ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 378:14
И. Ю. Азизова
Принцип культуротворчества в условиях гуманитаризации методической подготовки будущих учителей биологии
Вектор гуманитаризации образования придает ему потенциал субъективной значимости и культурной ценности для личности, создает условия для побуждения личности к осмыслению мира и себя в этом мире, духовному развитию. Естественным следствием процесса гуманитаризации педагогического образования становится принцип культуротворчества. В отношении системы методической подготовки студентов-биологов в педвузе принцип культуротворчества выступает в качестве важного методологического средства ее изучения и обновления.
Humanitarization vector of education gives it a potential of subjective importance and cultural value for an individual, makes conditions for stimulating an individual to evaluate the world and oneself in its as well as for spiritual growth. Natural consequence of the humanization process of pedagogical education becomes the principle of culture creativity. As to the system of methodical training of students-biologists the principle of culture creativity is an important methodological means of culture studies and its renewal.
Ключевые слова: культуротворчество, гуманитаризация, ценностный смысл, учитель как субъект культурного творчества.
Keywords: culture creativity; humanization; axiological meaning; teacher as the subject of cultural creativity.
Радикальные социальные преобразования в век глобализации, интеграции, обострения общекультурных проблем нашли свое отражение в образовании, которое представляет собой фактор актуализации, селекции, трансляции и, что особенно важно, - обновления культуры. Культуротворчество в образовании приводит к приумножению ведущих элементов гуманитарной культуры за счет реализации творческих потенций личности.
Феномен гуманитарности при обучении биологии и другим естественным наукам состоит в поиске личностного смысла постигаемых законов, внесении в методологию познания природы «гуманитарных регулятивов».
Выстраивание системы методической подготовки студентов-биологов в соответствии с тенденцией гуманитаризации образовательного процесса осуществляется через определенную совокупность методологических средств, в качестве которых выступают принципы и вытекающие из них требования.
Данные принципы (системности, культуротворчества, единства гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса, его диалогичности, субъектности, научно-исследовательской направленности, технологичности) заключается в определении методической подготовки как совокупности норм, способов, форм организации образовательного процесса, определяют строение образовательных программ, структуру и взаимосвязь учебных курсов цикла методических дисциплин, обогащая возможности их гуманитаризации.
Принцип культуротворчества раскрывает содержательный смысл субъектности личности в аккумуляции, селекции, трансляции культурного опыта, в гуманитарном обновлении образовательного процесса, в культурном самоопределении.
Культуротворчество может быть направлено как вовне, когда личность творчески реализует ранее усвоенные культурные образцы в разнообразных общественных институ-
© Азизова И. Ю., 2014
тах и отношениях, так и во внутренний мир, в момент рефлексии, культурной самоидентификации.
И в том и в другом случаях культуротворчество является результатом внутренней, духовной работы личности по преобразованию внешних культурных объектов, символов, ценностей в сознание, по «оживлению культурных смыслов в собственной душе» [1].
Познание культуры, в которой живет человек, вплетено в сам процесс культурного становления человека. Личность «входит» в культуру и использует ее как средство саморазвития, то есть, осуществляя культурную деятельность, она созидает саму себя как субъекта культуры.
О «человеке культуры» как ее субъекте говорит доктор педагогических наук Г. И. Гай-сина. По ее мнению, человек не только осуществляет потребление и духовное освоение объектов культуры, но и реализует культуросозидающее начало, воспроизводит себя как человека культуры [2].
В связи с этим уместно привести суждение известного философа М. С. Кагана: «Человек является прямым культурогенным субъектом, воплощающим себя в культуре, делающим ее своим инобытием и ею же формируемым» [3].
Но приемлемо и обратное действие, когда субъект, меняясь, меняет культурную среду. Как отмечает другой не менее известный философ Л. Н. Коган, «в процессе самореализации личность вносит свой вклад, большой и малый, в совокупный процесс развития культуры, выступает субъектом культурного творчества» [4].
С позиций принципа культуротворчества эти два встречных взаимодополняющих процесса должны проявляться в образовании, тогда возможно не только вхождение личности в мир культуры, культурная самоидентификация, но и культурная трансформация самого образования.
