Научная статья на тему 'Взаимодействие Таджикистана и Китая в ООН'

Взаимодействие Таджикистана и Китая в ООН Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
597
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие Таджикистана и Китая в ООН»

Р.К. Алимов'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТАДЖИКИСТАНА И КИТАЯ В ООН

Сотрудничество между Республикой Таджикистан (РТ) и Китаем на международной арене началось сразу после обретения РТ независимости и установления дипломатических отношений между соседними странами (4 января 1992 г.).

29 января 1992 г. Совет Безопасности (СБ) ООН на своем заседании рекомендовал принять Республику Таджикистан в члены Организации Объединенных Наций. Китай в качестве постоянного члена СБ поддержал эту резолюцию. 2 марта 1992 г. на 46-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 46/224 о приеме РТ в ООН1 Таджикистан путем аккламации был принят в члены Организации.

Вступление молодого независимого государства в сообщество наций заложило прочную базу для развития его сотрудничества с государствами-членами и со специализированными организациями, учреждениями и институтами ООН. За недолгий по историческим меркам период членства в ООН Таджикистан смог выстроить взаимовыгодные взаимоотношения со всеми институтами Организации Объединенных Наций и большинством государств-членов, стал активным и заметным участником меж-

* Алимов Раи/ид Кутбиддинович, к. социол.н., Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Таджикистан в КНР.

дународных дел. В определенной степени на сложившиеся отношения оказал влияние первоначальный период взаимодействия, который совпал со сложной внутриполитической ситуацией в Таджикистане, в первые годы независимости охваченном пожаром межтаджикского конфликта.

С 1992 по 1997 г. межтаджикский конфликт охватил значительную часть территории молодого государства. Положение на таджикско-афганской границе было критическим: имели место ежедневные ее нарушения, сопровождавшиеся человеческими жертвами. Таджикские пограничники вместе с российскими коллегами выполняли важную задачу по стабилизации обстановки, ставя заслон на пути незаконного распространения наркотиков, оружия, подрывных элементов с территории соседнего Афганистана. Некоторые из пограничников погибли при исполнении своих обязанностей.

Экономическое положение в стране было очень сложным. В результате гражданской войны свыше 80 % населения оказалось за чертой бедности. Каждый 30-й гражданин покинул пределы страны. 17 тыс. семей остались без крыши над головой. Гражданская война унесла жизни 50 тыс. человек. Общая сумма материальных потерь и без того бедной страны в результате конфликта составила свыше 7 млрд долл.

Таким разворотом событий пытались воспользоваться силы, связанные с международным терроризмом, сепаратизмом и религиозным экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков и оружия и другой преступной деятельностью. Усиливалась угроза для самой страны, а также для региональной стабильности и безопасности. На этом фоне 27 июня 1997 г. в Москве и было подписано Общее соглашение о мире и национаньном примирении в Таджикистане. Оно стало венцом непростых межтаджикских переговоров, которые под эгидой ООН продолжались 1171 день. Путь от вооруженного противостояния к национальному примирению был долгим и тяжелым, но единственно верным, отвечавшим коренным интересам таджикского общества. Дороге к миру и согласию никто не смог противопоставить иной жизнеспособной альтернативы.

С заключением Соглашения между правительством и объединенной таджикской оппозицией была закрыта самая печальная глава в современной, драматической истории страны. Республика Таджикистан вступила в новую эру. Огромная заслуга в этом принадлежит правительству и руководителям бывшей оппозиции, которые проявили способность подняться над разногласиями и направить политическую волю на решение вопросов, напрямую затрагивавших судьбу таджикского народа. Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон благодаря личному мужеству, доброй воле, политической прозорливости, организаторскому таланту возглавил мирный процесс и, по сути, является главным архитектором мирного, созидательного развития страны.

Большой вклад в мирный процесс внесла Организация Объединенных Наций, подключившаяся к урегулированию конфликта на раннем этапе. Важную роль сыграла постоянная политическая поддержка со стороны СБ ООН и заинтересованных государств-членов, прежде всего России и Ирана, а также соседей по региону, в особенности Китая. Успеху мирного процесса способствовала деятельность Миссии наблюдателей ООН в Таджикистане, пятеро членов которой отдали свои жизни за возвращение мира на таджикскую землю. Весьма позитивную роль на различных этапах межтаджикского урегулирования сыграла Контактная группа стран-гарантов и международных организаций, а также государства-доноры.

Миротворческие силы Содружества независимых государств и российские пограничные войска внесли весомый вклад в успех Миссии и содействовали поддержке политического процесса на месте.

Для реализации Общего соглашения потребовалось 32 месяца. Совместная работа правительства Таджикистана и объединенной таджикской оппозиции в Комиссии по национальному примирению способствовала выработке нестандартных подходов к решению сложных проблем страны, стала важной гарантией обеспечения устойчивого мира. Дипломаты, непосредственные участники мирного процесса и постконфликтного миро-строительства, эксперты по урегулированию кризисов сходятся

сегодня во мнении, что миротворческая операция в Таджикистане является одним из самых успешных примеров в истории миротворчества ООН.

Однако сегодня мало лишь констатировать этот факт. Конфликт оставил после себя не только материальные разрушения. Перед страной встали не менее сложные задачи: исцеление нанесенных войной глубоких душевных ран, вывод из общественного организма токсинов взаимного недоверия и подозрительности, создание атмосферы доверия. В Таджикистане ясно отдавали себе отчет в том, что общенациональное примирение — лишь первый, хотя и очень важный шаг — на долгом пути становления гражданского общества. За ним следовал другой, куда более трудный и длительный процесс национально-государственного строительства, нацеленный на органичное вхождение страны в современный взаимосвязанный и взаимозависимый мир. Но кое-кто путем отдельных террористических актов и бандитских вылазок готов «пустить под откос» завоевания мирного процесса. Кое-кто, используя известные сценарии, и сегодня делает попытки отравить общественную атмосферу, одурманить сознание отдельных граждан страны. Однако поворот страны к всеобъемлющему миру и согласию оказаися сильнее, военно-по-литическое противостояние навсегда ушло в прошлое.

Установление прочного мира и национального согласия в Таджикистане отвечано интересам безопасности и стабильности как в Центрально-Азиатском регионе, так и за его пределами. Оно благоприятствовало усилиям международного сообщества по борьбе с терроризмом, наркобизнесом и контрабандой оружия. Последующие события в мире и регионе наглядно подтверждают это. Возвращение мира на таджикскую землю дало возможность правительству приступить к решению сложных задач, связанных с ликвидацией последствий гражданской войны, восстановлением страны и удовлетворением гуманитарных потребностей населения. Усилия руководства страны опирались на широкую поддержку со стороны международного сообщества, прежде всего ООН.

Одним из главных достижений межтаджикского урегулирования стало возвращение в родные места из Афганистана прак-

тически всех беженцев, а также перемещенных внутри страны лиц. Восстановление разрушенных объектов социальной и культурной сферы, оживление и реформирование экономики страны, укрепление государственных институтов, создание в обществе условий, благоприятных для достойной жизни каждого его члена — все это, наряду с задачами достижения политического урегулирования, являлось предметом каждодневной заботы правительства РТ. За короткий период времени был преодолен гуманитарный кризис, спровоцированный гражданским конфликтом. Страна встала на путь устойчивого развития.

