Научная статья на тему 'Стартап как фактор формирования профессиональной компетентности студентов'

Стартап как фактор формирования профессиональной компетентности студентов Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
115
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стартап / образование / повышение квалификации / формирование практических навыков / современное образование / зарубежный опыт / основы предпринимательства / бизнес-инкубаторы / бизнес-акселераторы / исследовательская деятельность / проектирование / startup / education / advanced training / formation of practical skills / modern education / foreign experience / fundamentals of entrepreneurship / business incubators / business accelerators / research activities / designing стартап / білім беру / біліктілікті арттыру / практикалық дағдыларды қалыптастыру / заманауи білім / шетелдік тәжірибе / кәсіпкерлік негіздер / бизнес-инкубаторлар / бизнес-акселераторлар / зерттеу қызметі / жобалау

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Задорожнюк В. В., Контробаева Ж. Д.

В статье актуализируется значение внедрения стартап – проектов в процесс обучения студентов как фактора профессионального становления студентов. Раскрываются тенденции, формы и методы развития проектной активности студенческой молодежи в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Задорожнюк В. В., Контробаева Ж. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Стартап как фактор формирования профессиональной компетентности студентов. Startup as a factor in the formation of students’ professional competence.

The article actualizes the importance of introducing startup projects into the process of teaching and learning students as a factor of their professional development. The tendencies, forms, and methods for students’ project performance in modern conditions are revealed. Мақалада стартап жобаларды студенттерді оқыту процесіне олардың кәсіби қалыптасу факторы ретінде енгізудің маңыздылығы өзектендіріледі. Қазіргі жағдайда студент жастардың жобалық белсенділігін дамыту үрдістері, формалары мен әдістері ашылады.

Текст научной работы на тему «Стартап как фактор формирования профессиональной компетентности студентов»

Педагогическая наука и практика

х

X

<

m о

РО

ä w О

и и

W ^

о

X

ш

I—I

Л X

X

о

X

X

<

m о

X х

X

УДК 377.5 ГРНТИ 14.33.07

СТАРТАП КАК ФАКТОР

ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Авдатпа

Макалада стартап жобаларды студент-тердi окыту процесше олардыц кэЫби ка-лыптасу факторы ретшде енгiзудiц мацыз-дылыгы eзектендiрiледL ^азiрri жагдайда студент жастардыц жобальщ белсендiлiгiн дамыту Yрдiстерi, формалары мен эдiстерi ашылады.

Аннотация

В статье актуализируется значение внедрения стартап - проектов в процесс обучения студентов как фактора профессионального становления студентов. Раскрываются тенденции, формы и методы развития проектной активности студенческой молодежи в современных условиях.

Annotation

The article actualizes the importance of introducing startup projects into the process of teaching and learning students as a factor of their professional development. The tendencies, forms, and methods for students' project performance in modern conditions are revealed.

В профессиональном образовании упор делается на приобретение практических навыков, на которые впоследствии, в процессе работы, студент накладывает определенные профессиональные компетенции, которые и определяют его квалификацию как специалиста.

В настоящее время большую популярность получают различные программы и методики обучения студентов в тесной связи с производством. Это позволяет обучать

Задорожнюк В.В.,

преподаватель специальных дисциплин,

Контробаева Ж.Д.,

преподаватель специальных дисциплин Костанайский политехнический высший колледж, г. Костанай

Нег1зг1 свздер: стартап, бт1м беру, б1л1кт1л1кт1 арттыру, практикалыц даг-дыларды цалыптастыру, заманауи бшм, шетелдт тэж1рибе, кэсткерлж нег1здер, бизнес-инкубаторлар, бизнес-акселера-торлар, зерттеу цызмет1, жобалау.

Ключевые слова: стартап, образование, повышение квалификации, формирование практических навыков, современное образование, зарубежный опыт, основы предпринимательства, бизнес-инкубато-ры,бизнес-акселераторы, исследовательская деятельность, проектирование.

Keywords: startup, education, advanced training, formation of practical skills, modern education, foreign experience, fundamentals of entrepreneurship, business incubators, business accelerators, research activities, designing.

^^^^^^^^^^^^^^^^^ Педагогическая

специалистов, которым позже потребуется минимальная адаптация к рабочей среде и обязанностям для выполнения определенной работы, не требующей дополнительного обучения. Эта практика применяется в самых различных специальностях в рамках программ дуального обучения.

