Научная статья на тему 'Российский рынок полиграфических работ: состояние, тенденции и перспективы развития, 2008 год'

Российский рынок полиграфических работ: состояние, тенденции и перспективы развития, 2008 год Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

В статье публикуются материалы доклада Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям о состоянии и развитии рынка полиграфических работ в Российской Федерации в 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российский рынок полиграфических работ: состояние, тенденции и перспективы развития, 2008 год»

РОССИЙСКИЙ РЫНОК ПОЛИГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ: СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ, 2008 ГОД* **

Российские полиграфические предприятия государственного и муниципального подчинения (табл. 11)

Таблица 11

Российские полиграфические предприятия государственного и муниципального подчинения

Субъект РФ | Количество предприятий Субъект РФ Количество предприятий

Центральный федеральный округ Северо-Западный федеральный округ

г. Москва 27 г. Санкт-Петербург 10

Московская обл. 20 Ленинградская обл. 15

Белгородская обл. 21 Архангельская обл. 18

Брянская обл. 24 Вологодская обл. 11

Владимирская обл. 16 Калининградская обл. 11

Воронежская обл. 29 Мурманская обл. 7

Ивановская обл. 15 Ненецкий АО 1

Калужская обл. 22 Новгородская обл. 15

Костромская обл. 19 Псковская обл. 17

Курская обл. 23 Республика Карелия 14

Липецкая обл. 9 Республика Коми 15

Орловская обл. 20 Итого... 134

Рязанская обл. 14 Южный федеральный округ

Смоленская обл. 23 Волгоградская обл. 18

Тамбовская обл. 23 Астраханская обл. 10

Тверская обл. 18 Кабардино-Балкарская Республика 7

Тульская обл. 23 Краснодарский край 31

Ярославская обл. 14 Республика Дагестан 23

Итого... 360 Республика Адыгея 5

Приволжский федеральный округ Республика Ингушетия 2

Республика Башкортостан 56 Республика Калмыкия 11

Республика Татарстан 33 Ростовская обл. 18

Республика Чувашия 17 Ставропольский край 26

Республика Удмуртия 12 Карачаево-Черкесская Республика. 3

Республика Мордовия 14 Республика Северная Осетия-Алания 9

Республика Марий Эл 11 Чеченская Республика 3

Кировская обл. 31 Итого... 166

Нижегородская обл. 37 Уральский федеральный округ

Оренбургская обл. 36 Курганская обл. 22

Пензенская обл. 24 Свердловская обл. 32

Пермский край 23 Тюменская обл. 12

Самарская обл. 16 Ханты-Мансийский АО 11

Саратовская обл. 29 Челябинская обл. 17

Ульяновская обл. 17 Ямало-Ненецкий АО 4

Итого... 356 Итого... 98

Сибирский федеральный округ Дальневосточный федеральный округ

Алтайский край 25 Приморский край 26

Кемеровская обл. 16 Хабаровский край 17

Красноярский край 23 Амурская обл. 17

* Доклад составлен Управлением периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

" Начало см. в журнале «Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии» № 8 (128) — №9 (129) — 2009.

Окончание табл. 11

Субъект РФ Количество предприятий Субъект РФ Количество предприятий

Иркутская обл. 23 Камчатская обл. 6

Новосибирская обл. 11 Магаданская обл. 4

Омская обл. 28 Сахалинская обл. 15

Томская обл. 18 Чукотский АО 1

Читинская обл. 21 Республика Саха Якутия 28

Республика Алтай 1 Итого... 114

Республика Бурятия 18

Республика Тыва 5

Республика Хакасия

Итого... 4

Всего по РФ... 1421

Предприятия цифровой печати

Еще совсем недавно, не более 5 лет тому назад, при анализе полиграфического производства в стране понятие «цифровая типография» практически отсутствовало.

На начальной стадии прерогативой цифровых технологий были информатика и документооборот, копировально-множительное производство и офисная полиграфия. С созданием технологической системы «СотрЩегЧо-РМе», которая позволила воспроизводить полученный на компьютере оригинал-макет непосредственно на формных пластинах, цифровые технологии полностью изменили организацию редакционно-издательских процессов. Следующий этап уже в развитии издательско-полиграфической техники был связан с отказом от традиционных формных процессов. В дополнение к технологии «Сотри1ег-1о-РМе» пришла технология «СотрЩег^о-Ргезв» и, как следствие, широкое применение различных печатных устройств — принтеров, а в последние несколько лет — цифровых печатных машин промышленного типа.

