Научная статья на тему 'Российский рынок полиграфических работ: состояние, тенденции и перспективы развития, 2009 год'

Российский рынок полиграфических работ: состояние, тенденции и перспективы развития, 2009 год Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

В статье публикуются материалы доклада Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям о состоянии и развитии рынка полиграфических работ в Российской Федерации в 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российский рынок полиграфических работ: состояние, тенденции и перспективы развития, 2009 год»

РОССИЙСКИЙ РЫНОК ПОЛИГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ: СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ, 2009 ГОД*’**

Экономические аспекты современного рынка полиграфических работ

Во все послереформенные годы основным барометром экономической деятельности полиграфии служили сводные показатели оборота организаций в фактически действовавших ценах, включающие стоимость отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами. Данные по этому показателю представляют совокупность организаций с соответствующим основным видом деятельности и отражают коммерческую деятельность организаций.

Оценим качество показателей этого «барометра» в рамках сложившейся в России государственной и отраслевой статистики. Согласно официальным изданиям Росстата весь издательско-полиграфический комплекс характеризуется следующими показателями:

— оборот организаций с основным видом деятельности: целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность;

—выпуск книг и брошюр, журналов и газет (экземпляры);

— распределение числа организаций с основным видом деятельности: целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность;

— другие отдельные экономические показатели только по сводной группе экономической деятельности.

Получить некоторые экономические показатели относительно полиграфической деятельности возможно только по специальным запросам.

Таким образом, для анализа работы полиграфической промышленности и рынка полиграфи-

* Доклад составлен Управлением периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

** Продолжение. Начало см. в журнале «Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии» № 8 (128) — № 12 (132) —2009, № 1 (133) -2010.

ческих работ отрасль не располагает индивидуальной сводной информацией, за исключением отдельных данных по выпуску печатной продукции в натуральных показателях в федеральной и отраслевой статистике, благодаря существованию еще Российской книжной палаты.

В этой связи для получения объективной информации об объемах производства полиграфических предприятий при подготовке данной работы, был сделан запрос во все территориальные органы Федеральной службы государственной статистики страны.

Запрос содержал просьбу предоставить статистические данные об обороте предприятий по коду ОКВЭД 22.2 «Полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области» в разрезе всех типографий региона за 2007 г. и первое полугодие 2008 г. (формаП-1).

К сожалению, в просьбе было отказано по причине того, что, во-первых, территориальные органы не располагают информацией обо всех полиграфических предприятиях в регионах, а во-вторых, есть негласная установка сохранения «коммерческой» тайны. После длительных переговоров и определения цены вопроса была достигнута договоренность о предоставлении сводных данных об обороте полиграфических предприятий по крупным и средним организациям с указанием количества типографий, отчитывающихся по форме П-1.

Результаты обработки полученных данных в разрезе федеральных округов и каждого региона приведенывтабл. 16.

Анализ табл. 16 показывает, что в стране отсутствуют полные данные о количественной оценке работы полиграфической промышленности как в разрезе всей отрасли, так и в оценке каждого региона. Существующая организация статистического анализа в системе Росстата была неспособна ответить на поставленные вопросы. Более того, предоставляемые данные во все государственные учреждения для выработки перспективных решений не соответствуют действительности и,

Таблица 16

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по полиграфической деятельности (код по ОКВЭД 22.2)

Регион 2007 г., млн руб. 1-еполугодие 2008 г., млн руб. Лист-оттиск, млн шт. Количество полиграфических предприятий

