Научная статья на тему 'Государственная независимость и ее значение'

Государственная независимость и ее значение Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2609
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ / СУВЕРЕНИТЕТ / ВОССТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ / ПРОЧНАЯ ПРАВОВАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОСНОВА / КОНСТИТУЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ / STATE INDEPENDENCE / SOVEREIGNTY / RESTORATION OF THE NATIONAL ECONOMY / SOLID LEGAL AND POLITICAL BASIS / THE CONSTI-TUTION / STATE SYMBOLS / ИСТИқЛОЛИЯТИ ДАВЛАТӣ / ИСТИқЛОЛИЯТ / БАРқАРОРСОЗИИ ИқТИСОДИЁТИ МИЛЛӣ / ПОЯҳОИ МУСТАҳКАМИ ҳУқУқӣ ВА СИЁСӣ / КОНСТИТУТСИЯ / РАМЗҳОИ ДАВЛАТӣ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шарифзода Абдуфаттох, Шарифзода Махина Талиб

В статье рассматриваются вопросы становления национальной государственности Республики Таджикистан. Автором анализируется современный этап формирования политической независимости и приводятся конкретные предпосылки и концепции суверенитета. Отмечается, что государственный суверенитет является центральной категорией, представляющей собой фундаментальную политико-правовую базу. На основе фактических материалов раскрывается роль XVI сессии Верховного Совета Республики Таджикистан в восстановлении конституционного строя в республике. Центральное место в статье занимает миротворческая деятельность главы Республики Таджикистан Эмомали Рахмон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Independence and its Significance

The article under consideration dwells on the formation of the national statehood of Tajikistan Republic. The author considers the modern stage targeted at political independence formation and presents specific prerequisites and concepts of sovereignty, in particular, the fact that state sovereignty is a central category, which represents a fundamental political and legal basis. Based on actual materials, the role of the XVI session of the Supreme Council of the Republic of Tajikistan in restoring the constitutional system in the republic is revealed. The centerpiece of the article is the peacekeeping activity of the head of the Republic of Tajikistan, Emomali Rakhmon.

Текст научной работы на тему «Государственная независимость и ее значение»

07.00.00.ИЛМ^ОИ ТАЪРИХ ВА БОСТОНШИНОСИ О7.ОО.ОО.ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ 07.00.00.HIST0RICAL SCIENCES AND ARCHEOLOGY

07.00.02. ТАЪРИХИ ВАТАН 07.00.02. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ 07.00.02. HOME HISTORY

УДК 32Т(575.3) ББК 66.5(5Т)

А.ШАРИФЗОДА М.Т.ШАРИФЗОДА

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ

Независимость для каждой нации является бесценным благом, величайшей святыней и грандиозным праздником, ибо она катализатор национальной гордости, основа развития и прочный фундамент единства и государственной целостности.

Таджикский народ обрел независимость 9 сентября 1991 года, и с той поры ежегодно с большим размахом празднуется день Государственной независимости Республики Таджикистан.

В начале 90-х годов ощущалась необходимость внесения изменений и дополнений в Декларацию 1990 года. Заявление Верховного Совета Республики Таджикистан «О государственном суверенитете Республики Таджикистан»(2, 3), от 9 сентября 1991, принятое на внеочередной Сессии Верховного Совета Республики Таджикистан двенадцатого созыва, так проницательно сформулировало эту мысль: «Принимая во внимание революционные преобразования в СССР и уважая стремление входящих в него суверенных республик к новым взаимоотношениям, в соответствии с принятой 24 августа 1990 года Декларацией о суверенитете Республики Таджикистан, Верховный Совет провозглашает государственную независимость Республики Таджикистан». Здесь важнейшим пунктом было стремление независимых республик к восстановлению взаимоотношений. К тому же, определяя понятие «независимость» как «государственную», выражали стремление Таджикистана к достижению подлинной независимости. Заявление представляло Республику Таджикистан в ее международных отношениях в качестве самостоятельного субъекта международного права.

Принятое Заявление послужило тому, что Верховный Совет Республики Таджикистан принял специальное постановление «О провозглашении государственной независимости Республики Таджикистан»(3, 55) и одобрил текст Декларации Верховного Совета о государственной независимости Республики Таджикистан.

Вот уже 27 лет, как Таджикистан продвигается вперед под знаменем суверенитета и под мудрым руководством Основателя мира и национального единства - Лидера нации, Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона, развивается в атмосфере мира, спокойствия и сплоченности народа вокруг Главы государства, неизменно добиваясь больших свершений.

