Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ СВЕТСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДАГЕСТАНА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА'

СТАНОВЛЕНИЕ СВЕТСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДАГЕСТАНА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
169
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ГОРСКАЯ ШКОЛА / РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ / ГИМНАЗИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хаджиалиев К.И.

В статье представлен краткий исторический обзор состояния и тенденций становления и развития светского образовательного пространства Дагестана в конце 19 - начале 20 века. Описаны различные типы образовательных учебных заведений и их роль в приобщении народов Дагестана к передовой куль- туре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Хаджиалиев К.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ СВЕТСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДАГЕСТАНА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА»

УДК 94(470.67) «18/19»:37 К.И. Хаджиалиев

Становление светского образовательного пространства Дагестана в конце 19 - начале 20 века

Дагестанский государственный университет, nudurmagomedov@,mail. ru

В статье представлен краткий исторический обзор состояния и тенденций становления и развития светского образовательного пространства Дагестана в конце 19 - начале 20 века. Описаны различные типы образовательных учебных заведений и их роль в приобщении народов Дагестана к передовой культуре.

Ключевые слова: светское образование, образовательное пространство, горская школа, реальное училище, гимназия.

Short historical review of secular education formation tendencies and development in Dagestan of XIX-XX centuries is presented in this article. Different types of educational schools and their role in Dagestan people familiarization with progressive culture are described here.

Keywords: secular education, educational space, mountain school, non-classical secondary school, gymnasium.

Проблемы становления, развития и проектирования образовательных пространств являются в современной педагогической литературе наиболее актуальными. Тематика эволюции региональных и национально-региональных образовательных пространств приобретает самостоятельный статус. Актуальность такого рода исследований в нашей республике объясняется рядом причин: во-первых, если до недавних пор исследовательские работы носили в основном поисковый характер, то сейчас появились возможности проводить исследования концептуального характера, отражающие реальную историю образовательного пространства; во-вторых, изучение состояния и тенденций развития образовательного пространства позволяет осмыслить новые стороны современного образования в Дагестане, динамику регионально-образовательного пространства в условиях полиэтничности и поликультурности; в-третьих, именно в сфере образования происходят сложные и противоречивые процессы, и современная социально-экономическая и политическая ситуация в регионе повышает значимость образовательной сферы как важного фактора национальной безопасности, социальной стабильности и развития.

Предметом данного исследования является эволюция светского образовательного пространства Дагестана со второй половины ХК века до октябрьской революции 1917 года. Становление и развитие светского образования в Дагестане напрямую было связано с политическими интересами России на Кавказе, когда Россия избрала образование в качестве главного средства постепенного сближения русских с многонациональным местным населением. Первые шаги царского правительства по распространению грамотности в Дагестане связаны с теоретической и практической деятельностью выдающегося ученого-лингвиста П.К. Услара. Еще в 1861 г. П.К. Услар изложил мнение о необходимости составления азбук для языков тех кавказских народов, которые не имеют своей письменности. С 1863 г. он перенес всю свою научную работу в Дагестан. Главным пунктом его пребывания был город Темир-Хан-Шура, где он оставался почти до самой смерти.

Первое русское учебное заведение в Дагестане было открыто 16 ноября 1837 г. [2, с. 189]. Это было уездное училище на 30 человек в городе Дербенте. В нем учились не только дети русских чиновников и офицеров, служащих в области, но и дети жителей города.

Дербентское училище, как и уездные училища Закавказья, открытые на основании Положения от 12 мая 1835 г., имело целью распространение в крае «начальных сведений и приготовление учащихся к продолжению курса учения в Тифлисской гимназии» [2, с. 198]. Училище имело три класса, из которых один был приготовительным. Анализ данных, приведенных ниже в таблице, позволяет проследить динамику количественного и качественного изменения числа учащихся в Дербентском училище в разные годы [3, с. 152].

