Научная статья на тему 'Основные этапы формирования внешней политики Республики Таджикистан'

Основные этапы формирования внешней политики Республики Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
774
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН / ПОЛИТИКА «ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ» / МНОГОВЕКТОРНАЯ ПОЛИТИКА / FOREIGN POLICY / NATIONAL INTERESTS / REPUBLIC OF TAJIKISTAN / OPEN DOOR POLICY / MULTI-VECTOR POLICY / INTERNATIONAL COMMUNITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шарипов Амриддин Нуридинович

Статья посвящена рассмотрению формирования внешней политики Республики Таджикистан в период независимости и ее основных этапов развития. Внешняя политика Республики Таджикистан формировалась в условиях тяжелого экономического кризиса, разрыва традиционных хозяйственных отношений и навязанной гражданской войны. Именно, правильное определение основных направлений внешней политики содействовал развитию внешнеполитического ведомства и увеличению имиджа страны на международной сцене. В статье освещены трудности формирования внешней политики Республики Таджикистана в начале независимости. Вместе с тем, подчеркивается, что каждому этапу развития внешней политики страны свойственны особенности и достижения. Также в статье освещены факторы, содействовавшие переходу на многовекторную внешнюю политику и достижения, которые покорились Таджикистану за годы независимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main stages of the formation of the foreign policy of the Republic of Tajikistan

The article is devoted to the consideration of the formation of the foreign policy of the Republic of Tajikistan during the period of independence and its main stages of development. The foreign policy of the Republic of Tajikistan was formed in the conditions of a severe economic crisis, the rupture of traditional economic relations and the imposed civil war. Namely, the correct definition of the main directions of foreign policy contributed to the development of the foreign ministry and to increase the country's image on the international stage. The article highlights the difficulties of forming the foreign policy of the Republic of Tajikistan at the beginning of independence. At the same time, it is emphasized that each stage of the development of the country's foreign policy is characterized by features and achievements. The article also highlights the factors that contributed to the transition to a multi-vector foreign policy and the achievements that Tajikistan has submitted to over the years of independence.

Текст научной работы на тему «Основные этапы формирования внешней политики Республики Таджикистан»

А.Н. Шарипов

Таджикский национальный университет, Душанбе, Республика Таджикистан

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению формирования внешней политики Республики Таджикистан в период независимости и ее основных этапов развития. Внешняя политика Республики Таджикистан формировалась в условиях тяжелого экономического кризиса, разрыва традиционных хозяйственных отношений и навязанной гражданской войны. Именно, правильное определение основных направлений внешней политики содействовал развитию внешнеполитического ведомства и увеличению имиджа страны на международной сцене. В статье освещены трудности формирования внешней политики Республики Таджикистана в начале независимости. Вместе с тем, подчеркивается, что каждому этапу развития внешней политики страны свойственны особенности и достижения. Также в статье освещены факторы, содействовавшие переходу на многовекторную внешнюю политику и достижения, которые покорились Таджикистану за годы независимости.

Ключевые слова: внешняя политика, национальные интересы, Республика Таджикистан, политика «открытых дверей», многовекторная политика.

The main stages of the formation of the foreign policy of the Republic of Tajikistan

A.N. Sharipov

Tajik National University, Dushanbe, Republic of Tajikistan

Abstract. The article is devoted to the consideration of the formation of the foreign policy of the Republic of Tajikistan during the period of independence and its main stages of development. The foreign policy of the Republic of Tajikistan was formed in the conditions of a severe economic crisis, the rupture of traditional economic relations and the imposed civil war. Namely, the correct definition of the main directions of foreign policy contributed to the development of the foreign ministry and to increase the country's image on the international stage. The article highlights the difficulties of forming the foreign policy of the Republic of Tajikistan at the beginning of independence. At the same time, it is emphasized that each stage of the development of the country's foreign policy is characterized by features and achievements. The article also highlights the factors that contributed to the transition to a multi-vector foreign policy and the achievements that Tajikistan has submitted to over the years of independence.

Keywords: foreign policy, national interests, Republic of Tajikistan, open door policy, multi-vector policy, international community

Внешняя политика это взаимоотношение с другими государствами в интересах собственного государства; общий курс государства в международных делах. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, достигаемыми применением различных средств и методов. Важнейшее средство внешней политики - дипломатия.

Внешняя политика неразрывно связана с внутренней политикой государства.

