В постреволюционный период на территории Центральной Азии государственное управления и государственная служба формировалось на основе Советского метода государственного управления. Вместе с тем автор подчеркивает, что в Восточной Бухаре в этот период продолжалось гражданская война и вся государственная власть принадлежал Черезвычайной диктарской коммисии(ЧДК). После проведении национально-территориального размеживания Средней Азии в октябре 1924 года были созданы новые органы управления. Таджикской АССР. После создания самостоятельной союзной Таджикской ССР в октябре 1929 года были формированы и реорганизованы, в основном, все органы государственного управления, которые с некоторыми изменениями существовали до приобретения независимости Таджикистана.
Ключевые слова: органы управления, управления правоохранительных органов, формирования, государственное управления, государственная служба, Советская власть, революционный комитет, комиссариаты, правительство.
FORMATION OF LAW MANAGEMENT ENFORCEMENT SYSTEM IN SOVIET TAJIKISTAN
The article deals with the history of the emergence, formation of public administration and civil service in the initial stage of Soviet authority in Tajikistan, it is emphasized that the state administration and civil service of this period have their own peculiarities.
The author emphasizes that as a result of the aggressive campaigns of Tsarist Russia and the formation of the Turkestan Territory in Central Asia, the new forms of public administration were established in the northern regions of Tajikistan and in Badakhshan which were preserved until 1917. In Bukhara Emirate, which included the central and southern regions ofpresent-day Tajikistan, the oldfeudal orders continued until the fall of the regime in September 1920.
In the post-revolutionary period in Central Asia, public administration and civil service were formed on the basis of the Soviet method of public administration. At the same time, the author emphasizes that in the Eastern Bukhara during this period the civil war was still going on and all state power belonged to the Extraordinary Dictatorial Commission (CHDK).
After the national-territorial division of Central Asia in October 1924, new administrative bodies of the Tajik ASSR were established. In October 1929, after the formation of allied Tajik SSR, basically all the main government bodies were established and reorganized, which have existed with some changes up to the acquisition of Tajikistan's independence in 1991.
Keywords: Establishment, formation, public administration, civil service, government bodies, the Soviet government, the revolutionary committee, commissariats, the government.
Сведение об авторе:
Ализода Бахриддини Пирмухаммад - кандидат филологических наук, доцент, главный научный сотрудник НИИ государственного управления и государственной службы Института государственного управления при Президенте Республики Таджикистан. Адрес: Таджикистан, 734003, Душанбе, ул.Саид Носира, 33, тел: (+992 37) 228 91 51. Email b.p. alizoda63@mail. ru
About the author:
Alizoda Bahriddini Pirmuhammad - PhD in Philology, Main Specialist of the Research Institute ofpublic Administration and public service affairs of the Institute ofpublic Administration under the President of the Republic of Tajikistan. Adress: 33, str. Said Nosir, Dushanbe, 734003, Tajikistan, тел: (+992 37)228 9151. [email protected]
УДК 323 (575.3) ББК 66.4 (5т) Ф 34
СТАНОВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН И ЕЁ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
Фармонова Д.Ж.
Худжандский государственный университет им. академик Б.Гафурова
Принятое 9 сентября 1991г. на внеочередной сессии Верховного Совета Республики Таджикистан «Заявление о государственной независимости Республики Таджикистан» стало предпосылкой закрепления в законодательном порядке правосубъектности Таджикистана в международных отношениях. В заявлении говорилось: «Принимая во внимание революционные изменения в СССР, и уважая стремление входящих в него суверенных республик... в соответствии с принятой 24 августа 1990г. Декларацией о суверенитете Республики Таджикистан Верховный Совет провозглашает государственную независимость Республики Таджикистан. В международных отношениях Республика Таджикистан выступает в качестве самостоятельного субъекта международного права.
Республика Таджикистан объявляет себя открытой для непосредственного подписания равноправных взаимовыгодных двусторонних и многосторонних соглашений и договоров, не ущемляющих интересов каких-либо суверенных государств, со всеми партнёрами и безо всяких предварительных условий».[1, с.53-54]
В результате принятия Закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Таджикской ССР» изменялась глава 4 Конституции.
В соответствии с новой редакцией статьи 28 Конституции, Республика Таджикистан, являясь самостоятельным субъектом международного права, могла устанавливать дипломатические, консульские, торговые и иные связи с иностранными государствами, обмениваться с ними полномочными представителями, заключать международные договоры. Таких прав Таджикское государство при Советском Союзе не имело.
