другое (противоположное) одновременно» и «или - или». В результате удается отразить в мышлении как тождество и взаимопереход противоположностей, так и их относительную самостоятельность и определенность. Такой подход к организации образования - эффективный путь создания ситуаций возникновения инновационного процесса.
В процессе проведения учебных занятий по педагогике следует обратить внимание еще на один эпицентр творчества - педагогическую импровизацию. Импровизация - это экспромт, который не возникает на пустом месте, но который связан с мгновенным решением, неожиданной ассоциацией, предшествующим опытом, долгими исканиями. Наивысшей точкой импровизации является инсайт - озарение, вызывающее чувство радости, облегчение, азарт. Импровизации свойственна сиюминутная публичная деятельность, в результате которой создается новая идея, возникают новые отношения. Использование импровизации на учебных занятиях по педагогике может рассматриваться как предпосылка реализации потенциала профессиональных компетенций будущим учителем.
Использование инноваций в преподавании педагогики в современных условиях - это уникальная возможность придать изучению педагогической науки не только новый смысл, но и включить как внутренние, так и внешние ресурсы развития личности в образовании, обогатить педагогический процесс инструментарием, который поможет будущему специалисту в самореализации и формировании индивидуального стиля деятельности. При этом важно соблюдать простые правила организации учебных занятий:
• позитивное отношение к другим людям и самому себе;
• убедительное изложение аргументов, отстаивание своей точки зрения;
• наличие разнообразных точек зрения;
• осмысление позиций оппонентов;
• выработка решения, достижение консенсуса;
• соблюдение правил участия в диалоге (тактичность, гибкость, эмоциональность, убежденность оппонентов) и др.
Таким образом, в системе подготовки будущего учителя принципиальное значение имеет изучение педагогики, которое
призвано формировать у студентов систему компетенций, профессионально-педагогических знаний, умений и навыков, развивать умения творчески применять их в практической деятельности, вводить будущего учителя в профессиональную сферу.
The article discusses the use of innovation and interactive technologies in teaching pedagogy. The author proposes to apply in practical sessions on pedagogy discussions with students on issues of reproductive and creative character, to use the potential of the portfolio, event education; to provide future teachers of multi-level system of tasks for independent work.
Keywords: innovative teaching pedagogy, interactive technologies, issues and reproductive tasks, problematic and creative nature; education event
Список литературы
1. Ситаров В.А. Дидактика: пособие для практических занятий/ В.А. Ситаров; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2008. - 352 с.
Об авторе
Асташова Н.А. - заведующая кафедрой педагогики, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]
УДК 57 : 378
ГУМАНИТАРИЗИРУЮЩИЕ ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-БИОЛОГОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
И.Ю. Азизова
Гуманитаризирующие функции отражают особенности функционирования системы методической подготовки студентов-биологов в выработке образовательной стратегии по отношению к личности будущего учителя как компетентного специалиста, субъекта профессиональной педагогической деятельности и духовной культуры.
Ключевые слова: гуманитаризирующие функции системы методической подготовки студентов биологов; гуманитарно-просветительская, культуротворческая, поддерживающая функции.
Гуманистическая ценностная основа современного образования предполагает упрочение системы убеждений, нравственных норм и общекультурных качеств личности, в которых доминирует духовная составляющая.
Данное положение затрагивает профессиональное образование, при этом система общекультурных, профессиональных и личностных ценностей специалиста в совокупности определяется как ориентация на ценности науки (как формы духовной культуры человечества), профессиональная добросовестность и нравственная зрелость.
По мнению академика А.П. Беляевой, в отношении профессиональной подготовки естественное соединение технического знания и гуманитарной ориентации может быть достигнуто нацеливанием процесса образования на обладание фундаментальностью, широтой профессионального мышления, духовной доминантой [2]. Аналогичное суждение высказывает в отношении профессионального образования канадский исследователь Б. Ридингс, который рассматривает глубинную связь воплощенного в университете «культурного принципа» (как поступательного движения объективной науки) с духовным и моральным воспитанием (культивацией) субъекта [11, с. 153].