Понятно, что в одиночку Таджикистан не справился бы с этими и другими колоссальными проблемами. Всесторонняя международная помощь и поддержка сыграли критически важную роль в их преодолении. При содействии международного сообщества в Таджикистане начали формироваться предпосылки для строительства демократического, правового государства современного типа с социально ориентированной рыночной экономикой. В снижение остроты стоящих перед страной проблем внесли свой вклад Верховный комиссар ООН по делам беженцев, Программа развития (ПРООН) и Детский фонд ООН, Всемирный банк и Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития и Азиатский банк развития. Надежными гарантами мира и стабильности выступили дружественные Таджикистану страны — Россия, Иран, Китай, государства Центральной Азии. Свою позитивную роль сыграли Миссия ООН в РТ и Офис ООН по содействию миростроитель-ству в Таджикистане.

Первое представительство ООН — Миссия наблюдателей ООН в Таджикистане (МНООНТ) — было открыто в Душанбе 1 февраля 1993 г. МНООНТ обеспечила продвижение мирного процесса в Таджикистане, содействовала миротворческим процессам и оказанию срочной гуманитарной помощи. В связи с выполнением Общего соглашения об установлении мира и национального согласия в мае 2000 г. на базе МНООНТ по инициативе Генерального секретаря ООН Кофи Аннана было создано Бюро ООН по содействию мирному строительству в Таджикистане (БООНСМТ)2. Основной задачей Бюро стало содействие разви-

тию и укреплению политических основ, внутренних механизмов мирного строительства, оказание помощи государству и обществу в предупреждении и разрешении конфликтов.

В августе 2007 г. Бюро по содействию мирному строительству в Таджикистане успешно завершило свою деятельность. Десятки участников этой миссии были удостоены высоких наград Республики Таджикистан3. Таджикская модель национального примирения при содействии ООН и стран-гарантов была признана примером превентивной дипломатии для стран, где имеются внутренние конфликты. Ныне Таджикистан уже сам участвует в поддержании глобального мира и стабильности: в 2008 г. впервые в ряды международных миротворческих сил ООН влились граждане Таджикистана.

По мере успешной реализации задач, определяемых приоритетами сотрудничества, Таджикистан стремится играть активную роль в мировых политических и экономических процессах, проявляет непоколебимую приверженность целям и принципам Устава ООН и международного права, является соавтором различных международных инициатив в области укрепления мира и стабильности, в вопросах разоружения и режимов нераспространения. Подписанный 8 сентября 2006 г. в рамках ООН Договор о зоне, свободной от ядерного оружия в Центраньной Азии, целиком соответствует усилиям Таджикистана по вопросам предотвращения распространения ядерного оружия, способствует укреплению региональной безопасности, активизации сотрудничества между государствами и мирному использованию ядерной энергии4.

Таджикистан поддерживает ООН в борьбе с незаконной торговлей легким стрелковым оружием (JICO) и придает большое значение осуществлению Программы действий по предотвращению и искоренению незаконной торговли JICO во всех ее аспектах, укреплению международного сотрудничества в искоренении незаконной брокерской деятельности и незаконного производства JICO, а также в обеспечении эффективного управления его запасами5.

Поддерживая стремление международного сообщества к достижению полного запрещения противопехотных мин, Тад-

жикистан выполняет основные положения Конвенции о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении (Оттавской Конвенции), ежегодно представляет Генеральному секретарю ООН сведения о степени минной опасности. Обеспечено уничтожение всех запасов противопехотных мин, находящихся на территории Республики Таджикистан. Правительство Таджикистана является сторонником концепции: «Центральная Азия свободна от минной опасности» и призывает сообща принять практические меры по очистке заминированной территории региона и к разрешению других проблем, связанных с последствиями минирования6.

Республика Таджикистан резко осуждает международный терроризм во всех его формах, выступает за консолидацию усилий международного сообщества на глобальном, региональном и национальном уровнях. Таджикистан поддержал резолюции СБ ООН за номерами 1267, 1373, 1540, 1566, 1617 и др., а также Глобальную контртеррористическую стратегию ООН7.

Важной вехой в истории сотрудничества Таджикистана и ООН явилось принятие предложенной по инициативе Таджикистана резолюции о провозглашении 2003 года Международным годом пресной воды, по итогам проведения которого Генеральный секретарь ООН учредил Консультативный совет по водным ресурсам и санитарии8.

22 марта (как известно, отмечается как Международный день воды) 2005 г. Таджикистан развил «водную инициативу» и выступил с предложением об объявлении Международного десятилетия действий «Вода для жизни» в период с 2005 по 2015 г. В продолжение этих усилий Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон, выступая на Саммите ООН 2005 года, предложил провести в 2010 г. в Душанбе Международный форум по пресной воде, чтобы совместно оценить практическое выполнение согласованной «международной водной повестки дня»9.

Достойным вкладом в Международное десятилетие действий «Вода для жизни» Таджикистана стала инициатива совместно с Японией, Нидерландами и Германией проведения специального мероприятия «Вода и санитария для всех»; РТ также поддержала

одобренную Советом по правам человека ООН резолюцию «Права человека и доступ к безопасной питьевой воде и санитарным услугам» (2008 г.). Эта резолюция содействует реализации программы Цели развития тысячелетия (ЦРТ), в соответствии с которой предполагается «сократить к 2015 г. вдвое долю людей, не имеющих постоянного доступа к чистой питьевой воде и основным санитарно-техническим средствам». Правительство Республики Таджикистан успешно провело в Душанбе в 2008 г. Международную конференцию по сокращению бедствий, связанных с водой10.

«Водная» проблематика стала одной из ключевых в повестке дня таджикской делегации в ООН. В ходе 63-й ГА ООН Президент Республики Таджикистан Эмомани Рахмон выступил с призывом ко всем государствам-членам ООН и международным организациям о создании специализированной группы или комиссии ООН по координации деятельности по решению проблем бассейна Аральского моря, предложил проект резолюции ГА ООН «О предоставлении Международному фонду спасения Арала статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН». Предложение было поддержано единогласно. Таджикистан, как стра-на-инициатор Международного года пресной воды и Международного десятилетия действий «Вода для жизни. 2005—2015», смог привлечь внимание мирового сообщества к приоритетным проблемам пресной воды, к задачам обеспечения экологической устойчивости при управлении водными ресурсами11.

Решение водохозяйственных проблем на национальном, региональном и международном уровнях требует комплексного сочетания адекватной поддержки со стороны международного сообщества и национальных усилий стран, сталкивающихся с проблемами в области обеспечения водными ресурсами. Реализация экономической и гуманитарной составляющих сотрудничества ООН с Правительством РТ осуществляется, прежде всего, через представительство ПРООН в Таджикистане. Представительство ПРООН было учреждено в декабре 1993 г., в этом же году было подписано соглашение между Правительством Таджикистана и ПРООН, которое заножило правовую базу деятельности организации. Первоначально, учитывая сложную,

нестабильную политическую и социальную ситуацию в стране, деятельность ПРООН в основном была сконцентрирована на оказании гуманитарной помощи, что являлось откликом на немедленные нужды страны. Также проводилась работа по укреплению мира и доверия, оказывалась помощь в развитии малых предприятий и управление ими12.

