Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка священноцерковнослужителей Русской Православной Церкви (1990–2000 гг. )'

Профессиональная подготовка священноцерковнослужителей Русской Православной Церкви (1990–2000 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
504
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / КЕМЕРОВСКАЯ И НОВОКУЗНЕЦКАЯ ЕПАР ХИЯ / БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / KEMEROVO AND NOVOKUZNETSK DIOCESE / THEOLOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Васькин Александр Николаевич

В статье анализируется система профес сиональной подготовки, духовного образования священноцерковнослужителей Русской право славной церкви (далее — РПЦ) в постсоветский период. Выделены этапы создания и развития учреждений профессионального образования, приведения его к государственным образова тельным стандартам. Характеризуются регио нальные особенности подготовки служителей в Кемеровской и Новокузнецкой епархии РПЦ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Васькин Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOCATIONAL TRAINING OF SACRED CHURCH ATTENDANTS FOR RUSSIAN ORTHODOX CHURCH (1990-2000)

This article briefly examines the system of vocational training, spiritual education of sacred church attendants of Russian Orthodox Church during the Post-Soviet period. Stages of creation and development of establishments of professional education, its reduction to the state educational standards are allocated. Regional features of preparation of attendants in the Kemerovo and Novokuznetsk diocese of Russian Orthodox Church are characterized.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка священноцерковнослужителей Русской Православной Церкви (1990–2000 гг. )»

9. Ищенко О. В. Томский университет в городском пространстве Сибири (к. XIX -н. XX вв)//Вестник Югорского государственного университета. 2012. — № 1 (24). — С. 18—22.

10. Немирова О. Г., Новикова Е. В., Уткина А. В. Курганская школа в XIX — начале XX века. — Курган: Курган. гос. пед. ин-т, 1993. — 137 с.

11. Лаврентьев Л. Ответ на речь Скороходова, произнесенную 5-го марта 1910 года в заседании Государственной думы.—Томск, 1910. — 31 с.

12. Лебедева Н. Сибирский кадетский корпус [Электронный ресурс]//Пространство Омска во время пребывания в нем Ф. М. Достоевского. Город и люди. — иЯЬ: http://newasp.omskneg.nu/dostoev/HTML/kadet.htm (дата обращения: 25.01.2013).

13. Литягина А. В. Работа городских дум Западной Сибири в сфере народного образования в конце XIX — начале XX вв.//Актуальные вопросы истории Сибири: II науч. чтения памяти проф. А. П. Бородавкина. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2000. — С. 154—159.

14. Мариинск. Наши школьные здания//Сибирский вестник. — 1903. — № 218.

15. Некрылов С. А. Томский университет — первый научный центр в азиатской части России (середина 1870-х гг. — 1919 г.): автореф. дис. ... д-ра ист. наук. — Томск,

2009. — 47 с.

16. Олех Г. Л. Реалисты: из истории Новониколаевского реального училища имени дома Романовых//Образо-вание в Сибири. — 1995. — № 1. — С. 103—119.

17. Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа

на 1916 г., заключающая в себе список учебных заведений с указанием времени открытия, источников содержания, размера платы за учение, числа учащихся и личного состава служащих. — Томск: Товарищество «Печатня С. П. Яковлева», 1916. — 553 с.

18. Памятная книга Томской губернии на 1913 г. /Томский губ. стат. комитет.—Томск, 1913. — 297 с.

19. Памятная книга Томской губернии на 1914 г. /Томский губ. стат. комитет.—Томск, 1914. — 284 с.

20. Памятная книга Томской губернии на 1915 г. /Томский губ. стат. комитет.—Томск, 1915. — 281 с.

21. Пругавин А. С. Законы и справочные сведения по начальному образованию. — СПб.: Склад изданий О. Н. Поповой, 1898. — 785 с

22. РГИА. Ф. 733. Оп. 167. Д. 112

23. РГИА. Ф. 733. Оп. 167. Д. 910

24. РГИА. Ф. 733. Оп. 168. Д. 1417.

25. РГИА. Ф. 802. Оп. 10. Д. 67.

26. Статистические сведения по начальному образованию Российской империи: Вып. 3. — СПб.: Типография Сиб. акц. общ. печатного и писчебумажного дела «Слово»,

21, 1902. — 200 с.

27. Томский справочный листок. 1894. № 46.

28. Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения 1871 г. //Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе.- СПб., 1874. — Т. 46. — № 49860.

29. Юрцовский Н. С. Очерки по истории просвещения в Сибири. — Ново-Николаевск: Сибирское обл. гос. изд-во, 1923. — 246 с.