Функциональный смысл принципа культуротворчества заключен в требованиях к содержанию методической подготовки отражать гуманистические и гуманитарные ценности, использовать культурные нормы, при которых знания рассматриваются в контексте культуры; к образовательным формам - соответствовать традиционным культурным образцам и создавать новые; к методам и приемам - соотносить образовательную деятельность с культурными ценностями и задачами посредством гуманитарных технологий; к средствам - учитывать все возрастающее значение образов, идеалов, норм, моделей мира культуры, задействованных в решении профессиональных задач учителя; результатам - обеспечивать становление личности как субъекта гуманитарной культуры; к образовательной среде - создавать соответствующую способностям, интересам, личному опыту студентов условия для «взращивания» культурной личности, реализующей себя в познании и профессиональном и культурном творчестве на основе личных приоритетов.
Принцип культуротворчества определяет требование ценностно-смысловой детерминированности личностного и профессионального саморазвития субъекта образовательного процесса в процессе методической подготовки, в особенности в условиях реальной педагогической практики студентов. Требование ценностно-смысловой детерминированности выражает культурные, социальные и профессиональные позиции будущего педагога в их единстве, нацеливает на выявление сущностных моментов, позволяющих организовать процесс методической подготовки с учетом формирования ценностно-смыслового опыта студентов в ходе личностного и профессионального саморазвития.
Рассмотрим подробнее пути реализации принципа культуротворчества в содержательном, процессуальном и результативном компонентах методической подготовки студентов-биологов.
По мнению ученых, содержание образования должно конструироваться как модель науки в системе культуры. Интегрированность содержания ориентирует на многосторонность познания мира с опорой на освоение универсальных культурных ценностей прошлого и настоящего. Это означает, что в содержании, представленном знаниями, способами деятельности, смыслами и т. п., должно отражаться взаимное влияние между науками, с одной стороны, а с другой - между науками и остальным миром культуры [5].
В соответствии с принципом культуротворчества, раскрытие картины мира должно осуществляться через научное знание как культурного наследия, через демонстрацию путей проектирования жизненного пути и самореализации в природной и социокультурной среде. То есть методическая подготовка должна проходить так, чтобы будущий учитель не просто
научился передавать содержание предметной области преподаваемого предмета, рассматривать характер взаимосвязи понятий «биология», «экология» и «мораль», «биология», «экология» и «культура», «образование» и «культура», но был нацелен на развитие в перспективе духовной культуры школьников. Студенты должны приходить к заключению, что взаимодействие школьников с природой, наукой, образованием, культурными, нравственными и экологическими ценностями, в них заключенными, их присвоение и формирование новых ценностных ориентиров обусловливает развитие творческих способностей учащихся, помогает им находить оптимальные варианты решения в разных жизненных ситуациях.
Отталкиваясь от понимания достижений биологической науки как ценности познавательного характера, представляющей собой совокупность как материального, так и духовного достояния человечества, мы делаем вывод о том, что методическая подготовка студентов-биологов должна быть направлена на осознание идеи одномоментности освоения данной науки и культурных ценностей. Тогда культуротворческая функция биологического образования будет заключаться, во-первых, в обеспечении условий для вхождения личности в мир культуры за счет осознания общечеловеческих, биологических и экологических ценностей (культурация), во-вторых, в постепенном развитии ее способности реконструирования культурных форм и создания новых культурных продуктов в соответствии с особенностями и императивами современной культуры (культуросозидание).
Культурная самоидентификация, культуросозидательная деятельность личности возможны при условии воздействия культурных норм, выполняющих не регламентирующую, а ориентирующую функцию. Особое значение при этом придается гуманитарным технологиям, способным оказать «мягкое» воздействие на потребностно-мотивационную сферу человеческой деятельности.
При этом, как замечает доктор педагогических наук Н. В. Бордовская, культурологическая содержательность гуманитарных технологий заключается в том, что именно культура «ответственна» за смысловую содержательность всех применяемых преподавателем средств. Тогда процесс применения гуманитарных технологий в вузе рассматривается как прогрессирующий процесс самореализации студентов, культивирования высших человеческих достоинств каждого, дальнейшей работы над собой [6].