Объявление независимости для Таджикистана стало событием неожиданным и невероятным, это случилось после событий 18-21 августа 1991 года в Москве. В связи с этим 9 сентября 1991 года Верховный Совет Таджикской ССР внеочередного созыва принял несколько судьбоносных резолюций «Верховного Совета Республики Таджикистан о внесении изменений и приложений в декларацию о независимости Республики Таджикистан», «Признание о государственной независимости Республики Таджикистан», в Закон Республики Таджикистан «О внесении изменений и приложений в Конституцию Республики Таджикистан», а также в «Заявление о государственной безопасности Республики Таджикистан», именно в этих декларациях провозглашалась законная основа государственной независимости Республики Таджикистан, а также была представлена законная основа в сфере внешней политики нашего государства. Формулировка 15-ого раздела Конституции от 24-го августа 1990 года составлена таким образом, что имеет качественное отличие от прежней: «Республика Таджикистан, являясь самостоятельным субъектом международного права, устанавливает дипломатические, консульские, торговые и иные связи с иностранными государствами, обменивается с ними полномочными представителями, заключает международные договоры». [10, с.376]
Седьмого ноября 1989г., после более 45 лет в новейшей истории таджикской дипломатии, во второй раз был назначен самостоятельный министр иностранных дел. Министром назначили человека, который имел большой опыт работы во внешней политической структуре Советского Союза - это был Лаким Каюмов. Неблагоприятная политическая обстановка, создавшаяся в государстве в конце 80-х и в начале 90-х годов, оказала своё отрицательное влияние даже после принятия Декларации о независимости на десятилетие Министерства иностранных дел Республики Таджикистан.
Десятого января 1992 года Министерство иностранных дел было переименовано в Министерство внешних сношений. С образованием Правительства национального примирения (11 мая 1992 года). Министром внешних сношений Республики Таджикистан был назначен 24 июля 1992г. член оппозиционных сил Х. Холикназаров.
19 ноября на XVI Сессии Верховного Совета Республики Таджикистан в Арбобе, пригороде Худжанда, была объявлена новая структура Совета Министров Республики Таджикистан. 2 декабря 1992 года Р. Олимов был утверждён министром иностранных дел Республики Таджикистан. Ровно через два года министром иностранных дел Республики Таджикистан был назначен академик Назаров Т.Н.
Нужно отметить, что Т. Назаров в качестве министра иностранных дел Таджикистана сделал очень многое для становления и дальнейшего развития внешней политики республики. В том числе укрепил договорные и правовые двусторонние и многосторонние основы сотрудничества со многими государствами мира и международными организациями. В результате были восстановлены социально-экономические и партнёрские связи иностранных государств с Таджикистаном на равных правовых уровнях.
В 1992 - начале 1993 гг. началась полоса признания Республики Таджикистан в качестве независимого и суверенного государства. Только в течение 1 года, т. е. за 1992г., Республики Таджикистан установила дипломатические отношения с 48 зарубежными государствами.[3, с.44-45] Это такие государства, как Исламская Республика Иран (9 января), Китайская Народная Республика (4 января), Мексика (14 января), Дания (21 января), Турция (29 января), Япония (2 февраля), США (14 февраля) и др. [3, с.48]
Посольства Исламской Республики Иран (8 января 1992г.), Китайской Народной Республики (13 марта 1992г.), США (16 марта 1992г.), Турции(22 марта 1992г.), Исламской Республики Пакистан(6 июня 1992г.) начали свою деятельность в этот промежуток времени. Из числа республик Центральной Азии 22 июля 1992 года первым своё посольство открыл Кыргызстан.
Дипломатические отношения Республики Таджикистан с Узбекистаном были установлены 22 октября 1992 года, с Казахстаном - 7 января 1993, с Кыргызстаном - 14 января 1993, с Туркменистаном - 27 января 1993 года. [9]
Одновременно Республика Таджикистан стала полноправным членом международных и
региональных организаций.
Таджикистан одобрил Протокол «Договора об организации Содружества независимых государств» и подписал договор «О членстве Республики Таджикистан в Содружестве», он также стал членом Организации безопасности и сотрудничества в Европе (ОБСЕ) 26 февраля 1992г., членом международной организации здравоохранения (МОЗ) в апреле 1992г., в октябре 1992 года членом Международной Ассоциации ветеринаров (МАВ) и 2 марта 1992 года стал членом Организации Объединённых Наций (ООН).
