УДК 037
Янова Марина Геннадьевна
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой спортивных дисциплин ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им, В.П. Астафьева». В настоящее время - старший научный сотрудник, [email protected], Красноярск
Игнатова Валентина Владимировна Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии и педагогии! ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», [email protected], Красноярск
КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Yanova Marina Gennadyevna
Post-graduate student. - Krasnoyarsk State Pedagogical University by V.P. Astafyev, [email protected], Krasnoyarsk
Ignatova Valentina Vladimirovna
Head of psychology and pedagogy department, professor - Krasnoyarsk State Technological University, [email protected], Krasnoyarsk
CULTURAL CREATIVE ACTIVITY IN THE CONTEST OF FUTURE TEACHER’S ORGANIZATIONALLY-EDUCATIONAL CULTURE FORMING
В настоящее время в России наряду с социально-экономическими преобразованиями наблюдаются сложные культурные процессы, складываются новые культурные и субкультурные формы деятельности. В этой связи осмысление культуротворческой деятельности, ее роли в профессиональной деятельности будущего учителя является актуальным и своевременным.
Наряду с повышением требований к будущему учителю как специали-сту-профессионалу в области педагогической деятельности, становится актуальным поддержание его культурного уровня, развитие способности будущего учителя грамотно организовать учебный процесс, проявление его способностей к культуроосвоению, культуросозиданию и культуро-творчеству. Профессионально-культурное формирование личности всегда подразумевает ее приобщение к системе ценностей, освоение культурных практик, что само по себе возможно только в системе культуротворческой деятельности.
Изучение культуротворческой деятельности следует начинать с изучения понятия культура. Учитывая множественность определений данного понятия, мы отметим только те из них, которые позволяют охарактеризовать исследуемое нами понятие.
Термин культура имеет происхождение от латинского слова "culture" - "возделывание земли, уход". Этот термин как нельзя более точно выражает сущность понятия культуры, под которым философы понимают все виды преобразовательной деятельности общества и чело-
века вместе с ее результатами. В настоящее время слово "культура" часто употребляется в понимании мерила уровня образованности, просвещенности и воспитанности человека.
Исторически философская мысль представляла культуру в том или ином аспекте. Первоначальное понятие культуры, существовавшее в древних цивилизациях Китая (понятие "жень") и Индии (понятие "дхарма") означало, прежде всего, целенаправленное воздействие человека на окружающую его природу. Включало оно также воспитание и обучение самого человека. Философы древней Греции видели в "пайдейе", т.е. "воспитанности", которую они считали синонимом культуры, главное свое отличие от "варваров". Эпоха Рима, особенно в поздний ее период, органично впитав философские взгляды древнегреческих мыслителей, породила свое представление о культуре, в котором культура стала ассоциироваться с признаками личного совершенства. В эпоху средневековья процесс создания культурных ценностей и всей деятельности человека отдавался в удел Бога. Процесс творческого подъема отождествлялся то с проявлением Божьей милости, то с кознями дьявола. Возрождение интереса к изучению и познанию культуры возобновилось лишь в эпоху Просвещения. Именно в этот период под совершенством культуры стали понимать достижение соответствия гуманистическому идеалу человека, а в дальнейшем - идеалу просветителей.
Единство философского и исторического начала в понятии культуры и способов создания культурных ценностей в условиях окружающей человека среды, вызывало неподдельный интерес у современников различных эпохальных периодов. Культура представляла интерес не только как сущностный феномен, но и деятельностное явление со своей структурой, функциями, формами.
Осмысление культуры и культурной деятельности требуют изучения ее элементов как целостной системы. В соответствии с современными взглядами, в структуре культуры можно выделить два класса элементов. К первому классу можно отнести идеи, ценности, которые направляют и координируют поведение и сознание людей в их групповой и индивидуальной жизни. Второй класс элементов образуют социальные институты и учреждения культуры, благодаря которым эти идеи и ценности сохраняются и распространяются в обществе, доходят до каждого субъекта. К этому классу относится, в частности, система просвещения и образования, средства массовой информации и коммуникации и т.д.