Внешняя политика той или иной страны представляет собой конкретное, практическое воплощение министерством иностранных дел (или соответствующим ему внеш-

неполитическим ведомством) основных принципов международной политики государства, вырабатываемых в рамках его более широких структур и призванных отражать его национальные интересы.

Предметом внутренней и внешней политики нередко являются национальные интересы государства, что доказывает их тесную взаимосвязь1.

Все знают, что конечная цель каждой государственной политики - защита нацио-

1 Тюрина И.А. Системный подход к изучению взаимосвязи внешней и внутренней политики Электронный ресурс. URL https://cyberieninka.m/artide/n/sistemnyy-podhod-k-izucheniyu-vzaimosvyazi-vneshney-i-vnutrenney-politiki

нальных интересов. Поэтому настоящие политологи должны в мировом масштабе найти справедливый и рациональный баланс разносторонних интересов государств [Рахмонов 2004: 119].

Внешняя политика Республики Таджикистан также направлена для обеспечения национальных интересов, защиты прав граждан за рубежом и представления страны на международной арене. Официально с 31 декабря 2002 г. она называется политикой «открытых дверей».

Но необходимо отметить, что до официального провозглашения политики «открытых дверей» внешняя политика Республики Таджикистан преодолела трудный этап формирования. В целом, с учетом особенностей развития, решаемых задач, целей и перспектив внешняя политика нашей страны за прошедший 28 летний период формирования состоит из трех этапов.

Первый период начинается с приобретением государственной независимости. Этот период развивался очень медленно с учетом трудностей переходного периода, разрыва устойчивых экономических связей, финансово-экономического кризиса и навязанной гражданской войны.

Первые практические шаги на пути к признанию мировым сообществом, и вхождение в международные отношения были сделаны после официального прекращения деятельности Советского Союза (25 декабря 1991 г.). 4 - января 1992 г. Верховный Совет Республики Таджикистан (одиннадцатая сессия двенадцатого созыва) единогласно принял «Обращение Верховного Совета Республики Таджикистан к мировому сообществу наций», с просьбой признать независимость Таджикистана и установить с ней дипломатические отношения [Назриев, Саттаров 2005: 7].

Вхождение в ООН - это первый шаг для вхождения в глобальное течение международных отношений. Поэтому с обретением независимости одним из приоритетных направлений внешней политики Таджикистана было вступление в эту универсальную международную организацию.

29 января в адрес Президента Республики Таджикистан Р. Набиева от имени Генерального Секретаря Бутроса Гали поступила

телеграмма, в которой было сказано, что сегодня, 29 января 1992 г., на своем заседании Совет Безопасности без голосовании принял резолюцию о рекомендации Генассамблее принять Республику Таджикистан в члены ООН [Назриев, Саттаров 2005: 32].

2 марта на состоявшемся пленарном заседании 46 сессии Генеральной Ассамблее ООН в члены ООН были приняты восемь стран-членов СНГ, среди которых был и Таджикистан. Решения о приёме новых членов были приняты без голосования, на основании единодушного одобрения [Назриев, Саттаров 2005: 65].

Принятие в членство этой авторитетной организации свидетельствует признание нашего суверенитета со стороны мирового сообщества. Таким образом, мы получили возможность быть причастными к мировым делам и общечеловеческим проблемам, находиться в русле современного цивилизованного развития человечества, иметь доступ к его достижениям в политической, экономической, социальной, гуманитарной и других важнейших сферах деятельности.

К моменту вступления в ООН нашу республику официально признали 83 государства мирового сообщества. Таджикистан стал участником Совещания по сотрудничеству и безопасности в Европе, активно включился в другие международные процессы [Шарипов 2012: 40].

Однако, обострения политического кризиса и гражданского противостояния в Таджикистане в 1992 г. препятствовали налаживанию более активного вовлечения страны в мировое русло. После исторической XVI сессии Верховного Совета Республики Таджикистан (которая состоялась в городе Худжанде с 16 ноября по 2 декабря 1992 г.) и прихода к власти Э. Рахмона наступил относительный период развития внешней политики. Глава таджикского государства с первых дней политического руководства выбрал многовекторную политику. Хотя с учетом гражданского противостояния и трудностей связанные с её последствиями реальное осуществление такой политики началось в XXI в., но этап формировании внешней политики страны постепенно выявил эту реальность.

