Научная статья на тему 'О системе управления в Русской православной церкви в России и Мордовии на современном этапе'

О системе управления в Русской православной церкви в России и Мордовии на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1941
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ / ФУНКЦИИ ЕЕ СТРУКТУР / THE MANAGEMENT SYSTEM IN MODERN TIMES IN RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / THE FUNCTIONS OF ITS INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Маланкин Александр Валерьевич

В статье рассматривается система управления, сложившаяся к настоящему времени в Русской православной церкви в Российской Федерации и Республике Мордовия, а также функции, выполняемые ее структурами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the management system of the Russian Orthodox Church in Russia and Mordovia in modern times

In the article author discusses the management system in modern times in Russian Orthodox Church in the country in general and in the Republic of Mordovia, and the functions of its institutions.

Текст научной работы на тему «О системе управления в Русской православной церкви в России и Мордовии на современном этапе»

6.2. О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В РОССИИ И МОРДОВИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Маланкин Александр Валерьевич, аспирант кафедры дореволюционной отечественной истории, археологии и этнографии. Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева.

Аннотация: В статье рассматривается система управления, сложившаяся к настоящему времени в Русской православной церкви в Российской Федерации и Республике Мордовия, а также функции, выполняемые ее структурами.

Ключевые слова: система управления в Русской православной церкви, функции ее структур.

ABOUT THE MANAGEMENT SYSTEM OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN RUSSIA AND MORDOVIA IN MODERN TIMES

Malankin A.V., post-graduate student

Annotation: In the article author discusses the management system in modern times in Russian Orthodox Church in the country in general and in the Republic of Mordovia, and the functions of its institutions.

Keywords: the management system in modern times in Russian Orthodox Church, the functions of its institutions.

Русская Православная Церковь - это религиозная организация Российской Федерации, крупнейшая по числу относящихся к ней исповедуемых субъектов (более 100 млн. чел.). На сегодняшний день в мире действуют 15 независимых, созданных по национальным или территориально-государственным принципам автокефальных православных церквей, и

присоединенных к ним 6 автономных. Среди автокефальных церквей РПЦ занимает пятое место в соответствии с исторической последовательностью образования. После распада СССР (8 декабря 1991 г.) и до настоящего времени РПЦ является одним из немногих официально санкционированных и законодательно оформленных объединений граждан1, сохранивших свою иерархическую структуру и принципы внутреннего управления в традиционной форме и укрепивших свои позиции в Российском государстве.

По канонам православия, источником которых является Евангелие, в котором сказано: «Повинуйтесь

наставникам вашим» (Послание к евреям; 13, 17), Церкви необходимы порядок и дисциплина, соблюдение принципа подчинения младших старшим. Поэтому церковная иерархия имеет не только полномочия для совершения таинств, но и право начальствования и наставничества. В настоящее время в связи с ростом влияния религии в обществе и государстве весьма актуальным является исследование системы управления, сложившейся в РПЦ как на федеральном, так и региональном уровнях.

Рассмотрим структуру управления РПЦ в виде таблицы 1. В ней указано, что высшими органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор и Священный Синод во главе с Патриархом Московским и всея Руси2.

Так, согласно православному учению, Глава Церкви

- Иисус Христос. Но в земной церкви его представляет не один главный епископ, как папа римский у

католиков, а собрание епископов, поскольку церковность противополагается индивидуализму.

_______________________________ Подтверждает это Евангелие от Матфея (18, 20): «Где

двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди

1 Закон СССР № 1689-1 от 1 окт. 1990 г. «О свободе совести и них>» П°эт°му высшая законодательная,

религиозных организациях» // Ведомости Съезда народных исполнительная и судебная власть в Православной депутатов ссср и Верховного Совета ссср. - 1990. - № 41. - церкви принадлежит Поместному Собору, в состав Ст2. 813. которого входят не только все правящие

Православие. По™ая энциклоп?дия ^ост. Н С. Волкова’ В В. (епархиальные) архиереи, но и представители

Мещерякова и др. - СПб. : Лесь, 2008. - С. 425. \ г- /гг. i-

Таблица 1. Структура управления в РПЦ в Российской Федерации

младшего духовенства (монахи, священники, диаконы, чтецы, певцы, прислужники) и мирян каждой епархии.

Рассмотрим церковную иерархию. Со II в. и до настоящего времени православное духовенство сохранило традиционно сформированную структуру должностей, или санов, в порядке подчиненности.

К белому духовенству относятся следующие саны (см. табл. 1):

- нижние - кувуклисии (которые держат во время богослужения жезл вышестоящего духовного лица и являются блюстителями мощей святых, или кувуклии), анагносты («чтецы»), диаконы («служители»), которые подразделяются на иподиаконов («поддиаконов»), обычных диаконов, протодиаконов («первых диаконов») и архидиаконов («старших диаконов»);

- средние - иереи («священники»), протоиерей

(«первый священник», или «протопоп»),

протопресвитер («первый старец», настоятель соборного храма).

