Научная статья на тему 'Российский рынок полиграфических работ: состояние, тенденции и перспективы развития, 2009 год'

Российский рынок полиграфических работ: состояние, тенденции и перспективы развития, 2009 год Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российский рынок полиграфических работ: состояние, тенденции и перспективы развития, 2009 год»

РОССИЙСКИЙ РЫНОК ПОЛИГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ: СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ, 2009 ГОД***

Журнальный сектор полиграфического производства

а о последнего времени в отечественной полиграфии журнальное производство всегда характеризовалась своей высокой концент-. Это объясняется двумя принципиальными факторами: в производстве журнальной продукции применяется техника значительной единичной мощности и выпускаемые на этой технике журналы рассчитаны на широкий круг потребителей, как правило, границами регионов не лимитированный.

До середины 90-х гг. прошлого столетия таких предприятий в стране было только два: типография издательства «Пресса» (журнальный корпус типографии «Правда») и Чеховский полиграфический комбинат. В первом предприятии был сосредоточен выпуск практически всех многокрасочных иллюстрированных журналов страны общественно-политической тематики, а в Чеховском полиграфическом комбинате была сконцентрирована печать всех центральных журналов (350 наименований) — от литературно-художественных до узкоспециальных.

До 1995 г. Чеховский полиграфический комбинат, несмотря на все перемены в социально-экономическом укладе страны, оставался ведущим журнальным предприятием в системе федеральной полиграфии, более чем в пять раз превосходя по объему выпуска данной продукции ближайшее предприятие в этом секторе — ИПП «Кострома», которое в свою очередь выпускало почти в три раза больше журнальной продукции, чем следующая за ним «Советская Сибирь».

Одновременно в регионах те немногие малотиражные журналы, ориентированные на местные потребительские контингента, печатались либо в

* Доклад составлен Управлением периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

** Продолжение. Начало см. в журнале «Бухгалтерский учет в

издательстве и полиграфии» № 8 (128) — № 12 (132) —2009.

существующих типографиях, располагающих листовыми офсетными печатными машинами, либо в новых создаваемых предприятиях.

Именно в этот период в России, начиная с середины 1990-хгг., начал бурно развиваться журнальный рынок. Рост наименований, тематическая многоплановость, высокие темпы прироста журнальной рекламы, а также активный вывод на российский рынок русифицированных версий известных мировых журнальных брендов и многое другое поставили перед отечественной полиграфией принципиально новые задачи по обеспечению выпуска высококачественных, иллюстрированных журналов в многокрасочном исполнении.

Следует признать, что в этот момент отечественная полиграфия была совершенно не готова к такому обороту событий. Ее производственная база не соответствовала новым требованиям производства журнальной периодики. В результате в стране начался массовый отток заказов издателей на зарубежную полиграфическую базу.

Этому процессу в значительной степени содействовало присоединение РФ в 1994 г. к Соглашению о ввозе печатных материалов, относящихся к образованию, науке и культуре, и Протоколу к нему (Флорентийское соглашение). Данная ситуация сделала весьма проблематичной перспективу развития данного сектора отечественной полиграфии.

Отрицательная сторона реализуемой до настоящего времени таможенной политики заключается в том, что при производстве одинаковой по всем параметрам журнальной продукции российские полиграфисты становятся неконкурентоспособными в сравнении со своими зарубежными коллегами, потому что вынуждены платить высокие ввозные таможенные пошлины и НДС за бумагу и другие полиграфические материалы, которые не производятся в России (ранее отмечалось, что российская полиграфия в настоящее время из-за ликвидации отечественной инфраструктуры полностью импор-тозависимая). В то же время зарубежные производители печатной продукции этих пошлин и НДС не

платят, ввозя готовую продукцию на таможенную территорию РФ беспошлинно.