Следует отметить, что все эти годы применение цифровой печатной техники в нашей традиционной полиграфии осуществлялось достаточно спонтанно, без необходимого теоретического обеспечения, опираясь на достигнутый собственный опыт и практику зарубежной полиграфии. До настоящего времени в отечественной профессиональной среде не сформировались четкая терминология и понятийный аппарат, продолжают доминировать переводные значения, не совпадающие со смысловым определением процесса или предмета, а также профессиональный сленг.

Термин «цифровая печать» является широким и уже общепринятым понятием, характеризующим получение изображений непосредственно с числовых массивов (файлов), подготовленных на допечатной стадии производства с использованием

электростатического, струйного или термографического способов переноса красителя.

С технической точки зрения термин «печатная машина» определяют как устройство, включающее постоянную печатную форму, с которой краска переносится (как правило, с помощью давления) на запечатываемый материал. Устройства, в которых краситель переносится с невещественного носителя непосредственно на запечатываемый материал, получили общепринятое название — принтеры.

По мере того, как цифровая печать получала все более широкое распространение, производительность цифровых устройств возрастала, а разрешающая способность и качество печатной продукции приблизились к показателям традиционной печати, цифровые печатающие устройства стали характеризоваться термином «цифровые печатные машины». Их габариты достигли размеров некоторых типов печатных машин традиционной печати. В профессиональном понимании термин «цифровая печатная машина» более полно отражает область их применения в полиграфии, несмотря на то, что он не совсем точно отражает их технологию.

В настоящее время в практике получили распространение в основной полиграфии несколько типов цифровых печатных машин (ЦПМ): ЦПМ для печати тонером, высокоскоростные струйные ЦПМ, широкоформатные струйные машины, печатные машины с устройством записи информации на формный материал непосредственно в печатной машине. Именно этот тип оборудования дополнил состав печатной техники в основном полиграфическом производстве, так как использование переменных данных является прерогативой только ЦПМ, недоступной традиционным печатным процессам.

Начиная с 1995 г., когда на выставке «Бгира-95» была продемонстрирована цифровая печатная машина промышленного (производственного) при-

менения, некоторые слои мировой издательско-иолиграфической общественности были охвачены определенной эйфорией. Ряд экспертов, главным образом представители ведущих IT-компаний, поспешили с заявлениями о завершении эры офсетной и других традиционных видов печати, об окончании их вековой монополии и доминировании цифровой печати в ближайшее время в основных сферах печатного производства.

Реальное развитие событий в мировой полиграфии опровергло эти предположения. Ответная реакция всех фирм-производителей классических видов печатной техники была незамедлительной. Прогресс в ее совершенствовании практически достиг апогея. В результате сегодня все основные способы печати продолжают сохранять свои позиции. Тем не менее следует отметить, что цифровые печатные технологии уверенно развиваются в сфере полиграфического производства, открывая новые, ранее не известные ниши на рынке полиграфических работ.

По данным фирмы HP (Hewlett Packard), общий объем рынка печати к 2010г. достигнет 781 млрддолл. США, где доля промышленной полиграфии составит 85 % (663 млрддолл. США). В 2007г. объем цифровой печати на рынке полиграфических работ составлял 2 %, но одновременно в денежном выражении достиг 16 %, что объясняется высокой ценой этого вида услуг.

За все последние годы на мировом рынке печати наблюдается постоянный рост выпуска печатной продукции, выполненной с применением цифровой печатной техники. Так, в 2007 г. он составил в книжном производстве — 47 %, в производстве упаковки — 59 %, в печати этикеточной продукции — 45 %, в то время как общее увеличение объемов производства в этих секторах рынка составило всего 4 %.

Повсеместное расширение сегмента цифровой печати в полиграфии обеспечивают определенные экономические факторы, такие, например, как снижение себестоимости печати и издержек производства, сокращение времени выполнения заказов, освоение новых областей применения цифровых печатных машин (печать рекламы, книжных и альбомных изданий, этикеток, прямых почтовых рассылокит. п.).

