Научная статья на тему 'Становление субъектности будущих офицеров в гражданском морском вузе'

Становление субъектности будущих офицеров в гражданском морском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФИЦЕР / СУБЪЕКТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КОМПЕТЕНЦИЯ / СИТУАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / МОРСКОЙ ВУЗ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / OFFICER / SUBJECTIVENESS / VOCATIONAL TRAINING / THE COMPETENCE / THE SITUATIONAL AND FUNCTIONAL APPROACH / AN EDUCATIONAL SITUATION / MARITIME HIGH SCHOOL / EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макашина Ирина Илхамовна

В статье обоснована необходимость рассмотрения проблемы становления субъектности будущих офицеров в гражданском вузе, что обусловлено не только многоплановыми структурными преобразованиями, имеющими место в армии и на флоте, но и необходимостью качественной подготовки офицеров, способных принимать решения и нести за них ответственность. Представлен и обоснован способ формирования и развития субъектности будущего офицера на основе ситуационнофункционального подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of subjectivity future officers in the civil Maritime University

Necessity of consideration of the issue of future officers’ subjectiveness becoming in civil high school is considered and it is caused not only by multi structural transformations taking place in army and on fleet, but also by necessity of qualitative preparation of the officers, capable to make decision and bear the responsibility for them. The way of formation and development of the future officers’ subjectiveness on the basis of the situational and-functional approach is submitted and grounded.

Текст научной работы на тему «Становление субъектности будущих офицеров в гражданском морском вузе»

УДК 37.01:371 (075)

И. И. Макашина

Становление субъектности будущих офицеров в гражданском морском вузе

В статье обоснована необходимость рассмотрения проблемы становления субъектности будущих офицеров в гражданском вузе, что обусловлено не только многоплановыми структурными преобразованиями, имеющими место в армии и на флоте, но и необходимостью качественной подготовки офицеров, способных принимать решения и нести за них ответственность. Представлен и обоснован способ формирования и развития субъектности будущего офицера на основе ситуационно-функционального подхода.

Necessity of consideration of the issue of future officers' subjectiveness becoming in civil high school is considered and it is caused not only by multi structural transformations taking place in army and on fleet, but also by necessity of qualitative preparation of the officers, capable to make decision and bear the responsibility for them. The way of formation and development of the future officers' subjectiveness on the basis of the situational and-functional approach is submitted and grounded.

Ключевые слова: офицер, субъектность, профессиональная подготовка, компетенция, ситуационно-функциональный подход, образовательная ситуация, морской вуз, образовательное пространство.

Key words: officer, subjectiveness, vocational training, the competence, the situ-ational and functional approach, an educational situation, maritime high school, educational space.

Создание боеспособной и мобильной армии, укомплектованной офицерами, способными самостоятельно принимать обоснованные решения в различных ситуациях и нести за них ответственность, во многом зависят от субъектности будущего офицера - интегрального качества, характеризующего его (офицера) способность к самоактуализации, самореализации и непрерывному саморазвитию в системе социальных взаимодействий.

Определимся с терминологией. Под «субъектом» мы понимаем носителя и созидателя социального, а под субъектностью - человеческое свойство, постоянно воспроизводимое человеком как условие его существования [5, с. 48]. Субъектность постоянно вырабатывается и воспро-

© Макашина И. И., 2014

изводится действующими субъектами как продукт и условие их функционирования как представителей социума.

Сегодня проблема соотнесения деятельности и субъекта, деятельности и психики в контексте научного осмысления субъекта продолжает оставаться актуальной. Важным становятся критерии оценки субъектной действенности субъекта в процессе как онтогенеза, так и филогенеза при рассмотрении типологии субъекта и его места в системе сообщества как совокупного субъекта, способного интегрировать любые свойства и отношения как в личностном, так и в профессиональном аспекте.