Современный учитель биологии понимает необходимость пересмотра традиционного взгляда на естественные науки (и в частности на биологию), их роли в духовной культуре человечества, придания личностного смысла биологическому знанию.
Поэтому методическая подготовка студентов-биологов должна рассматриваться как комплекс мероприятий, нацеленных на готовность будущего учителя к культуротворчеству в профессиональной деятельности, что обеспечивает обновление ее системных характеристик, важнейшей из которых являются функции.
Педагогика
23
В гуманитарно-просветительской, культуротворческой, поддерживающей функциях выражаются конкретные особенности гуманитаризирующего воздействия на субъектов взаимодействия и компоненты системы методической подготовки студентов-биологов. Ключом к пониманию данных функций служит содержание и способ реализации разнообразных жизненных ценностей, отношений, оценок, мнений и ролей с позиций педагогической деятельности.
Гуманитаризацию представляют как систему организационных, методологических, психологических мер, направленную на проникновение гуманистических идей и гуманитарных знаний в естественнонаучное и техническое знание, на преодоление технократического стиля мышления [3].
Семантическое единство понятий «культура», «гуманитарность» и «духовность» отражает суть такого понятия, как «гуманитарная культура», раскрывает его смысловой образ.
Выполнение гуманитаризирующих (гуманитарно-просветительской, культуротворческой, поддерживающей) функций системы методической подготовки студентов-биологов в педвузе обеспечит развитие культуры педагога, выступающей мерой и способом формирования сущностных сил профессионала в ходе его образовательной деятельности.
По утверждению Г.И. Гайсиной, каждое новое поколение педагогов не только осваивает в готовом виде традиционно ценные образцы педагогической деятельности и мышления. Оно осуществляет их оценку, выбор, собственную интерпретацию, способствует актами педагогического творчества обогащению и дальнейшему развитию педагогической культуры в целом [6, с. 104].
Гуманитарно-просветительская функция методической подготовки направлена:
• на расширение культурного кругозора студентов-биологов за счет:
- ориентации на «интеграцию содержания высшего образования в контекст культурной парадигмы» [8];
- включения в предметный ряд методологии профессионального образования помимо иных научных дисциплин «средств искусства (образность, эмоциональность, экспрессия), религии (вера, терпимость, самопожертвование)» [5];
• на овладение студентами-биологами способами решения актуальных проблем развития духовной культуры личности; при этом содержание методической подготовки должно рассматриваться как совокупность культурных образцов, которые осваивают студенты для своего дальнейшего становления и развития в качестве субъекта профессиональной деятельности, приумножающей культуру.
По мнению Т.Е. Титовец, усиление культуротворческой функции образования связано с социальным ускорением времени, учащением возникновения непредсказуемых ситуаций в ходе социокультурных перемен, при этом образование должно обеспечивать упреждающее развитие интеллекта по отношению к темпу социальных перемен. «Обучение культуропорождению - процессу изобретения новых правил в своих отношениях к миру, вещам и себе, конструирования нового масштаба управления реальностью - поможет человеку ориентироваться в возрастающем потоке информации и не потерять свою человеческую сущность» [12].
Выполнение системой методической подготовки культуротворческой функции предполагает стимулирование студентов к осуществлению педагогической деятельности, обращенной к духовному миру человека, к его личностным и общественно значимым ценностям и смыслам жизни, к формированию у обучающихся культуры, в том числе «экологической ее составляющей посредством передачи социального опыта и культуры человечества в сфере взаимодействия с природой и окружающей средой» [1].
