Научная статья на тему 'Культуротворческое воспитание младших школьников'

Культуротворческое воспитание младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
391
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОТВОРЧЕСТВО / ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРА / САМОВЫРАЖЕНИЕ / КУЛЬТУРООСВОЕНИЕ / КУЛЬТУРОСОЗИДАНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / KULTUROTVORCHESKOJ / EDUCATION / CULTURE / EXPRESSION / KULTUROOBOROTE / KULTURSOZIOLOGIE / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власова Ирина Станиславовна

Внимание к проблемам культуротворчества в детском возрасте обусловлено тем, что именно на этот период приходится основной этап закладывания базисных основ человеческой культуры. Подлинное культуротворчество связано с организацией гуманитарной среды, которая учитывает всю полноту человеческой реальности, предоставляет человеку личностную свободу и способствует развитию его самосознания, готовности преобразовывать не только окружающий, но и свой внутренний мир.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL EDUCATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN

Attention to the problems of kulturotvorcheskoj in childhood due to the fact that during this period the main stage of laying the basic foundations of human culture. Genuine kulturotvorcheskoj connected with the organization of the humanitarian environment, which takes into account the fullness of human reality, provides the individual personal freedom and promotes the development of his self-awareness, willingness to transform not only the, but also your inner world.

Текст научной работы на тему «Культуротворческое воспитание младших школьников»

лактики коррупции необходимо усиление воспитательной работы по социальной идентичности наших граждан.

Выводы. При социальном взаимодействии у субъектов проявляется персональная и социальная идентичность одновременно, но доминирует какая-то одна из них в зависимости от ситуации. При этом несоответствующая идентификация может привести к психосоциальному диссонансу: несовпадению представлений и возникновению психического напряжения, которая может развиться в конфликт между субъектами взаимодействия. Предложенная концепция механизма взаимодействия, которая включает идентификацию, психосоциальный диссонанс, психическое напряжение (конфликт), могут помочь при регулировании социальных взаимодействий субъектов: личности, социальных групп, общества, сообщества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сушков И.Р. Психология взаимоотношений групп в социальной системе: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.05: Москва, 2002. 306 с.

2. Халитов Р.Г. Модель психосоциального диссонанса в половозрастных социальных группах (на примере коммуникативно-волевых компонентов психики) / Р.Г. Халитов // Экспериментальная психология, 2010. - № 3. - с. 135.

3. Васина В.В. Состояние конфликтности в свете био-психо-социо-духовной составляющей человека / В.В.Васина // Социальный мир человека. Ижевск: ERGO, 2014. 340 с., С. 43 - 45.

4. Налимов В.В. Облик науки. СПб.-М.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. 368 с.

5. Носов Н.А. Виртуальная психология. М.: Аграф, 2000. 432 с.

THE PROBLEM OF IDENTITY IN SOCIAL INTERACTION

© 2014

V.V. Vasina, candidate of psychological science, associate professor of the chair «General psychology» R.G. Khalitov, candidate of psychological science, assistant of the chair «General psychology», I.M. Yusupov, Doctor of Psychology, Professor, professor of the chair «Psychology of development and psychophysiology»,

Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)

Annotation: In the cycle of interaction, there are two bifurcation points: psychosocial dissonance and identity (personal or social). When personal identity interests of the person dominate, and when social identity - interests of society, which must be formed in interaction of subjects.

Keywords: personal and social identity, personal and collective consciousness, psychosocial dissonance, the four-level model descriptions of psychological phenomen.

УДК 372.881.1

КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© 2014

И.С. Власова, учитель начальных классов, студент магистратуры

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: Внимание к проблемам культуротворчества в детском возрасте обусловлено тем, что именно на этот период приходится основной этап закладывания базисных основ человеческой культуры. Подлинное культурот-ворчество связано с организацией гуманитарной среды, которая учитывает всю полноту человеческой реальности, предоставляет человеку личностную свободу и способствует развитию его самосознания, готовности преобразовывать не только окружающий, но и свой внутренний мир.

Ключевые слова: культуротворчество, воспитание, культура, самовыражение, культуроосвоение, культуросози-дание, творчество.