Связь социального субъекта, как его образующего и в то же время им образуемого, должна рассматриваться в системе отношений существующих в социуме, так как совершенно очевидно, что субъект не может замыкаться на конкретных локальных характеристиках. Субъектность не существует сама по себе. Она реализуется лишь конкретными индивидами, группами, субъектами в их деятельности, т. е. проявляется в пространстве взаимоотношений и взаимодеятельности. Другими словами, обучаемый приобретает субъективный опыт, который возможен только в результате отношения к себе как к объекту, включённому в систему объективных отношений с другими людьми и/или с предметами. Субъект не только осознаёт свою включённость в объективную систему отношений, но и начинает понимать свою уникальность в этой системе, свою субъектность, которая должна рассматриваться как многоплановое, многоуровневое содержание.

Рассмотрим становление субъектности личности на примере деятельности офицеров. Подготовка офицерских кадров представляет собой деятельность органов государственной власти, соответствующих министерств и ведомств, штабов, направлений и служб по обучению, воспитанию, профессиональному и личностному развитию офицерских кадров и ведется в военно-учебных заведениях и в гражданских вузах на факультетах военного обучения. Реальность такова, что военное обучение курсантов в системе гражданских вузов является составной частью, одним из важных элементов системы военного образования. Для обеспечения оптимального сочетания интересов военного ведомства и гражданского общества при подготовке будущих офицеров создаются условия для совершенствования и дальнейшей интеграции военного и гражданского образования.

Использование потенциала гражданских вузов по наукоемким специальностям в интересах вооруженных сил, а также разработка мер, направленных на оптимизацию сети военных кафедр гражданских вузов для приведения их в соответствие с запросами современной армии и флота обусловлено, прежде всего, реформированием системы военного образования, цель которого - это приведение количественных и качественных параметров военного образования в соответствие со структурой, численностью и задачами ВС России.

Гражданский вуз, осуществляющий подготовку офицеров запаса, представляет собой особое образовательное пространство, способствующее наиболее полной реализации требований по формированию специалиста, обладающего компетенциями как по основной гражданской специальности, так и в сфере военно-профессиональной подготовки.

Для качественного осуществления процесса становления субъект-ности будущих офицеров в гражданском вузе необходимо учитывать факторы, влияющие на этот процесс.

К основновным факторам становления субъектности будущего офицера могут быть отнесены такие как:

- социальный заказ, в соответствии с которым выдвигаются цели подготовки в виде перечня качеств, видов и способов их деятельности с учетом специфики рода войск, которые должны быть сформированы в процессе подготовки будущих офицеров;

- масштабные геополитические изменения, имеющие место в современном мире;

- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования и квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников военных кафедр, определяющие стандарты подготовки, перечень компетенций и степень их сформированности;

- военная реформа, определяющая основные траектории развития современной армии и флота;

- приказы Минобороны, касающиеся системы образования будущих офицеров и определяющие необходимый уровень их подготовки, а также Концепция воспитания военнослужащих ВС Российской Федерации, выступающая основанием совершенствования системы воспитательной работы и представляющая собой систему взглядов, понятий, идей, целевых установок, приоритетных направлений, принципов, методов, форм и связей между ними в области воспитания военнослужащих.

К внутренним факторам становления и развития субъектности можно отнести:

- специфику деятельности офицеров, учет которой необходим для совершенствования системы их подготовки и построения нового содержания их образования;

- накопленный объем теоретических знаний, эффективность их применения для решения практических задач, возникающих в военной сфере;

- опыт деятельности гражданских вузов по подготовке офицеров;

- квалификацию и методологическую культуру преподавателя военного факультета, предполагающую наличие у него не только военных и специальных знаний, но и комплексных психолого-педагогических научных знаний о педагогической диагностике и особенностях становления субъектности будущих офицеров в военном вузе.

