К ВОПРОСУ О МОДЕЛИРОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
М.Г. Янова, В.В. Игнатова
Проблема моделирования организационно-педагогической культуры будущего учителя требует решения следующих задач:
— выделения функции моделирования в условиях образовательного процесса;
— определения структуры модели формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя как оптимального комплекса структурных единиц, обеспечивающих ее эффективную разработку;
— установления связи между структурными единицами указанной модели;
— обусловливания взаимодействия модели формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя с педагогическим процессом.
Глубокое познание любой системы подразумевает необходимость изучить ее внутреннее строение, т. е. «установить, из каких компонентов она образована, какова ее структура и функции, а также силы, факторы, обеспечивающие ее целостность, относительную самостоятельность» [Афанасьев 1994].
Приступая к разработке модели формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя, необходимо четко представлять себе, что такое модель и что такое процесс моделирования. В современном словаре по педагогике модель рассматривается как система, исследование которой служит средством получения информации о другой системе, а моделирование представлено как один из методов познания и преобразования мира, получивший особенно широкое распространение с развитием науки, обусловившем создание новых типов моделей, раскрывающих новые функции самого метода [Рапацевич 2001].
Разработка моделей формирования значимых качеств будущего учителя, таких как общая культура, педагогическая культура, организационно-педагогическая культура, обусловлена актуальностью поиска способов решения педагогических задач. Использование теории педагогического моделирования способствует построению гибких технологий образования в открытом информационном сообществе, обладающих функциональной полнотой [Дахин 2004 : 65—93]. Моделирование в обучении как психологическая проблема имеет два аспекта: 1) в качестве содержания, которое должно быть усвоено учащимися в процессе обучения, способа познания, которым они должны владеть; 2) как одно из основных учебных действий, которое является составным элементом учебной деятельности.
В данной статье впервые предпринимается попытка структурно отобразить модель формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя как одного из значимых качеств современного учителя. С этой целью в статье рассматривается ряд понятий, таких как: процесс образования, культура, педагогическая культура.
По мнению культурологов ростовской школы, и в частности профессора Г.В. Драча, важнейшей частью культуры выступает образование. Образование сообщает ряд свойств и характеристик субъекту культуры, который необходим ему не только как носителю культуры, но и как продолжателю и преобразователю в процессе воспитания будущих поколений [Драч 2001 : 132]. В процессе образования индивид получает не только знания, но и знакомится с принципами, нормами культуры, поведения и воспитания, понимания и отношения к окружающей действительности.
Становление личности в процессе образования является предметом исследования педагогики. В педагогической науке дискуссия о детерминантах содержания образования и о его педагогическом обеспечении продолжается не одно десятилетие. Среди таких детерминант могут быть названы факторы и условия, определяющие структурные компоненты педагогического обеспечения образования как процесса становления личности будущего педагога, формирования его культуры, ее организационной и педагогической составляющей и их взаимосвязи. Одной из ведущих детерминант педагогического обеспечения образования является его цель, выраженная в развитии тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность. Другой де-терминантой педагогического содержания и обеспечения является деятельность личности по ее развитию. При этом образование может быть представлено как особым образом организованная деятельность по формированию педагогической культуры будущего педагога. Главной социальной функцией образования является передача культурного опыта, накопленного предшествующими поколениями. Поэтому опыт тоже может быть отнесен к детерминантам содержания образования.
Результативность учебной деятельности или образования, как считает Е.Н. Шиянов, в большей степени зависит от уровня сформированности личностных качеств студентов [Шиянов, Котова 200 : 124]. В условиях становления демократического общества образование призвано выполнить главную функцию — формирование свободной, высококультурной, творческой личности с развитым самосознанием, способной к культуросозиданию и культуротворчеству. Задачи современного содержания гуманистического образования и воспитания вытекают из традиций культуры и направлены на решение проблем триединого целого: жизненные реалии, творчество, научный поиск и выражаются в:
1) воспитании культурного мировоззрения и ориентации студентов на профессионально-культурный модус поведения, что предполагает осознанное усвоение студентами общечеловеческих ценностей;
2) формировании опыта профессионально-культурного поведения, в способности культуроосвоения, культуросозидания и культуротворчества, овладении ситуациями культурной саморегуляции во всех сферах деятельности;
3) освоении педагогических практик и проектировании их результатов в творческих видах деятельности [Шиянов, Котова 2000; Исаев 1993; Культура взаимопонимания... 2004].
