Научная статья на тему 'Реформа духовного образования в России: история и современность'

Реформа духовного образования в России: история и современность Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2135
334
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДУХОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ДУХОВЕНСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Данилов Вячеслав Леонидович

В статье рассматривается становление и развитие духовного образования в России и его реформирование. Автор предлагает обратить особое внимание на проблему духовного образования в современной России, в том числе на проблему формирования новой образовательной парадигмы и ценностных приоритетов в образовании молодежи. В статье подчеркивается, что не все духовные учебные заведения Русской Православной Церкви оказались готовы внедрять все изменения, которые привнесла в жизнь реформа духовного образования. Несмотря на все попытки со стороны Учебного Комитета, еще далеко до единства образовательных программ, реализуемых семинариями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Данилов Вячеслав Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реформа духовного образования в России: история и современность»



православная педагогика

удк 371.1

-х-———'V®-2^-■><-

РЕФОРМА ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Вячеслав Леонидович Данилов, кандидат исторических наук, доцент, проректор по учебной работе Омской духовной семинарии

Аннотация. В статье рассматривается становление и развитие духовного образования в России и его реформирование. Автор предлагает обратить особое внимание на проблему духовного образования в современной России, в том числе на проблему формирования новой образовательной парадигмы и ценностных приоритетов в образовании молодежи. В статье подчеркивается, что не все духовные учебные заведения Русской Православной Церкви оказались готовы внедрять все изменения, которые привнесла в жизнь реформа духовного образования. Несмотря на все попытки со стороны Учебного Комитета, еще далеко до единства образовательных программ, реализуемых семинариями. Ключевые слова. Духовное образование, духовные учебные заведения, духовенство.

RELIGIOUS EDUCATION REFORM IN RUSSIA: HISTORY AND CURRENT STATE

V.L. Danilov, PhD of History, associate professor, Vice-rector for academic affairs of Omsk orthodox theological Seminary

Abstract. The article studies the foundation and development of orthodox theological education in Russia and its reforms. The author draws special attention to the problem of orthodox theological education in contemporary Russia, including the problem of establishing a new educational paradigm and value priorities in the education of youth. The article points out that not all orthodox theological educational institutions of the Russian Orthodox Church were ready to implement the changes brought by the reform of orthodox theological education. In spite of all attempts on the part of the Academic Committee we are still far from reaching unity of educational programs implemented by seminaries.

Key words. Orthodox theological education; orthodox theological educational institutions; clergy.

g ь

Щ

последнее время много говорят и пишут о реформировании системы духов-I ного образования. Этот процесс напрямую связан с деятельностью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Еще 2 февраля 2011 г., в день открытия Архиерейского Собора, Предстоятель Русской Православной Церкви выступил с докладом, в котором, в частности, обозначил основные векторы развития духовного образования.

Стоит отметить, что имеющая место быть реформа духовного образования является далеко не первой. Русская Православная Церковь и ее духовные школы, прежде всего, семинарии, всегда старались по возможности соответствовать самым высоким образовательным стандартам. Качество подготовки священно- и церковнослужителей всегда было одним из основных образовательных приоритетов.

Как проходило становление и развитие духовного образования в нашей стране и его реформирование - об этом и пойдет речь в данной статье.

Известно, что семинарии или архиерейские школы начали учреждаться в северо-восточной Руси еще в XVIII в. Это были преимущественно сословные учебные заведения для детей церковно- и священнослужителей.

Полный курс семинарии в XVIII в. мог доходить до 8 лет. За это время учащиеся овладевали философией, риторикой, грамматикой, богословием, латинским языком.

В результате реформ 1808-1814 гг. была создана централизованная многоуровневая система духовного образования - академия - семинария - училище. Еще одним результатом реформ стало приравнивание семинарий по своему статусу к гимназиям, а академий - к высшим духовным учебным заведениям.

Интересен тот факт, что до конца 1870-х гг. лица, успешно окончившие полный курс семинарии, могли свободно продолжить свое обучение в высших учебных заведениях, в том числе и в университетах.

Согласно уставу духовных семинарий, вышедшему в 1884 г., семинария представляла собой учебно-воспитательное заведение для приготовления юношества к служению православной церкви [1]. Все духовные заведения находились под управлением Святейшего Синода и состояли в ведении епархиального архиерея, который наблюдал за качеством преподавания и воспитания учащихся.

Семинария финансировалась как за счет Святейшего Синода, так и за счет государства. За обучение в семинарии платы не взималось. Сироты и дети бедных родителей, отличившиеся в науках и добрым поведением, принимались на казенное содержание.

