УДК 33.338.012
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ПОЛИГРАФИЧЕСКИХ УСЛУГ В РОССИИ
© 2017
Жаворонкова Ольга Ростиславовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент устойчивого развития» Цепкова Ярославна Сергеевна, магистр
Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского (295048, Россия, Симферополь, улица Сизаса, дом 8, e-mail: [email protected])
Аннотация. Статья посвящена выявлению актуальным проблемам рынка полиграфической продукции и услуг. В процессе исследования определены важную роль издательско-полиграфических предприятий в информационном обеспечении общества и развитии инновационной экономики. Проанализировано современное состояние, субъектов хозяйствования отрасли: моральный и физический износ оборудования, нехватка квалифицированных кадров, изменение цен на расходные материалы, нестабильность в деятельности основных заказчиков. Разработана система взаимосвязей и взаимоотношений на рынке полиграфических услуг. Определены проблемы между издательствами и полиграфическими предприятиями. Показано влияние современных цифровых технологий на развитие полиграфической отрасли. Показана структура полиграфического рынка по видам продукции в Российской Федерации. Обосновано влияние рекламной индустрии на количество заказов полиграфических предприятий. Представлено соотношение цифровых и аналоговых технологий в различных сферах полиграфии, обоснованы причины сложившегося соотношения. Обосновано коммерциализация полиграфической промышленности и снижение социальной роли полиграфических предприятий. Выявлены основные проблемы, препятствующие развитию отрасли. Обозначены дальнейшие направления развития издательств и полиграфических предприятий с учетом специфики отрасли. Обозначена роль государства в разрешении проблем полиграфической отрасли. Намечены перспективы стабилизации и развития рынка полиграфических услуг в России.
Ключевые слова: полиграфическая продукция, полиграфическое предприятие, рынок, развитие, цифровая печать, проблемы, перспективы, издательство, стандартизация, цена, квалифицированные кадры, технология, рентабельность.
CURRENT STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE MARKET OF POLYGRAPHIC SERVICES IN RUSSIA
© 2017
Zhavoronkova Olga Rostislavovna, candidate of economical science, associate professor ofthe chair «Management of sustainable development» Tcepkova Yaroslavna Sergeevna, master Crimean Federal University of V. I. Vernadsky (295048, Russia, Simferopol, Sizasa st., 8, e-mail: [email protected])
Abstract. The article is devoted to identifying the actual problems of the printing products market and services. The study identified the important role of publishing and printing companies in the information provision of society and the development of an innovative economy. We analysed the current state, economic entities of industry: the moral and physical deterioration of the equipment, lack of qualified personnel, changes in prices of consumables, instability in the activities of major customers. A system of interactions and relationships in the market of printing services was developed. Problems between the publishers and printing enterprises were identified. The influence of modern digital technology on the development of the printing industry was shown. The structure of the graphic arts market by type of product in the Russian Federation was reported. The article gives analysis of the influence of the advertising industry in the number of orders printing companies. It presents by the ratio of digital and analog technologies in various fields of printing and it justifies reasons for this ratio. Much attention is given to commercialization of the printing industry and the decline in the social role of printing companies and to the main problems hindering the development of the industry. Further the author reports directions of development of publishing and printing companies, taking into account the specifics of the industry. It denotes the state's role in solving problems of the printing industry. Prospects for the stabilization and development of the market of printing services in Russia are reported.
Keywords: printing products, printing company, the market, the development of digital printing, problems, perspectives, publishing, standardization, price, skills, technology, profitability.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В условиях инновационного развития российской экономики одним из определяющих факторов реализации поставленных задач является информационное обеспечение общества, в котором принимают участие издательско-полиграфи-ческий комплекс.
Динамические изменения в рыночной среде Российской Федерации определяют ряд проблем препятствующих развитию полиграфических предприятий и полиграфической промышленности. Несмотря на то, что на протяжении последних десяти лет спрос на полиграфическую продукцию в целом растет, преимущественно такой рост обусловлен развитием рекламной индустрии, которая нашла свое применение во всех сферах жизни общества.
Стремительный рост рекламной активности предприятий и организаций обеспечили высокий спрос на полиграфическую продукцию. Рост числа рекламных заказов, закрепил за полиграфической промышленностью место одной из важнейших подсистем издательско-по-
лиграфической отрасли и соответственно в российской экономике.
