УДК-947(075.8)
МУТИЕВА Оксана Саидовна,
кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Дагестанского государственного института народного хозяйства, Махачкала, Республика Дагестан, Россия e-mail: mutiewa.oksana@yandex.ru
К ПРОБЛЕМЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЖЕНСКОГО СВЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДАГЕСТАНЕ(XIX -НАЧАЛО XX ВВ.)
Данная статья посвящена вопросам зарождения и функционирования первых женских учебных заведений светского характера в Дагестане. Бесспорно, состояние женского образования - это важный показатель духовного уровня развития народа. В статье исследовано развитие светского женского образования в XIX - нач. XX вв. в Дагестане. Дана характеристика существующих в этот период женских учебных заведений.
Ключевые слова: Дагестан, женщина, светское образование, социальное положение женщины, патриархальное общество.
MUTIEVA Oksana Saidovna,
Candidate for Doctorate in History, Associate Professor at the Chair of Humanities, Dagestan State Institute of
National Economy , Makhachkala city, Republic Of Dagestan (Russia) e-mail: mutiewa.oksana@yandex.ru
AN APPROACH TO THE ISSUE OF ESTABLISHING SECULAR EDUCATION FOR WOMEN IN DAGESTAN AND ITS FURTHER
ADVANCEMENT (in the XIX to the early XX centuries).
The paper considered the issues of the first educational institutions of secular nature for women having emerged in Dagestan and their further operation. Undoubtedly, the position held by education for women is an important indicator of the level of spiritual advancement of the community.
The paper explored advancement of secular education for women since the XIX to the early XX centuries in Dagestan. The study presented a description of educational institutions for women having operated in that period.
Keywords: Dagestan, woman, secular education, social standing of a woman, patriarchal society.
Ценные сведения по исследуемой проблеме нашли отражение в работах дореволюционных исследователей Е. Козубского [1] и П. Услара [2; 3] и др. В работах представлен определенный фактический материал, который характеризует состояние народного образования в целом и светской женской системы образования в Дагестане в частности.
Ценные статистические сведения о доли женщин в системе образования мы находим в архивных источниках, в частности в Обзорах Дагестанской области с 1909 по 1915 г., в Терских сборниках.
Как известно, качественные изменения в системе образования Российского государства начались еще в начале XIX века. Именно тогда новое Министерство народного просвещения узаконило государственную систему образования в России. В период буржуазных реформ 6070-х гг. XIX в. в системе образования происходят еще более качественные изменения, которые коснулись и дагестанских народов, в частности женщин. Со второй половины XIX в. женщины все больше и больше вовлекаются в образовательный процесс.
Как правило, светские женские школы появляются там, где была сосредоточена военная интеллигенция. Так, например, еще в 1837 г. в Дербенте появляется по инициативе военных властей области первая светская школа, главной задачей которой было обучение детей военного персонала и гражданской администрации города.
Позднее начальные женские светские школы появляются в Кизляре, Дербенте (1898),Те-мир-Хан-Шуре (1899) и Порт-Петровске (1897). Особо следует сказать о Темир-Хан-Шуринской светской женской школе, которая прошла путь от общественного училища до гимназии.
В 1865 г. наместник Кавказа Е.И. Воронцов утвердил проект устава Темир-Хан-Шуринского общественного училища, открытого для бедных девиц и известного к тому времени как «Дом женской бесплатной школы». Училище содержалось за счет частных пожертвований и ежегодных взносов членов общества, учредившего это училище. Следует отметить особую роль в организации светских женских школ жен военных чинов. В частности, известно о большой работе, проводимой супругой начальника 21 пехотной дивизии С.Я. Петровой, которая в 1871 г. ходатайствовала о разрешении открыть в Дешлагаре женское училище. Так как ей было отказано ввиду материальной необеспеченности содержания училища, то она устроила небольшую школу частного характера. С сентября 1874 г. начала функционировать Темир -Хан-Шуринская прогимназия. Она являлась самой крупной по составу учащихся и наиболее организованной школой в Дагестанской области. Особую роль в развитии светского образования в
Исторические науки, этнология и археология
Дагестане, и в частности в жизни Темир-Хан-Шуринской женской гимназии, сыграл Евгений Иванович Козубский, который около 30 лет преподавал там историю и географию.