Курс обучения составлял шесть лет. В семинарии принимались молодые люди православного исповедания из всех сословий, как уже обучавшиеся в других учебных заведениях, так и получившие домашнее образование; для поступления в 1-й класс установлен был возраст от 14 до 18 лет. Преобладающее значение в учебном курсе семинарий занимали богословские науки, но в значительном объеме преподавались и науки общеобразовательные, входившие в курс классических гимназий.

К началу XX в. духовное образование в Русской Православной Церкви было представлено 55 семинариями.

После Октябрьской революции 1917 г. отношения между Церковью и государством резко изменились. Большевики не видели места религии в обществе. Свое отношение к ней новая власть выразила в декрете «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 г. Закрывались храмы и монастыри, семинарии и академии. Духовное образование в СССР, по сути, перестало существовать уже к концу 1920-х гг.

Несколько изменилась ситуация во время Великой Отечественной войны. Во время встречи И.В. Сталина с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симан-ским) и Николаем (Ярушевичем), произошедшей 4 сентября 1943 г., было принято решение о возобновлении деятельности духовных учебных заведений. Однако восстановить систему духовного образования оказалось делом чрезвычайно непростым. Тем не менее, первые шаги в этом направлении были предприняты. После избрания Патриарха Сергия (Страгородского) архиепископом Саратовским Григорием (Чуковым) был подготовлен доклад, посвященный организации богословских школ. Владыка предлагал возродить духовное образование на двух уровнях - среднем и высшем. Олицетворением первого должны были стать Богословско-пастырские курсы, второго -Православный Богословский Институт.

28 ноября 1943 г. Совет Народных Комиссаров принял постановление об открытии Богословского института и Пастырских курсов в Москве. На следующий день председатель Совета по делам Русской Православной Церкви Г.Г. Карпов беседовал с Патриархом Сергием, митрополитами Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем)

№ 1, 2017 (2)

и архиепископом Григорием (Чуковым) относительно некоторых деталей, касающихся предстоящего открытия духовных учебных заведений. В декабре в «Журнале Московской Патриархии» было опубликовано объявление о приеме на Богословско-пастыр-ские курсы и в Православный Богословский институт в Москве [2].

Вскоре под руководством теперь уже митрополита Ленинградского Григория (Чу-кова) был разработан план перехода на традиционную систему духовного образования. Предполагалось преобразовать богословский институт в духовную академию, а богословско-пастырские курсы в духовную семинарию. При этом академия по своим учебным планам, программам и продолжительности обучения должна была в целом повторить старую академию.

15 июля 1946 г. пастырско-богословские курсы в Москве, Саратове, Ленинграде, Киеве, Львове, Одессе, Минске, Луцке и Ставрополе были преобразованы в духовные семинарии. 31 августа 1946 г. Московские духовные школы были преобразованы в Московские Духовную академию и семинарию. В этом же году открылась Ленинградская Духовная академия [3].

Во время хрущевских гонений на Церковь духовное образование в нашей стране вновь оказалось на грани исчезновения. Начиная с 1960 г. государство безжалостно закрывало духовные учебные заведения. Лишь отстранение от власти Н.С. Хрущева хоть как-то приостановило этот процесс. В итоге к 1965 г. в Русской Православной Церкви осталось лишь пять учебных заведений - две академии (Московская и Ленинградская) и три семинарии (Московская, Ленинградская и Одесская).

По свидетельству священника Алексия Федотова, с каждым годом в Церкви все острее стала ощущаться нехватка священнослужителей. Умирали последние представители дореволюционного духовенства. Архиереи были вынуждены рукополагать лиц не только без духовного образования, но часто просто малограмотных.

К худшему изменилась ситуация в оставшихся духовных школах. Не сумев до конца их ликвидировать, государство пошло по пути жесточайшего контроля над ними. Так, в частности, запрещалось издавать учебные пособия, преподавать общеобразовательные дисциплины (психологию, логику, историю философии, историю литературы), необходимые для усвоения богословия [3].

Такое положение дел в системе духовного образования Русской Православной Церкви оставалось вплоть до конца 1980-х гг.

О необходимости проведения реформ в системе духовного образования вновь заговорили на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 1989 г. Решения Собора о реформе хорошо резюмировал в своем докладе архиепископ Верейский Евгений, Председатель Учебного Комитета Русской Православной Церкви:

1. В связи с существенно изменившимися условиями жизни Русской Православной Церкви, с учетом новых вызовов и возможностей, должен быть произведен переход к духовной школе нового исторического этапа.