После подписания Общего соглашения об установлении мира и национального согласия (27 июня 1997 г.) ПРООН удалось сосредоточиться на реалиях постконфликтного времени и пересмотреть основные проекты и программы. Рамочное соглашение первоначально было одобрено на период 1999—2000 гг., далее оно было продлено до конца 2004 г.13

Затем начался следующий этап сотрудничества между Таджикистаном и ПРООН, который определялся страновой программой ПРООН на 2005—2009 гг., являющейся неотъемлемой частью Концепции по оказанию помощи в развитии Таджикистана. Исходя из реалий создавшейся ситуации и по рекомендации Правительства РТ, акцент был сделан на долгосрочные проекты, направленные на устойчивое развитие и восстановление национальной экономики Таджикистана.

Программа ПРООН представляет широкий спектр деятельности в рамках пяти направлений: снижение бедности, демократическое управление, предотвращение кризисных ситуаций, энергетика и окружающая среда, ВИЧ/СПИД. Можно перечислить действующие и выполненные программы: Программа по борьбе с наркотиками в Центральной Азии, Программа содействия управлению границами в Центральной Азии, Национальная стратегия развития, Ускорение достижения Целей развития тысячелетия, Улучшенный доступ к местной инфраструктуре, Развитие потенциала для предпринимательства, Усиление подготовки к стихийных бедствиям в Зарафшанской долине, Поддержка устойчивого управления транспортом города Душанбе, Развитие возобновляемых источников энергии в сельских областях Таджикистана и многие другие14.

В мае 2009 г. в штаб-квартире ООН была утверждена новая страновая программа ПРООН на 2010—2015 гг., которая предусматривает выделение более 160 млн долл. на реализацию про-

ектов в Таджикистане, включая 35 млн собственных средств ПРООН, а также Рамочная программа ООН по предоставлению помощи в целях развития (иЫОЛИ) на 2010 — 2015 гг. Общая стоимость программы составляет 281 млн долл., то есть около 47 млн в год15.

Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) начало свою деятельность в Таджикистане с 1993 г. Первоначально основной задачей УВКБ ООН было содействие добровольному возвращению таджикских беженцев из Афганистана и стран СНГ, а также оказание им помощи в процессе реабилитации, привлечение к участию в различных проектах и программах. При этом общая сумма, использованная УВКБ ООН, составила более 32 млн долл. В настоящее время мандат представительства УВКБ ООН в Таджикистане ограничен оказанием помощи находящимся в стране афганским беженцам, правовой защитой, выплатой денежных пособий, организацией обучающих программ и др.16

Деятельность Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Таджикистане началась в августе 1994 г., когда было подписано Соглашение о сотрудничестве между Правительством РТ и ЮНИСЕФ. Страновая программа сотрудничества между Правительством Таджикистана и ЮНИСЕФ на 1995—1999 гг. была направлена на снижение младенческой и материнской смертности; улучшение условий обучения детей; повышение уровня информированности молодежи по проблеме ВИЧ/СПИДа и поощрение здорового образа жизни. В рамках программы в 1997 г. был учрежден Национальный координационный комитет по профилактике распространения ВИЧ/СПИДа, в который вошли представители различных министерств и ведомств, местных неправительственных организаций и ПРООН под руководством заместителя премьер-министра Таджикистана17.

В апреле 2000 г. были подписаны вторая страновая программа и Основной план действия на 2000—2004 гг., с включением проектов по оказанию помощи Правительству РТ и его партнерам в защите и реализации прав, обеспечении развития ребенка, ликвидации дискриминации женщин и детей и т. д. В 2001 г. при поддержке ЮНИСЕФ и по рекомендации Комитета ООН по

правам ребенка была организована Национальная комиссия по правам ребенка (НКПР). В рамках партнерства с Глобальным альянсом по проблемам вакцинации и иммунизации ЮНИСЕФ поставлял вакцины для реализации соответствующей национальной программы. В результате этого охват детей вакцинацией от кори, а также комплексной вакцинацией достиг 84 %. При поддержке со стороны министерства здравоохранения Японии, центров США по искоренению и предотвращению болезней (ЦИБ) и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 2002 г. Таджикистан был отнесен к категории стран, свободных

1 Я

от полиомиелита .

При поддержке со стороны ЦИБ и Агентства США по международному развитию (ЮСАИД) также был выработан план мер по обеспечению надежного мониторинга младенческой и детской смертности. В 2002 г. был принят Закон РТ о йодировании всей соли. ЮНИСЕФ оказывал помощь по обеспечению витамином А всех детей в возрасте до пяти лет в рамках кампании ликвидации нехватки витаминов в 2003 г., способствовал перестройке работы детских воспитательных учреждений. Затем началась реализация третьей страновой программы на 2005— 2009 гг. Содержание программы определяется положениями среднесрочного стратегического плана ЮНИСЕФ, согласованного с Правительством Таджикистана и партнерами по ООН в ходе Национальной конференции по проблеме детей в декабре 2003 г. и одобренного в марте 2004 г.19

Эта программа направлена на: а) улучшение политики в деле детского здравоохранения и укрепление его национальных систем, обеспечение координации и установление стандартов в рамках ключевых программ, затрагивающих интересы детей; б) расширение доступа, повышение качества и обеспечение тендерного равенства в сфере базовых социальных услуг; в) укрепление правительственного и неправительственного потенциала по расширению участия молодежи; г) разработку альтернативных подходов к уходу за детьми для создания для них более безопасных и благоприятных условий20.

ЮНИСЕФ содействует учету интересов детей и женщин в ходе проведения социальной реформы, укреплению механизмов

координации в области развития и вовлечению гражданского общества в решение задач по улучшению положения детей и женщин. Бюджет программ ЮНИСЕФ постепенно увеличивается. На страновую программу 2005—2009 гг. был запланирован бюджет около 26 млн долл., из них около 6 млн — это регулярные ресурсы. В 2007 г. Правительство РТ подготовило среднесрочный обзор о выполнении Плана реализации сотрудничества на 2005—2009 гг. В 2008 г. ЮНИСЕФ во взаимодействии с Правительством РТ продолжало реализацию программ по следующим направлениям: забота о матери и ребенке; качественное базовое образование для всех; здоровье детей и молодежи; реформа социальной стратегии и защита ребенка. В конце 2008 г. был подготовлен проект страновой программы на 2010—2015 гг. с целью продолжения сотрудничества Правительства Таджикистана и ЮНИСЕФ. Исполнительный Совет получил запрос на одобрение суммарного ориентировочного бюджета в 12 млн долл. из регулярных источников, в зависимости от наличия средств, и 16 млн долл. из других источников.

Всемирная продовольственная программа (ВПП) ООН начала свою деятельность в Таджикистане в 1993 г. с оказания чрезвычайной помощи для ликвидации последствий гражданской войны. В период с 1993 по 1999 г. ВПП ООН распределила разнообразную продовольственную помощь общим объемом около 120 тыс. т на сумму более 60 млн долл.21

С июля 1999 по июль 2001 г. ВПП ООН осуществила свою первую операцию по оказанию продолжительной помощи уязвимым слоям населения. Более 52 тыс. т продовольствия было распределено посредством программ «Продовольствие в обмен на труд», «Школьное питание» и др. В 2003 г. было подготовлено и подписано Основное соглашение между ВПП и Правительством РТ, обеспечивающее правовую базу для деятельности представительства ВПП ООН в Таджикистане. В настоящее время помощь получают около 1,5 млн человек22.

