Научная статья на тему 'Способы повышения инвестиционной привлекательности российского рынка полиграфии'

Способы повышения инвестиционной привлекательности российского рынка полиграфии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
216
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИГРАФИЯ / МИРОВОЙ РЫНОК ПОЛИГРАФИЧЕСКИХ УСЛУГ / НАЛОГОВЫЕ ПОШЛИНЫ / THE WORLD MARKET OF POLYGRAPHIC SERVICES / POLYGRAPHY / TAX DUTIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Молдован Сергей Валерьевич

В статье проводится краткий обзор российского рынка полиграфических услуг. Приводятся экономические данные отрасли за последние годы. Проводится краткий анализ текущей ситуации. Рассматриваются вопросы налоговых и таможенных ставок на ввозимую готовую полиграфическую продукцию, а также на мелованные бумаги. Даны выводы и предложения по выводу отрасли из кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of the Russian polygraphy market investment appeal increase

In article the short review of the Russian polygraphic services market is spent. There are given economic information of the branch during the last years. The short analysis of a current situation is carried out. Questions of tax and customs rates on imported ready polygraphic production, and also on melovan papers are considered. Conclusions and offers on a conclusion of branch from crisis are given.

Текст научной работы на тему «Способы повышения инвестиционной привлекательности российского рынка полиграфии»

С. В. МОЛДОВАН

Сергей Валерьевич Молдован — аспирант кафедры международных экономических отношений.

В 2006 г. закончил СПбГУЭФ.

Автор 1 публикации.

Область научной специализации — инвестиционная и инновационная деятельность.

^ ^ ^

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО РЫНКА ПОЛИГРАФИИ*

Полиграфия в России — один из самых привлекательных секторов для потенциальных инвесторов как отечественных, так и западных. Отдельный и наиболее динамично развивающийся сектор полиграфического рынка — печать рекламной продукции (различных буклетов, этикеток, плакатов, афиш). Но оценить его обороты сегодня можно лишь приблизительно, так как значительная часть этого рынка относится к теневому бизнесу.

Печатные СМИ по-прежнему остаются основным средством коммуникации: по данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, из 72 тыс. зарегистрированных в стране СМИ порядка 60 тыс. представляют печатную прессу. А общий тираж, например, газет в стране в 2006 г. составил 8 млрд экз., т. е. более 60 экз. в год на человека! Всего же у нас потребляется различной печатной продукции на сумму более 4,7 млрд долл. США. Большая часть этого объема — 2,7 млрд долл. США — высококачественная продукция, мелованная бумага для производства, которая исторически импортируется.

По данным Минпечати, в 2007 г. полиграфией в России занимались от 4,7 до 5,9 тыс. предприятий, в том числе более 1,2 тыс. государственных учреждений, из них 64 — федерального значения, 500-600 ведомственных типографий и 3,2-4,2 тыс. частных компаний [1].

В российскую полиграфию только за последние восемь лет было вложено более $3,4 млрд прямых частных инвестиций. С 2003 по 2006 г. было введено 18 новых газетно-журнальных предприятий. Вступили в строй несколько сверхсовременных предприятий в сфере производства газет, журналов и упаковки, сотни действующих типографий подверглись комплексной модернизации. В то же время необходимо обратить внимание на то, что инвестиции осуществляли те участники рынка, для которых наличие полиграфических мощностей требуется для реализации собственных проектов. К сожалению, эта отрасль абсолютно импортозависима и в настоящий момент непривлекательна для финансовых институтов. Осуществленные инвестиции произведены не столько благодаря, сколько вопреки существующей ситуации. Стремительное развитие высококачественной печати в России, которое мы можем наблюдать в последние годы, произошло благодаря одному мощному фактору, который помог преодолеть стоящие на пути барьеры, — рекламному рынку. Быстрый рост рынка рекламы в прессе, отсутствие ограничений для иностранных компаний на владение российскими печатными СМИ, выход международных изданий на российский рынок обеспечили активное развитие рынка периодических изданий и печатной рекламы. Благодаря этим факторам произошло повышение спроса на качественную печать.