Следующий аспект - это процесс формирования основных образующих деятельности, в котором происходит становление субъектности будущего специалиста, в том числе, военного. Здесь считаем необходимым отметить, что мы против того популярного сегодня мнения, что и обучаемый и обучающий находятся в равных субъект-субъектных отношениях. Основанием такой установки служит убеждение, что обучаемый всегда выполняет две необходимые роли - объекта ведущей и субъекта решающей подсистем. Он является связующим звеном этих подсистем. Без выполнения им двух рассмотренных функций образовательного процесса не может быть. В этой связи особую значимость приобретает ситуационно-функциональный подход, предложенный

Э. Г. Малиночкой, согласно которому ведущим субъектом в субъект-объектных отношениях в образовательном процессе всегда является педагог. Студент же является объектом действий педагога. В то же время, студент является субъектом решающих событий, в которых производится тот продукт, ради которого существует этот процесс. Значит студент - решающий субъект. Объектом его действий является изучаемая действительность [3, с.10; 1, с.15].

В процессе образовательного мероприятия в каждой системе происходит обмен информацией между субъектом и объектом. При воздействии субъекта на объект осуществляется прямая связь между ними, а в противоположном действии - обратная связь. При обеспечении частого осуществления внутренней обратной связи процесс формирования сущностного продукта идет плавно, постепенно и неуклонно. По мере накопления в сознании студента нового продукта его сознание обогащается, а это влияет на все компоненты образовательной ситуации, которая непрерывно изменяется. Изменение ситуации влияет на процессы в функциональных системах. Содержание действий в них поднимается на более высокий уровень [3, с. 11; 1, с. 16].

Применение ситуационно-функционального подхода к процессу формирования субъектности будущих офицеров позволит создать условия для накапливания информации об объектах, включенных в деятельность, и будет способствовать обогащению текущего знания обучаемого и постепенному превращению его в категорию более высокого уровня -формирование субъектности.

Рассмотрим логику появления субъектности будущего офицера. Практическое преобразование объекта деятельности (обучаемого) происходит в процессе целенаправленной активности педагога. Центральными моментами в формировании психического новообразования студента выступают:

- подчиненность целям, средствам и способам деятельности;

- двусторонние отношения между педагогическими наставлениями и объектом деятельности студента;

- внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие обучаемого.

Студент изучает объекты будущей профессиональной деятельности, обогащая текущую когнитивность и приобретая в этом процессе психическое новообразование - субъектность.

Деятельность раскрывается через анализ отношений педагога и студента. И преподаватель, и студент выступают как слагаемые целостной системы, внутри которой они приобретают присущие им системные качества.

Потребность в выполнении деятельности приводит к действиям, которые направляются уже не самим субъектом или объектом, а их образами. Порождение образа подразумевает, с одной стороны, воздействие объекта на субъект, с другой стороны - воздействие субъекта на объект. Образ является результатом встречного процесса, который осуществляет его апробирование [1, с. 77].

Известно, что любое психическое новообразование возникает, существует и развивается в процессе реального развития той системы, свойством которой оно является [1, с. 77]. Развитие субъектности - многосторонний процесс, который детерминируется многими, в том числе описанными выше факторами. В ходе этого процесса происходит смена детерминант психических качеств человека. Ведущим в этой системе выступает педагог. Студент, осваивая нормативный способ будущей профессиональной деятельности, превращает его в индивидуальный способ деятельности. Становление и развитие субъектности сопровождается актуализацией индивидуального опыта у обучаемого, а её сфор-мированность выступает как сложное многоуровневое, динамически развивающее образование. Это подтверждает правомерность опоры в процессе обучения на функциональную систему, позволяющую по мере выполнения определенной, поставленной педагогом задачи заменять отдалённую цель обучения, привлекая новые объекты изучения и инструментарий для их освоения. Такой подход предполагает постоянное наполнение процесса обучения полипрофильной информацией.

Функциональное объединение отдельных качеств можно назвать первичной (текущей) субъектностью, развитие которой приводит к появлению оперативности. Системное проявление накопленных знаний говорит уже о сформированности указанного качества [1, с. 78].

