Научная статья на тему 'Российский рынок периодической печати: состояние, тенденции и перспективы развития, 2007 год'

Российский рынок периодической печати: состояние, тенденции и перспективы развития, 2007 год Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
164
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы —

В статье публикуются материалы доклада Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям о состоянии и развитии рынка периодической печати Российской Федерации в 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российский рынок периодической печати: состояние, тенденции и перспективы развития, 2007 год»

9 (117)-2008

НОВОСТИ

РОССИЙСКИЙ РЫНОК ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ: СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ, 2007 ГОД*

РАЗВИТИЕ ИНТЕРНЕТА И ПРЕССА

Имея к началу XXI в. аудиторию немногим более 500 млн человек, Интернет в настоящее время нарастил ее до более 2 млрд пользователей и по популярности почти не уступает телевидению. Если к этому добавить еще 1 млрд любителей видеоигр (тоже являющихся средой распространения массовой информации — если не новостей, то рекламы точно), получится, что компьютеры уже играют роль более важную, нежели телеприемники.

Интернет удобен технологически: пользователь Всемирной паутины не привязан к сетке вещания как телезритель или радиослушатель, однако не лишен, подобно читателю традиционных печатных СМИ, возможности доступа к мультимедийному контенту. Благодаря простоте публикации любительского контента Интернет постепенно превращает журналистику в хобби. Так называемую «народную журналистику» вряд ли стоит оценивать с точки зрения профессионализма поиска, обработки и публикации новостей, но в жанре репортажа популярные блоги вполне могут конкурировать с печатными СМИ.

От мировых тенденций развития Интернета Россия не отстает, а во многом даже опережает остальной мир. Как показали исследования «Основные тенденции и изменения предпочтений по использованию средств массовой информации в России», выполненные в 2007 г. компанией «IBM Institute for Business Value» при участии исследовательского холдинга «Ромир», лишь 30% российских граждан используют ныне телевидение в качестве источника новостей (для 26 % работающий телевизор является фоном существования; т. е. телевизор включен, но

* Начало см. в журнале «Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии» № 7 (115) - 2008, № 8 (116) - 2008.

особого внимания на него не обращают), зато каждый второй пользователь Интернета занят изготовлением собственного информационного контента.

Например, так называемые «тысячники» (блог-геры с более чем одной тысячей постоянных читателей) представляют собой уникальное российское явление, если, конечно, не брать во внимание блоги тех западных авторов, кто был популярен еще до того, как стал вести свой электронный дневник. К таким можно отнести исполнительного директора «Sun Microsystems» Д. Шварца, чей блог переводится на десять языков, включая русский. В отличие от Д. Шварца большинство российских «тысячников» никакой предварительной популярностью не обладали, обретя ее исключительно в Интернете. По данным компании «IBM Institute for Business Value», в июне 2007 г. среди 20 самых посещаемых ресурсов Рунета восемь не располагали никаким другим контентом, кроме того, что был создан самими посетителями. И надо сказать, сайтов традиционных СМИ в этой двадцатке не оказалось вовсе.

Среди 20 самых популярных англоязычных ресурсов картина несколько иная — для 8 из них («Youtube», «Myspace» и др.) контент производят сами пользователи, но 20-е место все же занял сайт ВВС. Лидером англоязычного рейтинга является «Yahoo», но этотпортал хотя и не считается СМИ, но обильно публикует новости ведущих информационных агентств мира. Как, впрочем, и один из лидеров Рунета «Mail. га». По ноябрьским исследованиям 2007г. компании «TNS Web Index», которые пока охватывают только Москву, портал «Япйех» достигает 96 % московской интернет-аудитории в возрасте 12 — 54 лет, «Mail, га» — 86%, сайт «Odnoklassniki. га» — 67 %,а портал «Rambler» — 65 %.

Энтузиазм, проявляемый любителями онлайн-публикаций, все успешнее подвергается коммер-

ческой эксплуатации. Руководитель направления «Media&Entertainment IBM Institute for Business Value» A. Heye сообщил, в частности, что рекламный ролик, изготовленный победителем интернет-конкурса, обошелся заказчику, компании «Sony», в 2 ООО долл., хотя продукт такого же качества, изготовленный профессиональной студией, по оценкам специалистов, стоил бы надва порядкадороже.

Журналистам нашествия блоггеров пока опасаться не стоит. Они еще явно не в состоянии заменить регулярную армию стрингеров, корреспондентов и редакторов. Но блоггеры уже могут уличить профессионалов в ошибках, а также восполнить дефицит сообщаемых ими новостей. В том, что касается технологической стороны дела, тенденция тоже совершенно ясна: новости, распространяемые в Интернете, потребляются лучше тех, что печатаются на бумаге или передаются в эфире. Телевидение, являющееся основной медиасредой в России и мире, в качестве источника новостей использует всего 2 % населения, имеющего доступ в Интернет. Остальные смотрят телевизор только ради развлечения. В Интернете, напротив, подавляющее большинство пользователей ищут новости, чем заняты от 93 % пользователей в возрасте от 15 до 24 лет и до 98 % — в возрасте от 40 до 60 лет, и это трудно интерпретировать иначе как локальную победу Интернета над телевизором.

Исследования «Левада-Центр», проведенные в июле 2007г., показали, что в настоящее время у каждого четвертого россиянина дома есть компьютер, у 61 % — мобильный телефон, 17 % имеют возможность пользоваться мобильным Интернетом. Доля владельцев мобильных телефонов уже выше, чем доля обладателей домашнего телефона (61 % против 57 %), тогда как еще в 2005 г. домашний телефон был у 48 % россиян, а мобильный — у 42 %. При этом 6 % населения страны вообще ничего не знают о существовании Интернета, а 73 % не имеют возможности им пользоваться.

Аудиторией интернет-изданий является в основном образованная прослойка общества, владеющая необходимым минимумом знаний для работы на компьютере и в Интернете, обладающая достаточными средствами и возможностями для подобного времяпрепровождения, а также желанием читать независимые и зачастую противоречащие друг другу СМИ. Основной потребитель информации в Интернете — человек среднего и выше среднего достатка, имеющий интеллектуальную работу и стабильные доходы. Как правило, это люди в возрасте от16до 45 лет, с высшим

или средним специальным образованием, занимающие активную гражданскую позицию и имеющие собственное мнение по основным общественным вопросам.

Абсолютным лидером по размеру интернет-аудитории в России является Москва, где Сетью за месяц пользуются более 5 млн человек. Проникновение Интернета в столице за 2 года выросло на 63% — с3315до5 267 тыс. человек (рис. 11).

Примерно столько же пользователей дают Центральный (без учета столицы) и Приволжский федеральные округа — 5 и 4,8 млн человек соответственно. В Северо-Западном федеральном округе, включая Петербург, Интернетом пользуются 3,8 млн человек, в Сибирском — 3,5 млн человек, на юге России — 3,3 млн, в Уральском федеральном округе — 1,8 млн человек, а на Дальнем Востоке — 1,6 млн человек. Из дома в Сеть выходят почти 70 % пользователей. По половой принадлежности Рунет на 59% остается мужским. Наиболее активные пользователи — молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет, на чью долю приходится около половины общего количества аудитории. Затем в порядке убывания следуют возрастные категории 25 — 34 года, 35 — 44 года, 45 — 55 лет и только 2 % составляют люди старше 55 лет.

Аналитики компании «MForum Analytics» подсчитали, что к 2010 г. Интернетом в России ежедневно будут пользоваться 21 млн человек, а 16 млн — время от времени. По их данным, в 2007 г. суточная аудитория Рунета выросла на16 % и составила 11,8 млн человек. Дальнейший рост этой аудитории, формирующей основной объем сетевого трафика, возможен лишь при условии достаточного проникновения быстрого Интернета в регионы России. Компания «MForum Analytics» прогнозирует, что в 2008 г. суточная аудитория Ру-нетаувеличится на22%,ав 2009г. — на26%.

