Научная статья на тему 'Становление высшего духовного образования в Смоленской епархии: новейший период (1988 – 2008 гг.)'

Становление высшего духовного образования в Смоленской епархии: новейший период (1988 – 2008 гг.) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Смоленская епархия / Смоленская православная духовная семинария / духовное образование / высшее образование / Русская Православная Церковь / Smolensk diocese / Smolensk Orthodox Theological Seminary / spiritual education / higher education / Russian Orthodox Church

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тупикин Роман Владимирович

Настоящая статья посвящена рассмотрению эволюционных процессов, происходивших в образовательном поле Русской Православной Церкви в постсоветский период на примере Смоленска как одного из административных центров Смоленско-Калининградской епархии. Автором были исследованы формы и практики адаптации образовательной системы Русской Православной Церкви к новым условиям церковно-государственных взаимоотношений. Автор попытался проанализировать виды и формы современного религиозного образования в России на примере четырехступенчатой системы религиозного образования, выстроенной в административном центре Смоленско-Калининградской епархии – г. Смоленске. На основе исследованного материала было определено место региональной религиозной системы образования в общем образовательном пространстве России, его роль и перспективы. Исследование развития епархиальной образовательной системы, убеждает, что духовное образование является важной частью образовательного поля нашей страны. Поэтому в настоящей работе ключевое внимание уделяется проблематике создания, развития и реформирования высшего духовного образования в Смоленской епархии с 1988 по 2008 годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of higher theological education in the Smolensk diocese: the newest period (1988 – 2008)

This article is devoted to the consideration of the evolutionary processes that took place in the educational field of the Russian Orthodox Church in the post-Soviet period using the example of Smolensk as one of the administrative centers of the Smolensk-Kaliningrad diocese. The author examined the forms and practices of adaptation of the educational system of the Russian Orthodox Church to the new conditions of church-state relations. The author tried to analyze the types and forms of modern religious education in Russia using the example of a four-stage system of religious education built in the administrative center of the Smolensk-Kaliningrad diocese the city of Smolensk. Based on the studied material, the place of the regional religious education system in the general educational space of Russia, its role and prospects was determined. A study of the development of the diocesan educational system convinces that spiritual education is an important part of the educational field of our country. Therefore, in this work, key attention is paid to the problems of creation, development and reform of higher theological education in the Smolensk diocese from 1988 to 2008.

Текст научной работы на тему «Становление высшего духовного образования в Смоленской епархии: новейший период (1988 – 2008 гг.)»

Церковно - исторические исследования

Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2023. №4. С. 6-18

УДК 257:281.93 Тупикин Р. В.

(митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор)

Становление высшего духовного образования в Смоленской епархии: новейший период (1988 — 2008 гг.)

Аннотация. Настоящая статья посвящена рассмотрению эволюционных процессов, происходивших в образовательном поле Русской Православной Церкви в постсоветский период на примере Смоленска как одного из административных центров Смоленско-Калининградской епархии. Автором были исследованы формы и практики адаптации образовательной системы Русской Православной Церкви к новым условиям церковно-государственных взаимоотношений. Автор попытался проанализировать виды и формы современного религиозного образования в России на примере четырехступенчатой системы религиозного образования, выстроенной в административном центре Смоленско-Калининградской епархии - г. Смоленске. На основе исследованного материала было определено место региональной религиозной системы образования в общем образовательном пространстве России, его роль и перспективы. Исследование развития епархиальной образовательной системы, убеждает, что духовное образование является важной частью образовательного поля нашей страны. Поэтому в настоящей работе ключевое внимание уделяется проблематике создания, развития и реформирования высшего духовного образования в Смоленской епархии с 1988 по 2008 годы.

Ключевые слова: Смоленская епархия, Смоленская православная духовная семинария, духовное образование, высшее образование, Русская Православная Церковь

Постановка проблемы. Исследуя развитие в Новейший период истории Русской Православной Церкви, мы можем отметить две тенденции, которые были заложены еще в начале 1990-х гг. и господствуют по сей день. Первое направление работы предполагало реформирование существующей системы духовного образования, ее совершенствование при сохранении определенных традиций. Второй вектор заключал в себе инкорпорацию богословского образования в систему светского путем открытия кафедр по теологии в высших учебных заведениях и государственной аккредитации семинарий и академий.