Приступая к освоению будущей деятельности, студент уже располагает определенными психическими свойствами, многие из которых представляют интерес для его будущей профессии и характеризуются определенным уровнем развития функциональных и операционных механизмов [1, с. 35]. Но эти механизмы не приспособлены к деятельности офицера. При целенаправленном управлении процессом формирования и развития субъектности происходит превращение операционных механизмов психических свойств в оперативные в соответствии с требованиями деятельности. Этот процесс и составляет логику проявления психического новообразования обучаемого. Постоянное повторение дейст-

вий на разных уровнях сложности приводит к развитию новообразования - субъектности.

Процесс формирования и развития субъектности будущего офицера строится следующим образом:

а) создание ориентации обучаемого на полипрофильность (военные и специальные знания) и коммуникативность деятельности этого специалиста, перспективы формирования его кругозора и жизнедеятельности и направление внимания, мотивации на текущий осваиваемый компонент содержания образования с учетом текущего состояния его образованности;

б) составление педагогом программы предстоящей деятельности, формирующей текущий компонент субъектности или компетентности и коммуникативности действий будущего офицера с учетом текущего состояния образованности обучаемого;

в) подготовка системы средств выполнения обучаемым его действий, создающих текущий компонент его субъектности;

г) включение функциональной системы образовательной взаимодеятельности, создающей или развивающей субъектность будущего офицера;

д) организация субъект-объектных и субъект-субъектных отношений педагога и студентов и учебных действий, направленных на отбор и преобразование, интеграцию полипрофильной информации;

е) использование промежуточных результатов для организации или коррекции текущих действий.

Субъектность выражается в готовности обучаемого к профессиональной деятельности, являясь результатом деятельности не только вуза, но и самого курсанта. Учебная и квазипрофессиональная деятельность обучаемых направляется на развитие каждого курсанта. Организационно-функциональный подход позволяет проецировать содержание образования таким образом, чтобы оно отвечало особенностям обучающихся. В результате педагогические воздействия актуализируются, осуществляется запуск механизма интериоризации по превращению внешних предметных действий и объектов во внутренние. Результатом этого процесса выступает сформированное качество - субъектность. Применение образовательной функциональной системы в процессе формирования и развития субъектности будущего офицера позволяет ориентироваться не только на изменения требований к уровню военного специалиста в связи с требованием времени, но и на темп усвоения материала. Влияние отдельных компонентов в этой системе подготовки может изменяться при разных обстоятельствах, тем не менее происходит самоорганизация системы, которая в конечном счете способствует формированию заданного качества [1, с.16].

В качестве субъективных показателей становления субъектности будущих офицеров в гражданском вузе может выступать совокупность

мотивационно-ценностного (стремление к постоянному накоплению свойств офицера); когнитивного (совокупность военных, специальных, иноязычных, педагогических и культурологических знаний); операционального (выработка средств и форм профессионального взаимодействия; умение принимать управленческое решение); рефлексивного (субъектность в постановке целей; умение диагностировать свой личностный рост; сформированность основ эмоционального интеллекта) компонентов, изменение которых выявляет индивидуальные особенности становления субъектности будущих офицеров.

Совершенно очевидно, что источником становления субъектности будущих офицеров является прежде всего совокупность личностных качеств, а движущими силами выступают внутренне мотивированная активность и педагогическое влияние преподавателей. Внутренний механизм становления субъектности будущих офицеров заключается в самоуправлении целенаправленной активностью и самоактуализации личностных потенциалов. Внешний механизм проявляется в самореализации субъекта в различных видах деятельности и взаимодействии с другими участниками образовательного процесса.

Субъектность не является врожденной характеристикой курсанта. Субъектность - это прежде всего результат собственной работы личности, а психолого-педагогическое сопровождение ускоряет этот процесс и делает его результат более качественным.