51 51,9 54 53 52

43 43

50 53 54 55%

CD N о со ю S

о ю 10 J

(j

Население Москвы 12+

35 37 36 37 38 37 37 36 38

_ ■ т t t t t

I-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1

Янв ФевМар Апр МайИюнИюл Авг Сен Окт Ноя Дек Янв ФевМар Апр МайИюнИюл Авг Сен Окт Ноя 2006 2007

Источник: TNS Web índex

Рис. 11. Ежемесячная аудитория Интернета в Москве в 2006 — 2007 гг.

При этом специалисты фонда «Общественное мнение» утверждают, что количество пользователей Интернета в России уже не растет столь стремительно, как раньше. Если до лета 2007 г. опросы фонда, проводимые каждые 2 недели, стабильно фиксировали стремительный рост аудитории, то с прошлого лета замедление ее роста стало очевидным. Одна из причин — высокие цены на доступ в Сеть в регионах. По мнению ФОМ, если не предпринимать мер, направленных на снижение расценок и борьбу с монополизмом в сфере провайдерских услуг, то через несколько лет проникновение Интернета в России зафиксируется на уровне 34 % и вряд ли существенно превысит этот показатель в будущем.

Директор по медиаисследованиям компании «TNS Gallup Media» Руслан Тагиев, наоборот, считает, что интерес к Интернету у людей пока достаточно высок. В Москве, по крайней мере, число пользователей растет хорошими темпами, а к концу 2008 г., по его мнению, около 30 % россиян будут пользоваться Интернетом. О прекращении роста его аудитории можно будет говорить лишь тогда, когда онадостигнет 75 %.

По мере проникновения в страну сети Интернет в России развивается и рынок Интернета. По оценкам компании «Tson&Partners», размер этого рынка в 2007г. достиг 53,9 млрд руб. К 2010г. оп-Нпе-про-дажи, считают эксперты, могут составить 50% его объема, а сам он к тому времени, по разным данным, можетдостичь показателя в 170 — 240 млрдруб.

Рост рынка в Интернете объясняется развитием широкополосного доступа в Интернет в крупных городах, что обеспечивает скачивание «тяжелого» контента (фильмов, игр, программного обеспечения), в то время как «легкий» контент (музыка, книги и т.д.) сегодня распространяется преимущественно посредством мобильного телефона, коммуникатора или smart-фона.

Например, исходя из глубины проникновения сотовой связи в России, ИД «Independent Media Sanoma Magazines» и компания «WapStart» запустили в 2007 г. мобильную версию журнала «Cosmopolitan» wap. cosmo. га. Теперь с помощью мобильных телефонов читатели журнала имеют возможность не только ознакомиться с информацией выпусков издания (новостями, статьями, анонсами, прогнозами), но и общаться в форуме, комментировать материалы, участвовать в голосованиях, опросах, конкурсах, скачивать бесплатный контент и пр.

Wap-сайт во многом повторяет функциональные особенности интернет-версии «Cosmopolitan» — содержит самые популярные рубрики: «Анонс номера» (включая региональные

выпуски); «Лучшее из «Cosmopolitan» (подборка статей о красоте, здоровье, отношениях, моде) и «Девушка Cosmo» (фотоконкурс на право украсить главную страницу сайта). Учитывая мобильный формат, разработчики, однако, дополнили структуру wap-сайтасервисом «Фотоблог», позволяющим посетителям самостоятельно загружать фотографии/картинки со своего телефона и участвовать в голосовании за лучший контент (в отличие от web-версии «Cosmopolitan» голосование на wap-came осуществляется бесплатно). Зарегистрированные посетители wap-версии также могут получать персонализированные данные — прогноз погоды в конкретном городе и ежедневный гороскоп, в том числе ежедневный персональный гороскоп на свои телефоны в виде ссылок в SMS-сообщениях.

Но если с проникновением сотовой связи дела в России обстоят успешно, то с компьютеризацией и Интернетом — много хуже. По последним данным Мининформсвязи России, сравнительно регулярно Интернетом в стране пользуются 25 млн человек (около 18% населения). Зарубежные статистики из компании «Internet World Stats» оценивают проникновение Сети в России несколько выше — в 19,8%.

Для сравнения: по тем же данным компании «Internetworld Stats», проникновение Интернета в Белоруссии сегодня составляет 56,3 % — выше, чем во Франции (54,7 %). Из республик бывшего СССР лидируетпо этому показателю Эстония (57,8 %). Уступая еще Латвии и Литве, Россия занимает пятое место, опережая по степени проникновения Интернета Молдавию, Украину, бывшие закавказские и азиатские республики СССР. Иными словами, говорить об Интернете «в российских деревнях, которых нет на карте» еще рано.

Неглубокое проникновение Интернета является основным фактором, сдерживающим развитие рынка не только цифрового контента, но и рынка информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). К слову, объем потребления ИКТ на душу населения в России за 2007 г. компания «Internet World Stats» оценила в 250 долл., или в среднем в 6 раз меньше, чем в странах ЕС, в 10 раз меньше, чем в Японии ив13 раз меньше, чем в Швейцарии.

Тем не менее участники рынка Интернета концентрируются в ожидании грядущего массового спроса, о первых признаках которого уже можно говорить в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых городах-миллионниках. Проникновение широкополосного Интернета в Москве к концу 2007 г. коснулось 38 % горожан, тогда как проникновение его в целом по России составляет пока 1,3 % (данные компании «Fitch Raitings»).

Таким образом, основная масса российских пользователей продолжает попадать в Сеть преимущественно через тонкие телефонные нити, притом, что современные интернет-технологии окупаются лишь после преодоления определенного порога посещаемости. Образно говоря, чтобы попасть в компьютер пользователя, требуются провода в палец толщиной, анес иголку.

Скоро, однако, положение должно исправиться. В конце июля 2007 г. Совет безопасности РФ утвердил стратегию развития информационного общества в стране, согласно которой к 2015 г. широкополосным доступом в Интернет должны быть обеспечены три четверти российских семей.

Перспективность российского рынка интернет-услуг подтверждает и реальная практика. В прошлом году компания «Microsoft» запустила на нем портал MSN. 29.6.2007 на сайте msn. га появилась поисковая система «Windows Live» и новости. Более 80 % информационного контента для проекта поставляют ИД «КоммерсантЪ» и подконтрольное ему интернет-издание «Газетами». Оставшиеся 20 % составляют новости информационных агентств «Reuters» и «Associated Press».

Во всем, что касается поиска, основным конкурентом MSN в России является русскоязычная версия поисковика «Google», обосновавшаяся на российском рынке в октябре 2006 г. Дела у этой американской компании идут в целом успешно, хотя и ниже ожиданий. По данным мониторинга агентства «comScore Networks», летом 2007г. Google находилась лишь на 8-м месте в перечне самых посещаемых сайтов Рунета, где лидировали Яндекс и Mail.Ru. Однако накануне 2008 г. с долей 17,2% Google сумела стать вторым игроком на российском рынке поисковых систем. До этого второе место среди поисковиков Рунета удерживал Rambler. Теперь зарубежную компанию опережает только «Яндекс» с долей 54,5%, выручкой 1,8 млрд руб. и чистой прибылью 732 млн руб. А. Иванов, ведущий специалист по интернет-маркетингу компании «Ашманов и Партнеры», полагает, что в 2008 г. доля Яндекса в Рунете составит около 50 %, Google — 25 %, а показатель Rambler вряд ли превысит 15 %.

Как бы там ни было, аналитики считают, что появление MSN в России усилит конкуренцию практически во всех основных сегментах рынка, связанного с Интернетом. При этом в большинстве своем они не верят, что MSN, как рассчитывает Microsoft, станет одним из трех самых популярных порталов Рунета. По мнению экспертов, компании будет трудно потеснить на рынке российских лидеров. Во всяком случае, для этого потребуется рекламный бюджет в десятки миллионов долларов.

В отчете «Индекс конкурентоспособности отрасли информационных технологий (ИТ) в странах мира», подготовленном компанией «Economist Intelligence Unit» (EIU), приводится перечень 66 стран, где с развитием IT-индустрии дела обстоят наиболее благополучно. Россия в нем занимает 48-е место, почти догнав Индию и обойдя КНР. Лучше всего информационные технологии развиты в США, Японии, Южной Корее и Великобритании. Причины не самых высоких показателей России в основном сводятся к недостаточности инвестиций, слабой развитости IT-инфраструктуры в регионах, недостаточной поддержке государства и распространенности пиратства.