В процессе проведения реформ перед руководством Церкви все более четко проступали и новые задачи, которые формулировались следующим

образом. Так, одной из ключевых проблем конца прошлого столетия был не только недостаток кадров, но и низкий уровень подготовки будущих священнослужителей и церковных работников к своей будущей деятельности. Последнее обстоятельство объяснялось интенсивным открытием храмов, предыдущей политикой государства, ограничивающей прием в духовные школы способных людей, и состоянием самих учебных заведений. Поэтому повышение уровня подготовки будущих священнослужителей, богословов, исследователей, было одним из ключевых вопросов, включенных в повестку реформ. С этой целью было решено двигаться к признанию высших духовных учебных заведений Русской Церкви государством, для чего было необходимо стремиться к их лицензированию и аккредитации реализуемых программ. Последний шаг открывал путь к получению прав богословскими школами выдавать своим выпускникам дипломы государственного образца, и, напротив, получать образование церковным специалистам в стенах светских учебных заведений.

В 1989 году на Архиерейском Соборе была поставлена задача по обеспечению обязательного высшего образования для всех священнослужителей Русской Православной Церкви. Для достижения поставленной цели предполагалось переустройство содержательной и структурной части учебного процесса в духовных семинариях. Именно семинарии, по мысли участников Собора, должны были выполнять функцию подготовки будущих пастырей.

5 мая 1995 года решением Священного Синода Смоленскому межъепархиальному духовному училищу был присвоен статус семинарии. За год до этого события на прошедшем 29 ноября - 4 декабря Архиерейском соборе было принято определение «О задачах Церкви в области богословского образования». В этом документе ключевая роль отводилась духовным семинариям, которые были призваны стать высшими учебным заведениями Русской Церкви1. Важным в данном определении был неформальный подход к делу преобразования духовных семинарий, которые для достижения поставленной цели должны были иметь достаточную материальную базу и профессиональный штат преподавателей. Два этих условия были соблюдены Смоленской семинарией при ее открытии, что и подтвердило позицию Архиерейского собора.

Еще в 1993 году Священный Синод благословил Смоленскому духовному училищу осуществлять учебно-воспитательный процесс по программе духовной семинарии. Как отмечалось в справке из журнала № 30 Священного Синода от 5 мая 1995 года, семинарская программа на момент рассмотрения вопроса о преобразовании Смоленского училища в семинарию была успешно

:См.: Определение «О задачах Церкви в области богословского образования» http://www.patriarchia.ru/db/text/527253.html

внедрена. К концу 1995 года был подготовлен первый выпуск, который прошел обучение по этой программе2.

К концу 1994/1995 учебного года Смоленское межъепархиальное духовное училище осуществило 4 полных выпуска. К этому же моменту выпускники данного учебного заведения составляли уже более четверти клира Смоленско-Калининградской епархии. Преподавательская корпорация насчитывала 29 человек. Из них двое имели кандидатскую степень по богословию, пять - кандидатов светских наук, четыре - высшее богословское

-5

образование и 17 человек - высшее светское .

На момент преобразования в училище обучалось 73 студента, из которых на пастырском отделении (4 года обучения) - 55 человек, на регентском (2 года) - 18 человек. Библиотека семинарии насчитывала 5400 печатных изданий4. Среди предметов, преподаваемых в училище, были: каноническое право, патрология, введение в церковную археологию, библейская археология, древнегреческий язык, история русской философии, история средневековой философии, история Рима и Византии. Помимо этого, в стенах учебного заведения с лекционными курсами неоднократно выступали ряд преподавателей из иных высших учебных заведений России и зарубежья, как то: профессор Фил Слейтер (США) - социальная педагогика, Ив Дюбуа (Франция) - патрология, Д.В. Поспеловский (Канада) - история Русской Православной Церкви. Этот далеко не полный список курсов говорит о том, что в семинарии существовала довольно обширная программа, готовившая образованных и всесторонне развитых церковнослужителей.

Вновь открываемая семинария была обеспечена достаточным количеством помещений для организации общежития, учебных аудиторий, актового зала и кабинетов сотрудников. Имелся и семинарский Покровский храм. Студентам обеспечивалось бесплатное общежитие, питание и стипендия. И это несмотря на то, что, как отмечал в своем докладе на Архиерейском соборе в 1997 году исполняющий обязанности председателя Учебного комитета епископ Верейский Евгений, из-за большой нужды в церковных кадрах практиковалось открытие духовных школ в епархиях при отсутствии «необходимых материальных и кадровых условий»5.

В рапорте, направленном 26 апреля 1995 года на имя Святейшего Патриарха Алексия II епископом Евгением, последний рекомендовал преобразовать Смоленское духовное училище в семинарию, аргументируя свое мнение следующими соображениями: «Представленный учебный план показал, что по количеству преподаваемых предметов и по составу преподавателей

2 АСПДС. Определения Священного Синода Русской Православной Церкви Московского Патриархата от 5 мая 1995 года. Выписка из журнала № 30.

3 АСЕУ. Отчет Смоленской духовной семинарии за 1995/1996 учебный год. Л. 1.

4 АСПДС. Определения Священного Синода Русской Православной Церкви Московского Патриархата от 5 мая 1995 года. Выписка из журнала № 30. Л. 1.