Саны черного духовенства, кроме нижней и средней степени, включают высшую (см. табл. 1):

- нижние - рясофорные послушники, мантийные монахи, иеродиаконы;

- средние - иеромонахи, игумены, архимандриты;

- высшие - епархиальные архиереи, к которым относятся епископы («надзиратели»), архиепископы («старшие надзиратели»), митрополиты («жители столицы») и сам Патриарх («старший отец»).

Как брачное, или белое, духовенство

(священнослужители на приходах, в храмах и церквях), так и безбрачное, или черное духовенство (монашество), возведены под общие степени - нижних и средних санов, которые совершают все церковные таинства, кроме хиротонии (рукоположения, посредством которого возводят в сан представителя духовенства). Поэтому из-за наличия общих степеней (нижних и средних) между двумя категориями духовенства можно провести параллель. Так, соответствие нижних санов белого и черного духовенства условно будет выглядеть следующим образом: кувуклисии приравниваются к рясофорным послушникам; анагносты - мантийным монахам; диаконы, иподиаконы, протодиаконы, архидиаконы -иеродиаконам; иереи - иеромонахам; протоиереи -игуменам; протопресвитеры - архимандритам.

В отличие от монашества, белому духовенству разрешается вступать в брак и иметь детей, поэтому самая его высокая степень в церковной иерархии - это средняя. Как видим, священнослужителям путь к высокому архиерейству закрыт, поскольку они наиболее приближены к мирским людям. Тогда как черное духовенство (монашество) имеет право носить высокие саны, согласно строгому уставу их монастырского служения и традиционному православному убеждению, что чем больше лишений в земной жизни во имя Бога, тем выше степень данного служения.

Таким образом, епархиальные архиереи берут начало своего служения от монашества - мужской или женской общины, состоящей из православных христиан, добровольно избравших данный образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры. Монашество, или черное духовенство, проживает и осуществляет свою деятельность в специальных церковных учреждениях

- монастырях, которые подразделяются на обычные,

епархиальные, ставропигиальные и лавры (см. табл. 2). Епархиальные монастыри находятся под наблюдением и каноническим управлением епархиального архиерея, а ставропигиальные - под контролем Патриарха. Лаврами называют крупные монастыри, образующие вокруг себя мирское поселение. Все монастыри входят в состав определенной епархии или благочиния. В Мордовии монастыри относятся только к тринадцати благочиниям из двадцати двух, то есть не в каждом благочинии есть монастырь.

Среди черного духовенства, достигшего сана митрополита, Поместным Собором избирается Патриарх, который должен быть «не моложе 40 лет, пользоваться доброй репутацией и доверием иерархов, клира и народа», обладать высшим богословским образованием и достаточным опытом епархиального управления, отличающихся приверженностью к каноническому правопорядку. Сан Святейшего Патриарха Московского и всея Руси -наивысшая степень служения, является пожизненным.

В обязанности Патриарха прежде всего входит попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии РПЦ. Совместно со Священным Синодом, будучи его Председателем, Патриарх ведет управление экзархатами и епархиями, освящает строящиеся храмы и монастыри. Экзархат как несколько объединенных епархий, находящихся в одном крупном регионе, находится в ведении митрополита. Таким образом, епархии или экзархаты группируются в автокефальную (самовозглавляющуюся) Поместную Церковь и подчиняются Патриарху, Священному Синоду, Архиерейскому и Поместному Соборам. Во главе епархии стоит епископ, иногда архиепископ. А также к одной епархии могут относиться несколько викарных, или окружных, епископов административно подчиняющихся правящему епископу (архиепископу)3.

Таблица 2. Объединенные учреждения православного исповедания в РФ

Патриархат ® Экзархаты ® Епархии ® Благочиния ® Монастыри (Лавры, Ставропигиальные, Епархиальные, обычные), Приходы ® Соборы, Храмы, Церкви, Часовни

Кроме того, епархия, условно приравненная к одному российскому региону, имеющая районные центры, может быть разделена на округа - благочиния (см. табл. 2). Благочиние Благочиннический округ) РПЦ -часть епархии, объединяющая группу приходов и церквей, находящихся в непосредственной территориальной близости друг от друга. Если территория епархии РПЦ условно совпадает с размером региона, то благочиние приравнивается к району4. Однако некоторые епархии не имеют благочиний. Благочиния изначально создавались только в густонаселенных регионах с целью поддержания дисциплины на приходах. Главами благочиний являются так называемые благочинные (священники), подчиняющиеся викарным епископам или епископам. Таким образом, епархия или составляющие ее благочиния формируют внутри себя приходы, монастыри, соборы, церкви и часовни.

