Теоретические проблемы гуманизации образования
Корнев В. А.
Вклад русской православной церкви в гуманизацию российского образования
Одним из важнейших направлений социального служения Русской православной церкви (далее - РПЦ) является образование, понимаемое как создание условий для «соборного» возрастания личности и общества. Просветительская деятельность церкви ведется в различных формах.
Центром православной образовательной деятельности на приходском уровне являются воскресные школы. Кроме вероучительных дисциплин в таких школах преподаются музыка, иконопись, традиционные искусства. Воскресная школа нередко является учреждением дополнительного образования и поддерживается государством. Воскресные школы могут быть центрами методической работы, в них проводятся семинары для педагогов, циклы лекций по основам христианского брака, готовятся рождественские и пасхальные представления, концерты для больниц, воинских частей, социальных учреждений, проводятся выставки детских рисунков.
Уже около 20 лет существуют православные гимназии. Первая такая гимназия была создана обществом «Радонеж» в 1991 г. Создаются национальные школы. Ведутся просветительские программы и в детских садах.
С середины 1990-х гг. начали развиваться межвузовские просветительские программы в Москве и в Санкт-Петербурге. По инициативе Молодежного земского союза совместно с Советом ректоров вузов Санкт-Петербурга и Духовной академией был учрежден Почетный знак св. Татьяны, который в Татьянин день вручается представителям молодежи и преподавателям. К 2000-летию Рождества Христова учрежден Межвузовский творческий конкурс, проводимый по 8 направлениям (живопись, музыка, литература, видео, прикладное искусство и др.) с конкурсными комиссиями в профильных вузах. Итоги конкурса подводятся в Татьянин день и расширяют интерес студентов и преподавателей к этой теме. С 2000 г. в вузах Санкт-Петербурга проводятся просветительские научно-практические конференции и чтения: Кирилло-Мефодиевские, Покровские педагогические, Знаменские, Татьянинские и другие. Основным достижением Отдела по религиозному образованию и катехизации РПЦ стало проведение ежегодных Рождественских образовательных чтений, которые являются средством распространения новых форм духовно-просветительной работы в епархиях.
Вместе с тем в области религиозного образования существуют серьёзные трудности и нерешенные проблемы. Количество православных детских садов ничтожно. Состояние дел с воскресными школами также не может считаться удовлетворительным. Большинство священников, озабоченных восстановлением храмов, не уделяют должного внимания созданию и развитию православных
школ. На пленарном заседании конференции руководителей Всероссийского православного молодежного движения (далее - ВПМД) в Санкт-Петербурге 15 декабря 2004 г. архиепископ Тихвинский Константин обратил внимание и на то, что в некоторых духовных гимназиях из-за слишком «доброго» отношения глубоко верующих преподавателей к учащимся, из-за умышленного завышения ими оценок значительно снижается качество знаний, и большинство из таких выпускников не поступает в высшие учебные заведения. Престиж гимназий падает. Кроме того, священник зачастую теряется в школьной аудитории, и его проповедь дает обратный эффект: вместо процесса воцерковления идет процесс отчуждения от веры и Церкви. Поэтому работу с молодежью должны проводить не только священники, которые из-за неимения времени не могут качественно работать с молодежью, но и опытные, образованные преподаватели-миряне.
Давно уже привлекает внимание идея системного сотрудничества церкви и государства в сфере образования. Церковь и светская школа должны сегодня дорожить возможностью не противостоять друг другу, а объединять усилия по образованию и воспитанию молодежи. В средние школы священники и православные активисты пришли еще в начале 1990-х гг. Там, где им удалось договориться с директорами, они, по еще дореволюционным учебникам, стали преподавать закон божий. В 1994 г. Министерство образования РФ, обнаружив эту практику, издало приказ о запрете любых уроков религии, мотивируя его нарушением Конституции. Священники без особых протестов покинули школы, поскольку было очевидно, что опыт получился неудачным.
Но в сентябре 1997 г. была принята новая редакция закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», в преамбуле которого была подчеркнута роль «традиционных» религий, и в нескольких регионах России на средства областных администраций в средних школах стал вводиться курс обучения православной вере.
1 июля 1999 г. был создан имеющий статус консультационного органа Координационный совет по взаимодействию Министерства общего и профессионального образования РФ и Московской патриархии. В начале 2002 г. под грифом «Рекомендовано Координационным советом по взаимодействию Министерства образования РФ и Московской патриархии РПЦ» был опубликован учебник «Основы православной культуры», написанный А.В. Бородиной и ставший первым подобным изданием, получившим широкое распространение. Формально он носит культурологический характер и должен знакомить с основами и традициями русского Православия. Хотя автор лишь в мягкой форме изложила основные православные мифологемы, даже в таком виде он вызвал бурные протесты со стороны «правозащитников». Его появление подхлестнуло дискуссию об Основах православной культуры (далее - ОПК) и сделало ее проблемой общенационального масштаба.