Годы

1838 1848 1868 1878 1888

Общее количество учащихся 35 57 84 125 116

Из них детей дворян, чиновников и беков 14 20 17 31 28

Детей граждан из других сословий 21 37 67 94 88

Православных 9 41 60 51

Армян 27 31 53 31

Мусульман 21 12 7 25

Евреев 5 1

Сельских жителей 8

Практические меры в деле распространения русской грамоты среди мусульманского населения Кавказа принял князь М.С. Воронцов, который в 1847-48 гг. создал специальное мусульманское училище в Тифлисе исключительно для детей мусульман «всех свободных состояний» с целью «предоставления средств приобресть познания по законам их веры и изучить русский язык в объеме, потребном для них в общежитии» [2, с. 199]. В 1848 г. подобное училище было открыто в Дербенте, в Темир-Хан-Шуре. В новое училище перешла и часть учащихся из Дербентского училища (13 человек) и 7 начинающих учеников из шамхальцев и мехтулинцев. Воспитанники училища жили в училищном доме и были поставлены на казенное довольствие [4, с. 57].

Учебным планом два летних месяца отводились на каникулы, во время которых учащиеся отсылались домой [5]. Мусульманское училище в 1861 г. вошло в состав открывшейся в Темир-Хан-Шуре горской окружной школы. Хотя Дербентско-Шуринское училище не достигло ожидаемого развития, но все-таки в нем получило первоначальное образование несколько десятков горцев.

В середине XIX века наряду с первыми уездными училищами активно организовывались начальные школы при воинских частях. Рядом с мусульманским училищем некоторое время существовала в Шуре и школа военных воспитанников при Апшерон-ском полке.

В положении о военных школах при войсках Кавказской армии предлагалось, «дабы доставить возможность юношеству из бедных дворян и других почетных сословий Закавказского края и горских племен получить некоторое образование, не учреждая особых дорогостоящих заведений, принимать детей на воспитание и обучение в полки и батальоны Кавказской армии, возложив попечительство о них на полковых и батальонных командиров» [6, с. 34]. Главнокомандующим определялись по 10 воспитанников на батальон, и они назывались военными воспитанниками.

Большой популярностью среди горцев пользовалась школа, организованная в декабре 1856 г. в сел. Нижний Дженгутай полковым штаб-лекарем И.С. Костемеревским. Задуманная поначалу как школа для подготовки из местного населения «фельдшерских учеников и оспопрививателей» [7], со временем она превзошла ожидания ее организатора. В школе обучались 25 мальчиков. Программа предусматривала изучение следующих предметов: русский язык, арифметика (четыре основных арифметических действия, именованные числа), география и история (в форме бесед, посвященных объяснению явлений природы и общественной жизни) [7].

Наместник Кавказа А.И. Барятинский, признавая целесообразным учредить для образования детей горских племен Кавказа особые школы, поручил главному штабу Кавказской армии разработать проект создания горских школ. Горские школы предполагались двух типов: окружные на степени уездных училищ и начальные. Содержались горские школы на суммы, отпускаемые военным ведомством; главный надзор за ними был возложен уставом на командующего войсками или генерал-губернатора. При горских школах были учреждены пансионы, «как для облегчения средств родителям содержать детей своих в училище, так и для того, чтобы разумным и правильным воспитанием вкоренить в молодом поколении горского юношества испытанные правила чести, долга, трудолюбия и порядка и через то приготовить их к той гражданственности, которая и есть главная цель их образования» [8, с. 3].

Так, Темир-Хан-Шуринская окружная школа открылась в 1861 г. При школе был учрежден пансион на 65 воспитанников, из которых казеннокоштных - 40; из них 25 горцев из почетных фамилий Северного и Южного Дагестана и детей русских чиновников.

Учебные предметы преподавались в горской школе в объеме и по руководствам, принятым в закавказских уездных училищах. За время своей работы полный курс школы окончили 66 человек, из которых 12 (18 %) были горцы.

Горские школы пополнялись преимущественно детьми лиц простого класса, которые благодаря одному умению объясняться по-русски невольно выдвигались из общей массы населения и как в глазах жителей, так и в глазах администрации приобретали известное значение и даже власть. В то же время дети лиц привилегированного класса, не желавшие по чувству аристократизма, присущего горцам, обучаться в одном заведении и одним наукам с детьми своих зависимых, «оставались в прежнем диком состоянии, вдали от администрации и невольно стушевывались перед детьми простолюдинов.