3 Православие. Полная энциклопедия / сост. Н.С. Волкова,

В.В. Мещерякова и др. - СПб. : Лесь, 2008. - С. 425.

4 Бахмустов С.Б. Монастыри Мордовии. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2000. - С. 17.

Так, добровольная община верующих православного исповедания, достигших совершеннолетия, формируется в приход и возглавляется священником, но если в храме служит группа священников, то она подчиняется священнику-настоятелю прихода.

Чтобы рассмотреть подробно структуру управления РПЦ в отдельно взятой епархии, обратимся к Саранской и Мордовской епархии, которая была создана по решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода РПЦ 29 января 1991 года. Новый церковный округ был выделен из состава Пензенской епархии в границах Мордовской ССР, и 17 февраля 1999 г. Саранская и Мордовская епархия как религиозный орган была перерегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации (свидетельство № 422). Постановлением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода от 30 января 1991 г. архимандриту Варсонофию (Судакову), клирику Пензенской епархии было определено быть епископом Саранским и Мордовским. С апреля 1991 г. стала выходить газета «Саранские епархиальные ведомости». 7 мая 1991 г. постановлением Совета Министров Мордовии Саранской епархии был передан Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь г. Темникова. Первые воспитанники Санаксарского монастыря возродили еще несколько обителей -Чуфаровскую Свято-Троицкую, Краснослободскую Спасо-Преображенскую, Макаровскую Иоанно-Богословскую.

На 1 января 2005 г. в Саранской и Мордовской Епархии действовало 255 храмов, 17 домовых храмов и часовен, из них городских - 24, 13 монастырей, 8 монастырских подворий, одно духовное училище, 4 административных здания Епархиального Управления в г. Саранске. Более 153 приходов имеют типовые храмы, остальные - молитвенные дома. К монастырям (8 мужских и 5 женских) Саранской и Мордовской Епархии относятся РождествоБогородичный Санаксарский мужской монастырь (г. Темников), Иоанно-Богословский мужской монастырь (с. Макаровка Октябрьского р-на г. Саранска), Спасо-Преображенский мужской монастырь (пос. Учхоз Краснослободского р-на), Свято-Троицкий мужской монастырь (с. Чуфарово Ромодановского р-на), Казанская Ключевская мужская пустынь (пос. Тургенево Ардатовского р-на), Покровский мужской монастырь (с. Дракино Торбеевского р-на), Александро-Невский мужской монастырь (с. Кимляй Ковылкинского р-на), Мужской монастырь «Живоносный источник» (с. Журавкино Ичалковского р-на), Параскево-Вознесенский женский монастырь (с. Пайгарма Рузаевского р-на), Свято-Варсонофиевский женский монастырь (с. Покрово-Селище Зубово-Полянского р-на), Свято-Тихвинский женский монастырь (с. Курилово Ромодановского р-на), Свято-Ольгинский женский монастырь (г. Инсар), СвятоТроицкий женский монастырь (с. Старый Ковыляй Темниковского р-на.

В 1998 г. состоялся первый выпуск Саранского Духовного Училища, организованного на базе Иоанно-Предтеченской церкви. К 2000 г. в епархии уже было

325 священно- и церковнослужителей, из которых русских - 223 чел., мордвы (мокши и эрзи) - 83 чел.5

Епархия подразделяется на 14 благочиний, в которых ведут службу 339 священнослужителей: 258 приходских священников и диаконов, 81 монастырских.

Благочиннические округа и благочинные Саранской и Мордовской епархии:

I округ (г. Саранск) - протоиерей Г еоргий Сакович;

II округ (Рузаевский р-н) - протоиерей Геннадий Позоров;

III округ (Ковылкинский р-н) - протоиерей Олег

Букарев;

IV округ (Торбеевский р-н) - протоиерей Петр

Хлибун;

V округ (Зубово-Полянский р-н) - протоиерей Сергий Позоров;

VI округ (Темниковский и Теньгушевский р-ны) -протоиерей Иоанн Семин;

VII округ (Ичалковский р-н) - протоиерей Иоанн

Просвирнин;

VIII округ (Краснослободский р-н) - протоиерей Василий Лысенко;

IX округ (Ардатовский р-н) - протоиерей Виктор

Сардаев;

X округ (Атяшевский р-н) - протоиерей Андрей Ромашкин;

XI округ (Чамзинский р-н) - архимандрит Лазарь (Гуркин);

XII округ (Инсарский р-н) - протоиерей Сергий Лошаков;

XIII округ (Кадошкинский р-н) - иерей Олег Чиркин;

XIV округ (Дубенский р-н) - иерей Андрей Зубанов;

XV округ (Атюрьевский р-н) - протоиерей Сергий Лошаков;

XVI округ (Старо-Шайговский р-н) - протоиерей Анатолий Кильдяев;

XVII округ (Ельниковский р-н) - протоиерей Василий Перякин;

XVIII округ (Больше-Березниковский р-н) - иерей Александр Денисенко;

XIX округ (Кочкуровский р-н) - протоиерей Геннадий Охотников;

XX округ (Ромодановский р-н) - иерей Диомид Яковлев;

XXI округ (Больше-Игнатовский р-н) - протоиерей Александр Никитин;

XXII округ (Лямбирский р-н) - иерей Олег Копылов.

