Научная статья на тему 'Реализация модели формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя (на примере младших курсов)'

Реализация модели формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя (на примере младших курсов) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / КУЛЬТУРООСВОЕНИЕ / КУЛЬТУРОСОЗИДАНИЕ / КУЛЬТУРОТВОРЧЕСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ORGANIZATIONAL-EDUCATIONAL CULTURE / MODEL / REALIZATION OF THE MODEL / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / CULTURE-ASSIMILATION / CULTURE-CREATION / CULTURE-CREATIVITY / PEDAGOGICAL VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Янова Марина Геннадьевна, Игнатова Валентина Владимировна

В статье представлена технологическая модель формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя, изучаются возможности ее реализации на младших курсах. Рассматриваются стадии реализации данной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Янова Марина Геннадьевна, Игнатова Валентина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of the model of future teacher's educational culture formation (as exemplified by teaching junior students)

The technological model of future teacher's organizational-educational culture formation is presented in the article, and possibilities of its realization are studied. Stages of the model implementation are also considered.

Текст научной работы на тему «Реализация модели формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя (на примере младших курсов)»

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ (НА

ПРИМЕРЕ МЛАДШИХ КУРСОВ)

Организационно-педагогическая культура, модель, реализация модели, педагогические технологии, культуроосвоение, культуросозидание, культуротворчество, педагогические ценности.

Культурные факторы становления образования в России определяют направления формирования личности будущего специалиста. Будущий учитель как специалист в области обучения и воспитания непосредственно включен в организационно-педагогический контекст культуры. В этой связи его подготовка в педагогическом вузе содержательно проецируется на основные культурные компоненты педагогической деятельности. Как отмечено в документах об образовании, современный учитель должен быть максимально приближен к пониманию необходимости культурного самосовершенствования; деятельность его должна быть направлена на поиск культурных вариантов решения педагогических проблем [Концепция..., 2002]. Все вышесказанное определяет особую значимость формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя.

Понятие «организационно-педагогическая культура» применительно к образовательной системе характеризуется как интегральная характеристика личности будущего учителя, отражающая его культуротворческую деятельность по освоению в единстве и взаимосвязи духовного, интерактивного, креативного и методического содержания образования. Формирование организационно-педагогической культуры будущего учителя в образовательном процессе целесообразно рассматривать в контексте проектирования взаимосвязанных компонент: духовной (отражает непрерывное формирование ценностного отношения будущего учителя к педагогической деятельности как деятельности духовной, к накопленным знаниям и опыту; ориентированность на профессионально-культурный модус поведения); интерактивной (характеризует направленность на активное обогащение знаниями о гармоничном взаимодействии и освоение стратегий и тактик бесконфликтного и продуктивного общения); креативной (отражает стремление к культуроосвоению и культуросозиданию, проектированию педагогических моделей, основанных на культуротворческой функции педагогической деятельности); методической (выражается в активизации позиции будущих педагогов по освоению педагогических практик, в стремлении к обновлению способов педагогической деятельности). В контексте охарактеризованных компонентов организационно-педагогическая культура будущего учителя понимается как особо значимая профессионально-личностная ценность, которая определяет направленность процесса формирования его устойчивой потребности в непрерывном культурном образовании, самообразовании, культурном самосовершенствовании.

Принятие приоритетной идеи подготовки будущего учителя как субъекта, сочетающего в себе духовные, интерактивные, креативные и методические качества, способного активно участвовать в преобразовании собственной педагогической деятельности, обусловливает целенаправленное конструирование и реализацию модели его организационно-педагогической культуры. Модель формирования исследуемого феномена отражает совокупность данных качеств, идеи интеркультурных процессов, происходящих при формировании личности будущего учителя, и предполагает разработку содержания образования, адекватного целям и задачам формирования его организационно-педагогической культуры.

Теоретическое исследование позволило выявить основные принципы определения содержания образования по формированию организационно-педагогической культуры будущего

учителя: принятие студентами ценностей культуроосвоения в организованном педагогической деятельности как руководства к действию; осознание необходимости ориентироваться на культуросозидание и культуротворчество в педагогической деятельности; ориентированность на профессионально-культурный модус поведения; овладение студентами методами и средствами формирования организационно-педагогической культуры; проектирование и «привнесение» культурных моделей в профессиональную деятельность.

Процесс реализации модели формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя опирается на изучение совокупности действий педагога и студента по освоению данной модели. Модель формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя отражает: освоение культурных ценностей и формирование ценностного отношения к знаниям и приобретенному культурному опыту; осознание студентами необходимости культурного совершенствования; необходимость студентов ориентироваться на культуроосвоение, культуросозидание и культуротворчество; использование педагогических технологий; освоение культурных практик (рис.).

