Научная статья на тему 'Российский рынок периодической печати: состояние, тенденции и перспективы развития, 2009 год'

Российский рынок периодической печати: состояние, тенденции и перспективы развития, 2009 год Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

В статье публикуются материалы доклада Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям о состоянии и развитии рынка периодической печати в Российской Федерации в 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российский рынок периодической печати: состояние, тенденции и перспективы развития, 2009 год»

2 (134) -2010

новости

РОССИЙСКИЙ РЫНОК ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ: СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ, 2009 ГОД***

Полиграфические услуги и бумага

Состояние российской полиграфической базы в настоящее время оценивается неоднозначно. С одной стороны, есть явный прогресс — по всей стране строятся современные типографии и модернизируются старые, внедряются новые технологии, активно расширяется ассортимент полиграфических услуг, а с другой — около половины парка действующего полиграфического оборудования было смонтировано еще в 1970— 1980-е гг. прошлого века. Соответственно на таких предприятиях качество полиграфических услуг не отвечает современным требованиям — особенно в производстве книг в твердом переплете и печати муниципальной прессы.

Полиграфическая отрасль России насчитывает 7 353 полиграфических предприятия различной производственной мощности и специализации, на которых заняты 207тыс. работающих. Из них 2 255 предприятий приходится на сектор цифровой печати, где сегодня заняты 27,3 тыс. человек. Еще 113тыс. человек заняты на 7 050 малых предприятиях, выполняющих в основном небольшие заказы. При этом полиграфия в постсоветское время «потеряла» самостоятельный статус в государственной статистике и отнесена к виду деятельности совместно с издательствами, производством аудиовизуальных средств и целлюлозно-бумажной промышленностью. По мнению участников рынка, отсутствие отдельной отраслевой статистики оказывает негативное воздействие на развитие выше-

* Доклад составлен Управлением периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

" Продолжение. Начало см. в журнале «Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии» № 8 (128) — № 12 (132) —2009,

№ 1 (133) -2010.

названных отраслей, лишая их четких показателей, способствующих более качественной выработке управленческих решений.

Структура российского рынка полиграфических работ в 2008 г. характеризуется следующими показателями (% продаж от общего объема): продукция производственно-технического назначения — 49; журналы — 19; газеты — 14; книги — 13; прочая — 5 %.

По данным Московского полиграфического союза, объем рынка полиграфических услуг России в 2008 г. составил 7,5 млрд долл., что на 9 % больше уровня 2007 г. Эта тенденция прямо связана с продолжавшимся в 2008 г. ростом рекламного рынка, но будущее российской полиграфии аналитики оценивают осторожно. Падение рекламных доходов печатных СМИ уже повлекло за собой сокращение объемов печати газет и журналов, особенно рекламного характера, а значит, и объемов полиграфических работ. По предварительным данным, загрузка газетно-журнальных типографий в январе 2009 года упала на 35—50 % в зависимости от профиля. Сокращаются и объемы выпуска книжной продукции. К этому надо добавить падение спроса на этикетки и упаковку. Кроме того, многие полиграфические предприятия оказались сегодня в сложной ситуации из-за взятых ранее кредитов на расширение или обновление парка оборудования. Повсеместно практикуется сокращение сменности и длительности рабочей недели. Нередки случаи закрытия отдельных типографий, особенно тех, основной продукцией которых являлось обслуживание рекламного сегмента.

Сегодня рынок полиграфических услуг России в основном сформировался и достаточно насыщен. Он направлен на удовлетворение услуг общефедеральных, межрегиональных и региональных заказчиков. Отдельные полиграфические

предприятия одновременно присутствуют во всех трех сегментах рынка, но для подавляющего большинства предприятий характерна ограниченная сфера деятельности.

При этом одна типография в России приходится на 19,6тыс. жителей, тогда как в США — на 5тыс., а в Германии — на 6,2тыс. Отстает Россия от западноевропейских стран и США и по потреблению бумаги надушу населения: чуть более 50кг против 250—300 кг.