5 Евгений (Решетников), архиеп. Доклад исполняющего обязанности председателя Учебного комитета епископа Верейского Евгения 24.02.1997 на Архиерейском соборе. [Электронный ресурс]. Электрон. текст. URL: https://mospat.ru/archive/1997/02/sobor_04/ (дата обращения: 06.07.2020).

Смоленское духовное училище превосходит многие наши семинарии. Имеются положительные отзывы о постановке учебного процесса и от преподавателей наших духовных академий, неоднократно посещавших Смоленск с курсами лекций. Почтительно докладываю Вашему Святейшеству, что Смоленское духовное училище следует уже сейчас (к окончанию 1994/1995 учебного года) перевести в разряд семинарии, чтобы выпускникам этого года уже выдать дипломы об окончании семинарии»6. Из части рапорта мы видим, что Смоленское духовное училище за короткий отрезок времени стало одним из лучших учебных заведений в своем сегменте и взяло образовательную планку выше, нежели необходимо было для его статуса «училища», что подтверждали и преподаватели духовных академий, которые на регулярной основе приглашались в стены Смоленской духовной школы.

В следующем, 1996 году, был утвержден Устав семинарии. Согласно этому документу, в задачи учреждения входила подготовка кадров священнослужителей, регентов и церковных работников. При семинарии было открыто два отделения - регентское и пастырское. На регентском отделении срок обучения составлял два года (или три), на пастырском - четыре (или пять). В связи с наличием большого количества клириков, не имеющих достаточного уровня образования и времени для его полноценного получения в рамках очного обучения, при семинарии на пастырском отделении был открыт сектор заочного отделения7.

Информация об абитуриентах была почерпнута из Смоленских епархиальных ведомостей и ежегодных отчетов Смоленской семинарии . Мы видим, что в первые годы после возобновления деятельности Смоленской духовной семинарии существовал определенный конкурс для поступающих, однако в дальнейшем он стал уменьшаться. За 2005 - 2008 гг. мы имеем сведения лишь об общем количестве абитуриентов, без разделения на тех, кто поступал на заочное или очное отделения, поэтому использование этой информации не позволяет получить полноты данных. Но есть основание полагать, что изменение тенденции было маловероятным.

Рассматривая эту ситуацию, нетрудно найти причины происходившего. С течением времени, начиная с середины 1990-х гг. во многих епархиях Русской

6 АСПДС. Определения Священного Синода Русской Православной Церкви Московского Патриархата от 5 мая 1995 года. Выписка из журнала № 30. Л. 1.

7 АСПДС. Гражданский Устав Смоленской Православной Духовной семинарии Русской Православной Церкви (Московского Патриархата). Л. 1-2.

8 АСЕУ. Отчет Смоленской духовной семинарии за 1995/1996 учебный год. Л. 1; Отчет Смоленской духовной семинарии за 1996/1997 учебный год. Л. 1; Отчет Смоленской духовной семинарии за 1997/1998 учебный год. Л. 1; Отчет Смоленской духовной семинарии за 1998/1999 учебный год. Л. 1; Отчет Смоленской духовной семинарии за 1999/2000 учебный год. Л. 1; Отчет Смоленской духовной семинарии за 2000/2001 учебный год. Л. 1; Отчет Смоленской духовной семинарии за 2001/2002 учебный год. Л. 1; Отчет Смоленской духовной семинарии за 2002/2003 учебный год. Л. 1; Отчет Смоленской духовной семинарии за 2003/2004 учебный год. Л. 1; Отчет Смоленской духовной семинарии за 2004/2005 учебный год. Л. 1; Отчет Смоленской духовной семинарии за 2005/2006 учебный год. Л. 1; Отчет Смоленской духовной семинарии за 2006/2007 учебный год. Л. 1; Отчет Смоленской духовной семинарии за 2007/2008 учебный год. Л. 1; Новый выпуск СДС // Смоленские епархиальные ведомости. 1998. № 2. С. 27; Годичный акт в Смоленской духовной семинарии // Смоленские епархиальные ведомости. 1999. № 4. С. 12.

Православной Церкви были открыты духовные семинарии. К этому стоит прибавить постепенное насыщение церковными кадрами, которое и способствовало уменьшению потока поступающих в духовные школы. Об этом же свидетельствует фрагмент из доклада председателя Учебного Комитета архиепископа Верейского Евгения, представленный им в 2000 году на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви. В нем он сообщил о том, что, несмотря на имеющийся дефицит в кадрах священнослужителей, он значительно уменьшился в сравнении с ситуацией десятилетней давности, а в некоторых епархиях этот вопрос полностью был решен. Докладчик также предположил полное решение этой проблемы в обозримой перспективе, в связи с чем встанут уже вопросы иного характера. Так как большинство представителей духовенства, рукоположенного в конце XX столетия, не имели богословского образования, то перед Церковью встанет проблема не расширения сети духовных училищ и семинарий, а расширения приема в уже существующих духовных школах, которые имеют достаточно финансовых и кадровых ресурсов9. То есть, архиепископ Евгений в своем выступлении призывал идти путем уже не экстенсивного, но интенсивного развития образовательной сферы Русской Православной Церкви.