Являясь выражением способов и норм социальной организации и регулирования жизнедеятельности общества, культура обладает рядом присущих ей функций, которые свойственны и организационнопедагогической культуре. Обобщение научных исследований и изучение педагогического опыта позволяют понять сущность организационнопедагогической культуры и выделить следующие функции данного явления: созидательную, аксиологическую, культуротворческую, интерактивную, инновационную, диффузную, информационную. Для понимания сущности организационно-педагогической культуры будущего учителя
раскроем содержание каждой функции и выявим их назначение.
Созидательная функция направлена на культурное саморазвитие и самосовершенствование личности в процессе образования посредством освоения будущим учителем культурных практик, на формирование культурной личности. Созидание «самости» рассматривается в педагогике как одно из основных направлений подготовки специалиста педагогической сферы.
Аксиологическая функция обеспечивает осмысление личностью необходимости воспитывать в себе ценностное отношение к образованию и к его продуктам: знаниям, умениям, навыкам; относится к накопленному опыту с позиций ценностного подхода. В назначении аксиологической функции заключается способность будущего учителя принимать ценности культуроосвоения и культуросозидания как руководство к действию.
В рамках культуротворческой функции реализуются возможности свободного выбора методов и средств в образовании, использование которых способствует осознанию необходимости культуроосвоения и культуросозидания, ориентированию на культуротворчество; проявляется активная позиция в творческом проектировании. О.С. Газман писал: «Культура личности есть гармония культуры знаний, культуры творческого взаимодействия и культуры чувств и общения». Культурная личность характеризуется ученым как единство и непротиворечивость сознания, отношения, действия и потребности в многообразных ее аспектах [1]. Культуротворчество характеризует человека не только как творение, но и творца культуры. Творческое начало присуще культуроосвоению уже в детском возрасте. Творчество как шаг, следующий за освоением культуры, имеет множество граней: от создания собственных теорий, открытия педагогических и организационных закономерностей культуры до нахождения нестандартных решений, проявлений культуры, способности ориентироваться на культурные образцы поведения, способности задуматься над новой для себя проблемой в различных педагогических ситуациях. Известно, что существуют два критерия творчества: новизна результата или способа деятельности; качество мышления и воображения, характеризующееся как «креативность». Понятие «культуротворчество» в образовании мы применяем как принятие студентами ценности творчества во всех его проявлениях и аспектах, стремление к творчеству, развитие творческих способностей и проявлений. В этой связи, культуротворческая функция характеризует стремление будущих учителей обогащать свои знания о культурных способах организации педагогической деятельности.
Интерактивная функция отражает способность будущего учителя взаимодействовать в процессе организованной педагогической деятельности на принципах согласия и соучастия; понимать и уметь ценить мнения других. Проявление духовных качеств в процессе профессиональной деятельности, умение организовать общение на основе духовности - это значимый компонент деятельностной модели будущего педагога.
Инновационная функция отрицает стереотипность способов и методов решения педагогических задач организационного характера и характери-
зуется поиском творческих вариантов решения педагогических задач.
Диффузионная функция обращает внимание на культурное взаимовлияние и взаимообогащение субъектов организованной педагогической деятельности. Наблюдая друг за другом, общаясь друг с другом, следуя культурным вариантам решения педагогических задач в учебной деятельности, студенты проектируют культурные изменения в образцах своего поведения, в своих действиях. Тем самым, наблюдается «переход» культуры от педагога к ученику, от ученика к ученику, а иногда и от ученика к педагогу.
Информационная функция неразрывно связана со всеми функциональными компонентами, поскольку информационное обеспечение необходимо для развития созидательного, аксиологического, креативного, интерактивного, инновационного, диффузного компонентов. Эффективность деятельности педагога, уровень его организационнопедагогической культуры напрямую зависит от объема накопленной педагогом культурной информации и оперативности ее использования. Информационная функция основывается на мониторинговой, инновационной, диагностической, компьютерной культурах, что подчеркивает ее значимость.
