Научная статья на тему 'Становление организационно-педагогической культуры будущего учителя в транзитивном образовательном пространстве'

Становление организационно-педагогической культуры будущего учителя в транзитивном образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ТРАНЗИТИВНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СТАНОВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ / CULTURE / PEDAGOGICAL CULTURE / ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CULTURE / TRANSITIVE EDUCATIONAL SPACE / DEVELOPMENT OF ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CULTURE OF A FUTURE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Янова Марина Геннадьевна, Адольф Владимир Александрович

Конкретизируется понятие «организационно-педагогическая культура» и обосновывается ее значимость для подготовки учителя. Рассматривается возможность становления организационно-педагогической культуры будущего учителя в условиях транзитивного образовательного пространства. Раскрывается понятие транзитивности и транзитивного образовательного пространства. Особое внимание обращается на культурный аспект подготовки учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Янова Марина Геннадьевна, Адольф Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF FUTURE TEACHER'S ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CULTURE IN CONDITIONS OF TRANSITIVE EDUCATIONAL SPACE

The concept «organizational-pedagogical culture» is specified. Its importance for preparation of a future teacher is explained. The possibility of the development of a future teacher's organizational-pedagogical culture in the conditions of transitive educational space is studied. The concept of transitivity and transitive educational space are revealed in the article. A great attention is paid to the cultural aspect of the preparation of a teacher.

Текст научной работы на тему «Становление организационно-педагогической культуры будущего учителя в транзитивном образовательном пространстве»

СТАНОВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ТРАНЗИТИВНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Культура, педагогическая культура, организационно-педагогическая культура, транзитивное образовательное пространство, становление организационно-педагогичес-кой культуры будущего учителя.

Проблема подготовки учителя и повышения его профессионального и культурного уровня признается важнейшим приоритетом государственной образовательной политики. Задачам подобного рода уделяется огромное значение в образовательных документах. Перед научной общественностью по проблемам развития вузовской науки и подготовки конкурентоспособных специалистов поставлены задачи «подготовки специалиста, способного к культу!)ному диалогу» [Путин, 2004].

Главной целью педагогического образования современности является становление такого учителя, который был бы не только компетентным в предметной области знания, не только образованным, но и культурным. Вот почему нужны переход, переориентация образования со знаниецентрического на культуросообразное, которое будет способствовать повышению духовности учителя. Ориентированность современного образования на культуроосвоение и культуросозидание предполагает «уход» от мыслеполагания к мыслетворчеству, обеспечивает не только овладение готовыми знаниями, но и ориентирует на культуротворчество, на развитие креативности обучающихся [Янова, 2011, с. 138]. Все это определяет поиск новых путей и условий подготовки будущего учителя.

Возникает вопрос, где и как осуществить поиск людей, способных в условиях кризиса традиционализма и возрастающей роли социокультурного развития общества, возрастающей динамики общественной жизни, развития человеческой свободы взять ответственность за себя, за свое саморазвитие и культурное становление, инновационное обновление общества.

С позиций социокультурного подхода образование рассматривается как процесс передачи социально-культурного опыта и как фактор развития личности, поскольку цели и содержание образования раскрываются в двух параллельно существующих ресурсных ипостасях: цивилизации и культуре. В основе цивилизации лежит стратегия жизни, связанная с транзитивным наращиванием культурного потенциала, фиксируемого понятием «цивилизационный ресурс», где выражаются одновременно определенный итог социокультурного развития и условие дальнейшего развития. Сама же цивилизация в ее способности наращивать общественный и личностный потенциал связаны с образованием в транзитивном значении его параметров.

Таким образом, роль и место образования определяются дополняемостью и транзитивностью двух ресурсов: цивилизационного и культурного. Данные ресурсы определяют стратегию жизни человека и реализуют разные способы существования человека, прослеживаясь в иерархии: усвоение — становление — закрепление — тренаж — развитие, и «обеспечивают закрепление цивилизационных исканий в культурной компоненте практик современности» [Иванкина, Сысоева, 2007,

с. 223—224]. Следовательно, образование выступает способом цивилизационнокультурных изменений человека в их транзитивности.