Относительно кадрового вопроса в Смоленско-Калининградской епархии в работе епископа Серафима (Амельченкова) содержится следующая оценка ситуации: «Ключевой задачей Смоленской семинарии была подготовка всесторонне образованных пастырей. И с этой задачей школа справлялась. В середине 1990-х годов уже около половины клириков Смоленско-Калининградской епархии составляли выпускники, либо студенты Смоленской семинарии. В 1996 году подавляющее большинство священнических вакансий было заполнено ее выпускниками. Так, проблема кадрового дефицита, остро стоявшая перед Смоленской епархией в течение всего советского периода, была в большей степени решена в кратчайшие сроки»10.

В отношении увеличения числа духовных семинарий, имеются следующие данные: в 1994 году действовало 14 семинарий11, в 1997 году - 21, в 2000 - 2712, в 2004 - 3113. Так, за 10 лет, с 1994 по 2004 г., количество семинарий выросло более чем в 2 раза. Большая часть из них была открыта в Центральном федеральном округе России. Поэтому тенденции к уменьшению

9 Евгений (Решетников), архиеп. Доклад при Священном Синоде. Архиерейский собор. 2000 год. [Электронный ресурс]. Электрон. текст. URL: https://mospat.ru/archive/page/sobors/2000-2/377.html (дата обращения: 05.04.2020).

10 Серафим (Амельченков), иером. Богословское образование в России: Смоленская духовная семинария. Исторический очерк. 1728-2008. Смоленск: Свиток, 2010. С. 173.

11 Евгений (Решетников), архиеп. Доклад исполняющего обязанности председателя Учебного комитета епископа Верейского Евгения 24.02.1997 на Архиерейском соборе. [Электронный ресурс]. Электрон. текст. URL: https://mospat.ru/archive/1997/02/sobor_04/ (дата обращения: 06.07.2020).

12 Евгений (Решетников), архиеп. Доклад при Священном Синоде. Архиерейский собор. 2000 год. [Электронный ресурс]. Электрон. текст. URL: https://mospat.ru/archive/page/sobors/2000-2/377.html (дата обращения: 05.04.2020).

13 Евгений (Решетников), архиеп. Доклад в рабочей группе: Доклад Председателя Учебного Комитета при Священном Синоде архиепископа Верейского Евгения. 04.10.2004. [Электронный ресурс]. Электрон. текст. URL: https://mospat.ru/archive/2004/10/26422/ (дата обращения: 02.03.2020).

количества абитуриентов и, следовательно, студентов в региональных духовных учебных заведениях были вполне закономерны.

Несмотря на ряд неблагоприятных факторов, к которым можно отнести еще и нестабильную экономическую обстановку как в стране в целом, так и в Смоленском регионе, Смоленская духовная семинария являлась одной из передовых в Русской Православной Церкви по своему научному и образовательному потенциалу.

В одном из определений Архиерейского собора, проходившем в 1994 году, было отражено стремление к качественному изменению статуса духовных семинарий к 2000 году. Последние должны были стать высшими духовными учебными заведениями, что предполагало повышение уровня преподавания, соответствующее материально-техническое обеспечение и профессиональный коллектив преподавателей высокой квалификации. Лишь четыре духовные школы соответствовали высоким предъявляемым требованиям к семинарии нового типа. Об этих семинариях в своем докладе Архиерейскому собору в 2000 году говорил архиепископ Евгений: «Среди Духовных Школ Русской Православной Церкви следует особо отметить также Тобольскую, Коломенскую, Самарскую и Смоленскую Духовные семинарии, в которых уровень преподавания учебных дисциплин поставлен на должную высоту, соответствующую в целом требованиям нашего времени. Эти семинарии, обладая достаточно квалифицированными преподавательскими кадрами, смогли перейти к 5-летнему курсу обучения»14. В связи с изменениями в статусе семинарии, 17 февраля 2000 года была произведена перерегистрация ее Устава в Министерстве юстиции России (свидетельство № 368 от 17.02.2000 г.). Таким образом, Смоленская духовная семинария была в числе первых, получивших статус высшего богословского учебного заведения с пятилетним сроком обучения. Это явилось ярким свидетельством результатов работы высшей богословской школы в Смоленске.