В то же время мы должны глубоко осознавать, что эти успехи нам дались не легко. Чтобы добиться этого, наш народ прошел через неимоверные трудности. Известно, что до XVI Сессии Верховного Совета Республики Таджикистан (16 ноября 1992 года) и избрания Эмомали Рахмона Председателем Верховного Совета страну сотрясала навязанная гражданская война. Судьбой было предначертано, чтобы этот мужественный человек в то смутное время взял бразды правления в свои руки, приступил к терпеливому погашению языков пламени братоубийственной войны, стал думать, как сплотить народ. Он спас Таджикистан от распада и в полном смысле утвердил Государственную независимость.

Даже короткий взгляд на недавнее прошлое обнажает картину того сложного периода и представляет неустанные усилия Лидера нации для защиты независимости на все времена. Внеочередная Сессия Верховного Совета Республики Таджикистан XII созыва своим решением объявила 9 сентября Днем Государственной независимости, и, начиная с того исторического дня, на политической карте мира появилось новое суверенное государство - Республика Таджикистан.

Но, к сожалению, это важное историческое и судьбоносное событие, являющееся чаянием каждой свободолюбивой нации, в силу различных обстоятельств в то время не смогло обеспечить единство нации. Различные позиции, неприязнь, отсутствие толерантности, личная вражда некоторых деятелей сделали мглистой атмосферу в обществе, и народ не смог во всей полноте осознать значения слов «свобода», «независимость», «суверенитет».

В стране набирал силу процесс противостояния. Оппозиционные силы при помощи своих зарубежных «боссов» старались прибрать власть к своим рукам и укрепить чуждую идеологию

в нашем обществе. Эти антинациональные и антигосударственные подвижки оппозиционных лиц привели к противостоянию их со здоровыми силами общества, в итоге произошла гражданская война.

С целью устранения кризиса было создано Правительство национального примирения с включением в его состав группы представителей оппозиции, но это правительство не сумело погасить огонь войны и нормализовать политическую ситуацию. Тысячи людей были вынуждены покинуть места проживания и бежать в соседние страны и Россию. Число внутренних мигрантов, скрывающихся в дальних регионах страны, превысило миллион человек.

Опубликованные об этой трагедии нации данные весьма удручающие: убито более 150 тысяч человек, были разрушены 30 тысяч жилых домов, сотни объектов и сооружений, предприятий и фабрик, учреждения сферы медицины, образования, культуры, помещения государственных ведомств. В целом, нанесенный войной материальный урон составил почти 10 млрд. долларов(1)

В этих тяжелейших условиях народные депутаты в высшем органе представительной власти взяли на себя громадную ответственность, и 16 ноября 1992 года во дворце «Арбоб», недалеко от Худжанда, провели XVI сессию Верховного Совета Республики Таджикистан XII созыва. Верховный Совет избрал новое политическое руководство страны во главе с уважаемым Эмомали Рахмоном. Именно он, как Председатель Верховного Совета Республики Таджикистан и в то же время Глава государства, внес программу полного вывода страны из политического, экономического, культурного и нравственного кризиса. К счастью, Верховный Совет с избранием нового руководителя в лице Эмомали Рахмона сумел избрать правильный путь. Таким образом, в те дни, когда наш благодатный Таджикистан полыхал в огне войны, на счастье нации Эмомали Рахмон не побоялся взять на себя руководство практически разложившимся и парализованным государством, неимоверным трудом остановил войну и сплотил народ. Встав у руля власти, он в первый же день объявил о своей главной цели - установить мир в Таджикистане, вернуть беженцев и объединить народ вокруг идеи единства.

Присягая, новый Председатель Верховного Совета заявил: «Свою работу я начну с думой о мире, мы должны быть подобны братьям и сестрам, чтобы стабилизировать обстановку». Своей клятве он остался верен все годы служения Родине и нации, ибо с того момента начался путь страны к выходу из политического, экономического, культурного и нравственного кризиса.

Во всех постсоветских странах в 90-х годах ХХ-го века наблюдался спад экономики, но в Таджикистане в результате вооруженного противостояния этот процесс протекал намного острее. В 1992 году дошло до того, что ситуацию в экономике специалисты назвали «экономической трагедией». В стране царили безвластие и хаос, государственные и частные производства функционировали очень плохо, с другой стороны, некоторые отечественные и зарубежные экономические группы, пользуясь ситуацией, начали грабить и разворовывать национальное достояние.