2. Каждый пастырь Церкви должен иметь высшее богословское образование.

3. Духовные семинарии должны стать церковными вузами.

4. Академии должны стать центрами научно-богословской деятельности и подготовки церковных кадров для важнейших церковных послушаний, в том числе преподавателей духовных школ.

5. Духовные училища призваны готовить церковнослужителей (в том числе и для социального служения) [4].

Начало 1990-х гг. ознаменовало и начало реформы системы духовного образования. По нашему мнению, можно выделить два вектора этой реформы - реформа собственно духовного образования и возможность внедрения духового образования в систему светского образования посредством открытия в вузах страны кафедр и факультетов, занимающихся подготовкой теологов.

Зачем была нужна реформа духовного образования? В своем выступлении на совещании ректоров духовных учебных заведений Русской Православной Церкви в 2002 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал, что реформа потребовалась не потому, что раньше в духовном образовании все было плохо, а теперь все, наконец, должно войти в норму. Реформа вызвана тем, что радикально изменилась историческая ситуация, в которой сегодня Церковь призвана нести свое свидетельство и служение миру, осуществлять свою спасительную миссию. Реформа - не революция, не отмена прошлого, как ненужного и устаревшего. Она должна сохранить и приумножить все лучшее, что есть в сокровищнице нашего духовного образования, укрепить традиции как дореволюционные, так и советского периода.

На момент начала реформ духовное образование Русской Православной Церкви было представлено двумя академиями - Московской и Санкт-Петербургской, тремя семинариями и несколькими духовными училищами. Именно в вышеупомянутых академиях и начались процессы реформирования духовного образования. В первую очередь, это выражалось в изменении учебного плана. В учебный процесс были возвращены предметы, которые, по настоянию советской власти, были когда-то удалены из учебных программ - это история России, философия, патрология и др.

Состоявшийся в 1994 г. Архиерейский Собор подтвердил те задачи в области реформирования духовного образования, которые были поставлены пять лет назад. В этом же году Святейшим Патриархом Алексием II на совещании ректоров духовных учебных заведений был затронут вопрос о получении духовными школами государственной лицензии на ведение образовательной деятельности. Этот процесс начнется с 1996 г. с получением Московской духовной семинарией государственной образовательной лицензии.

В 1995 г. Священный Синод поручил Учебному комитету начать процесс по выработке новой концепции духовного образования Русской Православной Церкви.

Первые результаты проводимых реформ можно было увидеть уже в конце 1990-х г., когда по благословению Святейшего Патриарха Алексия II несколько семинарий Русской Православной Церкви начинают обучение по новой, пятилетней программе, в которой нашлось место новым предметам - истории философии, апологетике, экономике прихода и др. [4]. Изменения затронули и духовные академии - обучение стало трехгодичным, добавились новые дисциплины, особое внимание стало уделяться научно-исследовательской работе.

Если с первым вектором, с его направленностью все было ясно и понятно, то зачем потребовалось внедрять богословское образование в вузы? В одном из интервью Святейший Патриарх Алексий II выразил надежду, что внедрение в систему светского высшего образования направления «Теология» откроет возможность для организации богословских факультетов в вузах. Стоит особо отметить, что одним из первых вузов в стране, где была открыта подготовка теологов, стал Омский государственный университет. Именно здесь в 1994 г. было открыто отделение теологии, позднее выделившееся в отдельное структурное подразделение - факультет теологии и мировых культур.

№ 1, 2017 (2)

В 2003 г. государство решает реформировать систему светского образования и присоединяется к так называемому Болонскому процессу. Реформы системы образования в рамках болонского процесса в своей концептуальной основе были направлены на то, чтобы построить в России систему образования, аналогичную системам образования стран Запада. На практике это означало, в частности, формирование двухуровневой системы высшего образования - бакалавриата и магистратуры.

А что в это время происходит с духовным образованием? Реформа системы духовного образования продолжается. В 2007 г. были приняты «Концепция высшего духовного образования» и два образовательных стандарта - «Церковный образовательный стандарт высшего духовного образования» и «Церковный образовательный стандарт подготовки специалиста высшей научной квалификации в области православного богословия».

После утверждения Священным Синодом, а затем и Архиерейским собором стандарта высшего духовного образования стало очевидно, что по своей форме и структуре он в значительной степени повторяет светский образовательный стандарт по теологии. Это неудивительно, поскольку реформа духовного образования была рассчитана, в том числе, на интеграцию со светским образованием.

Курс на Болонский процесс вынудил Русскую Православную Церковь изменить свою позицию в отношении собственной системы образования и продолжить следовать в этом вопросе в фарватере государственной политики в сфере образования.

