Научная статья на тему 'Гуманитаризация современного образования: философский аспект'

Гуманитаризация современного образования: философский аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5034
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современное образование / гуманитаризация образования / дисциплины гуманитарного цикла / социальный заказ / мышление / менталитет / бытие / духовность / культурные ценности / мировоззрение / modern education / humanitarization of education / classical disciplines / social procurement / thinking / mentality / being / spirituality / cultural values / world view

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бирюкова Наталья Сергеевна

Автор статьи, опираясь на философское осмысление гуманитаризации образования, раскрывает значимость, назначение, существующие проблемы в области гуманитаризации современного образования дает сравнительную характеристику с зарубежным опытом и показывает эффективные средства для решения проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бирюкова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of the article relying on philosophical understanding of education humanitarization, discloses the significance, purpose, existing problems in the field of modern education humanitarization gives comparative characteristic with foreign experience and shows efficient facilities for solving the problems.

Текст научной работы на тему «Гуманитаризация современного образования: философский аспект»

УДК 37.01

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

Н.С. Бирюкова

ГОУ ВПО «Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», г. Сургут

E-mail: birikova.natalia@mail.ru

Автор статьи, опираясь на философское осмысление гуманитаризации образования, раскрывает значимость, назначение, существующие проблемы в области гуманитаризации современного образования; дает сравнительную характеристику с зарубежным опытом и показывает эффективные средства для решения проблем.

Ключевые слова:

Современное образование, гуманитаризация образования, дисциплины гуманитарного цикла, социальный заказ, мышление, менталитет, бытие, духовность, культурные ценности, мировоззрение.

Key words:

Modern education, humanitarization of education, classical disciplines, social procurement, thinking, mentality, being, spirituality, cultural values, world view.

Современное образование играет ключевую роль в социализации общества, в формировании научно-философского мышления. Значимость гуманитаризации образования очевидна: моральные и культурные нормы поведения, этика, эрудиция, гражданская позиция личности, политическая культура личности - все это находит свою реализацию в профессиональной и повседневной жизни. Очевидно, что гуманитарное образование - это не только изучение дисциплин гуманитарного цикла, но и формирование новых подходов к пониманию человеческого бытия, взаимосвязи природы и человека, ценностей, сформированным на протяжении всей истории человечества философией, религией и искусством.

Сегодня особо остро стоит проблема преодоления технократизма в образовании между естественнонаучным и научно-техническим знанием. Технократическое мышление особенно заметно в технических университетах, где большое значение и важность придается естественным и техническим дисциплинам, а формирование мировоззрения и нравственности остается на втором плане. Нельзя выпускать из высших учебных заведений инженеров, врачей, программистов, математиков, физиков, экономистов, менеджеров, юристов и т. д., хорошо разбирающихся в своей специализации, знающих свое дело, и при этом быть далекими от общей культуры и гуманитарной подготовки. В настоящее время производится больше специалистов и технократов, чем подлинно образованных и разумных людей [1. С. 73-77].

Современное общество находится на грани деградации. Общекультурный уровень студентов технических вузов нельзя назвать высоким: общий кругозор, поведение общества, культура мышления, - оставляют желать лучшего. Характерную картину дали филологические исследования Н.С. Бирюковой (2005 г.): значительная группа студентов считает, что фраза «Все отнять и поделить» принадлежит В. И. Ленину, Павлу Корчагину или героям М. Шолохова. Лишь около третьей части

студентов смогли вспомнить имена чрезвычайно популярных в недавнем прошлом героев романов «Молодая гвардия» и «Как закалялась сталь» Олега Кошевого и Павла Корчагина. Отметим также, что многие студенты не могли вспомнить прецедентное имя Тарас Скотинин, и лишь три четверти студентов помнят когда-то знаменитого Павла Власова. По специальным наблюдениям можно судить о том, что студенты значительно лучше воспринимают прецедентные феномены, восходящие к русской классической литературе XIX - начала XX вв., чем прецедентные феномены, восходящие к советской литературе 20-х-80-х гг. прошлого века. Вместе с тем в процессе исследований выяснилось, что прецедентные феномены, связанные с социальнополитической сферой советской эпохи, студенты достаточно часто воспринимают как знакомые, однако нередко их объяснения носят весьма поверхностный и по существу случайный характер. Специальные подсчеты показывают, что студенты лучше всего воспринимают прецедентные феномены, восходящие к произведениям, которые изучаются в школе [2. С. 118]. Очень низкая культура речи, нечеткое и неграмотное формулирование собственных мыслей может служить еще одним аргументом в пользу того, что гуманитаризация высшего образования - это один из способов преодоления проблем социального бытия и социальных отношений.