После XVI сессии и начала деятельности Эмомали Рахмона в качестве Главы государства экономические показатели стали медленно, но устойчиво преображаться. Самое главное, был остановлен спад, что означало возвращение к законности и давало надежду на лучшее будущее. Возвращение беженцев, прекращение военных действий, восстановление национальной экономики и многое другое во имя укрепления мира и стабильности уже началось в первые месяцы после XVI сессии Верховного Совета.

Постепенно жизнь наладилась, начались работы по восстановлению разрушенных объектов, в деятельность различных государственных структур были внесены изменения и дополнения, были созданы Национальная армия и Пограничные войска. Это дало возможность укрепить первые столпы таджикской государственности, вернуть вынужденных беженцев-мигрантов в Таджикистан, создать прочную правовую и политическую основу, активизировать общество, повысить международный авторитет страны, воспитывать новое поколение в духе уважения к независимости, любви к родной земле, истории, литературе и культуре своего народа, к родному языку, начать строить демократическое общество, укреплять и повышать национальное самосознание и почитание национальных и общечеловеческих ценностей.

В современном мире каждое государство и нация имеют свои государственные символы и национальные святыни, такие как Конституция, герб, флаг, гимн и национальная валюта, благодаря которым каждая независимая страна становится узнаваемой на международной арене.

Принятие Конституции суверенного государства является одним из важнейших судьбоносных событий в новейшей истории нашего народа. Это произошло 6 ноября 1994 года в очень сложный социально-политический период, когда ещё в разгаре была гражданская

война. Но с осознанием великой ответственности граждане страны посредством Всенародного референдума приняли Основной закон государства - Конституцию Республики Таджикистан.

Конституция как паспорт страны и свидетельство счастливой нации впервые представила миру Таджикистан в качестве суверенного, демократического, правового и светского государства, объявила государственным таджикский язык, определила государственные символы и признала права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, а народ -выразителем независимости и единственным источником государственной власти. После принятия Конституции в стране начались коренные реформы, были урегулированы все сферы жизни, общества и государства, была создана прочная основа для конституционной стабильности.

Национальный флаг является предметом национльной гордости, выразителем единства и сплоченности, чести и патриотизма каждого гражданина суверенного Таджикистана, а в отблесках его красок отражены созидательные цели и путь его народа.

На XVI сессии Верховного Совета Республики Таджикистан, наряду с другими важнейшими вопросами того неспокойного времени, народные депутаты приняли Закон Республики Таджикистан «Об утверждении Устава Государственного флага Республики Таджикистан». Принятие флага придало новый смысл и значение государственному управлению, жизни и мышлению нашего народа, стало патриотическим шагом и первой попыткой устранения нависшей над государством и нашим древним народом опасности (5).

Государственный герб является символом государственности, в стране и за её пределами посредством официальных государственных документов удостоверяет единство и суверенитет государства, личность граждан и собственность страны, поэтому считается одной из святынь каждого государства и нации.

В гербе отражены географические особенности и национальные ценности нашей республики: высокие пики указывают на таджикские горы, восходящие лучи - на наш солнечный край, золотая корона является символом величия народа, а семь звезд означают многообразие климата и добрые чаяния народа.

Национальный гимн, как один из главных символов государственности, звучит в начале и конце политических и государственных мероприятий. На больших спортивных форумах при защите чести и славы таджикского государства и нации гордыми спортсменами в зарубежных странах он звучит при поднятии Государственного флага.

В период независимости с целью дальнейшего совершенствования денежно-кредитной системы и на этой почве повышения роли национальной валюты в экономике страны был издан Указ Президента Республики Таджикистан о замене таджикского рубля на новые таджикские купюры, в соответствии с которым 30 октября 2000 года в оборот была введена новая единица национальной валюты Республики Таджикистан - сомони.

Национальная валюта является национальным богатством и достоянием, выразителем авторитета нации, и она своим зарождением обязана независимости.

За годы независимости в социально-экономической сфере произошли громадные изменения, в результате чего коренным образом изменился облик городов и районов, ещё больше укрепилось национальное единство. Для превращения Таджикистана в развитую страну Лидер нации Эмомали Рахмон избрал наиболее правильные и оптимальные пути - это вывод страны из коммуникационного тупика, достижение полной энергетической независимости и обеспечение продовольственной безопасности.