Помимо научно-исследовательской деятельности существуют и другие способы развития молодежи и ее стимулирования к получению практических навыков. Одновременно с развитием инновационных технологий стали активно развиваться различные инструменты по их внедрению в повседневную жизнь. Разработчиками и драйверами этого внедрения стали небольшие, быстро развивающиеся компании — стартапы, вся деятельность которых направлена на создание продуктов для массового использования. Эти компании тесно связаны со студенческой средой — и основатели, и сотрудники стартапов часто являются либо студентами, либо недавними выпускниками не только вузов, но и колледжей. Для многих из них площадки по развитию стартапов становятся настоящими учебными программами, которые позволяют приобрести практические навыки по созданию и управлению бизнесом, а также попробовать реализовать собственную бизнес-идею.

Стартапы в Костанайском регионе не особо быстро набирают популярность в области инновации и их внедрения в повседневную жизнь общества [2], при этом основным контингентом его участников является молодежь в возрасте от 16 до 30 лет. Это особенно значимо в вопросе использования стартапов как средств создания новых рабочих мест [3], что делает его популярным среди молодежи и студентов, пробующих себя в роли предпринимателей [4].

В модели зарубежного образования стар-тап также предполагает участие студентов и недавних выпускников в развитии нового проекта. При этом роли студентов мо-

ДД§

аука и практика ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

гут варьироваться от основателей стартапов до привлеченных экспертов и временных специалистов.

В зарубежной практике опыт работы в стартапе — как в качестве основателя, так и члена команды—помогает выпускникам учебных заведений определиться с направлением развития собственной карьеры и представить себя в более выигрышном свете. Разумеется, наличие какого-то опыта работы само по себе благотворно влияет на степень привлекательности для работодателя, но также способствует развитию навыков коммуникации, в том числе с потенциальными инвесторами, пониманию основных бизнес-процессов компании и владению инструментами развития и повышения эффективности бизнеса. Этот набор навыков создает уникальных специалистов, которые могут быть востребованы как молодыми кампаниями, так и динамично развивающимися крупными предприятиями.

Отдельно нужно отметить создание образовательных стартапов. Чаще всего это определение применяется к проектам, тем или иным образом связанным с образовательной отраслью, продукт которого используется в образовательном процессе.

Работа над стартапом мало чем отличается от работы в обычном исследовательском проекте. Для участников рабочей группы разни- с^ ца состоит в том, что они не просто выполня- к ют определенную часть работы, порученную им руководителем проекта, но являются его

л

полноправными участниками, занимаются распределением и исполнением проектных задач. Они должны проявлять собственную ^ инициативу при исследовании различных

Л

отраслей применения продукции стартапа и с

самостоятельно определяют необходимые

направления работы и объем информации, щ

о

используемый для подготовки итоговых или промежуточных документов. В целом, мож- <с но сказать, что они производят полноценную

ж

исследовательскую работу в определенной области с использованием методического ин-

ДД6 П

^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ Педагогическая

струментария и применением полученных теоретических знаний.

Тесное взаимодействие с преподавателями самых разных направлений не только стимулирует работу студенческой группы, но и предоставляет им массу возможностей по проведению исследований в рамках своего проекта, а также создает подстраховку со стороны более опытных специалистов, которой у них может не быть при работе с обычным проектом на стажировке. Это позволяет приобрести дополнительные навыки через привычные методы академического обучения и сформировать собственное понимание деятельности самого разного уровня в ходе проекта.

Взаимодействие с колледжем фактически является для участников рабочей группы частью обучения и может предоставить им гораздо больше возможностей для приобретения практических и теоретических навыков по работе с проектами, чем любая преддипломная практика или стажировка. Общее руководство в этом случае осуществляется руководителем проекта, который может привлекать к работе группы других преподавателей, выступать посредником между студентами и сотрудниками колледжа, а также способен подсказать обучающимся, где стоит искать необходимую для работы информа-^ цию, какие ресурсы находятся в распоряже-

к

Д нии колледжа, и что из них можно использо-® вать при работе над проектом. < Именно с целью привлечения студентов § к практической деятельности и дать им воз-3 можность получить реальный опыт работы по ^ специальности, применить полученные зна-0 ния и навыки в реальной обстановке, необхо-

С димо организовывать больше всевозможных

м

¡3 партнерских программ, практик совместного

ьн

щ обучения, программ наставничества и стажи-о

К ровки для студентов старших курсов и мно-<! гое другое.

2 В разрезе практического обучения студен-

ьч

тов работа со стартапом имеет ряд особенностей и преимуществ.

аука и практика ^^^^^^^^^^^^^^^^

Во-первых, это вовлечение студентов в реальный проект, результаты которого будут зависеть от качества их подготовки, целеустремленности, желания погрузиться как можно глубже в исследуемую область, да и просто интереса к предмету проекта.