Вместе с тем, по тем же данным, Россия является привлекательным местом для аутсорсинга по созданию новых IT-программ, так как в ней ежегодно выпускается более 200тыс. технических специалистов с высшим образованием, многие из которых владеют английским языком. Данные Мининформсвязи России тоже говорят в пользу такого вывода. Согласно ним, если в 2006 г. Россия экспортировала IT-программ на сумму 49 млрд руб., то в 2010г. объем этого экспорта составит 295 — 345 млрд руб., а общий объем российского IT-рынка — 1 трлн руб. Но даже при соблюдении заявленных темпов роста РФ вряд ли сумеет быстро догнать по конкурентоспособности отрасли информационных технологий группу мировых лидеров.

Среди множества деталей, преобразивших после 2000 г. мировую Сеть, выделяются пять трендов. Их влияние весьма ощутимо уже сегодня, и потенциально они способны изменить Интернет до неузнаваемости. Во-первых, в начале XXI в. мировая Сеть родила грандиозные по своим масштабам поисковые порталы, принесшие с собой в Интернет много рекламы и спама. Во-вторых, за счет бума пользовательского контента и появления систем анализа поведения в Интернете он стал более социальным. В-третьих, утвердились новые технологии распространения контента через файлообменные сети, популярность которых пугает традиционные медиаконцерны и порождает масштабные войны с пиратством. В-четвертых, налицо тенденция к замещению привычных и дорогих программ вроде «Microsoft Office» бесплатными сетевыми сервисами, например от Google. В-пятых, все более значимым становится исход миллионов людей в виртуальность и, наоборот, экспансия виртуальности в реальный мир.

Застрельщиком этих перемен стала компания «Google», создавшая новую технологию поиска в Сети и параллельно открывшая новую модель заработка в Интернете. Вместо показа назойли-

вых рекламных баннеров основатели компании «Google» стали размещать рядом с результатами поиска релевантные текстовые объявления под заголовком sponsored links. В результате с 2000 по 2007 г. оборот компании вырос с 19 млн до 11 млрд долл., существенную долю которого составляет поисковая или контекстная реклама, ставшая настоящей находкой для интернет-индустрии. На американском рынке поисковой интернет-рекламы, объем которого аналитики оценивают в7 — 8 млрд долл. (по данным компании «The Interactive Advertising Bureau», общий размер американского интернет-рынка в 2007 г. превысил 17 млрд долл.), компания «Google» уверенно держит едва ли не монопольное положение. Причем сам этот рынок неуклонно растет, а крупнейшие концерны один за другим делают объявления о перераспределении собственных рекламных бюджетов. Например, корпорация «Johnson & Johnson» заявила о переносе значительной части своего рекламного бюджета, около 250 млн долл., из традиционных медиа в цифровые. L'Oreal выделил в 2007 г. на онлайн-рекламу 2% своих рекламных расходов, общий размер которых превысил 6 млрд долл. По данным Американский федерации рекламы, около 73 % маркетологов в прошлом году перенаправили до 20 % рекламных бюджетов своих компаний на рекламу в новых медиа. Европейская ассоциация интерактивной рекламы тоже утверждает, что потребительские бренды увеличат свои бюджеты на рекламу в Сети с 5,6% в 2005г. до 9,8 % в 2008г., а компании индустрии развлечений даже до 11,2%. Наконец, эксперты компании «Zenith Optimedia» предсказывают, что к 2009 г. Интернет сумеет аккумулировать 9 % совокупного рекламного бюджета ведущих компаний мира.

Однако в самой модели онлайновой рекламы «pay per click» («плати за каждый клик») заложено несколько врожденных пороков. Проблема состоит из двух частей — фальшивых кликов и поискового мусора. Компании вроде «Google» или «Yahoo!» получают от рекламодателей деньги за каждый клик по рекламной ссылке вне зависимости оттого, привлечет этот клик реального покупателя или нет, что, собственно, и дало жизнь целой индустрии мошенничества — так называемому клик-фроду, или фальшивым кликам. Практика клик-фрода полностью автоматизирована, в результате чего 15 % переходов по рекламным ссылкам представляют собой банальную «накрутку», т. е. около 1 млрд долл. рекламодатели в буквальном смысле выбрасывают на ветер (данные компании «Outsell»).

Другая часть проблемы — информационное «замусоривание» Сети. Что бы ни искал в ней пользова-

тель сегодня, среди первых выданных ссылок большинство наверняка составят рекламные сообщения. С помощью специальных программ мошенники создают десятки тысяч бессмысленных сайтов-однодневок (дорвеев), не содержащих никакой полезной информации, но способных переадресовывать пользователей на рекламные каталоги и приносить тем самым своему создателю хоть сколько-нибудь кликов по рекламным ссылкам.

Согласно аналитическому отчету ЗАО «Лаборатория Касперского», доля спамав Рунете в 2007г. составляла порядка 80 % от общего объема почтового трафика. В отечественном спаме по-прежнему лидируеттематика «Медикаменты», доля которой за год удвоилась — до 22,4 %. На втором месте оказалась тематика «Образование» (13,8 %), состоящая преимущественно из предложений тренингов, семинаров и дипломов. Тематика «Компьютеры и Интернет» (9,2%), представленная в основном англоязычными предложениями нелицензионного софта, заняла третье место.

В контексте изложенного интересно знать, что, по данным последнего исследования компании «Nielsen Norman Group», проведенного с помощью устройства, отслеживающего перемещение взгляда пользователя, удалось доказать существование явления, определенного как «баннерная слепота». Проще говоря, постоянные пользователи Интернета практически не обращают внимания на рекламные баннеры, ссылки и прочее, концентрируя его исключительно на основном контенте.

В Интернете ныне наблюдается бум на user generated content (блоги, или онлайн-дневники). За последние годы блоги стали не только текстовыми, но обрели фото и видеофункциональность. Флагманами индустрии Интернета эпохи Web 2.0 являются сервисы MySpace, входящий в империю Руперта Мердока News Corp, и YouTube, ведущий сайт пользовательского видео, входящий в империю Google.

Web 2.0 экономически выгоден как магазин самообслуживания. Если предложенная авторами того или иного проекта концепция «цепляет» пользователей, то контент поступает от них самотеком, в силу чего не надо тратиться на студии, телебригады и гонорары. Проще говоря, система Web 2.0 стала актуальной благодаря мизерным издержкам хранения и передачи информации. По данным последнего исследования IDC, к 2010 г. около 70 % всей информации в Интернете будет создаваться самими пользователями. Кроме того, мода на Web 2.0 вновь подвинула венчурные компании мира на существенные инвестиции в Интернет. В частности, американские венчурные фонды инвес-

тировали в 2006 году в интернет-стартапы 4 млрд долл., что на 32% больше, чем в 2005 году (данные компаний «Thomson Financial» и «National Venture Capital Association»). Это крупнейшее в истории интернет-бизнеса денежное вливание. Но многие эксперты считают, что всего этого уже недостаточно, и настойчиво советуют готовиться к эпохе Web 3.0 (имхонет), которая, по их мнению, станет реальностью примерно в 2011 г. Имхонет наделяет пользователя более высоким статусом, предлагает иную работу и иное вознаграждение.

Реально мировой рынок поисковой интернет-рекламы вырос в 2007 г. на 25 %, достигнув 20 млрд долл., но потенциально его объем мог бы быть значительно больше. Многие крупные рекламодатели по-прежнему сторонятся Интернета из-за отсутствия единых стандартов измерения онлайновой аудитории. В отличие от газет, радио и телевидения в Сети до сих пор не существует четких критериев оценки таргет-групп, утверждают специалисты компании «Nielsen Online», занимающейся статистическими исследованиями Интернета.

