Научная статья на тему 'Российский рынок полиграфических работ: состояние, тенденции и перспективы развития, 2009 год'

Российский рынок полиграфических работ: состояние, тенденции и перспективы развития, 2009 год Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

В статье публикуются материалы доклада Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям о состоянии и развитии рынка полиграфических работ в Российской Федерации в 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российский рынок полиграфических работ: состояние, тенденции и перспективы развития, 2009 год»

РОССИЙСКИЙ РЫНОК ПОЛИГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ: СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ, 2009 ГОД* **

Государственная политика в сфере полиграфии

Законодательное регулирование сферы печатных СМИ и книгоиздания, а также полиграфического производства принципиальных изменений в последнее время не претерпело. Как и раньше, оно было направлено на поддержку и развитие бизнес-процессов во всех секторах рынка печатной продукции.

Внимание полиграфической общественности в этот период времени привлекли два проекта законодательных актов. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации 21.03.2008 рассмотрела и приняла во втором чтении проект Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации», который был утвержден в окончательном варианте в апреле 2008 г. Всего в федеральном законе названы 42 вида деятельности, куда привлечение иностранного капитала будет ограничено. К таким видам деятельности отнесены и крупные полиграфические предприятия.

Одновременно в Государственной Думе Российской Федерации были рассмотрены предложения о дополнительном перечне лицензируемой деятельности с включением в его состав полиграфии. Все это предполагает ужесточение государственного контроля за работой таких предприятий.

Данное нововведение вызвало отрицательную реакцию у полиграфистов, так как противоречит основным положениям действующего законодательства, ограничивает развитие бизнеса в отрасли и нарушает основы конкуренции на рынке полиграфических работ.

* Доклад составлен Управлением периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

** Окончание. Начало см. в журнале «Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии» № 8 (128) — № 12 (132) —2009, № 1 (133) -№2 (134) -2010.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 19.06.2003 № Пр-11146 в 2008 г. продолжалась работа по доработке концепции развития полиграфической промышленности и подготовке к ее реализации. К концу 2007 г. все полиграфические предприятия, имевшие до этого года статус ФГУП, были преобразованы в открытые акционерные общества со 100 % акций в государственном ведении.

В качестве наиболее эффективного способа преобразования отрасли было признано создание на базе акционированных федеральных государственных унитарных предприятий интегрированных структур, достаточно мощных по потенциалу, способных занять прочные позиции на рынке полиграфических работ, обладающих инвестиционной привлекательностью при сохранении профильное -ти ведения бизнеса.

В настоящее время завершается работа по определению управляющих компаний для установленных интегрированных групп типографий. Перед этими компаниями поставлена задача по организации процесса интенсивного технического перевооружения вверенных предприятий и обеспечению функционирования конкурентоспособных производств. Важность реализации данных структурных преобразований заключается в создании отраслеобразующих центров и появлении новых «точек роста» на рынке полиграфических работ.

При поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в 2007—2008 гг. Межрегиональной ассоциацией полиграфистов был проведен целый комплекс отраслевых научно-практических мероприятий, посвященных решению наиболее актуальных проблем в деятельности отечественной полиграфии. В том числе:

— межотраслевая практическая конференция «Бумага и печать» (2007), посвященная организации взаимодействия отраслей в целях повышения качества бумаги для печати, совершенствованию договорной дисциплины, созданию нормативно-технической документации, соответствующей

современному уровню развития полиграфического производства;

— отраслевой симпозиум «Техническое регулирование и стандартизация в издательско-полигра-фическом комплексе страны», проведенный в рамках Международной выставки полиграфической техники и материалов «ПолиграфИнтер — 2007». Необходимость проведения данного мероприятия связана с принятием Федерального закона «О техническом регулировании» и организации комплекса мер в отрасли по созданию технического регламента и комплекса отраслевых стандартов, регламентирующихиздательско-полиграфическую сферу производственной деятельности;

— цикл отраслевых межрегиональных практических конференций «Полиграфия России. Состояние, перспективы развития», проведенных в 2008 г. в ряде регионов: Москва, Санкт-Петербург, Уральский федеральный округ (Екатеринбург), Приволжский федеральный округ (Уфа), Южный федеральный округ (Ростов-на-Дону). На конференциях обсуждались вопросы состояния полиграфической промышленности страны, развития общефедерального и региональных рынков полиграфических работ. Подробно рассматривались происходящие события и их влияние на развитие бизнес-процессов в отрасли. В конференциях принимали участие руководители и специалисты СМИ, издательств, полиграфических предприятий и представители производителей и поставщиков оборудования и материалов;

— практическая конференция «Книжная полиграфия: состояние, проблемы и их решения», состоявшаяся во время работы 21-й Московской международной книжной выставки-ярмарки (2008). На этом форуме издателей и полиграфистов был обсужден комплекс совместных мер по развитию книжного рынка и материально-технической базы книгоиздания.