В чем же причины нежелания общества работать над своим мышлением, менять менталитет, совершенствовать свое бытие? Может, причиной являются экономическая нестабильность, кризис культуры, экологический кризис, природные катаклизмы, материальное изобилие.

Философское осознание перечисленных проблем позволяет сделать вывод, что современное образование - как процесс передачи социального опыта должен подготовить современное общество к жизненному процессу бытия человека. Назначение гуманитарного образования дать возможность осознать человеку свое место в социуме, в системе

общественных связей, свое предназначение, выработать умение взвешивать свои духовные силы, способствовать формированию научного мировоззрения, а также обеспечить условия для свободного самоопределения каждого человека в пространстве мировоззрений, для принятия им собственных ценностей в форме жизненных целей, ведущих мотивов и интересов, стремлений, потребностей, принципов в саморазвитии, самоорганизации и т. п. [3. С. 195].

Цель гуманитаризации дополнить, обогатить, облагородить технические специальности. Студенты знают, что на производстве никто не будет интересоваться знаниями гуманитарного направления, поэтому дисциплины специализации принимают спокойно, без сопротивления и агрессии, т. к. именно эти профессиональные знания потребует занимаемая должность. К дисциплинам гуманитарного цикла относятся очень избирательно, да и в учебном плане, например, мировая художественная культура, политология и т. п., включены как курсы по выбору. На вопрос: Что важнее для студента: предметы профессиональной подготовки, или гуманитарного цикла? - ответ заранее известен. Перед профессорско-преподавательским составом высшей школы стоит непростая задача - с одной стороны, донести до каждого студента значимость и неоценимые возможности гуманитарных знаний, которые помогут в будущей профессиональной деятельности и совещания провести на должном уровне, и грамотно сформулировать свои мысли, и адекватно анализировать события окружающего мира; с другой стороны, преподаватель выступает в качестве носителя концептуального, методологического знания, организатор и режиссер. Преподаватель обязан стремиться к тому, чтобы показать исторически разнообразные культурные традиции человечества. Человечество меняет формы общественной жизни, сферы и виды деятельности, создает материальные и духовные ценности, в которых наиболее ярко воплощено творческое начало человека. Задача преподавателя изложить материал не через призму своего восприятия, а наиболее полно представить учения и концепции мировой мысли. Нельзя не согласиться с М. Вебером, что профессор на университетской кафедре не должен брать на себя роль политика, вождя, пророка. Свои политические амбиции преподаватель, как и любой гражданин, может отстаивать в публичных местах, но не в стенах учебного заведения, где у профессора всегда существует преимущество перед студентами. Преподаватель - всего лишь посредник между мировой мыслью и подрастающим поколением. И в этом его величайшая культурно-преподавательская роль и высокая моральная ответственность [4].

Гуманитаризация современного образования -общемировое явление, которое объясняется тремя причинами: во-первых, гуманитаризация призвана обеспечить цивилизованное и разумное использо-

вание научно-технического потенциала, экологических ресурсов и социальных аспектов; во-вторых, приобщить общество к культурным ценностям своего народа; в-третьих, обеспечить социальный заказ на новые знания и науку.

Обращаясь к зарубежному опыту, мы видим, что в технических университетах США, Германии, Швеции, Японии, еще в конце двадцатого века прошла колоссальная реформа, в результате которой количество гуманитарных предметов увеличилось до 25-30 %. Изучение в технических университетах психологии, социологии, политологии, всемирной истории, изобразительного искусства, культурологии, нескольких иностранных языков было вызвано жизненной необходимостью. Исследования американских ученых показали, что инженеры в 30-40 лет начинают интересоваться гуманитарными дисциплинами, так как, находясь на руководящих должностях, остро ощущают недостаточность всей гуманитарной подготовки. Исключительная роль принадлежит системе непрерывного образования, которое дает возможность восполнить проблемы в знаниях. Большинство американских университетов предоставляют возможность студентам естественных факультетов специализироваться по какой-либо гуманитарной дисциплине на гуманитарном факультете. Это помогает при устройстве на работу, быстро адаптироваться к новым условиям. Научные лаборатории охотно принимают на исследовательскую работу «чистых» инженеров, а предприниматели - «чистых» естественников на инженерные должности. Образование как социокультурный феномен, выполняет социальный заказ и выпускает гуманитарно-образованных специалистов.

