Исторические исследования
Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2021. №2. С. 79-88
Дошкольное религиозное воспитание и образование (на примере Смоленской и Калининградской епархии 1988-2008 гг.)
Аннотация: Трансформация политических и социально-экономических условий в России в 90-е годы прошлого столетия способствовала качественным изменениям в образовательно-воспитательной сфере государства. Они выразились в первую очередь в замене унитарной программы воспитательной деятельности на вариативную, что определило важные перемены в организации, содержании образовательных процессов и методике воспитания. Уже на заре этих изменений в Русской Православной Церкви осознали необходимость организации воспитательных учреждений, так как это является одной из перспективных задач воссоздания и развития образовательной деятельности Церкви в целом. В настоящей статье проанализирован опыт Смоленской и Калининградской епархии по созданию и организации дошкольной образовательной системы. Во многом этот опыт лег в основу будущих проектов по открытию православных детских садов в иных регионах России. В заключении автор приходит к выводу, что подобный результат был достигнут как благодаря изменившимся условиям существования религиозных организаций в стране, так и вопреки тяжелой экономической и политической ситуации, наблюдавшейся в конце 1980-х-1990-х гг.
Ключевые слова: дошкольное образование; религиозное воспитание; православный компонент; православный детский сад; Смоленская епархия; методика; образовательные программы; христианская педагогика; система духовно-нравственного воспитания и образования; православная гимназия.
Именно в дошкольный период закладываются основные морально-нравственные установки, которые в дальнейшем определяют всю последующую жизнь человека, ее качество и содержание. Православный детский сад, таким образом, является полноценной, самостоятельной и самодостаточной единицей образовательной системы, а не придатком средней
УДК 27 Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор (Тупикин Роман Владимирович) Смоленская Православная Духовная Семинария
ступени образования, как мы можем видеть это на примере советской системы, где для дошкольного образования «заказчиком» результата выступала именно школа.
В среде людей, идентифицирующих себя православными, есть те, кто имеет отрицательное отношение к детским садам вообще. Связано это с тем, что, по их мнению, только семья является лучшим воспитателем ребенка, а Русская Православная Церковь не имела никакого опыта создания детских садов до революции 1917 г. Подобные учреждения носили, как правило, светский характер. В свою очередь трудно не признать, что современность ставит новые условия для жизни семей и воспитания в них подрастающего поколения. В нынешних условиях малосемейность и замкнутость людей сужает и ограничивает пространство развития ребенка, не дает ему в полной мере раскрыться вместе со своими сверстниками. Детская среда является для ребенка всегда притягательной, там он находит радость общения, схожие интересы и живую атмосферу. Эти плюсы подкрепляются еще и интеллектуальным развитием, прививанием правил гигиены, основами физкультуры, на которые обращается внимание во всех дошкольных учреждениях.
В силу вышеперечисленных аргументов развитие дошкольного элемента образования в современных условиях становится необходимым условием осуществления образовательной деятельности Русской Православной Церкви. Немаловажным является то, что благодаря детям происходит вовлечение в церковную жизнь родителей, которые, принимая участие в различных мероприятиях, приобщаются к русской культуре и духовности. Таким образом православные детские сады были призваны наряду с духовным, умственным, моральным и физическим формированием подрастающих детей способствовать воцерковлению не только их самих, но и их родителей.
Реализация отмеченных направлений и достижение предполагаемых результатов было связано с разработкой и внедрением актуальной и эффективной методики духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Начало этому пути в Смоленской епархии было положено в 1991 году, когда в Смоленске был открыт православный детский сад, первый в России. Состоялось это событие благодаря переходу от единой типовой программы воспитания и обучения в детском саду к вариативности образовательных программ. Дошкольные учреждения получили возможность выбирать программу в зависимости от своих целей и задач и вносить в нее коррективы. В рассматриваемый отрезок времени было создано большое количество парциальных программ, которые предусматривали развитие отдельных сторон образовательной и воспитательной работы1.
