Научная статья на тему 'ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ - ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ'

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ - ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КАЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аяганова Б.З.

В данной статье рассматриваются проблемы и пути их решения при внедрении системы дуального обучения в учебных заведениях технического и профессионального образования страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DUAL TRAINING AS THE TIME REQUIREMENT

The article considers the problems and their solutions when implementing the system of dual training in the educational institutions of technical and vocational education of the country.

Текст научной работы на тему «ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ - ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ»

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 377.5

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ

Ацдатпа

Бул м акал ада ел1м1здеп техникальщ жэне кэсштш бшм беретш оку орындарында дуал-дьщ окыту жуйесш ен ri зуде ri киындыктар жэне оларды шешу жолдары карастырылган.

Аннотация

В данной статье рассматриваются проблемы и пути их решения при внедрении системы дуального обучения в учебных заведениях технического и профессионального образования страны.

Annotation

The article considers the problems and their solutions when implementing the system of dual training in the educational institutions of technical and vocational éducation of the country.

Успешность реализации государственных программ устойчивого развития экономики страны напрямую зависит от качества трудовых ресурсов, человеческого капитала. В этой связи, техническое и профессиональное образование все больше ориентируется на рынок труда, запросы работодателей, социальных партнеров. Как говорит глава государства К-Ж.Токаев: «Профессионально-техническое образование должно ориентироваться в первую очередь на максимальное удовлетворение текущих и перспективных потребностей национальной экономики в специалистах... Социальная ответственность частного бизнеса должна особенно проявиться в сфере образования».

В этих условиях становится актуальной новая система отношений между образователь-

Ляганоеа Б.З.,

заведующая учебно-методическим кабинетом, Костанайский политехнический высший колледж, г. Костанай

Нег'гзг'! создер: дуалды окыту жуйеа, техникальщ жэне KdcinmiK бшм беру, тгпмдшк, сапа.

Ключевые слова: система дуального обучения, техническое и профессиональное образование, эффективность, качество.

Keywords: system of dual training, technical and vocational education, efficiency, quality.

CS

s I

<C m

о

СП

t w О

О О

w =г о

CL

С

ш

X X

о S

m

о

X х s

ными учреждениями и представителями бизнеса.

Дуальная система обучения - это инновационный тип организации целевой профессиональной подготовки, который предполагает согласованное взаимодействие образовательной и производственной сфер по подготовке специалистов.

Дуальная система обучения не может быть внедрена без участия заинтересованных в ней работодателей: это является главным критерием взаимодействия колледжа и предприятия.

В этом направлении сложился хороший опыт в Костанайской области. Палата предпринимателей Костанайской области и областное Управление образования подписали меморандум о взаимном сотрудничестве. Предметом соглашения стали совместные действия по развитию технического и профессионального образования в регионе, а также содействие внедрению в колледжах дуальной системы обучения. В рамках данного соглашения состоялись круглые столы, обсуждения о внесении изменений и дополнений в Закон «Об образовании» по регламенту дуального обучения. Костанайский политехнический высший колледж принял активное участие g в совещаниях и внес свои предложения: К • для социальных партнеров, участву-g ющих в дуальном обучении студентов, <? предусмотреть налоговые преференции

Он

g (так как для полноценного участия в дан-

3 ном процессе предприятие будет нести ма-

^ териальные затраты: оплата труда настав-

о ников, затраты на сырье и т.д.);

Рч

С • производственную практику студен-

W

¡3 тов оплачивать в размере минимальнои за-

ни

X работной платы.

К Сотрудничество с Палатой предприни-

<! мателей позволит решать задачи на более

о высоком уровне.

нч

Щ Костанайский политехнический колледж на протяжении 50 лет осуществляет

подготовку специалистов, направленных на развитие зерноперерабатывающей отрасли страны.

В регионе активно развивается хлебопекарная, макаронная и кондитерская промышленность. Среди предприятий этого направления такие крупные, как: АО «Баян Сулу», АО «Костанайский мелькомбинат», ТОО «Жещс Бек», ТОО «Ал-тын-нан», а также множество небольших ИП в сфере хлебопекарного и кондитерского производства.

АО «Баян Сулу» является одним из крупнейших предприятий Республики Казахстан по производству кондитерских изделий. Предприятие уверенно движется вместе с интенсивно меняющимися тенденциями. Фабрика увеличивает мощности, совершенствуются технологии производства.