Соединение всех регионов страны высококлассными автомобильными дорогами, укрепление всесторонних экономических и хозяйственных связей между городами и районами являются одними из тех мер, которые создают благоприятные условия для формирования национального единства.

С целью укрепления энергетической независимости в эксплуатацию были сданы две электростанции - «Сангтуда-1» и «Сангтуда-2», сегодня большими темпами продолжается строительство Рогунской ГЭС. Принятие «Государственной долгосрочной программы создания каскада малых гидроэлектростанций на период 2009-2020 годов» намного расширило процесс энергетической реформы, что позволит превратить Таджикистан в страну- производителя экологически чистой и дешёвой электроэнергии.

Автомобильная магистраль «Душанбе - Худжанд - Чанак», как важная часть Великого шелкового пути, соединившая Согдийскую область со столицей и другими регионами страны, стала большим шагом на пути к достижению важной стратегической цели - вывода страны из коммуникационного тупика. Строительство железной дороги «Курган-Тюбе - Куляб», автомагистрали «Куляб - Хорог - Кульма - Каракорум», тоннелей «Истиклол», «Шахристон», «Хатлон», «Озоди», газовых месторождений Ходжасартез, Ходжабакирган, аэропорта Куляба, перестройка аэропортов Душанбе и Худжанда, ввод ряда больших и малых промышленных

объектов в селениях, городах и областях, благоустройство мест проживания, реконструкция дорог и разрушенных мостов, в особенности в Раштской и Вахшской долинах, учреждение десятков совместных предприятий с зарубежными странами по всей республике также являются плодами независимости и национального единства. Трудности, связанные с передвижением между регионами, постепенно находят свое решение, в результате чего города и районы страны во все времена года обеспечены надежным автомобильным сообщением. Эти дороги способствуют не только передвижению, но и формированию устойчивых экономических отношений между регионами и в итоге создают общие экономические интересы, тем самым становясь значимым фактором национального единства.

Другой важной стратегической целью Правительства Республики Таджикистан является обеспечение продовольственной безопасности, и в этом направлении также проделана заметная работа.

Ещё в начале своей деятельности Глава государства Эмомали Рахмон для решения проблемы нехватки продуктов питания выделил гражданам 75 тысяч гектаров земли, чтобы население могло эффективно пользоваться ими и обеспечивать себя продуктами первой необходимости.

Правительством страны были внесены большие изменения во всех сферах национальной экономики. Так, в сельскохозяйственной сфере стали осуществляться новые формы хозяйствования. Появились дехканские частные хозяйства, жителей стали обеспечивать дополнительными местами работы. В связи с развитием сферы, обеспечивающей продуктами первой необходимости, Президентом страны были приняты различные государственные программы. Благодаря реализации государственных программ и стратегий появились благоприятные условия для развития сфер животноводства, птицеводства, рыбоводства, пчеловодства, семеноводства, создания новых садов, введения в оборот пахотных земель, осуществления мелиоративных работ, экспорта овощей и фруктов, сухофруктов, создания предприятий по переработке сельхозпродукции.

Было открыто много производственных промышленных предприятий, созданы новые рабочие места. Наряду с этим в свободных экономических зонах и других уголках страны была налажена переработка сырья до конечной, готовой продукции. В связи со спросом на овощи и бахчевые, фрукты и сухофрукты, качественный мед и другую продукцию, отвечающую мировым стандартам, хорошо налажен экспорт этих видов продукции в зарубежные страны.

По мнению Лидера нации, Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона, промышленное производство - это катализатор национальной экономики, средство, обеспечивающее занятость населения, источник пополнения государственного бюджета и, в целом, важнейший фактор решения социальных проблем.

За годы независимости также произошли заметные изменения в сфере горной промышленности.

Свидетельством тому является сдача в эксплуатацию с участием Главы государства Эмомали Рахмона крупнейших промышленных предприятий, таких как Металлургический комбинат горнопромышленной компании Таджикистана и Китая в городе Истиклол Согдийской области, крупное предприятие по производству криолита, фтористого алюминия и сульфатной кислоты, предприятие «Хуаксин Гаюр цемент», «Мохир цемент» в Яванском районе Хатлонской области, «Хуаксин Гаюр Сугд цемент» в Бободжон Гафуровском районе Согдийской области и Таджикский металлургический комбинат в Гиссаре.

