Научная статья на тему 'Становление ценностного потенциала личности в условиях гуманитаризации образования'

Становление ценностного потенциала личности в условиях гуманитаризации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
475
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ / ЦЕННОСТИ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КУЛЬТУРА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / СТАНОВЛЕНИЕ / PERSONALITY VALUE POTENTIAL / VALUES / EDUCATION HUMANIZING / CULTURE / ACTIVITY / SELFACTUALIZATION / FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Димитриева Вероника Николаевна

Обосновывается потребность в становлении ценностного потенциала личности в современном образовательном процессе, раскрывается значение термина «ценностный потенциал личности». На основе концепций гуманитаризации образования, представленных в научных источниках, автор доказывает, что гуманитаризация образования является важным условием становления ценностного потенциала личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление ценностного потенциала личности в условиях гуманитаризации образования»

ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

В.Н. ДИМИТРИЕВА (Чита)

СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕННОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Обосновывается потребность в становлении ценностного потенциала личности в современном образовательном процессе, раскрывается значение термина «ценностный потенциал личности». На основе концепций гуманитаризации образования, представленных в научных источниках, автор доказывает, что гуманитаризация образования является важным условием становления ценностного потенциала личности.

Ключевые слова: ценностный потенциал личности, ценности, гуманитаризация образования, культура, деятельность, самореализация, становление.

Адекватным современному этапу жизни общества в педагогической литературе признается образование, направленное на целостное развитие обучающегося как личности -субъекта жизнедеятельности, способного ответить на вызовы современной цивилизации и культуры (А.В. Мудрик, Е.В. Бондаревская,

В.В. Сериков, Л.А. Степашко и др.). Говоря об экологическом и духовном кризисах как о смертельно опасных вызовах человеческому существованию, педагоги отмечают: избежать гибели вследствие названных факторов человечество может, переориентировав обучение и воспитание новых поколений на становление компетенций, связанных с созидательной деятельностью в контексте ценностных ориентаций. Достижение этой цели в образовательном процессе выражается в становлении ценностного потенциала личности.

Термин «ценностный потенциал личности» подразумевает, во-первых, понимание ценностей не как внешних для личности социальных явлений, а как интериоризированных сознанием, личностно значимых, во-вторых, признание за ними роли практических ориентиров и

критериев поведения. Другими словами, ценности образуют ценностный потенциал личности в том случае, если они включаются в структуру мировоззрения личности и реализуются в ее деятельности. Таким образом, о ценностном потенциале личности (как о всяком потенциале) можно говорить, если он предназначен для реализации. Данное понимание ценностного потенциала личности основывается на трактовке категории «ценности». В «Философском словаре» ценности определяются через понятие «значение»: ценности - это специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества. Хотя внешне ценности выступают как свойства предмета или явления, они присущи ему «не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а потому, что он вовлечен в сферу социальных отношений» [9, с. 512]. Сходное по смыслу определение ценностей дано в работах философа В.П. Тугаринова: «...ценности это не только предметы и явления внешнего мира и их свойства <...>, но также факт мысли (идеи, образы, научные концепции и побуждения в качестве нормы и идеала); предпочтения (или отвержения) определенных смыслов, диктуемые чувствами и принимаемые сознанием» [8, с. 31]. Это утверждение соотносимо также с характеристикой ценностей, данной психологами: в исследованиях Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна ценности трактуются как особая психологическая реальность, выполняющая функцию целепола-гания - опоры для личностного самоопределения; в качестве одной из форм функционирования ценностей называются ценностные ориентации; а вариантом реализации ценностей -ценностный выбор (образец реального поведения, в котором отражается мировоззрение).