Во-вторых, это возможность для каждого из участников рабочей группы пройти через все этапы создания и продвижения проекта, увидеть на практике, каким образом ставятся задачи проекта, и как проходит согласование с заказчиком, и самостоятельно поучаствовать в постановке и распределении задач среди участников рабочей группы.

В-третьих, это постепенное и очень мягкое погружение в проектную деятельность для студентов, при котором они не только получают поддержку и помощь со стороны преподавателей, но и возможность лично изучить, какие подводные камни могут быть у проекта, что такое оценка и управление рисками, из чего складывается расчет работ и их стоимость при организации проекта, как поставить сроки выполнения задач и достичь их.

В-четвертых, это возможность лучше изучить отрасли, которые выявятся в процессе работы над проектом. Анализ рынка различной степени погружения, общение со специалистами и экспертами по задействованным отраслям, собственные исследования и изучение флагманов отрасли — все это помогает определить текущую ситуацию на рынке и основные тенденции его развития, а также сформировать собственные точки интереса в данной отрасли для отдельного студента.

В-пятых, это самостоятельная работа в достаточно специфичном проектном коллективе. В описываемой ситуации все участники рабочей группы формально и фактически равны между собой, для них не существует иерархических различий. При этом состав участников крайне ограничен, что дает им возможность участвовать сразу в нескольких направлениях работы проекта и менять свои обязанности на разных его этапах. Сам процесс так же пред-

^^^^^^^^^^^^^^^^^ Педагогическая

полагает активное участие и взаимопомощь внутри группы, поскольку успех всего проекта будет зависеть не от кого-то одного, а от их совместной деятельности.

В ходе работы над стартапом будут появляться различные проблемы и аспекты, которые могут быть решены как силами самих участников, так и с привлечением руководителей проекта как со стороны колледжа, так и со стороны заказчика.

Процесс работы над стартапом. Начиная работу со стартапом, нужно четко представлять себе ее конечный результат. Структура работы над проектом может состоять из нескольких этапов:

• соглашение о выполнении работ по стартапу с привлечением специалистов колледжа;

• формирование технического задания к стартапу и определение сроков его исполнения;

• проведение работ над стартапом;

• формирование пакета итоговой документации;

• согласование результата работ с заказчиком;

• защита проекта на конкурсах.

Перед началом формирования студенческой группы предстоит провести определенную подготовительную работу, в ходе которой будут определены задачи проекта, объем работ, выполняемых студенческой группой, сроки ее исполнения и итоговый результат. Как правило, участники рабочей группы не принимают участия в данном процессе, поскольку сама группа формируется несколько позже. Данная задача целиком и полностью ложится на плечи руководства, которые должны оговорить технические вопросы прежде, чем формировать задачу для рабочей группы.

В процессе работы над стартапом существуют различные типы взаимодействия между участниками проекта, которые формируют следующие связки:

• взаимодействие между рабочей груп-

ДД7

[аука и практика ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

пой и руководителем;

• взаимодействие рабочей группы и заказчика проекта;

• взаимодействие рабочей группы с внешними экспертами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Применение в стартапе теоретических навыков. Важным аспектом работы со стар-тапом является активное использование полученных ранее в процессе учебы теоретических навыков. Как и более привычное прохождение производственной практики или стажировка на предприятии, работа над проектом стартапа преследует цель обучения студента применению своих знаний на практике. Практические навыки формируются только в тесной связи с рабочей деятельностью, поэтому логично предположить, что для трансформации теоретических знаний в профессиональные компетенции студент должен будет получить достаточно обширную практику их применения.

Безусловно, любая из отмеченных выше форм деятельности направлена именно на получение практического опыта. Однако работа со стартапом имеет ряд аспектов, выходящих за рамки привычной производственной практики.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Ратнер Ф.Л. Дидактические концепции ^ и современные тенденции развития творчес- К ких способностей студентов в научной дея- м тельности за рубежом: автореф. ... дис. д-ра < пед. наук. - Казань, 1997. - 34 с. §

2.Торгашина Т.И. Научно-исследователь- 3 ская работа студентов педагогического вуза ^ как средство развития их творческого потен- ^ циала: автореф. ... дис. канд. пед. наук. - Вол- с гоград,1999. - 24 с. ~

3.http://www.naukakaz.kz (дата обращен- щ гия: 10.10.2021г.). §

4.Третьякова А.В. Организация самостоя- <:

тельной работы студентов с учетом личност- О

ж

ных факторов: автореф. * дис. канд. пед. наук. ® - СПб., 1994. - 18 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.