was presented. After gaining independence, in international relations, the Republic of Tajikistan acts as an independent subject of international law. It was concluded that the study of the history of the formation of the foreign policy of the Republic of Tajikistan in the period of independence is of great scientific and practical importance
Keywords: foreign affairs, the Republic of Tajikistan, independent statehood, the Supreme Council, declaration, international relations, political cooperation, diplomacy.
Сведения об авторе:
Фармонова Дилрухсор Жумабоевна - кандидат исторических наук, доцент Худжандского государственного университета имени академика Б. Гафурова. E-mail: [email protected]
About the author:
Farmonova Dilrukhsor Jumaboevna - aandidate of historical sciences, Associate Professor of Khujand State University named after academician B. Gafurov. E-mail: [email protected]
ОПИСАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ТАДЖИКСКОГО И ТУРКМЕНСКОГО НАРОДОВ В ПРОЦЕССЕ МЕЖТАДЖИКСКИЕ ПЕРЕГОВОРЫ В АШХАБАДЕ
Бахтовари Н.
Таджикский национальный университет
После распада СССР на его территория возникли новые Независимые государства. Переход от тоталитарной системы управления у демократической в этих государствах не всегда имел характер «бархатной революции» [11, с. 192]. Вооруженный межтаджикский конфликт 1992-1993 годов, как и следовало ожидать, привел к созданию в стране ситуации, чреватой катастрофическими последствиями. Военные действия создали критическую ситуацию в экономике, социальной среде, из-за чего значительная часть населения вынуждена была покинуть страны, а то и за рубежами. Всё более очевидной становилась бесперспективность продолжения такого силового разрешения противоречий и необходимость поиска политических путей решения конфликта. В этих условиях представители Организации Объединенных Наций в 1993 году начали консультации с Правительством Таджикистана и Руководством оппозиции с тем, чтобы выяснить степень их готовности к переговорам. Были также установлены контакты с государствами региона, заинтересованными в урегулировании межтаджикского конфликта [9, с. 122].Таким образом, в разгар военных действия, 5 апреля 1994 года, в Москве под эгидой ООН впервые начался трудный, многоэтапный межтаджикскийпереговорный процесс, который продолжался 1171 день. Многораунды переговорный процесс, который начался в российской столице, дальше проводился поочередно в Тегеране, Исламабаде, Ашхабаде, Алма-Ате, Бишкеке, Мешхеде, Хосдехе (Афганистан) и завершился 27 июня 1997 года в Москве [17, с. 63].
Пятый непрерывный раунд межтаджикских переговоров начался 30 ноября 1995 г. в Ашхабаде и продолжался до 18 февраля 1996 года. Вопрос о проведении предстоящих межтаджикских переговоров в Ашхабаде впервые был поднят еще в июле 1995 года во время пребывания Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмонова с рабочим визитом в Туркменистане. В этот день Э. Рахмонов по пути из Тегерана в Душанбе остановился с кратким визитом в туркменской столице. Из Тегерана Э. Рахмонов вез домой исторический документ. Так тогда называли подписанный руководителем Таджикистана и лидером оппозиции А. Нури «Протокол об основных принципах установления мира и национального согласии в Таджикистане» [2, с. 1]. Сапармурад Ниязов и Эмомали Рахмонов выразили удовлетворение высоким уровнем взаимопонимания и плодотворного сотрудничества, подчеркнув, что обе стороны заинтересованы в постоянном развитии и процветании сотрудничества. Президент Эмомали Рахмонов высоко оценил политику нейтралитета Туркменистана и сказал, что это важный фактор нормальной ситуации в регионе, способствующий созданию климата взаимного доверия, прогнозирования и взаимопонимания. Глава Таджикистана выразил поддержку своей страной политики нейтралитета Туркменистана. На основе того, что считалось возможным, состоялся очередной раунд переговоров таджиков в Ашхабаде [5, с. 2].