Далее, согласно логике изложения, определим, что такое транзитивность. «Транзитивный» означает «находящийся в постоянном движении»; отражает «переход от одного состояния к другому». Данная переходность характеризуется отсутствием четких границ в смыслах сущностей: «понимаю — не понимаю, знаю — не знаю, представляю - не представляю, владею - не владею», и уточняется присутствием одной сущности в другой, их взаимной дополняемостью и ассимилятив-ностью. Состояние граничности имеет свойство в одно и то же время приобретать черты того состояния, от которого процесс происходит, и черты того состояния, к которому процесс переходит. Таким образом, транзитивное общество и образование, его сопровождающее, имеют смешанную, неоднородную структуру.

В этой связи образование, вслед за Л.И. Иванкиной и Л.С. Сысоевой, понимается нами как транзитивное, поскольку находится в постоянном движении, наблюдается изменение его структурно-содержательных параметров; а процесс развития образования называется его транзитивной потенциальностью или транзитивностью.

Человек в своем существовании предстает как «открытая возможность» и, проходя все этапы своего развития и образования, создает себя культурного и образованного, приобретает знания «для», преобразует их в знания «в», обогащаясь и становясь как социальная, культурная, профессионально грамотная личность. В этом прослеживается потенциальность образования, становления и развития личности.

Взгляд на транзитивное образование предполагает одновременно несколько ракурсов его рассмотрения - как культурного феномена, как личностного достояния, как социально организованной системы. Образование следует рассматривать не только как индивидуально-общественную форму развития (в системе «человек — социум»), но и как всеобщую мироустроительную форму, рассматривающую эволюцию всего сопряженного с человеком универсума — социокультурного, природного, космического, антропологического. В этом смысле образование видится, прежде всего, как процесс взаимодействия человека с миром. Уже сложилось понимание одной из важнейших причин кризиса образования, заключающейся в смене культурных эпох (от индустриальной к постиндустриальной). Постиндустриальная культура характеризуется открытостью, развитостью сети коммуникаций, информационной насыщенностью. Она требует от человека готовности к жизнедеятельности в условиях неопределенности, конкуренции, ответственного отношения к себе, к Другому, к Миру, к результатам и продуктам своей жизнедеятельности, к будущему. Признается уникальность человека, его самоценность, а не общественная полезность. Именно человек с его профессиональным ресурсом и творческим потенциалом становится основной производительной силой и субъектом культурной эволюции [Степанова, Адольф, 2011, с. 8].

Сущность культуроориентированной парадигмы обновления профессиональнопедагогического образования определяется природой педагогической деятельности, в центре которой находится личность воспитанника как высшая ценность. Важным признается тот факт, что каждый человек познает мир, опосредуя данный процесс своими личностными характеристиками, системой ценностей, отношением, поведением. Таким образом, своеобразие личностных характеристик и совокупность упомянутых образовательных критериев должны послужить ориентиром для обучения, целью которого является культуроосвоение и культуросозида-ние в процессе освоения учителем богатого педагогического наследия. В этой связи необходимым является осмысление им сущности организационной и педагогической культуры в единстве и взаимодействии.

Культура, создающая ценности, всегда являлась средством успешной социализации личности. При правильной организации учебного процесса культура может выступить действенным средством подготовки будущего учителя и формирования его организационно-педагогической культуры, поскольку в будущем это определит ценности культуры, осваиваемые учениками в организованной деятельности.