Цивилизация принесла человеку освобождение от тяжелого физического труда, создала комфорт, расширила возможности получения информации, создала высокие достижения научно-технического прогресса. Однако мы очень часто слышим о социокультурной деформации, примитивизации интересов и потере идентичности у современного человека в результате развития процессов технологизации и непрерывного роста потребления в современной экономике. Многие ученые подчеркивают, что существующее информационное общество является обществом повышенного риска, так как его социокультурная и экономическая деятельность сопровождается обострением противоречий между инновационными и адаптационными формами. Информационные системы требуют формирования принципиально новых представлений о природе, обществе, человеке, жизни, требуют нового уровня сознания, мышления, действия, научно-технических направлений современной цивилизации.

Стало очевидным, что в современных условиях традиционные цели образования, направленные на освоение суммы знаний, умений и навыков малоэффективны, т.к. не формируют внутренней мотивации на учебу, создают ситуацию перегрузок для детей. Если школа не отказывается от привычных формальных ролевых взаимоотношений учителя с учеником, в центре которых учитель, если главное - сумма знаний, то она обрекает себя на отчуждение и изоляцию от тех, ради кого и существует.

Современная система образования направлена на формирование культурной личности, способной постичь многообразие окружающей действительности, установить собственную естественную связь с миром, осознать мир не только таким, каким он существует в действительности, но и таким, каким он может быть в человеческих представлениях и образах. Так, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2009) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, который любит свою Родину, уважает и принимает ценности семьи и общества, активно и заинтересованно по-

знает мир, владеет основами умения учиться, умеет организовать собственную деятельность, самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.

Процесс модернизации российской школы в итоге затронул не только организацию учебной деятельности, но и коренным образом изменил отношение к содержанию феномена воспитания в современной школе. Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач [1]. Воспитательный процесс призван стать инструментом гуманизации сознания и деятельно-

сти учащихся.

Важнейшее направление реформирования воспитательных практик - создание условий для реализации человекотворческого потенциала культуры. Именно при функционировании воспитания и образования наиболее ярко и объемно проявляется человекотворческий потенциал культуры. Здесь происходит творение человека во всей полноте его свойств и качеств. Дело в том, что культура является решающим условием социализации и в то же время выступает для человека пространством индивидуальной самореализации. Культура выражает отношения человека с миром, воплощает его творческий потенциал, который позволяет преобразовывать природу, общество, воспитывать самого человека, определять меру его ответственности за последствия этих преобразований. Культура структурирует человеческую жизнь. С одной стороны, люди сами создают культуру, с другой - они образовываются в той культуре, которая создана другими людьми. Поскольку она не приобретается биологическим путем, каждое поколение вынуждено воспроизводить ее и передавать следующему поколению. Этот процесс составляет часть процесса социализации. Культура превращается в часть личности ребенка и помогает формировать его поведение. Если бы процесс усвоения культуры и ее достраивания прекратился в массовом масштабе - это привело бы к ее гибели. По словам Клиффорда Гиртца «не регулируемое образцами культуры поведение человека было бы практически не управляемым, хаосом бессмысленных поступков, не сдерживаемых эмоций, не приводящих к формированию опыта»[2].

Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура — это неповторимая Вселенная, которая создана индивидуальным отношением человека к миру и к самому себе. Иными словами, изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы или археологические находки, — мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди и жили, и чувствовали иначе, чем мы. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека. Обогащение новым творческим опытом происходит через постижение иных культур. Человек может приобщиться к творческим достижениям множества гениев через культуру, это будет трамплин для нового творчества. Но приобщение осуществляется лишь тогда, когда человек не просто созерцает культурные символы, а оживляет культурные смыслы в собственной душе и собственном творчестве. Если же человек отворачивается от культурных смыслов, то они умирают, и от культуры остается символическое тело, из которого ушла душа [3].