Архиереи Саранской и Мордовской Епархии входят в

состав Поместного Собора.

Поместный Собор занимается следующей деятельностью:

- толкованием учения Православной Церкви, сохраняя вероучительное, каноническое единство с Поместными Православными Церквами;

- решением внутренних вопросов церковной жизни;

- канонизацией святых;

- избранием Патриарха Московского и всея Руси и установкой процедуры такого избрания.

Однако в Поместном Соборе право голоса имеет каждый его представитель, независимо от своего места в церковной иерархии.

Если Поместный Собор включает в себя различный контингент представителей Православной веры, то

5 Мокшина Е.Н. Религиозная жизнь мордвы во второй половине XIX - начале XXI века. - Саранск, 2006. Изд. 2-е, доп. и перераб. -

С. 233-234.

под Архиерейским Собором следует подразумевать собрание епархиальных и викарных архиереев, возглавляющих Синодальные учреждения, Духовные академии, приходы, и имеющих каноническую юрисдикцию над определенными ведомствами РПЦ.

В обязанности Архиерейского Собора входит следующее:

- подготовка к созыву Поместного Собора и наблюдение за реализацией его решений;

- принятие и изменение Устава РПЦ;

- решение принципиальных богословских, канонических, богослужебных и пастырских вопросов;

- канонизация святых и утверждение богослужебных чинопоследований;

- компетентное истолкование церковных

законоположений;

- выражение пастырской озабоченности проблемами современности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- определение характера коммуникаций с органами государственной власти;

- поддержание отношений с Поместными

Православными Церквами;

- создание, реорганизация и ликвидация самоуправляемых Церквей, экзархатов, епархий, Синодальных учреждений;

- утверждение новых церковных наград и т.п.

Перечень полномочий Архиерейского собора весьма

широк. Даже во время работы Поместного собора, который теоретически может отменять решения архиерейского, вся полнота церковной власти принадлежит Архиерейскому совещанию, состоящему из архиереев - членов Собора. Если за то или иное решение подается большинство голосов членов Поместного собора, но это решение не набирает большинства голосов членов Архиерейского совещания, оно считается принятым6.

Согласно Уставу РПЦ, действовавшему с 1988 по 2000 год, Поместный Собор должен был созываться раз в пять лет, однако на практике это предписание не исполнялось: с 1990 г. по настоящее время не было ни одного Поместного Собора. Но в августе 2000 г. Архиерейский собор принял новый Устав РПЦ, в котором не оговаривается периодичность созыва Поместного собора, к исключительной компетенции которого отнесены лишь выборы нового Патриарха. Реальная полнота церковной власти передана Архиерейскому собору, в состав которого входят постоянные члены Священного синода и правящие архиереи. Согласно Уставу, действующему с августа 2000 г., Архиерейский собор созывается Синодом не реже одного раза в четыре года. Прежний Устав требовал его созыва не реже одного раза в два года.

В период между Архиерейскими соборами Церковью управляет Патриарх и Священный синод, который считается совещательным органом при Патриархе. На практике Патриарх принимает важнейшие административные решения только с согласия Синода. В состав Священного синода входят, помимо Патриарха, семь постоянных членов (митрополиты Крутицкий и Коломенский, Санкт-Петербургский и Ладожский, Киевский и всея Украины, Минский и Слуцкий, Кишиневский и всея Молдовы, а также управляющий делами Московской патриархии и

6 Православие. Полная энциклопедия / сост. Н.С. Волкова, В.В.

Мещерякова и др. - СПб. : Лесь, 2008. - С. 425.

председатель Отдела внешних церковных связей -ОВЦС МП) и шесть временных, вызываемых самим Синодом для участия в заседаниях на протяжении лишь одной синодальной сессии.

Заседания Синода разделены на две сессии -весеннюю и осеннюю, каждая из которых состоит из двух-трех заседаний, обычно продолжающихся два дня. Как правило, Священный синод заслушивает доклады о важнейших событиях церковной жизни, имевших место между его заседаниями (к числу таких событий относятся визиты Патриарха, визиты в РПЦ глав других поместных Церквей, участие официальных представителей РПЦ в крупных мероприятиях общероссийского или международного масштаба), а также учреждает новые епархии, назначает и перемещает архиереев, утверждает открытие новых монастырей и назначение их наместников и настоятельниц, открывает и реорганизует духовные учебные заведения, открывает новые канонические структуры РПЦ в дальнем зарубежье и назначает их клириков. В исключительных случаях Синод выступает с Посланиями, отражающими точку зрения церковного священноначалия на те или иные значимые общественные проблемы.