Качественная подготовка специалиста педагогической сферы, основанная на ценностном отношении к знаниям, призвана обеспечить качественное обучение подрастающего поколения. Особенно это касается учителя, поскольку любая дисциплина, которую он преподает, предусматривает «научение» творчеству, культуре. В культуре отражено единство совершенства духовного и умственного развития. Учитель в общепризнанном понимании является носителем культурного начала личности как педагог, воспитывающий подрастающее поколение и обучающий культуре. Из определения понятий «педагогическая культура» и «организационная культура» следует, что, являясь частью общей культуры общества, данные культуры дополняют сферу социальной деятельности учителя. Деятельность учителя раскрывается в двух ипостасях: педагогической (направлена на формирование личности педагога, характеризует степень глубины и основательности овладения им знаниями педагогической теории в ее постоянном развитии, умении применять эти знания самостоятельно, методически обоснованно и с высокой эффективностью в учебном процессе и в неразрывной связи с жизнью) и организационной (проявляется в способности организовать педагогическую деятельность в контексте ее культуротворческой реализации). Освоение компонентов организационно-педагогической культуры в процессе обучения воспитанников ориентирует их на кулыуроосвоение и культуросозидание, проявляется в культуротворчестве, способствует расширению их культурного диапазона, обеспечивает проникновение во все сферы жизнедеятельности. Являясь частью общего воспитания, культурное воспитание представляет собой процесс, направленный на гармоничное развитие духовных и культуротворческих функций организма человека и выступает одним из показателей состояния общей и педагогической культуры в обществе. Учитывая все вышесказанное, следует отметить, что главными ориентирами в работе учителя является отношение к таким фундаментальным ценностям, как истина, красота, добро через воспитание гармонично развитой личности во всех отношениях. Становление будущего учителя как профессионала и субъекта продуктивной деятельности есть процесс приближения к идеалам культуры [Метерукова, 1999, с. 67]. В этой связи его подготовка предусматривает активное приобщение к культуроосвоению и культуросозиданию как в общепрофессиональном, так и в духовном смысле.

Проблема подготовки учителя волнует общество не менее, а иногда даже более, чем специалистов других профессий. Ведь педагогически грамотные, организованные, духовно богатые и культурные молодые люди, способные к культуросозиданию и культуротворчеству, добивающиеся творческих успехов, зачастую не хотят замечать того, что происходит с ними рядом, кто живет с ними по-соседству, какая молодежь подрастает во дворе... Они стремятся скорее к личностным достижениям и не ориентированы на воспитание подрастающего поколения. Это актуализирует проблему воспитания «культурного» педагога, способного воспитывать будущее поколение, формируя в нем черты культурного человека, формируя его культуру в организационном и педагогическом контекстах.

Осмысление понятия «культура» для учителя возможно при полном представлении данного феномена и условий его существования. Освоение ценностей педагогической и организационной культур возможно только в условиях правильно организованной деятельности и активности личности в процессе образования.

В контексте подготовки учителя рассматриваем термин «культура» как относящийся к числу наиболее фундаментальных понятий в современном знании. В самом обычном представлении «культура» служит оценочным понятием и определяется чертами личности, которые в совокупности точнее было бы назвать «культурностью». Говоря о человеке, культурный он или некультурный, мы оцениваем его поведение, нравственность, манеры, уровень образования, его профессионализм. В данном случае «культурное» поведение важно для нас с точки зрения действий и поведения человека по отношению к другим людям и как другие люди оценивают его поведение. Взаимодействуя «культурно» с обществом и другими людьми, человек проникает в сферу бытия, демонстрируя в ней свои человеческие качества, формируя при этом в себе «оценочную систему», которая позволяет соотносить его собственные действия с действиями других людей [Антонов и др., 2001].

Исследуя феномен «культура», подчеркиваем, что одним из способов ее формирования у человека является образование. Образование есть культура, ибо быть образованным — значит быть культурным. Обучаясь и совершенствуясь в течение жизни, человек повышает свой культурный уровень. Настоящий профессионал в сфере образования должен обладать высокой культурой. В свою очередь, процесс формирования учителя как профессионала и субъекта следует рассматривать в культурном аспекте. Человек, и особенно учитель, лишенный широкого взгляда, соприкасающегося с идеей общекультурного кругозора, лишен методологической гибкости и зрелости, позволяющих одолевать неизбежные тупики мысли [Князева, 1990, с. 32—33]. Особенность труда учителя заключается в том, что объектом и продуктом его деятельности является самый «уникальный по своей ценности материал» — человек, и не просто физическая сущность его, а его внутренний мир, его духовность. Следовательно, целевая установка формирования организационно-педа-гогической культуры будущего учителя заключается в формировании личности, способной преодолевать трудности современного транзитивного общества, самосовершенствоваться и культу!)но «становиться», достигать успеха, ориентируясь на лучших педагогов и передовые культурные практики.

