Научная статья на тему 'СМОЛЕНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ'

СМОЛЕНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕФОРМА / ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕОЛОГИЯ / БАКАЛАВРИАТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ / АККРЕДИТАЦИЯ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / ПРИЗНАНИЕ / СМОЛЕНСКАЯ СЕМИНАРИЯ / HIGHER EDUCATION / REFORM / THEOLOGICAL EDUCATION / THEOLOGY / UNDERGRADUATE STUDIES / STATE STANDARD / ACCREDITATION / LICENSING / STATE RECOGNITION / SMOLENSK SEMINARY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тупикин Роман Владимирович

В настоящей статье анализируется эволюция высшего духовного образования в Русской Православной Церкви. На примере Смоленской православной духовной семинарии рассматривается путь, который преодолевали духовные школы в процессе реформирования духовного образования. Особое внимание уделено тому, как исходя из полученного опыта разрешались трудные вопросы, касающиеся целесообразности получения высшими религиозными учебными заведениями государственной аккредитации. Смоленская духовная семинария выступила в качестве пилотной площадки для апробации тех идей и целей, которые ставились задолго до наступления нового этапа в развитии религиозного образования в России. В настоящий момент важно проанализировать и зафиксировать полученный в процессе реформирования высшего духовного образования опыт, дабы способствовать дальнейшему поступательному развитию духовных школ Русской Церкви. Исследование проведено на основе документов, содержащихся в архиве Смоленской духовной семинарии. В качестве методологической основы настоящей работы автор избрал историко-генетический подход, а также принцип системности, при котором отдельная духовная школа рассматривается как часть единого образовательного пространства Русской Православной Церкви, и далее - всей системы высшего образования страны. Избранные методы позволили сделать вывод о том, что опасения, вызванные включением высшего духовного образования в орбиту государственного контроля, не подтвердились. В то же время имеются проблемы, которые требуют дальнейшего решения, и прежде всего - повышение конкурентоспособности духовных школ в изменяющихся социально-экономических условиях страны и мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMOLENSK THEOLOGICAL SEMINARY IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION IN RUSSIA

This article analyzes the evolution of higher theological education in the Russian Orthodox Church. Using the example of the Smolensk Orthodox Theological Seminary, the author examines the path that theological schools have overcome in the process of reforming theological education. Particular attention is paid to how, based on the experience gained, difficult questions were resolved regarding the advisability of obtaining state accreditation by higher religious educational institutions. The Smolensk Theological Seminary acted as a pilot platform for testing those ideas and goals that were set long before the onset of a new stage in the development of religious education in Russia. At the moment, it is important to analyze and record the experience gained in the process of reforming higher theological education in order to contribute to the further progressive development of the theological schools of the Russian Church. The research was carried out on the basis of documents contained in the archives of the Smolensk Theological Seminary. As a methodological basis for this work, the author chose the historical and genetic approach, as well as the principle of consistency, in which a separate theological school is considered as part of a single educational space of the Russian Orthodox Church, and then - of the entire system of higher education in the country. The chosen methods made it possible to conclude that the fears caused by the inclusion of higher theological education in the orbit of state control were not confirmed. At the same time, there are problems that require further solutions, and above all - increasing the competitiveness of theological schools in the changing socio-economic conditions of the country and the world.

Текст научной работы на тему «СМОЛЕНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ»

ХРИСТИАНСКОЕ ЧТЕНИЕ

Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви

№ 5 2020

Митрополит Исидор (Тупикин)

Смоленская духовная семинария в системе высшего образовательного пространства России

DOI 10.47132/1814-5574_2020_5_133

Аннотация: В настоящей статье анализируется эволюция высшего духовного образования в Русской Православной Церкви. На примере Смоленской православной духовной семинарии рассматривается путь, который преодолевали духовные школы в процессе реформирования духовного образования. Особое внимание уделено тому, как исходя из полученного опыта разрешались трудные вопросы, касающиеся целесообразности получения высшими религиозными учебными заведениями государственной аккредитации. Смоленская духовная семинария выступила в качестве пилотной площадки для апробации тех идей и целей, которые ставились задолго до наступления нового этапа в развитии религиозного образования в России. В настоящий момент важно проанализировать и зафиксировать полученный в процессе реформирования высшего духовного образования опыт, дабы способствовать дальнейшему поступательному развитию духовных школ Русской Церкви. Исследование проведено на основе документов, содержащихся в архиве Смоленской духовной семинарии. В качестве методологической основы настоящей работы автор избрал историко-генетический подход, а также принцип системности, при котором отдельная духовная школа рассматривается как часть единого образовательного пространства Русской Православной Церкви, и далее — всей системы высшего образования страны. Избранные методы позволили сделать вывод о том, что опасения, вызванные включением высшего духовного образования в орбиту государственного контроля, не подтвердились. В то же время имеются проблемы, которые требуют дальнейшего решения, и прежде всего — повышение конкурентоспособности духовных школ в изменяющихся социально-экономических условиях страны и мира.