Разрабатывая модель формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя, отметим, что моделируемое качество многогранно, многофакторно, многофункционально. К факторам, влияющим на формирование ор-
ганизационно-педагогической культуры будущего учителя, относятся неоднозначность образовательных задач, вариативность содержания образования, разнообразие средств и методов обучения, дифференциальность развития качеств личности будущего учителя, условия образовательной среды с широким спектром отношений между участниками педагогического процесса. Такое разнообразие факторов обусловливает связь разрабатываемой модели с педагогической деятельностью, которая является деятельностным пространством будущего учителя. Изучение структурных составляющих педагогической деятельности, а именно: знание педагогом потребностей и тенденций общественного развития; основных требований, предъявляемых к человеку; многообразие научных знаний, умений и навыков, основы опыта, накопленного человечеством в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям; собственно педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция; высочайшая политическая, нравственная, эстетическая культура, позволяет подходить к проблеме разработки педагогической модели комплексно, принимая во внимание все стороны педагогического процесса.
Учитывая необходимость обновления содержания образования по воспитанию высококультурной, высокоорганизованной личности будущего учителя и формированию его организационно-педагогической культуры, мы считаем, что модель формирования данного качества должна быть направлена на решение следующих задач: своевременное развитие у студентов способностей осмыслить необходимость культуроосвоения, культуросозидания и культуротворчества; овладение студентами методами и средствами обучения в целях самообразования и самовоспитания; становление профессионально-культурного модуса поведения будущего учителя; освоение культурных практик других учителей и проектирование их результатов в организационной деятельности; формирование организационно-педагогической культуры.
Решение указанных задач возможно при четкой организации учебно-педагогической деятельности педагогом, т. е. процесса образования, а значит, и процесса формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя, что выражается в способности педагога: научить студентов осознавать необходимость культурного «взросления»; внедрять новые образовательные технологии, способствующие решению задач по формированию «культурных» качеств воспитуемых; выстраивать оптимальную систему взаимоотношений участников педагогического процесса для достижения цели образования по формированию высококультурной личности обучающегося.
В зависимости от выбранной цели и содержания образования в педагогике применяются различные модели: формирующие, личностно ориентированные, развивающие, активизирующие, обобщающие и другие. Огромная работа в этом направлении проделана педагогами-исследователями: М.Н. Берулавой, А.О. Боронаевым, Г.Б. Корнетовым, П.С. Лернером, М.А. Холодной и другими. Так, из общего многообразия педагогических моделей Г.Б. Корнетов попытался создать типологический ряд, согласно которому были выделены базовые модели. По мнению ученого, базовые модели отражают объекты, характеризующие большие классы реально существующих феноменов образовательной действи-
тельности, и раскрывают их сущность [6]. Развитие полноценной и разносторонне развитой личности невозможно при следовании какой-либо одной из предлагаемых моделей. Только комплексное образование — обучение и воспитание моделями, содержащими все ценности образовательного процесса, может удовлетворить потребностям современного общества. Таким образом, истинную ценность для педагогического процесса представляют модели, сочетающие в себе объединение целей, содержания, технологий, направленных на целостное развитие личности, ее качеств, творческих способностей, потенциалов. На основании анализа существующего спектра моделей, мы считаем целесообразным объединить их в следующие виды:
— способствующие накоплению знаний и опыта и их трансляции;
— развивающие личностные качества обучающегося;
— способствующие реализации культуросозидательных потенциалов личности, характеризующие ее собственное Я.