Горная продукция, другие промышленные и сельскохозяйственные товары Таджикистана экспортируются в зарубежные страны, в том числе Российскую Федерацию, Китайскую Народную Республику, Казахстан, Турцию, а также в страны Европы.

Показатели развития человеческого потенциала состоят из трех главных направлений -доступа к образованию, здравоохранению и достойному уровню жизни.

Правительство страны для улучшения ситуации по данным направлениям осуществляет государственные программы и добивается заметных результатов.

В особенности серьезные шаги предприняты в сфере науки и образования, проводятся реформы и обновления. Стратегическая цель социальной политики государства в сфере науки направлена на то, чтобы учащиеся средних общеобразовательных учреждений не ограничивались лишь теоретическим изучением отдельных предметов, но наряду с практическими и лабораторными занятиями стремились к освоению современных знаний и расширению кругозора.

В период независимости, особенно в последние годы, Правительство Таджикистана уделяет большое значение созданию и реконструкции учебных заведений в соответствии с современными условиями, оснащению передовым оборудованием, информационными технологиями. Повышение уровня и качества учебного процесса, привлечение учеников к новаторству и изобретательству, изучение точных наук и языков, воспитание сегодняшнего и

будущих поколений в духе патриотизма, гордости и уважения к национальным и общечеловеческим ценностям являются первостепенной задачей государства, Правительства страны и работников сферы образования.

Руководство государства и Правительство республики с учетом того, что здоровье народа является важнейшим условием развития страны, уделяет большое внимание решению вопросов, связанных со здравоохранением населения.

В сфере здравоохранения и социальной защиты населения устойчиво и поэтапно проводятся реформы, в результате систематического увеличения финансирования сданы в эксплуатацию десятки новых учреждений здравоохранения, оснащенные современным медицинским оборудованием, улучшается уровень и качество медицинского обслуживания населения.

В стране особое внимание уделяется оздоровлению инвалидов, социальной поддержке уязвимых слоев общества, в том числе сирот и беспризорных детей, малообеспеченных семей, их доступу к медицинскому и социальному обслуживанию, с этой целью в этом направлении осуществляются своевременные меры.

Задачи и цели в сфере культуры больше направлены на формирование нравственности, глубокое изучение истории прошлого и нынешнего культурного наследия таджикского народа, укрепление чувства национальной гордости и патриотизма, а также утверждение в сознании подрастающего поколения, молодежи чувства уважения к национальным святыням и государственным символам.

За последние 10 лет благодаря усилиям Правительства страны были построены Национальная библиотека и Национальный музей, здания большинства профессиональных театров и учреждений культуры в стране. Два академических театра в Душанбе были капитально отремонтированы, в различных городах и районах страны было построено более 20 современных театров, дворцов и центров культуры.

За годы независимости в республике во имя почитания богатой культуры наших предков с участием Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона с большим размахом и особой грандиозностью был проведен ряд общегосударственных и общенациональных мероприятий - Год арийской цивилизации, 2500-летие Истаравшана, 2700-летие Куляба, 3000-летие Гиссара, а также празднование других важных исторических дат(6).

Взгляд на пройденный путь дает осознание того, что в период независимости сделаны большие созидательные шаги во имя развития и процветания страны. За эти годы в жизнь были претворены великие планы, о которых в советское время никто не задумывался, или они годами существовали лишь на бумаге.

Как известно, только та страна может играть роль на международной арене, которая успешно проводит внутреннюю политику, способна обеспечить стабильность, единство и целостность. Сегодня Таджикистан является полноправным членом 57 региональных и международных организаций, вместе с другими странами вносит свой вклад в решение политических проблем, а также трудностей, связанных с безопасностью, экономикой, социальной и культурной жизнью планеты. Наша страна также является членом структур Организации Объединенных Наций, в которых проводит успешную деятельность. В 2016 году Республика Таджикистан была принята в членство экономического и социального Совета Организации Объединенных Наций (ЭКОСОС). Это является ещё одним международным достижением, свидетельствующим об авторитете нашей страны. Республика Таджикистан подписалась под 350 международными документами, такими как международные Конвенции, Хартии и Декларации, и выполняет свои обязательства в плане достижения мировых целей, в частности, социального развития, улучшения экономической ситуации, защиты окружающей среды и других.