Настаивать на личностном, субъектном характере ценностей и на их деятельностном, жизненно активном предназначении побуждают также историко-культурные реалии: ученые убеждены, что мы живем в эпоху, когда «логика движения мысли определяется не отнесением к некоему исходному и фундаментальному определению и понятию, а отнесе-

© Димитриева В.Н., 2011

нием к интересу и ценности, из которых исходит мыслящий субъект и которые он утверждает» [4, с. 119]. Несомненно, ценностный потенциал личности не формируется автоматически, без активного участия самой личности. в этом смысле правильнее говорить не о формировании ценностного потенциала личности, а о его становлении. Теоретикометодологическую базу концепции становления ценностного потенциала личности составляет ряд тесно взаимосвязанных современных образовательных подходов. Ограничившись в настоящей работе признанием важности личностно ориентированного, гуманистического, антропологического, акмеологическо-го, синергетического, культурологического и аксиологического подходов к анализу условий и закономерностей становления ценностного потенциала личности в образовательном процессе, сконцентрируем внимание на возможностях гуманитарного подхода, который положен в основу гуманитаризации - одного из ведущих направлений модернизации образования на современном этапе.

определение «гуманитарный», как показывает обращение к научным источникам, соотносится с явлениями, имеющими тесную связь с культурой и реализующимися в этой сфере. в частности, в философии общепризнанной является мысль о том, что соотнесенное с истинными ценностями созидание культуры в разных ее формах (предметной, нравственной, духовной), свидетельствующее о стремлении личности к самотрансцендирова-нию, есть сущностная, отсутствующая у животных, гуманитарная характеристика человека. Термин «гуманитарный» исторически закрепился за комплексом наук, которые направлены на понимание и объяснение поведения и духовной жизни человека, мира человеческой культуры. Педагоги в гуманитаризации образования видят путь введения индивида в культуру и отмечают, что «образование в сущности своей - феномен гуманитарный, человекообразующий, поскольку понимается как способ осуществления человеком самого себя как разумного, духовного и свободного существа посредством подъема ко всеобщему, восхождения к культуре и выхода за пределы ограниченности собственной природной данности» [4, с. 96].

Как дополняющие и уточняющие друг друга могут быть рассмотрены определения гуманитаризации образования и гуманитарного образовательного подхода, принадлежащие И.Я. Лернеру, Ю.В. Сенько, Т.Н. Мира-

ковой, С.Н. Заплетиной, А.С. Кравец, А.Н. Сазоновой, Ю.Н. Кондаковой. В основу трактовки гуманитаризации Т.Н. Мираковой положен содержательный принцип: исследователь полагает, что путь гуманитаризации образования пролегает через расширение общекультурной составляющей образования, которое означает не столько увеличение доли гуманитарных дисциплин в учебном плане, сколько освоение новых пластов гуманитарного знания в других областях [3]. На основе деятельностного принципа строятся концепции гуманитаризации образования и других вышеназванных авторов. Под деятельностным принципом в данном случае подразумевается понимание образования как содействия становлению личностной культуры, в структуре которой ведущую позицию занимает четкое мировоззрение, построенное на системе ценностей общечеловеческой культуры и обеспечивающее способность личности к социально полезной деятельности. Так, И.Я. Лернер, подразумевая под гуманитаризацией образования введение учащегося в культуру, уточняет, что речь идет о культуре организации и реализации деятельности, культуре мышления, филологической (языковой, риторической, герменевтической), этической, политической, эстетико-художественной, психологической, физической культуре [5]. По мнению

С.Н. заплетиной, «гуманитаризация образования предполагает проникновение достижений общечеловеческой культуры во все содержание профессиональной подготовки специалиста: на философско-этическом, эстетическом, социально-психологическом, педагогическом уровнях, а также гуманитарную направленность специальных дисциплин в мировоззренческом и методологическом аспектах» [1, с. 323]. Заметим, что, определяя задачи гуманитаризации, автор обращает особое внимание на развитие профессионально значимых личностных качеств, в то время как А.С. Кравец и А.Н. Сазонова подчеркивают: гуманитаризацию следует рассматривать как способ приобщения молодого человека к духовным ценностям цивилизованного мира, окультуривание в широком смысле слова, не сводимое к узкой профессионализации личности [2]; как приобщение молодого человека к гуманитарной культуре человечества, которая шире профессиональной подготовки [6]. Вместе с тем, постулируя важность субъектной активности личности в процессе становления личностного потенциала, предполагая, что этот потенциал будет реализован, т.е. принимая сторону де-

ятельностного подхода к трактовке гуманитаризации образования, следует обратить внимание на то, что С.Н. Заплетина признает необходимость решения вопросов «повышения эффективности духовно-нравственного воспитания как условия самореализации (курсив мой. - В.Д.) <...> будущих специалистов» [1, с. 320].