УДК / UDC 271.2(240) «1990/2000» А. Н. Васькин

A. Vasjkin

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СВЯЩЕННОЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛЕЙ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (1990-2000 ГГ.) VOCATIONAL TRAINING OF SACRED CHURCH ATTENDANTS FOR RUSSIAN ORTHODOX CHURCH (1990-2000)

В статье анализируется система профессиональной подготовки, духовного образования священноцерковнослужителей Русской православной церкви (далее — РПЦ) в постсоветский период. Выделены этапы создания и развития учреждений профессионального образования, приведения его к государственным образовательным стандартам. Характеризуются региональные особенности подготовки служителей в Кемеровской и Новокузнецкой епархии РПЦ.

This article briefly examines the system of vocational training, spiritual education of sacred church attendants of Russian Orthodox Church during the Post-Soviet period. Stages of creation and development of establishments of professional education, its reduction to the state

educational standards are allocated. Regional features of preparation of attendants in the Kemerovo and Novokuznetsk diocese of Russian Orthodox Church are characterized.

Ключевые слова: Русская православная церковь, Кемеровская и Новокузнецкая епархия, богословское образование.

Keywords: Russian Orthodox Church,

Kemerovo and Novokuznetsk diocese, theological education.

После революции богословское образование в СССР было запрещено, все духовные школы РПЦ закрыты. Ситуация изменилась после 28 ноября 1943 г, когда Совнарком СССР разрешил открытие в Москве Богослов-

ского института и пастырских курсов в 1944 г. [33, с. 215]. Начался процесс создания духовных семинарий. На рубеже 1950—1960-х гг. РПЦ пережила «хрущевские» гонения, удар был нанесен и по возрожденной духовной школе:

5 семинарий закрыли, в сохранившихся учебных заведениях резко сократилось количество обучающихся. Часть преподавательских кадров насильственно удалили из стен духовных школ.

Возрождение духовного образования началось в период подготовки и празднования тысячелетия принятия христианства на Руси. В промежуток времени от Поместного собора 1988 г. до Архиерейского собора 1989 г были восстановлены 3 духовные семинарии: Киевская, Минская и Тобольская. Открылись духовные училища в Кишиневе, Новосибирске, Смоленске, Ставрополе и Чернигове. При Московской духовной академии было организовано учебное заведение нового типа — иконописная школа [1, с. 103]. В 1989 г. в РПЦ действовали 2 академии, 6 семинарий и 5 училищ [32, с. 795].

В советское время круг деятельности духовенства ограничивался стенами храма. После распада СССР ситуация радикальным образом изменилась. Патриарх Алексий II обращал внимание на то, что священник стал общественной фигурой, и от него требуется, помимо высокой нравственности, безупречной честности и истинно православной духовности, еще и способность говорить языком современного человека. Клирик должен обладать широким кругозором, глубокими познаниями в разных областях, способностью вникнуть даже в те вопросы, которые выходят за рамки его «профессиональных» интересов и обязанностей [34, с. 43—44]. При значительном возрастании числа церковных приходов возник острейший кадровый кризис. Возникла потребность в качественной профессиональной подготовке служителей РПЦ. Патриарх отмечал: «Многие молодые священники совсем малосведущи в учении Церкви, не знают достаточно ни догматического учения Православной Церкви, ни ее истории, ни святоотеческого духовного наследия. Многие пастыри по своему образовательному и культурному уровню оказываются значительно ниже своих прихожан» [10, с. 13].

Руководство РПЦ поставило задачи развития системы профессионального образования и получения всеми священнослужителями духовного образования. Управление деятельностью системы образования РПЦ осуществлялось священноначалием через учебный комитет [6], являющийся синодальным учреждением [27, гл. 6, п. 5 д; 28, гл. 6, п. 7 в]. В законе РСФСР

«О свободе вероисповеданий» от 25.10.1990 № 267—1 [3] и законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ [19] уже отсутствовали статьи, требующие предварительные санкции государства на открытие учреждений церковной системы образования. Всего в 1994 г РПЦ имела 14 духовных семинарий, 28 духовных училищ. При многих церковных учебных заведениях работали регентские школы, классы или отделения. С 1989 по 1994 г из стен духовных академий вышло 186 выпускников очного и 205 заочного отеделений, из них 79 присвоена степень кандидата богословия. За это же время полное очное семинарское образование получили 1390 учащихся, заочное — 1211 священнослужителей. Регентские школы окончили 380 человек. Иконописная школа при Московской духовной академии выпустила 21 студента [1, с. 104].