В современном обществе существует потребность в личностях, которые способны творчески осознавать мир и себя в нем. Основа в формировании мировоззрения, самосознания, ценностных ориентаций личности - это начальный этап школьной социализации. Именно в младшем школьном возрасте зарождается картина мира ребенка, формируется его самосознание. Осознание младшими школьниками себя и мира включает различные процессы: развитие мировосприятия, образа «Я», образа мира, социализацию, самосознание, самоопределение в мире. Младший школьный возраст - это период вхождения в другую социальную сферу, расширения контактов, представлений об окружающем мире, в этот период активно развивается самооценка ребенка. Младший школьный возраст является качественно новым этапом в развитии личности. Ведущей деятельностью данного периода становится учебная деятельность. Как считает Л.И. Божович - это период рождения социального «Я» ребенка [4]

Л.С. Выготский полагает, что в начале младшего школьного возраста у ребенка происходит обобщение собственных представлений о себе, переживаний и регу-

ляция собственного поведения. Ребенок начинает регулировать свое поведение через самопознание[5].

Важную роль в становлении осознания себя и мира является формирование у младшего школьника мировоззрения. Картина мира выстраивается на основе различных источников - фольклора (сказки, игры, считалки), с помощью взрослых, литературы, СМИ. Собственный опыт, как полагает Ю. А Аксенова, менее значим для младшего школьника, он скорее полагается на мнение взрослых [6].

Младший школьник воспринимает себя как индивидуальность, он понимает, чем отличается от других, стремится самоутвердиться. Самовыражение младшего школьника - основа построения позитивного и гармоничного образа «Я» и образа мира. Понятие «самовыражение» тесно связано с понятиями «Я» и «самосознание». Способность «Я» ребенка познавать мир носит творческий характер. В процессе творческого самовыражения ребенок находит свою «нишу», свою роль в жизни, свое «Я». А. Маслоу писал о связи самовыражения и «Я»: «Самовыражение практически невозможно для невротика, у которого нет чувства собственного Я, который постоянно ощущает себя актером, вынужденным выбирать роль из некого навязанного ему репертуара ролей» [7].

В младшем школьном возрасте развивается эмоционально-ценностная сфера личности, ребенок сензити-вен к творчеству. Творческая деятельность для ребенка - эффективный способ развития у него позитивной самооценки, мировосприятия, эмоционально-ценностного отношения к самому себе и окружающему миру. Представления о мире, о других людях и себе, осознанные в ходе творческой деятельности младший школьник «присваивает» себе. «Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой», — писал В.А. Сухомлинский [8].

Ю.А. Грибов полагает, что творческое самовыражение - это «способность человека к построению своего образа мира, своего мироощущения (в слове, изображении, музыке, действии и т.д.) и самого себя в этом мире» и выделяет основные условия для творческого самовыражения школьников [9]:

1) отдельный человек не творческая, самоопределяющаяся, активная и свободная личность, чья способность к развитию и неповторимая индивидуальность является изначальной ценностью;

2) активный, многомерный и развивающийся диалог, через равноправный межличностный обмен деятельно-стями, миропониманиями и мироощущениями;

3) необычайно важной роли предметно-чувственной основы мышления сенсомоторного опыта, творческого воображения, способностей, целостного и интуитивного постижения окружающего;

4) воспитание и обучение творчеством.

Итак, для того, чтобы ребенку осознать себя, необходимо осознавать окружающий мир. В условиях начальной школы это особенно важно, так как для младших школьников осознание себя и мира развивается в контексте развития социального «Я» и познания окружающего мира. Основной способ осознания себя и мира - это творческое самовыражение. Поэтому важно организовать воспитательный процесс для младших школьников в соответствии с логикой становления образов мира, соотнесенных с собственными возможностями становления личности.

В качестве ведущего механизма и движущей силы развития личности выступает культуротворческая функция воспитания.

Само понятие «культуротворчества» в философских концепциях гуманизма ХХ века трактуется как одна из сущностных характеристик человека в целом (А. Гелен, Н.А. Бердяев и др.). Основными содержательными компонентами данного процесса являются культуроосвое-

ние и культуросозидание. Культуроосвоение рассматривается как приобщение личности к общечеловеческой и национальной культуре и приобретение навыков выполнения свойственных ей социальных ролей; культуросо-зидание - как непосредственно действия по созданию нового культурного продукта.

