Научная статья на тему 'Вклад Русской православной церкви в гуманизацию российского образования'

Вклад Русской православной церкви в гуманизацию российского образования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
298
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / ГОСУДАРСТВО / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ОБРАЗОВАНИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / UPBRINGING / CO-OPERATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Корнев В.А.

В статье рассматриваются проблемы образовательной и воспитательной деятельности Русской Православной церкви, формы и методы осуществления этой деятельности, поиски возможностей сотрудничества с Российским государством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contribution of the Russian Orthodox Church in Humanization of the Russian Education

The article dwells on the problems of educational activity of the Russian Orthodox Church, forms and means of this activity, search of opportunities for co-operation with the Russian state.

Текст научной работы на тему «Вклад Русской православной церкви в гуманизацию российского образования»

Теоретические проблемы гуманизации образования

Корнев В. А.

Вклад русской православной церкви в гуманизацию российского образования

Одним из важнейших направлений социального служения Русской православной церкви (далее - РПЦ) является образование, понимаемое как создание условий для «соборного» возрастания личности и общества. Просветительская деятельность церкви ведется в различных формах.

Центром православной образовательной деятельности на приходском уровне являются воскресные школы. Кроме вероучительных дисциплин в таких школах преподаются музыка, иконопись, традиционные искусства. Воскресная школа нередко является учреждением дополнительного образования и поддерживается государством. Воскресные школы могут быть центрами методической работы, в них проводятся семинары для педагогов, циклы лекций по основам христианского брака, готовятся рождественские и пасхальные представления, концерты для больниц, воинских частей, социальных учреждений, проводятся выставки детских рисунков.

Уже около 20 лет существуют православные гимназии. Первая такая гимназия была создана обществом «Радонеж» в 1991 г. Создаются национальные школы. Ведутся просветительские программы и в детских садах.

С середины 1990-х гг. начали развиваться межвузовские просветительские программы в Москве и в Санкт-Петербурге. По инициативе Молодежного земского союза совместно с Советом ректоров вузов Санкт-Петербурга и Духовной академией был учрежден Почетный знак св. Татьяны, который в Татьянин день вручается представителям молодежи и преподавателям. К 2000-летию Рождества Христова учрежден Межвузовский творческий конкурс, проводимый по 8 направлениям (живопись, музыка, литература, видео, прикладное искусство и др.) с конкурсными комиссиями в профильных вузах. Итоги конкурса подводятся в Татьянин день и расширяют интерес студентов и преподавателей к этой теме. С 2000 г. в вузах Санкт-Петербурга проводятся просветительские научно-практические конференции и чтения: Кирилло-Мефодиевские, Покровские педагогические, Знаменские, Татьянинские и другие. Основным достижением Отдела по религиозному образованию и катехизации РПЦ стало проведение ежегодных Рождественских образовательных чтений, которые являются средством распространения новых форм духовно-просветительной работы в епархиях.

Вместе с тем в области религиозного образования существуют серьёзные трудности и нерешенные проблемы. Количество православных детских садов ничтожно. Состояние дел с воскресными школами также не может считаться удовлетворительным. Большинство священников, озабоченных восстановлением храмов, не уделяют должного внимания созданию и развитию православных

школ. На пленарном заседании конференции руководителей Всероссийского православного молодежного движения (далее - ВПМД) в Санкт-Петербурге 15 декабря 2004 г. архиепископ Тихвинский Константин обратил внимание и на то, что в некоторых духовных гимназиях из-за слишком «доброго» отношения глубоко верующих преподавателей к учащимся, из-за умышленного завышения ими оценок значительно снижается качество знаний, и большинство из таких выпускников не поступает в высшие учебные заведения. Престиж гимназий падает. Кроме того, священник зачастую теряется в школьной аудитории, и его проповедь дает обратный эффект: вместо процесса воцерковления идет процесс отчуждения от веры и Церкви. Поэтому работу с молодежью должны проводить не только священники, которые из-за неимения времени не могут качественно работать с молодежью, но и опытные, образованные преподаватели-миряне.