За 27 лет независимости Республика Таджикистан как неотделимый и полноправный субъект мирового сообщества в рамках своей успешной внешней политики установила дипломатические отношения с большинством стран мира. В настоящее время двусторонние отношения с зарубежными странами во имя развития дружбы, сотрудничества и добрососедства во благо народа страны приносят желанные плоды.

Одними из высших образцов дружеских отношений, добрососедства и стратегического партнерства являются обоюдовыгодные отношения двух соседних стран - Таджикистана и Узбекистана.

В 2018 году в ходе государственных визитов Президента Республики Таджикистан в Узбекистан и Президента Республики Узбекистан в Таджикистан стороны подписали более 50 важных документов. С уверенностью можно сказать, что подписанные документы охватили все ключевые сферы сотрудничества Таджикистана и Узбекистана и положили конец всем трудностям и преградам, мешающим развитию дружеских отношений двух народов.

Ответный государственный визит Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона в Республику Узбекистан открыл новую страницу в политических отношениях обеих стран и своими успешными ценными итогами золотыми буквами вписан в историю.

Непреходящее значение имеет подписание в ходе государственного визита Президента Республики Таджикистан в Республику Узбекистан «Договора о стратегическом партнерстве между Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан», внесшего бесценный вклад в сближение и интеграцию наших городов и наций. Эти визиты возвели отношения государств на качественно новый уровень. Усилиями Эмомали Рахмона и Шавката Мирзиёева обе страны вышли на уровень стратегического партнерства.

Государственные визиты президентов, подписание документов, организация бизнес-форумов, выставок промышленной и сельскохозяйственной продукции, культурных программ в обоих государствах, открытие 16 межреспубликанских пограничных пунктов, восстановление воздушного сообщения, автомобильных дорог, эффективная деятельность Межправительственной комиссии Таджикистана и Узбекистана по торгово-экономическому сотрудничеству и другие факторы создали благоприятные условия для сближения таджикского и узбекского народов и восстановление свободного передвижения родственников.

30-31 августа 2018 года в истории добрососедских отношений Таджикистана и Узбекистана произошло ещё одно важное и радостное событие. Главами государств - Эмомали Рахмоном и Шавкатом Мирзиёевым были удостоены государственных наград - орденов и почётных званий Таджикистана и Узбекистана - государственные деятели, представители науки, образования и культуры (по десять человек с обеих сторон), за достойный вклад в укрепление, развитие и расширение отношений дружбы, культурных и гуманитарных, социально-экономических, научно-технических связей во благо таджикского и узбекского народов.

Таджикистан благодаря эффективным усилиям и своевременной постановке вопросов Президентом страны уважаемым Эмомали Рахмоном сегодня на мировой арене признан активной и инициативной страной. Основатель мира и национального единства - Лидер нации, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон является автором четырех глобальных мировых инициатив: «Международный год чистой воды, 2003», «Международный год сотрудничества в сфере воды, 2013», «Международное десятилетие действий «Вода для жизни, 2005-2005 годы» и Международное десятилетие действий «Вода для устойчивого развития, 20182028 годы».

Установление мира и национального единства только на первый взгляд кажется внутренним делом страны. Предпринятые Лидером нации Эмомали Рахмоном важные шаги, как до установления мира, так и после него, то есть сплочение нации, остановка кровопролития, разрешение конфликтов путем переговоров, личные мужественные усилия для достижения мира и согласия, даже с риском для собственной жизни, восстановление за короткий срок разрушенной экономики и снижение уровня бедности, превращение страны в край спокойствия и стабильности, не только способствовали развитию Таджикистана, но и стали важным фактором укрепления безопасности в регионе. Все это в целом стало основой для признания Эмомали Рахмона Лидером - новатором и реформатором, руководителем, который на примере одной страны сумел осуществить общечеловеческие чаяния. Естественно, высокий мировой авторитет нашего Лидера способствовал возвышению политического имиджа страны в глазах мирового сообщества, созданию благоприятных условий для развития дипломатии и установления отношений дружбы со многими развитыми государствами.

Именно благодаря неустанным усилиям и самоотверженному труду Таджикистан избежал опасности распада, укрепил свою государственную независимость. Таджикский народ, в течение столетия хранивший в своем сердце мечту о возрождении национальной государственности, достиг великих исторических свершений, и сегодня он устойчивыми шагами продвигается к достойному и светлому будущему.