В культуротворчестве человек становится полноправным участником «культурного диалога», входя в культуру и осваивая постепенно культурный опыт. Внимание к проблемам культуротворчества в детском возрасте обусловлено тем, что именно на этот период приходится основной этап закладывания базисных основ человеческой культуры. Подлинное культуротвор-чество связано с организацией гуманитарной среды, которая учитывает всю полноту человеческой реальности, предоставляет человеку личностную свободу и способствует развитию его самосознания, готовности преобразовывать не только окружающий, но и свой внутренний мир. Здесь главным становится самостоятельный поиск знаний, способность принимать ответственные решения, понимание себя как творца собственной жизни.

В процессе культуротворчества формируются такие значимые личностные новообразования, как особая внутренняя позиция ребенка, развитое творческое воображение и обобщение переживания, опираясь на которые ребенок научается общаться с внешним миром и расширять его благодаря своей целенаправленной и продуктивной активности — так происходит обогащение внутреннего мира ребенка. Результатом детского куль-туротворчества становится и определенное мотивацион-но-ценностное отношение ребенка к культуре [10].

Л.С. Выготский разработал и экспериментально доказал положение о том, что культурный опыт ребенка приобретается через опыт взрослого или «Другого». «Другим», являющимся посредником между ребенком и культурой, выступает близкий взрослый (родитель, педагог), который своим прямым или опосредованным участием в развитии ребенка открывает ему путь в мир общечеловеческой культуры. Для реализации культу-ротворческого воспитания педагог сам должен «быть, а не казаться» творческой личностью. А именно: активно, осознанно, увлеченно саморазвивать и самореализовать во всех аспектах профессиональной деятельности свой творческий потенциал, общаться с детьми на основе личностного подхода. Этот процесс не может осуществляться путем проб и ошибок. Личность сможет стать способной к полноценной самореализации только на основе эффективного образования. Учитель должен быть подготовлен к этому процессу на психологическом, личностном, теоретическом и практическом уровнях [11].

Побудительной силой культуротворчества для младшего школьника является потребность в получении удовольствия, радости, положительных эмоций — то, что, в свою очередь, и порождает игру. Грамотно организованная игра может стать средством самосовершенствования - ведь она дает возможность условно осуществить то, о чем мечталось в реальности.

Особое значение для педагогики имеет теория С.Л. Рубинштейна о творческой адаптации человека в мире через игру. Именно эта теория трактует игру с позиций доминанты в ней культуротворческого начала. Игра, согласно С.Л. Рубинштейну, это порождение преобразующей деятельности человека. Впервые проявляясь в игре, эта всеобщая способность к преобразованию мира в игре впервые и формируется [12].

Среди культурных форм, оказывающих существенное влияние на выход школьника в область самостоятельных творческих решений и действий, важнейшая роль принадлежит игре. Это стратегические игры, тренирующие и развивающие способность прогнозировать возможные результаты и оценивать их личностную вероятность; стохастические игры, где решающая роль принадлежит случаю, удаче, приучающие ребенка к тому, что он может встретиться с неконтролируемыми

обстоятельствами, к представлению о риске, и другие. В процессе организации культуротворческой деятельности открываются широкие возможности поиска новых форм, средств и методов.

Процессы культуроосвоения и культуросозидания в жизни тесно взаимосвязаны и не противопоставляются в воспитательном процессе. В целом культурот-ворческая ориентация воспитания позволяет включать в социокультурное пространство школы новые пласты культуры, различные стили художественного мышления, многообразие творческой деятельности и общения в контексте развития индивидуальных жизненных сил учащихся и их духовно-нравственного и деятельно-волевого отношения к окружающему миру.

Освоение культуры современного мира в ее историческом измерении происходит в движении подрастающего поколения от «ближней» культуры - семьи, города, региона - к культуре «дальней» - народа, нации, человечества.

Начальная ступень - «языки» природы и культуры. Природа «говорит» с ребенком языком стихий, растений, животных; культура — голосами мифа и сказки, архитектуры и математики. Здесь важно научить ребенка пониманию языка вещей и явлений, значимости цвета и звучания, стоящих за вещью и интуитивно угадываемых смыслов и ассоциативных связей, помочь освоить невербальный язык человеческого общения — выразительность движения и жеста, позы и мимики, дать представления об условном языке науки и техники, о значениях чисел, формул, схем, приобщить к языку компьютера и, наконец, предложить пути понимания «речи» пятой стихии — искусства: выразительности танца, рисунка и живописи, музыки и театра [13].