1 Потаповская О.М. Особенности реализации духовно-нравственного воспитания детей в современной практике дошкольных образовательных учреждений // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2012. № 4. С. 65.
На первом этапе создания и развития системы духовно-нравственного воспитания в России перед Русской Православной Церковью стояла задача формирования устойчивой конструкции всех ступеней воспитательных процессов и выбора оптимальной методики при осуществлении образовательных программ. Так, уже в 1994 году в определении Архиерейского собора «О задачах Церкви в области религиозного образования» рекомендовалось без промедления включить в качестве образца в епархиальную систему образования, помимо воскресной школы, гимназии и иных учреждений, детский сад2. Кроме того, в этом же документе подчеркивалась важность привлечения средств из государственного бюджета для обеспечения финансовой стабильности образовательных и воспитательных учреждений . Это не единственный документ, принятый в 90-е гг., в котором в качестве образовательного компонента упоминаются дошкольные учреждения. В этот же период появилась «Концепция православного дошкольного образования»4, созданная коллективом под руководством специалиста Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви А.С. Алексеевой.
В качестве нормативно-правовой базы функционирования детских садов выступали законодательные акты Российской Федерации, Канонический и Гражданский Устав Русской Православной Церкви, Устав епархии и Устав дошкольного учреждения.
Характерной чертой рассматриваемого времени являлись разработки, касавшиеся методологии «христианской педагогики». В настоящей работе нет возможности подробно рассмотреть эту тему. Однако можно отметить, что в этой области велась активная работа по поиску фундамента, на котором можно было бы строить методические исследования. Однако найти такие основы оказалось весьма затруднительно. Протоиерей Василий Зеньковский в своем труде «Русская педагогика в XX веке» с огорчением отмечал: «Среди представителей православной церковной педагогики, занимавших, например, кафедры педагогики в духовных академиях, нельзя назвать в XX веке ни одного значительного имени»5. Как бы то ни было, подобное положение дел вполне объяснимо историческими рамками XX столетия.
Система религиозного духовного образования и воспитания на Смоленщине после долгих лет полного ее отсутствия начала складываться в 1988 году. Уникальность опыта Смоленской епархии в данном направлении работы заключается в создании полноценной системы духовно-нравственного воспитания и образования, которая включала в себя все необходимые ступени,
2 Определение «О задачах Церкви в области богословского образования» // Документы Архиерейского Собора 29 ноября-2 декабря 1994 года. URL: https://mospat.ru/archive/page/sobors/1994-2/514.html (доступ от: 05.11.2019). П. 3.
3 Там же. П. 11.
4 Концепция православного дошкольного образования. М.: Б. и., 1993.
5 Зеньковский В.В. Русская педагогика в XX веке. Клин, 2002. С. 215.
начиная от православного детского сада и заканчивая аккредитованной духовной семинарией.
Открытие первого православного детского сада в России состоялось в 1991 году на базе уже действующего смоленского детского сада, который находился в ведомстве Смоленских тепловых сетей. В связи с нестабильной экономической обстановкой и демографическими проблемами в государстве многие детские сады стали постепенно закрываться. Та же участь ждала и детский сад, который располагался неподалеку от Свято-Успенского кафедрального собора на улице Соболева в доме № 2. Однако этого не случилось, так как члены родительского комитета обратились к митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу с предложением организовать православный детский сад на базе уже существующего учреждения. Данная инициатива нашла отклик у Высокопреосвященного митрополита Кирилла, в результате этого между епархией и комитетом по имущественным отношениям состоялось подписание договора о продаже епархии основных фондов, оборотных средств и инвентаря. Последние две позиции были переданы без оплаты, так как епархия обязывалась принимать в свои стены детей работников Смоленских тепловых сетей6. Таким образом удалось сохранить не только персонал, воспитателей и места для детей, но и положить начало созданию уникального проекта в области православной педагогики, направленной на воспитание детей дошкольного возраста.