13 ноября 2009 г. Святейших Патриарх Кирилл выступил с докладом на совещании ректоров высших учебных духовных заведений. Основные идеи, озвученные в выступлении, можно свести к следующим тезисам:

- образовательная система Русской Православной Церкви должна быть интегрирована в Болонский процесс;

- духовные учебные заведения должны стремиться к получению государственной аккредитации;

- перевод учебного процесса в семинариях на новые образовательные стандарты (бакалавриат), открытие в нескольких семинариях магистратуры;

- открытие общецерковной аспирантуры и докторантуры.

Разработка новой Концепции духовного образования заняла несколько лет. 2 февраля 2011 г. на Архиерейском Соборе Святейший Патриарх Кирилл объявил о внедрении в образовательную систему Русской Православной Церкви трехуровневой модели образования:

- уровень бакалавриата (с возможностью (необходимостью) обучения на подготовительном отделении) - 4 года (плюс 1 год обучения на подготовительном отделении);

- уровень магистратуры - 2 года;

- церковная аспирантура - 3 года.

Некоторые элементы новой системы начали внедряться в образовательный процесс начиная с 2010-2011 учебного года.

Также было объявлено и о структурной перестройке системы духовного образования - духовные училища, являвшиеся одним из звеньев духовного образования, в течение ближайших трех лет должны были либо преобразоваться в духовные семинарии, либо превратиться в центры подготовки катехизаторов, социальных работников, миссионеров для нужд епархий.

Новая Концепция духовного образования Русской Православной Церкви четко определила основные направления деятельности отечественных духовных школ, сре-

№ 1, 2017 (2)

ди которых изменение структуры духовного образования; изменение методики преподавания учебных дисциплин; формирование системы проверки качества подготовки священно- и церковнослужителей.

2 февраля 2016 г. Святейший Патриарх Кирилл выступил с докладом перед членами Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, в котором подвел некоторые итоги реформирования системы духовного образования. Одними из главных итогов были названы приведение семинарского образования к единообразию и повышение его качества.

В настоящее время большинство духовных учебных заведений приступило к реализации Единого учебного плана (уровень бакалавриата), который был подготовлен и утвержден Священным Синодом еще в 2015 г.

Есть результаты и в части получения духовными школами государственной аккредитации, что означает признание государством высокого образовательного уровня ряда духовных учебных заведений, среди которых Московская и Санкт-Петербургская духовные академии, Саратовская, Смоленская и Оренбургская духовные семинарии.

Наличие государственной аккредитации позволяет, в частности, выдавать выпускникам дипломы государственного образца, а сами студенты получили все права и льготы, которыми пользуются обучающиеся государственных вузов.

Однако, как показала практика, далеко не все духовные учебные заведения Русской Православной Церкви оказались готовы внедрять все изменения, которые привнесла в жизнь реформа духовного образования. Несмотря на все попытки со стороны Учебного Комитета, еще далеко до единства образовательных программ, реализуемых семинариями. К этому добавляются и иные проблемы, среди которых нехватка квалифицированных педагогических кадров, отсутствие должной материально-технической базы для проведения учебного процесса, низкая обеспеченность библиотечными и информационными ресурсами, острая нехватка студентов, и, прежде всего, абитуриентов, а также принципиальная позиция ряда местных архиереев, выступающих, в том числе, против «обмирщения» содержания духовного образования.

Безусловно, все эти проблемы преодолимы. Нужно только время и терпение, а также усердие и трудолюбие для достижения тех задач, которые были поставлены в деле реформирования системы духовного образования в России.

Библиографический список:

1. Уставы православных духовных семинарий и училищ, высочайше утвержденные 22 августа 1884 г., с относящимся к ним Постановлениям Святейшего Синода. -СПб., 1888.

2. Шкаровский М. Санкт-Петербургские Духовные школы в ХХ-ХХ! вв. Т. 1. - СПб., 2015.

3. Федотов А., свящ. Русская Православная Церковь в 1943-2000 гг.: внутрицер-ковная жизнь, взаимоотношения с государством и обществом // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/russkaja-pravoslavnaja-tserkov-v-1943-2000-gg-vnutritserkovnaja-zhizn-vzaimootnoshenija-s-gosudarstvom-i-obshestvom/. (дата обращения: 9.03.2017).

4. Евгений (Решетников), архиеп. Реформа духовного образования Русской Православной Церкви: актуальные задачи, проблемы, перспективы // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/437.html. (дата обращения: 9.03.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.