Здесь важно помнить, что особенность возрастного интеллектуального развития ребенка младшего школьного возраста — действие, движение, опережающая кинетическая реакция: мысль рождается вместе движением. Поэтому организация системы комплексных занятий, цель которых обучение пониманию и «переводу» с одного языка на другой, самостоятельному творчеству в различных языковых стихиях культуры наиболее эффективно в игровой методике. Основной материал для сценариев игровых занятий — древнейшие и новые культурные тексты: миф, легенда, сказка, музыкальный и поэтический фольклор, народное прикладное искусство, осваиваемый в активном действии мир первых образов культуры, при условии, что все происходит здесь и сейчас, прошлое интересно только как ключ к настоящему.

Концептуальные идеи культуротворческого воспитания младших школьников строятся на следующих позициях:

- культура - целостное воспитательное пространство, в котором совершается становление личности, способной к культурному творчеству, компонентами культуры выступают нормы, знания, значения, ценности, символы, которые непосредственно отражают содержательный контекст культуротворчества;

- воспитательный процесс строится в логике становления личности, возрастные этапы определяются характеристиками образа мира, способами мышления и особенностями познавательной работы сознания детей;

- культуротворчество рассматривается как любая человеческая деятельность, имеющая положительную созидательную направленность, в результате которой создается продукт, имеющий субъективную или объективную новизну, основными содержательными компонентами данного процесса являются культуроосвоение и культуросозидание; основными областями культурот-ворчества являются наука, искусство и техника;

- понимание Ребенка как носителя особого культурного мира, существенно иного, чем мир Взрослого. Здесь действуют свои законы, ценности, свой язык. Этот мир не менее сложен, многокрасочен, противоречив и «яростен», чем мир взрослых; он отнюдь не примити-

вен и требует от входящего в него точного «пароля». Не зная топографии этой страны (не желая знать или не подозревая о ее существовании), непрофессиональный педагог с неизбежностью травмирует живой и уникальный мир. Острота эмоциональных реакций, открытость, бескорыстие и беззащитность души, уникальная способность сопереживать живому и неживому, образно-мифологическое мышление, синкретизм мироотношения, дремлющая генная память, страсть к эксперименту и любопытство к таинственному - все эти качества ребенка предполагают отношение к нему как к Другому, к развивающейся личности, осознающей себя в отношениях с миром. Он приходит в школу жить: общаться, играть, задавать вопросы, не расчленяя первоначально эти цели и свои ролевые функции в общении с учителем и сверстником.

- понимание Учителя-Воспитателя как субъекта педагогического творчества, являющегося собой образ и образец гуманистической культуры. Именно он задает алгоритмы общения, развивается в обучающем диалоге, несет личную ответственность за результат работы всей школы [14-19]. Профессионализм учителя культурот-ворческой школы определяется способностью адекватного понимания духовно-эмоционального мира ребенка, признания его права на слово или молчание, на равенство в диалоге, свободу воли и мысли, на самовыражение и творчество. Этот человек, способный к самокоррекции, к нравственному и профессиональному самосовершенствованию; он понимает место своего предмета в достижении общей цели, сознательно и свободно избирает методы обучения;

- тип педагогического мышления и деятельности: продуцирующее знание (в отличие от репродуктивного), творческий (в отличие от исполнительского), конструирующий целостный образовательный процесс с коллегами и воспитанниками [20].

Основными принципами реализации культуротвор-ческого воспитания являются: 1) метапредметность содержания; 2) диалогический характер взаимодействия между субъектами образовательного процесса; 3) субъектная позиция личности обучающегося; 4) совместная культуротворческая деятельность; 5) учет особенностей субъективного развития участников образовательной ситуации; 6) гуманитарная образовательная среда; 7) возможность саморефлексии, самоконтроля и самоуправления; 8) личность обучающего как носителя гуманитарной культуры.

Культуротворчество будет проявляться в ценностном и деятельностном отношении: к порождению новых традиций, личностных смыслов, к знаниям, к способам деятельности, собственной жизни и себе самому (определение перспектив личностного роста, самоопределения, самосовершенствования, самореализации) [21].