Культура не сводится лишь к результатам деятельности. Культура включает в себя как результаты, так и способы деятельности, включая культуросозидающие и культуротворческие. В этом смысле педагогическая деятельность рассматривается как культуротворческая. Культура в данном подходе связывается не только с активностью, обеспечивающей поддержание достигнутого уровня общественно-исторического развития, но и с творчеством личности, направленном как на созидание нового в культуре, так и на освоение культурных ценностей в процессе становления индивидуальной культуры.
Изучение культуротворческой деятельности в контексте формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя, согласно логике статьи, требует определения данного понятия. Организационно-педагогическую культуру будущего учителя мы определяем как культуру мышления и поведения, основанную на организационнопедагогических знаниях. Учитель, обучая, должен владеть принципами организации образовательного процесса, обладать умением выбора и использования методических приемов, способствующих формированию качеств высококультурной личности с высоким уровнем организационнопедагогической культуры [5, с.68]. Данная культура учителя раскрывается в способности организовать и преобразовать педагогические процессы на теоретическом (овладение научным стилем мышления в области подготовки и организации учебного процесса на принципах культуроосвое-ния и культуротворчества) и практическом (умение моделировать процесс обучения, творчески решать педагогические задачи, быть способным к организационно-педагогической рефлексии) уровнях. В этой связи, в профессиональной подготовке будущего учителя необходимо обращать особое внимание на его организационно-педагогическую культуру. Вла-
дение организационно-педагогической культурой, в этой связи, рассматривается нами как качество будущего учителя, позволяющее ему успешно осуществлять процесс обучения за счет усвоенных образовательных практик как культурных.
Понимая, что целью формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя является формирование представления о культуротворческой деятельности как двуедином процессе - собственной культуротворческой деятельности и культуротворческой деятельности учащихся, следующим шагом является рассмотрение собственно культуротворческой деятельности. Осмысление данного понятия приобретает большую глубину через понятие творчества. Согласно философскому словарю, творчество - процесс человеческой деятельности, создающей качественно новые материальные и духовные ценности [2,4]. Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из доставляемого действительного материала созидать (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям.
Многие ученые определяют творчество как созидание нового и прекрасного, которое противостоит разрушению, шаблону, банальности, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска [4,7]. С другой стороны, творчество - свободная деятельность, к которой человека нельзя принудить: он может творить только в силу внутреннего стремления созидать. Творчество как воплощение культуры, имеет множество граней: от создания собственных теорий к культуроосвоению; от овладения знаниями, умениями и навыками к культуросозиданию и культуротворчеству; от стремления быть самостоятельными к реализации творческих проектов.
Рассмотрим далее понятие культуротворчество. Особый интерес для нас представляет точка зрения К.А. Свасьяна, что человек уже в детском возрасте является "не только творением культуры, но и ее творцом" [7]. Объектом психологического творчества могут выступать образы и идеи, символы и понятия, поступки и отношения, ценности и убеждения. Педагогу необходимо достичь понимания того, что ученик является со-творцом взаимоотношений, общения, деятельности, жизни. Непонимание этого влечет за собой ограничение творческой активности обучающихся. Опираясь на достигнутый уровень культуры, они создают новые способы действий и поведения, способы и формы общения, создают в себе Человека. Творчество может проявляться в отношении норм (нормотворчество), новых личностных смыслов (переоценка ценностей, смыслотворчест-во), знаний (открытия, теории, идеи), способов деятельности, собственной жизни (жизнетворчество, жизнепреобразование, построение своего будущего) и себя самого (определение перспективы личностного роста, самосовершенствование). Культуротворчество мы рассматриваем как высшее проявление культуры личности, касающееся всех вышеназванных составляющих. Важной проблемой, возникающей во взаимоотношениях человека и культуры, является то, что современный человек не ощущает
себя творцом культуры, не видит своей роли в процессах культуротворче-ства. Культура не возникает сама по себе, ее создает человек. Конечно, процессы, производимые группой людей заметнее, но и группа - ничто без деятельности конкретного человека.