Газеты Книги Прочая печатная продукция

Северо-Западный федеральный округ

Санкт-Петербург 4 933,3 2 836,8 — — — 34

Ленинградская область 3 245,7 2 312,6 — — — 14

Псковская область 358,3 171,6 — — — 5

Новгородская область 616,4 365,7 — — — 6

Республика Карелия 291,6 132,7 — — — 6

Мурманская область 143,0 64,5 — — — 4

Архангельская область 785,1 409,0 — — — 15

Ненецкий автономный округ — — — 1

Республика Коми 155,0 71,3 165,7 2,02 16,98 23

Калининградская область 154,7 72,9 — — — 8

Вологодская область 130,8 71,5 — — — 6

Всего... 10 813,9 6 508,6 165,7 2,02 16,98 122

Центральный федеральный округ

Москва 30 800,2 13 104,6 4 862,0 879,8 3 134,0 108

Московская область 10 264,7 6 624,4 7 355,6 1 544,9 2 942,6 46

Тверская область 1 314,0 703,0 340,6 1 622,7 817,5 9

Ярославская область 1 243,8 694,8 — — — 7

Костромская область 329,9 146,3 218,5 226,9 175,3 3

Ивановская область 91,1 47,7 25,1 18,8 17,9 19

Владимирская область 373,8 226,0 587,4 368,5 30,3 10

Рязанская область 88,5 45,5 159,6 4,6 13,0 4

Тульская область 537,9 320,3 — — — 29

Калужская область 57,5 24,6 39,5 27,4 67,1 23

Смоленская область 762,6 408,5 787,5 792,6 49,2 30

Брянская область 121,4 164,9 — — — 19

Орловская область 162,6 73,8 — — — 15

Липецкая область 89,0 43,0 36,7 — — 21

Тамбовская область 177,1 99,8 4,6 27,2 39

Курская область 1 052,0 542,9 — — — 24

Белгородская область 118,3 57,0 — — — 16

Воронежская область 280,5 137,3 — — — 24

Всего... 47 864,9 23 464,4 14 412,5 5 490,8 7 274,1 446

Приволжский федеральный округ

Нижегородская область 3 206,7 1 544,3 — — — 42

Кировская область 327,1 179,0 — — — 7

Пермский край (включая Коми-Пермяцкий автономный округ) 540,0 265,0 — — — 31

Удмурдская Республика 324,1 136,8 — — — 16

Республика Марий Эл 360,5 190,3 — — — 16

Чувашская Республика 529,2 253,3 — — — 19

Республика Татарстан 447,7 215,6 — — — 24

Республика Мордовия 75,9 36,3 70,0 5,5 6,2 9

Ульяновская область 641,6 352,6 — — — 26

Самарская область 482,4 263,5 384,1 185,3 47,3 7

Пензенская область 127,8 156,3 — — — 41

Саратовская область 405,4 218,7 351,5 407,9 435,0 21

Республика Башкортостан 557,0 289,6 — — — 34

Оренбургская область 103,0 54,9 — — — 13

Всего... 8 128,4 4 156,2 805,6 598,7 488,5 306

Южный федеральный округ

Волгоградская область 502,3 185,8 665,0 134,9 74,4 13

Окончание табл. 16

Регион 2007г., млн руб. 1-е полугодие 2008 г., млн руб. Лист-оттиск, млншт. Количество полиграфических предприятий

Газеты Книги Прочая печатная продукция

Астраханская область 66,4 34,2 — — — 5

Ростовская область 1 776,6 929,5 — — — 42

Краснодарский край 329,1 178,6 — — — 21

Ставропольский край 452,7 220,0 — — — 23

Республика Адыгея 22,4 10,6 — — — 2

Карачаево-Черкесская Республика 15,4 6,0 0,5 — 7,9 3

Кабардино-Балкарская Республика 76,6 35,6 84,6 16,6 11,3 8

Республика Северная Осетия-Алания 3,8 1,7 — — — 3

Республика Ингушетия 3,5 1,4 — — — 3

Чеченская Республика 8,7 3,9 — — — 5

Республика Дагестан 4,1 1,9 — — — 4

Республика Калмыкия 45,8 24,3 21,6 35,0 0,4 6

Всего... 3 307,4 1 633,5 771,7 186,5 94,0 138

Уральский федеральный округ

Свердловская область 655,6 378,3 — — — 13

Челябинская область 475,3 246,2 — — — 12

Курганская область 640,5 338,0 — — — 13

Тюменская область 671,9 383,0 676,1 1,88 74,3 11

Ханты-Мансийский автономный округ (Югра) 0,8 0,4 — — — 1

Ямало-Ненецкий автономный округ 119,5 57,1 61,9 0,02 11,6 15

Всего... 2 563,6 1 403,0 738,0 1,9 85,9 65

Сибирский федеральный округ

Омская область 1 161,5 663,0 — — — 35

Томская область 170,3 77,5 — — — 5

Новосибирская область 4 189,3 2 576,5 — — — 56

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кемеровская область 183,8 85,4 — — — 4