В свою очередь, к исполнительным органам Патриарха и Священного Синода относится ряд Синодальных учреждений, которых в соответствии с существующим Уставом об управлении РПЦ на сегодняшний день действуют более 25 (отделов, комиссий и советов) при Священном Синоде в Москве, то есть на федеральном уровне, а также отдельное их число в регионах РФ. К примеру, в Мордовии при Саранской и Мордовской епархии действуют 6 отделов.

Так все отделы руководства РПЦ были учреждены в разное время, согласно решению Священного Синода и Патриархата. Рассмотрим состав и функции наиболее важных учреждений Священного Синода в социально-политическом аспекте, что поможет

детально представить структуру управления деятельностью РПЦ.

В состав Синодальных учреждений РПЦ РФ входит Отдел по религиозному образованию и катехизации, обязанностью которого является, в соответствии с решениями Архиерейского собора от 1994 г., «общее руководство и координация деятельности системы начального, среднего и высшего православного религиозного образования мирян»7. Цели и задачи

данного отдела предусматривают организацию и

содействие православным образовательным и воспитательным учреждениям во всех епархиях РПЦ РФ: воскресным школам, православным детским садам,

гимназиям, лицеям и вузам (в соответствии с Положением о православном образовательном учреждении общего и дополнительного образования). Кроме того, отдел занимается подготовкой, повышением квалификации и аттестации преподавателей для системы религиозного образования РПЦ, обеспечивает разработанным учебнометодическим материалом и учебниками православные образовательные учреждения, в соответствии с Законом РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях», консультирует в подходах, методах и оценке качества

7 Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изменениями от 26 марта 2000 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 6 июля 2006 г., 28 февраля, 23 июля 2008 г.).

учебного процесса. Данный отдел Синодальной комиссии проводит ежегодно образовательные чтения и педагогические конференции, лекции по православному воспитанию в семье. Особо важным направлением в работе Отдела по религиозному образованию и катехизации является взаимодействие с государственной системой образования и решение проблем как светских, так и церковных учебных заведений.

Кроме того, Отдел по религиозному образованию и катехизации работает на региональном уровне в Мордовии и входит в состав шести управленческих учреждений Саранской епархии. Председателем Отдела является протоиерей Александр Пелин, настоятель Свято-Предтеченской церкви г. Саранска, ректор Саранского Православного Духовного училища. В настоящее время в Саранской Епархии действует более 120 воскресных школ (при храмах Епархии -110 школ, при монастырях - 10 школ, при отделе религиозного образования - 1) и 3 православных подростковых клуба, в которых обучается около 3000 детей и 350 взрослых.

К основным направлениям деятельности данного отдела относятся:

- создание Богословско-катехизаторских курсов для мирян и открытие Духовных центров с современными классами для занятий и библиотекой при Иоанно-Богословском кафедральном соборе в г. Саранске и в г. Темникове им. адмирала Ф. Ф.Ушакова, (с конца 2002 г.);

- проведение конференций и бесед (в особенности, с больными детьми и со студентами МГУ им. Н.П. Огарева) опытных преподавателей по основам православной веры и проблемам духовной жизни;

- составление и публикация учебных программ и других вспомогательных материалов по «Основам православной культуры»;

- работа с православным детским клубом («Родник»), обществом социально-психологической помощи («Юнона») спортивно-патриотическим клубом («Импульс»);

- сотрудничество с молодежными организациями и ведение духовно-профилактической работы с трудными подростками в Центре временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей г. Саранска под руководством иеромонаха Вениамина (Кириллова);

- организация Епархиальной Рождественской Елки для детей из малообеспеченных семей, интернатов и воспитанников воскресных школ РМ.

Отдел религиозного образования ведет работу с молодежными общественными организациями такими как общество социально-психологической помощи «Юнона» (председатель - Хромов Р. А, адрес ул. Б. Хмельницкого, 14), спортивно-патриотическим клубом «Импульс» (председатель - Просов С. А. адрес ул. Грузинская, 25). Священники регулярно посещают клубы, содействуют в проведении культурно-просветительских, духовных,

благотворительных и паломнических мероприятий, оказывают помощь и поддержку по возрождению духовных и православных традиций среди подростков.

Формой общения клира с учеными и работниками образования стали научно-духовные и духовнообразовательные конференции, Сретенские

образовательные чтения, Масловские чтения (проводятся в честь выдающегося просветителя XIX в. саранского священника Алексия Масловского), Кирилло-Мефодиевские чтения, конференции, приуроченные к определенным датам - 90-летию прославления

преподобного Серафима Саровского, 2000-летию

Рождества Христова, 340-летию основания Санаксарского монастыря и т.п. Все больше организаций привлекается к проведению конференций, нередко они организовываются совместно с Мордовским университетом, пединститутом, министерствами, ведомствами.