По расчетам Содружества бумажных оптовиков (СБО), потребление печатной продукции на мелованной бумаге и картоне в России за 10 мес. 2008г. составило 4,897 млрд долл., 2,1 млрд долл. (41 %) из которых приходится на импорт. Причем импорт издательской продукции за это время вырос на 145% (252,5тыс. т на сумму 1,055 млрд долл., против 150,4тыс. т. на сумму 762,3 млндолл. в 2007 г). Это было обусловлено тем, что при существовавшем на тот период курсе национальных валют, существующих пошлинах на ввоз бумаги, 18 %-ный НДС на все виды полиграфических услуг и более четко ориентированной на клиента политике зарубежных типографий печать в России для многих издателей была менее привлекательна. С падением курса рубля по отношению к доллару и евро российские издатели вынуждены переходить на отечественную базу. Но и сегодня еще получается, что российская полиграфия пока в состоянии удовлетворить потребности внутреннего рынка в качественной печатной продукции на мелованной бумаге только наполовину.

Вопрос о необходимости снятия таможенных пошлин на ввозимую в страну мелованную бумагу не нов. Он подробно освещался в ежегодных докладах Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям о состоянии и тенденциях развития российского рынка прессы в 2006 и 2007 гг. и регулярно поднимался в органах государственной власти на всех возможных уровнях.

Пошлина на мелованную бумагу, импортируемую в РФ, начисляется в размере 15%, хотя на готовую продукцию, произведенную на этой бумаге, она варьируется и зависит от вида выполненной продукции. Беспошлинно (таможенный сбор составляет 0,15% от заявленной стоимости) ввозится печатная продукция нерекламного и неэротического характера, ввозимая в РФ согласно международному соглашению «О ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера» (Флорентийское соглашение, к которому Россия присоединилась в 1995 году) — это 42% объема импорта печатной продукции на мелованной бумаге. 23,5% импорта падает на картонную

упаковку, облагаемую пошлиной в 10 %.; 14,5 % импорта — на этикетки, облагаемые пошлиной в 5 %, и только 20 % импорта — на рекламную печатную продукцию, облагаемую 15 %-ной пошлиной, такой же, как и бумага. При этом высококачественная мелованная бумага, пригодная для печати качественной печатной продукции, в России никогда не производилась и в настоящее время не производится. Импорт мелованной бумаги по итогам 2007 г. составил 650тыс. т на сумму 498 млн долл., за 10 мес. 2008г. — бЗОтыс. т на сумму 570 млн долл., а по году составил не менее 750 тыс. т.

Единственный способ стимулировать развитие полиграфии и производства мелованной бумаги в России — наращивание собственного полиграфического рынка путем выравнивания конкурентного поля для отечественных и иностранных полиграфических предприятий, прежде всего через отмену пошлин на бумагу. Расчеты показывают, что в таком случае рост полиграфического производства быстро увеличит налоговые доходы федерального бюджета на сумму, большую, чем дают ему нынешние пошлины. Далее доход федерального бюджета будет только увеличиваться. Одним словом, альтернативы выравниванию конкурентных позиций российской и зарубежной полиграфической базы (путем снятия таможенных пошлин на ввоз мелованных сортов бумаги, а также расходных полиграфических материалов) на сегодняшний день нет.

По итогам состоявшейся 16.09.2008 встречи с членами Национального координационного совета прессы (включает 15 общероссийских общественных организаций издателей и распространителей прессы, полиграфистов, бумажников и рекламщи-ков) министр связи и массовых коммуникаций РФ И. О. Щеголев обратился к Председателю Правительства РФ В. В. Путину с предложением ускорить решение данной проблемы. В ответе Председателю Правительства РФ В. В. Путину заместителя Председателя Правительства РФ — министра финансов РФ А. Л. Кудрина по этому вопросу (поручение Правительства РФ от 30.09.2008 № ВП-П39-5913) отмена таможенных пошлин на мелованные сорта бумаги и картона, не производимые в стране, получила принципиальную поддержку Минфина и Минэкономразвития России. В то же время неконструктивную позицию долгие годы занимал Минпромторговли России.