На 46-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 2 марта 1992 года Таджикистан был принят в члены Организации Объединённых Наций. В церемонии принятия в Нью-Йорке принял участие и выступил министр внешних сношений Республики Таджикистан Л. Каюмов. Одним из приоритетных направлений внешней политики Таджикистана является его участие в деятельности Организации Объединенных Наций.
В Таджикистане осуществляют деятельность тридцать международных межгосударственных организаций, девять агентств, учреждения и организации ООН.
В установлении таджикского мира большую роль сыграла ООН. Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон, высоко оценивая сотрудничество с ООН и ОБСЕ, подчеркнул, что «мы видим свои достижения по защите национальных интересов в сотрудничестве с ООН и ОБСЕ». [4, с.161]
Ратифицировав Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 25 декабря 1991 года, Верховный Совет Республики Таджикистан принимает Постановление о признании независимости Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Республики Молдова, Российской Федерации, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины и о намерении установить дипломатические отношения между Республикой Таджикистан и вышеназванными независимыми государствами.
Такое же Постановление было принято в отношении Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики.
Данные документы послужили прецедентом относительно права субъектности Республики Таджикистан в сфере международных отношений и основой для дальнейшего развития правовой базы международной деятельности Таджикского парламента.
Ратифицировав Соглашение о создании СНГ, Республика Таджикистан стала членом этой региональной организации, что открывало перед ней большие перспективы и возможности.
Для прекращения войны, восстановления элементарных основ законности и государственности состоявшаяся в ноябре 1992г. в пригороде Худжанда Арбобе XVI сессия Верховного Совета Республики Таджикистан приняла ряд поистине исторических решений, определивших пути выхода из той пропасти, куда неудержимо скатывалась страна. Новый курс правительства, основы которого были заложены решениями 16 сессии Верховного Совета Республики Таджикистан, явился результатом объективной необходимости. На основе разработок Министерства иностранных дел, Верховного Совета и Правительства республики были определены основные принципы и приоритеты во внешней политике. Глава государства Республики Таджикистан, Председатель Верховного Совета Эмомали Рахмон в первом обращении к народу Таджикистану от 12 декабря 1992 года декларировал основные принципы и приоритеты внешней политики независимого Таджикистана, основным из которых является вхождение Таджикистана в мировое сообщество как субъекта международного права. Далее следуют:
- установление дипломатических отношений со всеми государствами, которые желают сотрудничать с Таджикистаном на основе равноправие и взаимовыгодных отношений;
- членство в международных организаций;
- укрепление и дальнейшего развитие добрососедских отношений и всестороннего сотрудничества с государствами СНГ, прежде всего с Российской Федерацией, Узбекистаном, Казахстаном, Кыргызстаном и Туркменистаном;
- на основе равноправия, двустороннего взаимовыгодного сотрудничества, невмешательства во внутренние дела других государств, установление отношений со всеми государствами, в том числе с соседними странами - Афганистаном, Пакистаном, Китаем, Ираном и другими странами Азии, Африки, Европы и Америки.
- нахождение своего достойного места в мировом сообществе. [6, с.5-7]
XVI сессия Верховного Совета и её решения по внешней политике Республики Таджикистан имеют великое историческое и судьбоносное значение.
Историческая роль решений XVI сессии Верховного Совета в становлении внешней политики Республики Таджикистан безмерно велика, в них определены пути интеграции Таджикистана в мировое сообщество.
Региональное значение XVI Сессии Верховного Совета Республики Таджикистан заключается в том, что она своими результатами заложила основу для укрепления мира и безопасности в регионе
Центральной Азии. К счастью, Таджикистан, основываясь на решениях и результатах XVI Сессии, предпринял все меры к тому, чтобы страна пошла по пути мирного развития и на всей её территории установились мир и спокойствие.