Независимость является символом суверенитета и патриотичности гордого цивилизованного таджикского народа, который, самостоятельно определив свою судьбу, найдя свой особый путь и заняв достойное положение в мировом сообществе, сверяет свой с пульсом планеты(4, 17).

19 декабря 2017 года под номером 968 был подписан Указ Президента Республики Таджикистан «О праздновании 30-летия Государственной независимости Республики Таджикистан», согласно которому в 2021 году по всей стране будет широко и торжественно отмечаться этот общенациональный праздник.

Этот шаг предпринят во имя почитания национальных ценностей, в том числе Государственной независимости Республики Таджикистан. Главной же целью празднования 30-летия Государственной независимости является встреча с достойными свершениями этого исторического события.

А сегодня, в год 27-летия Государственной независимости, народ Таджикистана живет мирной жизнью и трудится в духе созидания во благо ещё большего украшения нашей прекрасной земли и теснее сплачивается вокруг своего признанного Лидера нации, которому верит и который в своей многогранной деятельности опирается на здоровые силы общества, миролюбие, благоразумие и дальновидность своей древней нации.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Выступление в честь 25-летия XVI сессии Верховного Совета Республики Таджикистан// Сайт Президента Республики Таджикистан. - URL: http://www.president.tj/ru/node/16622

2. Декларация о суверенитете Республики Таджикистан (с учетом поправок, внесенных Постановлением Верховного Совета Республики Таджикистан «О внесении изменений и дополнений в Декларацию о суверенитете Таджикской Советской Социалистической Республики» №391, от 9 сентября 1991 года // Ведомости Верховного совета Республики Таджикистан. - Душанбе: Первая типография Госкомитета Республики Таджикистан по печати, 1991. - №18. - 119 с.) // Ведомости Верховного Совета Таджикской ССР (на таджикском языке). - Душанбе: Первая типография Госкомитета РСС Таджикистан по печати, 1990. - №16. - 40 с.

3. Основы новейшей государственности. Под ред.председателя Маджлиси Милли, Маджлиси Оли Республики Таджикистан М.Убайдуллоева.- Москва: Радуница, 2002.- 416 с.

4. Постановление Верховного Совета Республики Таджикистан «О провозглашении государственной независимости Республики Таджикистан», 9 сентября 1991 года, № 392 // Ведомости Верховного Совета Республики Таджикистан. - Душанбе: Первая типография Госкомитета Республики Таджикистан по печати, 1991. - №18. - 119 с.

5. Шарифзода, А., Айниддин С. Мой независимый Таджикистан // Национальное информационное агентство Таджикистана «Ховар». - 2018. - 07 сентября. - URL: http://khovar.tj/rus/2018/09/moj-nezavisimyj-tadzhikistan-27-letiyu-gosudarstvennoj-nezavisimosti-tadzhikistana-posvyashhaetsya/

6. Шарифзода, А. Таджикистан-25(Достижение таджикского народа во главе с Основателем мира и национального единства, Лидером нации, Президентом Республики Таджикистан Эмомали Рахмоном за 25 лет Государственной независимости).-Душанбе: Ирфон, 2018. -372с.

REFERENCES:

1. Speech in honor of the 25th anniversary of the XVI session of the Supreme Council of the Republic of Tajikistan // Website of the President of the Republic of Tajikistan. - URL: http://www.president.tj/ru/node/16622

2. Declaration of Sovereignty of the Republic of Tajikistan (with amendments made by Resolution of the Supreme Council of the Republic of Tajikistan "On Amendments and Additions to the Declaration of Sovereignty of the Tajik Soviet Socialist Republic" No. 391, September 9, 1991 // Vedomosti of the Supreme Council of the Republic of Tajikistan. - Dushanbe: First printing house of the State Committee of the Republic of Tajikistan on Press, 1991. - No. 18. - 119 p.) // Vedomosti Supreme Soviet of the Tajik SSR (in Tajik language). - Dushanbe: First printing house of the RCC State Committee on Press in Tajikistan, 1990. - No. 16. - 40 p.

3. Decree of the Supreme Council of the Republic of Tajikistan "On the proclamation of the state independence of the Republic of Tajikistan", September 9, 1991, No. 392 // Vedomosti, Supreme Council of the Republic of Tajikistan. - Dushanbe: The first printing house of the State Committee of the Republic of Tajikistan on Press, 1991. - №18. - 119 p.

