ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
В ст. 9 Федерального закона от 22 октября 2004 г. «Об архивном деле в Российской Федерации» говорится об отнесении к частной собственно сти архивных документов религиозных объединений после отделения церкви от государства. Подрал мевается. что архивные документы РПЦ, созданные в период с учреждения Святейшего Синода в 1721 г. до выхода 23 января 1918 г. декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», относятся к государственной собственности. Тем самым на законодательным уровне закреплена государственная собственность на архивные документы РПЦ до отделения церкви от государства.
В состав этих документов входят фонды Поместного Собора 1917— 1918 гг. и канцелярии патриарха Тихона, хранящиеся в ГА РФ; многочисленные фонды монастырей и церквей, хранящиеся в РАДА, Российском государственном архиве Дальнего Востока (РГА ДВ), Центральном историческом архиве Москвы (ЦИАМ); фонды Александро-Невской лавры, канцелярии Святейшего Синода, его комитетов и управлений, хранящиеся в РГИА. Объем этих документов, имеющих большую историческую ценность, значителен.
РПЦ никогда не предъявляла требований о возвращении принадлежащих ей документов, хранящихся в государственных архивах. На наш взгляд, если следовать букве закона, она могла бы поставить вопрос о возвращении своих документов за период ранее 1721 г. Известный российский историк церковных архивов профессор Е.В. Старостин отмечает: «По существ на столетие эта тема оставалась запретной для российских историков-архивистов. На ней лежало идеологическое табу, нарушать которое мало кто осмеливался, поскольку это было небезопасно. Что касается представителей церковной науки, то и они избегали ставить острые вопросы о судьбе своего документального наследия»1.
Не так безупречен правовой статус и фонда Архиерейского Синода РПЦ за границей, хранящегося в ГА РФ. Архив его до 1941 г находился в Белграде на квартире у предстоятеля РПЦ за границей митрополита Анастасия. В 1941 г он был конфискован немцами и вывезен в Германию2. В 1945 г. архив был найден и вывезен в СССР, где был помещен в Особый архив. 25 августа 1948 г в соответствии с решением ГАУ МВД СССР № 12/3-937 архив зарубежного Синода в количе-
стве 55 дел и 16 килограмм россыпи был передан в ЦГАОРСС СССР (ныне ГАРФ)3. После научного описания был образован фонд № Р-6343 «Высшее церковное управление РПЦ за границей» в количе стве 384 дел. В 1996 г. название фонда было изменено на «Архиерейский Синод РПЦ за границей, г. Сремские Карловцы, Югославия». В 1992 и 1998 гг. к фонду было присоединено несколько дел, сформированных из россыпи, поступившей из Библиотеки федеральных архивов. Документы фонда находились на секретном хранении до 1988 г., когда по решению комиссии ЦТАОР СССР на основании акта № 1 от 29 февраля 1988 г. они были рассекречены. В 1995 г для создания страхового фонда они были микрофильмированы в количестве 384 дела, 663 микрофиши, 24 020 кадров4.
Документы этого фонда были созданы и отражают деятельность РПЦ уже после отделения церкви от государства. Более того, большинство из них образовалось в деятельности церковных учреждений за пределами СССР. Следовательно, по Федеральному закону «Об архивном деле в Российской Федерации» доку менты этого фонда должны входить в негосударственную часть Архивного фонда Российской Федерации. Пункт 7 ст. 6 закона гласит: «Включение документов, находящихся в частной собственности, в состав Архивного фонда Ро ссийс-кой Федерации осуществляется на основании экспертизы ценности документов и оформляется договором между собственником или владельцем архивных документов и государственным или муниципальным архивом (органом местного самоуправления муниципального района, городского округа), музеем, библиотекой либо организацией Российской академии наук». А имеется ли такой договор между РПЦ за границей и Федеральным архивном агентством России? Вопрос риторический.
Значительно е число документов, отражающих историю РПЦ и ее положение в Советском Союзе, образовалось в деятельности органов партийной и государственной власти СССР. Эти документы бе^слов-но являются государственной собственностью. Но это не уменьшает их значения как исторических источников по истории РПЦ. На наш взгляд, наибольшей информативностью обладает фонд Совета по делам религий при Совете Министров СССР (до 1965 г. - Совет по делам Русской православной церкви), включающий более 13 тыс. единиц хранения за 1938-1991 гг.5 Материалы его, хранящегося в ГА РФ, показывают; что советское правительство внимательно наблюдало за РПЦ, имело достаточно полную и объективную информацию о происходящих в ней процессах и оказывало на них существенное влияние. Документы Совета сохранились с достаточной полнотой за все гсды его существования. Эго объясняется и тем, что часть документов нахо-
дилась на секретном хранении: они не подвергались экспертизе ценности и не выделялись к уничтожению. В ГА РФ также находятся на хранении фонды Постоянной центральной комиссии по вопро сам культов при Президиуме ЦИК СССР, Союза воинствующих безбожников СССР и другие.