Естественно, российская полиграфия не стоит в стороне от этих мировых процессов. За последнее десятилетие, с момента появления в стране первой цифровой печатной машины промышленного типа, масштабы внедрения этой техники осуществлялись постоянными нарастающими темпами. Но до настоящего времени в стране отсутствует четкое представление о величине производственного потенциала

цифровой печати, количестве цифровых типографий и производств, ихдислокации по территории страны, технических предпочтениях российских полиграфистов и т. п. Проводимые опросы, публикации и отдельные сообщения на эту тему не позволяют составить достаточно полную картину об этом новом секторе на рынке полиграфических работ.

В соответствии с поставленной задачей в рамках данной работы в течение 2008 г. был проведен мониторинг действующих предприятий и организаций, позиционирующих себя на рынке как полиграфические предприятия (типографии) цифровой печати.

В процессе выполнения мониторинга учитывались организации, осуществляющие работы по цифровой многокрасочной (не ниже формата АЗ), монохромной, широкоформатной и интерьерной печати с использованием цифровых печатных машин промышленного типа (ЦПМ) и многофункциональных печатных устройств (МФУ). В этот перечень вошли: цифровые и универсальные типографии, печатные салоны и центры, копировальные центры (только те, где производится многокрасочная печать рекламной и представительской продукции), издательства и рекламные агентства, располагающие своей производственной базой, рекламно-полиграфические и рекламно-производственные фирмы и компании, издательские центры высших учебных заведений и других издающих организаций.

Организации, имеющие в своем составе несколько производственных подразделений (например, сеть салонов «ФАН» состоит из 16 центров, «Фастпринт» — из 8, типографии «Бизнесполи-графия» и ИРМ-1 имеют по 3 печатных салона и т.п.), учитывались как одна компания, равно как и организации, выступающие на рынке полиграфических работ под разными наименованиями (компания «Комлайн», типография «Мегаграфикс» и ряд других). Одновременно не принимались в расчет организации, позиционирующие себя как цифровые типографии, но при этом использующие в своем арсенале только ризографы и дубликаторы (за исключением машины марки ШзоНР5500). По возможности были исключены организации, заявляющие о себе как о производителях, а в реальности являющиеся посредниками.

Сводные результаты анализа проведенной работы показаны в табл. 12, где приведено количество предприятий по федеральным округам в соответствии со специализацией, общее их количество и численность работающих в этих организациях.

Таким образом, сектор цифровой печати рынка полиграфических работ страны представлен 2 255 предприятиями, где основную часть составляют

Таблица 12

Полиграфия России (количество цифровых предприятий и численность работающих на 01. 01. 2009)

Федеральный округ Общее количество цифровых типографий Количество специализированных цифровых типографий Количество универсальных типографий Количество типографий (широкоформатная печать) Общая численность работающих в типографиях

Северо-Западный округ 123 84 9 29 1 320

В г. Санкт-Петербург 185 160 6 20 2 050

Всего... 308 244 15 49 3 370

Центральный округ В г. Москва 260 607 175 415 35 82 50 110 4 050 7 100

Всего... 867 590 117 160 11 150

Приволжский округ 324 222 53 49 3 200

Южный округ 131 94 20 17 1 650

Уральский округ 280 200 40 40 3 160

Сибирский округ 268 188 40 40 3 520

Дальневосточный округ 77 47 17 13 1250

Итого... 2 255 1 585 302 368 27 300

специализированные цифровые типографии (70,2%). Доля организаций, использующих только широкоформатную технику струйной печати, составляет 16,4%, а доля универсальных типографий, применяющих помимо цифровой печати и печатное оборудование других способов печати (офсетное, флексографское, трафаретное и др.), составляет 13,4%.

Здесь необходимо отметить достаточно высокую степень проникновения цифровой печати в действующие традиционные типографии и одновременно расширение производственных возможностей специализированных цифровых типографий за счет дополнительной установки офсетных печатных машин. Следует ожидать, что эта тенденция комбинированного применения различных способов печати в рамках одного производства сохранится и в последующие годы.