Давно уже привлекает внимание идея системного сотрудничества церкви и государства в сфере образования. Церковь и светская школа должны сегодня дорожить возможностью не противостоять друг другу, а объединять усилия по образованию и воспитанию молодежи. В средние школы священники и православные активисты пришли еще в начале 1990-х гг. Там, где им удалось договориться с директорами, они, по еще дореволюционным учебникам, стали преподавать закон божий. В 1994 г. Министерство образования РФ, обнаружив эту практику, издало приказ о запрете любых уроков религии, мотивируя его нарушением Конституции. Священники без особых протестов покинули школы, поскольку было очевидно, что опыт получился неудачным.

Но в сентябре 1997 г. была принята новая редакция закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», в преамбуле которого была подчеркнута роль «традиционных» религий, и в нескольких регионах России на средства областных администраций в средних школах стал вводиться курс обучения православной вере.

1 июля 1999 г. был создан имеющий статус консультационного органа Координационный совет по взаимодействию Министерства общего и профессионального образования РФ и Московской патриархии. В начале 2002 г. под грифом «Рекомендовано Координационным советом по взаимодействию Министерства образования РФ и Московской патриархии РПЦ» был опубликован учебник «Основы православной культуры», написанный А.В. Бородиной и ставший первым подобным изданием, получившим широкое распространение. Формально он носит культурологический характер и должен знакомить с основами и традициями русского Православия. Хотя автор лишь в мягкой форме изложила основные православные мифологемы, даже в таком виде он вызвал бурные протесты со стороны «правозащитников». Его появление подхлестнуло дискуссию об Основах православной культуры (далее - ОПК) и сделало ее проблемой общенационального масштаба.

Стремясь легитимизировать практику чтения курса ОПК в некоторых школах части регионов России (Белгородская, Воронежская, Калининградская, Курская, Московская, Новосибирская, Орловская, Смоленская и Тульская области,

Москва и Санкт-Петербург) и начать систематическое введение предмета в программы средних учебных заведений, церковь смогла добиться подписания министром образования В. Филипповым 22 октября 2002 г. примерного методического плана ОПК и рассылки его региональным управлениям образования, что фактически дало старт массированному введению ОПК в школах.

Наибольшую известность и масштаб получил опыт Курской области. Постановление губернатора «Об утверждении программы изучения православной культуры в Курской области» было принято ещё 15 сентября 1996 г. Для реализации данного постановления были подписаны договоры о совместной научно-педагогической и культурно-просветительской деятельности между администрацией Курской области и Курским епархиальным управлением, Комитетом по образованию администрации Курской области и Курским епархиальным управлением и др. В договорах отмечено, что они заключены «в целях исполнения закона РФ «Об образовании», предусматривающего «интеграцию личности в национальную и мировую культуру» (ст. 14, п. 2) и реализацию региональной программы развития образования [4], направленной на возрождение традиционной российской культуры, духовности и нравственности, исторической преемственности, укоренение основ отечественного воспитания и педагогики, воссоздание традиционных форм подготовки учителя, упрочение связей систем светского и духовного образования».

С зимы по лето 2003 г. как минимум в девяти областях России (Архангельской, Калининградской, Липецкой, Псковской, Ростовской, Самарской, Свердловской, Тульской и Приморском крае) начали осуществляться (или разрабатываться) программы подготовки учителей ОПК (чаще всего организуемые местными институтами повышения квалификации учителей). Сегодня уже в 20 регионах страны предмет ОПК введен как обязательный.

В выступлении на заседании координационного совета по взаимодействию министерства образования РФ и Московской патриархии в 2002 г. патриарх Алексий II сказал: «Взаимодействие церкви и государства вообще и в образовательной сфере в частности в настоящее время осуществляется на правовой основе конституционного принципа светскости государства и отделения от государства религиозных объединений (статья 14 Конституции РФ)... Мы предлагаем в вопросах юрисдикции, учредительства, вероисповедной принадлежности и финансирования образовательных учреждений руководствоваться особым договором между церковью и государством, что не противоречит действующему законодательству <...> Это ни в какой мере не противоречит светскому характеру образования и отделению религиозных объединений от государства <... > Сегодня стала очевидной необходимость разработки современной концепции деятельности Русской Православной церкви в области светского конфессионально ориентированного образования, которое будет осуществляться в сотрудничестве с Министерством образования Российской Федерации» [1].