В 1990-е гг. ускоренной подготовкой кандидатов для рукоположения в священнический сан занимались духовные училища, что не обеспечивало высокого богословского уровня клириков, поэтому Архиерейский собор 1994 г принял определение «О задачах Церкви в области богословского образования», согласно которому намечалась разработка Концепции новой системы богословского образования, нацеленной на обязательное высшее богословское образование духовенства, преподавателей религии и катехизаторов. Делом особой важности было признано постепенное преобразование духовных семинарий в высшие учебные заведения. На Архиерейском соборе была выражена обеспокоенность тем, что многие из священников не имеют систематического богословского образования, высказана необходимость их заочного обучения в духовных семинариях и академиях [1, с. 173—175].

В докладе на Архиерейском соборе 1997 г Патриарх Алексий II вновь подчеркнул необходимость определить стандарт высшего богословского образования, которое предполагалось обеспечить в духовных семинариях, на богословских факультетах и в других специализированных высших учебных заведениях. На базе духовных академий целесообразно создать постдипломную систему научно-богословской специализации, включающую подготовку и защиту диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и магистра богословия. Делом особой важности должно стать постепенное преобразование духовных семинарий в высшие учебные заведения. Священнослужители, не имеющие систематического богословского образования, получившие рукоположение ввиду острой нехватки духовен-

ства, обязаны были получать образование заочно. Патриарх обратил внимание на сокращение числа рукоположений среди учащихся и выпускников духовных школ. В основном это явление можно объяснить снижением среднего возраста учащихся. Но были просчеты и в выдаче рекомендаций абитуриентам приходскими священниками, епархиальными советами и правящими архиереями и серьезные упущения в религиозно-нравственном воспитании семинаристов [6].

На Юбилейном Архиерейском соборе РПЦ 2000 г. Патриарх Алексий II в своем докладе объявил, что во исполнение определения Архиерейского собора 1994 г. учебным комитетом была выработана концепция новой системы богословского образования, одобренная Священным синодом. Суть этой концепции заключалась в том, что духовная семинария, предназначенная главным образом для подготовки пастырей, преобразовывалась в пятилетнее высшее учебное заведение, выпускники которого будут получать диплом бакалавра. Духовная же академия должна была стать местом подготовки богословов, преподавательских кадров, ответственных церковных работников. Выпускники духовных академий после защиты соответствующих диссертаций стали получать дипломы кандидата (магистра) богословия [34, с. 44—45].

Архиепископ Верейский Евгений, председатель учебного комитета при Священном синоде, докладывал Юбилейному собору о том, что вся система духовного образования РПЦ значительно возросла количественно и претерпела серьезные качественные изменения. Сеть духовных школ включала 5 академий, Православный Свято-Тихоновский богословский институт (далее — ПСТБИ), 27 семинарий, 27 училищ и 6 пастырских курсов. Владыка также заострил внимание на проблеме уменьшения числа рукоположений среди учащихся. Одной из причин уменьшения числа хиротоний являлось снижение среднего возраста учащихся, т. к. некоторые из воспитанников заканчивали семинарию в 20—22 года. В таком возрасте не всегда легко сделать выбор и отказаться от мирской жизни. Предполагаемое и по местам уже введенное продление до 5 лет обучения в семинарии оказало положительное влияние на ситуацию с рукоположениями выпускников семинарии. Он отметил, что решению данной проблемы способствовало бы введение в правила приема положения о том, что из числа военнообязанных и годных к действительной воинской службе в духовные школы приниматься могут лишь лица, отслужившие в армии установленный срок. Таким образом, для большинства

абитуриентов возрастная планка была бы поднята до 20 - 21 года. Соответственно повысился бы и возраст выпускников — кандидатов священства [34, с. 176, 183].

На Архиерейском соборе 2000 г. было принято определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности РПЦ», в котором в качестве необходимых были признаны требования о переходе к рукоположению в священный сан исключительно лиц, имеющих семинарское или соответствующее ему образование, за исключением студентов последних классов духовных семинарий, которые могут быть рукоположены согласно решениям советов семинарий. Получение заочного образования в семинарском объеме клириками стало обязательным. Собор приветствовал начало преподавания богословских дисциплин в светских высших учебных заведениях и посчитал важным развитие этой практики через разработку специальных программ и методик, а также через диалог с государством, направленный на закрепление и расширение существующих возможностей [34, с. 458].