В 2007 г. импорт печатных изданий (главным образом высококачественных журналов) составил, по официальным данным таможенной статистики, 726,3 млн долл. США, аза Юмес. 2008 г. — 1055 млн долл. США, т. е. рост — 145 %. Это очень значительная по масштабам статья импорта полиграфического происхождения и назначения, опережающая непосредственный импорт мелованных сортов бумаги и картона для печати (498 млн долл. СШАв 2007 г. и 570 млндолл. за 10 мес. 2008 г.). Для сравнения: стоимость импортируемого полиграфического оборудования, которое используется не только в полиграфии, но и в пищевой, текстильной и других обрабатывающих отраслях, а также в сфере копировально-множительного производства, оценивается в1,6 млрддолл. США.

Тем не менее сегодня можно констатировать, что последовательное развитие отечественного рынка полиграфических работ вообще и в секторе журнального производства (в частности, усиление конкурентоспособности) в значительной степени содействовали преодолению отставания отечественной полиграфии, сложившегося в прошлый период времени.

Начавшиеся в стране после дефолта 1998 г. процессы импортозамещения дали импульс масштабного технического переоснащения существующих полиграфических предприятий, создания новых современных типографий разной специализации.

В журнальном секторе первенцем современного производства стал журнальный комплекс «Алмаз-Пресс» в Москве. Оснащенный высокопроизводительной печатной техникой для выпуска многокрасочной продукции на мелованных бумагах, он продемонстрировал качественные возможности предприятия и сделал первый вызов зарубежным конкурентам.

Несмотря на неблагоприятные таможенные и налоговые условия в стране для организации печатного производства, особенно в журнальном секторе, в последующие годы были созданы еще несколько крупных комплексов: «АСТ-МПД», ПК «Пушкинская площадь», «Первый полиграфкомбинат» (г. Москва) и «МДМ-Печать» (г. Санкт-Петербург). Одновременно целый ряд дейс-

твующих типографий осуществили комплексную модернизацию, обеспечивающую производство тиражной, высококачественной журнальной продукции на базе современных рулонных офсетных печатных агрегатов, среди которых: «Медиа-Пресса», «Пол Стар» (г. Москва), Можайский полиграфкомбинат, «Советская Сибирь», «Вояж» (г. Новосибирск), «Лазурь» (г. Реж, Свердловская обл.) и ряд других (рис. 12).

Этот процесс успешно продолжался и в течение 2008 г. Достаточно отметить ввод в действие мощных рулонных агрегатов для высококачественной журнальной печати в ИПК «Башкортостан» и типографии «Белая река» (г. Уфа), установку восьми-красочных листовых офсетных печатных машин в типографиях Санкт-Петербурга, Волгограда и др.

В данном сегменте всего сектора журнальной полиграфии названные выше комплексы обеспечивают около 70% печати тиражных общефедеральных изданий в стране. В целом по журнальному сектору все последние годы происходит рост суммарного удельного веса крупнейших предприятий, обслуживающих в основном московский рынок. Объемы рулонной офсетной печати постоянно возрастают не только за счет печати традиционных СМИ, но также в результате производства новых и увеличения тиражей уже существующих изданий журнального типа крупных торговых компаний, а также увеличения числа корпоративных журналов. Все более масштабно начинает себя проявлять региональная журнальная периодика на всем федеральном пространстве. В принципе это весьма перспективное направление печати и развития полиграфии, отражающее рост экономического и политического самоутверждения регионов.

Рис. 12. Журнальный сектор полиграфического производства, % (млн долл.)

В 2008 г. темпы роста выпуска журнальной продукции на отечественной полиграфической базе были самыми высокими по сравнению с другими секторами производства печатной продукции. Это было связано, главным образом, с появлением на рынке большого количества крупных журнальных проектов, увеличением тиражности существующих изданий, а также достаточно быстрым развитием журнального предложения в регионах. Увеличение объемов печати журнальной продукции на целом ряде региональных типографий еще вызвано и тем, что в 2008 г. продолжалось расширение географии сетевых изданий и преобразование объемных газет в журнальные издания (ассортиментный сдвиг) за счет возрастания красочности и возможности использования современных газетных агрегатов для печати на легкомелованных бумагах.