И все же надежда на положительное решение этого вопроса Комиссией Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике есть. Правда, даже в случае его принятия само по себе оно моментального эффекта не даст, хотя сделает российскую полиграфию

гораздо более привлекательной для инвестиций и вернет в страну существенную часть полиграфических заказов российских издателей.

Эксперты рынка считают, что успех в данном случае для российской полиграфии во многом будет зависеть от способности самих полиграфистов воспользоваться ситуацией должным образом. А именно: предпринять исчерпывающие меры к сокращению издержек при производстве, повышению качества работы и сервисного обслуживания заказчиков.

В полиграфическом производстве, как и в любом другом, для всех заказчиков определяющим фактором при выборе своих поставщиков является соотношение «цена—качество—срокисполнения», поэтому, оценивая потенциал типографии, издатели, как правило, всегда обращают внимание на следующие параметры:

— возможности машинного парка и программного обеспечения (состояние оборудования, наличие дублирования машин, поставок электроэнергии ит. п.);

— организация работы, в том числе степень загруженности и план развития типографии, контракты с поставщиками и смежниками, наличие складов бумаги и готовой продукции, предоставление услуг экспедирования, сортировки и выдачи тиража;

— опыт и технология работы с цветной печатью, качество материалов (краски, пластины и т. п.), график и характер профилактических работ, климат в цехе;

— длительность взаимоотношений с заказчиками, четкость и оперативность оформления документации, гибкость в решении возникающих вопросов (возможность работы с разными форматами, изменения тиража и объема в минимальный до начала печати срок, потенциал послепечатных работ — вложения, приклейки, нестандартные упаковки и т. п.) без изменения сроков производства;

— предоставление дополнительных услуг (доставка тиража, выезд менеджера и т. п.).

Российская полиграфия сегодня остро нуждается в техническом и технологическом обновлении. Стратегии развития полиграфических предприятий на долгосрочную перспективу (пять—десять лет) основаны на их производственном перевооружении, но износ оборудования очень многих газетных и книжных типографий уже сегодня составляет до 70%, притом что в модернизацию ныне инвестируют преимущественно крупные игроки полиграфической отрасли.

Например, ЗАО «МедиаЗ», управляющая компания медиаактивами группы «ПромСвязь-Капитал» (владелец крупнейших московских

полиграфических комплексов «Медиа-Пресса» и «Экстра М»), объявило о вводе в эксплуатацию двух новых газетных машин «Геоман» в типографии «Экстра М» и продолжает переговоры о приобретении крупной московской журнальной типографии «Алмаз-Пресс». Издательский дом «Московский комсомолец» в начале 2008 г. вышел на рынок полиграфии, приступив к реорганизации типографии на базе ГУП ИПК «Московская правда», из активов которого еще в конце 2007 г. было создано ОАО «Московская газетная типография» (учредители — правительство Москвы и ЗАО «Редакция газеты «Московский комсомолец»), В июне 2008 г. ОАО «МГТ» заключило контракт на поставку полиграфической машины фирмы 0088 (Универсал и Унилайнер) с комплектом экспедиционного оборудования 8НиЯ.

Норвежская компания «А-ргезвеп» в 2008 г. анонсировала строительство очередной типографии в Краснодаре стоимостью 8 млн евро (это уже седьмой по счету крупный проект «А-ргезвеп» в России). Аналогичные полиграфические комплексы компании под брендом «Прайм Принт» уже работают в Екатеринбурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Воронеже и Челябинске. Особняком по своим техническим возможностям в медиаконцерне стоит подмосковная типография в г. Долгопрудном «Прайм Принт Москва», 100%-ным владельцем которой «А-ргезвеп» является после приобретения 35 % акций у «Проф-Медиа» осенью 2008 г.