О необходимости сближения стандартов духовной и светской систем образования также говорил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на Архиерейском соборе 2004 г.: «Одна из острых проблем духовного образования — отсутствие в России и других странах, входящих в нашу каноническую территорию, единой, принятой на государственном уровне концепции государственно-религиозных отношений. Хотя некоторые духовные школы и получили государственную лицензию, тем не менее отсутствие такой концепции не позволяет преодолеть проблему отчужденности религиозного образования от единого национального образовательного пространства России» [5]. Архиерейский собор признал целесообразным скорейшее получение духовными школами государственной аккредитации [16].

8 февраля 2008 г. Государственной Думой РФ был принят, 20 февраля Советом Федерации РФ одобрен, а 28 февраля Президентом России В. В. Путиным подписан ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части лицензирования и аккредитации учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений)» [29]. Законом устанавливалось, что лицензии на право ведения образовательной деятельности образовательным учреждениям, созданным религиозными организациями (объединениями), выдаются по представлениям таких религиозных органи-

заций (объединений), а в случае, если такие религиозные организации (объединения) входят в структуры централизованных религиозных организаций (объединений), по представлениям соответствующих централизованных религиозных организаций (объединений). Свидетельство о государственной аккредитации, выданное учреждению профессионального религиозного образования (духовному образовательному учреждению), подтверждает уровень реализуемых им образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, дает право на выдачу выпускникам, успешно завершившим обучение по аккредитованным образовательным программам, документов государственного образца о соответствующем уровне образования, которые заверяются печатью такого образовательного учреждения, не содержащей изображения Государственного герба Российской Федерации. Государственный статус учреждения профессионального религиозного образования (духовного образовательного учреждения) (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) при его государственной аккредитации не устанавливается.

Вместе с тем решения Юбилейного собора 2000 г. оказались не полностью осуществленными. Так, Патриарх Кирилл на Архиерейском соборе 2011 г. вновь затронул кадровую проблему РПЦ: «Сейчас важно обратить особое внимание на качество подготовки священнослужителей. Архиерейские соборы предыдущих лет неоднократно указывали на необходимость перейти к практике рукоположения в священный сан исключительно лиц, имеющих духовное образование. К сожалению, нам еще не удается в полной мере реализовать эти постановления. Вместе с тем нельзя мириться с этим положением, привыкать к нему. Что касается епархиальных должностных лиц, настоятелей кафедральных соборов, городских благочинных, то они призваны к получению академического образования, без которого назначение на указанные должности вызывает сомнение. Крайне важно, чтобы был полноценно задействован тот кадровый потенциал, который уже сегодня имеет наша Церковь. Печально, когда вследствие личных симпатий или антипатий — иногда архиереев, а часто епархиальных секретарей или благочинных — не поощряются труд или таланты, и по службе

продвигаются недостаточно способные, безынициативные клирики» [8]. С учетом установок Патриарха в определении Архиерейского собора РПЦ «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской православной церкви» было четко заявлено о том, что хиротонии в диаконский сан впредь совершать над лицами, окончившими как минимум духовное училище или два курса семинарии; хиротонии в священнический сан совершать над лицами, имеющими как минимум полное семинарское образование или окончившими пастырский факультет ПСТГУ, или иного высшего учебного заведения РПЦ; студенты очного сектора семинарий могут быть рукоположены в священнический сан во время обучения в духовны х школах, но не раньше окончания трех курсов; клирикам, не имеющим духовного образования, надлежит в течение 2011 г. поступить на заочный сектор семинарии или ПСТГУ [17].

21 августа 2007 г. Священный синод РПЦ принял Концепцию высшего духовного образования Русской православной церкви, Церковный образовательный стандарт высшего образования специалиста в области православного богословия (Семинария) и Церковный образовательный стандарт подготовки специалиста высшей научной квалификации в области православного богословия (Академия), разработанный комиссией по подготовке концепции духовного образования РПЦ и анализу проводимых реформ духовных школ [12].

В соответствии с Концепцией высшего духовного образования Русской православной церкви [13] духовные учебные заведения всех ступеней образования состоят под начальственным наблюдением Патриарха Московского и всея Руси, осуществляемым через учебный комитет при Священном синоде РПЦ. Учебный комитет осуществляет свою деятельность по следующим направлениям: а) административное, б) координационное, в) правовое, г) учебно-методическое, д) научное, е) аналитическое, ж) издательское. При учебном комитете работает Высшая церковная аттестационная комиссия (ВЦАК), рассматривающая результаты защиты кандидатских и докторских диссертационных работ в диссертационных советах духовных академий, а также ходатайства ученых советов духовных учебных заведений о присвоении ученых званий доцента и профессора. В РПЦ имеются следующие типы учебных заведений: духовная семинария и духовная академия. Духовная семинария — высшее духовное учебное заведение, занимающееся подготовкой священнослужите-