Согласно Уставу детского сада от 1993 года, «Православный детский сад является негосударственным дошкольным образовательным учреждением
п
общеобразовательного типа» . В качестве его учредителя выступила Смоленская епархия Русской Православной Церкви. Учреждение было наделено статусом юридического лица с правом осуществления уставной финансово-хозяйственной деятельности.
Православный детский сад должен был выполнять функцию обучения, общего развития и воспитания духовно-нравственных качеств детей «на
о
принципах христианской педагогики» . Однако, ни в Уставе, ни в и иных документах так и не было найдено разъяснения понятия «христианская педагогика». Скорее всего, это было связано с тем, что в последние десятилетия прошлого века конфессиональный аспект в педагогике, как, впрочем, и в других науках, только входил в сферу внимания ученых.
Отметим, что финансирование дошкольного образовательного учреждения в то время складывалось из следующих источников: отчисления из Смоленской епархии, федеральные и местные ассигнования; пожертвования от граждан, приходов, учреждений, государственных органов и иных организаций; плата
6 АСЕУ. Договор продажи имущества (основных и оборотных средств) детского сада № 1. 18 февраля 1992 г. Л. 1.
7 АСЕУ. Устав православного детского сада. Л. 1.
8 Там же.
родителей за нахождение ребенка в детском саду9. Из финансового отчета за 1992 год мы можем узнать, что основную статью доходов составляла плата родителей (46 %), на втором месте - поступление из епархии (40 %), благотворительная помощь составляла 11 %. На первом месте в статье расходов находилась плата работникам (88 %)10.
В итоговом отчете о работе детского сада за 1993-1994 гг. зафиксировано, что спустя два года после его создания удалось сформировать сплоченный коллектив педагогов и иных работников. Данный факт явился одной из причин повышения популярности учреждения среди смолян. Так, в 1993 году конкурс на одно место в данное дошкольное учреждение составлял пять человек. В этой связи была организована приемная комиссия, в обязанности которой входила проверка состояния физического и психологического здоровья детей11. На основе выводов комиссии принималось решение о принятии ребенка в детский сад. В 1994 году количество воспитанников составляло 53 ребенка.
В состав образовательной программы православного детского сада вошли предметы двух компонентов: светского и конфессионального. К учебным предметам конфессионального компонента относились следующие: христианская литература, Закон Божий, церковное пение. В светский компонент входили этика, риторика, сценическое искусство («Православный театр»). Реализация данной программы привела к тому, что по итогам работы детского сада в 1993-1994 г. было принято решение отказаться от типовых
программ Министерства образования Российской Федерации, приняв более
12
гибкие формы с учетом индивидуальных особенностей воспитанников .
Характеризуя педагогический состав данного православного детского сада, отметим, что он состоял из работников, большинство из которых имело высшее образование, сотрудники смогли разработать индивидуальные программы с
13
учетом специфики конфессионального дошкольного учреждения . Из отчетов следует, что профессиональному росту преподавателей детского сада уделялось самое пристальное внимание. Педагоги на регулярной основе принимали участие в семинарах и конференциях, посвященных духовно-нравственному воспитанию ребенка14. Ниже представлена статистика количества преподавателей и их образовательного уровня (там, где эта информация имеется):
9 Там же. Л. 5.
10 АСЕУ. Финансовый отчет по церковному детскому саду № 1 за 1992 год. Л. 1.
11 АСЕУ. Отчет о работе православного детского сада № 1 за 1994 год. Л. 1.
12 Там же.
13 Там же. Л. 2.
14 АСЕУ. Отчет о работе православного детского сада № 1 за 1994 год. Л. 3; Отчет о работе православного детского сада № 1 за 1995 год. Л. 1-2; Отчет о работе православного детского сада № 1 за 1997 год. Л. 2; Отчет о работе православного детского сада № 1 за 1998 год. Л. 1-2.