XVI сессия Верховного Совета Республики Таджикистан определила международное положение и внешнюю политику Республики Таджикистан, наметила пути взаимовыгодного сотрудничества со странами мира и влиятельными международными организациями. «Справедливая и мудрая международная политика Таджикистана способствовала тому, что международное сообщество официально признало его как свою неотъемлемую часть и эффективно сотрудничало с ним в прекращении гражданской войны в нашей стране, в выводе её из глубокого экономического, социального, политического и духовного кризиса. Здесь необходимо отметить особую роль развитых государств мира, государств-гарантов, Организации Объединённых Наций и Организации безопасности и сотрудничества в Европе». [10, с.398]
В связи с претворением в жизнь решений XVI Сессии Верховного Совета Республики Таджикистан достиг полной политической стабилизации. Таджикистан, несмотря на сложное политическое положение, верно определил основные направления развития своих национальных интересов в международной политике. Как подчеркнул Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон, «Республика Таджикистан по своему географическому расположению, геополитическому положению и экономическим интересам входит в пять политических блоков. Первым направлением является Содружество Независимых Государств, второе направление - Центральная Азия, третьим направлениям является территория проживания и деятельность соседних персоязычных государств, четвёртым направлением является круг влияния мусульманских государств Востока, и пятое направление - это международное сообщество, внешняя и внутренняя взаимосвязь которого всё более набирает силу и целенаправленно ведёт к общечеловеческой цивилизации». [5, с.77]
Понимание геополитического положения и верное определение основных направлений внешней политики дали возможность Таджикистану найти своё место в современном мире, укрепить его и направить богатые международные возможности на решение внутренних вопросов. Как отмечает Эмомали Рахмон, «любая государственная политика в конечном итоге защищает национальные интересы, является политическим мастерством на мировой арене и достижением мудрого и справедливого баланса различных интересов государств». [5, с.78]
Говоря о внешней политике государства, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон в своём послании Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 22 апреля 2002 года отметил: «Международная политика Республики Таджикистан со всеми государствами мира должна претворяться на основе равноправия и прагматизма с учётом национальных, политических и культурных интересов страны, с целью содействия экономическому развитию и всесторонней защите прав и интересов наших граждан». [8]
Республика Таджикистан, проводя свою международную политику в соответствии со своими интересами и на основе норм и принципов международного права как неотъемлемая часть мирового сообщества, вносит достойный вклад в его развитие
На первое место выдвинулись отношения с государствами - членами СНГ. Соглашение о создании СНГ и Устав СНГ стали базовыми актами, на основе которых правовые документы, регулирующие международные отношения во всех сферах в рамках Содружества, получили дальнейшую разработку.
Одним из механизмов сближения Республики Таджикистан со странами СНГ стала деятельность Межпарламентской Ассамблеи (МПА) государств-участников Содружества. Она было создана на основе Соглашения руководителей Верховных Советов государств - участников СНГ от 27 марта 1992 года [9, с. 121-123]. Однако уже в Конвенции о Межпарламентской Ассамблее государств-участников СНГ от 26 мая 1995 года Ассамблея была определена как межгосударственный орган Содружества, т.е. за ней признан статус органа СНГ. [2, с.225]
Республика Таджикистан вместе с другими государствами подписала Соглашение и Конвенцию о Межпарламентской Ассамблее. Оба эти документа составили прочную правовую основу для деятельности парламента Таджикистана в рамках межпарламентской организации стран СНГ.
После приобретения независимости прежние законы бывшего Союза не отвечали требованиям времени. Ведь Таджикистан стал независимым государством. Плановое развитие народного хозяйства перешло на рыночную экономику. Поэтому надо было принять новую конституцию, которая отвечала бы требованиям нового общества.
В результате всенародного референдума от 6 ноября 1994 года в Республике Таджикистан была принята новая Конституция, в которой высший представительный и законодательный орган страны именовался как «Маджлиси Оли». Согласно статье 49 Конституции, среди прочих полномочий в области международных отношений Маджлиси Оли обладал следующими: - определение основных направлений внутренней и внешней политики государства; - утверждение социально-экономических программ, дача согласия на оказание экономической помощи другим государствам; ратификация и
денонсация международных договоров; -установление дипломатических рангов и специальных званий.
Таджикистан в первые годы независимости находился в очень тяжёлом состоянии. Несмотря на все препятствия, Таджикистан не прекращал свои дипломатические отношения с дальними и близкими республиками. Нужно отметить, что он активно старался укрепить дипломатические отношения с республиками Центральной Азии, а это стало прочной основой для дальнейшего развития экономических, социально-политических и культурных отношений.