Культуротворчество восстанавливает и развивает человеческий дух, который отрицается современной цивилизацией. Культуротворчество не дает сделать человека слепой игрушкой в руках тех сил, чья сущность не связана с целями, задачами и смыслами человеческой жизни, поэтому оно происходит в постоянной борьбе с цивили-зационными процессами, которые стремятся приручить человека. Приобщаясь к культуре, человек становится человеком.

Реализовывать на практике идеи культуротворческо-го воспитания может лишь тот педагог, который не просто может воспроизвести заданный алгоритм, а может выстроить свою авторскую систему деятельности на основе выявленных принципов и являться «технологическим инструментом». Это значит, что он выражает собой пример диалогических отношений, культуротворче-ства и высокого уровня самосознания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Региональные концепция и программа-ориентир воспитания детей и молодежи Красноярского края

до 2012 года (проект)/ под общ. ред. М.И. Шиловой; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева.-Красноярск,2009.- 88 с.

2. Гирц К.Г. Интерпретация культур/Пер. с англ.—М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.—560 с.

3. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М., 1993.С.329.

4. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте.-М.: Просвещение, 1968.-464 с.

5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6. Научное наследство/Под ред. М.Г. Ярошевского.-М.: Педагогика, 1984.—400 с.

6. Аксенова Ю. А. Символы мироустройства в сознании детей. Екатеринбург, 2000.

7. Маслоу А. Мотивация и личность.-СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.

8. Сухомлинский В. А. О воспитании. М., 1979. с.

79

9. Грибов Ю. А. Психолого-педагогические условия развития творческого самовыражения учащихся и учителей // Вопросы психологии. 1989. № 2. С. 52

10. Стукалова О.В. Универсальная категория жизни (феномен игры в контексте современной педагогики ис-кусства)//Педагогика искусства.2009.№ 4

11. Гершунский Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования/ Б.С. Гершунский // Педагогика. 2003. № 10. С. 3-7.

12. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973

13. Культуротворческая школа. Инновационная модель общего образования и её кадровое обеспечение.

- СПб.: УОО СПб ЛО: РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.-244с.

14. Течиева В.З. Формирование нравственно-гуманистических ценностей у школьников в условиях поликультурной образовательной среды // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 251-253.

15. Ионесов В.И. Интеграция культур и будущее человечества в дискурсе гуманистического рационализма // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 2 (18). С. 77-83.

16. Гиль С.С. Ресурсы гуманистического психолого-педагогического подхода в решении прагматичных задач профессионального образования и новые (старые) роли педагога // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 63-65.

17. Цораева Ф.Н. Формирование нравственно-эстетической культуры младших школьников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 315-318.

18. Нестеренко В.М., Ионесов В.И. О некоторых гуманистических основаниях разнообразия и идентичности в системе межкультурной коммуникации // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 2 (18). С. 148-153.

19. Харченко С.А. Развитие культуры сотрудничества будущего педагога как актуальная проблема теории и практики педагогической науки // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 301-305.

20. Культуротворческая школа. Инновационная модель общего образования и её кадровое обеспечение.

- СПб.: УОО СПб ЛО: РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.-244с.

21. Региональные концепция и программа-ориентир воспитания детей и молодежи Красноярского края до 2012 года (проект)/ под общ. ред. М.И. Шиловой; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева.-Красноярск,2009.- 88 с._

CULTURAL EDUCATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN

© 2014

I.S. Vlasova, primary school teacher, a master's student Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: Attention to the problems of kulturotvorcheskoj in childhood due to the fact that during this period the main stage of laying the basic foundations of human culture. Genuine kulturotvorcheskoj connected with the organization of the humanitarian environment, which takes into account the fullness of human reality, provides the individual personal freedom and promotes the development of his self-awareness, willingness to transform not only the, but also your inner world.

Keywords: kulturotvorcheskoj, education, culture, expression, kulturooborote, kultursoziologie, creativity.

УДК 372.881.1

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2014

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М.И. Гаврилова, аспирант И.Н. Одарич, аспирант

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: Статья посвящена вопросам управления системой образовательного процесса.

Ключевые слова: междисциплинарные связи, новаторы, дифференциация, детерминация, квалификация.