В российских государственных архивах отложило сь много личных фондов иерархов, священников и других деятелей РПЦ. Наибольшее число таких фондов имеется в ГА РФ. Среди них - личные фонды митрополита Арсения (Стадницкого), протоиерея Петра Булгакова, архиепископа Варнавы (Накропина), священника Георгия Гапона, митрополита Евлогия (Георгиевского), историка церкви А.В. Карташева, протоиерея Димитрия Константинова, историка церкви B.C. Русака, протоиерея Иннокентия Серышева, протопресвитера Георгия Шавель-ского и другие6.
Приход к власти большевиков в 1917 г и более чем 70-летнее суще ствование РПЦ под властью Советского государства прервали процесс естественного складывания сети церковных архивов и нормативно-методической базы их деятельности, а также препятствовали формированию новой научной дисциплины - церковного архивоведения. Тем не менее, несмотря на разрушение и закрытие монастырей и храмов, уничтожение части церковных архиюв, многие документы после национализации удалось сохранить в государственных архивах.
В советское время в архивном деле функция хранения преобладала над функцией использования. Документы по истории РПЦ в основном находились в спецхранах или на секретном хранении. В рекомендациях Первой между народной научной конференции «Архивы Русской православной церкви: пути из прошлого в настоящее», состоявшейся в ноябре 2003 г, констатировалось, что «фонды учреждений духовного ведомства», рассредоточенные по государственным хранилищам, «в течение атеистического XX столетия практически не изучались»7 .
Использование документов было подчинено коммунистической идеологии. Исходя из того, что главная задача атеистической работы -раскрытие классовой роли религии и церкви, историки-атеисты выдвигали на первый план разоблачение «церковной контрреволюции» и «эксплуататорской» сущности религиозных организаций, раскрытие политической позиции духовенства. Работы историков должны были «помочь» верующим преодолеть «религиозные предрассудки». Поэтому о сновными темами «научных исследований» стали антисоветские действия духовенства. А потому политика государства по отношению к
церкви всегда оценивалась как положительная, а действия церкви, религиозных организаций и деятелей - как «контрреволюционные». Отличительными чертами историографии тех лет была узость источниковедческой базы, недостаточное внимание к архивным документам. В каче стве главных источников исторических работ использовались декреты Советской власти, труды В.И. Ленина и других партийных вождей и идеологов.
В последние годы в связи с кардинальными переменами в по литическом стро е и внутриполитической жизни страны изменилась ситуация и в ро ссийсюй исторической науке. Многие периферийные и ранее запретные темы исследований выдвинулись на первый план. В новых условиях получили возможность обратиться к истории РПЦ ро ссийские светские и церковные историки. Базой для появления серьезных научных трудов, опирающихся на широкую источник)вую 6щ, является и большой комплекс ранее недоступных доку ментов по истории РПЦ, сохраненный в государственных архивах Ро ссии.
В 1991 г. после крушения коммунистического режима РПЦ освободилась от государственных пут и избавилась от назойливой опеки партийных и государственных органов. Но обретение подлинной независимо сти - это не одномоментный акт, а тяжлый и длительный процесс избавления от груза прошлого и преодоления инерции церковного подчинения го сударству. В настоящее время у РПЦ много проблем, требующих решения и успешно решаемых. К сожалению, далеко на периферии сознания церковных иерархов, священников осталась проблема архивного наследия РПЦ и его сохранения.
В Уставе РПЦ всего пять раз встречается слово «архив». Ставом предусмотрен один центральный архив при Управлении делами. В ст. 5 Устава определено: «Синода льными учреждениями Русской Право славной Церкви являются: а) Управление делами Московской Патриархии с входящими в него канцеляриями Патриарха, Синода, Синодальной библиотекой, необходимыми отделами и архивом». Уставом также предусмотрены архивы епархий и приходские архивы: «Каждое Епархиальное управление должно иметь епархиальный архив». При необходимости архив может быть организован при благочинном: «При благочинном может сущестювать канцелярия, служащие которой назначаются правящим архиереем, и архив».
Тем не менее в РПЦ пока не создано единого центрального архива. Точнее, архивы е сть, но их статус, источники и порядок комплектования, взаимоотношения между собой и с Управлением делами Московской патриархии не регламентированы. В Уставе РПЦ упоминается один центральный архив - Архив Управления делами РПЦ. В тоже вре-
мя у РПЦ действуют как общецерковные Архивы Московской патриархии и Священного Синода РПЦ. Кроме того, РПЦ имеет Синодальную библиотеку, которая является общецерковным хранилищем печатных изданий и рукописных материалов, а также учреждением, ведущим библиотечную, исследовательскую, информационно-библиогра-фиче скую и издательскую работу. Библиотека комплектуется не только книгами, но и архивными документами. Обширным историческим архиюм обладает Отдел внешних церковных сношений РПЦ.