Чувствуя свое унижение и сохраняя непоколебимым свой фанатизм, такие лица привилегированного класса, пользуясь своим традиционным влиянием среди населения, действовали на массу в антиправительственном направлении» [9, с. 4]. Ввиду этого было решено, с одной стороны, привлечь к образованию детей привилегированного класса путем открытия им доступа в средние учебные заведения и по возможности в среду детей чисто русских уроженцев, а с другой - предоставить возможность воспитанникам горских школ продолжать и приобретать более широкое ремесленное и сельскохозяйственное образование.

В 1861 г. в селении Ахты Самурского округа открылась первая в Дагестане сельская школа с 44 учениками. По признанию военного начальника Южного Дагестана, почти все учащиеся Ахтынской школы отличались прекрасными способностями [10, с. 19]. В том же году открылась школа в Кумухе, где обучалось 10-15 мальчиков.

Для предоставления населению нагорных округов возможности давать своим детям хотя бы начальное образование, военный губернатор в своем предложении Главнона-чальствующему гражданской частью на Кавказе находит «необходимым и полезным открыть в селениях Ботлих, Андийского округа, и Хунзах, Аварского округа, сельские нормальные школы» [11, с. 1]. Предложение губернатора было поддержано, и на открытие каждой из этих школ было отпущено по 1750 руб. При пяти сельских школах Дагестана имелись общежития на двадцать мальчиков. Это были Ахтынское двухклассное училище, Левашинское и Ходжал-Махинское сельские училища, Хунзахское нормальное училище и Ботлихское сельское училище. На содержание общежитий отпускалось по 600 руб. в год [12, с. 12].

Достаточно сильный уклон в сторону начального профессионального образования был и во многих народных школах, создававшихся как в городских поселениях, так и в сельскохозяйственных районах. Областное начальство понимало, что «сельская школа только тогда будет привлекать горское население отдавать своих детей в нее, когда ро-

дители в учителе будут видеть, мало того - человека, с любовью преданного своему делу, но и человека, вполне гуманного и уважающего народные традиции» [13, с. 3].

В начале XX века появляются первые профессиональные школы. Первой (в 1904 г.) открылась школа виноделия, садоводства и виноградарства в Дербенте, куда принимались подростки в возрасте не моложе 14 лет, окончившие курс двухклассных сельских и городских училищ. Обучение общеобразовательным предметам сочеталось в школе с практическими занятиями по садоводству, огородничеству и виноградарству.

В 1905 г. в Порт-Петровске было открыто электротехническое училище, готовившее квалифицированных электротехников для работы на электрических станциях. В училище принимались лица в возрасте от 15 до 40 лет, прошедшие курс четырех классов средней школы. При трехлетнем курсе обучения училище давало серьезную специальную подготовку в области электротехники, телефонно-телеграфного дела.

Неудовлетворительность горских школ как подготовительных заведений к поступлению в средние учебные заведения (как, например, гимназия) вызывала потребность у местного чиновничества, офицерства и русифицированной элиты ходатайствовать перед наместниками и Правительством о создании в Дагестане своей средней школы.

В качестве базовых школ повышенного типа, дающих среднее образование, призваны были выступить лучшие учебные заведения края, имеющие определенные достижения, сложившийся состав опытных педагогов и достаточно авторитетных родителей учащихся. Именно такие обстоятельства побудили начальство области поднять вопрос о необходимости преобразования Темир-Хан-Шуринской горской школы в прогимназию. Вопрос этот был разрешен положительно, и 14 сентября 1874 г. была открыта прогимназия в составе приготовительного и первого классов. С 1875 по 1877 гг. открылись II, III и IV классы, а в 1878 г. для детей горцев был введен и приготовительный класс. В среднем в год в прогимназии обучалось 196 учеников.

В 1874-1880 гг. в прогимназии учились 137 детей дагестанцев. Из них 25 человек были переведены в Ставропольскую гимназию, 4 - в Бакинское реальное училище, 2 -в учительскую семинарию, 48 поступили в Темир-Хан-Шуринское реальное училище, открывшееся в 1880 г., остальные окончили курс или выбыли из нее по разным причинам [8, с. 161].