Отмечая за последние несколько лет высокие темпы прироста цифровых печатных производств в

целом, нельзя не сказать о неравномерности их распространения, с одной стороны, и возрастающей концентрации, с другой. Только в московском регионе (Москваи Московская обл.) сконцентрировано 30,7% таких предприятий, а в Санкт-Петербурге почти 10 %, в то время как в целом ряде регионов с развитым полиграфическим потенциалом наличие цифровых предприятий исчисляется единицами.

В сфере цифрового полиграфического производства сегодня заняты 27,3 тыс. человек, что составляет более 13 % от общей численности работающих в отрасли. В среднем в одной цифровой типографии работают 12 человек. Как показывает анализ, 50 % составляют типографии, где работают менее 10 человек, 5 % — это предприятия с численностью от 50 до 100 человек (табл. 13).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фондовооруженность цифровых типографий и производств характеризуется многообразием применения печатной техники самого различного назначения и типов: от монохромных профессиональных

Таблица 13

Производственный потенциал цифровой печати России и его размещение

(удельные веса с )едеральных округов на 01. 01. 2009, %)

Федеральный округ Площадь территории Численность населения, всего Численность населения городского Полиграфические предприятия цифровой печати Численность работающих на полиграфических предприятиях

Северо-Западный округ 9,0 10,0 11,0 13,7 12,3

Центральный округ 4,0 27,0 29,0 38,4 40,8

Приволжский округ 6,0 20,0 20,0 14,4 11,8

Южный округ 4,0 15,0 12,0 5,8 6,0

Уральский округ 12,0 9,0 10,0 12,4 11,6

Сибирский округ 43,0 15,0 13,0 11,9 12,9

Дальневосточный округ 22,0 4,0 5,0 3,4 4,6

принтеров, многокрасочных цифровых печатных машин до листовых цифровых ротаций офсетной печати. На отечественном рынке полиграфического оборудования присутствуют практически все компании-производители цифровой техники. Однако с течением времени и приобретением опыта эксплуатации количество моделей ЦПМ и копировально-множительной техники на рынке предложений значительно уменьшилось. Так, если в 2003 г. их было реализовано 135 моделей, то в 2007г. — только 114. За эти годы определились и лидеры в этом сегменте продаж: HP, Xerox, Canon.

Всего на российских предприятиях, выпускающих полиграфическую продукцию цифровым способом печати, установлено порядка 3 100 единиц многокрасочных печатных машин форматом не ниже A3 (рис. 2): фирмы Xerox — 1 850 (59,7%), Canon — 500 (16,1 %), Konica Minolta Bizhab — 200 (6,5%), HP Indigo - 94 (3,0%), Ricoh Aficio Color - 80 (2,6 %), Осе и Xante - по 50 (по 1,6%), Toshiba e-Studio — 45 (1,5 %), других фирм — 200 единиц (7,4%)

Установлено 22 единицы офсетных цифровых машин фирмы Heidelberg QM 46-4 DI, 9 машин Presstek, по одной машине Ryobi 3404 DI и TruPress 344. Также установлено более 1 500 единиц оборудования для монохромной цифровой печати и около 1 200 единиц оборудования для цифровой широкоформатной печати, где лидируют HP DesignJet, RolandSoIJet, Minaki и Infiniti, 320 единиц оборудования Xerox DocuColol iGen 3, Xerox DucuColor 8000AP, 7000, 5000,6060, 3535 и пр. В Москве установлено 600 машин Xerox, в Санкт-Петербурге — 200, из них почти 25 % — это машины «топ-класса».

Рис. 2. Модели ЦПМ, установленные в типографиях РФ

Широкое применение высокопроизводительных ЦПМ одновременно сопровождается увеличением номенклатуры брошюровочно-переплетного и отделочного оборудования в специализированных типографиях, а также на традиционных предприятиях, используемого как для агрегатирования в печатно-отделочные линии или как операционные машины. В настоящее время уже создан целый парк отделочного (финишного) оборудования, предназначенного специально для цифровых печатных машин.

Как уже отмечалось ранее, достаточно интенсивное распространение цифрового печатного производства в отечественной полиграфии, особенно в центральных регионах, непосредственно связано с расширением новых ниш на рынке потребления печатной продукции. Это, в первую очередь, малотиражная оперативная печать, «печать по требованию», «печать с добавленной стоимостью» и т. п.