Внешняя политика Республики Таджикистан успешна завершила этап своей организации и становления (9 сентября 1991-2001гг.) и в совершенно новый исторический период она утвердилась как неотделимая часть всей политической деятельности государства.
Этот этап был характерен воистину неимоверными трудностями для молодой независимой Республики Таджикистан в решении важнейших задач по выводу республики из глубокого политического и социально-экономического кризиса, укреплению международного положения Таджикистана и его вхождению в мировое сообщество.
ЛИТЕРАТУРА
1. «Заявление о государственной независимости РТ» //Ахбори Шурои Олии Ч,Т .- 1991.- №8.-274с.
2. Конвенция о Межпарламентской Ассамблее государств-участников СНГ // Вестник Межпарламентской Ассамблее. 1995. -№>3. -225с.
3. Назаров Т. Сатторзода А. Современная таджикская дипломатия.- Душанбе: Ирфон, 2006 .- 222с.
4. Ортиков К. От Арбоба до Нью - Йорка .- Москва , 2001.- 191с.
5. Раамонов Э. Толикистон: дар роаи демократия ва ломеаи мутамаддин.-Душанбе: Ирфон,1996.- 210с.
6. Раамонов Э. Ш. Толикистон: даа соли истщлолият вавдати милл! ва бунёдкор!. Л>илди 1.- Душанбе: Ирфон, 2001.- 512с.
7. Соглашение о Межпарламентской Ассамблее государств-участников СНГ// Вестник Межпарламентской Ассамблеи .-1993. -№«2 .-С. 253.
8. Садои мардум.- 2002, 25 апрел.
9. Текущий архив Министерства иностранных дел Республики Таджикистан. Отчёт о деятельности 1992 -1994г.
10. Убайдуллоев М. Основа новейшей государственности.- Москва: Радуница , 2002.-416с.
СТАНОВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН И ЕЁ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
В статье приведены сведения о становление внешней политики Республики Таджикистан и её правовые основы. Отмечается, что объявление независимости для Таджикистана стало событием неожиданным и невероятным. В связи с этим 9 сентября 1991 года Верховный Совет Таджикской ССР внеочередного созыва принял несколько судьбоносных резолюций «Верховного Совета Республики Таджикистан о внесении изменений и приложений в декларацию о независимости Республики Таджикистан», «Признание о государственной независимости Республики Таджикистан», в Закон Республики Таджикистан «О внесении изменений и приложений в Конституцию Республики Таджикистан», а также в «Заявление о государственной безопасности Республики Таджикистан», именно в этих декларациях провозглашалась законная основа государственной независимости Республики Таджикистан, а также была представлена законная основа в сфере внешней политики нашего государства. После приобретение независимости, в международных отношениях Республика Таджикистан выступает в качестве самостоятельного субъекта международного права.
Сделан вывод о том, что вопросы изучение истории становление внешней политики Республики Таджикистан в период независимости имеет большое научное и практическое значение.
Ключевые слова: Внешнее политика, Республика Таджикистан, государственный независимость, Верховный Совет, декларация, международное отношение, политическое сотрудничество, дипломатия.
FORMATION OF THE FOREIGN AFFAIRS OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN AND ITS LEGAL BASIS
The article provides information about the formation of the foreign affairs of the Republic of Tajikistan and its legal basis. It is noted that the declaration of independence for Tajikistan was an unexpected and incredible event. In this regard, on September 9, 1991, the Supreme Council of the Tajik SSR in extraordinary convocation adopted several landmark resolutions, like "The Supreme Council of the Republic of Tajikistan on introducing amendments and annexes to the Declaration of Independence of the Republic of Tajikistan", "Recognition of State Independence of the Republic of Tajikistan", in the Law of the Republic of Tajikistan "On Amendments and Appendices to the Constitution of the Republic of Tajikistan ", as well as in the " Statement on State Security of the Republic of Tajikistan ", just in these declarations the legal basis of the state independence of the Republic of Tajikistan was proclaimed, and the legal basis in the sphere of the foreign policy of our state
was presented. After gaining independence, in international relations, the Republic of Tajikistan acts as an independent subject of international law. It was concluded that the study of the history of the formation of the foreign policy of the Republic of Tajikistan in the period of independence is of great scientific and practical importance
Keywords: foreign affairs, the Republic of Tajikistan, independent statehood, the Supreme Council, declaration, international relations, political cooperation, diplomacy.