Гуманитаризация образования в философском контексте предполагает определенную направленность на понимание духовности, на одухотворенность, этическое и эстетическое отношение к окружающему миру. Гуманитарное знание изначально родилось как знание о человеке, как знание о возвышении и совершенствовании человека. В настоящее время понятие «гуманитаризация образования» находится на стадии становления и осмысления, поэтому определение носит неоднозначный характер. Так ТА. Иванова считает, что гуманитаризация образования - это многогранное и сложное явление, направленное на развитие и формирование общечеловеческих ценностей, усвоение гуманитарного знания и гуманитарной культуры [5. С. 305]. У Т.Н. Мираковой мы видим, что гуманитаризация образования - это совершенствование культуры путем расширения общекультурной составляющей образования, которое предполагает, как увеличение в учебном плане гуманитарных дисциплин, так и овладение новым гуманитарным знанием [6. С. 414]. И.М. Орешников полагает, что гуманитаризация образования в широком смысле включает в себя всю гуманизацию, основывается на ней, однако главное здесь - формирова-

ние гуманитарной культуры личности, усиление гуманитарной подготовки людей, насыщение естественных и специальных дисциплин культурологической, человеческой, мировоззренческой проблематикой [7. С. 247]. Н.С. Розов находит, что физика в той же степени сводима к гуманитарным наукам, как и гуманитарные - к физике. Есть просто правильное мышление, и нет между ними никаких непроходимых границ. Кстати, гуманитарные науки влияли на естественные не в меньшей степени, чем естественные - на гуманитарные [8. С. 399]. М.А. Назарова нам представляет концепцию влияния на развитие гуманитаризации современного образования внешних и внутренних факторов. К внешним, по ее мнению, относятся социокультурные факторы - это технологические, экономические, социальные, культурные, научные и т. п.; к внутренним - внутренняя среда вуза [9. С. 165]. Задача гуманитарного образования - развить способности к мышлению, укрепить этические начала, обогатить духовную сферу личности. Решающее качество образования личности - способность к мышлению. Это способность проявляется степенью использования личного опыта в процессе мышления и только так может быть сформирована. Развитию мышления в первую очередь должен служить гуманитарный цикл образования студента в вузе, что относится к внутренней среде вуза. Вузы вправе сами разрабатывать целостную систему гуманитарного образования, условно включая знания, разделенные на три группы (сферы): знания индивида о самом себе и себе подобных; знания о социальной сфере, в которую он включен; знания о внешнем мире (живой и неживой природе), в которой находятся общества индивидов. Для каждой из этих сфер требуется особый набор предметов и особая методика. Современная социально-философская мысль находит, что культурный потенциал человечества является основой, обусловливающей специфику бытия человека, характер социальной эволюции. Педагогическая теория и практика находится в постоянном поиске новых содержательных основ гуманитарного и общекультурного образования, новых технологий обучения, подготовки и переподготовки специалистов, повышения квалификации.

Эффективным средством гуманитаризации образования, на наш взгляд, выступает попытка реконструировать содержание специальных дисциплин посредством преподавания их в культурно-историческом (социально-культурном) контексте. Н.С. Розов, к примеру, полагает, что формирование целостного гуманитарного мировоззрения невозможно, если при изучении дисциплин социального и гуманитарного цикла не будут реализованы такие требования, как: проблемное видение познавательной ситуации, исторический аспект проблемы, выявление того, как осмыслена проблема в разных культурологических традициях (европейской, отечественной, мировой); выявление теоретического и ценностного аспектов проблемы, включающих ана-

литический подход к философским основаниям проблемы, ее разнообразные концептуальные решения, этически нормативные основания [10. С. 45].

Гуманитаризация современного образования предполагает реализацию интеграционного подхода, что сопряжено с различными трудностями, в частности - преподавание гуманитарных дисциплин с трудом преодолевает оковы традиционной системы преподавания. Новый подход к университетскому образованию ориентирован на интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие специалиста, при этом перечисленное должно явиться условием, предпосылкой и основанием профессионального самоопределения. При этом важно определить доминантные сущностные принципы единой системы гуманитарного образования в системе университета (в том числе и технического), позволяющие в их реализации сохранить основы университетского образования в качестве образования универсального, то есть синтезирующего компоненты гуманитарного и естественнонаучного знания. Последнее означает понимание гуманитарного знания как знания синтезированного, в котором могут быть выделены такие сущностные компоненты, как знание об истории и тенденциях эволюции мировой цивилизации, при этом подобное знание должно быть сформировано на идеях самосознания человеческого общества. Реализация принципов единого гуманитарного образования в условиях университета невозможна вне целостного подхода к исследованию мира и человека на основе целостной картины мира. Последнее достижимо посредством интеграции и взаимодействия гуманитарных, естественнонаучных и технических дисциплин, - по существу, речь идет о процессе проникновения рациональных естественнонаучных методов в гуманитарную сферу и масштабном (гуманитарном, философском) наполнении научных и технических дисциплин. Гуманитарное образование должно быть «дополнено» естественнонаучной, точнонаучной составляющей. Это позволит преодолеть опасные расхождения по сути родственных направлений развития таких «материков» человеческой культуры, какими являются гуманитарные и естественнонаучные знания.