Преувеличенной представляется и роль пользователей в создании контента сайтов. Исследования агентства «Hitwise» показывают, что у большинства людей нет желания создавать контент самостоятельно. Из всех пользователей знаменитого портала «YouTube» лишь 0,16 % закачивают на сайт свои видео, тогда как большинство предпочитает смотреть чужие ролики. В генерации контента культовой интернет-энциклопедии «Википедия» участвует не более 4,6% посетителей ресурса, а среди гостей Flickr свои фото загружает 0,2%. По мнению аналитиков Hitwise, общее правило пользовательского контента можно сформулировать так: 1 % генерирует контент, 10% активно с ним взаимодействуют, а остальные им просто пользуются. Причем наиболее активно создают блоговый контент спамеры и рекламные мошенники. Исследования компании «Umbria Communications» показали, что до 20% вновь создаваемых блогов являются рекламным спамом.

Технологии Интернета уже сегодня могут выстраивать настоящие кластеры виртуальных двойников. Специалисты в области математики называют данный процесс коллаборативной фильтрацией. Термин означает не что иное, как поиск в больших массивах данных схожих объектов. Например, если двум незнакомым людям нравятся одни и те же двадцать книг, то велика вероятность, что и двадцать первая книга, которая понравилась первому из них, придется по душе и второму.

Но, как выяснилось, больше всех о пользователях Интернета знает поисковая машина — сервер,

хранящий информацию о поисковых запросах, включая переходы нате или иные сайты. Заинтересованным лицам остается лишь проанализировать их схожими методами и узнать о пользователе то, чего, возможно, он о себе и сам не знает. Миллионы американцев, например, были откровенно напуганы, когда, представляя новую почту Gmail, компания «Google» стала размещать рядом с именными письмами рекламные объявления индивидуального характера. Тем самым компания «Google» продемонстрировала, что может индексировать и то, что пользователи ищут, и то, что они пишут друг другу, обретая тем самым над ними власть особого рода, сродни божественной или дьявольской.

Мировая Сеть все активнее просачивается в реальный мир. Возникаетдаже вопрос: читая тексты и смотря видео в Сети, отвечая на бесконечные электронные письма, общаясь с десятками собеседников в интернет-мессенжерах, живя и зарабатывая в виртуальных мирах, человек коммуницирует все еще с людьми или прежде всего с машиной? Ответ современного бизнеса на него очевиден: наиболее гибкие компании переносят свой бизнес в Сеть, чтобы иметь возможность максимально динамично реагировать на любые изменения социальной среды. Ради этого они даже готовы платить налоги дважды: в виртуальном и реальном мирах своей регистрации. Одним словом, если ранее футурологи говорили и писали лишь о глобализации, то сейчас им впору заговорить уже и о виртуализации реальности.

ПОЛИГРАФИЧЕСКИЕУСЛУГИ И БУМАГА

Наличие качественной полиграфической базы — одна из основ развития периодической печати в стране. В последние годы происходят серьезные позитивные перемены в обеспечении выпуска периодических изданий на отечественной полиграфической базе. Полиграфия производит книжную, газетно-журнальную, иную издательскую, упаковочную, этикеточную и рекламную продукцию, т. е. обслуживает все конечные рынки сбыта товаров и услуг. По расчетам Содружества бумажных оптовиков (СБО), всего в РФ потребляется различной печатной продукции на сумму более 172,5 млрд руб. Из этого объема ИЗ млрд руб., или 65,5%, приходится на печатную продукцию, выпускаемую на мелованной бумаге и картоне.

В настоящее время максимально возможный объем полиграфических работ составляет 1,32 % от ВВП. Поскольку, поданным Федеральной службы государственной статистики, ВВП России в 2007г. достиг 32,3 трлн руб., расчетная цифра для нашей

Таблица 20

Основные характеристики производства и потребления печатной продукции в РФ в 2007 г.

Характеристика Объем, тыс. т Стоимость, млрд руб.

Объем потребления печатной продукции, всего 2 564. 172,5

В том числе на мелованной бумаге и картоне 1 248 т 113

Объем производства печатной продукции, всего 2 194 159

В том числе на мелованной бумаге и картоне 830 84,7

Объем импорта печатной продукции, всего 432 29,7

В том числе на мелованной бумаге и картоне 418 28,3

Объем экспорта печатной продукции, всего 62 10,75

Источники: СБО, МАП.

страны составляет 435,5 млрд руб. Таким образом, достигнутый в 2007 г. в РФ реальный объем рынка полиграфической продукции насумму 172,5 млрд руб. составляет лишь около 40 % от его потенциального уровня.

Разрыв между реальным и потенциальным размерами рынка потребления полиграфической продукции в РФ обусловлен:

— структурой потребностей общества в печатной продукции, не адаптированной еще к рыночным условиям хозяйствования и несущей на себе отпечатки ментальности советского периода, в частности, недостаточный уровень информационно-рекламного сопровождения коммерческих операций, невысокую степень использования печатных изделий в быту ит. п.;

— социальной структурой российского общества с небольшим удельным весом среднего класса, основного потребителя печатной продукции в экономически развитых странах, и огромным разрывом в доходах между малочисленными высокодоходными группами населения с их ограниченной (по этой причине) совокупной потребностью в печатной продукции, и низкодоходными группами населения, не имеющими возможности реализовать свои потребности в ней;

— несовершенством материально-технической базы полиграфического производства, высокими процентными ставками по кредитам и лизинговым платежам, оказывающими депрессивное влияние на средний и малый полиграфический бизнес;

— высокой степенью зависимости от импорта расходных материалов, не производящихся в РФ и облагаемых при ввозе на ее таможенную территорию высокими пошлинами (в первую очередь речь идет о мелованных сортах бумаги и картона, удельный вес которых в стоимостном объеме полиграфических работ составляет от 55 до 70 %).

В то же время необходимо отметить, что в полиграфической промышленности РФ постоянно происходят изменения, обеспечивающие ее пос-

тупательное развитие. За последние восемь лет в российскую полиграфию вложено более 81 млрд руб. частных инвестиций. Это позволило ввести в строй более 20 новых газетно-журнальных полиграфических предприятий, в том числе несколько сверхсовременных предприятий по производству газет, журналов и упаковки. Одновременно до сотни действующих типографий подверглись комплексной модернизации.

Одной из характеристик позитивного развития служит и динамика красочности печатной продукции. За период с 2005 по 2007 г. среднее число красок на листе увеличилось с 1,67 до 1,82 единиц. Особенно примечателен рост уровня красочности газетной продукции. В 2007 г. многокрасочная печать присутствовала на полосах 20 % общероссийских газет, 18 — общественно-политических, 40 — рекламно-информационных, 23 — специализированных и 100 — досуговых региональных изданий. В среднем уровень красочности газетной периодики достиг значения 1,8. Это в сочетании с увеличением количества страниц в газетных экземплярах, которое в среднем по всем типам и видам газет превысило 16 полос формата АЗ, потребовало коренных изменений действующего парка печатного оборудования.

Примеры успешного дооснащения имеющегося оборудования и его замены на более совершенные модели продемонстрировали полиграфические предприятия «Советская Сибирь» (Новосибирск), «Уральский рабочий» (Екатеринбург), «Челябинский Дом печати» (Челябинск), «Царицын» (Волгоград) и т. д. Многокрасочная печать газет приходит также в городах областного подчинения. Об этом свидетельствуют поставки ротационных машин цветной печати в типографии Магнитогорска, Златоуста, Ачинска, Березовского, Нефтекамска и др. Тенденция к производству качественной периодики находит свое отражение и в использовании для печатания газет легкомелованных сортов бумаги, обеспечивающих «глянцевое» воспроизведение

рекламных сюжетов (наиболее востребованный рекламодателями тип публикаций).

Положительным фактором развития российской полиграфии стало также возвращение на рынок газетных полиграфических машин отечественного производителя — Рыбинского завода «ЛИТЭКС» (бывший ОАО «КПЦ Полиграфмаш»), Его доля в поставках современного оборудования, отвечающего требованиям сегодняшнего газетного производства, в том числе печати на легкомелованных бумагах, в 2007г. составила 30 %. Тем не менее нехватка современных полиграфических мощностей в стране продолжает сохраняться (табл. 21.).