Ключевые слова: высшее образование, реформа, духовное образование, теология, бакалавриат, государственный стандарт, аккредитация, лицензирование, признание, Смоленская семинария.

Об авторе: Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор (Тупикин Роман Владимирович)

Кандидат богословия, кандидат юридических наук, ректор Смоленской православной духовной семинарии.

E-mail: eparxya@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2978-5895

Ссылка на статью: Исидор (Тупикин), митр. Смоленская духовная семинария в системе высшего образовательного пространства России // Христианское чтение. 2020. № 5. С. 133-144.

KHRISTIANSKOYE CHTENIYE [Christian Reading]

Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church

No. 5 2020

Metropolitan Isidore (Tupikin)

Smolensk Theological Seminary in the System of Higher Education in Russia

DOI 10.47132/1814-5574_2020_5_133

Abstract: This article analyzes the evolution of higher theological education in the Russian Orthodox Church. Using the example of the Smolensk Orthodox Theological Seminary, the author examines the path that theological schools have overcome in the process of reforming theological education. Particular attention is paid to how, based on the experience gained, difficult questions were resolved regarding the advisability of obtaining state accreditation by higher religious educational institutions. The Smolensk Theological Seminary acted as a pilot platform for testing those ideas and goals that were set long before the onset of a new stage in the development of religious education in Russia. At the moment, it is important to analyze and record the experience gained in the process of reforming higher theological education in order to contribute to the further progressive development of the theological schools of the Russian Church. The research was carried out on the basis of documents contained in the archives of the Smolensk Theological Seminary. As a methodological basis for this work, the author chose the historical and genetic approach, as well as the principle of consistency, in which a separate theological school is considered as part of a single educational space of the Russian Orthodox Church, and then — of the entire system of higher education in the country. The chosen methods made it possible to conclude that the fears caused by the inclusion of higher theological education in the orbit of state control were not confirmed. At the same time, there are problems that require further solutions, and above all — increasing the competitiveness of theological schools in the changing socio-economic conditions of the country and the world.

Keywords: higher education, reform, theological education, theology, undergraduate studies, state standard, accreditation, licensing, state recognition, Smolensk Seminary.

About the author: Metropolitan Isidore of Smolensk and Dorogobuzh (Tupikin Roman Vladimirovich)

Candidate of Theology, Candidate of Jurisprudence, Rector of Smolensk Orthodox Theological Seminary.

E-mail: eparxya@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2978-5895

Article link: Isidore (Tupikin), metr. Smolensk Theological Seminary in the System of Higher Education in Russia. Khristianskoye Chteniye, 2020, no. 5, pp. 133-144.

История религиоведческого образования1 в современной России берет свое начало с 90-х годов прошлого столетия, когда новое научное направление под названием «Религиоведение» стало вытеснять научный атеизм в высших учебных заведениях. Вопрос происхождения новой дисциплины в России до сих пор является дискуссионным: некоторые прослеживают традицию научного атеизма, в то время как другие занимают критическую позицию по отношению к советскому наследию, ссылаясь на его высокую подверженность идеологическим предубеждениям и отсутствие развитой методологической базы [Stepanova, 2018, 263]. Сам предмет не являлся больше обязательным в гуманитарных и социальных науках; скорее это специальность, нацеленная на подготовку учителей, исследователей и специалистов по связям с общественностью и религиозными организациями. Учебный план для программ бакалавриата и магистратуры по религиоведению включает в себя такие дисциплины, как философия религии, социология религии, феноменология религии, наука и религия, религиозное искусство, новые религиозные движения, религиозная этика, антропология религии, психология религии, история религии, свобода совести и т. д. Сегодня религиоведение является институциализированной научной дисциплиной, которая стала неотъемлемой частью российской структуры высшего образования. Оно представлено рядом исследовательских центров, профессиональных ассоциаций и специализированных периодических изданий. Данный экскурс позволяет обозначить проблему, на которую указывали представители светского ученого сообщества. Среди последних значительное место занимали религиоведы. Вопрос заключался в целесообразности закрепления стандарта по теологии в религиозных и светских учебных заведениях при сохранении религиоведения: по мнению противников преподавания теологии в ВУЗе, последняя не обладала достаточным набором критериев научности и методологической объективности. На подобные вопросы предстояло дать ответ уже в практической плоскости духовным школам Русской Церкви, ставшим локомотивом развития теологического — религиозного — образования в России.

Смоленская православная духовная семинария (далее — СПДС) на протяжении новейшего периода своего существования наряду с иными наиболее развитыми духовными школами находилась в авангарде возрождения и развития духовного образования в Русской Православной Церкви. Такое положение дел во многом определялось ролью и значением митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, которому удалось собрать профессиональную команду из преподавателей и единомышленников, ставивших перед собой цель развития религиозного образования на территории Смоленского и Калининградского регионов.