В 1880 г. по ходатайству князей, беков и офицеров прогимназия была преобразована в реальное училище. За 20 лет училище выпустило 210 чел., окончивших полный курс, из них поступили в высшие учебные заведения - 81, на военную службу - 116 человек. Из общего числа окончивших курс уроженцев Дагестана было 128, или 60 %. (Здесь и далее указаны приблизительные цифры в процентах.) Из них 29 горцев, 7 из которых поступили в вузы.

Обучение горцев проходило и в учебных заведениях, находящихся вне территории области. Среди них первое место занимала Ставропольская гимназия, для обучения в которую отбирались дети до 15 лет в соответствующие возрасту классы по реальному отделению [2, с. 193].

Немногочисленная интеллигенция дореволюционного Дагестана проходила курс обучения исключительно в гимназиях и реальных училищах; некоторой части окончивших эти учебные заведения посчастливилось завершить свое образование в разных высших учебных заведениях России.

К 1910 г. в Дагестанской области не было ни одной классической гимназии, ближайшие находились во Владикавказе, Баку, Ставрополе и Пятигорске. Это и побудило родителей ходатайствовать перед начальством об открытии полной гимназии в Петров-ске, чтобы их дети могли продолжить образование, не выезжая из города.

1 сентября 1910 г. Петровская шестиклассная мужская прогимназия была преобразована в полную восьмиклассную гимназию. В это время в ней обучалось 193 ученика, из них 35 иногородних [14, с. 73], горцев было 9 человек.

К концу XIX в. школы были открыты во всех округах Дагестанской области. Однако открытие школ шло чрезвычайно медленно.

В 1897 г. число учебных заведений в области (включая конфессиональные) равнялось 901, из них 34 с 1432 учащимися находилось в городах области, а 867 с 5959 учащимися обоего пола - в округах. По этим данным на 1000 душ городского населения приходилось 1,1 учебного заведения и 45,8 учащихся, а на то же число сельского населения - 1,5 учебных заведения и 10,4 учащихся. По области же на 1000 душ населения приходилось 1,48 учебного заведения и 12,48 учащихся [15, с. 74].

К концу XIX в., в 1899 г., в области было 26 светских учебных заведений, из них 2 средних.

Если принять во внимание, что в сельской местности Дагестана проживало около 95 % населения области, то соотношение численности школ и учащихся в городской и сельской местностях было следующее: в трех городах Дагестанской области находилось 54 % всех школ, в которых обучалось 74 % от общего числа учащихся, из них мальчиков - 67 %. Остальные 46 % школ приходились на сельские округа, в которых обучалось 26 % от общего числа учащихся в Дагестанской области.

К концу XIX в. в Дагестане имелось два средних учебных заведения, находящихся в Темир-Хан-Шуре: реальное училище и женская гимназия, в которых обучалось 520 учащихся [16, с. 15]. Они не удовлетворяли потребности в среднем образовании.

В течение первого десятилетия XX в. были открыты еще четыре средних учебных заведения: два в Дербенте - реальное училище (1902 г.) и женская гимназия (1904 г.), два в Порт-Петровске - женская и мужская гимназии (соответственно в 1903 и 1905 гг.).

В 1908 г. в Дагестанской области функционировали 54 училища с общим количеством учащихся 4500 человек. В городах в 31 учебном заведении обучались 3447 учащихся, или 75 %, в округах в 23 учебных заведениях - 1143 (25 %). На 1000 душ городского населения приходилось 53 учащихся; на то же население округов - один учащийся.

К 50-летию окончательного присоединения Дагестана к России (1909 г.) состояние школьного образования в области характеризовалось следующими данными: учебных заведений в городах - 30, учащихся в них - 3556 чел.; в округах - 23, учащихся в них -1194 чел.

Под влиянием усиливающегося развития экономики все более популярным среди различных слоев населения становилось требование о введении всеобщего образования. Правительство внесло в 1907 г. на рассмотрение II Государственной думы проект введения всеобщего начального обучения, разработанный Министерством народного просвещения. Согласно этому проекту предполагалось ввести в России всеобщее начальное обучение в объеме трехлетней школы.

К февральской буржуазной революции 1917 г. Дагестан имел 93 школы (6981 учащийся), из которых на селе - 60 (2160 учащихся) и в городах - 33 школы (4821 учащийся).

