ТАЪРИХ ВА САНЪАТ ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА
И. Абдуллоев
ООН И МЕЖТАДЖИКСКИЙ КОНФЛИКТ: МИРОТВОРЧЕСКАЯ МИССИЯ ООН В МЕЖТАДЖИКСКОМ ДИАЛОГЕ
Ключевые слова: ООН, конфликт, политический диалог, консолидация, соглашение
Республика Таджикистан до 1992г. не была членом ООН. Вопрос о членстве Таджикистана в ООН возникал ещё при создании Организации Объединённых Наций. Однако, при сложившейся политической обстановке того времени данное предложение не претворилось в жизнь. Таджикистан был принят в ООН только после распада Советского Союза и провозглашения независимости 2 марта 1992г. на 46-ой Сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1, 168).
Принятие Таджикистана в члены ООН совпало со сложными и трагическими событиями в истории Республики - гражданской войной. События, развернувшиеся в Таджикистане, обеспокоили международные организации, в том числе и ООН. Три политических фактора - заинтересованность со стороны правительства, понимание со стороны оппозиции и посредничество международных организаций и дружественных стран - привели к межтаджикским переговорам. Значительная роль в этом принадлежит ООН.
С просьбой об участии ООН в стабилизации положения в Таджикистане дважды (29 сентября и 15 октября 1992г.) обращался исполняющий обязанности Президента Республики Таджикистан А. Нскандаров.
После анализа положения на местах, Генеральный секретарь ООН Бутрос Гали 29 октября 1992г. принял решение о направлении
миссии доброй воли в Таджикистан.
Основываясь на решении Генерального секретаря, Председатель Совета безопасности ООН 30 октября сделал заявление, где призывал все стороны, участвующие в конфликте, прекратить боевые действия и начать политический диалог. В документе «О положении в Таджикистане» рассмотренном на 3131-м заседании СБ ООН он выразил глубокую обеспокоенность по поводу продолжавшегося ухудшения положения в Таджикистане, в результате которого имеют место человеческие жертвы и серьёзный материальный ущерб.
СБ ООН призвал все конфликтующие стороны прекратить боевые действия, а Правительство республики, местные органы власти, руководителей партий и других политических групп начать диалог с целью обеспечения полномасштабного урегулирования конфликта мирными средствами. Одновременно СБ выразил удовлетворение по поводу решения Генерального секретаря направить в Таджикистан и Среднюю Азию, в ответ на просьбу правительств стран этого региона, миссию доброй воли в качестве вклада ООН в урегулирование этого конфликта.
После дополнительного изучения положения в Таджикистане и других республиках Средней Азии, 23 декабря 1992г. было принято решение направить в Таджикистан объединённую группу ООН, состоящую из сотрудников по политическим, военным и гуманитарным вопросам. Миссия ООН приступила к выполнению своих функций 21 января 1993г.
Миссия наблюдателей ООН в Таджикистане заключалась, по мнению первого её руководителя Ливиу Бота, в том, чтобы вести наблюдение за эволюцией позиций различных политических партий, движений и групп, которые принимали участие в конфликте и на основе всестороннего анализа подготавливать отчёты о процессе событий и положении в Таджикистане Генеральному секретарю. Тем самым найти пути и принимать все меры, чтобы восстановить мир на этой земле (2).
Существенные расхождения в позициях сторон накануне переговорного процесса по межтаджикскому урегулированию, высокая степень недоверия между ними, а также фактическое непризнание друг друга, вызвали необходимость задействования
института посредников.
После ознакомления с ситуацией в Таджикистане, представительство ООН начало принимать необходимые срочные меры по обеспечению прекращения огня и начала политического диалога между конфликтующими сторонами с привлечением заинтересованных стран. Для решения данного вопроса 26 апреля 1993г. Генеральный секретарь ООН принял решение о назначении своего Специального посланника в Таджикистане (3, 25).
В Душанбе 16 мая 1993г. прибыл специальный представитель Генерального секретаря ООН Исмат Киттани со следующими полномочиями: обеспечить достижение Соглашения о прекращении огня и вынести рекомендации в отношении международных контрольных механизмов, которые могут быть целесообразными; выяснить позиции всех заинтересованных сторон и предоставить добрые услуги в целях содействия обеспечения начала переговоров для поиска политического решения, заручиться содействием соседних стран и других заинтересованных сторон в целях достижения вышеупомянутых целей.