В Саранской Епархии действуют несколько духовнопросветительских центров и подростковых клубов. Так в Саранске, в большом жилом массиве Светотехстрое с населением около 100 тыс. человек, на протяжении последних лет успешно действует православный детский клуб «Родник» (руководитель -

Красновид Г. И.), который находит поддержку у районной администрации и руководства Саранской Епархии. Особенностью клуба является то, что он объединяет 35 малообеспеченных семей, выразивших желание совместного воспитания детей в духе патриотических и православных традиций. В клубе дети вместе с родителями изучают Закон Божий, Церковно-славянский язык, Церковное пение, Рукоделие, Основы компьютерной грамотности и т.д.

Так, Отдел по религиозному образованию и катехизации выполняет религиозно-образовательную функцию, разрабатывая новые концепции образования, решая проблемы светского и церковного характера в соответствии с Законом РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях»8 и оказывая помощь и поддержку по возрождению духовных и православных традиций.

В Синодальном миссионерском отделе (созданном 26 декабря 1995 г.) определены Архиерейскими Соборами от 1994 и 1997 гг. следующие виды деятельности: информационно-аналитическая, реабилитационная, апологетическая миссия, методологическая и издательская, которые объединены одной целью -возродить традиции миссионерской деятельности РПЦ. Для достижения данной цели духовенством отдела осуществляются миссионерские поездки в епархии РФ, проводятся противосектантские совещания и конференции, «издается ежемесячный журнал

«Миссионерское обозрение», координирующий миссионерские программы епархий, и бюллетень «Миссионерское обозрение»». При этом в первую очередь, как правило, миссионерские программы направлены на нехристиан, раскольников, язычников и внутрицерковное общество. Синодальный

миссионерский отдел сотрудничает «со светскими организациями - фонд «Дети России», «Славянский фонд России» и др.», поэтому ему приемлема миссионерская деятельность среди детей разных регионов. В Центре реабилитации данного отдела ведется духовно-восстановительная работа с жертвами нетрадиционных религий (с 1996 г.).

Председателем Миссионерского отдела в Мордовии является В. А. Хохлов, выпускник Санкт-Петербургской Духовной Академии. Основными направлениями деятельности данного отдела являются:

- привлечение студентов в Союз Православной Молодежи Мордовии, детей и подростков - в Братство Православных Следопытов и работа с молодежью в летних лагерях;

- учреждение встреч с представителями разных конфессий;

- реабилитация граждан, пострадавших от деятельности сект, разработка курса «сектоведения»,

8 Саранское епархиальное управление. http://www.srn.ru/ordis.htm//

«приспособленного к местным условиям» для МВД, больниц, образовательных учреждений и др.;

- ведение переводческой работы Священного Писания и Богослужебных текстов на мордовский язык (при участии лингвистов из Финляндии и мордовского духовенства совместно с переводческой комиссией Саранской Епархии при ЦНЦ им. священника А. Юртова);

- миссионерская деятельность, осуществляемая 10 священниками Саранской епархии;

- организация паломнических поездок по святым местам России.

Первое Православное миссионерское общество было создано во второй половине XIX в., которое ликвидировалось после революции 1917 года. Так возрожденная миссионерская деятельность стала вновь потребностью в современном мире. При этом важным элементом деятельности Синодального

миссионерского отдела является преемственность, так как имеющаяся при нем духовная семинария готовит православных миссионеров. Миссионерское общество заботится не только о благоустройстве храмов, но и воцерковлении с детства людей Республики Мордовия, а также, чтобы при каждом приходе

действовала воскресная школа.

Общую деятельность с Миссионерским отделом осуществляет Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, созданный в октябре 1995 г., целью которого является «координация и практическое осуществление пастырской и духовно-просветительной деятельности среди военнослужащих, сотрудников

правоохранительных учреждений, членов их семей и лиц в местах лишения свободы».

Председателем Отдела по взаимодействию с военными ведомствами и правоохранительными учреждениями является протоиерей А. Судаков, настоятель Иоанно-Богословского кафедрального собора г. Саранска и заместителем председателя -подполковник МЧС А. С. Палагин.

Основным направлением деятельности отдела считается «развитие систематического духовного попечения над осужденными в 15 колониях учреждения ЖХ-385, укрепление добрых отношений с МЧС

Республики Мордовия, поддержание достигнутого ранее уровня взаимодействия с МВД и военным комиссариатом Республики Мордовия, установление отношений с Управлением Федеральной службы налоговой полиции по Республике Мордовия, а также содействие общественно-политическим мероприятиям в их приобщении к духовно-нравственным ценностям Русской Православной Церкви».