^ч Год и общее 1993 1994 1995 1997 1998
количество
воспитателей
5 5 5 6 6
Образовательный
уровень
Среднее 1 1 1 - 2
Средне- 2 2 2 2 1
специальное
Высшее 2 2 2 4 3
Особенностью воспитательного процесса в православном детском саду являлось то, что в течение всего года силами самих детей было подготовлено множество мероприятий, посвященных празднованию значимых событий церковного года и памятных дат. Это рождественское выступление детей в Драматическом театре, благотворительные концерты, участие детей в Пасхальном концерте и т.д. Важным в данном случае являлось то, что родители наряду с сотрудниками детского сада занимались подготовкой к праздникам. Для родителей же на регулярной основе проводились методические объединения, на которых обсуждались проблемы воспитания детей, прочитанные книги, строились планы по подготовке к тем или иным памятным датам.
На протяжении многих лет Православный детский сад № 1 совместно с Православной гимназией Смоленска осуществлял программу преемственности «Детский сад - Православная гимназия». О ее результатах свидетельствует следующая статистика:
год % поступивших от общего количества выпускников
1995 82%
1996 100%
1997 70%
1998 100%
2001 90 %
2002 94 %
2003 70 %
2004 50 %
2008 45 %
Настоящая программа предоставляла возможность проследить путь развития ребенка на следующей ступени образования, его адаптацию и успеваемость. На основании данных, приведенных в таблице, можно судить о некотором уменьшении количества поступавших в гимназию из детского сада. В отчетах за 2002-2003 и 2003-2004 годы значатся следующие причины этого явления15:
уменьшение количества выпускников школьного возраста (6,5 лет):
слабое физическое и психическое здоровье;
педагогическая запущенность (в связи с поздней подготовкой к школе).
Помимо вышеназванных причин, можно отметить еще то, что в рассматриваемые годы мы видим активное развитие православной гимназии, совершенствование образовательного процесса в ней, что влекло за собой повышение требований к умственному, физическому и психологическому уровню развития принимаемых детей.
Включение православного компонента в воспитательной процесс, как можно было ожидать, сыграло немаловажную роль для его развития. В дальнейшем данный подход совершенствовался и обретал более эффективные формы. В 1998 году в детском саду при использовании современных методик диагностирования были проведены исследования, которые выявили избыточность действий по морально-нравственному воспитанию и развитию детей по сравнению с процессом их физического и всестороннего развития. В связи с этим программа, которая была направлена, в первую очередь, на осуществление преемственности между детским садом и православной гимназией, была пересмотрена. К использованию были приняты более гибкие и инновационные педагогические технологии, в частности, в качестве базовой программы была выбрана основная образовательная программа дошкольного образования программа «Радуга», предназначенная для работы с детьми от 2 месяцев до 8 лет. Авторы презентовали программу как эффективный набор методик развития духовного мира детей, составленный на основе базисных ценностей нашего народа и культурных традиций отечественной педагогики16. Для планомерного принятия и осуществления новой образовательной стратегии члены преподавательского коллектива прошли курсы повышения квалификации для воспитателей и посетили семинары по реализации данной
17
программы .
Значительную роль в развитии инструментов православного воспитания и преподавания в среде дошкольников играли ежегодные семинары и открытые уроки по православному воспитанию, проводившиеся в том числе и для выпускников Смоленского государственного педагогического института.
15 АСЕУ. Отчет о работе православного детского сада № 1 за 2003 год. Л. 2-3; Отчет о работе православного детского сада № 1 за 2004 год. Л. 4.
16 См.: Доронова Т.Н., Якобсон С.Г., Соловьева Е.В. и др. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада. М., 2010.
17 АСЕУ. Отчет о работе православного детского сада № 1 за 1998 год. Л. 1.