В соответствии с поручением Президента РФ от 19.06.2003 Пр-1146 продолжалась работа по реализации концепции развития полиграфической промышленности РФ. В прошлом году был подготовлен и представлен в Правительство РФ окончательный вариант формирования на базе полиграфических и издательских предприятий федерального сектора четырех интегрированных структур, которые, несмотря на свою совокупную малочисленность (всего 57 предприятий по состоянию на 01.01.2008), в ряде важнейших секторов рынка полиграфических услуг занимают весомые позиции. В печати черно-белых книг их доля, например, составляет 48,2% рынка (млн листов-оттисков), альбомов — 45,2, газет — 30,2,журналов— 18,9%.

По результатам этой работы правительство РФ поручило Роспечати и Росимуществу обеспечить привлечение управляющих компаний для интегрированных групп полиграфических и издательских предприятий согласно утвержденному плану-графику. Одновременно перед управляющими компаниями была поставлена задача осуществить интенсивное техническое перевооружение указанных предприятий, выйти на запланированные объемы производства печатной продукции и обеспечить тем самым экономически обоснованное сохранение их профильного вида деятельности. В 2007 г. предприятия реформируемого федерального сектора полиграфии продолжали техническое перевооружение, модернизацию производства и

наращивали объемы выпускаемой продукции. На эти цели было инвестировано 966,9 млн руб. Выпуск печатной продукции по сравнению с 2006 г. увеличился на 11,5 %. Всего за год было отпечатано 18,4 млрд л-отт. различной полиграфической продукции. Причем выпуск книг в натуральном выражении вырос на 10,3 %, журналов — на 37,4, газет — на 12,5 %. Общий годовой выпуск газет превысил 10 млрд л-отт., а их разовый тираж по предприятиям федерального сектора полиграфии составил 35,3 млн экз. (рис. 12).

Интенсивное развитие высококачественной полиграфии в РФ, наблюдаемое в последние годы, произошло по сути дела благодаря двум мощным факторам — быстрому росту рекламного рынка в прессе и развитию отечественного рынка упаковки и этикетки. Сказалось и отсутствие ограничений для иностранных компаний на владение российскими печатными СМИ, что обеспечило приход в РФ международных изданий и стимулировало активное развитие рынка периодической печати и печатной рекламы. А все вместе способствовало повышению спроса на качественную печать.

Но для дальнейшего развития высокоэффективной полиграфии в стране одних рекламных денег уже

Продукция производственно-

технического назначения, 49%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прочая,

5%

Книги,

13%

Журналы, 19%

Источник: МАП.

Рис. 12. Структура российского рынка полиграфических работ в 2007 г., %от продаж

Таблица 21

Производственная база полиграфии РФ (количество предприятий и численность работающих на 01.01.2008)

Показатель Значение

Количество полиграфическихпредприятий (типографий), всего 16 100

В том числе крупных с объемом выпуска печатной продукции на сумму более 250 млн руб. в год 140

В том числе средних с объемом выпуска печатной продукции на сумму более 25 млн руб. в год 5 960

В том числе малых типографий и печатных салонов с объемом выпуска печатной продукции на сумму до 2,5 млн руб. в год 10 000

Число занятых на всех полиграфических предприятиях человек, всего Более 320 000

Источники: СБО, МАП.

недостаточно. Эксперты считают, что необходимо кардинальное изменение принципов государственного стимулирования инвестиций в данную отрасль, которое, с одной стороны, сделало бы ее гораздо интересней прежде всего для финансовых институтов, а с другой — способствовало бы внедрению передовых методов полиграфического производства.

Современные российские типографии «Алмаз-Пресс», «Пушкинская площадь», «МДМ — печать» и многие другие обеспечивают качество не ниже, чем полиграфисты Финляндии, Украины, Польши и стран Балтии. Тем не менее, не обладая в принципе техническим превосходством, иностранные поставщики полиграфических услуг в РФ до сих пор имеют существенные конкурентные преимущества перед отечественными типографиями.

По причине меньших цен на мелованную бумагу, полиграфическое оборудование и материалы они, во-первых, могут предложить издателям цены на 10 — 20 % ниже российских. Во-вторых, несмотря на то, что приобретаемое отечественными печатниками оборудование не хуже установленного за рубежом, слабым местом российской полиграфии являются неумение в полной мере использовать его возможности и низкий уровень механизации и автоматизации (в том числе роботизации) производства и складского хозяйства. В-третьих, невысок уровень технологической дисциплины, и серьезно отстает внедрение автоматизированных систем управления типографиями. В-четвертых, одной из самых серьезных проблем является нехватка высококвалифицированных кадров среди рабочих, а также управленцев младшего и среднего звена. Поэтому нередки случаи срывов производственных графиков. Более низкой, чем за рубежом, остается и производительность труда. Кроме того, слабо развиты общая инфраструктура отрасли и кооперация между предприятиями разного профиля при выполнении сложных заказов.

Как считают участники отечественного рынка полиграфических услуг, основное конкурентное преимущество зарубежных полиграфистов кроется в налоговом и таможенном обложении импорта в РФ качественной мелованной бумаги и расходных полиграфических материалов, зависимость от которых отечественной полиграфии находится на уровне 98 %.

С таможенными пошлинами ситуация следующая: на бумагу начисляется пошлина в размере 15%, тогда как пошлины на готовую продукцию варьируются. Более 42 % от всего объема импорта такой продукции приходится на периодические печатные издания (в основном журналы) нерекламного и неэротического характера, которые в

соответствии с международным Соглашением о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера (Флорентийское соглашение) ввозятся в РФ фактически беспошлинно (таможенный сбор составляет 0,15 % от заявленной стоимости); 23,5% импорта падает на картонную упаковку, облагаемую пошлиной в 10 %; 14,5 % — на этикетки, облагаемые пошлиной в 5%, и только около 20 % — на рекламную печатную продукцию, облагаемую 15 % пошлиной как и бумага.

Введенная постановлением Правительства РФ № 454 от 06.05.1995 15-процентная таможенная пошлина на мелованные сорта бумаги и картона создала по сути дела вопиющий экономический парадокс. Бумага, сырьевой товар для производства высококачественной печатной продукции с высокой добавленной стоимостью приравнена в нашей стране к готовой продукции рекламного характера и облагается равной с ней пошлиной, в то время как сама эта добавленная стоимость создается за границей, развивая полиграфию и формируя налоги соседних государств, а затем беспошлинно ввозится в РФ.

Усугубляет ситуацию наличие льготной ставки НДС. Согласно Налоговому кодексу РФ типографские работы подлежат обложению НДС по ставке 18%. Если же отпечатать тираж за границей и ввезти его на территорию РФ в качестве продукции, подпадающей под действие Флорентийского соглашения, то ввозной таможенный НДС составит уже не 18 %, а 10 %, реально экономя издателю 8 % от стоимости полиграфических услуг. Естественно, что такое положение дел не только не улучшает инвестиционный климат в отрасли, но побуждает инвесторов вкладывать средства прежде всего в строительство и развитие зарубежных полиграфических предприятий, обслуживающихроссийский рынок.

Непростой остается ситуация и в отрасли производства бумаги в РФ. Запасы леса в России составляют 25 % от мировых, но по производству бумаги и картона наша страна занимает только 10-е место в мире.

Как неоднократно отмечалось в ежегодных докладах Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, многочисленных обращениях издателей и полиграфистов в Правительство РФ и другие федеральные органы государственной власти, высококачественная мелованная бумага, пригодная для печати «глянцевой» периодической печатной продукции, в РФ фактически никогда не производилась и в настоящее время по существу не производится. Потребность российского рынка в этом сырье почти на 100 % покрывается за счет импорта, который по итогам 2007 г. составил порядка 750 тыс. т на сумму 17,5 млрд руб.

Вместе с тем «протекционистские» пошлины на мелованную бумагу и картон в свое время вводились именно для стимулирования российского производства этого товара, которое, однако, так и не возникло. Зато сразу за введением указанных пошлин последовал дополнительный отток полиграфических заказов за рубеж в объеме до 17 млрд руб. ежегодно только на периодику. Расчеты показывают, что за годы действия режима высоких таможенных пошлин на ввоз в РФ мелованной бумаги и полиграфических материалов лишь отрасль печатных СМИ России заплатила предприятиям иностранной полиграфии минимум 175 млрд руб. (табл. 22).