Алтайский край 1,6 0,9 — — — 10

Республика Алтай 37,9 20,6 — — — 3

Республика Хакасия 87,3 32,2 — — — 10

Республика Тыва 27,6 14,4 11,5 — 1,4 5

Красноярский край (включая Эвенкийский и Таймырский автономные округа) 354,5 193,7 247,0 143,9 59,3 17

Иркутская область (включая Усть-Ордынский Бурятский автономный округ) 301,6 135,7 688,7 1,7 36,7 97

Республика Бурятия 65,3 28,3 — — — 7

Забайкальский край 94,5 32,5 83,8 2,0 17,6 8

Всего... 6 675,2 3 860,7 1 031,0 147,6 115,0 257

Дальневосточный федеральный округ

Приморский край 87,1 35,8 557,0 14,4 93,5 9

Хабаровский край 948,7 354,7 — — — 24

Еврейская автономная область 14,6 8,1 — — — 3

Амурская область 316,5 150,8 151,8 1,1 22,3 9

Республика Саха (Якутия) 296,5 147,9 — — — 8

Магаданская область 54,6 21,2 27,1 0,03 5,5 6

Чукотский автономный округ — — —

Камчатская область 58,3 26,5 5

Сахалинская область 131,9 81,9 80,4 0,42 11,0 11

Всего... 1 908,2 826,9 816,3 15,95 132,3 75

Итого... 81261,6 41 853,3 18 740,8 6 443,47 8 206,78 1 409

следовательно, имеют далеко идущие негативные последствия.

Настоящий вывод подтверждается простыми действиями и сопоставлениями. По данным Росстата, общий годовой оборот полиграфических предприятий страны в 2007 г. составил 81,8 млрд руб., или 3,4млрд долл. США. Но эта цифра характеризует результаты работы только 1 378 полиграфических предприятий, а как показал проведенный мониторинг отрасли, в настоящее время (на 01.01.2009 г.) в ее составе функционируют 7 355 полиграфических предприятий.

Таким образом, оценка работы полиграфической промышленности осуществляется по результатам работы только части типографий, %:

— в целом по стране — 18,7;

— в Северо-Западном федеральном округе-14,8;

— в Центральном федеральном округе — 19,2;

— в Приволжском федеральном округе — 22,2;

— в Южном федеральном округе — 20,0;

— в Уральском федеральном округе — 9,5;

— в Сибирском федеральном округе — 21,8;

— в Дальневосточном федеральном округе — 17,6.

Для получения объективной оценки промышленного потенциала отечественной полиграфии в данной работе было проведено дополнительное исследование на базе имеющихся данных мониторинга полиграфических предприятий, аналитических расчетов и экспертных оценок. Для этого все типографии были разбиты на группы, исходя из их производственной мощности и оценочного оборота по основным видам деятельности.

На основании выполненной работы были получены следующие данные, которые характеризуют полиграфическую деятельность России в 2007г.:

I группа (данные Росстата) — 1 378 предприятий, объединяющая крупные и средние типографии (с числом работающих свыше 1 000, свыше 500 и 100 человек) — общий годовой оборот производс-твасоставляет81,8 млрдруб., или 3,4 млрддолл.;

II группа (экспертная оценка) — 1 769 предприятий, объединяющая средние типографии (с числом работающих от 50 до 100 и от 20 до 50 человека) — общий годовой оборот производства — 53,0 млрд руб., или 2,2 млрд долл.;

III группа (экспертная оценка) — 1 953 предприятия, объединяющая малые типографии (с числом работающих до 20 человек) — общий годовой оборот производства — 5,9 млрд руб., или 0,24 млрддолл.;

IV группа (экспертная оценка) — 2 255 предприятий, объединяющая средние и малые цифро-

вые типографии и типографии широкоформатной струйной печати с общей численностью работающих 27 300 человек, общий годовой оборот производства которых составил 40,3 млрд руб., или 1,68 млрддолл. США.