Необходимость в сохранение полиграфической промышленности, ее развитии за счет изменения в структуре полиграфического рынка по видам продукции, в социализации полиграфической деятельности определили актуальность исследования.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Отдельным аспектам развития полиграфической отрасли посвящены научные труды Алексеева А. В. [1], Воронков Г. Н. [2]. Общие тенденции и перспективы развития полиграфической отрасли отражены в работах Воротягина И. А. [3], Данильченко А. В. [4], Зацепилин Ю. В. [5], Калинин П. А. [6], Козырь Н. С. [7], Кучин Е. В. [8], Моисеева В. Г. [9], Молдован С. В. [10], Матвеева Е. А. [11], Никольская Ю. П. [12], Паршина Л. Н. [13], Панова Н. А. [14], Стадникова Н. В. [15], Туркина М. Ю. [16],
Тютюнник А. А. [17], Щепкина Е. В. [18]._
Однако, учитывая важность области и динамичность изменений, актуальным является постоянный мониторинг и оценка результатов деятельности полиграфических предприятий и отрасли в целом.
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью статьи является анализ современного состояния полиграфической отрасли: выявление проблем и определение перспектив ее развития.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Одной из составных частей полиграфической промышленности является издательско-полиграфический комплекс. Наряду с телевидением, радиовещанием и средствами интернет, издательско-полиграфический комплекс представляет собой основу материального воплощения информационных потоков и предназначен для удовлетворения потребностей в печатной продукции. Данная отрасль полиграфической промышленности является социально значимой, уровень ее развития является своеобразным индикатором социально-экономического положения страны и, несмотря на небольшой удельный вес в формировании внутреннего валового продукта, чутко реагирует на экономическое развитие государства. Издательско-полиграфический комплекс включает в себя издательскую и полиграфическую области, а также производственную и социальную инфраструктуру. Деятельность полиграфических предприятий определяют отношения, сочетающие в себе производственно-хозяйственную деятельность юридических и физических лиц, занятых созданием, изготовлением и распространением печатной продукции.
Анализ основных составляющих полиграфической отрасли позволил сформировать систему взаимоотношений между всеми участниками (рисунок 1) [7].
работ, которая оказывает влияние на прибыль, рентабельность, и, в конечном счете, на конкурентоспособность, как предприятия, так и отрасли в целом» [4, с.18].
Заемные средстеа
ПриЕЛ еч
енные средства
Пр о извод ственная инфраструктура {обеспечивает производственно-техническое об с.туживание") Предприятия других отраслей, частные заказчики (потребители)
t i
Полиграфические предприятия Издательства
t 1 Книготорговые предприятия и организации
С оциальная инфра структур а (создает необходимые условия для воспроизводства рабочей силы и эффективного использования рудовых
Потребители
Рисунок 1 - Система взаимосвязей и взаимоотношений на рынке полиграфических услуг
Существенные изменения, связанные с более широким использованием цифровых платформ в сфере массовых коммуникаций, усиливает влияние на дальнейшую перспективу развития не только полиграфического производства, но и всей производственной инфраструктуры (производство оборудования и материалов, бумаги и картона для печати, организацию оптовой торговли и сервиса).
Современные условия на полиграфическом рынке характеризуются последовательным спадом объемов печатной продукции, увеличением количества убыточных типографий, изменением структуры рынка полиграфических услуг (рисунок 2) [7].
Рентабельность деятельности предприятий остается на низком уровне, в том числе доля прибыльных предприятий не превышает 38%, значительная часть предприятий находится в зоне нулевой рентабельности. В газетножурнальном секторе рынка полиграфических работ загруженность предприятий составляет 50-70%, конкуренция между предприятиями постоянно растет. В книжном производстве только 28% типографий имеют относительно стабильную экономику и способны осуществлять необходимое производство в ограниченных масштабах. «Важнейшим фактором, определяющим современное состояние полиграфического производства и его дальнейшее развитие, становится цена выполняемых
Рисунок 2 - Структура полиграфического рынка по видам продукции в Российской Федерации за 2016 год
Следовательно, можно сказать, что одной из основных проблем рынка полиграфических услуг является тенденция вытеснения печатных версий средств массовой информации и книг из многих традиционных ниш общественного потребления.
С развитием современных цифровых технологий происходит переход от печатной продукции к продукции на цифровых носителях. «Качественный скачок произошел в развитии техники и технологии. Многие компании, решая вопрос о выпуске конкурентоспособной по качеству продукции, стали обновлять свои полиграфические базы, внедрять новые технологии, применять иное программное обеспечение». Это позволило выпускать продукцию небольшим тиражом, сохраняя ценовую привлекательность.
«В итоге происходит разнонаправленное развитие бизнеса на рынке полиграфической продукции и услуг, а именно: так в полиграфии новый технологический уклад основывается на технических инновациях, таких как цифровая и нано печать, системы «web-to-print» и «print-on-demand», кросс-медийные процессы, а в сфере издательства и книгопечатания прогресс развития направлен на формирование мультимедийной системы передачи информации, а также процессом замещения печатной продукции новыми информационными продуктами» [20, с.19].