Совместно с АО «Баян Сулу» сложилась концепция подготовки высококвалифицированных специалистов Костанайского политехнического колледжа, которая, на наш взгляд, выглядит следующим образом: студент - колледж - работодатель. И результатом взаимодействия является высококвалифицированный специалист, востребованный на рынке труда.

На протяжении 10 лет Костанайский политехнический высший колледж готовит кондитеров, карамелыциков, технологов для одного из самых крупных предприятий страны АО «Баян Сулу». На предприятии работает свыше 15 выпускников данного колледжа. За время сотрудничества производственную практику на базе АО «Баян Сулу» прошло свыше 500 человек, по дуальному обучению - 90 человек.

С 2014 года Костанайский политехнический высший колледж реализует совместно с АО «Баян Сулу» подготовку кадров на дуальной основе. Предприятие оказывает содействие: в предоставлении базы практик; трудоустройстве выпуск-

ников; стажировке преподавателей на базе предприятия; участии в разработке образовательных программ по дуальному обучению на основе модульно-компетент-ностного подхода, в разработке учебных пособий по кондитерскому производству

При прохождении практики на базе АО «Баян Сулу» студентам выплачивается заработная плата, предусмотрен социальный пакет услуг: питание, медицинская помощь, предоставление грантовой поддержки при поступлении в магистратуру по специальности.

В рамках академической мобильности и интеграции в мировое образовательное пространство Костанайский политехнический высший колледж осуществляет сотрудничество с профессиональным лицеем имени Сантос -Дюмон в сфере кондитерского производства, что несомненно способствуют совершенствованию опыта дуального обучения в области хлебопекарного, макаронного и кондитерского производства.

В этой связи успешно прошла стажировка преподавателей Костанайского политехнического высшего колледжа на базе партнеров лицея Сантос Дюмон. Участниками стажировки стали четверо преподавателей колледжа. В ходе стажировки удалось изучить и перенять множество современных решений и идей, которые в данный момент наиболее широко применяются французскими кондитерами. Особое внимание уделили освоению технических приемов, традиционным и эксклюзивным рецептам, а также вариантам декорирования изделий.

Накопленный опыт позволяет повысить качество проводимых занятий, а также делиться с коллегами полученными знаниями через научно-практические конференции, мастер-классы.

В регионе успешно функционируют малые и крупные предприятия и организа-

Ш

ции по производству автотранспортной и сельскохозяйственной техники:

ТОО «СарыаркаАвтоПром» - завод по производству автотранспортной техники;

• АО «Агромашхолдинг» - промышленное предприятие, производящее зерноуборочные комбайны марки «Е881Ь», трактора ЬОУОЬ, дополнительную продукцию в широком ассортименте.

В этой связи в рамках образовательной программы 1014000 - Технология машиностроения (по видам) Костанайский политехнический высший колледж в течение 15 лет активно сотрудничает с крупными автопроизводителями Казахстана ТОО «Сарыаркаавтопром», АО «Агромаш Холдинг». С 2014 года совместно с этими предприятиями успешно реализуется программа дуального обучения. Согласно Правил организации дуального обучения (Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 21 января 2016 года №50) заключены общие (ТОО «СарыаркаАвтоПром», АО «АгромашХол-динг») и индивидуальные трехсторонние договора (ТОО «СарыаркаАвтоПром») с социальными партнерами, обучающимися и Палатой предпринимателей Костанай-

СКОЙ области. сс;

К

В структуре экспериментального ра- к

бочего учебного плана доля практическо- §

го обучения составляет 60% от общего <

объема учебного времени обязательного §

обучения. В структуре плана сохранены 3

все виды практического обучения ТиПО: ^

учебная практика, технологическая и ^

преддипломная практики. с

Формирование рабочего учебного плана д

к

осуществлялось при участии социального щ партнера - ТОО «СарыаркаАвтоПром». § По заказу работодателей была увеличена < доля практического обучения, которое ста- о

Рч

ло возможным за счет увеличения количе- ^ ства лабораторно-практических работ по

ш

общепрофессиональным и специальным дисциплинам до 60 %.

Специальные и профессиональные дисциплины предполагают теоретическое и практическое обучение, лаборатор-но-практические занятия осуществляются на предприятиях, а также в учебных лабораториях и мастерских.