Особое место в системе светского образования занимала Терская область. По данным на 1893 г. в Терской области насчитывалось 222 учебных заведения при общей численности населения 811 618 человек. Причем женских учебных заведений среди них было несравненно меньше, нежели мужских, - всего одна гимназия, два духовных училища, семь низших учебных заведений [4]. Тем не менее, постепенно женщины все больше допускались к образованию, в том числе и высшему. Так девушек из зажиточных семей казаков с Дона, Кубани, терских мест можно было видеть в аудиториях столичных университетов. В 1872 г. в Москве были открыты Высшие женские курсы. Цель курсов состояла, по словам С.М. Соловьева, в том, чтобы «создать из курсисток в будущем образованных жен» [5, с. 115]. Но как уже было выше сказано, это были женщины из зажиточных слоев общества и преимущественно городские. По данным 1917 г., в Кизлярском отделе действовали: Кизлярское армянское женское общество пособия бедным, Кизлярское общество попечения о бедных, Александро-Невское просветительское общество Кизлярского отдела, Кизлярское благотворительное общество. В самом городе Кизляр имелись 4 православные церковно-приходские школы, 4 армянские церковно-приходские школы, Кизлярское городское мужское училище, Кизлярское женское училище, школа кройки и шитья, персидские школы "Хаят" и "Гумет". Данные учебные заведения в полной мере продолжали существовать и работать и после февральской буржуазной революции 1917 г.
Новый этап в развитии светского женского образования в Дагестане характеризуется появлением первых женских школ в сельской местности - в Казикумухе, Нижнем Казанище, Нижнем Дженгутае и в Чохе. Женское светское образование в Дагестане, зародившееся в 5070-е гг. XIX в., приобрело тенденцию к заметному развитию к началу XX в.
К концу XIX в. в Дагестане имелось 26 русских светских школ, из которых 14 - в городах и 12 - в сельской местности. Школ повышенного типа было две, и они находились в Темир-Хан-Шуре. В этих школах обучалось 1 896 учащихся, в том числе 495 девочек. В сельской местности Дагестана, где проживало около 95% населения области, обучением в школах было охвачено всего 493 ребенка. Среди них было всего 25 девочек [6, с. 10].
Согласно архивным данным, в 1902 г. в 20 учебных заведениях 3 городов Дагестана обучалась 691 девочка, в 9 округах, где было 16 школ и училищ, было всего 25 девочек, горянка была только одна в Хаджалмахинском женском училище, остальные 24 девочки - в школах при воинских частях и Чирюртовском начальном училище. Чирюртовское слободское одноклассное училище за 1891 г. числило у себя 40 учеников, из них 28 мальчиков и 12 девочек [7, с. 126].
В 1903 г. в 3 женских гимназиях обучалась 451 девушка, в 6 начальных городских училищах - 228 девушек [8, Ф. 2. Оп. 2. Д. 110. Л. 34.]. Согласно Обзору Дагестанской области, за 1915 г. во всех светских школах обучалось 2 260 девочек-учениц, а горянок среди них было 317 [9, с. 56].
Что касается доли женского труда в сфере образования, то она была относительно высокой, хотя женщины работали главным образом учителями начальных классов. Как правило, женщин редко допускали к преподаванию в старших классах и почти не встречались женщины -руководители школ и гимназий.
Так, согласно архивным данным, на 1 января 1915 г. в 71 начальном училище Дагестанской области работало 202 учителя, окончивших гимназии, учительские семинарии, педагогические курсы, реальное училище, в том числе в 8 женских начальных училищах работало 32 учительницы, имеющие в основном профессиональное образование.
В 1914-1915 учебном году в 191 школе работало около 500 учителей. В 1915 г. в женских начальных училищах 9 округов работало 28 педагогов. Из них только две женщины: Мали-кова П.М. в Чохском женском училище и Абдуллаева Умурашидат в Дженгутаевском женском одноклассном училище [10, с. 64].
Безусловно, в условиях патриархального положения женщины в обществе функционирование женских светских учебных заведений оказало прогрессивное влияние на все традиционное общество. Доступ женщинам к образованию создал предпосылки для улучшения социального положения женщины, дав ей возможность стать активной участницей общественно -исторического процесса.
Таким образом, на основе всего вышесказанного можно заключить, что вовлечение женщин в сферу светского образования в Дагестане был сложным и длительным процессом.
Поэтому потребовалось немало времени, чтобы преодолеть традиционный взгляд на женщину и она получила равные с мужчинами права, став полноправным членом общества.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Козубский Е.И. Темир-Хан-Шуринская женская гимназия // Кавказ. - № 271. - 1901. - С. 8-12.;
2. Услар П.К. О распространении грамотности между горцами (ССКГ). Вып. Ш. - Тифлис, 1870. - 480с.;
3. Услар П.К. Предположение об устройстве горских школ (этнография Кавказа). T.I. - Тифлис, 1887. - 370с.
4. Терский сборник. - Владикавказ, 1894.
5. Соловьев С.М. Речь при открытии Высших женских курсов 1 ноября 1872 года // Журнал Министерства народного просвещения. - М., 1963. - №2. - С. 115.
6. Козубский Е.И. Указ. соч.
7. Обзор Дагестанской области за 1902 год. - Темир-Хан-Шура, 1903. - 105 с.
8. Центральный государственный архив РД. Ф. 2. Оп. 2. Д. 110. Л. 34.
9. Обзор Дагестанской области за 1915 год. - Темир-Хан-Шура, 1916. - 72 с.
10. Там же