Не первый год аналогичную программу в регионах России реализует ИД «Комсомольская правда». На сегодня «КП» принадлежит 8 действующих типографий. Первая типография ИД была запущена в 2004 г. в Иркутске, в 2007 г. — в Казани и Волгограде. В декабре 2008 г. была закрыта сделка о приобретении ИД «КП» четырех газетных типографий в Саратове, Перми, Самаре и Красноярске. 12.03.2008 была запущена типография в г. Кемерово.

В 2008 году завершилась комплексная модернизация Первого полиграфического комбината. В сентябре 2008 г. комбинат ввел в работу две ролевые печатные машины ПШотап IV и Яо1;отап 65, тем самым выведя комбинат на проектную мощность. В настоящее время предприятие оснащено самым современным печатным и послепечатным оборудованием. Все единицы техники продублированы. Имеется возможность печати тиражей объемом до нескольких миллионов экземпляров на газетных, мелованных и суперкаландрированных бумагах.

Постоянно инвестирует в развитие ПК «Пушкинская площадь». Реализация третьей очереди типографии началась в 2007 г. А к концу 2008 г. в ее

рамках построен склад высотного хранения (площадь — 6тыс. м2). Приняты в эксплуатацию: новая листовая печатная машина Heidelberg XL 105-5, две новые брошюровальные машины, атакже резальный и фальцевальный аппараты.

В апреле 2007 г. в санкт-петербургской типографии «МДМ-печать» была запущена в работу новая печатная машина Lithoman IV. Размер инвестиций в новое оборудование составил около 12 млн долл., а производственные площади были увеличены на 1 ООО м2. МДМ-печать является единственной в России журнальной типографией со 100%-ным иностранным капиталом. В 2004г. компанию приобрела группа исландских инвесторов во главе с Магнусом Торнстейнсоном. Сумма первоначальных инвестиций составила порядка 30 млн долл. До приобретения Lithoman IV типография была оснащена двумя 32-полосными ролевыми машинами Polyman и Rotoman.

В 2005—2008 гг. среднее число красок на листе увеличилось с 1,67 до 1,82 единицы, а в газетной периодике уровень красочности достиг значения 1,8. В начале 2008г. многокрасочная печать присутствовала на полосах 20 % общероссийских газет, 40 % — рекламно-информационных, 23 % — специализированных и 100% — досуговых региональных изданий. Тенденция к производству качественной периодики нашла отражение и в расширении использования для печати газет легкомелованных сортов бумаги, обеспечивающих «глянцевое» воспроизведение рекламных сюжетов (наиболее востребованный рекламодателями тип публикаций). Именно это требование рынка и привело к тому, что в таких городах, как Батайск и Краснодар установлены газетные машины с ультрафиолетовой сушкой бумажного полотна, а в г. Реж (Свердловская область) осуществлен монтаж газовой сушки на газетной машине. Рост объема газет в среднем до 16 полос формата A3 и почти двукратное увеличение цветности потребовали от полиграфистов повсеместного коренного изменения парка газетного печатного оборудования. Об этом свидетельствуют поставки ротационных машин цветной печати в типографии Магнитогорска, Оренбурга, Заринска, Златоуста, Ачинска, Березовского, Нефтекамска и ряда других относительно небольших городов и региональных центров. В 2006—2008 гг. в России были установлены 34 печатные машины фирмы «Мануграф» (Индия) — лидера по инсталляциям газетных машин одинарного объема и одинарной ширины печатного цилиндра — машин, наиболее востребованных в региональных типографиях.