Отмечая позитивный характер сложившихся в отрасли государственно-частных партнерских отношений и их развитие до настоящего момента, нельзя не выразить серьезного беспокойства в связи с возникшими в конце года кризисными явлениями в отрасли в целом и в полиграфии, в отдельности. Все это ставит новые задачи перед отраслевым бизнесом и предполагает выработку определенных мер государственной поддержки.

Следует с глубоким удовлетворением констатировать, что Правительство РФ уже оперативно приняло ряд неотложных макро- и микроэкономических решений, в том числе определенное антикризисное снижение фискального бремени на производителей. Но издательско-полиграфи-

ческая общественность рассчитывает на целевую государственную поддержку отрасли.

Именно выработке таких предложений была посвящена последняя встреча руководителей общественных объединений — членов Национального координационного совета прессы. Среди основных мер, направленных на совершенствование взаимоотношений между всеми секторами печатной отрасли и смежными сферами деятельности, участники совещания посчитали особенно важным в новых условиях отменить ввозные пошлины на не производимые в России сорта бумаги для печати, другие расходные материалы и оборудование, а также поддержали готовящееся решение Правительства РФ о введении нулевой ставки НДС на импорт технологического оборудования, аналоги которого не производятся в стране.

Сейчас еще трудно сказать, как будут развиваться дальнейшие события в отрасли. Но уже ясно одно, нужны общеэкономические меры государственной поддержки в области тарифов, пошлин и налогов, ставок по кредитам, а также специальные — по поддержке печати.

Среди адресных антикризисных мер, направленных на обеспечение оптимального функционирования полиграфических предприятий, сохранение кадрового состава работающих, в первую очередь типографий книжно-журнального и газетного профиля деятельности, можно выделить следующие предложения, выдвигаемые общественными объединениями:

— организация федеральной и региональной государственных программ издания социально-значимой литературы для библиотек всех уровней;

— концентрация выпуска школьных учебников;

— предоставление льготной подписки на периодические издания СМИ для малообеспеченных слоев населения;

— «замораживание» цен на газетную бумагу для социально значимых СМИ;

— организация целевых грантов либо предоставление налоговых льгот для базовых газетных типографий.

Основные выводы

1. По данным проведенного мониторинга и принятыми условиями его проведения в 2008 г. в Российской Федерации функционировали 7 353 полиграфических предприятия, занимающих действенные позиции на рынке полиграфических работ, на которых работали 207 450 человек.

По сведениям Статрегистра, в 2007 г. было зарегистрировано по отрасли книгоиздания и печатных СМИ 16 326 полиграфическихпредприятий.

2. Современная структура рынка полиграфических работ России характеризуется:

— сохранением значения традиционного полиграфического потенциала, созданного в предшествующие десятилетия, в обеспечении информационного пространства страны и развитии книгоиздания;

— усилением концентрации полиграфических предприятий в Центральном административном округе, а также в административных центрах всех регионов;

— созданием новых специализированных полиграфических производств в сферах печати массовых высококачественных журналов, продукции производственно-технического назначения (этикетки, упаковка и др.) и различных оперативных изданий с применением цифровых технологий. Сегодня сектор цифровой печати на рынке полиграфических работ представлен 2 255 предприятиями, где основную часть составляют специализированные цифровые типографии (70,2%), предприятия широкоформатной печати (16,4 %), адоля универ-сальныхтипографий составила 13,4%;

— наличием большого числа малых и средних типографий, специализирующихся на печати малотиражных многокрасочных изданий и рекламно-представительской продукции. Самую большую группу предприятий в полиграфии страны, как и прежде, продолжают составлять типографии с численностью работающих до 50 человек, основной удельный вес среди которых падает на типографии с численностью работающих до 20 человек;

— сохранением государственного потенциала в полиграфии. В настоящее время на рынке функционирует 1 421 типография, находящаяся в федеральной, региональной и муниципальной собственности;

— отсутствием «отраслеобразующих» центров, наличием производственных единиц как самостоятельных субъектов рынка.