Сроки и содержание практики на базовых предприятиях согласованы с работодателями для гибкого реагирования на запросы производства и с учетом особенностей технологического процесса производства.

Внесены изменения в график учебного процесса специальности 1014000 «Технология машиностроения» (по видам) в связи с производственной необходимостью ТОО «СарыаркаАвтоПром» (связано с особенностью производства) согласно договора о социальном партнерстве с ТОО «СарыаркаАвтоПром» № 7 от 12.11.14 г.

По образовательной программе 1014000 «Технология машиностроения» (по видам) заключены 18 договоров с предприятиями по прохождению практики, из них:

• договоры о социальном партнерстве: ТОО «Агний», ТОО «Научно-производственный центр агроинженерии», ТОО g «Центр диагностики и ремонта «Техэнер-ffi го», ТОО «Агротехмаш», ТОО «Сарыарка-g АвтПром», АО «АгромашХолдинг», СТО <? «Универсал», ТОО «Элеваторщик», ТОО g «Оптисорт», К.х. «Саян», ТОО «КЗП», g ТОО «Костанай Трейд», ТОО «Тобол ^ Arpo», ТОО «ЕвразКаспианСталь», ТОО о «Костанайский агромеханический завод» С (Приложение 23);

д • договоры по дуальному обучению: к

я ТОО «СарыаркаАвтопром», АО «Агро-§ машХолдинг», ТОО «Иволга». <! Также заключены 54 индивидуальных g договоров по дуальной форме обучения с § ТОО «СарыаркаАвтоПром».

Студенты колледжа на постоянной

основе проходят практику на производственных площадках ТОО «Сарыаркаав-топром».

В 2015 году руководство высшего колледжа направляет на обучение в рамках грантовой программы молодого специалиста предприятия, выпускницу колледжа Витвицкую Анжелику в Восточный Средиземноморский Университет (Северный Кипр).

Подписан Договор намерения об открытии базовой кафедры на предприятии.

Руководством колледжа поддержана инициатива создания совместной Лаборатории сварочных технологий (совместно НАО «Холдинг «Talan»),

Запланировано создание ресурсного центра по подготовке конкурсантов международного проекта WorldSkills.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На базе «Центра обучения и развития персонала» преподаватели специальных дисциплин проходят стажировку.

На базе высшего колледжа, одного из первых в Костанайской области, создан Попечительский совет, который объединяет крупнейшие предприятия области, в том числе АО Баян-Сулу, ТОО «Сарыар-каавтопром», выступающих в качестве заказчиков специалистов.

В регионе множество малых и крупных предприятий и организаций по оказанию услуг производства, передачи, распределения, преобразования и применения электрической энергии, управления потоками энергии, по разработке и проектированию систем электроснабжения различных объектов и предприятий, электротехническому монтажу и пусконаладочных работ промышленных и гражданских объектов. Специалисты данной компетенции востребованы на таких крупных предприятиях как ТОО «СарыаркаАвтоПром», ТОО «Костанайэлектромонтаж», АО «Агро-машхолдинг», ТОО «MBF group», ТОО «ЭПК-FORFAIT» и многих других.

По специальности 0902000 «Электроснабжение» (по отраслям) квалификации 0902033 Техник-электрик сложился хороший тандем по дуальному обучению с ТОО «ЭПК-Р011ТА1Т» .

ТОО «ЭПК-£ог£а1Ь> является распределительной электросетевой компанией и осуществляет передачу и распределение электрической энергии потребителям Костанайской области. В структуру ТОО входят 12 районов электрических сетей (РЭС), 3 участка электрических сетей, входящих в состав Костанайского, Ау-лиекольского, Карасуского РЭС и Коста-найская Горэлектросеть, которые обслуживают 14 административных районов области. Сотрудничество осуществляется в области дуального обучения с колледжем с 2019 года по специальностям Э, ЭС. Круглый год колледж отправляет дуаль-щиков данных специальностей на предприятие, практику которым оплачивает руководство ТОО «ЭПК-КмТак».

Благодаря сложившемуся опыту социального партнерства, сотрудничества с работодателями, с бизнесом, укрепляется материально-техническая база колледжа, внедряется дуальная система подготовки кадров, реализуются стипендиальные программы.

На совместных методических советах выстраивается траектория учебного процесса, с учетом пожеланий работодателей согласовываются учебные планы, графики учебного процесса. Ежегодно выпускникам колледжа вручается вместе с дипломом приглашение на работу от социальных партнеров.