Также, 31 августа 1995 г. в Душанбе состоялись таджикско-туркменские переговоры в рамках двусторонних рабочих консультаций, договоренность о регулярном проведении которых была достигнута во время июльского визита в Ашхабад Президента Таджикистана Эмомали Рахмонова. Туркменскую сторону на переговорах представлял заместитель председателя Кабинета министров, министр иностранных дел Туркменистана Б.О.Шихмурадов. Важное место в переговорах с Президентом Э. Рахмоновым заняли вопросы, касающиеся межтаджикского урегулирования и участия в этом процессе Туркменистана. Таджикская сторона подтвердила свои принципиальные намерения провести раунд межтаджикских переговоров в Ашхабаде, подчеркнув при этом, что всячески приветствует миротворческую инициативу Туркменистана, весьма далекую от навязывания какого-либо своего
мнения. Затем Борис ОразовичШихмурадов встретился с министром иностранных дел Таджикистана Талбаком Назаровым, с помощником Президента Б. Н. Ельцина по международным вопросам Д. Рюриковым и главой миссии ООН в Таджикистане Р. Пирис-Бальоном. [9, с. 129].
Почему столица Туркменистана оказалась предпочтительным местом для проведения межтаджикских переговоров? Дело в том, что хотя соседние с Таджикистаном государства и заявляли о своем невмешательстве во внутренний конфликт в этой стране, но все же руководители некоторых из них придерживались проправительственных взглядов, другие, наоборот, поддерживали оппозицию. Поэтому конфликтующим сторонам нелегко было найти общий язык при определении места очередного раунда переговоров. В сложившейся ситуации выгодно отличалась позиция нейтрального Туркменистана, поддерживающего контакт с обеими сторонами [9, с. 129].
Тем не менее Объединенная таджикская оппозиция не сразу согласилась с точкой зрения правительства Таджикистана, которое отклонило предложение оппозиции провести следующий раунд переговоров в Тегеране и предложило, в свою очередь, провести их в Ашхабаде или Москве.
В письме от 7 сентября 1995 на имя Генерального секретаря А. Нури не исключил возможности проведения в будущем каких-либо переговоров в Ашхабаде. Однако он твердо заявил, что решающий этап переговоров должен проходить в нейтральном месте - Вене. 8 сентября Специальный посланник Генерального секретаря ООН получил письмо от президента Э. Рахмонова, в котором последний вновь повторил позицию своего правительства в отношении Ашхабаде как места проведения непрерывных межтаджикски переговоров [4].
29 сентября представитель Туркменистана, вице-премьер, министр иностранных дел Туркменистана Б. О. Шихмурадов выступил перед Генеральной Ассамблеей ООН. От имени Президента своей страны он выразил полную готовность Туркменистана содействовать усилиям ООН по урегулированию внутритаджикского конфликта и ситуации на таджикско-афганской границе. Знаменательно, что в ходе состоявшейся между министром иностранных дел Туркменистана и специальным посланником Генерального Секретаря ООН в Таджикистане Р. Пирисом-Бальоном беседе было отмечено, что сегодня два нейтральных государства - Австрия и Туркменистан, две нейтральные столицы - Вена и Ашхабад с равной степенью доверия рассматриваются как миротворческие центры, в которых сложные региональные конфликты могут получать наиболее скорое и справедливое разрешение. В рамках встречи было подчеркнуто, что ООН с благодарностью отнеслась к готовности Туркменистана принять у себя участников межтаджикского диалога и содействовать его результативности [9, с. 130].
Лидеры оппозиция наотрез отказались от Ашгабада, предложен и качестве альтернативы Вену или Тегеран. Тем временем прерванным диалогом политиков воспользовались военные структуры. Дело дошло до открытого вооруженного противостояния в Тавильдаре. А. Туроджонзода в том же интервью Би-Би-Си (В интервью узбекской службе Би-Би-Си во вторник, 31 октября) сообщает, что лидеры оппозиции приняли решение освободить 17 военнослужащие Министерства обороны РТ из 54 взятых, якобы, группировкой оппозиции и плен 14 октября сего года в Тавильдаре. По официальным данным, военнослужащие МОРТ считаются взятыми в заложники обманным путем. По словам лидера оппозиции, освобождение военнопленных без каких-либо условий свидетельствует о стремлении той стороны решать проблему мирным путем. Чтобы выйти из создавшегося тупика по поводу места проведения переговоров, лидеры оппозиция предлагают начать их в Вене, или в Алма-аты, но потом продолжить в Ашгабаде, как это предлагает правительство [2, с. 1].