На основании выполненной работы можно сделать достаточно объективный вывод об общей эффективности деятельности субъектов рынка полиграфических работ на современном этапе.

Общий годовой оборот полиграфической промышленности России достиг 181,0 млрд руб., или 7,54млрд. долл., что совпадает с предварительной оценкой рынка, сделанной рядом экспертов в начале года. Так, по оценкам Содружества бумажных оптовиков, составленным на основе анализа количества потребляемых сортов бумаги и картона для печати в стране, реальный стоимостной объем полиграфических работ в 2007 г. измеряется суммой 172,5 млрд руб., или 7,2 млрд долл. Средний годовой оборот одного полиграфического предприятия, рассчитанный на основании полученных данных, составил 24,6 млн руб., или 1,025 млн долл.

Производительность труда в отрасли, в соответствии с общеевропейской методикой рассчитываемая как отношение годового оборота отрасли к числу работающих в ней, находится на уровне 881 тыс. руб. на 1 человека, или 36,7тыс. долл. на 1 человека.

Для оценки значимости полученных результатов возьмем для сравнения некоторые абсолютные и относительные показатели полиграфической промышленности ряда европейских стран, рассчитанные и опубликованные Е. М. Марголиным на основании статистической информации Международной конфедерации полиграфии и смежных отраслей 2005 г. (табл. 17).

На основании сопоставления приведенных в табл. 17 показателей с данными по отечественной полиграфии, несмотря на определенную некорректность (имея в виду, что темпы роста европейской полиграфии за последние несколько лет не оказали влияния на значения показателей, а соотношение долл. /евро принято 1/1,3), можно сформулировать ряд положений.

Величина общего годового оборота зависит от целого ряда факторов: численность населения страны и ее протяженность, уровень экономического развития вообще и уровень полиграфического потенциала, в частности. Даже не производя валютных перерасчетов, можно установить, что по этому показателю российская полиграфия уже занимает место в первой десятке европейских стран. Но только по абсолютному ее значению, в относительном исчислении все показатели далеко не в пользу отечественного полиграфического бизнеса.

Таблица 17

Абсолютные и относительные показатели полиграфической промышленности европейских стран

Страна Годовой оборот, млрд евро Количество компаний Количество работающих, тыс. чел. Средний годовой оборот одного предприятия, млн евро Производительность труда, тыс. евро/чел

Австрия 2,017 1 032 14,27 1,95 141,3

Бельгия 3,640 3 965 19,284 0,92 188,8

Великобритания 17,980 16 906 149,384 1,06 120,4

Германия 21,115 12 228 160,339 1,73 131,7

Дания 1,518 1 192 10,096 1,27 150,4

Италия 13,407 19 272 91,196 0,70 147,0

Латвия 0,130 389 4,339 0,33 30,0

Литва 0,116 386 3,828 0,30 30,3

Польша 2,514 11 023 42,213 0.23 59,6

Румыния 0,549 2 073 19,949 0,26 27,5

Словакия 0,225 216 4,345 1,04 51,8

Словения 0,392 1 120 5,555 0,35 70,6

Финляндия 1,624 1 172 11,49 1,39 141,3

Франция 13,082 17 648 110,33 0,74 130,4

Чехия 1,026 6 192 19,676 0,17 52,1

Швейцария 6,15 2 720 30,462 2,26 201,2

Швеция 2,804 3 704 19,772 0,76 141,8

Эстония 0,132 210 2,761 0,63 47,8

Если по среднему годовому обороту в расчете на одну типографию российские полиграфические предприятия уступают только некоторым странам с наиболее развитой экономикой в Европе, то по показателям производительности труда отечественная полиграфия замыкает таблицу, опережая только Болгарию, Румынию и, может быть, Латвию.