В системе образования новый процесс обуславливается многими факторами. Педагоги - новаторы, реализующие свои индивидуальные потребности для расширения собственного общественного пространства с помощью профессиональной деятельности, отвечающей государственным интересам, тогда эти новшества будут приносить пользу для образовательного профессионального учреждения. Тем не менее, при абсолютно индивидуальных, социальных и групповых потребностях итог этих новшеств может быть отрицательным. Такая структурная потребность вызывает противоречия между социумом и профессиональным образованием, между субъектом и системой образования. При этом каждое новшество будет находить поддержку и противодействие, вот такая на самом деле объективная действительность. Из этого следует, что вопросы в управлении системой образовательного процесса есть необходимость в четкой ориентации сущностной природы новшества, которая бы отражала принципы государственной политики и критерии отбора знания в сферах науки системы образования и производственной деятельности, с учетом реальных условий передачи знаний студентам и факторам, которые способствуют и противодействуют выполнению этих задач [1].

Практически нет ни одного автора работ по проблемам технологии образования, кто в той или иной степени не затрагивал аспектов содержания образования. Фактически содержание учебно - образовательного процесса детерминированного системой знания существующей науки. Но некоторые вопросы по этой проблеме остаются открытыми на сегодняшний день. Например, такие вопросы, как: какие знания нам нужны, как их оптимизировать в учебном процессе, или по каким критериям осуществляется отбор содержательной системы образования и т.д.

Многие ученные обходят эти вопросы стороной, ограничиваясь формальным и логическим анализом существующего содержания с позиции оптимизации [2]. Множество ученных в своих трудах рассматривают и пытаются найти различия между знаниями вуза и научными, но при этом формулировка не совсем корректна (так она дана авторами), зато смысл рассуждений понятен: налицо представлены различия между производимыми наукой знаниями и знаниями, которые транслируются в системе образования. Е.Э. Смирнова, представила функциональную схему производства и применения знаний, с обозначением ряда особенностей при производстве и передачи знаний, которые вызывают препятствия для их оптимизации[3].

С точки зрения Т.И. Ильиной, содержание учебного процесса отражает задачи, которые стоят перед системой образования, но не уточняют на основе каких кри-

терий будет определяться эта задача [4]. Исследователь Г.А. Петрова считает, что содержание обучения создается на основании принципов идейной и политической направленности образования, целостности теории и практики, а так же оптимизацией научной и вузовской информации и системы образовательного процесса [5]. Но, к сожалению, не было представлено существенных решений для осуществления принципов.

Л. Клинберг проанализировал этапы разрабатываемых знаний. Первый этап представляется в виде превращения научного знания в учебную дисциплину, второй же представляется в виде дидактической обработки содержания в процессе взаимных связей между студентом и преподавателем [6].

Процесс познания, является процессом, отражающим материальную и социальную действительность, которая осуществляется в виде модели мира, при этом более точно приближенной к реальной модели, а так же определения ключевого понятия для методологии наук, которое использовалось бы в научной теории. Собственно говоря, именно она формирует возможность для стандартизации и систематизации исследуемого объекта и процесса, для формулирования закона и истолкования существующих эмпирических фактов. Исходя из этого можно сказать, что наука не стоит на фундаментальных фактах, ее структура и теория постоянно расширяются в объёмам [7, 8].

Анализируя выше сказанное утверждение можно подчеркнуть относительность производимой науки знания, наличия проблем информационного перенасыщения, а так же сложности в упорядочении получаемого результата, как продукции развивающую духовную сторону человека. Такой вопрос о системе образования должен применять все накопленные и производимые знания, которые носят декларативный характер, отражающий интересы различных наук и прочих общественных институтов, которые занимаются духовной деятельностью. Концентрирования условий на проникновения в систему образования знаний, которые не подтверждаются и не проходят апробацию практикой. Следовательно, вопрос - какие знания нужны в нашей системе образования - с повестки дня не снимается, при чем противоречия для этой проблемы не получили положительное решение.

Противоречивость, по мнению Ф.В. Герасина возникли в виде противопоставлений социального характера знаний и личной формы его производственного применения; количественных и качественных усложнений потока информации и ограниченный потенциал индивидов по их переработке, а так же усвоению эффективных пользований; индивидуальных формирующих качеств индивида выпускника и его массовый характер в процессе обучения; дифференциацию сферы науки, техники,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.