Современный человек реализует себя, прежде всего, во внешних сферах, развивает свою “оболочку” и под культуротворчеством подразумевает нечто глобальное, чего он не прозревает в своей собственной реальной жизни. Будущий учитель в педагогической деятельности включен в процессы изменения внешней и формирования внутренней культуры. Он делает шаг в направлении саморазвития, совершенствования своего духа, что является первой ступенью на пути превращения единичного, конкретного человека в творца культуры.
Понятие "культуротворчество" в образовании мы, в основном, применяем не столько в отношении «информационной продукции», сколько в принятии учащимися ценности творчества во всех его проявлениях и аспектах, их стремление к творчеству, а также развитие творческих способностей и проявлений. В этой связи, роль будущего учителя важна не только как творческой личности, но творческого лидера, способного вести по пути творчества своих учеников, в этом заключается его профессиональное предназначение, в этом выражается сотворчество.
Педагогическая деятельность, являясь культуротворческой, предполагает в своем содержательном аспекте культуроосвоение, культуросозида-ние и культуротворчество (рисунок).
Культуроосвоение связывается с изучением (освоением) будущими учителями культурных способов, методов обучения; осмыслением необходимости активного освоения культурных практик. Культуросозиданне рассматривается через активный поиск творческих вариантов решения задач педагогической деятельности, принятие ценностей культуроосвое-ния как руководства к действию, следование культурным образцам поведения. Культуротворчество отражает способность творческого проектирования, преобразование культурных способов, методов и форм обучения в соответствии с конкретными жизненными ситуациями. Таким образом, культуротворческая деятельность всегда развивается по индивидуальному алгоритму, являясь инновационной. В результате культуротворческой педагогической деятельности создается продукт, отражающий социальную субьектность в лице учащегося.
В контексте формирования организационно-педагогической культуры учителя культуротворческая деятельность рассматривается как базовая деятельность, формирующая качества будущего учителя, что отражено в представленной модели. Освоение образовательного пространства как эффективного фактора культуротворческой деятельности будущего учителя невозможно без освоения им культурных практик как деятельностной компоненты [4]. Освоение культурных практик отражает специфику деятельности и открывает возможности для личной инициативы студента, способствует осмыслению им культурно-педагогического опыта, ориентирует будущего учителя на активное освоение ценностей культуроос-
воения и культуросозидания. Культурные практики в контексте ориентирования будущего учителя на культуротворческую деятельность понимаются нами как явление комплексное, отражающее способы действий, освоение культурных норм и образцов деятельности, личные результаты и достижения.
Модель образовательного пространства кулыпуротворческой деятельности
будущего учителя
------ Культуротворческое образовательное
пространство
*-----► Взаимодействие
Культурными практиками может быть признана любая деятельность студентов — будущих учителей, имеющая педагогический смысл и назначение.
Основной идеей культурных практик является их направленность на индивидуализацию педагогического опыта, освоение студентом личного культурного опыта и преобразование его в учебно-воспитательной деятельности.
Многие авторы отмечают важность таких активных форм обучения, которые, на наш взгляд, обеспечивают ориентирование будущего учителя на культуротворческую деятельность: культуросозидательные ситуации, творческий отчет, проблемный диалог-полилог, дискуссия, диспут, коллективная мыследеятельность, ролевая игра, коллективное творческое дело, экспертный совет, поисковая группа, круглый стол, семинар, проектная деятельность [4,6]. Включение будущего учителя в разнообразные и продуктивные культурные практики способствует ориентированию его на культуротворческую деятельность и его культурному становлению.