Данная функция, в частности, предполагает развитие готовности студентов-биологов:
- определять цели биологического образования на основе гуманистического подхода к природе и человеку как к равноправным партнерам [10];
- конструировать содержание биологического образования в контексте культурного наследия (идей, ценностей, норм, идеалов и т.д.) и современной культуры, включающей глобальную социокультурную концепцию устойчивого развития;
- отбирать методы, приемы гуманитарных технологий для трансляции обучающимся лучших образцов культуры и создания новых культурных продуктов в виде знаний, навыков, отношений и жизненных смыслов, опыта деятельности;
- ориентировать учащихся на поиск нового уровня взаимодействия человека с природой (воспитывать «культуру действия», направленного на восстановление гармонии в экосистеме [7]) и объектами духовной культуры; формировать позитивную направленность на их сохранение, трансформацию и обновление;
- конструировать гуманитарную образовательную среду (среду понимания, эмпатии, помощи, поддержки) на основе представления продуктов культурного обмена, культурного диалога поколений и диалога индивидуальных культур; предметом культурного обмена в контексте данной функции являются духовные ценности, нравственные ориентиры;
- разрабатывать требования к результатам образовательного процесса и способам оценки обучающегося как субъекта, приобщающегося к культуре, активно воспроизводящего и производящего ее.
Процесс приобретения и совершенствования навыков, обучение мастерству не бывает завершенным. Этот процесс ученые (О.В. Акулова, Е.С. Заир-бек, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына) представляют в виде бесконечной спирали реконструкции и развития компетентности [9]. Кроме того, студенты различаются по уровню интеллектуального, культурного и социального развития.
Поэтому поддерживающая функция системы в целом направлена на поддержание субъектных качеств личности, непрерывное совершенствование профессиональной и духовной культуры будущего учителя биологии.
Данная функция расширяет возможности для личностной, социальной и профессиональной успешности будущих учителей биологии, их самореализации и саморазвития за счет следующего:
- восполнения недостатков методической подготовки студентов, расширения их культурного кругозора за счет внесения соответствующих изменений в индивидуальную работу по освоению цикла методических дисциплин;
- развития и поддержания уверенности студентов в собственных возможностях, их индивидуальности и творческой самобытности за счет обеспечения «высокой комфортности студентов и полном удовлетворении их социально-культурных потребностей и интересов, возможности почувствовать уважение к себе как личности, права иметь свою позицию, быть успешным в социальном общении, интересным собеседником, полезным партнером по совместным делам» [4];
- формирования у студентов положительных установок на самостоятельную познавательную деятельность.
Обеспечение качества реализации выделенных функций позволяет судить о мере эффективности обновленной системы методической подготовки студентов-биологов.
Humanitarizating functions reflect the peculiarities of functioning the methodical training of students biologists system for the development of educational strategies concerning the personality of the future teacher as a high level specialist, the subject of professional pedagogical activity and spiritual culture. Keywords: humanitarizating functions of the methodical training of students-biologists system; humanitarian, educational, cultural and supporting functions.
Список литературы
1. Андреева Н.Д. Современные проблемы биологического образования в общеобразовательной школе // Методология и теория биологического и экологического образования в вузе и школе. Сборник материалов IX Всероссийского методологического семинара 7-10 декабря 2009 года, Вып. 8, Санкт-Петербург. - СПб. Изд-во «ТЕССА», 2009. - 294 с. С. 9-13.
2. Беляева А.П. Методологические проблемы биолого-теоретического образования в условиях поиска новой образовательной парадигмы / Методология и методика научного исследования в области биологического и экологического образования: Сборник материалов IV методологического семинара, 16-18 ноября 2004 года, Выпуск 3, Санкт-Петербург. -СПб.: Изд-во «ТЕССА», 2004. - 220 с. С. 5-7.
3. Бирюкова Н.С. Современный университет: гуманизация и гуманитаризация - необходимое условие обновления содержания образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Выпуск № 159 / 2013. с. 48-55. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-universitet-gumanizatsiya-i-gumanitarizatsiya-ne-obhodimoe-uslovie-obnovleniya-soderzhaniya-obrazovaniya [дата обращения 18.07.2014].
4. Бордовская Н.В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования. Учебное пособие. - СПб.: ООО «Книжный дом», 2007. - 408 с.