О цели образовательной реформы, начатой еще в середине 1990-х гг. Святейший Патриарх Алексий II высказывался следующим образом: «Реформа потребовалась не потому, что изменились задачи духовного образования - они остались прежними - готовить достойных священнослужителей. Реформа вызвана тем, что принципиально изменилась историческая ситуация, в которой сегодня - Церковь призвана нести свидетельство и служение миру, осуществлять свою спасительную миссию. Это означает, что будущим пастырям Церкви необходимо дать такой уровень образования, который будет соответствовать нуждам и задачам Церкви в данный исторический момент ее земного бытия»15.

14 Евгений (Решетников), архиеп. Доклад при Священном Синоде. Архиерейский собор. 2000 год. [Электронный ресурс]. Электрон. текст. URL: https://mospat.ru/archive/page/sobors/2000-2/377.html (дата обращения: 05.04.2020).

15 Алексий II (Ридигер), патриарх Московский и всея Руси. Слово на годичном акте в Московской духовной академии 14 октября 2003 г. [Электронный ресурс]. Электрон. текст. URL: https://credo.press/26808/?act=news&id=14195 (дата обращения: 06.07.2020).

В своем докладе на Архиерейском соборе 2000 года архиепископ Евгений отмечал возрастающую негативную тенденцию в среде выпускников духовных школ, которые все чаще отказывались принимать сан и служить в церкви. Как отмечал председатель Учебного Комитета, подобная проблема еще в 1990 году не стояла так остро. Относительно этой темы, по выпускникам Смоленской семинарии мы имеем следующие сведения. На 2003 год, спустя 14 лет после открытия пастырского отделения при Смоленском межъепархиальном духовном училище в 1989 году, из 165 выпускников сан приняло 100 лиц, в том числе в Смоленско-Калининградской епархии - 66 лиц. То есть всего -немногим более 60 %16. К 2008 году статистика несколько изменилась. Всего Смоленскую духовную семинарию к рассматриваемому периоду закончило 401 лицо, из них пастырское отделение - 309 человек, регентское - 92 человека. Из числа окончивших семинарию приняли священный сан - 219 выпускников (в т.ч. в Смоленско-Калининградской епархии - 133 лица), то есть - 70 %17. Причина, по которой процент принявших сан увеличился можно объяснить тем фактором, что в 1990-е состав поступавших в духовные школы Русской Православной Церкви значительно изменился. Если ранее, в Советский период, абитуриент семинарии представлял из себя зачастую человека зрелого, состоявшегося и получившего либо среднее-специальное/высшее образование, либо чаще всего опыт на какой-либо светской работе, прошедший службу в армии, то после распада СССР в семинарии стали поступать по большей части выпускники школ, чему способствовали и договоренности с государством относительно отсрочки от военной службы.

Таким образом, от 5 (в 2006/2007 гг.) до 13 % (2007/2008 гг.) варьировалась доля тех студентов, которые имели высшее образование, поступая в семинарию, что было очевидно незначительной в общем составе долей.

Несмотря на это, мы наблюдаем в 2000-е годы рост процента числа принявших хиротонию, что не может косвенно не свидетельствовать об эффективной воспитательной работе, которая проводилась в стенах Смоленской духовной школы.

О качестве научной работы, проводимой в семинарии, свидетельствует участие ее представителей в научных конференциях, форумах и иных площадках, а также проведение подобных мероприятий в стенах Смоленской

духовной школы. В монографии епископа Серафима (Амельченкова) эта тема

18

достаточно подробно рассмотрена , поэтому в настоящей работе мы не будем подробно на ней останавливаться.

В 1998 году из Смоленской духовной семинарии было выделено духовное училище, основой для которого послужило регентское отделение, поэтому мы видим резкое уменьшение количество преподавателей за 1997-1998 год. В

16 АСЕУ. Отчет Смоленской духовной семинарии за 2002/2003 учебный год. Л. 1.

17 АСЕУ. Отчет Смоленской духовной семинарии за 2007/2008 учебный год. Л. 1.

18 Серафим (Амельченков), иером. Богословское образование в России: Смоленская духовная семинария. Исторический очерк. 1728-2008. Смоленск: Свиток, 2010. С. 173-195.

остальном же их число варьировалось от 29 до 37 человек. Лишь треть из них имели степени богословских или светских наук.

В ходе Архиерейского собора 1997 года рассматривалась тема лицензирования духовных учебных заведений и ставилась задача по формулировке критериев для достижения поставленной цели19. Также этот вопрос поднимался на Юбилейном Архиерейском соборе, где были уже более четкие призывы к действию: «Но совершенно очевидно, что все духовные школы должны пройти лицензирование в Министерстве образования Российской Федерации (это касается Духовных академий и семинарий, расположенных на территории России) или в местных органах образования (Духовные училища и пастырские курсы). В противном случае мы окажемся в

положении, противоречащем действующему государственному

20

законодательству»20. На момент проведения Собора в Русской Православной Церкви лицензирование прошли Московские и Санкт-Петербургские духовные школы, Православный Свято-Тихоновский богословский институт и 9 семинарий, в их числе - Смоленская духовная школа. Более того, семинария в Смоленске получила лицензию спустя год после возобновления своей деятельности. 8 июля 1996 года Государственный комитет Российской

Федерации по высшему образованию выдал лицензию на право ведения

21

образовательной деятельности в сфере религиозного образования . В 2002 году

22

Смоленская духовная семинария повторно прошла лицензирование22.