Русские школы объективно сыграли прогрессивную роль в истории Дагестана. Дореволюционная светская русская школа давала учащимся не только полезные знания, умения и навыки, но и возможность посредством изучения русского языка приобщиться к передовой русской и мировой культуре. Она сыграла положительную роль в формировании и росте местной, хотя и немногочисленной интеллигенции, в развитии передовой общественной мысли в Дагестане.

Однако, несмотря все принимаемые царским правительством меры по организации и созданию светских школ, нельзя сказать, что в исследуемый в данной статье период имелись реальные возможности для получения местным населением Дагестана светского образования на родном языке, удовлетворения своих этнокультурных запросов, овладения национальной культурой. Процесс становления и развития национально-регионального образовательного пространства находился еще в зачаточном состоянии.

Еще в 1861 году выдающийся ученый-лингвист П.К. Услар изложил мнение о необходимости составления азбук для тех кавказских языков, которые не имели своей письменности. Недостаточное внимание царского правительства к вопросам народного образования не устраивало передовую интеллигенцию Дагестана, требующую разрешения на участие в делах школы. Только в горских школах дореволюционного Дагестана, кроме русского вероучения, преподавалось и мусульманское.

Сразу после революции 1905-1907 годов по всей России, в том числе и на его окраинах развернулась борьба за свободное открытие школ без контроля правительства, за расширение объема преподавания, против русификации школы и за введение преподавания на родном языке (17, с. 298). Известный представитель и знаток системы дореволюционного просвещения на Кавказе Б. Далгат, анализируя деятельность горских школ, указывал: «Конечно, сама по себе одна грамотность уже есть большое приобретение для горца, и говорить о совершенной бесполезности горских школ было бы несправедливо; но та ничтожная польза, которую они приносят, стоит для народа слишком крупных жертв - она не окупает потраченного времени и изнеживает учеников. Вывод из сказанного - не уничтожать нужно эти пока единственные школы, ...а реформировать... но реформировать их так, чтобы они готовили из молодых людей полезных для народа деятелей. Народу нужны руководители в сельском хозяйстве; теперь сама жизнь заставляет горца обращаться к усовершенствованным сельскохозяйственным орудиям; малоземелье побуждает его прибегать к более интенсивной культуре и к ремеслам разного рода; во всем этом ему нужны руководители, сведущие люди» [18, с. 7-9]. Сказанное Б. Далгатом в то время актуально и для современного Дагестана.

Литература

1. ССКГ. Вып. VII. - Тифлис, 1870.

2. Козубский Е.И. К истории народного образования в Дагестанской области в первое пятидесятилетие: Дагестанский сборник. Вып. 1. - Темир-Хан-Шура, 1902.

3. Селимханов А. К. Из истории просвещения в Дагестане в XIX веке // Ученые записки Дагестанского государственного университета. - Т. 1. - Махачкала, 1957.

4. Услар П.К. Об исследовании кавказских языков. - Т. II. - Тифлис, 1888.

5. ЦГА РД. Ф. 3. Оп. 1. Д. 22.

6. Модзалевский Л.И. Ход учебного дела на Кавказе с 1802 по 1880 гг. - Тифлис, 1880.

7. Каймаразов Г.Ш. Просвещение в дореволюционном Дагестане. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1989.

8. Козубский Е.И. Историческая записка о первом десятилетии Темир-Хан-Шуринского реального училища 1880-1889. - Порт-Петровск, 1890.

9. ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 2. Д. 107.

10. ЦГА РД. Ф.126. Оп. 2. Д. 71.

11. ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 2. Д. 99.

12. ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 3. Д. 26.

13. ЦГА РД. Ф. 126. Оп. 2. Д. 70.

14. ЦГАРД. Ф. 6. Оп. 2. Д. 23.

15. ЦГАРД. Ф. 21. Оп. 3. Д. 2.

16. Обзор Дагестанской области за 1899 г. - Темир-Хан-Шура, 1900.

17. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., ШабаеваМ.Ф. История педагогики. - М.: Просвещение, 1982. - 447 с.

18. Далгат Б. О русско-туземных школах: [Машинопись]. 1894.

Поступила в редакцию 12.04.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.