В 1992 г. Таджикистан стал членом Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и присоединился к Европейскому региональному отделению, в которое входят еще 53 государства. Региональное бюро ВОЗ находится в Копенгагене (Дания).

Представительство ВОЗ в РТ было открыто в 1992 г. и сосредоточило свое внимание на оказании помощи в разработке национальной политики в области здравоохранения, содействии общественному здравоохранению, контроле за обстановкой, связанной с инфекционными заболеваниями, на иммунизации, эпидемиологии, проблемах ВИЧ/СПИД и малярии, готовности к бедствиям и реагированию на них23. Приоритетные направления деятельности представительства определяются в совместно подготавливаемых Двухлетних соглашениях о сотрудничестве (ДСС) между ЕРБ ВОЗ и Министерством здравоохранения Таджикистана. В рамках ДСС оказывается техническая и финансовая помощь по приоритетным направлениям и в чрезвычайных случаях в связи со вспышками заболеваний или стихийными бедствиями24.

В период с 1993 по 2009 г. Двухлетние соглашения по сотрудничеству Министерства здравоохранения и ЕРБ ВОЗ включали следующие направления: реформа сектора здравоохранения, укрепление здоровья матери и ребенка, борьба с инфекционными болезнями, поддержка политики и стратегии здравоохранения, координация гуманитарной деятельности международных организаций, укрепление информационных систем, борьба с малярией. Основными достижениями были принятие Концепции реформы здравоохранения РТ до 2010 года и Стратегии развития здравоохранения РТ до 2010 года, участие в разработке Национальной стратегии развития, Стратегии сокращения бедности, Комплексной стратегии развития здоровья на 2010—2020 гг.

В результате сотрудничества ВОЗ и Министерства здравоохранения РТ удалось искоренить полиомиелит, ликвидировать эпидемические вспышки дифтерии, малярии и кори, значительно сократить заболевание брюшным тифом, сократить уровень смертности от этих заболеваний. Объем помощи, оказываемой ВОЗ в рамках Двухлетних соглашений по сотрудничеству, составил в 1993 г. 65 тыс. долл., далее он увеличивался, превысив 6 млн 600 тыс. долл. в 2008-2009 гг.25

В настоящее время основными направлениями деятельности ВОЗ в Таджикистане являются: помощь Министерству здравоохранения РТ в дальнейшем развитии политики и систем здра-

воохранения; формирование кадрового потенциана систем здравоохранения; совершенствование госпитальной службы; поддержка служб материнства и детства; борьба с инфекционными болезнями. В рамках ДСС выполняются программы: «Координация», «Политика здравоохранения», «Птичий грипп», «Малярия» и др. В настоящее время Таджикистан активно развивает сотрудничество со специализированными организациями, институтами и учреждениями ООН, более десяти из которых имеют представительства в РТ: с Международной организацией по миграции (MOM), Международной организацией труда (МОТ), Международным валютным фондом (МВФ), Международным банком реконструкции и развития (МБРР) и др.26

Активное взаимодействие правительства Таджикистана с различными специализированными институтами ООН, вовлечение страны в реальную практику международного сотрудничества позволили накопить определенный опыт при выработке позиции РТ по основным решениям ГА ООН, прежде всего, по реформе ООН и ее Совета Безопасности. Так, правительство Таджикистана считает реформу СБ составляющей частью общей реформы ООН и выступает за придание Совету более представительного характера. Таджикистан выступает за расширение членского состава СБ в обеих категориях и исходит из того, что важной вехой на пути реформ является принятое консенсусом решение ГА ООН 62/557, благодаря которому удагюсь перевести процесс реформирования в стадию межправительственных переговоров в рамках неофициальных пленарных заседаний Гене-раньной Ассамблеи.

Таджикистан поддерживает постановление о том, что основу межправительственных переговоров должны составлять, кроме всего прочего, следующие пять ключевых вопросов: категории членства, вопрос о праве вето, региональное представительство, численность расширенного СБ и методы работы Совета Безопасности, а также отношения между Советом и Генеральной Ассамблеей. При этом должен соблюдаться принцип консенсуса на основе демократических и транспарентных консультаций. Таджикистан заинтересован в широком и справедливом представлении интересов развивающихся стран при реформи-

ровании СБ ООН. Такой подход к реформированию ООН и ее Совета Безопасности разделяет и Китай.

По мнению таджикской делегации, миротворческая деятельность ООН является действенным инструментом урегулирования вооруженных конфликтов и решения первичных задач государственного строительства на постконфликтом этапе. Одним из ключевых элементов миростроительства является помощь в целях развития.

Таджикистан призывает ООН наращивать усилия по мобилизации необходимых средств доноров для решения социально-экономических проблем стран с переходной экономикой и опытом постконфликтного восстановления. Особенно важно, чтобы специализированные учреждения ООН перешли от выполнения кратковременных проектов к практической реализации долгосрочных программ экономического и социального преобразования в этих странах.

Правительство Таджикистана поддерживает проводимую в ООН работу по повышению эффективности содействия странам, пережившим конфликты, а также деятельность Комиссии по миростроительству. Успех усилий, осуществляемых на данном направлении, во многом зависит от обеспечения качественного взаимодействия с принимающими правительствами, укрепления национального потенциала, внедрения эффективных инструментов и механизмов координации, мобилизации необходимых ресурсов, наращивания взаимодействия с Брет-тон-Вудскими учреждениями в проведении совместных оценок потребностей и конкретной проектной работы.

Таджикистан и Китай придают большое значение дальнейшему укреплению процесса разоружения, режимов нераспространения, активизации переговоров о заключении договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и создании зон, свободных от ядерного оружия. Обе стороны приветствовали подписание Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений. Таджикская сторона поддержала итоги 2-й Конференции государств-участников и государств, подписавших договоры

о создании зон, свободных от ядерного оружия (Нью-Йорк, 30 апреля 2010 г.) и Обзорной конференции участников Договора по нераспространению ядерного оружия (Нью-Йорк, 3—28 апреля 2010 г.), которые заложили основу для дальнейшего укрепления режимов нераспространения ядерного оружия (ЯО), разоружения и мирного использования атомной энергии.

Таджикская сторона, равно как и Китай (ядерная держава), считают, что создание зон, свободных от ЯО, имеет большое значение для содействия ядерному разоружению, предотвращения распространения ядерного оружия и укрепления мира и безопасности на региональном и глобальном уровнях. Договор о зоне, свободной от ядерного оружия в Центральной Азии, целиком соответствует усилиям стран региона по предотвращению распространения ЯО, способствует укреплению региональной безопасности, активизации сотрудничества между государствами и мирному использованию атомной энергии. Таджикистан вместе с другими государствами Центральной Азии продолжает консультации по практическому осуществлению положений Договора о зоне, свободной от ядерного оружия в Центральной Азии, вступившего в силу 21 марта 2009 г. Китай поддерживает эти усилия.