Характеризуя проблемы, с которыми сталкивалось данное дошкольное учреждение, отметим, что большинство из них было связано с материальной базой. Так, например, среди них называлась недостаточная площадь помещений: пространства, где занимались группы воспитанников, являлись одновременно игровой, спальней и учебным классом, что не могло не отражаться на воспитательном и образовательном процессе. Также отмечалось
наличие неудобства, возникшего из-за использования учащимися православной
18
гимназии территории детского сада для прогулок и игр . Все это осложнялось финансовыми трудностями, которые не позволяли поддерживать в должной мере материально-техническую базу учреждения. В связи с этим, согласно приказу № 4 от 22 января 1999 года, Православный детский сад № 1 стал структурным подразделением Православной гимназии, что, как отмечено в отчете за 1999 год, «укрепило его финансовое положение и способствовало творческому росту в работе коллектива»19. Такая конфигурация сохранялась вплоть до 2003 года, когда на основании распоряжения № 052/1 от 28 августа 2003 года Управляющего Смоленской и Калининградской епархии митрополита Кирилла структурное подразделение Православный детский сад был выведен из состава Православной гимназии и преобразован в самостоятельную юридическую организацию. Несмотря на эти изменения, цели
перед педагогическим составом детского сада, которые были отражены в новом
20
Уставе, остались прежними :
воспитание всесторонне развитой духовно-нравственной личности на принципах православной педагогики;
подготовка детей к их дальнейшему успешному обучению в православной гимназии и других школах.
В целом, можно отметить, что опыт, который был получен в ходе своего становления и развития Православным детским садом № 1 в г. Смоленске, был востребован и стал ключевым при открытии новых заведений подобного типа как на территории Смоленской области, так и за ее пределами.
Девяностые годы прошлого столетия отмечены изменениями не только демографического, экономического и духовного порядка, но и трансформацией подхода к воспитанию будущих поколений. Это выразилось, прежде всего, в переходе к гуманистическим взглядам на личность воспитанника. Приоритетом в воспитании стало развитие индивидуума, взгляд на ребенка как на уникальную и неповторимую личность21. При этом, к сожалению, направления деятельности, связанные с трудовым, морально-нравственным, патриотическим воспитанием ушли на периферию образовательного процесса и приобрели лишь инструментальный характер. Но именно в этих условиях в Смоленской
18 АСЕУ. Отчет о работе православного детского сада № 1 за 1997 год. Л. 1.
19 АСЕУ. Отчет о работе православного детского сада № 1 за 1999 год. Л. 1.
20 АСЕУ. Отчет о работе православного детского сада № 1 за 2003 год. Л. 1.
21 См.: Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Младшая группа: Учебник / Под ред. О. М. Дьяченко. М., 2000. С. 35.
епархии удалось впервые в истории Русской Церкви создать конфессиональные дошкольные учреждения. Несмотря на то, что данный процесс проходил в условиях недостатка материальных и кадровых ресурсов, и методическая, и материальная база уже нескольких православных детских садов Смоленской епархии (двух в Смоленске и трех в Смоленской области), непрерывно совершенствовалась. И тот высокий конкурс в Православный детский сад №1, который сохраняется на протяжении уже почти двадцати лет, является красноречивым свидетельством эффективности и востребованности данного вида негосударственного образовательного учреждения.
Источники и литература
1. Архив Смоленского епархиального управления (АСЕУ). Договор продажи имущества (основных и оборотных средств) детского сада № 1. 18 февраля 1992 г.
2. АСЕУ. Устав православного детского сада.
3. АСЕУ. Финансовый отчет по церковному детскому саду № 1 за 1992 год.
4. АСЕУ. Отчет о работе православного детского сада № 1 за 1994 год.
5. АСЕУ. Отчет о работе православного детского сада № 1 за 1995 год.
6. АСЕУ. Отчет о работе православного детского сада № 1 за 1997 год.
7. АСЕУ. Отчет о работе православного детского сада № 1 за 1998 год.
8. АСЕУ. Отчет о работе православного детского сада № 1 за 1999 год.