Священнослужители принимают непосредственное участие в проводах и напутствиях личного состава отрядов МВД Республики Мордовия, убывающих для выполнения боевых задач в Чеченскую Республику, благословляют призывников на военную службу. Кроме того, во всех колониях Мордовии были построены и благоустроены храмы и молитвенные комнаты, а также снабжены православной литературой.

Далее, с 31 марта 2009 г. в числе Синодальных учреждений приступил к работе Информационный отдел в помощь по делам молодежи и работе с общественностью. В Мордовии его функции выполняет Издательский Отдел, который возглавляет пресс-секретарь Саранской Епархии игумен Силуан (Туманов). Основными печатными изданиями являются «Саранские

Епархиальные ведомости» и «Мордовия православная», под редакцией митрофорного протоиерея Г. и Л. Саковичей. Кроме того, ежегодно издаются календари с указанием постных дней и праздников с изображением Православных символов или соответствующих событий в регионе, посланиями и проповедями архиепископа Саранского и Мордовского. Данный отдел сотрудничает с государственными печатными органами, «регулярно предоставляет материалы и интервью, призванные адекватно освещать современную церковную жизнь и деятельность Православной Церкви в светской прессе ведущим республиканским государственным издательствам и газетам региона».

Таким образом, духовно-миссионерская функция является прерогативой Миссионерского отдела и Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными

учреждениям. Эта функция обозначена возрождением традиций миссионерской деятельности РПЦ, подготовкой духовных преемников, привлечением молодежи в Православие, духовно-нравственным воспитанием подрастающего поколения различными методами, духовно-просветительской работой среди

представителей военнослужащих, правоохранительных органов и лиц, находящихся в заключении.

Под контролем Отдела по церковной благотворительности и социальному служению

(образованного в 1991 г.) проводятся православные акции и спецпроекты в приютах, пансионатах и воскресных школах в помощь детям-сиротам, инвалидам и малообеспеченным семьям. Более того, в столице РФ была создана Центральная клиническая больница Московского Патриархата во имя Святителя Алексия, митрополита Московского, одна из малочисленных

московских медицинских учреждений, где обследование и лечение осуществляется бесплатно. А также имеется при центре психического здоровья Академии медицинских наук России психиатрическая служба,

которая оказывает бесплатную помощь лицам, направленным на лечение приходами Московской епархии. При отделе работают общественный совет, патронажная служба, Межцерковный центр по оказанию помощи беженцам и Координационный совет женских благотворительных организаций.

Следовательно, Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению на федеральном уровне учрежден с целью возрождения социального служения на общецерковном,

епархиальном, монастырском и приходском уровнях для оказания помощи незащищенным членам общества - сиротам, инвалидам, одиноким старикам и больным, беженцам и пр. Деятельность отдела подразделена на секторы: медицинский, социального служения, по работе с беженцами и чрезвычайным ситуациям, по связям с епархиями и общественностью, где оказывается материальная, медицинская, пастырская и организационная помощь.

В Саранской и Мордовской епархии председателем отдела является иеромонах Макарий (Абрамов), благочинный Иоанно-Богословского мужского монастыря с. Макаровка Октябрьского района г. Саранска. Работа отдела осуществляется по следующим направлениям:

- безвозмездное распределение продуктов питания среди малоимущих граждан и бедных церковных приходов и монастырей (в рамках совместной

программы ЮСС и Отдела по церковной благотворительности Московского Патриархата);

- организация паломнических поездок,

благотворительных акций и социальной помощи9.

Координатором связей епархии с общественностью служит Совет по православной культуре при Главе РМ, возглавляемый митрополитом Варсонофием. В Совет входят представители власти, науки, образования, здравоохранения.

К социально-благотворительной функции Отдела по церковной благотворительности и социальному служению отнесем взаимодействие с органами законодательной и исполнительной власти, политическими партиями, профсоюзами и иными организациями гражданского общества; проведение православных акций и спецпроектов, оказание разносторонней помощи незащищенным членам общества.

Согласно решению Священного Синода РПЦ в декабре 1990 г. была сформирована церковная молодежная организация и позже, в августе 2000 г. официально образован Синодальный отдел по делам молодежи. Данным отделом издаются журналы «Сретение» и «Вестник». Целями и задачами Синодального отдела по делам молодежи стало привлечение стремящихся к вере детей и подростков для миссионерского служения. Также практикуется объединение молодых православных христиан для участия в социальных программах, восстановления монастырей и храмов, осуществления молодежных паломничеств, установления различных контактов со сверстниками-христианами из других стран, поддержки православного семейного воспитания и воспитательной работы детей и юношества, создания информационного пространства и досуга для православной молодежи. Официальными

объединениями последней считаются «Всероссийское православное молодежное движение» и «Братство православных следопытов». Также отделом разработана подготовка педагогов и священнослужителей к деятельности по традиционному духовно-нравственному воспитанию детей и юношества10.

