размере тиража. Весьма проблематично подсчитать до экземпляра будущий спрос на новую книгу. Важнейшим фактором продвижения выпускаемой полиграфической продукции является известность, имидж или престиж издательства. На данный момент 70-80% рынка художественной литературы принадлежит издательствам-гигантам, которые в равной степени выпускают как хорошую литературу, так и плохую. В крупных Издательских домах зачастую доля популярной, но низкокачественной литературы бывает выше, поскольку «легкий» жанр лучше продается.

Еще одной внутренней проблемой является проблема подготовки кадров для полиграфической промышленности. Экспертные оценки показали, что подготовка специалистов высшими и средними учебными заведениями не соответствует современным требованиям отрасли. Эффект отставания подготовки кадров от требований работодателей происходит по большей части из-за потери интереса у предприятий полиграфической промышленности в подготовке кадров. Специальные образовательные учреждения не получают должного технического оснащения, учебных материалов, которые могли бы предоставлять или финансировать их закупку

заинтересованные представители реального бизнеса. Существует печальная статистика, которая говорит, что престиж полиграфических профессий падает. Сейчас обучение происходит по принципу: работодатель (заказчик) определяет «чему учить», а образовательное учреждение «как учить». Поскольку бизнес-сообщество определяет основные требования к современному квалифицированному рабочему, то бизнес полиграфии и должен активно участвовать в создании и развитии всей системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для полиграфической промышленности.

Список литературы:

1. Большаков A.C. Принципы и методы обеспечения конкурентного преимущества предприятий с матричной структурой в условиях рыночной экономики: Дис. -д-ра экон. наук: 08.00.05 СПб., 2000. -318 с.

2. Власова Т.И. Предпринимательская деятельность в сфере услуг: учебное пособие для студентов вузов. -СПб.: Астерион, 2005. -386 с.

3. Гаврильчак И.Н., Чайковская А.В., Зажогина О.Н., Лукомский С.Н. Модели реализации программ управления сервисной организацией на рекреационных территориях (на примере Псковской области) //Вестник Национальной академии туризма. 2015. № 2 (34). С. 34-37.

4. Гаврильчак И.Н. , Закорин Н.Д. Оптимальные стратегии реализации экономико-математических моделей управления предприятиями туризма в Северо-Западном регионе России//Вестник национальной академии туризма 2014. № 1(29). С. 27-30.

5. Цацулин А. Н., Яковлев М. А. Показатели инновационной активности хозяйствующих субъектов: мифы и реалии//Вестник национальной академии туризма. -№ 2, 2013. -СС. 58-63.

6. Чибинев В.М., Шлафман А.И. Управление конкурентоспособностью предпринимательских структур на основе развития

торговой марки. Монография//В. М. Чибинев, А. И. Шлафман. -Сер. Экономика СПб: Лемма 2008 -190 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.