Наиболее отчетливо, на наш взгляд, деятельностный подход к гуманитаризации образования выражен Ю.В. Сенько. Считая гуманитарной основой педагогического образования «продуктивное ценностно-смысловое общение и взаимодействие преподавателей со студентами, позволяющее с наибольшей полнотой раскрыть и обогатить их духовнонравственный потенциал» [7, с. 45], он называет образование гуманитарной моделью жизнедеятельности. Ю.Н. Кондакова видит в гуманитарном образовании систему духовнопрактического освоения мира, которое связано с поиском смысложизненных ориентаций личности, формированием в сознании нравственных ценностей, поскольку «все это дает возможность личности более полно проявиться в последовательной самореализации на протяжении всего жизненного пути» [11, с. 294].

Таким образом, сопоставление трактовок понятия «гуманитарный» в философии, педагогике и других гуманитарных науках, а также концепций гуманитаризации образования, принадлежащих разным исследователям, позволяет сделать заключение, что гуманитаризация образования является существенным условием для становления ценностного потенциала личности, поскольку 1) за термином «гуманитарный» закрепилось значение «человеческий, отсутствующий у животных», т.е. связанный с самотрансендированием - созиданием культуры как мира ценностей; 2) в теории образования гуманитаризация признается средством содействия становлению личностного мировоззрения, что невозможно без формирования в сознании субъекта образования системы ценностей; 3) педагоги осознают, что гуманитаризация образования осуществима только в контексте жизнедеятельности, другими словами - в ходе практического освоения действительности, когда, с одной стороны, при активности субъекта образования (учащегося) происходит его мировоззренческое становление, с другой - ценностная система (ядро мировоззрения личности) претворяется в потенциал для жизненной реализации в настоящем и будущем.

Актуальность проблем, связанных с гуманитаризацией образования, в последние годы проявилась в многочисленности посвященных этим проблемам международных и общероссийских научных конференций. Достаточно активно в педагогической среде обсуждался вопрос об источниках гуманитаризации. Среди последних (названных исследователем А.Н. Сазоновой) в контексте становления ценностного потенциала личности наиболее плодотворными представляются 1) использование творческих методов обучения, которые направлены на формирование эмоционально-ценностного опыта личности; 2) формирование гуманитарного мышления в процессе вхождения в отечественный и мировой культурный контекст, поскольку гуманитарное мышление - это бесконечное познание мира и его оценка; 3) анализ ценностных аспектов изучаемого учебного содержания; 4) установление диалогических отношений между всеми участниками образовательного процесса, в результате чего происходит их превращение в субъекты взаимодействия [6, с. 31]. Следует также согласиться с позицией педагога В.А. Вельчинской, акцентирующей внимание на роли слова, языка в гуманитаризации образования: «Именно слово сыграло грандиозную продуктивную роль в процессе созидания всех исторических форм культуры: науки, искусства, техники, нравственных и правовых норм» [4, с. 152]. Не менее обоснована точка зрения м.Н. Фроловской, которая утверждает, что в гуманитарной парадигме образование трактуется как процесс созидания собственного образа в культуре и культуры в себе, следовательно, понятие «образ» связывает образование, культуру, искусство [10].