Для того, чтобы согласовать вопрос об очередных раундах переговоров, в Ашхабад был приглашен один из руководителей Объединенной таджикской оппозиции Акбар Турад-жонзоде. Его принял Президент Туркменистана СапармуратАтаевич Ниязов. Ходжи Акбар Тураджонзоде провел также ряд встреч с министром иностранных дел Туркменистана Б. О. Шихмурадовым. Его пребывание в Ашхабаде продолжилось до 2 ноября.
Визит помощника Президента Российской Федерации по международным вопросам Дмитрия Рюрикова в Душанбе, а затем и в Ашхабад внес ясность в вопрос сроков и места проведения пятого раунда межтаджикских переговоров. Как стало известно из официальных источников, во время визита Дмитрий Рюриков провел встречи не только с руководителями обеих республик (Таджикистана и Туркменистана), но и беседовал более двух часов с руководителями делегации таджикской оппозиции, находившимися в то время в столице Туркмении [22]. 3 ноября в российской столице было распространено заявление официального представителя МИД Российской Федерации, в котором подчеркивалась позитивная реакция Москвы на готовность Туркменистана участвовать в качестве наблюдателя в межтаджикском переговорном процессе ипредоставить возможность проведения очередного раунда переговоров в Ашхабаде. В заявлении говорилось о том, что Российская Федерация приветствует и поддерживает этот шаг Туркменистана и призывает таджикских участников переговоров начать их в ближайшее время в туркменской столице. Согласие на это обеих сторон было получено в ходе состоявшихся встреч Президента Туркменистана С. А. Ниязова с представителями правительства Таджикистана и делегацией таджикской оппозиции. Российские дипломаты были убеждены, что в
Ашхабаде удастся, наконец, выработать окончательные договоренности по урегулированию конфликта в Таджикистане [9, с. 131].
Первый этап пятого раунда межтаджикских переговоров проходил с 30 ноября по 22 декабря 1995 года. Правительственную делегацию возглавлял заместитель премьер-министра Республики Таджикистан М. Убайдуллоев, а оппозицию возглавлял А. Тураджонзода, первый заместитель главы Объединенной таджикской оппозиции. Как и прежде, в качестве посредника на встрече выступил специальный представитель генерального секретаря ООН РамироПирис-Баллон. В переговорах принял участие министр иностранных дел Туркменистана Б. Шихмурадов. Этот раунд переговоров позволил рассмотреть третью часть повестки дня. Они продолжались с трудностями, и результатом обсуждений стало подписание двух документов: совместной декларации и декларации председателя.
Второй этап пятого раунда переговоров состоялся в столице Туркменистана 26 января - 19 февраля 1996 года. Начиная с этого этапа, правительственную делегацию возглавлял министр иностранных дел Республики Таджикистан Талбак Назаров и оппозиция руководил А. Тураджонзода. Посредническую роль сыграл Рамиро Пирис-Баллон, Специальный представитель Генерального секретаря ООН в Таджикистане. Во встрече также приняли участие наблюдатели из 8 стран и международных организаций (ОБСЕ, ОИК, Верховный комиссариат ООН по делам беженцев). В переговорах также принял участие министр иностранных дел Туркменистана Б. Шихмурадов. Пирис-Баллон, Специальный представитель Генерального секретаря ООН в Таджикистане. Во встрече также приняли участие наблюдатели из 8 стран и международных организаций (ОБСЕ, ОИК, Верховный комиссариат ООН по делам беженцев). В переговорах также принял участие министр иностранных дел Туркменистана Б. Шихмурадов.
На этот раз политическая и социальная ситуация в стране была напряженной, и по этой причине переговоры шли с трудностями. В результате этой встречи была принята Ашхабадская декларация о закрытии второго этапа межтаджикских переговоров по национальному примирению под руководством ООН.
Специальная парламентская сессия Таджикистана. Первый и второй этапы пятого раунда переговоров показали, что в отношении решения определенных проблем, особенно в отношении формирования определенных органов для осуществления Генерального соглашения, точки зрения сторон не были консолидированы. Например, оппозиционная группа предложила создать влиятельный государственный орган с широкими полномочиями, который называется Постоянным советом национального примирения. Такое предложение противоречило Конституции Таджикистана. Что касается правительственной делегации, то ее целью было создание Общественного совета Таджикистана, который был одобрен на высоком уровне обеими сторонами.