Естественно, расширение технических возможностей полиграфический базы в регионах вносит определенные изменения в показатель концентрации журнального производства в целом по стране, отмеченные выше. Сегодня уже можно говорить о более чем 30 центрах печати журналов различных видов, которые, за некоторым исключением, сосредоточены в столицах регионов. Примечательно, что это территории, наиболее отдаленные от воздействия центральной сферы производства, и представлены Сибирским, Дальневосточным, Уральским и Южным Федеральным округами.

В дальнейшем можно было ожидать, что будет происходить процесс консолидации регионального журнального производства и, как следствие, образование специализированных крупных предприятий. Однако, как показывают события в конце 2008 г., эта тенденция может получить совершенно другое звучание.

Одновременно на фоне положительных сдвигов нельзя не отметить и всей сложности настоящей ситуации в секторе печати журнальной продукции, обусловленной в первую очередь острейшей конкуренцией на внутреннем рынке в связи с появлением новых мощных полиграфических комплексов и потерей былого значения многими федеральными типографиями, занимавшими ранее значимое место в этом секторе полиграфии.

Драматизм данной ситуации усугубляется острой конкуренцией отечественных печатников с зарубежной полиграфической базой, где, как уже отмечалось, печатается более 60 % объема журнальной продукции по заказам российских издательств. Это обстоятельство накладывает отпечаток на всю перспективу дальнейшего развития этого сектора полиграфии, инвестиционную политику и реализацию мер по поддержке отечественного производства.

Если в прошлые годы в качестве основных причин, заставляющих российских издателей обращаться к услугам зарубежных полиграфистов, назывались теми же издателями недостаточные производственные мощности отечественной полиграфической базы и ее техническая отсталость, то теперь эти аргументы не очень состоятельны, так же, как и претензии по качеству печатаемой журнальной продукции. Реально остался главный фактор, ограничивающий конкурентоспособность российских полиграфических предприятий, специализированных на выпуске журналов, — вышеназванная таможенная политика.

Это положение уже подтверждается работой ведущих предприятий в этом секторе, а также целым рядом типографий, специализирующихся на выпуске среднетиражных журналов повышенного качества: Московская типография № 13, Немецкая офсетная фабрика (г. Москва), типография «Люба-вич» (г. Санкт-Петербург), Санкт-Петербургская образцовая типография и ряд других региональных предприятий.

Ввод современных мощностей, ориентированных на производство журналов, значительно повысил конкурентоспособность отечественной полиграфии в этой сфере деятельности, одновременно значительно усилил конкуренцию на внутреннем рынке полиграфических работ, привел к определенному перераспределению заказов между отечественными предприятиями, так как основной ежегодный прирост рынка журналов (более 20 %) продолжает уходить на печать за рубеж: в Словению, Финляндию, Польшу, Литву. Другими словами, укрепление полиграфической базы в стране пока не повлияло на серьезные изменения в масштабах импорта печатной продукции. Данная загрузка для российской полиграфии так и остается пока «отложенным спросом» (рис. 13).

В чем главные причины этого негативного для отечественной полиграфии процесса? Ответ на этот вопрос дает анализ выступлений и заявлений авторитетных представителей издательских организаций, занимающих значимое место на рынке журнальной периодики.

Несмотря на уже сложившееся мнение о том, что условия, которые предлагают отечественные типографии в этом сегменте печати становятся вполне конкурентными, продолжает доминировать утверждение о дефиците соответствующих производственных мощностей. В этой связи не могут не настораживать требования ряда «радикалов» от полиграфии о введении таможенных пошлин и НДС на импорт печатной продукции.

□ Годрки тиржж. нлм XI

□ Гмоюй оби*«, иди ш* крщодпнощД

2 3

1 з

3

2

23

Ж

Слоиня «ИЯГЛЦДН* 1Ш.Ш1 ГлрйиШ Чйзил

Дстм Эега™«1 друтвнрв™

Качество печати, цена и график выпуска — это сегодня главные категории выбора типографии издателем, причем показатель качества все в большей степени становится главным критерием. Особенно это относится к тем видам глянцевых изданий, где основная часть бизнеса их издателей включает доходы от рекламы.