В своем докладе на Архиерейском соборе в 2000 году архиепископ Евгений коснулся одной из самых ключевых и спорных сторон реформы духовного образования - аккредитации духовных школ: «Вопрос о целесообразности аккредитации духовных школ остается до известной степени еще открытым, хотя большинство руководителей духовных школ исходит из

23

перспективы таковой аккредитации в будущем» .

Впервые к теме государственной аккредитации духовных учебных заведений на высоком уровне предметно подошли на Священном Синоде Русской Православной Церкви, проходившем 17 июля 2001 г. Так, Учебному Комитету поручалось: «Разработать внутрицерковный образовательный стандарт, на основе которого ввести внутрицерковное лицензирование Духовных учебных заведений и подготовку их к государственной

19 Евгений (Решетников), архиеп. Доклад исполняющего обязанности председателя Учебного комитета епископа Верейского Евгения 24.02.1997 на Архиерейском соборе. [Электронный ресурс]. Электрон. текст. URL: https://mospat.ru/archive/1997/02/sobor_04/ (дата обращения: 06.07.2020).

20 Евгений (Решетников), архиеп. Доклад при Священном Синоде. Архиерейский собор. 2000 год. [Электронный ресурс]. Электрон. текст. URL: https://mospat.ru/archive/page/sobors/2000-2/377.html (дата обращения: 05.04.2020).

21 АСПДС. Лицензия на право ведения образовательной деятельности в сфере религиозного образования № 16 -412.

22 АСПДС. Лицензия на право ведения образовательной деятельности в сфере религиозного образования № 24 -0402.

23 Евгений (Решетников), архиеп. Доклад при Священном Синоде. Архиерейский собор. 2000 год. [Электронный ресурс]. Электрон. текст. URL: https://mospat.ru/archive/page/sobors/2000-2/377.html (дата обращения: 05.04.2020).

аккредитации»24. Тем не менее предпринимать какие-либо практические шаги по признанию духовного образования стало возможным лишь после утверждения государственных стандартов по направлению «Теология» и

25

специальности теология в 2002 году.

Поворотным моментом реформирования духовного образования стали реформы российского светского высшего образования, которое решено было включить в Болонский процесс. Встраивание российской образовательной модели в европейскую систему высшего образования помимо прочего предполагало создание двухуровневой системы - бакалавриата и магистратуры. В это же время реформирование духовного образования двигалось вперед, сообразуясь с меняющимися реалиями. Несмотря на сопротивление как извне, так и изнутри, движение реформы в сторону государственной аккредитации продолжалось. Итогом многолетних усилий стало подписание президентом России Владимиром Путиным Федерального Закона Российской Федерации от 28 февраля 2008 года № 14 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части лицензирования и аккредитации учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений)». Таким образом, законом устанавливалось право получения духовными учебными заведениями Русской Православной Церкви свидетельства о государственной аккредитации, что давало возможность выдавать их выпускникам дипломы государственного образца.

С 2006/2007 года в Смоленской семинарии стал вводиться учебный план, который включал в себя те курсы, часы, семестры, зачеты и экзамены, которые относились к стандарту теологии. Эти изменения коснулись лишь первого курса, но в последующие годы к этому процессу подключались все остальные курсы26. Преобразования затронули, прежде всего, недельную лекционную нагрузку. Общая часовая нагрузка в год при 4-х годичном бакалавриате составляла 6945 часов (3855 часов - аудиторная и 3090 часов -самостоятельная). При составлении учебного плана Смоленской духовной семинарии за основу был принят учебный план Государственного образовательного стандарта 031900.62 «Теология», но, учитывая очевидную «светскость» стандарта, сотрудниками семинарии совместно с членами экспертного совета УМО «Теология», был разработан и принят учебный план, максимально приближенный к требованиям Духовной семинарии, который предполагал реализацию в течение 4-х лет Государственного стандарта «Теология», по окончании которого выпускник получал диплом государственного образца по специальности «Бакалавр теологии». Этот диплом предоставлял право выпускникам семинарии осуществлять свою трудовую деятельность не только в церковных, но и в светских учреждениях.

24 Журналы заседания Священного Синода от 17 июля 2001 года. [Электронный ресурс]. Электрон. текст. URL: https://mospat.ru/archive/page/synod/2001-2/457.html (дата обращения: 06.07.2020).