Вскоре после прибытия в Душанбе Исмат Киттани провёл ряд встреч с главой республики Эмомали Рахмоном, премьер-министром и министром иностранных дел Таджикистана. Он посетил Хорог, где провёл переговоры с различными группировками, включая полевых командиров, выступающих против Правительства. В Душанбе он обменялся мнениями с его небольшим дипломатическим корпусом, а также с рядом представителей оппозиции в столице.
В рамках своего мандата Спецпосланник посетил столицы Узбекистана, Российской Федерации, Кыргызстана, Ирана, Пакистана, Саудовской Аравии для проведения переговоров с руководителями этих стран. 20 августа 1993г. был обнародован доклад Генерального Секретаря ООН о положении в Таджикистане.
В документе подчёркивалось, что насилие и продолжение вооружённого конфликта не решат проблемы Таджикистана, а только приведут к дальнейшему кровопролитию и обострению ситуации. Решение может быть достигнуто только на путях мирного примирения, при как можно более широком участии всех
политических групп регионов страны.
Генеральный Секретарь ООН обязал Специального представителя как можно скорее посетить Кабул для проведения с правительством вопроса о его мандате в Таджикистане и ознакомления с мнениями и позицией лидеров таджикской оппозиции, находящихся в Афганистане. По мнению ООН, было необходимо в безотлагательном порядке предпринять согласованные усилия, с тем, чтобы убедить Правительство Таджикистана и все основные фракции оппозиции признать необходимость политического решения и принять участие в переговорах.
В Таджикистане и Иране Исмат Киттани встретился с лидерами различных группировок, противодействующих Правительству республики, ознакомился с мнением и позицией лидеров оппозиции, находящихся в Афганистане.
По оценке Генсека ООН, для оказания правительству Таджикистана различных видов помощи требовалось многостороннее присутствие ООН в Душанбе. 23 августа 1993г. председатель СБ ООН распространил заявление, в котором Совет вновь подчеркнул настоятельную необходимость прекращения всех враждебных акций на таджикско-афганской границе, призвал правительство Таджикистана и все оппозиционные группировки как можно скорее признать необходимость всеобъемлющего политического урегулирования и принять участие в процессе переговоров в целях скорейшего прекращения огня и окончательного национального примирения при возможно более широком участии всех политических групп и всех регионов страны.
В результате активной деятельности ООН удалось убедить конфликтующие стороны в необходимости политического решения вопроса и принять участие в процессе переговоров. Была также достигнута договорённость о том, что Афганистан, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Россия и Узбекистан будут присутствовать на переговорах в качестве наблюдателей.
В феврале - марте 1994г. был сформирован состав участников переговоров. Каждая сторона имела до десяти членов. Таким образом, при всесторонней деятельности Представительства ООН в Таджикистане и Спецпосланника Генерального секретаря, к началу
апреля 1994г. были подготовлены условия для начала межтаджикских переговоров.
19 мая 1994г. члены СБ рассмотрели доклад Генсека ООН о положении в Таджикистане и полностью поддержали усилия по решению проблем, определённых таджикскими сторонами и относящихся к достижению национального примирения. Членов Совета обнадёжили результаты первого раунда межтаджикских переговоров в Москве, в ходе которых обе стороны подтвердили свою приверженность политическому диалогу как единственному средству достижения национального примирения. Они высказались за необходимость и дальше развивать достигнутый в Москве прогресс и сделать политический диалог необратимым.
В урегулировании межтаджикского конфликта основную роль из международных организаций играли ООН, позже ОБСЕ, которые активно выступали в роли посредников, а также не прекращали и гуманитарную деятельность. 16 декабря 1994г. была принята резолюция № 968, в которой Совет Безопасности постановил учредить Миссию наблюдателей ООН в Таджикистане (МНООНТ).
В его мандат входили:
- оказывать помощь Совместной комиссии (СК) в осуществлении контроля за выполнением Соглашения от 17 сентября 1994г.;
- проводить расследования сообщений о нарушениях прекращения огня и представлять по ним доклады ООН и Совместной Комиссии;
- поддерживать тесные отношения с конфликтующими сторонами, а также тесную связь с Миссией ОБСЕ в Таджикистане и с Коллективными миротворческими силами СНГ в Таджикистане и пограничными войсками России.