Немаловажным фактором при определении полиграфического предприятия является его техническая оснащенность, наличие дублирующего печатного оборудования, доступа в Интернет. При размещении заказа на печать высокотиражного журнала, выходящего не реже чем раз в две недели, издатель должен быть уверен, что в случае выхода из строя той или иной машины срок поступления тиража в свет не будет нарушен.

К сожалению, такими возможностями обладают только несколько центральных российских типографий. В региональной сфере производства журнальной продукции отмечается использование кооперации между типографиями, расположенными даже в разных регионах, для печати региональной составляющей изданий центральных издательских домов с учетом особенности логистики. Хотя это известная общеевропейская практика, тем не менее приходится констатировать, что еще в основе ее организации лежит не корпоративное начало, а вынужденная необходимость издателя в решении производственной задачи.

Еще одним фактором, определяющим увеличение оттока заказов за рубеж, является заинтересованность издателей в предоставлении дополнительного сервиса для рекламодателя. Имеются в виду

Рис. 13. Годовые объемы импорта журналов по странам-экспортерам, %

возможности типографии осуществлять процессы дополнительной вставки различных элементов, вклейки, вырубки и т.п. во время изготовления тиража, а также печать отдельных тетрадей издания на более плотных сортах бумаги. В условиях крупнотиражного производства пока это выполняют только европейские типографии.

Кроме того, по мнению целого ряда экспертов, до тех пор пока законодательная и нормативная правовая база российского государства будет работать на пользу зарубежных конкурентов, наши издатели на российские предприятия не придут, будь те хоть техническим совершенством.

Многолетнее развитие данных не благоприятных для отечественного производства событий невольно приводит отдельных экспертов к радикальным выводам: кто завтра будет печатать для России?! Почему же рынок печатной продукции в стране невозможен без отечественных типографий? Обходится же он без отечественного производства полиграфической техники и материалов! И, вообще, в нашей экономике уже много аналогичных примеров вытесняется, например: производство автомобилей, электроники, многих продуктов питания, лекарственных препаратов и т. п.

И, тем не менее, данный сектор отечественной полиграфии в 2008 г. продолжал развиваться. Сохранились тенденции увеличения мощностей в различных сегментах рынка журнального производства за счет:

— продолжения реализации инвестиционных проектов издательскими компаниями по созданию

крупных специализированных полиграфических комплексов;

— мировой тенденции «ожурналивания» газетного оформления, использования «гибридных» печатных агрегатов в газетном производстве, способных обеспечивать высокое качество печати на легкомелованных бумагах, расширения применения таблоидных форматов.

Следовательно, осуществляемая в настоящее время модернизация газетных типографий создает предпосылки для параллельной организации журнального производства. Данное организационно-технологическое направление позволит восстановить утерянную конкурентоспособность целого ряда полиграфических комплексов, бывших ранее в федеральном подчинении, за счет оптимизации технической и инвестиционной политики, материальной логистики и финансовых потоков.

Однако следует отметить серьезные негативные явления, которые начали проявляться бук-

вально в последние время в секторе журнального полиграфического производства. Это в первую очередь нарушение стабильности сложившихся ранее заказов, повышение цен на мелованную бумагу, отсутствие достаточных оборотных средств в типографиях и сложности в получении кредитных средств. В связи с этим, видимо, следует в дальнейшем ожидать и изменения структуры портфеля заказов журнальных типографий. Процесс вынужденного снижения интереса (аточнее, возможностей) к глянцевым изданиям и таблоидам может вызвать и ответную тенденцию повышения спроса на новостные журнальные издания, посвященные политической и экономико-финансовой проблематике.

Возможное дальнейшее развитие событий в этом направлении потребует от менеджмента типографий пересмотра сложившейся маркетинговой политики на рынке полиграфических работ с учетом общеэкономической ситуации в стране.

(Продолжение следует)

XXX

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.