3. Рынок полиграфических работ уже сформировался и достаточно насыщен. Он состоит из трехчастей: общефедеральной, межрегиональной и региональной составляющих. Отдельные полиграфические предприятия присутствуют во всех частях рынка, а для других типографий — характерна ограниченная сферадеятельности.

Высокий темп прироста количества полиграфических предприятий в период 1992—2005 гг. без существенного наращивания общего объема производства в стране стал главной причиной нарушения основных экономических пропорций в отрасли. Это подтверждается и реальным положением дел в современной полиграфии, когда в каждом

секторе рынка полиграфических работ сложилась напряженная ситуация с загрузкой производственных мощностей, ужесточилась конкуренция, и недоиспользование установленного основного технологического оборудования превысило допустимый уровень. Последующее развитие известных событий в конце 2008 г. только усилило влияние этих явлений во всех секторах рынка полиграфических работ.

4. В организации книжного сектора полиграфии за 2007—2008 гг. каких-либо существенных изменений не произошло. Продолжает сохраняться высокая концентрация производства, выпуск основного объема этой продукции осуществляется 30 комбинатами и типографиями, 20 из которых находятся в государственной собственности.

В результате постоянно изменяющейся ассортиментной политики издательств в организации книжного полиграфического производства определились тенденции по дальнейшему развитию: офсетная печать и поточные линии концентрируются на предприятиях для выпуска тиражной продукции, и цифровые печатные технологии в сочетании с операционной послепечатной техникой — для малых и единичных тиражей, а также для изготовления персонифицированной книжной продукции.

Рентабельность книжного полиграфического производства продолжает оставаться на крайне низком уровне, и в этой связи только «эффектом масштаба» можно объяснить те немногочисленные случаи проведения модернизации в последнее время на ряде предприятий. Дальнейшее снижение прибыльности книжного производства грозит полной его технологической деградацией или банкротством ряду специализированных типографий.

5. В течение 2007—2008 гг. спрос на многокрасочную печать, выпуск объемных газетных изданий продолжал превышать предложение, несмотря на масштабную замену газетных агрегатов в эти годы и общий избыток производственных мощностей по печати газет во всех регионах. Если в крупных региональных центрах возникли новые типографии с современной производственной базой, то в целом ряде регионов возможности предлагаемых полиграфических работ не соответствуют требованиям заказчиков, и это инициирует создание новых сетевых типографий. Однако уже складывающаяся ситуация в настоящий момент, связанная с ликвидацией многих рекламных газетных изданий, может коренным образом изменить эту тенденцию.

Для дальнейшего эффективного развития газетного сектора рынка полиграфических работ потребуются организация оперативной координации «издатель — полиграфист» и реанимация

стандартизации выпускаемой продукции в рамках системы отраслевого технического регулирования с учетом развития негативных процессов в предстоящий период.

Создание интегрированных структур на базе консолидации полиграфических активов становится все более актуальным, в том числе на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

6. Ввод новых современных мощностей, ориентированных на производство высококачественных («глянцевых») журналов, значительно повысил конкурентоспособность отечественной полиграфии в этой сфере деятельности. В то же время это не привело к серьезным изменениям в масштабах импорта печатной продукции.

Отечественные типографии продолжают испытывать острую конкуренцию с зарубежной полиграфической базой, где печатается более 60 % объема всей журнальной продукции по заказам российских издательств. Это обстоятельство накладывает отпечаток на всю перспективу дальнейшего развития этого сектора отечественной полиграфии, инвестиционную политику и реализацию мер по поддержке собственного производства в стране.

7. За последние годы масштабная диверсификация действующих типографий, создание новых специализированных полиграфических комплексов значительно увеличили присутствие субъектов на рынке полиграфических работ в секторе изготовления печатной продукции производственно-технического назначения. Сегодня уже можно говорить о создании мощных производительных структур в этой сфере и утрате значимости многих малых полиграфических предприятий, специализирующихся на производстве этикеток, картонной и гибкой упаковки.

Успех отечественных производителей в конкурентной борьбе на рынке изготовления печатной продукции производственно-технического назначения во многом будет зависеть от характера ведения налоговой и таможенной политики в стране, в том числе от тарифных ставок на импорт мелованных бумаг и картона, которые не производятся в России.