Отдел по делам молодежи Саранской епархии возглавляет ректор Саранского православного духовного училища протоиерей А. А. Пелин.

К основным направлениям его деятельности относятся:

- работа с онкобольными и инвалидами;

- проведение конференций, встреч, концертов;

- создание Мордовской республиканской молодежной общественной организации «Союз православной молодежи Мордовии» (СПММ), которая получила государственную регистрацию в Управлении Министерства юстиции России по Республике Мордовия 24 января 2002 года.

При Отделе по делам молодежи Саранской епархии существует Подкомиссия по вопросам конфессиональной политики, свободы совести, сохранению духовного и исторического наследия

Подкомиссия по вопросам конфессиональной политики, свободы совести, сохранению духовного и исторического наследия Комиссии по вопросам развития культуры, свободы совести, культурного и

духовного наследия, благотворительности и милосердия Общественной палаты Республики Мордовия (далее - Подкомиссия) является общественным коллегиальным совещательным органом,

содействующим реализации функций Общественной палаты Республики Мордовия. Руководителем Подкомиссии является ректор Саранского духовного училища протоиерей А. А. Пелин.

Подкомиссия образована 20 июля 2006 г. и за это время (до 1 марта 2009 г.) провела восемь заседаний, три Общественных слушания и 4 круглых стола. Членами Подкомиссии являются известные деятели культуры, науки и образования, священнослужители, предприниматели и государственные служащие. Подкомиссия действует на основании Положения о Подкомиссии, утвержденного Комиссией

Общественной палаты Республики Мордовия по вопросам развития культуры, свободы совести, культурного и духовного наследия,

благотворительности и милосердия.

Созданная в 1989 г. на основе историкоканонической группы Синодальная комиссия по канонизации святых является «координирующим научно-исследовательским органом, занимающимся подготовкой материалов к канонизации подвижников веры и представлением их Святейшему Патриарху и Священному Синоду». Контингент комиссии - весьма разнообразен числом мирских экспертов, пастырей и богословов РПЦ. Благодаря научно-

исследовательской деятельности, доминирующей в отделе, работе с церковными и государственными архивами, а также определяющим подходам и критериям, осуществляется канонизация «поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу новомучеников и исповедников Российских XX века». Так на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. были прославлены поименно 1097 святых, в том числе святые Саранской и Мордовской епархии. 13 апреля 1992 г. была образована комиссия при Саранском Епархиальном Управлении по канонизации подвижников веры и благочестия Мордовии и новомучеников российских XX века. С помощью материалов архивов Мордовии в течение последних двух десятилетий комиссия получила необходимые документы для канонизации.

Итак, мы рассмотрели структуру управления деятельностью РПЦ в Российской Федерации: высшие органы руководства, объединенные учреждения православного исповедания на федеральном и региональном уровнях, некоторые отделы Священного Синода РФ и соответствующие им отделы внутреннего руководства РПЦ в РМ. При этом выявили целостную систему управления РПЦ, имеющую традиционные иерархические формы, а также обнаружили, что среди прочих функций Синодальных учреждений в Мордовии преимущественно развиты миссионерско-

просветительские и социально-благотворительные. Это объясняется многонациональным этническим составом населения Мордовии, историческими традициями и особенностями христианизации мордовского народа, явлющегося титульным в республике.

9 О деятельности отделов Саранской и Мордовской епархии. http://askoso.narod.ru/otdel.htm; Русская православная церковь. Официальный сайт Московского патриарха.

http://www.patriarchia.ru/db/organizations/30970/

0 Русская Православная Церковь. Архив официального сайта Московского Патриархата 1997-2009. www.mospat.ru

Список литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Закон СССР № 1689-1 от 1 окт. 1990 г. «О свободе совести и религиозных организациях» // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. - 1990. - № 41. - Ст. 813.

2. Православие. Полная энциклопедия / сост. Н.С. Волкова, В.В. Мещерякова и др. - СПб. : Лесь, 2008. - С. 425.

3. Бахмустов С. Б. Монастыри Мордовии. - Саранск: Мордов. кн. изд-во,

4. 2000. - С. 17.

5. Мокшина Е.Н. Религиозная жизнь мордвы во второй половине XIX - начале XXI века. - Саранск, 2006. Изд. 2-е, доп. и перераб. - С. 233-234.

6. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изменениями от 26 марта 2000 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 6 июля 2006 г., 28 февраля, 23 июля 2008 г.).

7. Монастыри. http://www.rel.org.ru/about

8. Саранское епархиальное управление.

http://www.srn.ru/ordis.htm //

9. О деятельности отделов Саранской и Мордовской епархии. http://askoso.narod.ru/otdel.htm;

10. Русская православная церковь. Официальный сайт

Московского патриарха.

http://www.patriarchia.ru/db/organizations/30970/

11. Русская Православная Церковь. Архив официального сайта Московского Патриархата 1997-2009. www.mospat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.