Принцип культуротворчества конституирует способы культурной самореализации будущего учителя биологии, что дает основания для рассмотрения его личности как субъекта становления общекультурных компетенций. Данные компетенции развиваются в особом образовательном пространстве, создание которого предписывается принципом культуротворчества, при этом «онтологизировать» образовательное пространство методической подготовки студентов-биологов призван гуманитарно-технологический подход к изучению и построению данной системы. С другой стороны, гуманитарно-технологический подход регламентирует развитие субъектных, творческих и рефлексивных качеств личности.
Отсюда следует, что система методической подготовки будет способствовать готовности будущего учителя биологии к компетентному решению профессиональных задач, субъ-ектности в культуре, если системообразующим фактором выступит гуманитарно-технологический подход.
Итак, принцип культуротворчества предполагает взгляд на методику обучения биологии как на феномен культуры, призванный создать средствами интегрированного содержания, гуманитарными технологиями, гуманитарной образовательной средой условия, позволяющие соотнести биологическое образование с общекультурными ценностями, а личность вовлечь в культурный диалог между социумом и природной средой.
Ученые глубоко исследовали феномен культуры учителя. В работах рассматриваются отдельные стороны профессионально-педагогической культуры, которые характеризуются спецификой трансляции культурных образцов:
- гуманитарной (В. А. Сластенин);
- этической (Е. Н. Богданов, Е. Г. Силаева, Д. С. Яковлева);
- коммуникативной (А. В. Мудрик);
- технологической (М. М. Левина);
- этнопедагогической (В. А. Николаев, О. И. Пономарева);
- методологической (В. В. Краевский, В. Э. Тамарин, В. А. Сластенин) и др.
Названным выше сторонам педагогической культуры учителя принадлежит субъектная роль в трансляции культуры. Перейти к роли субъекта культурного творчества, то есть быть готовым к реализации культуросозидательной функции в массовой школьной практике, позволит обновление компонентов методической подготовки студентов-биологов.
Именно таким образом система методической подготовки студентов-биологов задает культуротворческий вектор целям биологического образования школьников в направлении обогащения культурного опыта личности; ее ориентации в вопросах и проблемах взаимоотношения культуры человека и общества с окружающей природной средой, ее оздоровления; приобщения к культурным ценностям, содержащим доставшуюся от предков естественную систему здорового взаимодействия с миром и самим собой; расширения сферы духовных запросов школьников и поиска путей их удовлетворения.
В таком случае уже само биологическое образование реализует культуротворческую функцию, направленную, по определению доктора педагогических наук Н. Д. Андреевой, на создание условий для осознания учащимися [7]:
- ценности природы (уточним: рассматриваемой в широком контексте: природы вокруг человека, природы в других людях, природы в самом человеке. - И. А.),
- исторических типов взаимодействия культуры человека, общества с окружающей средой,
- необходимости разработки новой цивилизационной парадигмы - перехода общества на модель устойчивого развития.
Итак, методическая подготовка учителя биологии в современных условиях должна представлять собой культуротворческий образовательный процесс, инициированный гуманитаризацией педагогического образования в целом и методической подготовки студентов-биологов - в частности. Именно в таком процессе студент и преподаватель реализуют себя как субъекты культуры, содержание образования строится в соответствии с содержанием педагогической культуры, используются культурные критерии оценки уровня субъектного развития и компетенций будущего учителя биологии.
Примечания
1. Гайсина Г. И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2002. С. 89.
2. Там же. С. 88.
3. Каган М. С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. С. 123.
4. Коган Л. Н. Всестороннее развитие личности и культура. М.: Знание, 1981.
5. Комиссаров Б. Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. М.: Просвещение, 1991; Сериков В. В. Личностно ориентированное образование - новое направление развития педагогической теории и практики // Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: монография. Волгоград: Перемена, 2000; Сухорукова Л. Н. Теоретические основы культурно-исторического подхода к школьному биологическому образованию: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2001.
6. Бордовская Н. В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования: учеб. пособие. СПб.: ООО «Книжный дом», 2007. С. 256.
7. Андреева Н. Д. Современные проблемы биологического образования в общеобразовательной школе // Методология и теория биологического и экологического образования в вузе и школе: сб. материалов IX Всерос. методолог. семинара 7-10 декабря 2009 года. Вып. 8, Санкт-Петербург. СПб.: Изд-во «ТЕССА», 2009. С. 10.