Республика Таджикистан, выступая за мир без ядерного оружия и поддерживая создание безъядерных зон в различных регионах мира, в частности, на Ближнем Востоке, считает, что использование атомной энергии в мирных целях, в том числе обладание ядерным топливом, является законным правом стран — членов Договора о нераспространении ядерного оружия. В настоящее время нет единого понимания планов Тегерана использовать атомную энергию в мирных целях. Результаты контактов с иранской стороной позволяют полагать, что планы Ирана по обладанию ядерной энергией преследуют исключительно мирные цели. Республика Таджикистан, равно как и Китай, выступает за политико-дипломатическое урегулирование вопросов, связанных с иранской ядерной программой на основе резолюций МАГАТЭ и СБ ООН.

Таджикистан поддерживает ведущую роль ООН в борьбе с незаконной торговлей JICO и придает большое значение осуществлению Программы действий по предотвращению и искоре-

нению незаконной торговли JICO во всех ее аспектах. Также РТ поддерживает итоги очередного, четвертого, совещания государств по рассмотрению вопросов реализации Программы действий на национальном, региональном и глобальном уровнях, в ходе которого были проанализированы вопросы международного сотрудничества, незаконной трансграничной торговли оружием и разработки механизмов дальнейших действий в этой области.

Таджикистан и Китай решительно и безоговорочно осуждают международный терроризм во всех его формах и проявлениях. Стороны считают, что в борьбе с этим злом центральная роль принадлежит также и Глобальной контртеррористической стратегии ООН, представляющей собой уникальный инструмент для активизации усилий по борьбе с терроризмом на национальном, региональном и международном уровнях. Вместе с Китаем Таджикистан выступает за необходимость ускорить скорейшее согласование и принятие всеобъемлющей конвенции по проблеме международного терроризма. Наряду с уничтожением военной инфраструктуры международного терроризма, блокированием каналов его политической, военной, финансовой поддержки, стороны считают необходимым усилить сотрудничество в борьбе с его глубинными причинами, совместно искать пути решения проблем бедности, преодоления издержек глобализации и урегулирования региональных конфликтов.

Составной частью общей борьбы с терроризмом является предотвращение незаконного оборота наркотиков, превратившегося в питательную среду для терроризма и международной организованной преступности. Наряду с борьбой с производством и контрабандой наркотиков, усилия должны быть направлены на профилактические меры, пропагандистскую и разъяснительную работу, совершенствование методов и форм лечения наркомании. Таджикистан и Китай полагают, что одним из условий эффективного противодействия этому вызову современности является формирование глобальной многоступенчатой системы международного сотрудничества при центральной и координирующей роли ООН. Исходя из этих принципов и на основе передового мирового опыта, Таджикистан выработал

свою антинаркотическую стратегию, включающую краткосрочные и долгосрочные программы действий, предусматривающую сотрудничество на двусторонней, региональной и многосторонней основе. Делегация Китая в ООН поддержала эту инициативу РТ. Являясь участником Конвенции ООН по борьбе с наркотическими средствами и психотропными веществами, Таджикистан ратифицировал 27 межправительственных соглашений по противодействию незаконному обороту наркотиков. В стране успешно функционирует Агентство по контролю за наркотиками при Президенте РТ, созданное при активном участии Управления ООН по наркотикам и преступности, а также стран-до-норов.

Инициатива создания «антинаркотического пояса безопасности» вокруг Афганистана, изложенная в докладе Президента РТ Эмомали Рахмона в 1998 г. (в ходе 20-й специальной сессии ГА ООН) была одобрена государствами-членами Организации. В продолжение этих усилий Таджикистан в 2003 г. выдвинул на рассмотрение мирового сообщества проект Единой концепции антинаркотической коалиции, предложенный таким организациям, как ООН, ОБСЕ, СНГ, ОДКБ и ШОС в качестве их официального документа. Данная концепция — это совокупность совместно выработанных предложений, направленных на борьбу с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров, а также на контроль за их законным оборотом и сокращение спроса. Главная цель концепции — создание единой системы противодействия наркобизнесу и наркомании не только в регионе, но и во всем мире.

Таджикистан присоединился к Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г., Политической декларации и Плану действий по борьбе с отмыванием денег, принятым на 20-й специальной сессии ГА ООН в 1998 г. Таджикистан является стороной-участницей Конвенции ООН против коррупции. Делегация Таджикистана считает, что предстоящая в 2011 г. Конференции стран — участниц Конвенции предоставит возможность для обзора процесса внедрения этой Конвенции и рассмотрения вопросов активизации технического содействия ее реанизации. Таджикистан также одобрил

Стамбульский План действий по борьбе с коррупцией для стран с переходной экономикой, предложенной Сетью по борьбе с коррупцией ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Правительством РТ принята и реализуется Стратегия борьбы с коррупцией на период 2008—2012 гг.

Одним из главных достижений ООН является создание совокупности всеобъемлющих правовых норм по правам человека, которые могут быть признаны всеми государствами. Не допуская политизации дискуссий по данной теме, Организация должна заниматься вопросами прав человека столь же серьезно, как и вопросами безопасности и развития.

Торговля людьми, будучи одной из форм нарушения прав человека, превратилась в наиболее острую проблему современности. ООН должна играть главенствующую роль в области борьбы с торговлей людьми. Таджикистан считает, что следует уделять больше внимания стратегиям, ориентированным на защиту и реабилитацию жертв торговли людьми.

Формирующаяся сегодня глобальная архитектура противодействия вызовам и рискам нового поколения должна быть многоуровневой и строиться с опорой на региональные организации, такие, как СНГ, ОДКБ, ШОС, ЕврАзЭС, МФСА, ОЭС, ОБСЕ и ОИК и др. Таджикистан приветствует усилия по углублению сотрудничества ООН с СНГ, ОДКБ, ШОС, ЕврАзЭС, ОЭС, ОБСЕ и ОИК в сферах предотвращения конфликтов, укрепления международной и региональной безопасности, борьбы с терроризмом, оргпреступностью и наркотрафиком, в области рационального использования природных ресурсов, энергетической и продовольственной безопасности, устойчивого развития и миграции. Таджикистан считает своевременным продвижение резолюций ГА ООН, нацеленных на повышение эффективности, расширение сотрудничества и взаимодействия ООН с этими региональными организациями. Китай разделяет такой подход.

Таджикистан и КНР поддерживают усилия правительства Афганистана и мирового сообщества в решении задач мирного восстановления этой страны. Несмотря на растущую обоснованную обеспокоенность положением в Афганистане в плане

безопасности, обе стороны выражают надежду, что 2014 г. станет поворотным в укреплении основ мира и стабильности в этой стране.

РТ поддержала резолюцию СБ ООН № 1868, в соответствии с которой укрепляется центральная роль Миссии ООН по содействию Афганистану (МООНСА) в координации международных усилий по вопросам помощи правительству Афганистана. Ключом к обеспечению прочного мира в этой стране является ее экономическое развитие.