Например, в первом обращение к народу Таджикистана от 12-го декабря 1992 г. Глава таджикского государства определил основные принципы внешней политики в котором «вхождение республики в мировое сообщество, установление дипломатических отношений со всеми странами, которые хотят развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество с Таджикистаном, вступление в международные организации, укрепление и дальнейшее развитие добрососедских связей и всестороннего сотрудничества с государствами СНГ, прежде всего - Российской Федерацией, Узбекистаном, Казахстаном, Кыргызстаном, Туркменистаном и другими» играли важную роль. [Рахмонов 2004: 6].

В направлении осуществления многовекторной политики Э. Рахмон на ХУШ сессии Верховного Совета Республики Таджикистан от 28 декабря 1993 г. подчеркнул, что Республика Таджикистан по своему географическому, геополитическому местоположению и экономическим интересам входит в пять политических регионов:

- первый регион - союз независимых государств, которые, несмотря на трудности периода своего становления, стараются всемерно развивать внутренние связи;

- второй регион - Центральная Азия, которая идет по пути политической и экономической интеграции;

- третий регион - пространство жизни и действия соседних фарсиязычных государств, которые до сих пор не организовали у себя тот или иной политический или экономический союз. Их объединяют не только историческая, религиозная и культурная общность, но и реальные перспективы национального возрождения;

- четвертый регион - сфера влияния исламских государств Востока, которые связывают не только общность религии, обычаи, духовные ценности, но и возможности, и нужда национального возрождения.

Наконец, пятый регион - международное сообщество, внутренняя и внешняя интеграция которого усиливается с каждым днем и постепенно идет по пути к единой человеческой цивилизации. [Рахмонов 1995: 79].

С другой стороны, Таджикистан постепенно присоединился к международным конвенциям в направлении дипломатии,

примером которого можно считать Венскую конвенцию о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г.

Вместе с тем, если главной особенностью первого этапа внешней политики таджикского государства было становление, то его важной необходимостью и конечной целью стала достижение мира и национального согласия. Для становления успешной внешней политики способствовали принятие важных нормативно-правовых документов, которые определили его качественное развитие. Основными документами, содействовавшими успешному становлению внешней политики, можно считать следующие:

- Положение о Посольстве Республики Таджикистан от 23 января 1995 г. - № 165;

- Положение об основных правах и обязанностях Чрезвычайного Полномочного Посла Республики Таджикистан, аккредитованного в других государствах от 23 января 1995 г. - № 165;

- Закон Республики Таджикистан о единой протокольной практике - от 4 июля 1997 года.

- Консульский устав Республики Таджикистан - от 30 июля 1998 г. - № 275;

Следует подчеркнуть, что наряду с вхождением в мировое русло и нахождение своего достойного места на международной арене важнейшей задачей первого этапа формирования внешней политики Республики Таджикистан была достижение мира и национального согласия. Благодаря твёрдой позиции главы государства и последовательности в этом направлении эта цель была достигнута 27 июня 1997 г. В этот день Глава таджикского государства и лидер Объединенной таджикской оппозиции подписали Соглашение об установлении мира и национального согласия в Таджикистане [Шарипов, Фаттоев 2006: 129].

Наряду с этим с 2000 г. возник новый институт определения основных направлений внешней политики в форме ежегодных Посланий Президента Республика Таджикистан Парламенту, который свидетельствовал о качественном развитии внешней политики страны.

Второй этап начинается с началом нового тысячелетия. В этот период происходит

фундаментальные изменения в международных отношениях, связанные с известными трагическими событиями 11 сентября 2001 г. в США. Также прослеживается тенденция глобализации вопросов и проблем, стоящих на повестке дня ООН и других международных организаций, что наглядно свидетельствует о возрастании роли многосторонней дипломатии.

Протекающие процессы и тенденции начала XXI-го в. оказали серьезное влияния на геополитическую и геостратегическую роль исторической Центральной Азии, отдельных государств этого региона на региональное и межрегиональное взаимодействие.

В этих условиях особую актуальность приобретает учет и реализация новых возможностей и факторов межгосударственного и общерегионального сотрудничества современного типа. Осознавая это, Таджикистан стремится достичь устойчивого динамичного развития отношений со всеми странами мира в целом и региона в частности.