«В 2015 году удельный вес цифровой печати в объеме полиграфических услуг в стоимостном выражении составляет 13,9%, а в натуральном объеме производства - только 2,5%. Объем цифровой печати ежегодно увеличивается и по оценке экспертов к 2020 году составит 17,4% в стоимостном выражении и 3,4% в натуральном объеме печати» [19, с.26]
Неравномерно соотношение цифровых и аналоговых технологий в различных сферах полиграфии. Цифровая технология используется преимущественно в рекламной печати - 33% и коммерческой печати - 29%. Оформление упаковки и этикеток - 2%, издательская печать использует 6% цифровой технологии. Причина наиболее медленного развития цифровых технологий обусловлено высокой ценой оттиска. Цифровая печать является экономически выгодной только для малотиражных заказов.
Для большинства издательско-полиграфических предприятий свойственно снижение деловой активности и общей эффективности хозяйствования, ухудшение финансового состояния, сокращение предпринимательской деятельности, что, в общем, приводит к негативным последствиям в отрасли.
Кроме того, это требует переориентации целей и задач дальнейшей деятельности, поиска путей нового функционирования и обеспечения безубыточного производства.
Издательская деятельность полностью зависит от
рынка, является трудно предсказуемой и нестабильной. Это обстоятельство негативно влияет на партнеров - полиграфические предприятия, которые не могут оперативно реагировать на эти изменения. «Специфика технической базы полиграфических предприятий заключается в том, что она ориентирована на определенный характер издательской продукции и ее параметры: книжную, изобразительную, газетную продукцию, много- и малотиражную, много- и мало красочную и т.д. Поэтому конъюнктурные изменения в издательстве не всегда могут оперативно реализовать технические возможности полиграфических предприятий» [19, с. 109].
Следует отметить, что в России не налажено производство не только печатно-отделочного оборудования и машин, но и большинства полиграфических расходных материалов, а именно: печатных пластин, красок, клеев, лаков, пленок. В результате, развитие полиграфии продолжает зависеть от импорта. В структуре издательских расходов на выпуск продукции существенная доля принадлежит расходам на приобретение расходных материалов, среди которых существенные суммы затрат на приобретение бумаги. Стоимость бумаги ежегодно растет, что значительно увеличивает себестоимость полиграфической продукции. В связи с этим развитие полиграфической отрасли нуждается в поддержке и регулировании со стороны государства по решению существующих проблем и во внедрении системы мер по обеспечению стабильного функционирования. Кроме того, важным во взаимоотношениях между издательствами и полиграфическими предприятиями является ценовой фактор, что затрудняет их взаимоотношения.
В последние годы значительно повысился уровень качества полиграфического исполнения печатной продукции, разнообразнее стали конструкции изданий, что привело к росту цен на полиграфические работы и услуги, а это зачастую не устраивает издателей. Такая ситуация побуждает к поиску компромисса во взаимоотношениях и государственному урегулированию конфликта.
Формирования и установления окончательной цены должно отвечать двум важным критериям:
- во-первых, цена, которая устанавливается на рынке, должна покрывать все расходы, приносить прибыль и обеспечивать эффективное функционирование и развитие предприятия;
- во-вторых, цена должна удовлетворять потребителя, а точнее его платежеспособность, кроме того его вкусы, качественные характеристики продукции.
Эффективная деятельность всех субъектов издатель-ско-полиграфической отрасли невозможна без стратегической направленности развития и формирования современных механизмов управления.
Необходимо отметить, что отставание российской полиграфии обусловлено моральным и физическим износом оборудования подавляющего большинства полиграфических предприятий. «Износ оборудования по отрасли в целом составляет 75%. А технический уровень региональных полиграфий, по выражению некоторых специалистов, сравним с типографиями дореволюционных времен» [7, с. 50]. Ситуация усугубляется так же и полной стагнацией в сфере производства отечественного полиграфического оборудования.
Еще одной важной проблемой является то, что вся существующая базовая организационно-правовая и нормативно-техническая документация, разработанная двадцать и более лет тому назад, безнадежно устарела и уже не соответствует уровню современного издатель-ско-полиграфического производства. В первую очередь это касается вопросов стандартизации, качества подготовки профессиональных кадров и нормирования технологических процессов и расходования материалов.
Стоит подчеркнуть, полиграфическая отрасль по-прежнему испытывает нехватку в квалифицированном персонале. «Ежегодная потребность издательско-поли-графической отрасли в специалистах разного профиля
составляет порядка 20 тыс. человек, а количество выпускников профильных учебных заведений (41 вуз, 6 техникумов и колледжей, 15 ПТУ) составляет в год не более 29% от потребности, что явно недостаточно» [7, с. 52].