Реализация от латинского «геа^» - осуществление плана, идеи. Реализация в педагогике рассматривается как воплощение педагогической модели, технологии непосредственно в педагогическую деятельность. Модель рассматривается как система, исследование которой служит средством получения информации о другой системе, а моделирование представлено как один из методов познания и преобразования мира, получивший особенно широкое распространение с развитием науки, обусловившем создание новых типов моделей, раскрывающих новые функции самого метода [Рапацевич, 2001, с. 435]. Педагогическое моделирование рассматривается как процесс построения. „™ов,».к,™с_р.,™.уе.—объектов в педагогике. Моделирование предполагает разраб Орг5шизшщо1шо- £хнологий в педагогическую

деятельность. С учетом треб...п.е^д.а.гог.ич.еск.ая.кыхл.ь.т.'фр.а.ованию будущих педагогов, а

из логики^!

также исходя из логики нашего исследова Успешной реализации модели формирова

дущего у личност Данш . своих учебЩо-про в контексте куль

ФорМировбние аубагоги чесдих ^ ценностей

изациошшо-пед задйощшой куль

работана соответствующая модель (рис.).

Ориентирование на бу-

культурЪосвоение, ние

культуросОзидание, кульыуротворчество

\ д. елей ^дейс

ры, заусчет ос-

опыта, что способ-

ами

твий

Т

творческих ус-

\

\

Педагогическая поддержка будущего учителя (воодушевление)

Освоение

культурны/

практи^

/

/

/

/

Ч

" Образовательное пространство Ч-----► Взаимодействие

Рис. Модель формирования организационно-педагогической культуры

будущего учителя

В качестве основного средства реализации модели формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя разработана программа творческого решения культуросозидательных ситуаций (ТРКС). Творческое содержание данной программы позволяет конструировать педагогический процесс на основе личностно значимых смыслов культурного обогащения, стимулировать субъектность и рефлексивность студентов, способность к культурной самоорганизации и самосовершенствованию. Структурным звеном программы ТРКС выступают культуросозидательные ситуации. Целесообразность выбора культуросозидательных ситуаций, способствующих ориентированию на культуросозидание и культурот-ворчество, подтверждается выводом о том, что современное образование основано на творчестве, стимулирующем формирование соответствующих качеств личности. При этом именно такой учитель в настоящее время востребован в «новой школе». Творчеством определяется «внесение нового, в частности создание образов в результате формирующей деятельности духа, творческой фантазии» [Философский..., 2004, с. 449]. Нами разделяются идеи В.Д. Шадрикова, что «вершиной творческой деятельности становятся духовные творения человека, в которых делается попытка осмыслить роль и назначение человека в истории, его отношений с другими людьми с позиций добра и зла. В этом творческом поиске формируется духовность человека как высшее проявление человечности» [Шадриков, 1996, с. 47].

В основу разработки культуросозидательных ситуаций положены противоречия, которые на младших курсах отражают рассогласованность между: осознанием необходимости осваивать культурные знания и опыт и неготовностью студентов принимать ценности культуро-освоения и культуросозидания как руководство к действию; уровнем сформированности организационно-педагогической культуры у студентов младших курсов и требованиями, характеризующими будущего учителя как специалиста, владеющего способами организации культурной педагогической деятельности. Разрешение данных противоречий способствует активизации интерактивной, креативной, духовной, методической деятельности студентов младших курсов вуза посредством переосмысления учебно-профессиональных знаний, ценностей, целей и действий по их достижению. Ориентированность на творчество в организационно-педагогической деятельности способствует развертыванию субъектной позиции студентов. Интерес к творческому обучению студентов на младших курсах в процессе формирования культурно-педагогических и организационных навыков трансформируется в

ориентированность на культурное становление, определяет субъектную позицию студента и педагогов. Субъектные предпочтения студентов и действия педагогов отражены в схеме (табл.).