В научно-педагогической среде ставится вопрос о методах, адекватных гуманитарной образовательной парадигме. В соответствии с отмеченными выше источниками гуманитаризации исследователи рекомендуют в первую очередь диалоговые и проектные методы, предполагающие самореализацию студентов в различных видах деятельности, а также рефлексивные методы, направленные на стимуляцию деятельности студентов по поиску смысла, формирование личностного отношения к деятельности [12]. В психологопедагогической литературе толкование понятия «ценности» через понятие «смыслы» разработано, например, в работах А.Н. Леонтьева и Д.А. Леонтьева. При этом психологи подчеркивают, что созидание смысла совершается только при непосредственном, личност-

ном участии субъекта, и уточняют: осмысление является результатом внутренней духовной деятельности субъекта (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, Д.А. Леонтьев, Б.С. Братусь и др.). Таким образом, среди гуманитарных образовательных методов рефлексивным принадлежит важнейшая роль в становлении ценностного потенциала личности.

литература

1. Заплетина С.Н. О профессиональной компетентности педагога в формировании духовнонравственных ценностей и профессиональной ответственности специалистов по рекламе // Современное образование в условиях реформирования: инновации и перспективы : материалы I Всерос. науч.-практ. конф. 17 марта 2010 г. в 3-х ч. / под общ. ред. А.И. Таюрского. Красноярск, 2010. Ч. 3.

С. 320-325.

2. Кравец А.С. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Серия «Проблемы высшего образования». 2000. № 1. С. 30-37.

3. Миракова Т.Н. Дидактические основы гуманитаризации школьного математического образования : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2001.

4. Национальные приоритеты российского образования: проблемы и перспективы : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Уссурийск : Изд-во УГПИ, 2007.

5. Прогностическая концепция целей и содержания образования / под науч. ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. М. : ИТПиМиО, 1994.

6. Сазонова А.Н. Принципы гуманитаризации образования как факторы становления личности // Национальные приоритеты российского образования : 4-я Всерос. науч.-практ. конф. Уссурийск : Изд-во УГПИ, 2010. С. 28-32.

7. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: курс лекций : учеб. пособие для студ. вузов. М. : Изд. центр «Академия», 2000.

8. Тугаринов В.П. Избранные философские труды. Л. : Изд-во ЛГУ, 1988.

9. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М. : Республика, 2001.

10. Фроловская М.Н. Образование и искусство: к проблеме становления человека в мире // Педагогический потенциал искусства : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. Ч. 1. С. 5-10.

11. Фундаментальные основания современного социально-гуманитарного образования в России (материалы «круглого стола») // Проблемы социально-гуманитарного образования на современном этапе модернизации российской школы : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. г. Барна-

ул, 1-2 нояб. 2009 г. / под ред. Л.Ю. Головеевой, И.И. Макаровой, С.В. Хомутцова. Барнаул : Изд-во Алт. гос. пед. акад., 2009. С. 282-294.

12. Юрова Л.В. Из опыта реализации принципов гуманитарной образовательной парадигмы на кафедре вуза // Гуманитарные науки в современном мире : материалы II Междунар. науч.-практ. интернет-конф. 2009 г. Тамбов : Изд-во «ИП Чесно-кова А.В.», 2010. С. 149-152.

Formation of personality value potential in the conditions of education humanizing

There is substantiated the importance of formation of personality value potential in the modern educational process, revealed the meaning of the term "personality value potential". Having considered the conceptions of education humanizing given in different scientific researches, the author proves that education humanizing is an essential condition for formation of personality value potential.

Key words: personality value potential, values, education humanizing, culture, activity, selfactualization, formation.

н.в. Сорокина

(Чита)

кЕйс-стАди как метод педагогического исследования

Рассматриваются особенности кейс-стади как метода научного исследования, возможности и ограничения его использования в педагогических исследованиях. Основные этапы кейс-стади представлены как в общем, так и на примере проведенного исследования динамики национальных стереотипов студентов факультета иностранных языков в ситуации учебной поездки за рубеж.

Ключевые слова: кейс-стади, ситуационное исследование, качественные методы, национальные (этнические) стереотипы.

Кейс-стади является одним из качественных методов исследования и широко применяется западными учеными с конца 1960-х гг. в самых различных областях: экономике, социо-

© Сорокина Н.В., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.