МНООНТ принимала самое непосредственное участие в работе СК и председательствовала на её заседаниях, а военные наблюдатели участвовали в расследованиях, проводимых Комиссий на местах. Местонахождение штаба МНООНТ в Душанбе облегчало связь с правительством, KMC СНГ и российскими пограничными отрядами, но трудной была связь с
оппозицией, контакты с которой поддерживались, главным образом, через её членов в СК. МНООНТ пыталась установить прямые контакты с полевыми командирами оппозиции в Северном Афганистане Одновременно миссия продолжала обеспечивать политическую связь и координацию в целях оказания гуманитарной помощи Таджикистану.
За годы переговорного процесса и последующий период спецпосланниками Генерального секретаря ООН в Таджикистане были такие видные политические деятели, как Ливиу Бота, Исмат Киттани, Ромиру Пирис Балон, Дарко Шилович, Герд Дитрих Мерем, Ян Кубиш и Иво Петров. С первых дней переговоров и до их завершения переговаривающимся сторонам оказал огромную помощь ответственный сотрудник секретариата ООН В. И. Горяев.
Через МНООНТ в качестве военных наблюдателей прошёл большой по численности персонал - представители около 30 государств мира. Военные наблюдатели также внесли значительный вклад в достижение мира в стране. Миссия военных наблюдателей ООН завершила свою деятельность в Таджикистане 15 мая 2000 года [4]. В разное время миссией руководили такие военные деятели, как Хасан Абаза (Иордания), Болислав Изидорчик (Польша), Тенгку Арифорин (Малайзия), Джон Хирегард (Дания).
Организация Объединённых Наций не только оказала неоценимую помощь таджикским сторонам в ходе переговоров и последующего этапа достижения мира в стране, но и сама приобрела важный опыт, который может оказаться полезным в её деятельности при разрешении конкретных ситуаций.
На встрече Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона с Генеральным секретарём ООН Кофи Аннаном 1 октября 1999 года подчёркивалось, что в Таджикистане ООН приобрела уникальный опыт в деле урегулирования конфликтов. Этот опыт требует изучения как с точки зрения подходов, принципов и механизмов урегулирования ситуации, так и в плане вовлечения международных организаций и финансовых институтов в утверждение мира и стабильности в «горячей точке» (5, 132-133).
В июне 2002г. Республика Таджикистан отметила пятую
годовщину подписания Общего соглашения о мире и национальном согласии. По этому случаю в Душанбе по инициативе Университета Мира Организации Объединённых Наций была проведена международная научно-практическая конференция, в работе которой принимали участие видные общественно-политические деятели, учёные и дипломаты.
Её участники глубоко и всесторонне проанализировали опыт мирного урегулирования межтаджикского конфликта и выработали рекомендации по его использованию в тех странах, где ещё сохраняется синдром нестабильности и конфликта. Его участники обращали особое внимание на международный характер опыта межтаджикского урегулирования конфликта, достигнутого путём использования, главным образом, политического диалога сторон с участием ООН, ОБСЕ и стран-наблюдателей. «Опыт Таджикистана будет использован в Афганистане», -констатировала конференция университета мира ООН (6, 3).
Опыт мирного урегулирования межтаджикского конфликта получил высокую оценку в специальном послании Генерального секретаря ООН, господина Кофи Аннана, в адрес форума.
Другая сторона проблемы, которую обсуждала конференция, заключалась в том, чтобы показать мировому сообществу достигнутые Таджикистаном за короткий период времени результаты по консолидации общества и формированию его институциональных, политических и общественных структур.
С первых дней прихода к власти Эмомали Рахмона все его помысли были направлены на достижение главной цели: добиться мира. Но путь к нему оказался тернистым. Только выдержка, такт и огромные усилия главы государства сделали возможным подписание 27 июня 1997г. в Москве Общего соглашения об установлении мира и национального согласия в нашей стране. Этот судьбоносный доку мент явился завершающим в межтаджикских переговорах под эгидой ООН, длившихся три года и три месяца (7, 5).
История ещё не раз подтвердит, что именно Президент Эмомали Рахмон, благодаря последовательной и дальновидной политике, сумел сохранить государственность, территориальную целостность и отстоять независимость Таджикистана.
Значение и роль политика Эмомали Рахмона не ограничиваются пределами Таджикистана. Он первым из всех руководителей государств предупреждал об опасности режима «Талибан» для мира, утверждая, что борьба с международным терроризмом -это задача всего мирового сообщества.