Но на сегодняшний день для развития высококачественной полиграфии недостаточно одних «рекламных денег». Необходимы кардинальные изменения, которые сделают отрасль интересной для серьезных инвестиций со стороны финансовых институтов. Сейчас же картина такова, что иностранные поставщики, работающие на российском рынке полиграфических услуг, имеют серьезные конкурентные преимущества перед отечественными типографиями, поскольку они могут предложить более низкие цены (примерно 15-20 %). И все это отнюдь не благодаря техническому или технологическому превосходству. Современные российские типографии обеспечивают качество не хуже, чем полиграфисты Финляндии. Главная причина фактических преференций в пользу иностранных типографий и выталкивания за рубеж отечественных издателей и профильных инвесторов — российская налоговая система. Составляющие «преференций» таковы: во-первых, таможенные пошлины на ввоз мелованной бумаги, а во-вторых, льготная ставка НДС (10 %) на ввоз полиграфической продукции нерекламного характера.

ГРНТИ 06.01.05 © С. В. Молдован, 2009

Статья публикуется по рекомендации доктора экономических наук, профессора А. И. Евдокимова.

С таможенными пошлинами ситуация следующая: на чистую бумагу начисляется пошлина в размере 15 %, а на готовую продукцию — почти ничего. Более 50 % от всего объема печатной продукции приходится на периодические журналы, которые ввозятся беспошлинно; картонная упаковка, составляющая около 25 % этой продукции, облагается пошлиной в 10 %; на рынок этикетки приходится 14,5 % и он облагается пошлиной в 5 %; и только 20 % рынка составляет рекламная печатная продукция, облагающаяся пошлиной в 15 %, как и бумага.

Парадоксальная ситуация: бумага, сырьевой товар для производства высококачественной печатной продукции с высокой добавленной стоимостью, приравнивается в нашей стране к готовой продукции рекламного характера и облагается равной пошлиной, в то время как именно эта продукция способствует развитию полиграфии и формирует налоги соседних государств!

Усугубляет ситуацию существование льготной ставки НДС. Дело в том, что согласно НК РФ типографские работы подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 18 %. При этом если печатать тираж за границей и ввозить на территорию РФ уже готовые печатные издания, то на таможне с вас возьмут НДС только в размере 10 %, т. е. издательство реально экономит сразу 8 % от стоимости полиграфических услуг. Правда, льготная ставка НДС не распространяется на печатные издания рекламного и эротического характера.

Ситуация тем более становится критической в условиях современного глобального экономического кризиса. С учетом серьезной девальвации российского рубля, расходы отечественных типографий на бумагу, которая является основным сырьем для полиграфистов, заметно выросли. Этот фактор нанес серьезный удар по конкурентоспособности российских типографий.

Естественно, такое положение дел не только не улучшает инвестиционный климат в отрасли, но, напротив, поощряет инвесторов вкладывать средства в строительство и развитие зарубежных полиграфических предприятий, обслуживающих российский рынок. По темпам роста рынок прессы России в настоящее время уступает только аналогичному рынку Китая. Однако весь ежегодный прирост рынка журналов (более 20 %) уходит на печать за рубеж — в Украину, Прибалтику, Словению, Польшу, Финляндию, а с недавнего времени и в Китай. Вдоль границ с Россией, за рубежом, появляются типографии, являющиеся свидетельством этой «протекционистской» политики. В целом 60 % высококачественной полиграфической продукции, потребляемой российским рынком, было отпечатано на зарубежных типографиях. Всего же в 2006 г. в Россию было ввезено полиграфической продукции, отпечатанной на мелованной бумаге и картоне, на сумму более 1 млрд долл., в то время как самой мелованной бумаги и картона — примерно на 630 млн долл. [2]

Мелованная бумага никогда не производилась и не производится в России. Протекционистские пошлины на многие сырьевые продукты, в том числе и на бумагу, были введены Правительством в 1995 г. для стимулирования внутрироссийского производства. За 12 лет многое изменилось, но производства мелованной бумаги в стране так и не возникло. Зато сразу за введением пошлин последовал отток полиграфических заказов за рубеж в объеме 500-700 млн долл. ежегодно. Простая арифметика показывает, что за эти годы за границами нашей родины осталось минимум 7 млрд долл.

Причина, по которой не происходит развития производства мелованной бумаги в России, предельно проста — нерентабельность создания линий мелования в существующих условиях. Ситуация такова, что емкости внутреннего рынка недостаточно для организации подобного производства. Потребление мелованной бумаги внутри России не превышает 350 тыс. т в год при средней производительности одной современной бумагоделательной машины в 400-700 тыс. т. Перспективы для экспорта отсутствуют в связи с кризисом перепроизводства в Европе.