Колледж активно участвует в проектах по линии МОН РК для модернизации и наполнения качественным содержанием профильных специальностей.

В рамках реализации Проекта Всемирного банка и МОН РК «Модернизация технического и профессионального об-

разования» «Планы институционального развития» Костанайский политехнический колледж стал обладателем гранта в размере 380 тысяч долларов США на развитие специальности «Элеваторное, мукомольное, крупяное и комбикормовое производство» для квалификации техник-технолог.

В рамках Проекта создан Консультационный совет из состава социальных партнеров колледжа, основной целью которого является оказание экспертной и технической помощи учебному заведению в реализации Плана институционального развития.

В настоящее время проект завершен. Получение гранта открыло новые возможности перед преподавателями и студентами: приобретение нового современного оборудования, учебной литературы, повышение квалификации и стажировки преподавателей, разработка модульных программ.

Внедрение дуального обучения способствует дальнейшей реализации инновационных проектов, способствующих обновлению содержания. Одним из них стал проект - ЖасМаман. В рамках данного проекта высшему колледжу выделен грант в размере 327 348 151тнг. Данные средства направлены на создание совре- к менных лабораторий и мастерских, в том га числе и по специальностям учебно-мето- < дического объединения. В формировании § заказа на приобретение оборудования 3 непосредственную консультативную по- ^ мощь оказали специалисты ТОО «Фор- ^ файт», ТОО «Мелькомбинат». с

Дуальное обучение-это важный аспект д государственно-общественного управле- щ ния образованием, главная идея которого § заключается в объединении усилий всех <: заинтересованных сторон как равных о партнеров в качественном образовании. ® В существующих рыночных отношениях

ш_п

^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ Педагогическая

рынок труда и рынок образовательных услуг тесно взаимосвязаны, и только крепкое социальное партнерство предприятий и организаций образования технического и профессионального образования может быть залогом достижения высоких результатов в деле подготовки высококвалифицированных специалистов и в претворении в жизнь задач, поставленных главой государства в условиях форсированного индустриально-инновационного развития экономики и модернизации системы технического и профессионального образования. В условиях модернизации дуальное обучение способствует в подготовке молодежи к достойной жизни на пути интеграции в мировое сообщество.

Высокая надежность дуальной системы обучения объясняется тем, что она отвечает интересам всех участвующих сторон - предприятий, работников, государства: для предприятия дуальное образование - это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации. К тому же есть возможность отобрать самых лучших сту-

^ дентов; для молодых людей дуальное об-к

X учение - отличный шанс рано приобрести

§ самостоятельность и легче адаптироваться

<? к взрослой жизни; в безусловном выигры-

Он

§ ше остается и государство, которое эффек-3 тивно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для своей экономики, о Думаю, что данный опыт взаимодействия

С «Колледж-Предприятие» необходим как

щ

аука и практика ^^

учебному заведению, так и хозяйственным субъектам. В данном вопросе каждая из сторон должна быть заинтересована в конечном результате, который приведет к новой ступени в модернизации всей системы ТиПО в целом и индустриально - инновационного развития экономики нашего региона.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Батышев С.Я. Блочно-модульное обучение. Москва: ТОО «Промсервис», 1997. 258 с.

2.Некрасов С.И., Захарченко Л.В., Некрасова Ю. А. Пилотный проект «Дуальное обучение: критический взгляд специалистов» / / Профессиональное образование. Столица. 2015. № 4. С. 9-16.

3.Образование в Германии. Дидактика [Электрон, ресурс]: Международный семинар. Дюссельдорф, 2015. Режим доступа: http://www.ica-amk.ru/ ёезро/еуеШ (дата обращения: 10.01.2021).

4.Федотова Г.А. Профессиональное образование и подготовка по рабочим профессиям в ФРГ. Москва: ИРПО, 2001. 72 с.

5.Федотова Г.А. Развитие дуальной формы профессионального образования в условиях социального партнерства. Москва: АПО, 1998. 225 с.

6.Шауро Е.В. Дуальное обучение: из опыта участия в пилотном проекте // Профессиональное образование. Столица. 2015. №5. С. 43-45.

7.Кузнецов Е., Симтиков Ж. «Основные направления развития образования Казахстана». Общественно-политический журнал «Мысль» №8, 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.