Стремясь легитимизировать практику чтения курса ОПК в некоторых школах части регионов России (Белгородская, Воронежская, Калининградская, Курская, Московская, Новосибирская, Орловская, Смоленская и Тульская области,
Москва и Санкт-Петербург) и начать систематическое введение предмета в программы средних учебных заведений, церковь смогла добиться подписания министром образования В. Филипповым 22 октября 2002 г. примерного методического плана ОПК и рассылки его региональным управлениям образования, что фактически дало старт массированному введению ОПК в школах.
Наибольшую известность и масштаб получил опыт Курской области. Постановление губернатора «Об утверждении программы изучения православной культуры в Курской области» было принято ещё 15 сентября 1996 г. Для реализации данного постановления были подписаны договоры о совместной научно-педагогической и культурно-просветительской деятельности между администрацией Курской области и Курским епархиальным управлением, Комитетом по образованию администрации Курской области и Курским епархиальным управлением и др. В договорах отмечено, что они заключены «в целях исполнения закона РФ «Об образовании», предусматривающего «интеграцию личности в национальную и мировую культуру» (ст. 14, п. 2) и реализацию региональной программы развития образования [4], направленной на возрождение традиционной российской культуры, духовности и нравственности, исторической преемственности, укоренение основ отечественного воспитания и педагогики, воссоздание традиционных форм подготовки учителя, упрочение связей систем светского и духовного образования».
С зимы по лето 2003 г. как минимум в девяти областях России (Архангельской, Калининградской, Липецкой, Псковской, Ростовской, Самарской, Свердловской, Тульской и Приморском крае) начали осуществляться (или разрабатываться) программы подготовки учителей ОПК (чаще всего организуемые местными институтами повышения квалификации учителей). Сегодня уже в 20 регионах страны предмет ОПК введен как обязательный.
В выступлении на заседании координационного совета по взаимодействию министерства образования РФ и Московской патриархии в 2002 г. патриарх Алексий II сказал: «Взаимодействие церкви и государства вообще и в образовательной сфере в частности в настоящее время осуществляется на правовой основе конституционного принципа светскости государства и отделения от государства религиозных объединений (статья 14 Конституции РФ)... Мы предлагаем в вопросах юрисдикции, учредительства, вероисповедной принадлежности и финансирования образовательных учреждений руководствоваться особым договором между церковью и государством, что не противоречит действующему законодательству <...> Это ни в какой мере не противоречит светскому характеру образования и отделению религиозных объединений от государства <... > Сегодня стала очевидной необходимость разработки современной концепции деятельности Русской Православной церкви в области светского конфессионально ориентированного образования, которое будет осуществляться в сотрудничестве с Министерством образования Российской Федерации» [1].
На фоне всего этого «наверху» ситуация с ОПК оставалась не ясна. Официальное письмо с фактической отменой «примерного методического плана
ОПК» было разослано 13.02. 2003 г. Затем последовали официальные разъяснения, что учебник А.В. Бородиной рекомендован не Министерством образования, а только Координационным советом, который является консультационным органом, а настоящие учебники для широкомасштабных программ должны быть рекомендованы Федеральным экспертным советом при министерстве. В течение весны - лета 2003 г. министерство пришло к решению о необходимости изменения названия курса на «Основы мировых религий» и объявлению нового конкурса по созданию соответствующего учебника [6]. Примерный курс ОПК был направлен на доработку специально созданной 9 июня 2003 г. комиссией по доработке примерной программы факультативного курса «Православная культура» для общеобразовательных учреждений. Бурное столкновение разных точек зрения по вопросу об ОПК заставило и президента обратить внимание на эту проблему. 9 февраля 2004 г. он призвал к общественной дискуссии по поводу перспектив введения этого предмета.
Преподавание ОПК в школах до сих пор требует решения многих вспомогательных вопросов: правового обеспечения предмета, учебных пособий и методических материалов, подготовки преподавательских кадров, которые в данном случае должны сочетать в себе «как профессиональное педагогическое мастерство (и по этой причине заведомо не годятся на роль преподавателей... большинство священнослужителей, хотя они и могут успешно сотрудничать со школами и вузами при посредстве педагогов), так и высокий уровень знаний о религиозной традиции - а по этому параметру... не проходят, за редчайшим исключением, профессиональные преподаватели» [5, с. 305].
В общероссийском масштабе этот процесс идет трудно, поскольку сложно достигнуть консенсуса по поводу того, каким должен быть учебный материал, на основании которого православная культура может преподаваться в общеобразовательных школах. И хотя в 2010 г. введён экспериментальный курс «Основы религиозных культур и светской этики», включающий модуль «Основы православной культуры», в обществе «продолжаются споры о целесообразности преподавания предметов религиозного цикла в современной светской школе» [2, с. 18].
Современная жизнь создает у человека новое мировоззрение, которое не основывается на приоритете духовно-нравственных установлений. В результате нарушается иерархия ценностей, что ведет к внутреннему кризису личности. Особую заботу и тревогу в этом смысле вызывает у Церкви молодое поколение. Процесс взаимодействия Церкви и государства в сфере работы с молодежью идет, но пока очень не хватает конкретных широкомасштабных проектов.