На фоне всего этого «наверху» ситуация с ОПК оставалась не ясна. Официальное письмо с фактической отменой «примерного методического плана

ОПК» было разослано 13.02. 2003 г. Затем последовали официальные разъяснения, что учебник А.В. Бородиной рекомендован не Министерством образования, а только Координационным советом, который является консультационным органом, а настоящие учебники для широкомасштабных программ должны быть рекомендованы Федеральным экспертным советом при министерстве. В течение весны - лета 2003 г. министерство пришло к решению о необходимости изменения названия курса на «Основы мировых религий» и объявлению нового конкурса по созданию соответствующего учебника [6]. Примерный курс ОПК был направлен на доработку специально созданной 9 июня 2003 г. комиссией по доработке примерной программы факультативного курса «Православная культура» для общеобразовательных учреждений. Бурное столкновение разных точек зрения по вопросу об ОПК заставило и президента обратить внимание на эту проблему. 9 февраля 2004 г. он призвал к общественной дискуссии по поводу перспектив введения этого предмета.

Преподавание ОПК в школах до сих пор требует решения многих вспомогательных вопросов: правового обеспечения предмета, учебных пособий и методических материалов, подготовки преподавательских кадров, которые в данном случае должны сочетать в себе «как профессиональное педагогическое мастерство (и по этой причине заведомо не годятся на роль преподавателей... большинство священнослужителей, хотя они и могут успешно сотрудничать со школами и вузами при посредстве педагогов), так и высокий уровень знаний о религиозной традиции - а по этому параметру... не проходят, за редчайшим исключением, профессиональные преподаватели» [5, с. 305].

В общероссийском масштабе этот процесс идет трудно, поскольку сложно достигнуть консенсуса по поводу того, каким должен быть учебный материал, на основании которого православная культура может преподаваться в общеобразовательных школах. И хотя в 2010 г. введён экспериментальный курс «Основы религиозных культур и светской этики», включающий модуль «Основы православной культуры», в обществе «продолжаются споры о целесообразности преподавания предметов религиозного цикла в современной светской школе» [2, с. 18].

Современная жизнь создает у человека новое мировоззрение, которое не основывается на приоритете духовно-нравственных установлений. В результате нарушается иерархия ценностей, что ведет к внутреннему кризису личности. Особую заботу и тревогу в этом смысле вызывает у Церкви молодое поколение. Процесс взаимодействия Церкви и государства в сфере работы с молодежью идет, но пока очень не хватает конкретных широкомасштабных проектов.

В 1991 г. для просветительской и социальной работы в молодежной среде было создано Всецерковное (ныне Всероссийское) православное молодежное движение под председательством архиепископа Костромского и Галичского Александра (Могилева). Движение объединяет представителей православных братств и молодежных организаций различных епархий и приходов РПЦ. Отделения ВПМД есть в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Кирове, Туле, Рязани, Ставрополе, Смоленске, Новгороде и Петрозаводске. Работа ВПМД ведется

по следующим главным направлениям: создание епархиальных молодежных центров, организация детских скаутских лагерей, выпуск периодических православных молодежных изданий, развитие сотрудничества с христианскими и светскими молодежными неполитическими организациями, в том числе и международными. Другим важным направлением деятельности ВПМД на федеральном уровне стало противодействие экспансии сект и деструктивных культов в молодежной среде. При штаб-квартире ВПМД работал реабилитационный центр для помощи пострадавшим в тоталитарных сектах. Кроме этого Центр вел работу по излечению наркоманов, так как многие секты пользуются, для усиления зависимости, наркотиками. ВПМД - член Международной православной молодежной организации «Синдесмос», созданной во Франции в 1953 г. как союз православных молодежных организаций из разных стран мира.