4. Sharifzoda Abdufattoh. Tajikistan-25 (Achievement of the Tajik people at the head of the Founder of Peace and National Unity, Leader of the Nation, President of the Republic of Tajikistan Emomali Rahmon for 25 years of State Independence). - Dushanbe: Irfon, 2018. - 372 pp.

5. Basics of the newest statehood. Moscow: Radunitsa, 2002. - 416 p.

6. Sharifzoda A., Ainiddin S. My independent Tajikistan // National Information Agency of Tajikistan "Khovar". - 2018. - 07 September. - URL: http://khovar.tj/rus/2018/09/moj-nezavisimyj-tadzhikistan-27-letiyu-gosudarstvennoj-nezavisimosti-tadzhikistana-posvyashhaetsya/

Истицлолияти давлати ва ах;амияти он

Вожщои калиди: истицлолияти давлати, истицлолият, барцарорсозии ицтисодиёти милли, пояуои мустщками цуцуцй ва сиёсй, Конститутсия, рамзуои давлати

Мацола ба ташаккули давлатдории миллии Цумуурии Тоцикистон ихтисос ёфтааст.Муаллиф маруилауои муосири ташаккули мустацилияти сиёсиро барраси намуда, заминщои хос ва консепсияи

истицлолият, ба вижа истицлолияти давлатиро, ки яке аз мафуумуои марказй буда, пощои асосии сиёсиию цуцуциро созмон медщад, нишон додааст. Дар асоси маводи воцей нацши Ицлосияи XVI Шурои Олии Цущурии Тоцикистон дар барцарорсозии сохти конститутсионй дар цумуурй ошкор карда шудааст.Меувари мацоларо фаъолияти сущовари Сарвари Цумуурии Тоцикистон Эмомалй Рацмон ташкил додааст.

Государственная независимость и ее значение

Ключевые слова: государственная независимость, суверенитет, восстановление национальной экономики, прочная правовая и политическая основа, Конституция, государственные символы

В статье рассматриваются вопросы становления национальной государственности Республики Таджикистан. Автором анализируется современный этап формирования политической независимости и приводятся конкретные предпосылки и концепции суверенитета. Отмечается, что государственный суверенитет является центральной категорией, представляющей собой фундаментальную политико-правовую базу.

На основе фактических материалов раскрывается роль XVI сессии Верховного Совета Республики Таджикистан в восстановлении конституционного строя в республике. Центральное место в статье занимает миротворческая деятельность главы Республики Таджикистан Эмомали Рахмон.

State Independence and its Significance

Keywords: state independence, sovereignty, restoration of the national economy, solid legal and political basis, the Constitution, state symbols The article under consideration dwells on the formation of the national statehood of Tajikistan Republic. The author considers the modern stage targeted at political independence formation and presents specific prerequisites and concepts of sovereignty, in particular, the fact that state sovereignty is a central category, which represents a fundamental political and legal basis. Based on actual materials, the role of the XVI session of the Supreme Council of the Republic of Tajikistan in restoring the constitutional system in the republic is revealed. The centerpiece of the article is the peacekeeping activity of the head of the Republic of Tajikistan, Emomali Rakhmon.

Маълумот дар бораи муаллифон:

Шарифзода Абдуфаттох,, доктори илмуои таърих, профессор, узви вобастаи Академияи илмуои Цумуурии Тоцикистон(Цумуурии Тоцикистон, ш. Душанбе), E-mail: [email protected]

Шарифзода Марина Толиб, корманди илмии Пажууишгоуи таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи А.Дониши Академияи илмуои Цущурии Тоцикистон(Цумуурии Тоцикистон, ш. Душанбе) E-mail: [email protected] Сведения об авторах:

Шарифзода Абдуфаттох, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент Академии наук Републики Таджикистан(Республика Таджикистан, г. Душанбе) E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шарифзода Махина Талиб, научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Академии наук Републики Таджикистан (Республика Таджикистан, г. Душанбе) E-mail: [email protected] Information about the authors:

Sharifzoda, Abdufattoh, Dr. of History, Professor, correspondent member of Academy of Sciences Tajikistan Repablic(Tajikistan, Dushanbe) E-mail: [email protected] Sharifzoda Mahina Tolib, scientific officer of the Instittute of history, Archeology and Ethography named after Ahmad Donish under Academy of Sciences Tajikistan Repablic (Tajikistan, Dushanbe), E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.