Все эти проблемы существуют на фоне слабой государственной политики поддержки издательско-поли-графического комплекса. Таким образом, проведенное исследование позволило выделить ряд существенных проблем, которые мешают развитию и повышению конкурентоспособности отечественной полиграфической отрасли. Их конкретизация позволит разработать методы по повышению эффективности работы предприятий полиграфической отрасли.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Проанализировав ситуацию на полиграфическом рынке, необходимо отметить, что она является сложной и неоднозначной. Проведенные исследования позволяют выделить основные проблемы издательско-полиграфической отрасли - это стоимость и качество расходных материалов, несовершенство нормативно-правового и хозяйственного механизма в издательской сфере, устаревшее оборудование и нехватка квалифицированных кадров.
Главными отраслевыми перспективами развитие цифровой полиграфии являютя усиление инвестиционной активности в новые технологии и услуги, популяризация печатной продукции среди населения, производство собственного расходного материала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алексеева А. В., Кузнецова Т. М. Анализ специфики предпринимательских рисков в полиграфической отрасли // В сборнике: Информатика, математическое моделирование, экономика сборник научных статей по итогам второй международной научно-практической конференции: в 3 т. 2012. С. 91-95.
2. Воронков Г. Н. Цели и задачи повышения конкурентоспособности на рынке полиграфических услуг // Перспективы науки. 2016. № 4 (79). С. 34-37.
3. Воротягин И. А. Проблемы и стратегические перспективы развития полиграфических холдингов в России // Российское предпринимательство. 2012. № 3 (201). С. 107-111.
4. Данильченко А. В., Якушенко К. В. Современные организационно-экономические тенденции развития мирового издательско-полиграфического комплекса. Режим доступа: elib.bsu.by.
5. Зацепилин Ю. В., Коновалова Т. Е Технология допечатной подготовки полиграфической продукции: требования рынка маркетинговых коммуникаций и образовательных услуг // Торгово-экономические проблемы регионального бизнес пространства. 2013. № 1. С. 393-395.
6. Калинин П. А. Конкурентные стратегии как основа деятельности предприятий сферы услуг (на примере полиграфической отрасли) // В мире научных открытий. 2015. № 7.6 (67). С. 2431-2441.
7. Козырь Н. С., Блоха Е. Н. Рынок периодической печати в России: состояние и перспективы развития // Региональная экономика: теория и практика. 2015. №28(403). С. 40-53.
8. Кучин Е. В. Оценка тенденций и перспектив развития полиграфического бизнеса в России // Современная экономика: проблемы и решения. 2011. № 1 (13). С. 115-124.
9. Моисеева В. Г. Основные тенденции развития рынка полиграфических услуг в России и калининградской области в кризисный период // В мире научных открытий. 2010. № 6-3. С. 224-227.
10. Молдован С. В. Способы повышения инвестиционной привлекательности российского рынка полиграфии // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2009. № 3. С. 181-183.
11. Матвеева Е. А., Моисеева В. Г Дескриптивный
анализ рынка полиграфических услуг РФ, стран ближнего зарубежья и отдельных приморских регионов // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2012. № 2. С. 194-201.
12. Никольская Ю. П., Спиридонов А. А. Влияние процессов изменения законодательства на развитие издательского бизнеса // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2007. № 4. С. 3-7.
13. Паршина Л. Н. Влияние эффективности управления на результаты труда персонала (на примере организаций рынка полиграфических услуг) // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2011. № 6. С. 317-319.
14. Панова Н. А. Основные условия и принципы управления инновационным развитием предприятий издательско-полиграфического комплекса // Вестник МГУП им. И. Федорова. - № 9. - 2011. - С. 9-22.
15. Стадникова Н. В. Теоретические аспекты управления изменениями на предприятиях полиграфической отрасли // В сборнике: Экономическая наука в XXI веке: проблемы, перспективы, информационное обеспечение Материалы III международной научной конференции аспирантов, магистрантов и преподавателей. 2015. С. 201-207.
16. Туркина М.Ю. Актуальные стратегии развития субъектов полиграфического рынка России // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2012. № 17. С. 68-71.
17. Тютюнник А. А., Семенова В. Н., Безносов И. Н. Развитие полиграфического производства в малом бизнесе // В сборнике: Информатика, математическое моделирование, экономика сборник научных статей по итогам второй международной научно-практической конференции: в 3 т. 2012. С. 120-123.
18. Щепкина Е. В. Современные тенденции в продвижении полиграфических услуг // Вестник МГУП. - 2010. - №51. - с.51-62.
19. Мониторинг состояния рынка полиграфии и печатных СМИ. Аналитический отчет АНО «ГЦПА». - М., 2015, 60 с.
20. Российская полиграфия: состояние, тенденции и перспективы развития. Аналитический доклад Федерального управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии. - М., 2016, 81 с.