До сегодняшнего дня производство книг в России осуществлялось на старом оборудовании в ти-

пографиях, которые еще с советских времен специализировались на данной продукции. Обновление парка переплетно-брошюровочного производства сводилось в основном к «латанию дыр», притом что печатный парк в этих типографиях постоянно совершенствовался. Низкое качество переплетных работ вынуждало отечественных издателей искать полиграфическую базу за рубежом.

Обновление российской полиграфии во многом стало возможным благодаря развитию рынка лизинга полиграфического оборудования в стране, темпы роста которого в последние годы составляли до 50 % в год, особенно в части дорогостоящих машин. Если в 2001 г. продажи полиграфического оборудования по лизингу оценивались в 30 млн долл., то в 2008 г. они превысили 250 млн долл. Именно лизинговые схемы сделали возможным решение проблем технического переоснащения средних и мелких частных типографий страны.

Десять лет назад спросом в региональных типографиях пользовались недорогие печатные машины с невысокой производительностью. Сегодня ситуация изменилась коренным образом. Региональные типографии стали покупать дорогие машины с расширенными функциональными и техническими возможностями. Причина в том, что определяющей тенденцией развития российского рынка прессы и полиграфических услуг в последние годы стало быстрое увеличение красочности печати, рост объема изданий. Перед полиграфистами встала задача выпускать газеты повышенного объема и максимальной красочности в кратчайшие сроки. В связи с этим возникла необходимость в машинах высокой автоматизации, позволяющих быстрый переход с тиража на тираж при минимальных затратах. Дооснащение оборудования и его замену на более совершенные модели произвели такие крупные региональные полиграфические предприятия, как «Советская Сибирь» (Новосибирск), «Дальпресс» (Владивосток), «Курьер» (Санкт-Петербург) и др., что обострило конкуренцию на полиграфическом рынке страны, равно как и на рынке лизинга оборудования для отрасли. При этом мировой финансово-экономический кризис обозначил проблему обеспечения лизинговых платежей, так как докризисные бизнес-планы затрещали по всем швам. Многие переговоры о приобретении оборудования были приостановлены, а платежи по контрактам заморожены.

Средняя стоимость лизинговой сделки на поставки полиграфического оборудования в регионы за два года выросла до нескольких десятков милли -оноврублей. Всего, поданным Межрегиональной ассоциации полиграфистов (МАП), в 2007—2008 гг.

в российскую полиграфию было вложено 2 млрд долл. (с 2000 г. — 4,4 млрд долл.), 1,6 млрд долл. из которых в 2007 г. и 400 млн долл. — в 2008 г. Но развитие осуществлялось в основном на кредитные средства, по которым ныне установлены значительно более высокие проценты. В условиях наблюдающегося сокращения заказов и падения доходности полиграфического производства делать это сейчас стало очень непросто.

В настоящее время осуществляется масштабное реформирование федерального сектора полиграфии. Концепция реформирования исходит из необходимости повышения его конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности, что, несомненно, позитивно скажется на состоянии отрасли в целом. Несмотря на свою малочисленность (всего 57 предприятий), этот сектор в главных сегментах рынка полиграфических услуг страны остается системообразующим, поскольку на него приходится 57 % печати газет и 85 % печати книжной продукции, в том числе 80 % печати учебников.

Первый этап реформирования — акционирование полиграфических предприятий, подведомственных Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям — завершился в конце 2007г. (хотя планировался на 2005г.). Все предприятия, ранее имевшие статус ФГУП, стали открытыми акционерными обществами со 100%-ным государственным участием. Из них 100% акций трех предприятий были проданы другим собственникам, а еще четыре предприятия по разным причинам прекратили свою деятельность. После этого начался переход к институциональным преобразованиям. В частности, совместная рабочая группа Роспечати и Росимущества подготовила в 2007 г. предложения по дальнейшему реформированию федеральных полиграфических и издательских организаций, одобренные Правительством РФ. И в конце 2008 г. полиграфические предприятия федерального сектора вступили в завершающую фазу реформирования. Наиболее целесообразным было признано формирование интегрированных структур путем передачи полномочий единоличных исполнительных органов определенной группы вновь образованных акционерных обществ управляющей компании, в том числе создание на базе существующих федеральных полиграфических предприятий четырех интегрированных групп акционерных обществ:

1) группы газетно-журнальныхпредприятий, сформированной по предметно-географическому принципу из 26 предприятий, входивших до 1991 г. в систему децентрализованной партийной печати

Управления делами ЦК КПСС. Она существовала как единое производственное объединение, специализирующееся на выпуске и экспедировании периодической печати на территории всего СССР;

2) группы издательско-образовательных предприятий, создаваемой по предметному принципу из 5 полиграфических предприятий (в Смоленске, Саратове, Твери и Туле), а также государственных издательств «Просвещение» и «Высшая школа»;

3) группы книжно-журнальных предприятий «Центр», формируемой по предметно-географическому принципу на базе полиграфических предприятий Москвы и Московской области;

4) группы книжно-журнальных предприятий «Северо-Запад», формируемой по идентичному принципу на базе 4 полиграфических предприятий Санкт-Петербурга.

В целях завершения реорганизации органов управления федеральными издательско-полиграфи-ческими комплексами газетно-журнальной группы (всего 26 ИПК) и центральной группы книжно-жур-напьных предприятий (6 типографий) было принято решение о создании корпоративных управляющих компаний с внесением соответствующих изменений в уставы ОАО со 100%-ным государственным участием, вошедших в них. На основании этого полномочия единоличного исполнительного органа по договору переданы от каждого предприятия соответствующей управляющей компании. В январе 2009 г. создание корпоративных управляющих компаний было оформлено юридически.

В случае с газетно-журнальными предприятиями управляющей компанией стало ЗАО «Концерн «Российская газета», а для книжных предприятий — ОАО «Первая Образцовая типография». После отработки документов, необходимых для осуществления деятельности предприятий в новом статусе, ожидаются такие же решения по двум оставшимся интегрированным структурам.

Реформирование федерального сектора полиграфических предприятий осуществляется в целях создания до 2010 г. современной отечественной полиграфической базы, контролируемой государством. Управляющие компании должны запустить процесс технического перевооружения названных предприятий, выйти на запланированные объемы производства печатной продукции и тем самым обеспечить экономически обоснованное сохранение профильного вида деятельности. Расчет строится на том, что реализация указанных структурных преобразований позволит создать новых крупных конкурентоспособных игроков на рынке полиграфических услуг страны, привлекательных для потенциальных инвесторов и заказчиков. Решение

этой амбициозной задачи натолкнулось, правда, на бюрократические проволочки и осуществляется в период жесткого кризиса.

Планом институциональных изменений пока еще предусмотрено привлечение в текущем году инвестиций на закупку современного полиграфического оборудования в сумме 1 388 млн руб. для предприятий газетно-журнальной группы, 825 млн руб. — для предприятий издательско-образователь-ной группы и более 2 млрд руб. — для предприятий двух книжно-журнальных групп.

В случае выполнения запланированных объемов инвестиций выручка группы газетно-жур-нальных предприятий за 2009 г. составит 6 781,7 млн руб., а чистая прибыль — 300 млн руб. Совокупная

выручка типографий двух книжно-журнальных групп — 1 614,3 млн руб., в том числе 89 млн руб. чистой прибыли в Центральном регионе и 56 млн руб. в Северо-Западном регионе. При этом будут ликвидированы убыточные производства, а высвобожденные активы реализованы в целях модернизации действующих производств.

В издательско-образовательной группе предстоит создать современную полиграфическую базу для печати учебной и образовательной литературы, что позволит перейти на новые стандарты ее цветности и долговечности. Планировавшийся рост выручки полиграфических предприятий группы в 2009 г. — около 15 % при росте чистой прибыли до 119,2млн руб.

(Окончание следует)

XXX

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.