Исходя из всего вышесказанного, содержание гуманитарного современного образования - это не только гуманитарные науки, призванные раскрывать законы общественного развития, разрабатывать социальные нормы, установки, но и знания об обществе, умения и навыки социального взаимодействия, знания, дающие возможность функционировать в условиях гражданского общества и вы-сокотехнологизированного мира. Процесс гуманитаризации призван обеспечить в университете общегуманитарное современное образование через создание комфортной гуманитарной среды, через гуманитарную направленность всех дисциплин (гуманитарных, естественнонаучных, технических), через преподавание собственно гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Опарина О.Д. Гуманитаризация технического образования и университетская библиотека // Университетская библиотека: выбор пути: Матер. IV Всеросс. науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 2002. - С. 73-77.

2. Бирюкова Н.С. Восприятие читателями прецедентных феноменов, используемых в современной политической коммуникации. - Сургут, 2008. - 138 с.

3. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. - Новосибирск, 1998. - 228 с.

4. Кравец А.С. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования. 2010. ИЯк http://www.rciabc.vsu.ru/irex/pubs/kra-vets2.htm (дата обращения: 13.03.2010).

5. Иванова ТА. Теоретические основы гуманитаризации общего математического образования: дис... д-ра пед. наук. - Нижний Новгород, 1998. - 338 с.

6. Миракова Т.Н. Дидактические основы гуманитаризации школьного математического образования: дис... д-ра пед. наук. - М., 2001. - 465 с.

7. Орешников И.М. Феномен гуманитарной культуры: сущность, диалектика бытия, назначение: дис... д-ра философ. наук. -Уфа, 1995. - 274 с.

8. Розов Н.С. Ценностное обоснование гуманитарного образования в современном мире: дис. ... д-ра философ. наук. - Новосибирск, 1993. - 420 с.

9. Назарова М.А. Гуманизация общества и гуманитаризация естественно-научного образования в условиях информационнокоммуникативной культуры: дис. ... канд. философ. наук. -Новосибирск, 2007. - 194 с.

10. Розов Н.С. Методологические принципы ценностного прогнозирования образования // Образование в мире на пороге XXI века. - М.: НИИТИИП, 1991. - 45 с.

Поступила 23.03.2010г.

УДК 378.1:316.334.2

ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАКУРСЕ УЧЕБНОЙ МИГРАЦИИ В ВУЗЫ РОССИИ

Д.В. Полетаев*, С.В. Дементьева

*Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, г. Москва Томский политехнический университет E-mail: demen-svetlana@yandex.ru

Проанализированы трудности, препятствующие выходу российского образования на международный образовательный рынок Приведены прикладные результаты социологического исследования с целью верификации качественных и количественных маркеров проблемы учебной миграции в России и выявления инновационных стратегий в ее развитии. Установлено, что существующая система государственного регулирования учебной миграции бессистемна и малоэффективна. Показана ресурсная емкость учебной миграции для улучшения интеллектуальной, экономической и демографической ситуации в стране.

Ключевые слова:

Учебная миграция, социологическое исследование, анкетирование, опрос Key words:

Study migrations, interviews, public opinion poll.

В условиях глобализации мировых экономических связей и интернационализации социальных контактов все более важное место в общественном развитии занимают международные миграции. В этом контексте международная образовательная миграция - как фактор экономического развития, так и мощный геополитический ресурс, служащий для распространения и продвижения культуры, ценностных установок и технологий стран, обучающих иностранцев, и инновационный ресурс для развития системы международного образования государств, принимающих иностранных учащихся. Иностранные студенты представляют собой не только источник финансовых выгод, а также и своеобразных «агентов влияния», которые, возвращаясь на родину, пополняют национальные элиты и сохраняют лояльность к странам, где они провели студенческие годы.

Присутствие России на международном образовательном рынке не соответствует её потенциальным возможностям. Так, в 2006/2007 академическом году общая численность иностранных граждан, обучавшихся по очной форме, составила 90,5 тыс. чел, а по очной и заочной - 120,5 тыс. чел., что составляет 4 % от общей мировой численности иностранных студентов и 1,6 % от общей численности всех студентов российских вузов. В то же время, в 1990/1991 академическом году общая численность иностранных граждан, обучавшихся в РСФСР по очной форме составила 89,3 тыс. чел, а по очной и заочной форме -89,6 тыс. чел., что составляло 10,8 % от общей мировой численности иностранных студентов и 3,2 % от общей численности всех студентов вузов РСФСР [1]. Во времена Советского Союза готовились кадры для 160 стран мира, а из выпускников советских вузов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.