В 2001 г. в прессе появились сообщения о создании Центрального церковно-исторического архива на базе церковно-научного центра «Православная энциклопедия»8. Более того, директор центра высказал предположение о том, что в будущем в создаваемый архив поступят документы Отдела внешних церковных сношений. Но в Уставе РПЦ нет ни слова об этом церковно-историческом архиве. Не ясно также, как будет комплектоваться новый архив, на какой основе будут передавать свои законченные и потерявшие оперативное значение дела епархиальные архивы, архивы синодальных учреждений и другие. Думается, в настоящее время, пока у РПЦ нет нормативных документов, подобных «Основным правилам работы государственных архивов» и «Основным правилам работы архивов организаций», и пока не определены и не разграничены источники комплектования, состав документов, которые должны находится на постоянном хранении в приходских, епархиальных и центральных архивах, говорить о появлении Центрального церковно-исторического архива РПЦ рано. Да и невозможно представить, чтобы такой архив создавался на базе церковно-научного центра, главная задача которого - подготовка и выпуск новых томов «Православной энциклопедии». Видимо, при «Православной энциклопедии» предполагается создать архив научно-справочных документов, необходимых для деятельности центра.
До настоящего времени не существует единой нормативно-мето-дической базы деятельности архивов и ведения делопроизводства в церковных учреждениях. Отсутствуют типовые инструкции по ведению делопроизводства в церковных учреждениях, типовые положения об епархиальных и приходских архивах, правила работы архив ов РПЦ, примерные и типовые перечни документов с указанием сроков хранения, методические рекомендации по проведению экспертизы ценности и описанию документов, хранящихся в епархиальных и приходских архивах. Не определены статус приходского архива (является ли он архиюм с переменным составом документов или хранит документы постоянно), какие именно документы должны в него передаваться и как должно быть организовано их описание, хранение и использование.
Подводя итоги, можно констатировать отсутствие нормативнометодической базы для организации делопроизводства и архивного дела в РПЦ. В организации делопроизводства приходы, епархиальные и синодальные учреждения ру ко водстж ются государственными нормативными актами. Но касается это прежде всего финансовой и бухгалтерской документ ации, предоставление которой требуют го сударствен-ные организации9. Положение архивов и церковного делопроизводства в настоящее время находится в удручающем состоянии, что требует скорейшего принятия высшей церковной властью нормативных актов, регулирующих эту сферу. По экономическим причинам не каждый приход сможет выделить помещение под архив, обеспечить надлежащее хранение, описание и использование архивных документов. Поэтому при организации сети архивов РПЦ нам представляется целесообразным придать приходским архивам статус архивов с переменным составом документов, при котором они должны передавать документы с по стсннными сроками хранения на по стоянное хранение в епархиальные архивы. Епархиальные архивы, в свою очередь, должны по лучить статус архивов с по стоянным составом документ ов, комплектующихся документами епархиальных учреяедение, благочиний и приходов. Наряду с этим должен быть создан единый центральный архив РПЦ (Архив Московской патриархии), в который могли бы по ступать законченные делопроизводством и потерявшие оперативное значение дела и документы канцелярии Патриарха Всея Руси, Священного Синода, синодальных учреяедений, поместных и архиерейских соборов РПЦ, заграничных учреждений и миссий РПЦ. Еще одним источником его комплектования должны стать личные фонды иерархов и священников РПЦ и других лиц, принятые на хранение после экспертизы ценно сти документов по договору между архивом и фондообразователем.
Подготовку нормативно-методических документов по делопроизводству и архивному делу, контроль за их выполнением в масштабах всей РПЦ должно осуществлять Управление делами Московской патриархии. Для решения этих задач необходимо тесное сотрудничество РПЦ с Федеральным архивным агентством и Всероссийским научно-исследовательским институтом документа ведения и архивного дела, а также Центром архивных исследований Историко-архивного института, Российским обществом историков-архивистов и другими организациями. В декабре 2003 г было подписано соглашение о сотрудничестве между Московской патриархией и Федеральной архивной службой России, но, к сожалению, оно не было наполнено реальным содержанием и не привело к улучшению состоянию архивного дела и делопроизводства в РПЦ. Поэтому на базе подписанного соглашения необ-
ходимо развивать практическое сотрудничество между РПЦ и Федеральным архивным агентством. Делать это надо немедленно. В противном случае нам грозит не только потеря большого комплекса документов по истории Русской православной церкви конца XX - начала XXI в., но и невосполнимая утрата части нашей исторической и социальной памяти.
Примечания:
1 Архивы Русской Православной Церкви: пути из прошлого в настоящее. М., 2005. С. 11. П р\д|.1 Историко-архивного института. Т. 36.)
2 Шкаровский М.В. Нацистская Германия и Православная Церковь (нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на территории СССР). М., 2002. С. 48.
3 ГАРФ. Ф. 6343. Дело фонда. Л. 4а.
4 Справка о микрофильмировании докумен т!', фонда Ф. Р-6343.
5 ГА РФ. Ф. Р-6991.
6 Попов А.В. Архивное наследие зарубежного православия // Новый журнал. 2005. № 239. С. 158-173.
7 Архивы Русской Православной Церкви: пути из прошлого в настоящее. С. 376.
8 Создается церковно-исторический архив РПЦ // Утро. 2001. 1 марта.
9 Горькавая Г.П. Архивы Русской Православной Церкви в прошлом и настоящем. М., 2000. С. 24.
91