С другой стороны для провозглашения политики «открытых дверей» были несколько факторов и условий, которые требовали ведения многосторонней внешней политики. Эти факторы выражались в следующих аспектах:

- важное стратегическое расположение страны, которая охватывает одну из ключевых точек Центральной Азии;

- необходимость защиты государственного суверенитета - Независимость — это великая ценность. Она, прежде всего, свидетельствует о том, что нация обладает огромным людей потенциалом и может занять достойное место в ряду других народов мира [Рахмонов 2004: 353]. Также независимость — это чаяния и надежда каждой нации, для достижения, которого направляются старания и стремления народа. Но важнее считается защита независимости, которая в сложных современных условиях является одной из главных целей для каждого народа;

- с началом нового тысячелетия наблюдается повышение роли региона, которая была связана с началом антитеррористической кампании в Афганистане;

- необходимость сопротивления в борьбе с новыми нетрадиционными угрозами и коллективная безопасность;

- олицетворение культурно-исторических и традиционных ценностей таджикского народа, т.е. дружбы и добрососедства во внешней политике страны;

- соблюдение баланса в направлении основных приоритетов внешней политики государства;

- привлечения прямых иностранных инвестиций для возрождения экономики страны и реализации реформ в области развития республики и увеличения уровни благосостояния населения.

Также для этого были приняты нормативно-правовые акты, регулирующие внешнеполитическую деятельность республики, в том числе Закон Республики Таджикистан о международных договорах от 06.08.2001 г. № 31, 28.12.2005 г. № 142, 22.07.2013 г. № 1013, Концепция внешней политики Республики Таджикистан от 24 сентября 2002 г. , Закон Республики Таджикистан о дипломатической службе от 2 декабря 2002 г.

Резюмируя вышесказанные слова можно подчеркнуть, что Таджикистан является страной с важным стратегическим и геополитическим расположением в Центральной Азии, и достижения какой роли в регионе и в мире Таджикистана, прежде всего, зависит от того, до какой стадии ведется правильная внешняя политика.

Эти факторы содействовали провозглашению политики «открытых дверей», которая подтверждает готовность страны к взаимодействию со всеми субъектами международных отношений на основе общепризнанных принципов и норм международного права.

Пройденное время доказало, что реализация политики «открытых дверей» во внешней политике является единственно правильным способом ведения отношений со странами мирового сообщества в сложнейших условиях фундаментальных изменений в международных отношениях.

Сегодня во время рассмотрения приоритетности и правильности политики «открытых дверей» мы можем подчеркнуть следующие достижения:

- установление дипломатических отношений Республики Таджикистан с 128 странами мирового сообщества;

- официальное признание государственного суверенитета Республики Таджикистан со стороны 151 стран планеты;

- членство в 51 престижнейших международных региональных организаций;

- подписание 1200 двусторонних соглашений со странами мирового сообщества;

- членство в 600 международных конвенций;

- товарооборот свыше со 100 странами мира;

- достижения в направлении международных инициатив (прежде всего по проблеме воды, сотрудничество в этой сфере и его превращения в важный фактор устойчивого экономического развития);

- председательство главы таджикского государства на 54 сессии Генеральной Ассамблеи ООН;

- предложение формулы мира и т.д.2

Важнее всего одним из больших достижений нашей страны в эпоху независимости является формирование и реализация внешней политики, осью которого составляет политика «открытых дверей».

Благодаря сбалансированной внешней политике на втором этапе наш Таджикистан приобрел свое достойное место в мире, наладил разностороннее сотрудничество со странами мира, международных и региональных организаций и международных финансовых институтов.

Но необходимо подчеркнуть, что коренные изменения международных отношений и уязвимость национальных государств в 2013-2014 гг. раскрыли новую реальность. Именно в это время начинается становление третьего этапа, связанного с возникновением новых угроз и реальностей в мировом масштабе.

В этой связи с учетом обеспечения национальных интересов должны внедрить новые ценности в новую концепцию внешней политики государства. Этими ценностями являются своевременное реагирова-

2 Достижения внешней политики Таджикистана. Электронный ресурс. URL

https://mfa.tj/ru/main/vneshnyaya-politika/dostizheniya-vneshnei-politiki-tadzhikistana

ние на современные реальности для защиты независимости и ведение сбалансированной внешней политики. Именно, поэтому новая Концепция внешней политики была принята 27 января 2015 г. по приказу Президента Республики Таджикистан, которая определяет и регулирует основные принципы, цели и задачи, приоритетных направлений внешней политики Республики Таджикистан с учетом долгосрочных национальных интересов страны3 [3.].