Справедливым будет заметить, что задачи для осуществления поставленной цели формировалась по мере возникновения новых условий положения Русской Церкви как в государстве, так и в обществе. На первом этапе, а именно в конце 80-х — начале 90-х гг., перед Церковью в качестве первоочередной стояла задача справиться с острым дефицитом кадров, которые должны были занять свои позиции во вновь открываемых храмах и монастырях на просторах всего канонического пространства Московского Патриархата. Таким образом, задача эта, исходя из ее логики, решалась путем экстенсивного развития духовного образования. Результаты такой работы оценивались путем подсчета вновь открытых духовных школ, количества обучающихся в них студентов и выпускников. Нужно сказать, что проблема была решена в относительно короткие сроки. Например, в Смоленской епархии, как отмечено в исторической справке, хранящейся в архиве СПДС (АСПДС), к 1996 г. кадровый вопрос был решен таким образом, что не было приходов, «где бы не совершались богослужения из-за нехватки духовенства» (АСПДС, Историческая справка, 6).

Однако когда первоначальная задача была успешно выполнена, неизбежной стала постановка новой — совершенствование образовательного уровня духовных

1 О термине можно найти информацию в статье: УфимцеваЕ. И. Религиозное образование: основные подходы к определению и типологизации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2016. № 3. С. 289-296.

школ, повышение их потенциала для проповеди путем улучшения качества подготовки будущих священнослужителей, а также признание дипломов об образовании, выдаваемых духовными учебными заведениями, государством. Бурный количественный рост духовных семинарий довольно рано обозначил перед священноначалием новые вопросы о качестве открываемых учебных заведений. Так, не во всех вновь открытых семинариях имелась достаточная материально-техническая база для осуществления образовательной деятельности. Имелся существенный недостаток в квалифицированных кадрах профессорско-преподавательского состава. Эти и иные факторы не позволяли в должной мере обеспечить достойный уровень подготовки студентов во всех духовных школах [Лопанцев, 2008, 159-164]. Тем более, при таких условиях не могло быть и речи о государственной аккредитации. В результате сложилась ситуация, при которой выделились как передовые учебные заведения, максимально соответствовавшие предъявляемым требованиям со стороны Учебного комитета Русской Православной Церкви, так и далеко отстающие семинарии. В числе лидеров среди духовных школ оказалась Смоленская духовная семинария.

Первым этапом, который должны были преодолеть высшие духовные школы, стало успешное прохождение лицензирования. Эта задача обсуждалась на Архиерейском соборе в 1997 г. Кроме того, на этом же соборе обсуждались конкретные шаги и критерии для разрешения этого вопроса. За год до описываемых событий, 8 июля 1996 г., Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию Смоленской семинарии была выдана лицензия на право ведения образовательной деятельности в сфере религиозного образования (АСПДС, Лицензия на право ведения образовательной деятельности в сфере религиозного образования № 16 — 412). Стоит обратить внимание на то, что и в 2000 г. на Юбилейном заседании Архиерейского собора обсуждались достигнутые результаты и пробелы в направлении осуществления поставленной цели. Архиеп. Евгений в своем докладе отметил необходимость для духовных школ наличия лицензии, выданной Министерством образования [Решетников, 2000]. К моменту проведения Собора лицензии на ведение образовательной деятельности были получены Московскими и Санкт-Петербургскими духовными школами, Православным Свято-Тихоновским богословским институтом и девятью семинариями.

В 2002 г. Смоленская семинария повторно прошла лицензирование (АСПДС, Лицензия на право ведения образовательной деятельности в сфере религиозного образования № 24 — 0402). В этом же году 16 апреля под председательством патриарха Алексия II прошло совещание ректоров духовных учебных заведений Русской Церкви, на котором предстоятель обозначил необходимость получения духовными школами аккредитации [Алексий II, 2002]. За год до этого события на заседании Священного Синода 17 июля 2001 г. было постановлено: «Поручить Учебному комитету разработать внутрицерковный образовательный стандарт, на основе которого ввести внутри-церковное лицензирование Духовных учебных заведений и подготовку их к государственной аккредитации» [Выписка, 2001]. Основная мотивация, которая руководила священноначалием при проведении реформы духовного образования, заключалась в достижении признания религиозного образования наравне со светским. Представители Русской Православной Церкви убеждали своих оппонентов в том, что влияние Церкви на общество не соответствует ее месту в образовательном пространстве [Алексий II, 2002]. На этот же факт патриарх Алексий II обратил внимание ректоров духовных учебных заведений России: «Церковь отделена от государства, но она не может быть отделена от общества. <...> Задача обретения равного статуса церковного высшего образования со светским никоим образом не является секуляризацией духовного образования, а лишь преодолением тех искусственных дискриминационных преград, которые все еще продолжают существовать с прежних времен, вопреки принципиально изменившемуся характеру присутствия Церкви в общественной жизни» [Алексий II, 2002]. Стремление к признанию высшего религиозного образования, получаемого в духовных семинариях, определило логику их реформирования, которое в некоторой степени было ориентировано на реформы образования светского.