Процесс становления субъектности будущих офицеров может быть более или менее управляемым в зависимости от решаемых задач, содержания, методов и средств, потребностей и возможностей субъектов педагогического взаимодействия - будущих офицеров и преподавателей.

Можно выделить четыре аспекта становления субъектности будущих офицеров: социально-профессиональный (идентификация с социокультурной и профессиональной средой, принятие её ценностей, осмысление социального и профессионального значения профессии офицера, воина-профессионала, постоянно самосовершенствующегося в своей военно-профессиональной деятельности, ведущего ее высокоэффективно, творчески в любых условиях); когнитивный (овладение системой военных, социальных, технических, профессиональных знаний, навыков, умений); ценностный (формирование волевых, нравственных и других качеств, отношений, взглядов, убеждений, способов поведения защитника Отечества, военного профессионала и высоконравственной личности); деятельностный (согласование педагогической деятельности преподавателей, командиров, воспитателей, направленное на личностно-профессиональное развитие курсантов через адекватность применяемых методов, средств и форм обучения).

Остановимся на наиболее, на наш взгляд, важном аспекте - подготовке преподавателей. На сегодняшний день практически все морские

университеты имеют факультеты военного обучения. Укомплектованность факультета военного обучения квалифицированными офицерами-преподавателями с высоким уровнем научной, военной и методической подготовки, хорошая учебная материально-техническая база нацелены на обеспечение качественной подготовки офицеров запаса по установленным военно-учетным специальностям. В то же время необходимо отметить, что постоянно растущие требования к уровню подготовки морского офицера диктуют необходимость дальнейшего совершенствования деятельности факультета и в первую очередь подготовки военных педагогов.

Задача развития профессиональных качеств личности офицера-педагога в условиях гражданского вуза является приоритетной для системы военного образования, поскольку напрямую связана с □Апанизациией работы военных кафедр, факультетов военного обучения, занимающихся подготовкой офицеров запаса.

В этой связи нам представляются интересными условия эффективности процесса повышения профессиональной квалификации военных педагогов, предложенные И. В. Маричевым, рассматривающим образовательное пространство морского вуза. К таким условиям отнесены:

- перестройка процесса подготовки офицеров, с учетом интеграции военного и гражданского образования;

- структурное преобразование содержания, учебных планов, программ, методик и форм организации процесса повышения профессиональной квалификации преподавателей;

- использование эффективных методик и технологий повышения профессиональной квалификации с учетом особенностей контингента обучающихся, стажа их педагогической и военной деятельности, сроков подготовки, финансовой базы и т. д. [4, с. 127].

Мы разделяем такую точку зрения и считаем, что оптимизация системы переподготовки офицерских кадров, работающих на факультете военного обучения, будет способствовать не только становлению его (педагога) авторитета, но и формированию и развитию у курсанта субъ-ектности.

На основании выше изложенного можно сделать вывод, что становление субъектности будущих офицеров в гражданском вузе выступает конструктивным фактором повышения эффективности функционирования системы военного образования и успешного осуществления военной реформы, проводимой в вооруженных силах.

Список литературы

1. Макашина И.И. Методологические регулятивы полипрофильной подготовки будущих офицеров запаса. - Новороссийск: МГА им. адм. Ф.Ф.Ушакова. 2010. - 56 с.

2. Макашина И.И. Система педагогического обеспечения полипрофильной подготовки менеджеров для морского торгового флота. - Новороссийск: МГА им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2011. - 228 с.

3. Макашина И. И., Малиночка Э.Г. Ситуационно-функциональный подход в подготовке менеджеров морского торгового флота. - Краснодар: КРО АПСН, 2007. -44 с.

4. Маричев И.В. Об организации повышения квалификации военных педагогов в образовательном пространстве морского академического комплекса // Изв. высш. учеб. заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 2007. - № 6.-С. 121-123.

5. Сайко Э.И. Субъект: созидатель и носитель социального. - М.: Изд-во МПСИ; изд-во НПО «Модек». 2006. - 424 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.