Необходимость разработки и принятия настоящей Концепции вызвана конкретизацией целей, задач и направлений внешней политики Республики Таджикистан в изменяющихся условиях политической, социальной и экономическо-культурной жизни государства и формирования нового геополитического облика мира и региона во втором десятилетии XXI в. Концепция предусматривает разработку и реализацию внешней политики, содействующей соответствию развития страны с расширяющимися интеграционными процессами, регионализацией и глобализацией, предоставляющей новые приемлемые возможности для предотвращения и нейтрализации потенциальных угроз и вызовов, обеспечивающей необходимые основы для последовательной реализации национальных интересов на основе объективности и сбалансированности.

На этой основе во главе внешней политики нашего государства будет стоять содействие созданию атмосферы доверия и безопасности вокруг страны путем расширения и укрепления добрососедских отношений со всеми приграничными странами с использованием политических и дипломатических средств, постоянное проявление усилий и стремлений для своевременного решения актуальных вопросов региона4.

Внешняя политика страны под названием политика открытых дверей основывается

3 Концепция внешней политики Республики Таджикистан. Утверждена Указом Президента Республики Таджикистан от 27 января 2015 года, № 332. Электронный ресурс. URL http://mfa.tj/?l=tj&cat=109&art=1072

4 Послание Президента Республики Таджикистан, Лидера нации Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 22.12.2016 12:06, город Душанбе. Электронный ресурс. URL http://www.president.tj/ru/node/13747

на принципах дружбы и равноправных отношений со всеми странами.

"Ныне реализуемая Концепция внешней политики Таджикистана представляет собой логическое продолжение данного курса и обеспечивает вывод международных связей нашей страны на качественно новый уровень в новых условиях мирового развития", - подчеркнул глава государства в своем Послании Парламенту от 26 декабря 2018 г.

Во время выступления президент Таджикистана уточнил, что развитие и укрепление международного сотрудничества особенно важно при геополитической конкуренции и глобальных угрозах5.

Вместе с тем, были введены некоторые дополнения в Закон о дипломатической службе, (от 31 декабря 2014 г.) сделав суть и содержание данного закона более совершенным и дополненным.

Несмотря на успешность, внешняя политика Республики Таджикистан сталкивается с несколькими современными вызовами и угрозами, и устойчивость его дальнейшего развития зависит от противодействия и реагирования к ним:

- фундаментальные изменения в системе международных отношений с изменениями подходов соперничества сверхдержав и геополитических регионов;

- возникновение новых экстремистских и радикальных идей, в том числе религиозный экстремизм, националистские и неофашистские настроения - с учетом потери идентичности и распространения западных ценностей возникли и получили дальнейшее развитие националистические ценности, которые постепенно преобразовались в неофашистские и радикальные;

- уязвимость национальных государств и самодостаточный терроризм с элементами государственной структуры - данный вид сформировался после возникновения террористического государства ИГИЛ6;

- негативное влияние информационных угроз (промывание мозгов, привлечение молодежи посредством социальных сетей к

5 Рахмон озвучил основные направления внешней политики Таджикистана. Электронный ресурс. URL https://tj.sputniknews.ru/asia/20181213/1027708729

6 Деятельность организации запрещена на территории РФ.

радикальным группировкам и распространение экстремистских религиозных идей);

- не впадать в геополитическую зависимость от сверхдержав.

В целом, глобальные угрозы и вызовы формируются с процессами глобализации и развиваются параллельно, поэтому нужны новые методы борьбы с ними. В этом русле единственным выходом из сложившейся ситуации является сплочение и объединение усилий государств мирового сообщества.

Мы находимся на стыке соединения цивилизаций и должны иметь особую роль. Это зависит от талантов руководства страны и внешнеполитического ведомства. Именно правильность определения сути и основных направлений внешней политики содействует увеличению статуса и авторитета страны на мировой арене.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Внешняя политика стран СНГ. - Москва, 2019. (Переиздание одноименного учебного пособия 2017 г.).

Набиев P.A., Шaкирoв И.Я. Ареалы активизации исламских фундаменталистских течений в постсоветских среднеазиатских государствах // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения, 2015. Том 15, M 3. С. 83-90.