Во исполнение постановления Правительства РФ от 30.06.2007 № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» Минпромэнерго России в настоящее время разрабатывает федеральную целевую программу, рассчитанную до 2015 г. и направленную на создание мощностей по глубокой переработке леса, в том числе по производству высококачественной бумаги. Планируется, что ФЦП может быть принята Правительством РФ еще до конца 2008 г.

Из открытых источников можно сделать вывод, что при оценке мер, направленных на развитие отечественного производства мелованной бумаги и картона, в Минпромэнерго России доминирует мнение, что сохранение «протекционистских» пошлин и ограничение тем самым объемов импорта мелованной бумаги в страну будут способствовать организации ее производства в РФ и стимулировать развитие глубокой переработки леса в целом. Но

Основные характ и потребления бумаги

эксперты рынка глубоко сомневаются в продуктивности данной точки зрения, так как тринадцатилетняя практика действия в РФ фактически запретительных ввозных таможенных пошлин на мелованные сорта бумаги и картона говорит об обратном. За это время производство качественной мелованной бумаги в России не только не возникло, но даже сколько-нибудь проработанного проекта на сей счет до сих пор не имеется. Более того, искусственно создаваемый 15-процентной ввозной таможенной пошлиной низкий уровень потребления мелованной бумаги в стране сдерживает инвестиции в организацию ее отечественного производства и влечет за собой стагнацию полиграфии. В частности, подписанные в последние годы с иностранными инвесторами договоры о налаживании современного бумагоделательного производства в Костромской, Нижегородской и Новгородской областях пока еще далеки от реального воплощения (табл. 23).

Сказывается здесь и общемировая ситуация, характеризующаяся перепроизводством данного вида сырья на фоне стабильно падающего спроса на него. В Европе, например, в 2007 г. были закрыты мощности по производству мелованной бумаги в объеме 700 тыс. т, а с 2005 г. таких мощностей из производства там выведено в объеме 2,5 млн т. В остальном мире ситуация не лучше. Действующие мировые мощности по производству мелованной бумаги рассчитаны на 49 млн т, тогда как потребляется лишь 44,6 млн т. Невостребованные излишки составляют 4,4 млн т, или 9 % всей произведенной продукции.

Таблица 22

шстики производства картона в России в 2007 г.

Характеристика Объем, тыс. т Стоимость, млрд руб.

Объем потребления бумаги и картона, в том числе: 6 376 124,2

— бумаги и картона для печати 2 644 71,2

— мелованных видов 830 29,5

Объем производства бумаги и картона (всего), в том числе 7 292 93

— гофробумаги, тарного картона, технических и др. бумаг специального назначения 4 392 53,8

— бумаги и картона для печати 2 900 39,3

— макулатурного картона 80 1,77

— газетной бумаги 1990 24,38

Объем импорта бумаги и картона (всего), в том числе: 1 627 43,7

— бумаги и картона для печати 1 080 29

— мелованных видов 750 17,5

Объем экспорта бумаги и картона (всего), в том числе: 2 543 36,2

— гофробумаги, тарного картона, технических и др. бумаг специального назначения 1207 17,2

— бумаги и картона для печати 1 336 19

— газетной бумаги 1 186 15,6

Источники: СБО, РАО «Бумпром».

Таблица 23

Производственная база целлюлозно-бумажной промышленности России

Характеристика Значение

Количество предприятий — производителей бумаги и картона (всего), в том числе: 100

— крупных с объемом выпуска продукции более 500 тыс. т в год 9

— с иностранным капиталом 7 (производят 45 % бумаги и картона)

Число занятых на этих предприятиях человек Около 100 000

Объем инвестиций в производство (1999 — 2006гг.) 83,5 млрд руб., в том числе были направлены на производство целлюлозы и конечной продукции

Источники: СБО, РАО «Бумпром».

Даже при наличии инвесторов и заинтересованном участии государства проектное согласование и строительство современного бумагоделательного предприятия займет не менее пяти лет, в течение которых «протекционистские» пошлины еще больше усилят полиграфические позиции стран-соседей и серьезно ослабятроссийскую полиграфию.

Таким образом, единственный способ стимулировать производство мелованной бумаги в России — наращивание собственного полиграфического рынка путем выравнивания конкурентного поля с иностранными полиграфическими предприятиями, в том числе через отмену пошлин на бумагу. Наглядный пример тому Китай, где сначала стал расти рынок полиграфических услуг (на 30 % ежегодно), а вслед за ним стало развиваться и собственное бумажное производство.

Да и соседняя Украина после снижения пошлин на ввоз мелованной бумаги в 2003 г. быстро стала значимым полиграфическим центром, в первую очередь, для российских заказов. В настоящий момент потребление мелованной бумаги в этой стране увеличивается ежегодно в среднем на 50 %. После переработки в Украине половина этой бумаги в виде готовой печатной продукции далее попадает в Россию. Украина составляет серьезную конкуренцию полиграфическим предприятиям Финляндии, Восточной Европы и стран Прибалтики (табл. 24).

Общее мнение экспертов издательско-поли-графического рынка таково: развитие глубокой переработки леса в форме организации производства высококачественной бумаги в стране возможно лишь при значительном увеличении внутреннего потребления конечной продукции, отпечатанной на этой бумаге, чего в принципе нельзя добиться без изменения условий таможенного и налогового обложения ее импорта.

Расчеты показывают, что при снижении таможенных пошлин на бумагу до 5 %, а затем до 0 % рост полиграфического производства увеличит налоговые доходы федерального бюджета на сумму, много большую, чем дают ему существующие пошлины. В первый год после изменения пошлин федеральный бюджет потеряет от этого доход в размере 632 млн руб., но получит налоговых платежей больше на 1,26 млрд руб. Далее доход федерального бюджета будет только увеличиваться.

Эксперты российского полиграфического сообщества считают, что для решения проблемы необходимы следующие меры.

1. Снятие или уменьшение таможенных пошлин на ввоз мелованных сортов бумаги (товарная группа 48.10) как минимум до момента ввода в строй отечественных производственных мощностей по производству мелованной бумаги необходимой номенклатуры при одновременном поэтапном повышении экспортных таможенных пошлин

Таблица 24

Потребление бумаги на душу населения в мире и в отдельных странах, кг

Страны 1995 г. 2000 г. 2003 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

МИР 47 53 52 53 50 55

США 333 328 304 310 300 320

Япония 241 250 250 250 247 255

Германия 193 231 227 230 233 225

Финляндия 374 429 326 330 338 329

Польша 40 62 75 83 88 95

Китай 25 33 33 40 47 55

Россия 14 23 32 40 45 45

Украина 6 12 20 26 30 35

Источник: Союз бумажныхоптовиков.

на круглый лес в соответствии с постановлением Правительства РФ № 75 от 05.02.2007, согласно которому к 01.01.2009 они должны быть доведены до80 %от его стоимости.

2. Установка единой сквозной льготной ставки НДС на все виды печатной продукции (исключая рекламную и эротическую).

3. Включение предлагаемых мер по формированию внутреннего рынка потребления мелованной бумаги в государственную программу по развитию лесопромышленного комплекса России, что соответствуетпоручению Президента РФ В. В. Путина от 09.04.2007 Правительству РФ, Минпромэнерго России и Минэкономразвития России, включающему требование «разработать с учетом предложений общественных объединений предпринимателей и представить на утверждение комплексные программы развития отраслей промышленности, связанных с применением высоких технологий. В том числе, с глубокой переработкой природных ресурсов».

Постановлением Правительства РФ № 225 от 14.04.2007 «О временной ставке ввозной таможенной пошлины в отношении бумаги и картона самоклеящихся» таможенная пошлина в отношении таких бумаги и картона (код ТН ВЭД 4811 41 900 0) была сниженас 15 до 5 % оттаможенной стоимости сроком на девять месяцев. После обобщения практики применения этой таможенной ставки постановлением Правительства РФ № 48 от 05.02.2008 ставка ввозной таможенной пошлины на данные виды сырья установлена на постоянной основе в размере 5 % от таможенной стоимости. Заявка на регулирование указанной таможенной пошлины была подана Центром упаковки, этикетки, дизайна от имени группы фирм и предприятий, занятых в сфере производства самоклеящихся этикеток, при поддержке подкомитета по развитию индустрии упаковки ТПП РФ и журнала «Тараи упаковка», которые добивались этого решения более полутора лет.