Место культуры человека в любой сфере деятельности анализируется с позиции аспектных направлений: информационного, педагогического, нравственного, психологического и др. В ряде трактовок прослеживается интеграция аксиологической, процессуально-деятельностной и культуротворческой составляющих образования [Дахин 2004; Корнетов 1999; Исаев 1993]. И.Ф. Исаев, например, выделяет следующие элементы модели педагогической культуры педагога: аксиологический, технологический и личностно-творческий. Аксиологический компонент образуется совокупностью педагогических ценностей, технологический компонент включает в себя способы и приемы педагогической деятельности педагога. Являясь сферой творческого приложения и реализации способностей педагога, педагогическая культура представляет собой воплощение лич-ностно-творческого компонента будущего специалиста. С нашей точки зрения, модель формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя должна включать в себя и организационный компонент, который воплотит в себе совокупность организационных качеств личности с ее способностью к организации педагогической деятельности, самоорганизации и организации других.
Подобное объединение моделей в группы или виды, на наш взгляд, становится возможным на фоне тотальной изменчивости всех областей человеческой жизни и формирования новой личности, способной к культуросозиданию и культуротворчеству. Неверно было бы считать, что каждая из перечисленных нами моделей решила бы проблему воспитания личности будущего учителя и формирования его организационно-педагогической культуры. Положительную динамику в формировании качеств личности, и в частности организационно-педагогической культуры, может обеспечить только базовая модель — интеграция, которая соединит в себе все названные характеристики.
Сущность интегративной модели раскрывается с пониманием понятия «интеграция». Этот термин в науке обозначает состояние связанности отдельных дифференцированных элементов в единое целое, предусматривает организацию отдельных элементов в отдельное, целостное образование с появлением новых свойств и отображает процесс, ведущий к такому состоянию. Изучение личности будущего учителя возможно только с позиций теоретического и практического
аспектов, предусматривающих разработку моделей социокультурного направления.
Культурное развитие, опираясь на «диалог культур», всегда личностно ориентировано. Образовательный процесс, обеспечивающий культурное развитие будущего учителя в аспекте личностно ориентированного подхода функционирует в условиях специфических закономерностей, а именно по схеме: мотивация — формирование ценностей — осознание необходимости культурного развития — формирование деятельности по культуроосвоению — становление профессионально-культурного модуса поведения — формирование организационно-педагогической культуры. Успешное функционирование данной образовательной схемы предполагает разработку и использование личностно ориентированных технологий. Технологический подход к личностно ориентированному образованию, как отмечал В. Айнштейн [Айнштейн 1998 : 56], предполагает изучение деятельности основных субъектов процесса по достижению образовательных целей и задач — студентов и преподавателей.
Если учесть, что процесс овладения культурой всегда диалогичен и основан непосредственно на взаимодействии субъектов образования, то участие в диалоге всегда определяет культуроосвоение, культуросозидание и культуротворчество. В этом смысле значимым становится переход из экстеркультуры (все, что окружает субъекта культуры) в интеркультуру. С этой целью образовательные технологии могут включать в себя творческие задания диалогической направленности. В процессе обучения учитель и ученик не разделены кафедрой, а «гуляют в одном саду» [Сластенин, Подымова 1997 : 154]. Целью обучения является не усвоение готового знания, ранее кем-то полученного, а поиск истины; раскрытие ресурсов творческого воображения, а не эксплуатация памяти; умение рассуждать диалогично, творчески, контекстуально, аргументированно, а не монотонно проповедовать прописные истины. Конструктивность творческого диалога заключается в том, чтобы твердо определять свою позицию, не только излагать свое понимание проблемы, но и понимать и принимать позицию другого, выстраивать систему аргументов в защиту преимуществ своей теории и уметь раскрыть недостатки позиции другого [Сластенин, Подымова 1997 : 155]. Кооперативность в образовании не означает отказа от самостоятельности. Смысл лишь в том, чтобы быть способным отказаться от позиции, что «твое мнение, твой подход — единственно возможные и правильные» [Сластенин, Подымова 1997 : 107]. Таким образом, реализация потенциала творческого диалога в образовании подразумевает подготовку личности будущего учителя к культуроосвоению, освоению культурного пространства, культуросозиданию, ориентации на профессионально-культурный модус поведения. Научение культуре осуществляется последовательно, перманентно и включается в культурный контекст вузовского образования.