25 Итоги заседания Священного Синода от 8 августа 2001 года. [Электронный ресурс]. Электрон. текст. URL: https://mospat.ru/archive/2001/08/nr107172/ (дата обращения: 18.01.2020).

26 АСПДС. Учебный план на 2006/07 учебный год. Л. 1-6.

14

Традиционные пропедевтические семинарские дисциплины, отсутствующие в Государственном стандарте (богослужебный устав, церковное пение, церковнославянский язык, чтение гимнографических текстов), были включены в сетку предметов, преподававшихся на I—II курсах в качестве факультативов с обязательным посещением.

Далее, необходимо было разработать нормативные документы, касавшиеся курсовых, выпускных квалификационных работ бакалавра, государственного экзамена и т.д. Была осуществлена работа по составлению рабочих планов на каждый учебный год. В итоге к 2010/2011 учебному году все курсы Смоленской духовной семинарии были построены по стандарту теологии.

Невозможно обойти стороной модернизацию научно-методической деятельности Смоленской духовной семинарии, так как для полноценной и качественной реализации задач современного богословского образования необходима разработанная научно-методическая база учебного заведения. Прежде всего, это относится к обеспечению современными учебными пособиями по широкому кругу дисциплин, а также повышению научного уровня преподавателей.

Проблему обеспечения современными учебными материалами в Смоленской духовной школе была решена путем создания собственных электронных учебно-методических пособий в системе е-1еагш^. Согласно методике е^шш^, ВУЗ создает электронный учебный портал. Курс той или иной дисциплины в рамках общего портала должен представлять собой сайт, где студент получает доступ к следующим разделам:

• основные требования к изучению курса и учебная программа;

• рекомендуемое учебное пособие (электронное) или авторские лекции по всем темам;

• примерные темы и планы семинарских занятий;

• литература для обязательного чтения и библиотека по предмету (электронный вариант);

• контрольные вопросы

• рейтинг студентов

При таком подходе студент обеспечивался всеми материалами для овладения знаниями, как на базисном уровне, так и на уровне более глубокого изучения предмета. Электронный вариант лекций преподавателя не является статичным, он постоянно обновляется и совершенствуется. В рамках системы e-leammg возможен творческий подход преподавателя к формированию собственного образовательного профиля. Данная технология предполагает опережающее ознакомление слушателей с базовым содержанием лекции, что позволяет строить занятия в режиме диалога. Преподаватель получает возможность расширить курс и предложить на занятиях анализ первоисточников, детальное рассмотрение тех или иных аспектов изучаемой темы, дискуссию по вопросам, вызывающим у студентов особый интерес. Такая интерактивная методика соответствует требованиям образовательных

программ третьего поколения (Пункт 7.1.3: «Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 20% аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не могут составлять более 40% аудиторных занятий»).

Указанная технология стала апробироваться с 2008 года в качестве экспериментальной по предметам: патрология, методика преподавания теологии, Священное Писание Ветхого Завета, Священное Писание Нового Завета.

Заключение

Итак, в 2008 году Смоленская духовная семинария вплотную приблизилась к получению государственной аккредитации, что и было достигнуто спустя три года. Впервые в истории духовного образования в России духовная школа была признана государством в качестве высшего учебного заведения. С того момента, когда Смоленская духовная школа была отрыта в качестве духовного училища в 1988 году и преобразована в духовную семинарию в 1995 году она прошла значительный путь. Во многих областях благодаря большому вниманию, которое уделялось митрополитом Кириллом, ныне Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси, Смоленской духовной семинарии и самоотверженному труду ее профессорско-педагогического состава, удалось достичь впечатляющих результатов. На этом пути высшая богословская школа Смоленска сталкивалась с материальными, кадровыми и иными трудностями, но преодолевая их, она становилась более современным, гибким и динамично развивающимся учебным заведением.

Стратегической задачей Смоленской епархии было создание учебного заведения, которое бы готовило собственные кадры священно- и церковнослужителей, певчих и иконописцев. Смоленское православной духовное училище, а затем Смоленская духовная семинария были призваны выполнять эту задачу. Однако в последующем Русская Православная Церковь стремилась к тому, чтобы государство также было заинтересовано в развитии религиозного образования и признало его наравне со светским. Для этого проводилось лицензирование духовных учебных заведений, совершенствовалась их материальная и учебно-методическая база. Как духовное училище, так и духовная семинария в Смоленске стали одними из передовых в этом смысле учебных заведений в нашей стране. Это подтверждается тем, что Смоленская православная духовная семинария стала первой духовной школой России, получившей государственную аккредитацию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Алексий II (Ридигер), патриарх Московский и всея Руси. Слово на годичном акте в Московской духовной академии 14 октября 2003 г. [Электронный ресурс]. Электрон. текст. URL: https://credo.press/26808/?act=news&id=14195 (дата обращения: 06.07.2023).