8. Общий годовой оборот полиграфической промышленности в 2008 г. достиг 181 млрд руб. (7,54 млрд долл. США). Средний годовой оборот одного полиграфического предприятия составил 24,6 млн руб. (1,025 млн долл. США), а производительность труда в отрасли в соответствии с общеевропейской методикой определения находится на уровне 881 тыс. руб. на одного человека (36,7тыс. долл. США).

По первому показателю российская полиграфия занимает место в первой десятке европейских

стран, уступая только Великобритании, Германии, Италии и Франции. Показатель оборота одной типографии находится на среднем уровне среди европейской полиграфии, а по показателю производительности труда российская полиграфия значительно отстает от европейских стран.

Результаты экономического анализа, выполненного в данной работе, позволяет сделать важный вывод о том, что в стране отсутствуют полные данные о количественной оценке работы полиграфической промышленности как в разрезе всей отрасли, так и в оценке каждого региона.

Существующая организация статистического наблюдения в системах Росстата и Статрегистрации была не способна ответить на поставленные вопросы о составе полиграфической промышленности и результатах ее деятельности в полном объеме. Более того, предоставляемые данные во все государственные учреждения для выработки перспективных решений не соответствуют действительности и, следовательно, имеют далеко идущие негативные последствия.

9. Все направления технического прогресса в полиграфическом производстве, представленные на международной выставке полиграфической и бумагоделательной техники «Drupa — 2008» (Германия), несомненно, окажут большое влияние на процессы модернизации отечественной полиграфии.

10. Все последние годы объем поставок основного полиграфического оборудования на предприятия России постоянно возрастал и в 2007 г. достиг максимальной величины (1 609,6 млн долл. США), когда-либо существовавшей во все послереформенные годы. Инвестиционный пик в полиграфии именно в период 2007 — 2008 гг. связан с реализацией крупных проектов, созданием новых типографий, а также постоянным увеличением масштабов модернизации большого числа действующих полиграфических предприятий.

Объективно оценивая развитие инфраструктуры для полиграфии в стране, следует констатировать, что реальные условия для создания того или иного масштабного производства техники и материалов в данный момент отсутствуют. Это связано с ограниченной емкостью отечественного рынка полиграфического оборудования и материалов и высокой конкуренцией на мировом рынке. Нет уверенности в том, что развивающаяся кризисная ситуация в стране и, как следствие, возникающие предпосылки для развития собственного производства в порядке импортозамещения будут иметь место.

11. Ситуация, характеризующая состояние внутреннего рынка бумаги и картона для печати, в течение уже длительного времени создает для

издательско-полиграфического комплекса страны серьезные проблемы, которые до настоящего момента не находят своего решения.

12. Отмечая позитивный характер сложившихся в отрасли государственно-частных партнерских отношений и их развитие до настоящего момента, нельзя не высказать серьезного беспокойства в связи с возникшими в конце года кризисными явлениями в отрасли в целом и в полиграфии в отдельности. Все это ставит новые задачи перед отраслевым бизнесом и предполагает выработку определенных мер государственной поддержки.

В настоящее время в полиграфической сфере деятельности все в большей степени проявляются негативные процессы, связанные с развитием кризисных явлений в экономике страны. Среди них: спад сложившихся объемов производства, заметное недоиспользование производственных мощностей, переход на режим работы по сокращенной неделе и многое другое.

Значительное количество типографий останавливают реализуемые инвестиционные проекты

и снижают свои производственные программы. Все это сопровождается процессами неплатежей по цепочке: заказчик — типография и типография — поставщик расходных материалов.

Дальнейшее развитие ситуации без принятия конкретных мер поддержки отечественной полиграфии угрожает целым рядом иных негативных последствий, в частности, полным исключением инвестиционной и инновационной составляющих из деятельности ведущих полиграфических предприятий, ликвидацией целого ряда средних и малых типографий, значительным сокращением доходов федерального и регионального бюджетов, усилением социальной напряженности в трудовых коллективах и в целом в отрасли.

В связи с этим Межрегиональная ассоциация полиграфистов проводит в настоящее время «экспресс-мониторинг» состояния и развития дел в полиграфии, в первую очередь в секторах книжного и газетно-журнального производства в целях выработки конкретных мер предотвращения негативного влияния кризисных явлений.

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.