Другим направлением активизации соответствующих усилий, по мнению РТ и КНР, должно стать противодействие наркотической угрозе, исходящей из Афганистана. Таджикистан считает, что одной из сфер приложения активности международного сообщества могло бы стать оказание Афганистану финансовой и технической помощи по целевым программам, а также создание современной дееспособной афганской пограничной службы для эффективной охраны афганско-таджикской границы. Необходимо также осуществление совместных с компетентными органами всех сопредельных с Афганистаном стран антинаркотических мероприятий. Следует рассматривать границы сопредельных с Афганистаном стран как передний рубеж борьбы с наркотрафиком и наращивать усилия по их материально-техническому укреплению. Целесообразно применение комплексного подхода, который предусматривал бы сочетание административных рычагов и уголовных мер с экономическими стимулами, нацеленными на создание благоприятных условий для выращивания афганскими крестьянами альтернативных сельхозкультур. Поэтому международная помощь Афганистану должна быть нацелена, прежде всего, на всемерное экономическое возрождение, дальнейшее укрепление социальной сферы, создание новых рабочих мест.

Таджикистан и Китай видят прямую необходимость в том, чтобы процессы многопланового регионального сотрудничества в полной мере охватывали Афганистан. Важным практическим шагом на этом направлении стороны считают План действий государств — членов ШОС и Афганистана по проблемам борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и органи-

зованной преступностью. РТ и КНР выражают готовность принять участие в экономическом возрождении и восстановлении социальной инфраструктуры Афганистана.

Таджикистан и Китай не раз подтверждали свою поддержку международных и региональных усилий, способствующих возобновлению переговорного процесса по ближневосточному урегулированию. По мнению сторон, резолюции Совета Безопасности и решения Генеральной Ассамблеи ООН, Мадридские принципы, Арабская мирная инициатива и обязательства, принятые сторонами на международной конференции в Аннаполисе, создают основы для всеобъемлющего, справедливого и прочного урегулирования конфликта на Ближнем Востоке. Обе стороны выступают за полное осуществление плана «дорожная карта».

Необходим учет интересов развивающихся стран, не имеющих выхода к морю и потому уязвимых в силу своего географического положения. Таджикистан привержен решениям и рекомендациям Алматинской программы действий (АПД) по транзитным перевозкам и считает, что ее полное и эффективное осуществление будет содействовать достижению Целей развития тысячелетия (ЦРТ). Китай разделяет такой подход.

Важным фактором снижения уровня негативного воздействия на экономическое развитие стран, не имеющих выхода к морю, является активизация торговли, которая тесно связана с расширением транспортных путей и коммуникаций. Таджикистан считает, что обеспечение свободного перемещения товаров, рабочей силы и капитала и устранение препятствий на их пути могли бы сыграть позитивную роль в борьбе с глобальными кризисами. Особо важным для достижения ЦРТ является развитие регионального торгово-экономического сотрудничества. Исходя из этого, Таджикистан будет и впредь выступать за укрепление связей и расширение взаимовыгодного сотрудничества между государствами региона. Китай полностью разделяет такую точку зрения.

Таджикистан и Китай считают сотрудничество Юг—Юг, дополняющее сотрудничество Север—Юг и трехстороннее сотрудничество, одним из важных механизмов международного взаи-

модействия в целях развития, создающим дополнительные возможности для обеспечения поступательного экономического роста и устойчивого прогресса, придания дополнительного импульса достижению ЦРТ. Обе стороны считают чрезвычайно важным всесторонне наращивать положительную динамику в рамках сотрудничества Юг—Юг.

В 2010 г. мировое сообщество перешло десятилетний рубеж со времени постановки Целей развития тысячелетия — плана действий, согласованного всеми странами-членами и международными организациями при центральной роли ООН. На глобальном уровне достигнуты позитивные результаты по многим целям и задачам, однако они неоднозначны и неравномерны в региональном контексте. Таджикистан считает, что ЦРТ достижимы, и для этого необходимо консолидировать усилия всего мирового сообщества при координирующей роли ООН. В ходе сентябрьского (2010 г.) Пленарного заседания высокого уровня ГА ООН были даны не только оценки достигнутого прогресса, выявлены пробелы, но и консолидирована обновленная политическая воля для определения конкретных практических мер по обеспечению полного и своевременного достижения всех ЦРТ. При этом с учетом интересов всех государств-членов удалось сформировать комплексный подход к вопросам преодоления бедности, усовершенствовать имеющиеся и выработать инновационные пути финансирования развития, обеспечить предсказуемость и стабильность Официаньной помощи в целях развития (ОПР), найти подходы к решению демографических проблем, смягчению последствий изменения климата и сокращению последствий стихийных бедствий.

Правительство Таджикистана, осознавая ответственность за преодоление внутренних социально-экономических проблем, последовательно наращивает усилия для того, чтобы максимально задействовать собственный потенциал страны для достижения ЦРТ. Реализация Национальной стратегии развития (НСР) Республики Таджикистан, которая является основным стратегическим документом страны и определяет главные направления государственной политики в области развития, остается ключевым, приоритетным направлением в деятельности

Правительства РТ. Реализация НСР также координируется с осуществлением Стратегии сокращения бедности Республики Таджикистан, Национальной стратегии по развитию образования на 2006—2015 гг. и Среднесрочного плана действий по развитию системы образования на 2006—2010 гг. в целях достижения ЦРТ в области образования.

Для достижения ЦРТ эффективность, качество, предсказуемость, стабильность и своевременность оказываемой помощи имеют столь же принципиальное значение, как и ее объемы. Сегодня необходимость координации и согласования политики и деятельности по оказанию помощи приобрела особую значимость в свете появления новых участников процесса развития и доноров. Координацию и слаженность усилий необходимо развивать при поддержке правительств стран-партнеров, как на уровне отдельных стран, так и на глобальном уровне при содействии ООН. Таджикистан считает, что ОПР должна быть направлена прежде всего на поддержку реализации национальных стратегий развития. Китаю близка такая точка зрения.

В течение десятилетий система ООН находится в авангарде борьбы с болезнями благодаря выработке политики и системных подходов, затрагивающих социальные аспекты проблем здравоохранения. В Декларации тысячелетия заданы показатели, которые должны быть достигнуты странами к 2015 г. в области обеспечения питания, а также доступа к чистой питьевой воде, в сферах здоровья матери и ребенка, профилактики инфекционных заболеваний и доступа к основным медикаментам. Таджикистан уделяет немалое внимание оказанию экстренной и практической помощи в борьбе с материнской и детской смертностью, распространением ВИЧ/СПИД, туберкулеза и малярии.

Активизация деятельности финансового рынка и переход на более стабильную международную финансово-экономическую систему, действующую на транспарентных и справедливых основах, имеют решающее значение для обеспечения устойчивого прогресса в достижении задач развития. Это требует также создания более эффективной системы координации многосторонней макроэкономической и финансовой политики, кардиналь-

ных преобразований в международной финансовой архитектуре. При этом макроэкономическая политика должна способствовать росту реаньного сектора и занятости.

Таджикистан поддерживает деятельность Целевой группы высокого уровня по глобальному кризису в области продовольственной безопасности и Всеобъемлющую рамочную программу действий. Важным шагом в этом направлении стало Мадридское совещание высокого уровня по вопросу о продовольственной безопасности для всех и принятая по ее итогам Декларация. РТ и КНР считают, что важно активизировать работу в рамках Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН по передаче развивающимся странам передовых технологий, семенного материала и оказанию им финансового и технического содействия. Следует выработать новые практические меры по мобилизации дополнительных ресурсов для увеличения объемов сельскохозяйственного производства, развития сельской местности, расширения систем социальной защиты, для защиты уязвимых категорий населения и реализации права на питание.