Как уже неоднократно отмечалось, что если определенное отставание российской полиграфии в техническом оснащении от среднеевропейской еще имеет место, то оно не такое значимое в оценке настоящего производственного потенциала отрасли, как уровень производительности труда. И дело здесь не только в недостаточных масштабах модернизации производства, а, главным образом, в несовершенной организации труда и неквалифицированном менеджменте.

Однако справедливости ради следует сказать, что несмотря на то, что производительность труда является чрезвычайно важным показателем, его роль проявляется только в условиях совершенного рынка, когда он сбалансирован по спросу/предложению. Использование данного критерия в оценке работы предприятия наиболее эффективно при постоянном росте объемов производства, когда его можно реализовать через повышение производительности как за счет совершенствования технологии, так и интенсификации труда сотрудников. В настоящих условиях, когда большинство действующих типографий постоянно недозагружены, показатель произво-

дительности труда не может быть объективной оценкой производства.

Результаты статистических данных в первом полугодии 2008 года и экспертная оценка деятельности полиграфических предприятий на протяжении всего года дают основание сделать вывод о том, что уровень производства первой половины 2008 года не превышал достигнутого в предыдущем году, а ожидаемый прирост прогнозировался на второе полугодие. Однако дальнейшее развитие событий в экономике страны дало основание предположить, что этого уже не произойдет.

До середины 2008 года каких-либо серьезных изменений в работе полиграфических предприятий не отмечалось. По данным Росстата, общий оборот в полиграфии по сравнению с таким же периодом 2007 года если не увеличился, то и не уменьшился. Первые симптомы негативного влияния кризисной ситуации в отрасли стали поступать несколько позже. В том числе: снижение объемов производства в отдельных типографиях, работающих в газетном, журнальном и книжном секторах рынка, из-за падения тиражей, объемов изданий, приостановки новых проектов, снижения рекламной составляющей и т. п.

В коммерческом секторе печати (малый и средний бизнес) кроме снижения объемов появились случаи ликвидации малых типографий, что подтверждается увеличением полиграфического оборудования, выставленного на продажу на вторичном рынке.

Все чаще стали поступать сведения по отдельным типографиям о сокращении сменности и длительности рабочей недели, о неплатежах и росте дебиторской задолженности заказчиков и, как следствие, соответствующей задолженности перед поставщиками. Возникли проблемы с оплатой приобретенного оборудования в кредит или по лизингу, стали иметь место отказы от заказанных машин.

Несмотря на то, что данная информация пока еще не носит системного характера, а в отдельных случаях имеет противоречивый характер, нельзя сейчас недооценивать серьезность момента. Это подтверждается процессами переездов предприятий, кадровыми перестановками и структурными изменениями. В ряде регионов (например, в г. Санкт-Петербурге) прошли встречи руководителей предприятий с обсуждением положения в полиграфии и выработкой конкретных предложений.

Следует отметить, что в этот период времени среди руководящего состава полиграфических предприятий доминировала достаточно «трезвая» оценка складывающихся обстоятельств, присутствовало понимание необходимости подготовки к новым испытаниям и активизации работы с заказчиками.

Наступило время выработки конкретных антикризисных мер как по каждому конкретному полиграфическому предприятию, так и в отрасли в целом. Потребуется проведение постоянного мониторинга изменений на рынке полиграфических услуг и выработки совместных мер всем профессиональным бизнес-сообществом в рамках развития государственно-честного партнерства.

Естественно, многое будет зависеть от принятия общеэкономических мер поддержки производства: тарифы, пошлины и налоги, ставки по кредитам, а также специальных мер — по поддержке печати. И сейчас уже можно констатировать, что такие меры на уровне Правительства Российской Федерации уже начали приниматься. Одной из радикальных мер поддержки и сохранения полиграфического потенциала страны, в случае крайне неблагоприятного развития событий, могла бы быть организация специальной государственной программы издания литературы для библиотек, а также концентрация на печати в этот период запланированного объема школьных учебников.

Сейчас еще трудно оценить глубину и последствия возникающих процессов. Дальнейшее развитие событий покажет время.

(Окончание следует)

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.