Достижение цели образования, определенной как формирование специалиста, наделенного высококультурными качествами, способного к культуросозиданию и культуротворчеству, ориентированного на профессионально-культурный модус поведения, связано с формированием организационно-педагогической культуры будущего учителя и обусловлено внедрением в образовательный процесс таких педагогических технологий, которые активизируют становление индивидуальной профессиональной культуры будущего учителя. Педагогическая технология представляет собой комплекс педагогических средств и методов, реализуемых в образовательном процессе и применение которых сопровождается педагогическим содействием, педагогической поддержкой на протяжении всего образовательного «пути» студента в педагогическом вузе. В своих работах П.Ф. Каптерев определил, что педагогический процесс, являясь стержневым понятием педагогической науки, включает в себя две характерные черты: систематическую помощь саморазвитию организма и всестороннее совершенствование личности [3]. В свою очередь, культурное становление в процессе педагогической деятельности невозможно без педагогической поддержки и педагогического содействия. В этой связи, формирование организационно-педагогической культуры будущего учителя связываем с организацией условий педагогического содействия (ОУПС).
ОУПС рассматривается как планирование и разработка системы педагогической поддержки в условиях образовательного процесса, необходимой для становления специалиста педагогической сферы в рамках содержания образования, определяемого государственным стандартом. Для выявления сущности организации условий педагогического содействия, следует определить значение понятия «педагогическая поддержка». Говоря о педагогической поддержке, необходимо пояснить, что в силу определения образования как процесса субъект-субъектного взаимодействия, среди педагогов возрастает интерес к проблемам субъектности учащихся.
Понятие «педагогическая поддержка» многогранно и может быть определено как система мероприятий, проводимых в целях дифференциации личности по интересам и направленных на их выявление и поддержку. О.С. Газман рассматривает педагогическую поддержку как процесс преодоления проблем, препятствующих самостоятельному достижению желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе
жизни [1, 40]. Роль педагога в этой связи определяется как роль наставника, помощника, консультанта.
Анализ культуротворческой деятельности в контексте организационно-педагогической культуры позволяет сделать следующие выводы:
- культуротворческая деятельность является отражением творческих процессов в педагогической деятельности и способствует культуроосвое-нию и культуросозиданию будущих учителей, ориентирует их на культу-ротворчество;
- культуротворческая деятельность осуществляется посредством активного освоения культурных практик;
- эффективность культуротворческой деятельности в образовании обусловлено организацией условий педагогического содействия (ОУПС).
Библиографический список
1. Газман, О.С. В школу с игрой [Текст] / О.С. Газман // Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1991, - 96 с.
2. Игнатова, В.В. Педагогические стратегии в контексте профессиональнокультурного становления личности студента вуза / В.В. Игнатова, О.А. Шушерина // Сибирский педагогический журнал. - 2004. -Xsl.-C. 105-113.
3. Каптерев, П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования [Текст] / П.Ф. Кап-терев / Избр. пед. соч. - М.: Педагогика, 1982. -462 с,
4. Крылова, Н.Б. Культурология образования [Текст] / Н.Б. Крылова // М.: Народное образование. - 2000. - 272 с.
5. Персикова, Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура [Текст]: учебное пособие / Т.Н. Персикова. - М.: Логос, 2004. — 224 с.
6. Розенбаум, Е.М. Ситуативно-смысловые компоненты обучения диалогической речи [Текст] / Е.М. Розенбаум. - 1983. - №2. - С. 22-27.
7. Свасьян, К.А. Человек как творение и творец культуры [Текст] / К.А.Свасьян // Вопросы философии. — 1987. - № 6. - С. 132-138.
8. Философский словарь [Текст]. Под. ред. М.М. Розенталя и П.Ф. Юдина. - М.: Политиздат, 1963. - 544 с.
9. Беловолов, В.А. Научный журнал в России: актуальные проблемы и перспективы развития в современных условиях [Текст] / В.А. Беловолов // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 2. - С. 25 - 33.