лей, а также церковнослужителей и церковных специалистов. В семинарии существуют очная (стационарная) и заочная формы обучения. Нормативный срок освоения программы — 5 лет. Духовная академия — научно-богословский, образовательный и исследовательский центр, осуществляющий подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, церковных ученых и других специалистов высшей научной квалификации в области православного богословия по программам аспирантуры и докторантуры. В духовной академии существуют очная (стационарная) и заочная формы обучения. Нормативный срок освоения программы по очной форме обучения — 3 года, по заочной — 4 года. Задачей духовной академии является развитие церковной богословской науки и совершенствование системы духовного образования. В РПЦ установлена двухступенчатая система ученых степеней — кандидат наук и доктор наук.

Согласно Церковному образовательному стандарту высшего образования специалиста в области православного богословия (Семинария) выпускники учебного заведения получают квалификацию «специалист в области православного богословия». Основная образовательная программа формируется из обязательных дисциплин, составляющих не менее 80% часов, а также дисциплин регионального компонента и факультативных дисциплин. К обязательным предметам относятся: библейская история, священное писание Ветхого Завета, священное писание Нового Завета, библейская археология, катехизис, догматическое богословие, нравственное богословие, пастырское богословие, сравнительное богословие, основное богословие, апологетика, патрология, литургика, гомилетика, общая церковная история, византология, история РПЦ, история России (история Отечества), церковное искусство, церковное пение, церковное право, миссиология, история религий, сектоведе-ние, история философии, логика, риторика, психология, русский язык, церковнославянский язык, греческий язык, латинский язык и др. [30].

Согласно Церковному образовательному стандарту подготовки специалиста высшей научной квалификации в области православного богословия (Академия), выпускник духовной академии (клирик или мирянин) подготовлен к преподаванию в высших духовных учебных заведениях, научной деятельности в области богословия, церковной истории, церковного права и других церковных наук, к церковной литературно-редакционной и экспертно-консультатив-

ной деятельности. Нормативный срок освоения программы подготовки, включающей в себя обучение по одной из четырех специализаций (би-блеистике, богословию, церковной истории или церковно-практическим дисциплинам) и написание кандидатской диссертации, при очной форме обучения (стационар) составляет 3 года. Образовательная программа разрабатывается каждой академией на основании церковного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, а также программы учебных дисциплин. Аспиранты в основном изучают те же дисциплины, что и учащиеся семинарий. Однако имеются дополнительные предметы: арамейский язык, библейское богословие, библейская археология, герменевтика Священного Писания, древнегреческий язык, древнееврейский язык, греко-еврейская литература эллинистического периода, исагогика Ветхого Завета, исагогика Нового Завета, история библейской критики Ветхого Завета, история библейской критики Нового Завета, история древнего Востока, история русской библеистики, палеография древнегреческого языка, палеография древнееврейского языка, текстология Ветхого Завета, текстология Нового Завета, экзегетика Священного Писания, спецкурсы и спецсеминары. Итоговая аттестация выпускника духовной академии проходит в форме защиты кандидатской диссертации, к каковой допускаются аспиранты, успешно сдавшие экзамены кандидатского минимума. Аспиранту, успешно защитившему диссертацию, присваивается ученая степень кандидата богословия. Аспиранту, освоившему основную образовательную программу и успешно сдавшему экзамены кандидатского минимума, но не защитившему кандидатскую диссертацию, присваивается квалификация преподавателя высшего духовного учебного заведения(семинарии)с указанием специализации и выдается соответствующий диплом [31].

Патриарх Кирилл на Архиерейском соборе РПЦ 2011 г. отметил, что в истекшем году учебным комитетом была доработана модель духовного образования, предполагающая переход с двухуровневой на трехуровневую систему образования: бакалавриат, магистратура и аспирантура. Бакалавриат — это, по сути, старая четырехлетняя семинария, базовый уровень для подготовки священнослужителей. Только пройдя через бакалавриат и спецкурс, человек может быть рукоположен в священники. На уровне магистратуры студенты получают специальные знания и навыки, которые позволят им в будущем решать стоящие перед РПЦ задачи повышенной

сложности. Задача магистратуры — подготовка творчески мыслящих церковных тружеников и богословов. И третий уровень — это аспирантура, в которой самые способные выпускники магистратуры занимаются полноценной научно-исследовательской деятельностью, результатами которой является написание кандидатских диссертаций, приравниваемых к званию РЬЮ в мировой классификации. Задача аспирантуры — подготовка академической элиты. В результате преобразований системы духовного образования возникают серьезные основания для признания его статуса со стороны государства. Уже получили право осуществлять образовательную деятельность по государственной программе высшего образования «Теология» (бакалавр] Московская и Санкт-Петербургская духовные академии, Смоленская и Хабаровская духовные семинарии [8].