Назриев Д., Саттаров И. Республика Таджикистан: история независимости. Год 1992-й. Душанбе, 2005. С. 7, 32, б5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рахимов К.Х. Международно-правовые основы сотрудничества Республики Таджикистан с ШОС в сфере обеспечения безопасности и стабильности в многополярном мире // Постсоветские исследования. 2019. Т. 2. M 6. С. 1390-1401.

Рахмонов Э. Независимость Таджикистана и возрождение нации. Состоит из 7 томов. Том первый - Душанбе 2004 г, 358 с. С. б, 119.

Рахмонов Э. Независимость Таджикистана и возрождения нации. Том 1. Душанбе, 2004. С. 353

Рахмонов Э. Таджикистан: четыре года независимости и самосознания (на таджикском языке) -Душанбе, 1995. С. 79.

Рустамова Л.Р. Гуманитарная деятельность ЕС в Центральноазиатских странах постсоветского пространства: вызовы и возможности для России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения, 2018. Том 18, M 2. С. 304-314.

Сафарова Г. Ф. Механизмы преодоления исламского экстремизма в контексте обеспечения национальной безопасности стран Центральной Азии // Постсоветские исследования, 2018. Т. 1. M 7. С. 707-717.

Шарипов А.Н. Из истории таджикско-казахстанских взаимоотношений (1991-2006 гг.). Душанбе, ЭР-Граф, 2012. С. 40.

Шарипов А. Фаттоев С. Эмомали Рахмон - основоположник мира и национального согласия (на таджикском языке) Д., 200б. С. 129.

Сведения об авторе. Шарипов Амриддин Нуридинович, кандидат исторических наук,

доцент кафедры дипломатия и внешняя политика Республики Таджикистан, Таджикского

национального университета (email: [email protected]).

REFERENCES

Vneshnyaya politika stran SNG. - Moskva, 2019. (Pereizdanie odnoimennogo uchebnogo posobiya 2017 g.).

Nabiev R.A., SHakirov I.YA. Arealy aktivizacii islamskih fundamentalistskih techenij v postso-vetskih sredneaziatskih gosudarstvah // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Ser-iya: Mezhdunarodnye otnosheniya, 2015. Tom 15, M 3. S. 83-90.

Nazriev D., Sattarov I. Respublika Tadzhikistan: istoriya nezavisimosti. God 1992-j. Dushanbe, 2005. S. 7, 32, б5.

Rahimov K.H. Mezhdunarodno-pravovye osnovy sotrudnichestva Respubliki Tadzhikistan s SHOS v sfere obespecheniya bezopasnosti i stabil'nosti v mnogopolyarnom mire // Postsovetskie issle-dovaniya. 2019. T. 2. M 6. S. 1390-1401.

Rahmonov E. Nezavisimost' Tadzhikistana i vozrozhdenie nacii. Sostoit iz 7 tomov. Tom pervyj -Dushanbe 2004 g, 358 s. S. б, 119.

RahmonovE. Nezavisimost' Tadzhikistana i vozrozhdeniya nacii. Tom 1. Dushanbe, 2004. S. 353

Rahmonov E. Tadzhikistan: chetyre goda nezavisimosti i samosoznaniya (na tadzhikskom yazyke) -Dushanbe, 1995. S. 79.

Rustamova L.R. Gumanitarnaya deyatel'nost' ES v Central'noaziatskih stranah postsovetskogo pros-transtva: vyzovy i vozmozhnosti dlya Rossii // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya, 2018. Tom 18, M 2. S. 304-314.

Safarova G.F. Mekhanizmy preodoleniya islamskogo ekstremizma v kontekste obespecheniya nacional'noj bezopasnosti stran Central'noj Azii // Postsovetskie issledovaniya, 2018. T. 1. № 7. S. 707-717.

SHaripov A.N. Iz istorii tadzhiksko-kazahstanskih vzaimootnoshenij (1991-2006 gg.). Dushanbe, ER-Graf, 2012. S. 40.

SHaripov A. Fattoev S. Emomali Rahmon - osnovopolozhnik mira i nacional'nogo soglasiya (na tadzhikskom yazyke) D., 2006. S. 129.

About the author. Sharipov Amriddin Nuridinovich, candidate of historical sciences, associate professor of department of diplomacy and foreign policy Republic of Tajikistan, Tajik National University (email [email protected]).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.