Просветительские и краеведческие программы проводятся также в детских оздоровительных лагерях (ДОЛ), где в них есть особая необходимость в связи с малой занятостью детей и активной работой в ДОЛах представителей различных инославных иностранных организаций, сект и языческих культов. В связи с этим руководители ДОЛов охотно приглашают к себе православных вожатых и воспитателей. В ряде регионов, в частности, в Санкт-Петербурге и в Екатеринбурге церковь проводит учебу вожатых.

Духовно-нравственное воспитание детей в возрасте до 14 лет является основной целью Всероссийской детской православной организации и Братства православных следопытов. Действенным средством духовно-нравственного воспитания детей и молодежи является совместное социальное служение: трудные подростки, наркоманы перевоспитываются через социальное служение детям-инвалидам и беспризорникам. За последние десятилетия в стране появились всевозможные скаутские дружины, действующие на военно-патриотических принципах, сестричества милосердия, реабилитационные центры по избавлению от наркозависимости, реставрационные отряды, спортивные и туристические подростковые клубы. На Архиерейском Соборе РПЦ Патриарх привёл статистику, согласно которой в настоящее время в православной церкви насчитывается 9500 воскресных школ, 2253 социальных центра, 287 молодежных объединений, которые призваны духовно укреплять и врачевать общество. Разработка государственной молодежной политики позволила бы активизировать эти юношеские движения в жизни общества.

12 мая 2001 г. на съезде православной молодежи в Москве министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко, отметив, что снижение воспитательного потенциала ведущих институтов воспитания (семьи, учреждений образования, культуры, спорта), обострение межнациональных конфликтов и противоречий на религиозной почве, эскалация терроризма усиливают нагрузку на психику развивающейся личности, поэтому по-прежнему высоким является уровень криминальной активности подростков и молодежи, высказался за необходимость поиска новых форм взаимодействия Церкви и государства в области молодежной политики.

Поместный Собор 1990 г. констатировал: «На протяжении тысячелетней истории Русская Православная Церковь воспитывала верующих в духе патриотизма и миролюбия. Патриотизм проявляется в бережном отношении к историческому наследию Отечества, в деятельной гражданственности, включающей сопричастность радостям и испытаниям своего народа, в ревностном и добросовестном труде, в попечении о нравственном состоянии общества, в заботе о сохранении природы» [3].

Социальная дифференциация и девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны. Стала все более заметной утрата обществом традиционно российского патриотического сознания. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.

Церковь считает необходимым разработать и законодательно, на уровне Федерального Собрания РФ, утвердить закон о патриотизме, подготовить и принять Концепцию военно-патриотического воспитания молодежи РФ, предусмотрев в ней роль и участие РПЦ, а на основе этой Концепции принять Программу военно-патриотического воспитания молодежи, включив ее в общий план развития страны в качестве одного из приоритетных национальных проектов.

Основная задача работы с молодёжью - воспитание личности. Но в основе воспитания должно лежать мировоззрение. Православие, как мировоззренческая система, в которой такие нравственные ценности как милосердие, сострадание, любовь к ближним являются одними из главных, может быть положено в основу такого мировоззрения.

Литература

1. Из речи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на заседании Координационного совета по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской патриархии 16 мая 2002 г. // Русский предприниматель., 2002. - № 5-6 (5).

2. Магсумов Т.А. «Закон Божий» и «Основы православной культуры»: pro et contra // Преподавание истории в школе., 2010. - № 7.

3. Послание Поместного Собора Русской Православной Церкви от 7-8 июня 1990 года // Церковь и время., 1998.- № 4.

4. Текущий архив Комитета образования Курской области. Основные направления развития образования Курской области на 1995-2000 гг. - Л. 9.

5. Царев Сергий, иерей. Некоторые проблемы использования ресурса христианства в светском образовании // Гуманитарные знания в современном образовательном процессе. Сб. ст. Воронеж., 2009.

6. Шеремет Л., Кириллов Р. Ничего святого: Школы и родители бойкотируют преподавание основ православной культуры // Известия. 2003. 19 сентября.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.