Вместе с тем вопрос о приведении к единому стандарту церковного и государственного образования полностью не решен. Как заметил председатель Отдела внешних церковных связей, ректор общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия РПЦ митрополит Волоколамский Иларион, выступая в 2013 г. перед преподавателями и студентами Богословского факультета Университета имени Аристотеля в Салониках (Греция), богословское образование в России имеет одну особенность: в отличие от европейских стран духовное образование у нас с самого начала существовало вне светского академического пространства. Вопрос об интеграции богословской науки и образования в общее научное пространство России всегда остро стоял на повестке дня. На базе ПСТГУ был разработан, а затем модифицирован с учетом требований Болонского процесса специальный стандарт, который лег в основу государственной аккредитации духовных учебных заведений. Этот же стандарт используют кафедры и факультеты теологии, которые в новейшее время стали открываться в светских вузах. Сегодня они существуют почти в 70 государственных и негосударственных университетах и других вузах. Несколько лет назад священноначалие РПЦ приняло решение

об использовании в системе богословского образования методологии Болонского процесса и, таким образом, об интеграции духовных учебных заведений в европейское образовательное пространство. Это открыло перед ними большие возможности, особенно в области сопоставимости учебных программ, а также студенческого обмена и мобильности. Участие в европей-

ских программах, таких как Tempus и Erasmus Mundus, позволяет богословским учебным заведениям решить проблему их признания и организовывать полноценный научный обмен [2].

Большой образовательный потенциал для РПЦ имеет подготовка священноцерковнос-лужителей в светских вузах. На Архиерейском соборе РПЦ 2008 г архиепископ Верейский Евгений, председатель учебного комитета при Священном синоде, сообщил о том, что в то время православная теология преподавалась в 34 вузах, исламская — в 5, иудейскую теологию от-лицензировал один вуз [4]. В связи с этим из уст Патриарха Кирилла на Архиерейском соборе 2013 г прозвучало: «Российские государственные образовательные стандарты позволяют готовить теологов в государственных университетах. Использование этой возможности полезно как для подготовки церковных кадров, так и для просвещения студенчества. Тем не менее потенциал теологического образования остается практически неиспользованным, так как в епархиях нет для этого условий. Как правило, деятельность теологических кафедр не включена в планы епархии по подготовке кадров или по обеспечению миссии РПЦ в обществе. А ведь под руководством епархиальных архиереев могли бы создаваться советы по теологическому образованию и просвещению, объединяющие представителей духовных школ и кафедр теологии, а также основных епархиальных отделов. Такие советы способны обеспечивать творческое взаимодействие духовной школы и кафедры (или факультета) теологии и координировать их усилия. Не полностью решенной остается также проблема юридического статуса теологических факультетов в государственных вузах. Вместе с тем в новом законе «Об образовании в Российской Федерации» содержится ряд важных новых положений. В частности, отныне примерные образовательные программы по теологии будут проходить конфессиональную экспертизу в централизованных религиозных организациях. Такие религиозные организации получат законное право рекомендовать преподавателей теологии для государственных вузов» [7].

В 2013 г. на канонической территории РПЦ функционировали: в России — одна Общецерковная аспирантура и докторантура, 2 духовные академии, 4 православных университета и института, 34 духовных семинарии, 24 духовных училища; на Украине — 2 духовные академии, 2 института, 6 духовных семинарий, 8 духовных училищ; в Белоруссии — 1 духовная академия, 1 духовная семинария, 2 духовных

училища; в Молдове — 1 богословский факультет в статусе духовной академии, 1 духовное училище. Кроме того, семинарии РПЦ действуют в Латвии, Казахстане, Узбекистане, Франции, США [2; 15, с. 297 - 460].

Процесс создания системы профессионального образования РПЦ на территории Кемеровской области шел в рамках общероссийских тенденций, но имел свою специфику, связанную с особенностями социально-экономического развития региона и сибирских традиций. В свете решений архиерейских соборов РПЦ и указаний Патриарха Алексия II управляющий Кемеровской и Новокузнецкой епархии Софроний стал уделять внимание профессиональному росту священнослужителей. Так, по инициативе его и заведующего кафедрой истории миссий ПСТГУ, профессора, доктора физико-математических наук А. Б. Ефимова Священный синод РПЦ на заседании 5.10.1994 благословил создание Кемеровского филиала ПСТГУ [9].