Достижению поставленных задач в области развития могут способствовать также международная торговля и прямые инвестиции. Эти две тесно взаимосвязанные движущие силы современной глобанизации при обеспечении для всех равных, открытых, регулируемых и справедливых условий и рамок могут существенно ускорить достижение ЦРТ. РТ и КНР призывают к скорейшему и успешному завершению Дохинского раунда многосторонних торговых переговоров, имеющего большое значение для ускорения решения вопросов развития. Дополнительную актуальность успешному завершению Дохинского раунда придает возрастающее давление продовольственного и финансового кризисов, которые вызвани новую волну протекционизма. Стороны считают, что система международной торговли, особенно во время кризисов, должна сохраниться открытой, справедливой, базирующейся на согласованных правилах, предсказуемой и недискриминационной.

Экологические и социальные последствия изменения климата вызывают озабоченность мирового сообщества. Одним из

ключевых моментов этих процессов является интенсивное таяние ледников. По прогнозам специалистов, глобальное потепление климата приведет к потере основной массы ледниковых образований. В Таджикистане насчитывается более 8 тыс. больших и малых ледников, которые обеспечивают водой страны региона. Только за последние десятилетия ледники Таджикистана потеряли более трети своего объема.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Небрежность в отношении вопроса рациональности использования природных ресурсов привела к фактической гибели Аральского моря, нельзя допустить исчезновение ледников, являющихся источником жизни в этом обширном регионе. В связи с этим Таджикистан предлагает создать в качестве диалоговой площадки Международный фонд спасения ледников, который мог бы объединить усилия стран региона и международного сообщества по этому стратегически важному направлению. Таджикистан возлагает большую надежду, что данная инициатива найдет поддержку в рамках разработки глобального соглашения по изменению климата.

Изменение климата влечет за собой повышение интенсивности и частоты стихийных бедствий — серьезных препятствий на пути достижения устойчивого развития. Хиогская рамочная программа действий на 2005—2015 гг. и Международная стратегия сокращения опасности бедствий играют центральную роль в укреплении и расширении сотрудничества в этом направлении. РТ и КНР разделяют точку зрения о том, что необходимо усилить совместные действия по сокращению рисков и смягчению последствий стихийных бедствий при координирующей роли ООН и ее спецучреждений. Совместные усилия должны быть направлены на укрепление потенциала по предотвращению этих рисков и повышению уровня подготовленности и информированности о них ответственных структур и населения, на улучшение мониторинга и оценку последствий с использованием данных науки. Научная информация и новые инструменты принятия решений необходимы для перехода от простого реагирования на кризисную ситуацию к активной готовности отражения стихийных бедствий и управлению рисками.

По этим и другим крупным вопросам повестки дня Генеральной Ассамблеи ООН позиции Таджикистана и Китая совпадают или очень близки, а сотрудничество сторон на ооновской площадке динамично развивается и крепнет.

Конечно же, весовые категории стран на международной арене были и остаются разными. Китай стоял у истоков Организации, является одним из ее отцов-основателей. Республику Таджикистан приняли в ООН через 47 лет после ее создания. К моменту образования ООН Китай уже имел огромный опыт в международных делах, а Таджикистан ко времени вступления в ООН был молодым независимым государством, раздираемым внутренним кровавым конфликтом. Кроме того, Китай — постоянный член Совета Безопасности.

В то же время, Китай и Таджикистан — соседи, имеющие общую границу. Китай — один из активных борцов против «трех зол», с которыми также вплотную столкнулся Таджикистан. Китай изначально был крайне заинтересован в том, чтобы в Таджикистане сохранилось светское правительство, установились мир и национаньное согласие. Немановажно также, что на международной арене Китаю был нужен надежный партнер, на которого можно было бы положиться при обсуждении и решении чувствительных для КНР вопросов (к примеру, по Тайваню), а также международных проблем (терроризм, экстремизм и сепаратизм, незаконный оборот наркотиков и оружия).

В первые годы членства в ООН перед Таджикистаном стояла трудная, но важная задача поиска и расширения круга его друзей в мире. В силу того, что вопрос урегулирования конфликта в РТ стоял в повестке дня СБ ООН, нужно было найти поддержку постоянных членов Совета, где кроме дружественной России суверенному Таджикистану не был известен никто. Поддержка Китая в усилиях молодого правительства РТ по выходу из межтаджикского конфликта была критически важна, и она была оказана в полном объеме. Другими словами, обе стороны были заинтересованы друг в друге, каждый по своим причинам, но точек соприкосновения оказанось значительно больше, чем возможных точек несовпадения.

Китай активно поддерживал мирное урегулирование ситуации в Таджикистане во время гражданской войны, оказывая всяческое содействие центральному правительству. Так, правительство Китая с 1993 по 2010 г. оказало безвозмездную помощь Правительству РТ на общую сумму 635 млн 150 тыс. юаней. Помощь была направлена на закупку продовольствия, медикаментов, машин и оборудования (включая пассажирские автобусы и медицинское оборудование), разведку месторождений нефти и газа, ликвидацию последствий стихийных бедствий, приобретение инспекционно-досмотрового комплекса (ныне он находится в распоряжении Агентства по контролю за наркотиками при Президенте РТ), строительство тоннеля «Шар-Шар»27.

14 мая 1998 г. представитель КНР в ООН выступил с заявлением о том, что Китай поддерживает мирный процесс в Таджикистане, выступает за отведение Организации активной роли в содействии достижению мира и согласия в Таджикистане и за продление мандата Миссии наблюдателей ООН в Таджикистане на дополнительный период. «Являясь одним из близких соседей Таджикистана, Китай всегда был весьма обеспокоен складывающейся там ситуацией. Китай высоко ценит приверженность обеих сторон в Таджикистане осуществлению Общего соглашения об установлении мира и национального согласия. Китай надеется, что обе стороны смогут сохранить дух примирения и попытаются принять меры по укреплению взаимного доверия в целях скорейшего выполнения поставленных в Общем соглаше-нии задач» .

Китай позитивно оценил региональные миротворческие усилия стран СНГ в Таджикистане. Китай выступил за то, чтобы международное сообщество, в том числе ООН, всецело поддержало эти усилия. Кроме того, КНР призвала международное сообщество позитивно откликнуться на рекомендации Генерального секретаря ООН увеличить финансовую помощь Таджикистану и оказать ему поддержку в предпринимаемых усилиях по восстановлению экономики. «Китай убежден, что прочный мир и стабильность в Таджикистане могут быть обеспечены только на основе восстановления экономики и развития»29.

Со своей стороны Таджикистан с первых дней независимости и установления дипломатических отношений поддерживает КНР по вопросу о Тайване, в том числе и в рамках ООН30. 13 сентября 2005 г. посол РТ выступил с заявлением, в котором излаганась принципианьная позиция Таджикистана в поддержку суверенитета и территорианьной целостности КНР, ее междуна-родно-правового статуса, закрепленного, в частности, в Уставе ООН и в двусторонних межгосударственных соглашениях. «Таджикистан исходит из того, что в мире есть только один Китай, что правительство Китайской Народной Республики является единственным законным правительством, представляющим весь Китай, а Тайвань является неотъемлемой частью Китая». Это также широко признается международным сообществом. Как известно, вопрос о представительстве Китая в ООН адекватно регулируется, в частности, резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 2758 от 25 октября 1971 г., квалифицирующей КНР в качестве «единственного законного представителя Китая» в Организации Объединенных Наций». Посол также заявил, что данная резолюция, принятая на 26-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН подавляющим большинством голосов государств-чле-нов, решила вопрос о представительстве Китая в ООН в справедливой и всеобъемлющей форме и не требует пересмотра. С учетом вышеизложенного, Республика Таджикистан выступает против предложения о включении вопроса о возможности представительства Тайваня в Организации в повестку дня 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН31.