9. АСЕУ. Отчет о работе православного детского сада № 1 за 2003 год.
10. АСЕУ. Отчет о работе православного детского сада № 1 за 2004 год.
Литература
11. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г., Соловьева Е.В. и др. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада. М.: Просвещение, 2010. 111 с.
12. Зеньковский В.В. Русская педагогика в XX веке. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. 224 с.
13. Концепция православного дошкольного образования. М.: Б. и., 1993.
14. Определение «О задачах Церкви в области богословского образования» // Документы Архиерейского Собора 29 ноября-2 декабря 1994 года. [Электронный ресурс]. Электрон. текст. URL: https://mospat.ru/archive/page/sobors/1994-2/514.html (дата обращения: 05.11.2019).
15. Потаповская О.М. Особенности реализации духовно-нравственного воспитания детей в современной практике дошкольных образовательных учреждений // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2012. № 4. С. 64-82.
16. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Младшая группа: Учебник / Под ред. О. М. Дьяченко. М.: Гном и Д, 2000. 96 с.
Metropolitan of Smolensk and Dorogobuzh Isidor (Tupikin Roman Vladimirovich) Smolensk Orthodox Theological Seminary
Preschool religious education (on the example of the Smolensk and Kaliningrad dioceses of 1988-2008)
Abstract: The transformation of political and socio-economic conditions in Russia in the 90s of the last century contributed to qualitative changes in the educational and educational sphere of the state. They were expressed primarily in the replacement of the unitary program of educational activity with a variable one, which determined important changes in the organization, content and methodology of educational processes. Already at the dawn of these changes, the Russian Orthodox Church realized the need to organize educational institutions, since this is one of the promising tasks of re-creating and developing the educational activities of the Church as a whole. This article analyzes the experience of the Smolensk and Kaliningrad dioceses in the creation and organization of a preschool educational system. In many ways, this experience formed the basis for future projects to open Orthodox kindergartens in other regions of Russia. In conclusion, the author comes to the conclusion that such a result was achieved both due to the changed conditions of the existence of religious organizations in the country, and in spite of the difficult economic and political situation that was observed in the late 1980s - 1990s.
Keywords: preschool education; religious education; Orthodox component; Orthodox kindergarten; Smolensk diocese; methodology; educational programs; Christian pedagogy; system of spiritual and moral upbringing and education; Orthodox gymnasium.
References
Doronova T.N., Iakobson S.G., Solov'eva E.V. i dr. Raduga: Programma vospitaniia, obrazovaniia i razvitiia detei doshkol'nogo vozrasta v usloviiakh detskogo sada [A program of upbringing, education and development of preschool children in a kindergarten]. Moscow, 2010.
Zen'kovskii V.V. Russkaia pedagogika v XX veke [Russian pedagogy in the XX century]. Klin, 2002.
Kontseptsiia pravoslavnogo doshkol'nogo obrazovaniia [Orthodox preschool education concept]. Moscow, 1993.
Opredelenie «O zadachakh Tserkvi v oblasti bogoslovskogo obrazovaniia» [Resolution "On the tasks of the Church in the field of theological education"]. Available at: https://mospat.ru/archive/page/sobors/1994-2/514.html (accessed: 05.11.2020).
Potapovskaia O.M. Osobennosti realizatsii dukhovno-nravstvennogo vospitaniia detei v sovremennoi praktike doshkol'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdenii [Features of the implementation of the spiritual and moral education of children in modern practice of preschool educational institutions]. Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia 4: Pedagogika. Psikhologiia - Bulletin of the Orthodox St. Tikhon University of the Humanities. Series 4: Pedagogy. Psychology, 2012, no. 4, pp. 64-82.
Razvitie: Programma novogo pokoleniia dlia doshkol'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdenii. Mladshaia gruppa: Uchebnik [Development: A new generation program for preschool educational institutions. Younger group: Textbook]. Moscow, 2000.