Еще в 1999 году с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН президент Таджикистана говорил: «Охваченный пламенем конфликта Афганистан является источником многих опасностей, дестабилизирующих обстановку в Таджикистане, во всей Центральной Азии и далеко за её пределами (8, 64).
Подводя итог роли ООН в переговорном процессе по межтаджикскому урегулированию, следует подчеркнуть, что её воздействие на этот процесс было многоплановым. Представители ООН оказывали посреднические услуги в организации переговоров, в подготовке проектов двухсторонних соглашений, в выборе мест проведения переговоров. Они были фактически единственной стороной, которая контактировала со всеми прямыми и косвенными участниками переговорного процесса и межтаджикского конфликта - правительством, оппозицией, в том числе полевыми командирами, KMC СНГ, Группой пограничных войск РФ в РТ, представителями российского руководства и посольством РФ в РТ, руководителями Афганистана, Ирана и других стран-наблюдателей. MHO ОНТ каждые три месяца представляла материалы для докладов Генсека ООН «О положении в Таджикистане», оценки и положения которого служили основанием для принятия различных политических и военных решений, в том числе посредством резолюций СБ ООН. Руководство МНООНТ и ООН стремилось привлекать международные правительственные и неправительственные организации к оказанию финансовой и гуманитарной помощи населению пострадавших районов Таджикистана.
Список источников и использованной литературы
1.Дипломатия Таджикистана: вчера и сегодня. В двух томах. Том 1. Под общ. ред. X. Зарифи. - Душанбе, 2009
2.// Садои мардум, 12 февраля 1993
3.Дипломатия Таджикистана: вчера и сегодня. В двух томах. Том 1. Под общ. ред. X. Зарифи. - Душанбе, 2009
4.ЦентральнаяАзия: три государства в условиях кризиса. Отчёт МГПК по Азии, № 7, 7 августа 2000
5.Назаров Т.Н. Таджикистан: экономическое сотрудничество и безопасность. - Душанбе, 2003
6.Назаров Т.Н. Таджикистан: экономическое сотрудничество и безопасность. - Душанбе, 2003
7.Общее Соглашение об установлении мира и национального согласия в Таджикистане. Что он собой представляет? Подготовлено Миссией Наблюдателей ООН в Таджикистане (МНООНТ). - Душанбе, 1997 8.Абдуллаев С., Сайфуллоев А. Президент Эмомали Рахмонов. - М., 2000
ООН и межтаджикский конфликт: миротворческая миссия ООН в межтаджикском диалоге
И. Абдуллоев
Ключевые слова: ООН, конфликт, политический диалог, консолидация, соглашение
Данная статья посвящена 21-ой годовщине принятия Республики Таджикистан в членство ООН.
В предлагаемой статье на основе анализа, обобщений и изучения литературных источников автором ставится задача краткого изложения миссии ООН в урегулировании межтаджикского конфликта.
В статье особое внимание уделяется деятельности Миссии наблюдателей ООН в урегулировании межтаджикского конфликта.
В статье отмечается, что Организация Объединенных Наций не только оказала неоценимую помощь таджикским сторонам в ходе переговоров и последующего этапа достижения мира в стране, но и сама приобрела важный опыт, который может оказаться полезным в её деятельности при разрешении конкретных ситуаций.
Подводя итог роли ООН в переговорном процессе по межтаджикскому урегулированию, в статье подчёркивается,
что её воздействие на этот процесс был многоплановым. Они контактировали со всеми прямыми и косвенными участниками переговорного процесса и межтаджикского конфликта.
UNO and inter-Tajik Conflict: UNO Peacemaking Mission in inter-Tajik Dialogue
I.Abdulloyev
Key words: UNO, conflict, political dialogue, consolidation, agreement
The article is devoted to the 21st anniversary since the adoption of Tajikistan Republic into UNO membership.
Proceeding from analysis, generalization and scrutiny of literary sources, the author pursues the objective of brief reproduction of UNO mission in inter-Tajik conflict settlement.
The author marks that the United Nations Organization not only rendered invaluable help to both Tajik parties in the course of negotiations and the following stage of peace attainment in the country, but UNO itself acquired an important experience which may be useful in its activity when concrete situations requiring settlement spring up either
Summing up UNO role in the process of negotiations on inter-Tajik adjustment the author lays an emphasis upon the idea that its sway over the process was multiaspectal. They got in touch with all direct and indirect participants of the negotiating process and inter-Tajik conflict.