Перед многими духовными школами стояла задача в первую очередь отвечать стандартам высшего церковного образования. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. во многих семинариях срок обучения составлял четыре года, что не соответствовало статусу высших учебных заведений. Однако СПДС в соответствии с поставленной задачей в 2000 г. перешла на 5-летний срок обучения и приобрела статус высшего богословского учебного заведения. Таким образом, уже выпускники 2001 г. получили дипломы нового образца.

Поворотным событием, открывшим двери Русской Церкви для признания высшего религиозного образования, послужило принятие в 2002 г. единого государственного стандарта по направлению «Теология». Последующий период вплоть до аккредитации первой духовной семинарии отмечен бурными обсуждениями целесообразности их включения в орбиту высших учебных заведений страны, а также спорами о том, может ли религиозное образовательное учреждение пользоваться правами государственного. Последний вопрос был снят благодаря принятию Государственной Думой РФ в первом чтении поправки в действующее законодательство, согласно которой высшие религиозные учебные заведения получали возможность получения аккредитации. При этом духовные семинарии и академии не должны были менять статус на государственные. Данное решение было в конечном итоге закреплено подписанием президентом РФ Федерального Закона от 28 февраля 2008 г. № 14-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части лицензирования и аккредитации учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений)» [Решетников, 2008, 261-281]. Принятый закон предоставлял высшим аккредитованным учебным заведениям право выдавать своим выпускникам дипломы государственного образца. Также Министерство образования приравняло ученые степени духовных учебных заведений к светским при условии обеспечения ими наличия в штате достаточного количества преподавателей с учеными званиями и степенями [Овчинников, 2012, 261-310]. В частности, церковные степени были приравнены к светским при учете нормативов обеспеченности преподавательского состава сотрудниками с учеными степенями и званиями.

Чтобы получить аккредитацию, необходимо было провести огромную работу по адаптации всей системы высшего религиозного образования к требованиям государственных стандартов. В рядах как светских, так и церковных участников процесса возникали сомнения о целесообразности подобных тенденций по сближению двух систем. Что касается мнений в Церкви, то «внутренние» противники указывали на опасность «обмирщения», потери идентичности религиозной системы образования и воспитания, сложившейся в духовных школах. Кроме того, обращалось внимание на необходимость быть подотчетными государственным органам, которые, в случае аккредитации религиозного учебного заведения, получали широкие надзорные полномочия. Однако подобные опасения в дальнейшем не оправдались. По замечанию Е. М. Морозова, Церковь в современных условиях, сохраняя ядро своей идентичности, выполняет функцию трансляции христианских идей в общественное пространство. Для этого необходимо использовать современные методики и наработки, в частности — созданные в образовательной сфере, которая является наиболее перспективной с точки зрения влияния на будущие поколения людей [Морозов, 2018, 347-354]. Надо полагать, что подобными соображениями руководствовались и те, кто принимал решение о реформировании духовного образования и включении его в общую образовательную систему России.

В статье под названием «Религиозное образование в России: проблема интеграции» Д. А. Цыплаков обращает внимание на то, что с течением времени оформились два пути интеграции религиозного образования в светское. Первый заключался в создании новых учебных заведений, изначально ориентированных на государственные стандарты. Второй путь предполагал аккредитацию имеющихся духовных учебных заведений. Оба пути имели свои достоинства и сложности. Так, среди минусов второй

стратегии автор статьи обозначил необходимость серьезной трансформации учебной и воспитательной деятельности духовных школ [Цыплаков, 2015, 39-43]. Рассмотрим на примере СПДС справедливость данного тезиса.

С 2006/2007 уч. г. в Смоленской семинарии стал вводиться учебный план, включавший в себя те курсы, часы, семестры, зачеты и экзамены, которые относились к стандарту «теологии» как специальности. Эти изменения коснулись лишь первого курса (АСПДС, Учебный план на 2006/07 учебный год, 8). На остальные курсы план был распространен к 2009 г. В следующей таблице (АСПДС, План учебного процесса, 1-3) мы можем увидеть, как распределялись нагрузка между предметами и сколько отводилось часов на аудиторную и самостоятельную работу:

Наименование дисциплин Объем работы студента (час.)