Таблица

Схема реализации модели формирования организационнопедагогической культуры студента на младших курсах

Стадия I. Познавательно-ориентировочная

Цель Формирование у студентов представления об организационно-педагогической культуре и ценностного отношения к ней

Задачи - Диагностировать уровень сформированности организационно-педагогической культуры студента; - изучить представления студентов об организационно-педагогической культуре учителя; - ознакомить студентов с организационно-педагогической культурой учителя, основными ее компонентами (культуроосвоением и культуросозиданием) и разъяснить их сущность; - сориентировать будущего учителя на ценностное отношение к организационно-педагогической культуре, культуроосвоению и культуросозиданию

Действия студентов - Участвуют в диагностических процедурах; - участвуют в опросе, самооценке; - познают особенности организационно-педагогической культуры учителя, сущность культуроосвоения и культуросозидания; - осмысливают и уясняют значимость организационно-педагогической культуры и ее основных компонентов: культуроосвоения и культуросозидания; - критически оценивают собственную организационно-педагогическую культуру и осознают необходимость ее освоения на этапе обучения в вузе; - принимают ценности культуроосвоения и культуросозидания как руководство к действию

Действия педагога - Разрабатывает и организует диагностику сформированности организационно-педагогической культуры студента; - разрабатывает методики изучения представлений студентов об организационно-педагогической культуре и организует опрос студентов; - транслирует культурные знания и опыт, связанный с организационно-педагогической культурой; - поясняет особенности организационно-педагогической культуры и сущность культуроосвоения и культуросозидания; - концентрирует внимание студентов на существенных признаках организационно-педагогической культуры; - разъясняет и убеждает студентов в значимости и необходимости овладения организационно-педагогической культурой и ее компонентами; - объясняет студентам важность профессионально-культурного поведения в вузе и его критической самооценки

Стадия II. Потребностно-поисковая

Цель Формирование у студентов потребности в практическом овладении организационно-педагогической культурой, способности к культуроосвоению и культуросозиданию

Задачи - Актуализировать у студентов потребность в практическом овладении организационно-педагогической культурой; - содействовать раскрытию у студентов способностей к культуроосвоению и культуросозиданию

Действия студентов - Анализируют собственные потребности и возможности в практическом овладении организационно-педагогической культурой; - изучают и применяют в учебной деятельности организационно-педагогические приемы; - при поддержке преподавателя выбирают способы и средства формирования организационно-педагогической культуры учителя; - участвуют в освоении культурных педагогических практик; - участвуют в проектной деятельности и учебных ситуациях, культуроосвоения и культуросозидания

Действия педагога - Выявляет потребности и возможности студентов в практическом овладении организационно-педагогической культурой; - организует образовательный процесс с ориентацией на освоение студентами в учебной деятельности организационно-педагогических приемов; - создает ситуации освоения культурных педагогических практик и культуро-созидания; - оказывает содействие студентам в проектной деятельности и учебных ситуациях

Стадия III. Активно-деятельностная

Цель Активизация деятельности студентов по практическому овладению организационно-педагогической культурой, процессов культуроосвоения и культуросозидания

Задачи - Инициировать деятельность студентов по овладению способами и приемами организации педагогической деятельности, по формированию организационно-педагогической культуры будущего учителя; - содействовать приобретению студентами культурного опыта в процессе освоения культурных практик в учебной деятельности; - способствовать обогащению студентов опытом культуроосвоения и культу-росозидания; - проверить экспериментальным путем эффективность программы формирования организационно-педагогической культуры учителя

Действия студентов - Принимают активное участие в творческом проектировании (деятельность по культуроосвоению и культуросозиданию); - выражают уверенность в необходимости самостоятельно выбирать способы и средства формирования организационно-педагогической культуры; - осваивают культурные практики; - демонстрируют готовность нести ответственность за результаты педагогической деятельности

Действия педагога - Активно содействует использованию студентами способов и средств формирования организационно-педагогической культуры; - принимает активное участие в совместном творческом проектировании со студентами; - реализует ситуации освоения культурных педагогических практик и культу-росозидания; - оказывает педагогическую поддержку студентам в процессе организационно-педагогической деятельности по культуроосвоению и культуросозиданию; - оценивает и корректирует действия студентов с позиций ценностного подхода

В разработанной схеме представлены стадии становления организационно-педагогической культуры будущего учителя на младших курсах в процессе реализации разработанной модели. Данные стадии характеризуются следующим образом: познавательно-ориентировочная - связана с формированием у студентов представления об организационно-педагогической культуре и ценностного отношения к ней; потребностно-поисковая - направлена на формирование у студентов потребности в практическом овладении организационно-педаго-

гической культурой, способности к культуроосвоению и культуросозиданию; активно-деятельностная отражает активизацию деятельности студентов по практическому овладению организационно-педагогической культурой, процессов культуроосвоения и культуросозидания.

Принимая за основу принцип поэтапного формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя, представляется возможным выделить стадии, представленные далее.