Анализируя понятие «педагогическая культура» в контексте подготовки личности, ученые размышляют, какое место в педагогике культуроосвоения ему отводится. Воспитание и обучение, передача накопленного опыта ученикам, воплощение культурных ценностей в «знания и опыт обучающегося» — основная цель обучения; формирование педагогической культуры будущего педагога — условие его успешной профессионализации, вхождения его в профессию.

Ряд авторов (А.Н. Барабанщиков, Е.В. Бондаревская, Е.Н. Шиянов и другие) трактуют педагогическую культуру как интегральное качество личности учителя, проектирующее его общую культуру в сферу профессии. Данное понятие отражает синтез высокого профессионализма и внутренних свойств педагога, владение методикой преподавания и наличие культурно-творческих способностей, развитое педагогическое мышление и сознание, богатый духовный потенциал. Согласно взглядам В.Л. Бенина, педагогическая культура — это интегративная характеристика педагогического процесса, включающая единство как непосредственной деятельности людей по передаче накопленного социального опыта, так и результаты этой деятельности, закрепленные в виде знаний, умений, навыков и специфических институтов такой передачи от одного поколения к другому [Бенин, 1996, с. 277]. Таким образом, автор предлагает считать системообразующим элементом педагогической культуры педагогическую деятельность. Следовательно, будущий учитель должен уметь грамотно и методически правильно выстраивать свою педагогическую деятельность по обучению подрастающего поколения с целью воспита-

ния культурного, гармонически развитого человека, способного легко адаптироваться в обществе, способного к культуросозиданию.

«Педагогическая культура» также определяется как синтез нравственно-духовного и высокого профессионализма, включающего глубокое знание преподаваемого предмета, методики его преподавания, психолого-педагогические знания и педагогические умения, культуру слова, развитого педагогического мышления в целом и педагогического сознания, педагогических способностей и педагогического творчества, методологической и диагностической культуры, фундаментальных че-ловековедческих и культур о логических знаний и культуры самосовершенствования, потребности и готовности к профессиональному информационному взаимообмену, создающему развивающее поле, потребности, способности, готовности к общению с учащимися и способности испытывать чувство удовлетворения от процесса общения с ними [Метерукова, 1999, с. 21]. Этим подчеркивается, что для учителя важно соблюдать культу!)у самосовершенствования, культуру общения с учащимися и постигать информационную культу!)у.

Организационная культура учителя как практический феномен, особенно в ситуации транзитивности образования, предполагает постоянное размышление над самой сущностью организационного и воспитательного воздействия и корректировку своих методов в интересах развития личности ученика, что возможно при выраженной способности к культур осозиданию. Организационный контекст культурного становления учителя требует осмысленного и корректного подхода, умения определить, отобрать и принять самое существенное, эффективное, а также собственного профессионально-творческого и культурного «почерка», своих инновационных находок.

Вышесказанное отражает общую тенденцию развития организационно-педаго-гической культуры, что выражается в ориентировании будущего учителя на творческие виды деятельности. В связи с этим данную культуру следует рассматривать как способность творческого освоения педагогической реальности в целом и обращенность к идеям воспитания культурного человека в организованной деятельности. Здесь играют свою роль и преемственность, и традиции, и другие креативные механизмы, способствующие овладению учителем опытом творческой педагогической деятельности. В этой связи проблема поиска и использования на занятиях специальных методов и приемов эвристической направленности для педагога является важным элементом его методической деятельности.