Всего Аудиторные занятия Самостоятельная работа

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины 1772 1090 682

Федеральный компонент 1260 834 426

Иностранный язык 340 170 170

Физическая культура 408 408

Отечественная история 136 68 68

Психология и педагогика 104 52 52

Философия 272 136 136

Национально-региональный (вузовский) компонент 272 136 136

Русский язык и культура речи 136 68 68

История русской словесности 136 68 68

Дисциплины по выбору студента 240 120 120

Логика 136 68 68

Правоведение 136 68 68

Византиноведение 104 52 52

Библейская археология 104 52 52

Общие математические и естественно-научные дисциплины 528 264 264

Федеральный компонент 400 200 200

Математика и информатика 272 136 136

Концепции современного естествознания 128 64 64

Национально-региональный (вузовский) компонент 60 30 30

Новые информационные технологии в учебном процессе 60 30 30

Дисциплины по предложению УМО 68 34 34

Философия науки 68 34 34

Общепрофессиональные дисциплины 1802 920 886

Федеральный компонент 1508 754 754

Введение в специальность 68 34 34

История архаических и нехристианских религий 238 119 119

Религиозная философия 264 132 132

Этика и аксиология в религии 136 68 68

Наука и религия 136 68 68

История древней христианской Церкви 238 119 119

Новые религиозные движения 104 52 52

Государственное законодательство о религии 68 34 34

Основы источниковедения 68 34 34

Основы безопасности жизнедеятельности 68 34 34

Методика преподавания теологии 60 30 30

Национально-региональный (вузовский) компонент 170 102 68

Гомилетика 102 68 34

Риторика 68 34 34

Дисциплины по выбору студента 172 86 86

История западного христианства 68 34 34

Пастырское богословие 68 34 34

Миссиология 44 22 22

Социальное учение Русской Православной Церкви 44 22 22

Библейская история 60 30 30

Библейская текстология 60 30 30

Специальные дисциплины 2260 1130 1130

Догматическое богословие 272 136 136

Сравнительное богословие 104 52 52

Библеистика (СПНЗ) 308 154 154

Библеистика (СПВЗ) 308 154 154

История христианское письменности и патристика 172 86 86

История Русской Православной Церкви 272 136 136

История Поместных православных Церквей 60 30 30

Каноническое право 104 52 52

Литургическое богословие 204 102 102

Древние языки 408 204 204

Факультативные дисциплины 441 441

Церковное пение 200 200

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Богослужебный устав 102 102

Церковнославянский язык 68 68

Чтение гимнографических текстов 51 51

Всего часов теоретического обучения 6741 3793 2930

Кроме того, преподавателями семинарии при поддержке участников экспертного совета УМО «Теология», согласно учебному плану ФГОС 031900.62 «Теология», были внесены изменения в лекционную и семинарскую нагрузку. Общий объем работы студента составил 6743 часа, из которых на аудиторные занятия приходилось 3793 часа, а на самостоятельную работу — 2930 часов. Учебный план был рассчитан на четырехлетний срок обучения, по завершении которого выпускники получали диплом государственного образца по специальности «Бакалавр теологии». Стоит отметить, что сам план соответствовал не только требованиям государственных органов,

но и традиционным установкам и приоритетам духовной семинарии. Например, такие важные предметы для будущего пастыря, как церковное пение, церковнославянский язык, чтение богослужебных текстов и литургика, были включены в ряд дисциплин, преподавание которых осуществлялось на первом и втором курсах в виде факультативов с обязательным посещением (АСПДС, Учебная деятельность, Отчет СПДС за 2009 год, 9). Таким образом, несмотря на критику со стороны представителей духовенства наличия несвойственных семинариям предметов и иного распределения часов, в учебной программе семинарии удалось сохранить традиции и привнести необходимые новации. Что касается воспитательной деятельности, то она по-прежнему занимала одно из ключевых направлений работы со студентами. В СПДС оставалась должность духовника, воспитательное воздействие на учащихся оказывал режим жизни в стенах духовной школы, посещение богослужений и т. д.

Далее, необходимо было разработать нормативные документы, касавшиеся курсовых, выпускных квалификационных работ бакалавра, государственного экзамена и т. д. Была осуществлена работа по составлению рабочих планов на каждый учебный год. В итоге к 2010/2011 уч. г. все курсы Смоленской духовной семинарии были построены по стандарту теологии.

Невозможно обойти стороной модернизацию научно-методической деятельности Смоленской духовной семинарии, так как для полноценной и качественной реализации задач современного богословского образования необходима разработанная научно-методическая база учебного заведения. Прежде всего это относится к обеспечению современными учебными пособиями по широкому кругу дисциплин, а также повышению научного уровня преподавателей.

К 2010 г. в Смоленской семинарии сложилась профессиональная команда преподавателей, многие из которых имели ученые степени и опыт работы в светских вузах. В упомянутый год в СПДС трудились 23 преподавателя, в числе которых были 3 доктора наук, 9 кандидатов наук, 5 кандидатов богословия. Число докторов и кандидатов наук, работавших в семинарии, соответствовало государственным нормативам для освоения программы «Бакалавриат» (АСПДС, Отчет СПДС за 2010 год, 3). Оплата труда преподавателей и сотрудников семинарии производилась согласно нормативам, принятым в высших учебных заведениях г. Смоленска.