Идеи интеркультурных процессов развития личности изучают В.А. Сластенин и Л.С. Подымова, утверждая, что личностная культура отличается от всего накопленного богатства культуры тем, что несет в себе представление об условиях, средствах и целях, мотивах и потребностях, характерных в данный момент и в данном обществе. Отсюда возникает необходимость постоянной коммуникации с целью перехода друг в друга культуры общества и личностной [Сластенин, По-дымова 1997 : 29].
Методы формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя могут быть различными. Например, ученые ростовской школы культурологов [Драч 2001 : 76-77] предлагают использование следующих методов: диалектический — рассмотрение культуры как развивающееся, многостороннее явление; системный - изучение культуры как системы, элементы которой находятся в единстве; структурно-функциональный — рассмотрение элементов, составляющих культуру в функционировании; аналитический — анализ элементов культуры в так называемом «чистом» виде; компаративный — сравнение культур по какому-либо признаку; типологический — сравнение культур с целью обобщения характеристик культурных «организмов»; культурантропологичес-кий — анализ культуры как совокупности ценностей, форм социальных связей и культурной деятельности; семиотический — изучение культуры как формы общения посредством языка; биографический — изучение культуры как характеристики человека, как «меры человеческого в человеке». По нашему мнению, только изучение культуры личности во всех ее проявлениях, с использованием всех указанных методов, дает полную картину ее динамики и раскрывает возможности для ее развития.
Кроме того, следует отметить, что разработка и реализация модели формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя возможна при соблюдении субъектами образования ряда условий. Первейшее условие: педагог, организуя образовательный процесс, соотносит содержание, способы, характер общения на занятии с различными психофизическими и социальными особенностями восприятия и реагирования всех субъектов образования. Иными словами, педагог демонстрацией своей высокой организационно-педагогической культуры способствует формированию таких же умений, качеств у своих учеников посредством накопления опыта педагогической работы в условиях четкой организации занятий. Другим важнейшим условием формирования профессиональной культуры будущего педагога, а именно его организационной и педагогической составляющих, является умение быть творцом педагогического общения. Следующим условием формирования организационно-педагогической культуры будущего педагога является умение координировать свою работу и работу его учеников в организационно-педагогической деятельности, способность организовать работу по совершенствованию и саморазвитию учащихся, нацелить их на культуросозидание и культуротворчество. В проектной работе весь процесс по формированию организационно-педагогической культуры должен быть ориентирован на учащегося: учитываются его интересы, способность осваивать культурные практики других учителей, жизненный и культурный опыт, ориентированность на профессионально-культурный модус поведения в процессе педагогической деятельности.
Библиографический список
1. Афанасьев, В.Г. Мир живого. Системность. Эволюция и управление [Текст] /
В.Г. Афанасьев. — М.: Политиздат, 1984. — 334 с.
2. Рапацевич, Е.С. Современный словарь по педагогике / Е.С. Рапацевич. — Минск: Современное слово. — 2001. — 920 с.
3. Дахин, А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и... неопределенность [Текст] / А.Н. Дахин // Теория и практика образовательной технологии. — М.: НИИ школьных технологий, 2004. — С. 65—93.
4. Драч, Г.В. Культурология в вопросах и ответах [Текст] / Г.В. Драч. — Ростов, 2001. — 408 с.
5. Шиянов, Е.Н. Развитие личности в обучении: учебное пособие для студентов пед. вузов [Текст] / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. — М.: Академия, 2000. — 288с.
6. Корнетов, Г.Б. Педагогика в поиске базовых моделей образовательного процесса [Текст] / Г.Б. Корнетов // Школьные технологии. — 1999. — № 1. — С. 61—72.
7. Исаев, И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы [Текст] / И.Ф. Исаев. — М.: МГПИ. — 1993. — 302 с.
8. Айнштейн, В. Преподаватель и студент (практика общения) / В. Айнштейн // Высшее образование России. — 1998. — № 2. — С. 51—58.
9. Культура взаимопонимания и взаимодействие культур. В 2 ч.: коллективная монография. — Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2004. — 346 с.
10. Сластенин, В.А. Педагогика. Инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л. С. Подымова. — М.: Магистр, 1997. — 224 с.