Данный факт наглядно демонстрирует необходимость формирования эффективной системы диалога между органами саморегулирования различных отраслей экономики и государством на основе взаимной заинтересованности. Пока, увы, взаимодействие складывается непросто, хотя есть и позитивные примеры. Длительный процесс обсуждения предшествовал, например, отмене таможенных пошлин на ввозимое в страну полиграфическое оборудование, но с 01.07.2007 его импорт, наконец, на постоянной основе облагается по нулевой таможенной ставке. Еще девять месяцев перед этим такая же ставка применялась временно. Есть надежда, что аналогичное решение будет принято

и по импорту мелованных сортов бумаги и картона для полиграфического производства. Снятие или уменьшение таможенных пошлин на непроизводи-мое внутри страны сырье — есть не что иное, как ориентация таможенного законодательства РФ на поддержку российского производителя.

За предлагаемым решением по таможенным пошлинам стоит большое количество различных ассоциаций и организаций сферы печати. В их числе Национальный координационный совет прессы, Межрегиональная ассоциация полиграфистов, Гильдия издателей периодической печати, НП «Издательская инициатива», Московский полиграфический союз, Союз полиграфистов Санкт-Петербурга, Сибирский полиграфический союз, Уральский полиграфический союз, Содружество бумажных оптовиков и даже Российская ассоциация производителей бумаги — РАО «Бумпром», в которой тоже понимают, что производство отечественной мелованной бумаги в достаточных для российского рынка объемах возникнет не скоро.

Сейчас очень важно, чтобы все профессиональные общественные организации отрасли значительно активизировали свою работу в этом направлении. Достижение конечного результата возможно в самое ближайшее время. 21 февраля

2008 г. Правительство РФ рассмотрело основные направления таможенно-тарифной политики на

2009 — 2011 гг. Одним из ее приоритетов признано стимулирование переноса товарного производства на территорию РФ путем снижения ввозных таможенных пошлин на сырье и материалы. Установленный Правительством РФ приоритет производства над импортом полностью соответствует интересам развития издательско-полиграфическо-го комплекса страны.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ПЕЧАТНЫХ СМИ

В 2007 г. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям продолжило практику государственной поддержки реализации социально значимых проектов в печатных СМИ за счет средств федерального бюджета. Всего в Агентство поступили заявки от 658 организаций в сфере печати, осуществляющих реализацию 864 таких проектов. Субсидии по ст. 4500000 «Мероприятия в сфере культуры, кинематографии и средств массовой информации» получила 351 организация в сфере печати из 57 регионов РФ на реализацию 415 социально значимых проектов на общую сумму 127 582000 руб. В том числе 133 организации в сфере печати с государственной формой собственное-

ти получили субсидии на сумму 27 582 ООО руб. и 218 организаций в сфере печати с негосударственной формой собственности —100 ООО ООО руб. Еще 23 ООО ООО руб. было направлено 22 организациям в сфере печати, осуществляющим выпуск периодических печатных изданий для инвалидов, из которых 20 ООО ООО руб. получили организации в сфере печати, осуществляющие выпуск периодических печатных изданий для инвалидов по зрению (рис. 13).

В сравнении с предыдущим годом принципы и объем государственной поддержки изданий всех типов в 2007 г. не изменялись. Денежные средства на государственную поддержку социально значимых проектов в периодических печатных изданиях распределялись между претендентами по решению Экспертного совета Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям с учетом требований постановления Правительства РФ от 22.05.2004 № 249 «О мерахпо повышению результативности бюджетных расходов» (с последующими изменениями).

Преимущественное право на получение «грантов» имели издания социальной, литературно-художественной, культурно-просветительной и научно-популярной направленности, испытывающие потребность в государственной поддержке на обеспечение публикаций социально значимой тематики. При рассмотрении соискателей на государственную поддержку предпочтение также отдавалось претендентам, инициативно представившим к рассмотрению масштабные социально значимые проекты. Под социально значимыми проектами в сфере периодической печати понимались серии тематически однородных материалов, представляющих общественные и государственные интересы, направленных на решение актуальных социально значимых проблем российской действительности и опубликованных (планируемых к публикации)

Издания для инвалиде 15,3%

Для ветеранов, 1,630 млн руб., 1,2%

Детские, 20,06 млн руб., 16%

Молодёжные, 7,64 млн руб., 6%

Общественно-политические, 42,39 млн руб., !,2%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литературно художественные. 14,0 млн руб., 11%

Культурно-прос ветительны е. 41, 86 млн руб., 27,8%

Источник: Роспечать

Рис. 13. Структура распределения средств на реализацию социально-значимых проектов в 2007 г. (по типам изданий, всего ив %)

на страницах официально зарегистрированных в РФ газет, журналов, альманахов, бюллетеней и сборников.

Субсидирование изданий для инвалидов по зрению осуществлялось ежемесячно согласно Плану выпуска специальных изданий для слепых на 2007г., утвержденному ЦП ВОС. В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от24.11.1995 № 181-ФЗ экономическая поддержка периодическим изданиям для инвалидов по зрению оказывалась не только на частичное возмещение расходов по закупке бумаги и оплате полиграфических услуг отечественных типографий, но и полностью на выпуск и распространение изданий.

Полученные государственные средства позволили указанным организациям в сфере печати обеспечить бесперебойный выпуск печатных изданий для инвалидов по зрению и даже снизить цены на них, обеспечивая тем самым право данной категории российских граждан на получение объективной и достоверной информации по актуальным для них проблемам.

В 2007 г. во исполнение Рекомендаций II межотраслевой конференции «Средства массовой информации, книгоиздание, полиграфия: итоги 2006 года и перспективы развития» 27.09.2007 состоялась коллегия Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям на тему «Об оптимизации налогообложения периодической печати и книг, связанных с образованием, наукой и культурой». Предложения по этому вопросу, подготовленные Национальным координационным советом прессы, стали результатом большого коллективного труда, прошли квалифицированную предварительную юридическую экспертизу и около месяца были доступны для всеобщего обсуждения на сайтах Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и Гильдии издателей периодической печати.

Участники обсуждения сошлись во мнении, что существующая в РФ практика налогообложения печатных СМИ и книжной продукции, связанных с образованием, наукой и культурой, требует оптимизации с учетом ее специфики как социально значимого товара особого рода и особенностей производства и распространения, которые не всегда должным образом учитываются правоприменительной практикой в настоящее время. Исходя из отечественного и мирового опыта многие нормы российского законода-

тельства в части налогообложения печатных СМИ и книгоиздания нуждаются в изменении или дополнительном толковании, поскольку существенно увеличивают налоговое бремя на издателей и распространителей периодической печати, тормозят развитие издательского бизнеса.

Как следствие, итоговый документ получился цельным и содержательным, что позволило членам коллегии одобрить его практически без замечаний. После доработки и дополнительной юридической экспертизы предложения отрасли по оптимизации налогового бремени печатных СМИ и книгоиздания во II квартале 2008 г. планируется внести в Правительство РФ в установленном порядке. Эксперты едины во мнении — их реализация на практике будет способствовать большей финансовой прозрачности индустрии печати, следовательно, притоку дополнительных инвестиций, запуску новых проектов и пр. Иными словами, дальнейшие темпы развития российского издательского бизнеса напрямую зависят от решения указанной проблемы.

Второй важной проблемой, решить которую без участия государства отрасль печатных СМИ не в состоянии, является острая нехватка должным образом подготовленных кадров, журналистских в том числе. Как уже не раз отмечалось, система подготовки и переподготовки индустриальных кадров, соответствующая стремительному развитию самой отрасли СМИ, в стране пока не сложилась. В октябре 2006 г. эта тема обсуждалась на коллегии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям при участии представителей индустрии СМИ и системы подготовки кадров для нее, а в декабре того же года — на отраслевой конференции «Подготовка творческих и управленческих кадров для издательской отрасли», организованной при финансовой поддержке Роспечати.