Существенным нововведением, позволившим решить вопрос об обеспечении студентов учебно-методическими материалами, стало внедрение в образовательный процесс системы электронного обучения (е-1еагт^). Подобная новация принесла возможность совершенствования у студентов навыков самостоятельной работы с основными и дополнительными источниками, которые непрерывно обновлялись как преподавателем, так и учащимися. Подобный инструмент предоставил студентам возможность ознакомления с учебной программой, включавшей в себя, помимо ключевой литературы для изучения, основные требования к изучению дисциплины, тематику и планы семинарских занятий, вопросы к контрольным занятиям. Тем самым неизбежно менялся образовательный процесс, ранее предполагавший передачу новых знаний от преподавателя обучающемуся. Созданная система предполагала самостоятельное изучение предложенного материала студентами, сами же лекционные занятия приобретали характер семинарских с обсуждением ранее изученного и составлением выводов. Подобная технология позволила качественно повысить уровень методики преподавания дисциплин в Смоленской духовной семинарии, который отвечал нормам образовательных программ третьего поколения. В качестве пилотных предметов для апробирования новых технологий были выбраны Священное Писание Ветхого Завета, Священное Писание Нового Завета (АСПДС, Учебная деятельность, Отчет СПДС за 2009 год, 7).

Выше в статье было отмечено, что реформа церковного образования была ориентирована на реформу образования светского, однако не стоит преувеличивать это влияние. Государственный стандарт, принятый духовной школой, не определял ее в качестве светского учебного заведения. Главной целью духовного образования

оставалось воспитание христианского мировоззрения, формирование духовно-нравственных качеств будущего священнослужителя. В связи с этим можно констатировать, что основной ритм жизни и распорядок дня студентов и требования к их дисциплине не претерпели значительных изменений и оставались традиционными для духовных школ Русской Церкви.

10 ноября 2010 г. Смоленская духовная семинария представила в Рособрнад-зор комплекс документов для досрочного прохождения государственной аттестации и аккредитации.

5 декабря из ведомства был получен ответ: «В Рособрнадзоре проработан вопрос о возможности государственной аккредитации в духовных образовательных учреждениях образовательных программ, разработанных на основе ГОС ВПО, срок реализации которых в таком духовном учреждении в настоящее время меньше нормативного срока обучения, установленного соответствующим государственным образовательным стандартом.

За основу при проработке вопроса была взята Смоленская духовная семинария, которая в соответствии с лицензией Рособрнадзора имеет право на реализацию образовательной программы высшего профессионального образования 031900.62.62 Теология. <...> Сходство учебных планов позволяет реализовывать такую образовательную программу в сокращенные сроки с учетом выполнения семинарией требований приказа Минобразования России от 13.05.2002 № 1725 „Условия освоения основных образовательных программ в сокращенные сроки" путем перезачета обучающимся ряда учебных дисциплин» (АСПДС, Отчет СПДС за 2010 год, 10). Так в 2010 г. Смоленская семинария получила право перевести своих студентов на ускоренную образовательную программу и уже выпускникам 2011 г. выдать дипломы государственного образца.

Возвращаясь к одному из положений Д. А. Цыплакова о минусах стратегии аккредитации духовных школ, мы можем отметить, что эти минусы стали драйвером развития духовных школ. Пример СПДС показывает, как можно извлечь максимальный положительный эффект от модернизации всех сторон жизни религиозного учебного заведения при сохранении ключевых традиций, как образовательных, так и воспитательных.

Реализация государственного образовательного стандарта по теологии предполагала проведение в высшем учебном заведении производственной практики. С этой целью в 2011 г. было разработано направление «Социальная работа», которое планировалось ввести в программу семинарии в 2013 г. Кроме того, для студентов IV курса вводилась ознакомительная практика по социальной работе на базе Марфо-Мариин-ской обители в Москве (АСПДС, Отчет СПДС за 2010 год, 5).

С 2012 г. студенты Смоленской духовной семинарии стали проходить педагогическую практику в средних общеобразовательных учреждениях Смоленска. Являясь важной составляющей в подготовке студентов духовной семинарии, педагогическая практика способствовала формированию практических педагогических умений и навыков для осуществления будущими священнослужителями самостоятельной духовно-просветительской и педагогической деятельности. О проблеме качества подготовки преподавателей ОПК в школах и религиозных дисциплин писал в своей статье Д. В. Шмонин, который отмечал недостаточность поверхностного изучения всех религий, но, ссылаясь на Ю. Хабермаса и митр. Каллиста (Уэра), обращал внимание на необходимость полного погружения в отдельную религиозную традицию для компетентного осуществления преподавания в школе и ВУЗе [Шмонин, 2017, 83-84].

Первые результаты реализации государственного образовательного стандарта по теологии были высоко оценены уже в 2013 г. По результатам мониторинга Министерства образования и науки РФ, который проводился с сентября по ноябрь, были определены эффективные вузы России. Мониторинг проводился среди 1054 аккредитованных российских вузов, в том числе 480 негосударственных. Рейтинговая оценка выставлялась с учетом направленности учебного заведения, числа работающих выпускников, оценивались результаты научно-исследовательской

и финансово-экономической деятельности, проверялась инфраструктура учебного заведения. Смоленская духовная семинария прошла все уровни проверки и была включена в число эффективных вузов страны (АСПДС, Отчет СПДС за 2013 год, 7).