Если рассматривать культуру как универсальную технологию человеческой деятельности [Маркарян, 1983, с. 259-260], то образование оказывается одним из выдающихся феноменов культуры, представляя технологию воспитания и обучения, одновременно отражающую и определяющую жизнь всего общества. Рассматривая педагогическую культуру как феномен современного образования, следует обратить внимание на то, что, как любое явление в педагогике, она обладает рядом функций, которые активно взаимодействуют, изменяются, и, соответственно, нет более ошибочного представления о культуре, чем представление о ней как о статичной и неизменной. Функциональность педагогической культуры позволяет рассматривать ее в двух аспектах: 1) определяет новые характеристики развития личности; 2) способствует совершенствованию форм и методов профессиональной педагогической деятельности и вырабатывает оптимальный механизм трансляции социального опыта [Бенин, 1996, с. 34].

Выделенные аспекты неразрывно связаны, они дополняют и обусловливают друг друга. С одной стороны, без форм и методов трансляции социального опыта невозможно становление личности. С другой — формируясь, усваивая социальный опыт, личность наследует и формы, и методы его дальнейшей трансляции. В этой

связи говоря об учителе, понимаем, что его будущая профессиональная деятельность будет неразрывно связана с формированием высококультурной личности ученика в процессе совместной выработки оптимальных механизмов культурооб-мена между педагогом и воспитанниками в процессе образования. Это и есть, в нашем понимании, процесс педагогического культуросозидания, который связан с педагогическим смыслополаганием; освоением инвариантных педагогических умений, технологий педагогической деятельности; индивидуально-творческим стилем деятельности учителя. Это процесс, раскрывающий культурный смысл профессионально-педагогической деятельности и ее творческого воплощения.

Умение понять новое, вписать его в деятельность профессионального сообщества, сразу отказавшись от уже существующего стереотипа, отражает потребность в новом типе мышления. Достижение значительных эффектов возможно, если изыскиваются способы популяризации и распространения выработанных идей и решений, предполагающие зрелую профессиональную рефлексию у работников образовательной сферы. Для этого нужны специалисты, способные осуществлять такую деятельность, и пространство, которое позволяет заниматься такой деятельностью.

Рассуждая о подготовке учителя, о культурном аспекте подготовки учителя и о феномене его организационно-педагогической культуры, отмечаем, что данное понятие есть специализированная область культуры, обеспечивающая трансляцию накопленного в обществе социально значимого опыта по подготовке духовно развитой, высококультурной личности. Процесс подготовки будущего учителя характеризуется стремлением к высокому профессионализму, развитием культурных качеств и способности к самосовершенствованию, овладением культурными практиками преподавания, развитием культуротворческих способностей. Иными словами, речь идет об учителе, осуществляющем становление высококультурной личности воспитанника, способном к культуроосвоению педагогической реальности и ее преобразованию, то есть культуросозиданию.

Библиографический список

1. Антонов В.Ю., Позднеева С.П., Маслов Р.В. Культурология. М.: Научная книга, 2001. Ч. 1: Истоки культуры. 322 с.

2. Бенин В.Л. Сущность понятия «педагогическая культура». Понятийный аппарат педагогики. Екатеринбург, 1996. 277 с.

3. Иванкина Л.И., Сысоева Л.С. Транзитивный потенциал образования в контексте современной цивилизационной парадигмы // Известия Томского политехнического университета. 2007. № 2. С. 220-224.

4. Князева М.Л. Ключ к самосозиданию. М.: Молодая гвардия, 1990. 253 с.

5. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. Логико-методологический анализ. М.: Мысль, 1983. 284 с.

6. Метерукова З.К. Педагогическая культура и педагогический идеал. Майкоп, 1999. 157 с.

7. Путин В.В. Развитие вузовской науки и крупных научно-образовательных центров должно стать приоритетной задачей // Высшее образование сегодня. 2004. № 6.

8. Советский энциклопедический словарь. Изд. 4-е, испр. и доп. М.: Советская энциклопедия, 1990. 1631с.

9. Степанова И.Ю., Адольф В.А. Педагогическое сообщество на пути к образованию будущего // Мир образования - образование в мире. 2011. № 2. С. 3-12.

10. Янова М.Г. Диагностика организационно-педагогической культуры будущего учителя // Вестник КГПУ. 2011. № 2. С. 136-143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.