Поскольку стороны не пришли к пониманию таких серьезных проблем, правительство сочло целесообразным обсудить проблему переговоров таджиков в парламенте. С этой целью и во избежание трений между сторонами 11 марта 1996 года была созвана специальная сессия Маджлиси Оли Республики Таджикистан с участием президента Республика Таджикистана Эмомали Рахмона, заместителя секретаря ООН. Генерал И. Киттони, Специальный представитель Генерального секретаря ООН в Таджикистане РамироПирис-Баллон, представители России, Узбекистана, Ирана и Афганистана. Глава правительственной делегации, министр иностранных дел Таджикистана Талбак Назаров выступил на заседании с специальным докладом [21].
Президент Республики Таджикистан в ходе выступления на заседании высоко оценил важность переговоров для решения существующих проблем: «Этот опыт является довольно уникальным в мировой политической истории. Мы, однако, инициировали его с целью прекращения любых конфликтов, для консолидации нашей любимой нации и обеспечения благополучия людей ». Глава государства подчеркнул, что «призыв к руководству оппозиции сделан только по одной причине: поскольку беспрерывные межтаджикские переговоры зашли в тупик, мы решили на этой сессии открыто говорить с руководством оппозиции без дипломатических разногласий...». Мы действительно надеемся и верим, что нынешние переговоры позволят устранитПрезидент выразил свою приверженность выбранному пути, который означает мирное урегулирование разногласий и конфликтов, подчеркнув: «Мы готовы принять любые меры для устранения трудностей, возникших в переговорном процессе мирными средствами». Глава государства предложил два пути достижения этой цели: первый - поручить правительственной комиссии продолжать вести переговоры и изучить пути решения проблем в определенных рамках, проявить уважение и соблюдение Конституции страны, второй - немедленно подписать соглашение о прочном мире с оппозицией без предварительных условий. Такой подход руководства страны был широко принят народными депутатами и делегатами сессии. Указ Маджлиси Оли Республики Таджикистан «О межтаджикском переговоры о национальном примирении под эгидой Организации Объединенных Наций ». Важнейшим итогом заседания стало продолжение переговоров и выполнение договоренностей, достигнутых с оппозицией возникшие проблемы ».
Третий этап пятого раунда переговоров состоялся 8-21 июля 1996 года в Ашхабаде. Правительственную делегацию возглавил Талбак Назаров - министр иностранных дел Республики
Таджикистан, а оппозиционную группу возглавил Акбар Тураджонзода - первый заместитель лидера Объединенной таджикской оппозиции. Герд Дитрих Меррем - Специальный представитель Генерального секретаря ООН в Республике Таджикистан, назначенный на эту должность в мае, был посредником в переговорных процессах. Министр иностранных дел Туркменистана, представители в совещаниях приняли участие 8 стран-наблюдателей и международные организации. В ходе переговоров было подписано три документа: Совместная декларация о приостановлении военных действий и соблюдении Тегеранского соглашения; Протокол о совершении гуманитарного акта в отношении обмена военнопленными и заключенными; Совместная декларация об итогах третьего этапа межтаджикских переговоров в Ашхабаде.
Таким образом, мирные переговоры в Таджикистане и подписание Генерального соглашения об установлении мира и национального примирения в Таджикистане имеют жизненно важное значение. Подписание Генерального соглашения об установлении мира положило конец жестокому внутреннему конфликту и спасло государство и нацию от когтей конфронтации и инакомыслия. Этот мудрый и дальновидный акт глубоко изменил общественно-политическую ситуацию и предоставил огромные возможности для реализации достижений национальной независимости и укрепил доверие людей к светлому будущему и достойной жизни. [21].
ЛИТЕРАТУРА
1. Ашхабадская декларация. По итогам второго этапа межтаджикских переговоров под эгидой ООН по национальному примирению 18 февраля 1996 г. г. Ашхабад. - С. 157-159 // Дорога мира [Документы межтаджикские переговоров] -Душанбе, 1997. - 234 c.
2. Ашгабад, Алматы Вена или все места? /Бизнес и политика. Бизнес и политика №45(151) ноя. 1995 -C. 1
3. Бурй Карим. Фарёдисолао / КаримБур! Москва: Трансдорнаука, 1997. - 1104 с.