С 2013 г. в духовных школах, в том числе в Смоленской семинарии, Учебный комитет стал проводить дистанционный контроль сдачи выпускных квалификационных работ и комплексного государственного экзамена [Козлов, 2019, 96]. В составе комиссии на последнем неизменно присутствовали представители высших учебных заведений Смоленска. Несомненно, это способствовало повышению уровня подготовки студентов и прозрачности системы проверки итогов их обучения.

Без получения государственной аккредитации невозможным было бы осуществление полноценного партнерства между светскими и духовными учебными заведениями. Достигнутые результаты позволили включить Смоленскую семинарию в систему высших учебных заведений страны и выстраивать взаимовыгодное сотрудничество с такими образовательными учреждениями Калининградской области, как Калининградский областной институт развития образования (КОИРО) и Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта (БФУ). Подобное сотрудничество было продиктовано и давней связью Смоленской и Калининградской областей, объединенных на протяжении многих лет в рамках одной епархии под руководством митрополита Кирилла, ныне Патриарха Московского и всея Руси. Многие из священно- и церковнослужителей, осуществляющих свое служение в самом западном регионе страны, также окончили семинарию в Смоленске. Практическая работа в рамках договора о сотрудничестве началась в 2013 г. с набора слушателей на вновь открытую программу в КОИРО «Основы теологии и духовно-нравственное воспитание». Программа имела лицензию, согласно которой она обеспечивалась преподавателями с высокой научной квалификацией. Круг изучаемых дисциплин состоял из гуманитарного, социального и профессионального блоков.

Составители программы при разработке учебного плана основывались на правилах ФГОС по «Теологии». Программа была ориентирована на студентов с высшим образованием, являющихся или планирующих связать свою деятельность с образовательными учреждениями Калининградского региона либо с профильными епархиальными структурами. В конце программы слушателей ожидало прохождение итоговой государственной аттестации (АСПДС, Отчет СПДС за 2013 год, 8).

Новым опытом как для СПДС, так и для БФУ им. И. Канта стало открытие нового направления магистерской программы на кафедре лингвистики и межкультурной коммуникации по профилю «Православная культура и межкультурная коммуникация». Программа предполагала очную форму обучения, была рассчитана на два года и помимо светских дисциплин включала в себя значительный блок богословских предметов. В преподавании участвовали специалисты Смоленской семинарии.

Согласно договору, подписанному в августе 2013 г., предполагалась совместная деятельность Смоленской семинарии и Смоленского областного института развития образования (СОИРО) в области профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов, в том числе организации и проведения теоретических и практических занятий для слушателей курсов в сфере духовно-нравственного образования (обучения, развития и воспитания).

Направлениями деятельности стали разработка и реализация совместных проектов и программ, оказание поддержки в организации курсов переподготовки и повышения квалификации педагогов, при необходимости совместная организация подобных курсов, оказание содействия в осуществлении экспертизы, апробации и внедрения инновационных образовательных программ, технологий, учебно-методических комплексов, методических пособий, методик, моделей (форм) образовательного процесса в сфере духовно-нравственного образования, анализ, обобщение и распространение собственного положительного опыта сотрудничества, в том числе посредством организации и проведения совместных конференций, семинаров, совещаний, консультаций, издательской деятельности и др. (АСПДС, Отчет СПДС за 2013 год, 7).

В 2014/2015 уч. г. в рамках дополнительной профессиональной программы повышения квалификации педагогов «Культурология. Православная культура» преподаватели семинарии провели занятия для слушателей первого и второго года обучения по следующим дисциплинам: Священное Писание Ветхого и Нового Завета, Основы православного вероучения, Евангельские основы христианской нравственности, Литургическое предание Церкви и др. Завершался курс защитой курсовой работы, написание которой в конфессиональном аспекте сопровождали преподаватели СПДС.

С 2012 г. Смоленская семинария подготовила по различным курсам и модулям конфессиональной, духовно-нравственной и культурологической направленности более 1400 учителей Смоленска и Смоленской области, для педагогов разработан специальный раздел сайта семинарии, проводятся индивидуальные консультации, изданы научные и учебно-методические пособия, проводятся педагогические форумы и конференции, осуществляется подготовка учителей к региональным, областным и всероссийским конкурсам по духовно-нравственному воспитанию и православному просвещению (АСПДС, Отчет СПДС за 2015 год, 6).

Следующим этапом, прохождение которого должно было подтвердить позиции Смоленской духовной семинарии в качестве высшего учебного заведения, признанного государством, стало повторное получение государственной аккредитации в 2017 г. В этом же году 9 марта состоялось заседание Священного Синода, на котором в числе прочих тем, был заслушан рапорт председателя Учебного комитета архиеп. Евгения (Решетникова) о состоянии высших учебных заведений Русской Православной Церкви по состоянию на декабрь 2016 г. СПДС вновь вошла в первую рейтинговую группу среди всех духовных учебных заведений Русской Церкви. Эта оценка получила свое оправдание 16 июня 2017 г., когда Смоленская семинария первой среди духовных учебных заведений успешно прошла повторное получение аккредитации.