2. Евгений (Решетников), архиеп. Доклад исполняющего обязанности председателя Учебного комитета епископа Верейского Евгения 24.02.1997 на Архиерейском соборе. [Электронный ресурс]. Электрон. текст. URL: https://mospat.ru/archive/1997/02/sobor_04/ (дата обращения: 06.07.2023).

3. Евгений (Решетников), архиеп. Доклад при Священном Синоде. Архиерейский собор. 2000 год. [Электронный ресурс]. Электрон. текст. URL: https://mospat.ru/archive/page/sobors/2000-2/377.html (дата обращения: 05.04.2023).

4. Евгений (Решетников), архиеп. Доклад в рабочей группе: Доклад Председателя Учебного Комитета при Священном Синоде архиепископа Верейского Евгения. 04.10.2004. [Электронный ресурс]. Электрон. текст. URL: https://mospat.ru/archive/2004/10/26422/ (дата обращения: 02.03.2020).

5. Журналы заседания Священного Синода от 17 июля 2001 года. [Электронный ресурс]. Электрон. текст. URL: https://mospat.ru/archive/page/synod/2001-2/457.html (дата обращения: 06.07.2020).

6. Итоги заседания Священного Синода от 8 августа 2001 года. [Электронный ресурс]. Электрон. текст. URL: https://mospat.ru/archive/2001/08/nr107172/ (дата обращения: 18.01.2020).

7. Определение «О задачах Церкви в области богословского образования» http://www.patriarchia.ru/db/text/527253.html

8. Серафим (Амельченков), иером. Богословское образование в России: Смоленская духовная семинария. Исторический очерк. 1728-2008. Смоленск: Свиток, 2010.

Tupikin R. V.

(metropolitan of Smolensk and Dorogobuzh Isidor)

The formation of higher theological education in the Smolensk diocese: the newest period (1988 — 2008)

Abstract. This article is devoted to the consideration of the evolutionary processes that took place in the educational field of the Russian Orthodox Church in the post-Soviet period using the example of Smolensk as one of the administrative centers of the Smolensk-Kaliningrad diocese. The author examined the forms and practices of adaptation of the educational system of the Russian Orthodox Church to the new conditions of church-state relations. The author tried to analyze the types and forms of modern religious education in Russia using the example of a four-stage system of religious education built in the administrative center of the Smolensk-Kaliningrad diocese - the city of Smolensk. Based on the studied material, the place of the regional religious education system in the general educational space of Russia, its role and prospects was determined. A study of the development of the diocesan educational system convinces that spiritual education is an important part of the educational field of our country. Therefore, in this work, key attention is paid to the problems of creation, development and reform of higher theological education in the Smolensk diocese from 1988 to 2008.

Keywords: Smolensk diocese, Smolensk Orthodox Theological Seminary, spiritual education, higher education, Russian Orthodox Church

References

• Alexy II (Ridiger), Patriarch of Moscow and All Rus'. Address at the annual event at the Moscow Theological Academy on October 14, 2003 [Electronic resource]. Electron. text. URL: https://credo.press/26808/?act=news&id=14195 (access date: 07/06/2023).

• Evgeniy (Reshetnikov), archbishop. Report of the acting chairman of the Educational Committee, Bishop Eugene of Vereisky, 02/24/1997 at the Council of Bishops. [Electronic resource]. Electron. text. URL: https://mospat.ru/archive/1997/02/sobor_04/ (access date: 07/06/2023).

• Evgeny (Reshetnikov), archbishop. Report to the Holy Synod. Bishop's Council. year 2000. [Electronic resource]. Electron. text. URL: https://mospat.ru/archive/page/sobors/2000-2/377.html (access date: 04/05/2023).

• Evgeny (Reshetnikov), archbishop. Report in the working group: Report of the Chairman of the Educational Committee at the Holy Synod, Archbishop Eugene of Vereisky. 04.10.2004. [Electronic resource]. Electron. text. URL: https://mospat.ru/archive/2004/10/26422/ (access date: 03/02/2020).

• Journals of the meeting of the Holy Synod of July 17, 2001. [Electronic resource]. Electron. text. URL: https://mospat.ru/archive/page/synod/2001-2/457.html (access date: 07/06/2020).

• Results of the meeting of the Holy Synod on August 8, 2001. [Electronic resource]. Electron. text. URL: https://mospat.ru/archive/2001/08/nr107172/ (access date: 01/18/2020).

• Definition "On the tasks of the Church in the field of theological education" http://www.patriarchia.ru/db/text/527253.html

• Seraphim (Amelchenkov), priest. Theological education in Russia: Smolensk Theological Seminary. Historical sketch. 1728-2008. Smolensk: Scroll, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.