В 1991 г. для просветительской и социальной работы в молодежной среде было создано Всецерковное (ныне Всероссийское) православное молодежное движение под председательством архиепископа Костромского и Галичского Александра (Могилева). Движение объединяет представителей православных братств и молодежных организаций различных епархий и приходов РПЦ. Отделения ВПМД есть в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Кирове, Туле, Рязани, Ставрополе, Смоленске, Новгороде и Петрозаводске. Работа ВПМД ведется
по следующим главным направлениям: создание епархиальных молодежных центров, организация детских скаутских лагерей, выпуск периодических православных молодежных изданий, развитие сотрудничества с христианскими и светскими молодежными неполитическими организациями, в том числе и международными. Другим важным направлением деятельности ВПМД на федеральном уровне стало противодействие экспансии сект и деструктивных культов в молодежной среде. При штаб-квартире ВПМД работал реабилитационный центр для помощи пострадавшим в тоталитарных сектах. Кроме этого Центр вел работу по излечению наркоманов, так как многие секты пользуются, для усиления зависимости, наркотиками. ВПМД - член Международной православной молодежной организации «Синдесмос», созданной во Франции в 1953 г. как союз православных молодежных организаций из разных стран мира.
Просветительские и краеведческие программы проводятся также в детских оздоровительных лагерях (ДОЛ), где в них есть особая необходимость в связи с малой занятостью детей и активной работой в ДОЛах представителей различных инославных иностранных организаций, сект и языческих культов. В связи с этим руководители ДОЛов охотно приглашают к себе православных вожатых и воспитателей. В ряде регионов, в частности, в Санкт-Петербурге и в Екатеринбурге церковь проводит учебу вожатых.
Духовно-нравственное воспитание детей в возрасте до 14 лет является основной целью Всероссийской детской православной организации и Братства православных следопытов. Действенным средством духовно-нравственного воспитания детей и молодежи является совместное социальное служение: трудные подростки, наркоманы перевоспитываются через социальное служение детям-инвалидам и беспризорникам. За последние десятилетия в стране появились всевозможные скаутские дружины, действующие на военно-патриотических принципах, сестричества милосердия, реабилитационные центры по избавлению от наркозависимости, реставрационные отряды, спортивные и туристические подростковые клубы. На Архиерейском Соборе РПЦ Патриарх привёл статистику, согласно которой в настоящее время в православной церкви насчитывается 9500 воскресных школ, 2253 социальных центра, 287 молодежных объединений, которые призваны духовно укреплять и врачевать общество. Разработка государственной молодежной политики позволила бы активизировать эти юношеские движения в жизни общества.
12 мая 2001 г. на съезде православной молодежи в Москве министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко, отметив, что снижение воспитательного потенциала ведущих институтов воспитания (семьи, учреждений образования, культуры, спорта), обострение межнациональных конфликтов и противоречий на религиозной почве, эскалация терроризма усиливают нагрузку на психику развивающейся личности, поэтому по-прежнему высоким является уровень криминальной активности подростков и молодежи, высказался за необходимость поиска новых форм взаимодействия Церкви и государства в области молодежной политики.
Поместный Собор 1990 г. констатировал: «На протяжении тысячелетней истории Русская Православная Церковь воспитывала верующих в духе патриотизма и миролюбия. Патриотизм проявляется в бережном отношении к историческому наследию Отечества, в деятельной гражданственности, включающей сопричастность радостям и испытаниям своего народа, в ревностном и добросовестном труде, в попечении о нравственном состоянии общества, в заботе о сохранении природы» [3].
Социальная дифференциация и девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны. Стала все более заметной утрата обществом традиционно российского патриотического сознания. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.
Церковь считает необходимым разработать и законодательно, на уровне Федерального Собрания РФ, утвердить закон о патриотизме, подготовить и принять Концепцию военно-патриотического воспитания молодежи РФ, предусмотрев в ней роль и участие РПЦ, а на основе этой Концепции принять Программу военно-патриотического воспитания молодежи, включив ее в общий план развития страны в качестве одного из приоритетных национальных проектов.
Основная задача работы с молодёжью - воспитание личности. Но в основе воспитания должно лежать мировоззрение. Православие, как мировоззренческая система, в которой такие нравственные ценности как милосердие, сострадание, любовь к ближним являются одними из главных, может быть положено в основу такого мировоззрения.
Литература
1. Из речи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на заседании Координационного совета по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской патриархии 16 мая 2002 г. // Русский предприниматель., 2002. - № 5-6 (5).
2. Магсумов Т.А. «Закон Божий» и «Основы православной культуры»: pro et contra // Преподавание истории в школе., 2010. - № 7.
3. Послание Поместного Собора Русской Православной Церкви от 7-8 июня 1990 года // Церковь и время., 1998.- № 4.
4. Текущий архив Комитета образования Курской области. Основные направления развития образования Курской области на 1995-2000 гг. - Л. 9.
5. Царев Сергий, иерей. Некоторые проблемы использования ресурса христианства в светском образовании // Гуманитарные знания в современном образовательном процессе. Сб. ст. Воронеж., 2009.
6. Шеремет Л., Кириллов Р. Ничего святого: Школы и родители бойкотируют преподавание основ православной культуры // Известия. 2003. 19 сентября.