Notes
1. Gajsina G. I. Kul'turologicheskij podhod v teorii i praktike pedagogicheskogo obrazovaniya: Dis. Dokt. ped. nauk. [Culturological approach in the theory and practice of pedagogical education: Dr ped. Sci. diss]. Moscow, 2002, p. 89.
2. Ibid. P. 88.
3. Kagan M. S. Filosofiya kul'tury [Philosophy of culture]. Saint-Petersburg TOO TK «Petropolis». 1996.
P. 123.
4. Kogan L. N. Vsestoronnee razvitie lichnosti i kul'tura [Full development of the personality and culture]. Moscow: Znanie. 1981.
5. Komissarov B. D. Metodologicheskie problemy shkol'nogo biologicheskogo obrazovaniya [Methodological problems of school biological education]. Moscow: Prosveshchenie, 1991; Serikov V. V. Lichnostno orienti-rovannoe obrazovanie - novoe napravlenie razvitiya pedagogicheskoj teorii i praktiki [Personally focused edu-136
cation - the new direction of development of the pedagogical theory and practice]// Lichnostno orientirovan-noe obrazovanie: fenomen, koncepciya, tekhnologii [Personally focused education: phenomenon, concept, technologies]: monograph. Volgograd: Peremena. 2000; Sukhorukova L. N. Teoreticheskie osnovy kul'turno is-toricheskogo podhoda k shkol'nomu biologicheskomu obrazovaniyu: avtoref. Diss. Dokt ped. nauk. [Theoretical bases of cultural historical approach to school biological education: Dr Ped. Sci. Diss.]. Moscow, 2001.
6. Bordovskaya N. V. Gumanitarnye tekhnologii v vuzovskoj obrazovatel'noj praktike: teoriya i me-todologiya proektirovaniya [Humanitarian technologies in high school educational practice: theory and design methodology]: tutorial. Saint-Petersburg: OOO Knizhny dom. 2007. P. 256.
7. Andreyeva N. D. Sovremennye problemy biologicheskogo obrazovaniya v obshcheobrazovatel'noj shkole [Modern problems of biological education at comprehensive school//Methodology and the theory of biological and ecological education in higher education institution and school]: Metodologiya i teoriya biologicheskogo i ehkologicheskogo obrazovaniya v vuze i shkole: sb. materialov IX Vseros. metodolog. seminara 7-10 dekabrya [IX All-Russia omethodologist. seminar on December 7-10, 2009]. Iss. 8, Sanit Petersburg. SPb. : "TESSA" Publ, 2009. P. 10.
УДК 378.147.53
Н. В. Зубова
Комплексная кейс-технология как средство формирования профессиональных компетенций при обучении физике студентов технического вуза
В статье описывается методика применения комплексной кейс-технологии в курсе физики технического вуза, направленная на формирование профессиональных компетенций будущих инженеров производства.
The article describes the method of use of complex technology case in the course of physics of the technical University is aimed at the formation of professional competence of future engineers of production.
Ключевые слова: комплексная кейс-технология, кейс, профессия, обучение, компетенция.
Keywords: comprehensive case technology, case, profession, education, competence.
Методика обучения будущих бакалавров инженерного производства опирается на использование комплексной кейс-технологии в образовательном процессе. В его основе лежит создание кейса. Под кейсом мы понимаем педагогический инструмент, который можно рассматривать как сложное событие, интегрирующее в себе комплекс простых событий. Ядром кейс-метода являются описание ситуации и комплекс заданий к нему. В научной литературе такое дидактическое сопровождение метода тоже называют кейсом. Но в данном случае смысл уже не совпадает с переводом термина кейс («case» - случай, событие), применяемого непосредственно к описанию ситуации. Мы в своей работе тоже будем придерживаться данной широкой трактовки термина, рассматривая кейс и как описание ситуации, и как комплекс заданий к нему.
По нашему мнению, процесс создания кейса, обучающего студентов общей физике и способствующего формированию профессиональных компетенций, представляет собой сложную деятельностную систему, осуществляемую в несколько этапов:
1. Анализ содержания специальных дисциплин технических вузов, включающих в себя знания из курса общей физики.
2. Формирование профессионально ориентированной проблемы из курсов специальных дисциплин, определяющей дидактические цели кейса.
3. На основе сформулированной профессионально ориентированной проблемы создание ситуационной задачи или нескольких однотипных задач.
© Зубова Н. В., 2014