В 1998 г. ПСТБИ (с 2004 г. — ПСТГУ), получил государственную аккредитацию по двум образовательным направлениям: «религиоведение» и «педагогика» (свидетельство № 25—0256 от 20.07.1998), в 1999 г. — по образовательному направлению «теология» и специальностям «история», «филология», «искусствоведение», «религиоведение». В конце 2000 г. были аккредитованы специальности «хоровое дирижирование», «живопись», «декоративноприкладное искусство и народные промыслы» Таким образом, с 2001 г. все факультеты получили возможность вручать выпускникам диплом государственного образца [18, с. 20].

В 2002 г. ПСТБИ прошел повторную аттестацию и аккредитацию по 13 образовательным направлениям и специальностям (в том числе по 3 новым специальностям). В связи с очередной аккредитацией по благословению Патриарха Алексия II была изменена его организационно-правовая форма: зарегистрированный первоначально как религиозное объединение вуз был преобразован в негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования. При этом была сохранена принадлежность института РПЦ, т. к. его учредителем по-прежнему являлась РПЦ в лице Патриарха Московского и всея Руси и Священного синода [19].

Кемеровский филиал изначально имел три факультета: богословско-пастырский, катехизаторский и педагогический [22, с. 22; 23, с. 15]. Однако затем по решению учебного комитета университета на заочных отделениях, в фили-

алах и центрах педагогический факультет был закрыт. С 2006 г. выпускникам стали выдавать диплом с квалификацией «теолог» [25, с. 59].

В 1994 г. в Кемеровском филиале ПСТБИ учились 89 студентов: 39 — на богословско-пастырском факультете, 31 — педагогическом, 19 — катехизаторском [21, с. 6]. Наблюдался высокий отсев неуспевающих: в 1994—1997 гг. было отчислено 115 человек [24, с. 21]. Со дня основания Кемеровского филиала вуза и до 2006 г. включительно было сделано 7 выпусков, получили государственное высшее образование 56 человек [26, с. 50]. В 2008 г. Кемеровский филиал ПСТГУ был закрыт.

Надежды на государственное высшее образование не оправдались: к началу 2007 г. всего 15 клириков Кемеровской епархии завершили обучение в ПСТБИ (университете) вследствие сложности учебного материала, высоких требований преподавателей, малых способностей и неусердного прилежания ряда студентов.

Новокузнецкое православное духовное училище имени равноапостольных Кирилла и Мефодия (далее — НДУ) начало свою историю 25 сентября 1994 г. [21, с. 10—11]. С 1994 г по 2006 г. НДУ сделало 11 выпусков, с учебной программой успешно справились 143 человека: пастырское отделение закончили 64 (40 рукоположены в священство), регентско-хоровое отделение — 79 [26, с. 49].

Первым ректором училища являлся управляющий Кемеровской епархии владыка Софро-ний (Будько), с 2005 г.—епископ Прокопьевский, викарий Кемеровской епархии Амвросий (Ермаков). 27 марта 2007 г. постановлением Священного синода РПЦ НДУ было преобразовано в духовную семинарию, ректором назначен епископ Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх [11, с. 23]. В октябре 2012 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Новокузнецкая православная духовная семинария переименована в Кузбасскую православную духовную семинарию [14].

Благодаря предпринятым мерам наблюдалось поступательное повышение образовательного уровня служителей РПЦ. Наиболее интенсивно велась подготовка кадров в семинариях. Если в 1994 г. лишь 19% пастырей Кемеровской епархии либо окончили, либо обучались в них, то в 2006 г. — уже 44%. Академическое образование в 1994 г. имело 4% церковников, получивших его еще в советское время, в 2006 г (вместе со слушателями) — 13%. Наблюдалось незначительное возрастание удельного веса духовенства с высшим светским образованием:

в 1994 и 2006 гг. соответственно 11 и 17%.

В 1994 г. только 33% священнослужителей Кемеровской епархии обладали академическим и семинарским духовным или высшим светским и религиоведческим образованием, в 2006 г. — уже 65%, а с учетом учащихся — почти 90%.

Таким образом, в постсоветское время РПЦ столкнулась с кадровым кризисом, связанным со значительным увеличением рядов духовенства и его невысоким образовательным уровнем. Священноначалием были предприняты меры для исправления ситуации: духовные училища преобразованы в семинарии; осуществлен переход с двухуровневой на трехуровневую систему образования — бакалавриат, магистратура и аспирантура; некоторые учреждения профессионального религиозного образования получили свидетельства о государственной аккредитации; состоялось решение об использовании в системе богословского образования методологии Болонского процесса; православная теология стала преподаваться в ряде светских вузов. В Кемеровской и Новокузнецкой епархии ситуация с образованием клириков находилась в русле общецерковной и постепенно улучшалась.

1. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви (29 ноября — 2 декабря 1994 года. Документы, доклады). — М.: Изд-во Московской Патриархии, 1995. — 208 с.

2. Богословское и религиозное образование в Русской Церкви [Электронный ресурс]/Русская Православная Церковь. Официальный сайт Отдела внешних церковных связей. 2013. 19 июня//ИИ;р8://то8ра1. т/2013/04/17/пе\да83733.

3. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1990. — № 21. — Ст. 240.

4. Доклад архиепископа Верейского Евгения, Председателя Учебного комитета при Священном Синоде, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2008 г. /Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата. 2008. 25 июня//Иар:// www.patnianchia.nu/db/text/428110.html.

5. Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 3 октября 2004 г. /Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата//Ііи;р://ІіпІ<.ас/1ІРі2.

6. Доклад Святейшего Патриарха Алексия на Архиерейском Соборе 1997 г. /Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата//1пи;р:// доо.дІ/3ІХ06.

7. Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (2 февраля 2013 г.)/Учебный комитет Русской Православной Церкви. 5 февраля 1913 г. //http://link.ac/1LhE71.

8. Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, 2 февраля 2011 г. /Учебный комитет Русской Православной Церкви. 2011. 5 февраля// http://link.ac/1LhC6.

9. ЖМП. 1994. № 9—10.

10. ЖМП. 2004. № 2.

11. ЖМП. 2007. № 4.

12. Журнал № 71 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 21 августа 2007 г. /Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата. 2007. 21 августа//http://www. patriarchia.ru/db/text/283491.html.

13. Концепция высшего духовного образования Русской Православной Церкви/Учебный комитет Русской Православной Церкви. 2007. 21 августа//11и;р://нпк.ас/1КТ81.

14. Кузбасская православная духовная семинария. 2013. 26 июня//http://npds.ucoz.ru/index/let

15. Овчинников В. А. Монастыри Русской Православной Церкви на юге Западной Сибири (конец XVIII - начало XXI вв.). Ч. 2. — Кемерово, 2011.

16. Определение Архиерейского Собора о вопросах внутренней жизни Русской Православной Церкви (Москва, 2004 г.)/Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата//http://www. patriarchia.ru/db/text/418315.html.

17. Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви»/Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата. 2011. 4 февраля// http://www.patriarchia.ru/db/text/1402551.html.

18. Православный Свято-Тихоновский богословский институт. (1992—2002)/Под ред. прот. Владимира Воробьева; сост. И. В. Щелкачева. — М.: Изд-во ПСТБИ, 2002. — 288 с.

19. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. История университета. 2013//http://pstgu. ru/about_university/history.

20. Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. 29 сентября. № 39. Ст. 4465.

21. ТАКиНЕ. ОКиНЕ за 1994 г.

22. ТАКиНЕ. ОКиНЕ за 1995 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. ТАКиНЕ. ОКиНЕ за 1996 г.

24. ТАКиНЕ. ОКиНЕ за 1997 г.

25. ТАКиНЕ. ОКиНЕ за 2005 г.

26. ТАКиНЕ. ОКиНЕ за 2006 г.

27. Устав об управлении Русской Православной Церкви. — М.: Московская Патриархия, 1989 г. — 32 с.

28. Устав Русской Православной Церкви. — М.: Изд-во Московской Патриархии, 2000. — 64 с.

29. Федеральный закон Российской Федерации от 28 февраля 2008 г. № 14-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части лицензирования и аккредитации учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений)»//Российская газета. Федеральный выпуск. 2008. 5 марта. № 4604.

30. Церковный образовательный стандарт высшего образования специалиста в области православного богословия (семинария)/Пензенская православная духовная семи-нария//http://pds58.ru/index.php?id=54.

31. Церковный образовательный стандарт подготовки специалиста высшей научной квалификации в области православного богословия/Финансовая аналитика. 2013. 20 июня//http://link.ac/1L123.

32. Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды (1700—2005). — 4-е изд. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. — 816 с.

33. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь в XX веке. — М.: Вече: Лепта, 2010.—480 с., ил.

34. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. (Храм Христа Спасителя. 13—16 августа 2000 г. Материалы). — М.: Изд. совет Московского Патриархата: Благотворительный фонд «Рождество-2000», 2001.—480 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.