Таджикистан не только сохраняет твердую позицию в вопросах единства Китая, но всецело поддерживает шаги КНР, направленные на мирное воссоединение страны. КНР также всецело опирается на Таджикистан в общей и непримиримой борьбе с «тремя злами» — терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом32.

За годы своего сотрудничества в ООН Таджикистан и Китай выработали единый взгляд на современный мир и на проблемы формирования справедливого миропорядка в XXI веке. Очевидно, что существуют объективные и субъективные причины, способствующие укреплению взаимодействия РТ и КНР на площадке ООН на основе накопленного опыта.

При подготовке статьи автор использовал следующие материалы:

1. Алимов Р.К. Десять лет мира, стабильности и развития Республики Таджикистан (на китайском языке) // Элосы Чжунъя Ду-ноу шичан : [Рынок России, Центральной Азии и Восточной Европы]. 2007. № 9. С. 1-5.

2. Выступление посла Ван Инфаня (Китай) на 4140-м заседании Совета Безопасности ООН 12 мая 2000 года «Положение в Таджикистане и вдоль таджикско-афганской границы». Предварительный Отчет с заседания Совета Безопасности ООН. 8/РУ.4140. С. 13-14.

3. Выступление посла Р. Алимова (Таджикистан) на 4140-м заседании Совета Безопасности ООН 12 мая 2000 года... С. 14—17.

4. Выступление посла Цинь Хуасуня (Китай) на 3833-м заседании Совета Безопасности ООН 14 ноября 1997 года... С. 15.

5. Выступление посла Р. Алимова (Таджикистан) на 3833-м заседании Совета Безопасности ООН 14 ноября 1997 года... С. 2—5.

6. Выступление посла Шэнь Гофана (Китай) на 3878-м заседании Совета Безопасности ООН 14 мая 1998 года. «Положение в Таджикистане и на таджикско-афганской границе». Предварительный Отчет с заседания Совета Безопасности ООН. 8/РУ/3879. С. 6.

7. Выступление посла Р. Алимова (Таджикистан) на 3878-м заседании Совета Безопасности ООН 14 мая 1998 года... С. 2—3.

8. Выступление посла Р. Алимова (Таджикистан) на 28-м заседании Второго комитета Генеральной Ассамблеи ООН 8 ноября 2004 года. «Укрепление координации в области гуманитарной помощи, помощи в случае стихийных бедствий, предоставляемой Организацией Объединенных Наций, включая специальную экономическую помощь. Специальная экономическая помощь отдельным странам и регионам». См.: Л/С./2/59/8К/28. Официальные отчеты. С. 8-9.

9. Международный год пресной воды, 2003 год. Официальные отчеты 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, 87-е пленарное заседание, Резолюция ГА ООН от 20 декабря 2000 г. Принята по инициативе Республики Таджикистан, Китай выступил в качестве соавтора проекта резолюции.

10. Международное десятилетие действий «Вода для жизни», 2005—2015 годы. Официальные отчеты 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Резолюция ГА ООН от 23 декабря 2003 г. Принята по инициативе Республики Таджикистан, Китай выступил в качестве соавтора проекта Резолюции.

11. Алимов Р. Вступительная статья и комментарии к итогам Международного года пресной воды, 2003 год // Международный год пресной воды. Документальное издание. Душанбе: ООО Поли-комп, 2004. С. 7-11.

Примечания

1 URL: http://www.mfa.tj/index.php?node=article&id=70.

2 Там же.

3 URL: http://www.mfa.tj/index.php?node=article&id=70.

4 URL: http://www.tajikistan.uz/ru/news/98.

5 Там же.

6 URL: http://www.oicmodel.az/panel/index.php?s=93aa897491b6be20fe7a 366a620fl5cf&showtopic=23.

7 URL: http://tajgenconsul-eka.ru/soot/un_l/.

8 Там же.

9 URL: http://www.mfa.tj/index.php?node=article&id=70.

10 URL: http://www.mfa.tj/index.php?node=article&id=70.

11 URL: http://www.oicmodel.az/panel/index.php?s=93aa897491b6be20fe7 a366a620fl5cf&showtopic=23.

12 URL: http://tajgenconsul-eka.ru/soot/un_l/.

13 URL: http://www.oicmodel.az/panel/index.php?s=93aa897491b6be20fe7a 366a620fl5cf&showtopic=23.

14 URL: http://www.mfa.tj/index.php?node=article&id=70.

15 URL: http://tajikngo.tj/content/view/798/lang,ru/.

16 URL: http://tajgenconsul-eka.ru/soot/un_l/.

17 URL: http://www.oicmodel.az/panel/index.php?s=93aa897491b6be20fe7a 366a620fl5cf&showtopic=23.

18 URL: http://tajgenconsul-eka.ru/soot/un_l/.

19 URL: http://tajgenconsul-eka.ru/soot/un_l/.

20 Там же.

21 URL: http://www.oicmodel.az/panel/index.php?s=93aa897491b6be20fe7a 366a620fl5cf&showtopic=23.

22 URL: http://www.mfa.tj/index.php?node=article&id=70.

23 Там же.

24 Там же.

25 URL: http://tajgenconsul-eka.ru/soot/un_l/.

26 Там же.

27 Информация: Министерства экономики Республики Таджикистан.

28 Материалы 3879-го заседания: Совета Безопасности ООН. 14.05. 1998.

29 Там же.

30 Выступление посла Р. Алимова от 12 мая: 2000 года на заседании Совета Безопасности ООН.

31 Выступление постоянного представителя: Республики Таджикистан при ООН Рашида Алимова на заседании Генерального Комитета ООН по вопросу о включении в повестку дня 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН вопроса о представительстве Тайваня: в ООН. 13.09.2005.

32 URL: http://www.tajikembassychina.com/Ru_07_07.asp.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КНР

В.Я. Портяков'

РОССИЙСКО-КИТАЙСКАЯ ТОРГОВЛЯ: ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

История современной российско-китайской торговли насчитывает уже два десятилетия. Хотя в этот период двусторонняя торговля между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой являлась в первую очередь важной составной частью общего комплекса межгосударственных политических отношений, тем не менее, ее основные особенности на практике оказались производными от сугубо экономических факторов — стратегии и темпов развития народного хозяйства, изменений в структуре экономики, масштабах и сферах участия двух государств в мирохозяйственных обменах.

С конца 1970-х годов главным ориентиром, определяющим долгосрочную стратегию развития Китайской Народной Республики, является осуществление модернизации страны, основа которой — модернизация экономики. Процесс модернизации Китая рассчитан как минимум до середины XXI в. и подразделяется на три этапа: 1980-е годы, 1990-е годы и первая половина века.

* Портяков Владимир Яковлевич, д.э.н., проф., зам. директора ИДВ РАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.