Познавательно-ориентировочная стадия в процессе формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя предусматривает согласованную деятельность педагога и студента, основанную на принципах творческого взаимодействия и направленную на формирование представлений об организационно-педагогической культуре, осознание ценностей культурного опыта. Преподаватель: транслирует культурные знания и опыт, связанный с организационно-педагогической культурой; поясняет сущность культуроосвоения и культуросози-дания; концентрирует внимание студентов на существенных признаках организационно-педагогической культуры; разъясняет и убеждает студентов в значимости и необходимости овладения организационно-педагогической культурой и ее компонентами; объясняет студентам важность профессионально-культурного поведения в вузе и его критической самооценки. Активная деятельность педагога способствует тому, что студенты познают особенности организационно-педагогической культуры учителя, осмысливают и уясняют значимость ее основных компонентов: культуроосвоения и культуросозидания; критически оценивают собственную организационно-педагогическую культуру и осознают необходимость ее освоения на этапе обучения в вузе; принимают ценности культуроосвоения и культуросозидания как руководство к действию.

Потребностно-поисковая стадия предполагает действия педагога и студента, обеспечивающие активное включение будущего учителя в систему взаимодействий в условиях культуротворческих ситуаций. В процессе такого взаимодействия выявляются потребности и возможности студентов в практическом овладении организационно-педагогической культурой; организуется образовательный процесс с ориентацией на освоение студентами в учебной деятельности организационно-педагогических приемов; создаются ситуации освоения культурных педагогических практик и культуросозидания; они опираются на содействие педагога в проектной деятельности и проблемных учебных ситуациях. Студенты анализируют собственные потребности и возможности в практическом овладении организационно-педагогической культурой; изучают и применяют в учебной деятельности организационно-педагогические приемы; при поддержке преподавателя выбирают способы и средства формирования собственной организационно-педагогической культуры; участвуют в освоении культурных педагогических практик и проектной деятельности по культуроосвоению и культуросозиданию.

Характеризуя активно-деятельностную стадию, обращаем внимание, что определение адекватных средств и методов решения проблемных ситуаций, переосмысление их способствуют ориентированию студентов на активное участие в творческом проектировании (деятельность по культуроосвоению и культуросозиданию), на необходимость самостоятельного выбора способов и средств формирования организационно-педагогической культуры, на освоение культурных практик. Студенты проявляют готовность нести ответственность за результаты педагогической деятельности. Педагог сопровождает действия студента, ориентируя его на активное использование способов и средств формирования организационно-педагогической культуры; принимает активное участие в совместном творческом проектировании; конструирует ситуации освоения культурных педагогических практик и культуросо-зидания; оказывает педагогическую поддержку студентам в процессе организационно-педагогической деятельности по культуроосвоению и культуросозиданию; оценивает и корректирует действия студентов с позиций педагогической аксиологии.

Анализ процесса реализации модели организационно-педагогической культуры будущего учителя (на примере младших курсов), направленного на становление личности будущего учителя, способного к культуросозиданию и культуротворчеству в ходе организованной педагогической деятельности, позволил: выявить наиболее приемлемые средства, способствующие становлению организационно-педагогической культуры будущего учителя; определить субъектные позиции студентов и педагогов. Результаты реализации разработанной модели представлены в следующих выводах:

— в процессе реализации данной модели обеспечивается самостоятельный поиск способов и средств ее освоения; определены субъектные позиции, характеризующие действия педагога (преподавателя) и студентов в их соподчиненности, которые способствуют решению проблемных задач в организованной педагогической деятельности посредством переосмысления культурных знаний, ценностей, целей и действий будущих учителей;

— создавая условия реализации модели формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя на младших курсах, педагог сопровождает действия студента. Результатом педагогического сопровождения является ориентация студента на активное использование способов и средств формирования организационно-педагогической культуры, в результате чего происходят осмысление и переосмысление ими своих знаний, культурных ценностей, целей и действий, что способствует пониманию необходимости формирования организационно-педагогической культуры как профессионально-значимой ценности будущего учителя;

— совместные действия педагогов и студентов по реализации модели формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя на младших курсах свидетельствуют об успешном переходе будущих учителей от познавательно-ориентировочной стадии к потребностно-поисковой, которая характеризуется осознанием ими необходимости культуроосвоения и культуросозидания; их ориентированностью на профессионально-культурный модус поведения. Стадия активно-деятельностного участия отражает развертывание творческого потенциала и характеризует активную творческую деятельность будущих учителей в контексте освоения организационно-педагогической культуры.

Библиографический список

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: ACADEMIA, 2002. 24 с.

2. Рапацевич Е.С. Современный словарь по педагогике. Минск: Современное слово, 2001. 920 с.

3. Шадриков В.Д. Психология деятельности человека: учеб. пособие. М.: Логос, 1996. 320 с.

4. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА, 2004. 576 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.