Сведения об авторе:
Фармонова Дилрухсор Жумабоевна - кандидат исторических наук, доцент Худжандского государственного университета имени академика Б. Гафурова. E-mail: [email protected]
About the author:
Farmonova Dilrukhsor Jumaboevna - сandidate of historical sciences, Associate Professor of Khujand State University named after academician B. Gafurov. E-mail: [email protected]
ОПИСАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ТАДЖИКСКОГО И ТУРКМЕНСКОГО НАРОДОВ В ПРОЦЕССЕ МЕЖТАДЖИКСКИЕ ПЕРЕГОВОРЫ В АШХАБАДЕ
Бахтовари Н.
Таджикский национальный университет
После распада СССР на его территория возникли новые Независимые государства. Переход от тоталитарной системы управления у демократической в этих государствах не всегда имел характер «бархатной революции» [11, с. 192]. Вооруженный межтаджикский конфликт 1992-1993 годов, как и следовало ожидать, привел к созданию в стране ситуации, чреватой катастрофическими последствиями. Военные действия создали критическую ситуацию в экономике, социальной среде, из-за чего значительная часть населения вынуждена была покинуть страны, а то и за рубежами. Всё более очевидной становилась бесперспективность продолжения такого силового разрешения противоречий и необходимость поиска политических путей решения конфликта. В этих условиях представители Организации Объединенных Наций в 1993 году начали консультации с Правительством Таджикистана и Руководством оппозиции с тем, чтобы выяснить степень их готовности к переговорам. Были также установлены контакты с государствами региона, заинтересованными в урегулировании межтаджикского конфликта [9, с. 122].Таким образом, в разгар военных действия, 5 апреля 1994 года, в Москве под эгидой ООН впервые начался трудный, многоэтапный межтаджикскийпереговорный процесс, который продолжался 1171 день. Многораунды переговорный процесс, который начался в российской столице, дальше проводился поочередно в Тегеране, Исламабаде, Ашхабаде, Алма-Ате, Бишкеке, Мешхеде, Хосдехе (Афганистан) и завершился 27 июня 1997 года в Москве [17, с. 63].
Пятый непрерывный раунд межтаджикских переговоров начался 30 ноября 1995 г. в Ашхабаде и продолжался до 18 февраля 1996 года. Вопрос о проведении предстоящих межтаджикских переговоров в Ашхабаде впервые был поднят еще в июле 1995 года во время пребывания Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмонова с рабочим визитом в Туркменистане. В этот день Э. Рахмонов по пути из Тегерана в Душанбе остановился с кратким визитом в туркменской столице. Из Тегерана Э. Рахмонов вез домой исторический документ. Так тогда называли подписанный руководителем Таджикистана и лидером оппозиции А. Нури «Протокол об основных принципах установления мира и национального согласии в Таджикистане» [2, с. 1]. Сапармурад Ниязов и Эмомали Рахмонов выразили удовлетворение высоким уровнем взаимопонимания и плодотворного сотрудничества, подчеркнув, что обе стороны заинтересованы в постоянном развитии и процветании сотрудничества. Президент Эмомали Рахмонов высоко оценил политику нейтралитета Туркменистана и сказал, что это важный фактор нормальной ситуации в регионе, способствующий созданию климата взаимного доверия, прогнозирования и взаимопонимания. Глава Таджикистана выразил поддержку своей страной политики нейтралитета Туркменистана. На основе того, что считалось возможным, состоялся очередной раунд переговоров таджиков в Ашхабаде [5, с. 2].
Также, 31 августа 1995 г. в Душанбе состоялись таджикско-туркменские переговоры в рамках двусторонних рабочих консультаций, договоренность о регулярном проведении которых была достигнута во время июльского визита в Ашхабад Президента Таджикистана Эмомали Рахмонова. Туркменскую сторону на переговорах представлял заместитель председателя Кабинета министров, министр иностранных дел Туркменистана Б.О.Шихмурадов. Важное место в переговорах с Президентом Э. Рахмоновым заняли вопросы, касающиеся межтаджикского урегулирования и участия в этом процессе Туркменистана. Таджикская сторона подтвердила свои принципиальные намерения провести раунд межтаджикских переговоров в Ашхабаде, подчеркнув при этом, что всячески приветствует миротворческую инициативу Туркменистана, весьма далекую от навязывания какого-либо своего