4. Белов Е. В. Исторический опыт переговорного процесса по урегулированию межтаджикского конфликта (1993-1997) / Е. В. Белов. - Душанбе, 1999. 299с.
5. Баёния - азруинати^аисафариПрезидентиДумаурииТоликистонбаЛумаурииТуркманистон // Садоимардум. -1995. - 22 июль. -№5 (775). - С. 2.
6. Бабаханов М. Таьрихитошиконишааон // М. Бабаханов. - Душанбе. Маориф. -1999.
7. Бахтовари Н. Основные этапы восстановления отношения Таджикистана с Туркменистана / Н. Бахтовар // Вестник Таджикского национального университета. - Душанбе: Сино, 2016. -№3/5(208). -С. 19-21.
8. Заявление Председателя. На пленарном заседании 22 декабря 1995 г. г. Ашхабад. - С. 155-156 // Дорога мира [Документы межтаджикские переговоров] - Душанбе, 1997. 234 с.
9. Искандеров А. И. Родники дружбы (Записки посла) /А. И. Искандеров. - М. : Международные отношения, 2000. -296 с
10. Музокиротисулаитошикон дар Ашкобод / Садоимардум. 16 декабри 1995. - С. 2.
11. Миротворческие процессы в Таджикистане (материалы научно-практические форума) / Душанбе 1998.
12. НомаиПрезидентиЛумаурииТошикистонЭмомалхРаамон / СадоиМардум. Окт. 1996.
13. Научно-практической конференции «Нейтралитет Туркменистана: фактор мира, устойчивого развития и конструктивного сотрудничества», проводимой по случаю 20-летия Постоянного Нейтралитета Туркменистана. Душанбе 12. 05. 2015.
14. Олимов M.A. Урегулирования межтаджикского конфликта и перспективы становления государственности в Республике Таджикистан. Миротворческие процессы в Таджикистане (материалы научно-практические форума) / M. A. Олимов - Душанбе 1998. - С. 225-235;
15. Олимов М.А. Проблемы методологии анализа и прогноза визучениимежтаджикского конфликта. Миротворческие процессы в Таджикистане (материалы научно-практические форума) / M. A Олимов - Душанбе 1998. - С. 86-98.
16. Протокол об осуществление гуманитарной акции по обмену военнопленными и заключеными. 21 июля 1996 г. г. Ашхабад. - С. 181-182 // Дорога мира [Документы межтаджикские переговоров] - Душанбе, 1997. - 234 c
17. Республика Таджикистан и Туркменистан: развитие и укрепление партнерства за 20 лет дипломатических отношений. Ашхабад: туркменская государственная издательская служба, 2013. -168 с
18. Совместное коммюнике по итогам третьего этапа межтаджиксике переговоров в Ашхабаде 21 июля 1996 г. г. Ашхабад. - С. 182- 183 // Дорога мира [Документы межтаджикские переговоров] - Душанбе, 1997. - 234 c
19. Совместное Заявление. 12 декабря 1996 г. г. Ашхабад. - С. 154-155 // Дорога мира (Документы межтаджикские переговоров). - Душанбе 1997. 234 с.
20. Совместное заявление; о прекращении боевых действий и соблюдение Тегеранского соглашения. 19 июля. 1996 г. г. Ашхабад. - С. 178-180 // Дорога мира [Документы межтаджикские переговоров] - Душанбе, 1997. - 234 c
21. Сиёсати хоришии Тошикистон дар масириистиклолият / зери назари Н>амрохон Зариф!. -Душанбе: Ирфон, 2011. -340 с
22. Хурсанд Соибназаров. Таджикистан в декабре-январе 1995-96 гг. / Ооибназаров Хурсанд. Межтаджикские переговоры в Ашхабаде. Хроника событий. www. igpi. ru.
ОПИСАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ТАДЖИКСКОГО И ТУРКМЕНСКОГО НАРОДОВ В ПРОЦЕССЕ МЕЖТАДЖИКСКИЕ ПЕРЕГОВОРЫ В АШХАБАДЕ
Отношение Таджикистана и Туркменистана является не только одной из важных проблем двусторонних отношений между двумя странами, но и одним из основных факторов безопасности и стабильности в регионе. Одним из важных отношения между Республика Таджикистан и Туркменистан считается, проведение межтаджикские переговоры в Ашхабаде. Вопрос о проведении предстоящих межтаджикских переговоров в Ашхабаде впервые был поднят еще в июле 1995 года во время пребывания Лидер Нации, Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмонова с рабочим визитом в Туркменистане. В этот день Президента Республики Таджикистан по пути из Тегерана в Душанбе остановился с кратким визитом в туркменской столице. Также, 31 августа 1995 г. в Душанбе состоялись таджикско-туркменские переговоры в рамках двусторонних рабочих консультаций, договоренность о регулярном проведении которых была достигнута во время июльского визита в Ашхабад Президента Таджикистана Эмомали Рахмонова. Туркменскую сторону на переговорах представлял заместитель председателя Кабинета министров, министр иностранных дел Туркменистана Б. О. Шихмурадов. Важное место в переговорах с Президентом Эмомали Рахмоновым заняли вопросы, касающиеся межтаджикского урегулирования и участия в этом процессе Туркменистана. Таджикская сторона подтвердила свои принципиальные намерения провести раунд межтаджикских переговоров в Ашхабаде.
Ключые слово:Республика Таджикистан, переговоры, Вена, беженцы, двусторонних отношений, Эмомали Рахмон, Сапармурат Ниязов, Душанбе, Ашхабад, установлении мира.
DESCRIPTION OF THE RELATIONSHIP BETWEEN THE TAJIK AND TURKMEN PEOPLES IN THE PROCESS OF INTER-TAJIK TALKS IN ASHGABAT
The relationship of Tajikistan and Turkmenistan is not only one of the important problems of bilateral relations between the two countries, but also one of the main factors of security and stability in the region. One of the important relations between the Republic of Tajikistan and Turkmenistan is considered to be the inter-Tajik talks in Ashgabat. The question of holding the upcoming inter-Tajik talks in Ashgabat was first raised in July 1995 during the visit of the Leader of the Nation, President of the Republic of Tajikistan Emomali Rakhmonov, on a working visit to Turkmenistan. On this day, the President of the Republic of Tajikistan, on the way from Tehran to Dushanbe, stopped with a short visit to the Turkmen capital. Also, on August 31, 1995, Tajik-Turkmen negotiations took place in Dushanbe within the framework of bilateral working consultations, an agreement on the regular holding of which was reached during the July visit of President of Tajikistan Emomali Rakhmonov to Ashgabat. The Turkmen side at the talks was represented by Deputy Chairman of the Cabinet of Ministers, Minister of Foreign Affairs of Turkmenistan B. O. Shikhmuradov. An important place in the negotiations with President Emomali Rakhmonov was taken up by issues relating to the inter-Tajik settlement and the participation of Turkmenistan in this process. The Tajik side confirmed its principal intentions to hold a round of inter-Tajik talks in Ashgabat.
Key words: Republic of Tajikistan, negotiations, Vienna, refugees, bilateral relations, Emomali Rakhmon, Saparmurat Niyazov, Dushanbe, Ashkhabad, establishing peace.
Сведения об авторе:
Бахтовари Нурали - аспирант кафедры новой и новейшей истории зарубежных стран исторического факультета, Таджикский национальный университет E-mail: bakhtovari nurali@mail ru. Телефон: (+992) 919030919
About the author:
Bakhtovari Nurali - student, department of new and modern history offoreign countries, faculty of history, Tajik National University E-mail: Bakhtovari Nurali@mail ru. Те1: (+992) 919 030919 Postgraduate.
УДК 1+008 (575.3) ТАЪСИРИ ГОЯ^ОИ ЧДДИДИЯ ДАР РАВАНДИ РУШДИ ХДЁТИ ИЧТИМОЙ - ФАР^АНГЙ ВА ТАШАККУЛИ Х,УВИЯТИ МИЛЛЙ ДАР ТОЧИКИСГОНИ СО^ИБИСТЩЛОЛ
Чураев К.
Донишго^и давлатии омузгории Тоцикистон ба номи С.Айнй
Мустакилияти маънавй аз сатхи маърифатнокй, дарачаи аз худкунии касбият, ташаккул ва тахкими донишхои илмй: сиёсй, хукукй, фархангй ва иктисодии ахолй вобастагии амик дорад ва дар ин замина ба низом дароварда мешавад.Бинобар ин, бе муваффак шудан ба мустакилияти