Промышленные цифровые системы многокрасочной печати определили быстрое развитие современного рынка печати «по требованию» благодаря постоянному увеличению скорости работы и повышению качества воспроизведения изображения, атакже последовательному снижению цены приобретения и эксплуатационных расходов.

Эта техника начала успешно применяться в секторе коммерческой печати, прямых почтовых отправлений и в новой области применения — «траспромо». В это понятие входит преобразование документов (чеки, счета и т. п.) в эффективные трансрекламные персонифицированные сообщения с помощью цифровых печатных систем.

Производственные цифровые системы монохромной печати продолжают заполнять на рынке полиграфических работ сегмент между компактными, но производительными МФУ (принтерами-копирами) и промышленными цифровыми системами с рулонной подачей бумаги, способными печатать со скоростью несколько десятков метров в минуту.

Подводя итоги всему сказанному, нельзя не отметить, что развитие сектора цифровой печати в отечественной полиграфии является очевидным. Производство малотиражной (до 100 экз.) печатной продукции с применением многокрасочных ЦПМ тонерной и струйной печати становится наиболее эффективным с точки зрения оперативности и текущих затрат. Однако в случаях

их применения для выпуска больших тиражей воз-никаетряд проблем, связанных с экономическими аспектами используемых процессов. Это, в первую очередь, применение специализированных расходных материалов, включая бумагу, повышенные эксплуатационные расходы, сложности расчетов с заказчиками из-за различий учета продукции в листах и краско-отгисках в традиционной полиграфии и «кликах» — в цифровой, а также некоторые другие скрытые дополнительные затраты.

По этим причинам, как показывает выполненный мониторинг и экспертная оценка, планы по внедрению ЦПМ в традиционных офсетных типографиях весьма сдержанны. Кроме того, важным сдерживающим фактором является и высокая конкуренция со специализированными цифровыми типографиями и небольшими печатными салонами.

Но, несмотря на имеющиеся проблемы, темпы развития цифровой печати в отрасли могут увеличиваться. Как показали результаты работы международной выставки «Drapa-2008», на рынок в самое ближайшее время будут выведены новые технические и технологические средства, которые могут оказать глубокое воздействие на будущие направления развития рынка цифровой печати (например, появление рулонной газетной цифровой машины струйной печати Inkjet Web Press компании HP Indigo — крупноформатной ЦПМ для печати газет, книг ит. п.с шириной рулона 762 мм и скоростью работы до 2,6тыс. отт. /ч).

Отмечая вполне позитивную ситуацию в секторе цифровой печати, следует сказать о необходимости осуществления для его дальнейшего развития определенных изменений в «менталитете» профессиональных полиграфистов, а также создания новой модели ведения бизнеса в этой сфере отечественной полиграфии.

Именно этим целям была посвящена конференция-выставка «On Demand — Цифровые технологии — новый этап в развитии полиграфического и издательского бизнеса» в Москве в ноябре 2008г., организованная консалтинговой компанией Info Trends (США) и Американским центром полиграфических технологий (Москва) при поддержке МАП и МГУП.

В заключение данного раздела нельзя не сказать о том, что вполне оптимистичный анализ развития цифровой печати в отечественной полиграфии в конце 2008 г. претерпел существенные коррективы. Так, предполагалось (прогноз на 01.07.2008.), что объем печатной широкоформатной наружной рекламы (outdoor) в этом году достигнет 1,8 млрд долл. США против 1,6 млрд в 2007 г. Предполагаемый рост обеспечивался конкурентными преимуществами струйной широкоформатной печати по отношению к дорогостоящей телевизионной рекламе.

Однако уже в октябре, в частности, на реклам -ном рынке наружной рекламы в Москве произошел обвал бюджета на 40—45%. От рекламы начали отказываться крупные компании, в том числе страховые, торговые и корпоративные сети и т. п. Предсказывается, что при дальнейшем развитии негативных процессов на этом рынке в 2009 г. это падение может достигнуть 70 %.

Резкое снижение рекламных бюджетов, объемов печати «по требованию» и прямых почтовых отправлений может самым серьезным образом сказаться на дальнейшем развитии цифровых типографий в стране, но, с другой стороны, тенденция падения тиражности издательской продукции, этикеток и отдельных видов упаковки сохраняет позиции многих действующих цифровых типографий на рынке полиграфических работ.

(Продолжение следует)

XXX

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.