5. Власова В.Н. Культурообразующая функция региональной системы дополнительного профессионального педагогического образования // Культура. Наука. Интеграция. 2011. № 2 (14). С. 30-35.
6. Гайсина Г.И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. - М., 2002. - 336 с.
7. Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н. Культурологический подход к общему экологическому образованию // Педагогика, № 9 2009 г. С. 35-43.
8. Дубинина Т.Н. Функционально-ролевая динамика института высшего образования в условиях трансформирующегося общества // Инновации в науке. 2013. № 22. С. 106-112.
9. Компетентностная модель современного педагога: Учебно-методическое пособие / О.В. Акулова, Е.С. Заир-бек, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 158 с.
10. Николина В.В. Эмоционально-ценностное отношение учащихся к окружающей среде. Н. Новгород: ВВАГС, 1996. - 56с.
11. Ридингс Б. Университет в руинах. М.: Изд. Гос. ун-та Высшей школы экономики, 2010. - 304 с.
12. Титовец Т.Е. Функции междисциплинарной интеграции в развитии образования как системы // Вестник РУДН, серия Психология и педагогика, 2010, № 2. С. 73-78.
Об авторе
Азизова И.Ю. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики обучения биологии и экологии ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», [email protected]
УДК 371.044.1
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЫКИ КАК ФАКТОР РАННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
О.М. Богуславская
Влияние музыки на физическое и психическое состояние и развитие человека на сегодняшний день является объектом изучения специалистов в различных областях. С первых дней жизни человека музыка выступает для него в роли естественного и безопасного инструмента, позволяющего нормализовать работу жизненно важных систем организма и стимулировать комплексную мозговую активность, создав условия для полноценной и интенсивной «тренировки» мозга и гармоничного развития человека.
Ключевые слова: образование, раннее развитие, непрерывное образование, подход «Два поколения», музыка, музыкальное образование
Влияние музыки на физическое, психологическое и эмоциональное состояние человека на сегодняшний день является объектом активного изучения специалистами в различных областях, таких, как медицина (в широком спектре специальностей: педиатрии, психотерапии и психиатрии, неврологии и т.д.), педагогика и психология.
Согласно известному утверждению Альберта Эйнштейна, воображение важнее знаний, поскольку знания ограничены, в то время как воображение охватывает весь мир. Художественное развитие ребенка, направленное на работу с силой его воображения и творчества, позволяет раскрыть его потенциал и активизировать мыслительные способности и помогает ему понять устройство окружающего его мира.
ЮНЕСКО высоко оценивает важность творческого развития и художественного образования ребенка: «поощрение творчества с самого раннего возраста - лучшая гарантия взросления ребенка в здоровой среде, наполненной атмосферой самоуважения и критически важных составляющих, необходимых для создания культуры мира» [1].
Дети от природы полны творческой энергией и обладают удивительной способностью воспринимать мир свежим взглядом и выражать себя уникальным самобытным образом. Видеть ребенка в процессе творчества - одно из самых больших вознаграждений, даруемых педагогу его работой.
Музыка занимает огромное место в творческом развитии ребенка, поскольку все люди по натуре музыкальны и ритмичны. С самого рождения окруженные музыкой, мы находимся под ее влиянием, однако ее целенаправленное использование в качестве образовательного инструмента часто бывает недооценено.
В то же время исследования показывают, что связь между интеллектуальным развитием и музыкой нельзя не признать. Высокие успехи выходцев из Индии, которых они достигают в точных науках, исследователи связывают с сопровождающей их в повседневной жизни музыкой, отличающейся сложным сочетанием ритмов и тональностей[2].
Современные исследования, включавшие анализ прохождения различных тестов в двух группах - музыкантов и людей, не играющих на музыкальных инструментах, показывают, что строение мозга музыкантов отличается от строения мозга людей, не занимающихся музыкой и функционирует иначе, в ряде случаев заметно более эффективно.