Чтобы не допустить системного кризиса издательско-полиграфической отрасли, в декабре 2006 г. Межрегиональной ассоциацией полиграфистов при поддержке Министерства культуры РФ и Федерального агентства по печати РФ была подана заявка в Комиссию по таможенно-тарифному регулированию и защитным мерам во внешней торговле, базирующуюся в Минэкономразвития РФ. Заявка содержит экономическое обоснование целесообразности снижения ввозных таможенных пошлин. Расчеты показывают, что при снижении таможенных пошлин на бумагу до 5 %, а затем при их обнулении, полиграфия увеличит налоговый доход бюджета больше, чем через поступления пошлин. В первый год после изменений бюджет потеряет доход от пошлин в размере 25,8 млн долл., но получит налоговых платежей больше на 51,4 млн долл. И далее доход в государственный бюджет будет увеличиваться ежегодно [3].

Общее мнение экспертов издательско-полиграфического рынка можно выразить следующим образом. Для развития такого направления глубокой переработки леса, как бумажное производство, необходимо значительное увеличение внутреннего потребления бумаги. Что невозможно, если не лишить зарубежных полиграфистов действующих в их пользу преференций и не дать возможности отечественным типографиям на равных конкурировать на российском рынке высококачественной печати.

По мнению автора, для этого необходимо:

— Отменить пошлины на ввоз мелованных сортов бумаг (товарная группа 48.10) как минимум до ввода в строй отечественных производственных мощностей по производству мелованной бумаги необходимой номенклатуры.

— Установить единую сквозную ставку НДС на все виды печатной продукции.

Кроме того, большинство экспертов считают необходимым включение предлагаемых мер по формированию внутреннего рынка потребления мелованной бумаги в государственную программу по развитию лесопромышленного комплекса РФ [4].

И издатели, и полиграфисты убеждены, что открытие границы для импорта бумаг за короткое время создаст в России устойчивый рынок полиграфических услуг, который в перспективе обеспечит потребление бумаг. И именно фактический рынок сбыта, а не искусственный барьер в виде пошлины сделает страну реально привлекательной для инвестирования в современное производство высококачественных бумаг на собственной территории. По такому сценарию развивается и Китай: сначала возник рынок полиграфических услуг, который прирастает на 30 % ежегодно, а вслед за ним развивается и бумажное производство. Как изменится отечественный полиграфический рынок, если таможенная политика все же будет реформирована, можно проследить и на примере Украины. В течение последних трех лет из-за снятия таможенных пошлин на мелованную бумагу

на Украине наблюдается бурное развитие полиграфии. Украинские печатники с удовольствием выполняют не только местные заказы, но и заказы из России.

По мнению многих участников и экспертов полиграфической индустрии, само существование нынешних пошлин противоестественно, и все сходятся во мнении, что отмена пошлин — лишь вопрос времени. В качестве заключительных доводов снятия пошлин на ввоз мелованной бумаги и введения единой сквозной ставки НДС на все виды печатной продукции могут служить слова руководителя ФАПМК Михаила Сеславинского газете «Новости полиграфии», из интервью, данного им еще в 2006 г.: «По расчетам экспертов изменение таможенных пошлин в 2006 г. на ввоз в РФ мелованных сортов бумаги и картона позволит к 2010 г. достичь следующих результатов:

1. Полностью обеспечить потребности внутреннего рынка и нарастить экспорт высококачественной полиграфической продукции.

2. Увеличить поступления в бюджеты и фонды различных уровней на 5,4 млн долл. с дальнейшим прогрессивным ростом доходности бюджета (а при полном учете налогов эффект будет еще выше). Кроме того, в натуральном соотношении бюджетные потери быстро компенсируются за счет роста рынка.

3. Предоставить рабочие места для 65 тыс. человек» [5].

Как представляется, сегодня, в условиях мирового финансового и экономического кризиса, меры по спасению российского рынка полиграфии должны быть приняты незамедлительно. Девальвация рубля, к сожалению, еще сильнее повернула издательства к тому, чтобы печататься за рубежом. В данных условиях необходимо как можно скорее принять все меры для спасения полиграфической отрасли в стране. Отказ от отмены или снижения ввозных таможенных ставок на мелованную бумагу может привести только к усугублению ситуации, еще большему кризису в отрасли и, как итог, к серьезным сокращениям в ней персонала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития. Доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. 2008 год. URL: http://www.fapmc.ru

2. Российский рынок периодической печати за 2007 год. Состояние, тенденции и перспективы развития. Доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Май, 2007. URL: http://www.fapmc.ru

3. Цена пятнадцати процентов // Курьер печати. 2007. № 8.

4. Законодательные инициативы в полиграфии // Курьер печати. 2007. № 27-28.

5. Интервью с руководителем ФАПМК Михаилом Сеславинским // Новости полиграфии. 2006. № 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.