Немаловажным приобретением стала возможность для выпускников духовных школ, благодаря наличию диплома о высшем образовании государственного образца, осуществлять преподавательскую деятельность в школах и продолжать свое обучение в светских вузах в магистратуре по направлениям: психология, история, педагогика и философия. Согласно отчету СПДС за 2018 г. в светских вузах решили продолжить свое обучение восемь выпускников (АСПДС, Отчет СПДС за 2018 год, 4).

Таким образом, задача по признанию религии в качестве равноправного партнера в образовательном поле России, поставленная еще в конце прошлого столетия, была достигнута. Однако это было сопряжено с решением множества вопросов, связанных, в первую очередь, не с внешними, но с внутренними проблемами. Само получение аккредитации не могло в полной мере отражать действительное положение дел в высшем духовном образовании. Необходимо было создать все условия, которые бы на практике подтверждали высокий статус аккредитованного религиозного учебного заведения. В Смоленской духовной семинарии в течение многих лет осуществлялось планомерное совершенствование научного, кадрового и материально-технического потенциала духовной школы. Все задачи, которые ставило священноначалие Русской Церкви, выполнялись руководством семинарии в Смоленске неукоснительно и в кратчайшие сроки. При этом стоит учитывать ограниченность кадровых, материальных и иных ресурсов регионального учебного заведения — в отличие от духовных школ, располагающихся в крупных и более обеспеченных регионах страны. Смоленская духовная семинария в этих условиях показала свою эффективность и значимость не только в религиозном образовательном пространстве, но и в светском.

Источники и литература

Источники

1. АСПДС — Архив Смоленской Православной Духовной семинарии. Учебная деятельность. Историческая справка; Лицензия на право ведения образовательной деятельности в сфере религиозного образования №16 — 412; Лицензия на право ведения образовательной деятельности в сфере религиозного образования № 24 — 0402; Отчет СПДС за 2009 год; Отчет СПДС за 2010 год; Отчет СПДС за 2012 год; Отчет СПДС за 2013 год; План учебного процесса; Учебный план на 2006/07 учебный год.

Литература

2. Алексий II — Алексий II (Ридигер), патр. Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси на совещании ректоров духовных учебных заведений Русской Православной Церкви Патриаршая Резиденция, Свято-Данилов монастырь, 16.04.2002 г. URL: http://www.sedmitza.ru/text/394060.html (дата обращения: 24.08.2020).

3. Выписка — Выписка из журналов Священного Синода Русской Православной Церкви от 17.07.2001 г. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4896107.html (дата обращения: 24.08.2020).

4. Козлов — Козлов М, прот. Развитие системы духовного образования на современном этапе // Теология и образование. 2019. № 2. С. 92-99.

5. Лопанцев — Лопанцев Ю. М. Формирование системы духовного образования Русской Православной Церкви на рубеже XX-XXI вв. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008. № 8. С. 159-164.

6. Морозов — Морозов Е. М. Глобализация как фактор интеграции православных ценностей в общественную жизнь // Труды IV Конгресса российских исследователей религии «Религия как фактор взаимодействия цивилизаций». 2018. С. 347-354.

7. Овчинников — Овчинников В. Г. О православном образовании в России / Православная Церковь при новом патриархе / Под ред. А. Малашенко и С. Филатова. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. С. 261-310.

8. Решетников (2000) — Евгений (Решетников), архиеп. Доклад архиепископа Верейского Евгения, председателя Учебного комитета при Священном Синоде. Архиерейский собор. 2000 год. URL: https://mospat.ru/archive/page/sobors/2000-2/377.html (дата обращения: 27.08.2020).

9. Решетников (2008) — Евгений (Решетников), архиеп. Деятельность учебного комитета Русской православной церкви и Перспективы развития системы Духовного образования. Доклад на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви (24-28 июня 2008 г.), произнесен 25 июня 2008 г. // Богословский вестник. 2008. № 8. С. 261-281.

10. Уфимцева — УфимцеваЕ.И. Религиозное образование: основные подходы к определению и типологизации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2016. № 3. С. 289-296. DOI: 10.18500/1818-9601-2016-16-3-289-296.

11. Цыплаков — ЦыплаковД.А.. Религиозное образование в России: проблема интеграции // Человек и образование. 2015. №2 (43). С. 39-43.

12. Шмонин — Шмонин Д. В. «Толедские принципы» и теология в школе // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2017. №4. С. 72-88. DOI: 10.22394/2073-7203-2017-35-4-72-88.

13. Stepanova — StepanovaE.A. Religious Education in Russia: Between Methodological Neutrality and Theological Partiality // Changing Societies & Personalities. 2018. Vol. 2. No. 3. P. 260-266.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.