В результате были определены ключевые проблемы в данной сфере, суть которых сводится к следующему. Государственный перечень профессий, необходимых для обеспечения деятельности индустрии СМИ и массовых коммуникаций на уровне современных отраслевых требований, устарел. Как следствие, базовое обучение многим необходимым для современных СМИ профессиям не осуществляется вовсе.

И вузы, и отрасль предпринимают известные, нередко значительные усилия по приведению учебного процесса в соответствие с требованиями времени, но, за редким исключением, у российской высшей школы пока нет достаточного потенциала для того, чтобы самостоятельно качественно решить проблему обеспечения средств массовой

информации разнообразными кадрами должного уровня квалификации. Между тем такие возможности, а также солидная материально-техническая база есть у издателей и вещателей, вовлеченных в рынок и хорошо знающих его кадровые потребности. Российский медийный бизнес, на наш взгляд, при заинтересованном участии государства вполне способен принимать активное участие в подготовке и переподготовке индустриальных кадров.

Например, 15.10.2007 на базе Международной школы бизнеса Финансовой академии при Правительстве РФ началась реализация двухлетней программы «Медиа-МВА» (MBA — Master of Business Administration, «мастер делового администрирования»), инициатором которой выступила Гильдия издателей периодической печати. Выпускники получат диплом «Мастер делового администрирования» со специализацией «медиабизнес». Для того чтобы поступить на курс Медиа-МВА, необходимо пройти стандартное тестирование. Тем самым впервые в России началась подготовка руководящих кадров высшего уровня для медийной отрасли.

В рамках проекта «Медиаобразование и кадры», осуществляемого при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, в 2007 г. Гильдия издателей периодической печати при участии экспертов ООО «Штаты, ру» и индустриального кадрового портала «Mediajobs», провела экспертный мониторинг рынка труда в индустрии печатных СМИ и составила отраслевой перечень современных профессий (творческих и управленческих), прошедший широкое обсуждение. Одновременно был разработан перечень современных профессий в сфере книгоиздания, а Национальная ассоциация телерадиовещателей (HAT) сформировала отраслевой перечень современных профессий в сфере электронных СМИ.

Все указанные перечни (см. сайты www. fapmc. ru, www. gipp. ru) содержат описание квалификационных отраслевых требований к специалистам печатных и электронных СМИ (навыки, знания, умения), их функциональных обязанностей и полномочий, а также элементы глоссария относительно названия должностей. HAT и ГИПП рекомендовали эти наработки отрасли к использованию в качестве информации и рекомендаций в сфере образования и кадровой политики индустрии печатных и электронных СМИ. Ожидается, что подготовленные перечни существенно облегчат ведение индустриальной кадровой политики в СМИ, позволят работникам образовательных учреждений при участии индустриальных экспертов составить соответствующие запросам медиарынка образовательные стандарты и программы по под-

готовке и переподготовке кадров для печатных и электронных средств массовой информации.

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям планирует также направить данные перечни профессий с описанием квалифицированных требований (характеристик) к ним в Министерство образования и науки РФ и учебно-методические отделы профильных вузов в качестве рекомендаций по модернизации учебного процесса и разработки современных государственных образовательных стандартов в сфере подготовки и переподготовки специалистов печатных и электронных СМИ, соответствующих индустриальным требованиям.

Законодательное регулирование сферы печатных СМИ в 2007 г. принципиальных изменений не претерпело. Как и ранее, оно направлено на развитие бизнеса средств массовой информации на принципах приоритета свободы слова и независимости СМИ. Состояние российского законодательства о СМИ обстоятельно освещено в докладе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Российский рынок периодической печати 2007 г. Состояние, тенденции и перспективы развития» и в дополнительных комментариях, на наш взгляд, пока не нуждается.

Судебная практика 2007 г. тоже свидетельствует, что абсолютное большинство судебных и административных исков к СМИ связано либо с нарушением рекламного законодательства, либо с защитой чести и достоинства граждан или организаций. Судебных исков к СМИ и журналистам по поводу содержания опубликованных в них материалов в прошлом году в РФ было удовлетворено 9.

В их числе: решения Арбитражного суда Москвы, удовлетворившего иск о клевете компании «Ин-теко» к ИД «Axel Springer Russia»; Замоскворецкого суда Москвы о прекращении деятельности газеты «Дуэль» в связи с многочисленными нарушениями законодательства; Оренбургского областного суда о закрытии газеты «ЗаВеру, Царя и Отечество!», материалы которой ранее были признаны экстремистскими; Владимирского Мирового суда о признании виновным в оскорблении представителя власти бывшего главного редактора газеты «Владимирский край» Сергея Громова; Тверского районного суда Москвы об аресте заместителя главного редактора «Независимой газеты» Бориса Земцова по подозрению в вымогательстве; приговор Псковского районного суда об условном двухлетнем сроке заключения для двух калининградских журналистов — учредителя газеты «Новые колеса» Игоря Рудникова и журналиста того же издания Олега Березовского; Мирового суда Октябрьского района

г. Саратова, признавшего главного редактора газеты «Саратовский расклад» Владимира Спирягина виновным в клевете на одного из руководителей партии «Единая Россия» Вячеслава Володина; Новосибирского областного суда, приговорившего с третьей попытки к пяти годам лишения свободы за распространение экстремистских материалов главного редактора газеты «Родная Сибирь» Игоря Колодезенко и Октябрьского районного суда г. Ижевска о признании экстремистскими печатные издания «Русская Фаланга» № 14 (42) от 25.12.2004, «Республика» № 4 от 18—24 апреля 2004 г. и «Наш народный наблюдатель» № 1 (ноябрь 2003 г.).

Но есть и примеры другого порядка. Решением Управления Генпрокуратуры РФ в Уральском федеральном округе со своей должности был снят прокурор г. Нижневартовска (Тюменская область) Николай Румянцев, с санкции которого по обвинению в клевете в адрес главы компании «Славтек» Александра Петермана были арестованы главный редактор газеты «Вольный город» Алексей Кун-гуров и журналист Александр Безделов. Осенью 2007 г. Саратовский Арбитражный суд отменил предупреждение, вынесенное Средне-Волжским территориальным управлением Россвязьохран-культуры газете «Новые времена в Саратове», не найдя в опубликованной там статье «Триумф воли» и сопровождавших ее иллюстрациях с нацистского съезда 1934г. «признаков экстремизма», а также признал незаконным решение того же управления Россвязьохранкультуры об отмене регистрации областной оппозиционной газеты «Саратовский репортер», опубликовавшей коллаж с Президентом РФ В. В. Путиным, где он изображен в виде советского разведчика Штирлица в форме штандартенфюрера СС. Решением городского суда Санкт-Петербурга в декабре 2007 г. были сняты обвинения в экстремизме к газете «Новый Петербург», и отменено предыдущее постановление этого суда о приостановлении ее деятельности по указанному мотиву.

21.03.2008 Государственная Дума Федерального Собрания РФ рассмотрела и приняла во втором чтении проект федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации». Всего в законопроекте названы 42 вида деятельности, куда вход иностранного капитала будет ограничен. К таким видам деятельности отнесены крупные федеральные СМИ, мощные типографии и фактически все теле- и радиокомпании. Закон о стратегических предприятиях не запрещает в них иностранные инвестиции,

но вводит для инвесторов определенные ограничения. Предполагается и более плотный государственный контроль за деятельностью таких предприятий.

Днем ранее Президент РФ В. В. Путин подписал указ «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена». Указ призван обеспечить информационную безопасность страны при использовании информационно-телекоммуникационных сетей, позволяющих осуществлять передачу информации через государственную границу, включая использование Интернета. Теперь подключение к таким

сетям возможно только с использованием специальных средств защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную либо служебную тайну. В том числе шифровальных (криптографических) средств, которые прошли сертификацию в ФСБ России и (или) получили подтверждение соответствия в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю.

Поскольку закон об ограничении иностранных инвестиций еще окончательно не принят, а практика применения названного Указа Президент РФ не отработана, подробнее речь о них пойдет в очередном ежегодном докладе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям о состоянии и развитии рынка прессы России.

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.