!0. Асадуллин, P.M. Системогенез педагогической деятельности в образовательном процессе высшей школы [Текст] / P.M. Асадуллин // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 2. - С. 34 - 43.
11. Иванова, В.М. Самоактуализация смыслов и ценностей в учебной деятельности студентов [Текст] / В.М. Иванова // Сибирский педагогический журнал. — 2008. - № 4. -С. 207-215.
12. Валеев, А.С. Творческо-технологическая лаборатория профессионального развития будущих учителей технологии и предпринимательства [Текст] / А.С. Валеев // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4. - С. 41 - 55.
13. Смышляева, Л.Г. Возможности современных образовательных технологий для реализации компетентностно-ориентированных андрагогических программ [Текст] / Л.Г. Смышляева // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4. - С. 55 - 64.
14. Батракова, С.Н. Личностное смыслосозидание как проблема образовательного процесса [Текст] / С.Н. Батракова // Сибирский педагогический журнал. — 2009. - № 4. -С.133 - 139.
15. Игнатова, В.В. Роль театрализации в формировании коммуникативного имиджа будущего инженера [Текст] / В.В. Игнатова, Е.Н. Мартьянова, B.C. Нургалеев // Сибирский педагогический журнал. — 2008. - № 1. - С. 212-223.
16. Бирюкова, М.А. Развитие способности к профессиональному общению на основе комплекса учебно-коммуникативных ситуаций [Текст] / М.А. Бирюкова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 231-238.
17. Ахметова, М.Н. Опыт организации сотворчества преподавателей и студентов в процессе подготовки к проектированию и реализации педагогических технологий [Текст] / М.Н. Ахметова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № !. - С. 18-59.
18. Тимербулатова, А.Р. О педагогической технологии XXI века [Текст] / А.Р. Ти-мербулатова // Сибирский педагогический журнал. — 2009. - № 1. - С. 77-88.
19. Твердынин, Н.М. Техника и личность: взаимодействие в социокультурном пространстве [Текст] / Н.М. Твердынин // Сибирский педагогический журнал. - 2009. -№ 1. - С. 150-157.
20. Куликова, Л.Н. Взаимопонимание субъектов педагогического процесса как ценность образования [Текст] / Л.Н. Куликова // Сибирский педагогический журнал, -2009,-№2.-С. 166- 179.
21. Князева, Т.Б. Становление человека в обществе: культурно-исторический аспект рассмотрения [Текст] / Т.Б. Князева // Сибирский педагогический журнал. ■ 2009. -№2. - С. 180 - 192.
УДК 347.961.8
Галагузов Алексей Николаевич
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественно-научных и медикобиологических дисциплин филиала Сибирского государственного университета физкультуры и спорта, Екатеринбург
О СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА»
Galaguzov Aleksey Nikolayevich
Cand. of pedagogic sciences, assistant professor of natural and medical- biological sciences of the branch of Siberian state University of physical culture and sport, Yekaterinburg
ON THE MEANING OF THE TERM ‘CORPORATE CULTURE’
За последние десятилетия увеличилось количество научных публикаций (статей, монографий, диссертационных исследований и др.), освещающих различные грани корпоративной культуры. Однако, на наш взгляд, понятие «корпоративная культура» не является однозначным и устоявшимся. В предлагаемой статье предлагается один из вариантов определения сущности этого понятия.
Определение сущности и особенностей понятия «корпоративная культура» рассмотрим в следующей последовательности: вначале выделим исходные термины: «корпорация» и «корпоративность», затем рассмотрим понятие «культура» применительно к корпоративной культуре.
Термины «корпорация» и «корпоративность» появились и стали исследоваться в отечественной педагогике сравнительно недавно в начале 90-х годов, когда в России при зарождении рыночных условий стали появляться первые корпорации. Слово «корпорация» (англ. corporation -объединение) означает: «1) группу людей, объединенных общими профессиональными или сословными интересами; 2) форму акционерного