УДК 37.01:371 (075)
Макашина Ирина Илхамовна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, [email protected], Новороссийск
формирование субъектности будущих офицеров
как условие их профессиональной успешности
Аннотация. В статье обоснована необходимость рассмотрения проблемы формирования субъектности будущих офицеров в период их обучения в образовательном пространстве гражданского вуза, что обусловлено необходимостью качественной подготовки офицеров, способных принимать решения и нести за них ответственность. Представлен и обоснован способ формирования и развития субъектности будущего офицера на основе ситуационно-функционального подхода. Показано, что применение ситуационно-функционального подхода к процессу формирования субъектности будущих офицеров позволит создать условия для накапливания информации об объектах, включенных в деятельность, и будет способствовать обогащению текущего знания обучаемого и способствовать постепенному превращению его в категорию более высокого уровня - формированию субъектности.
Ключевые слова: офицер, субъектность, профессиональная подготовка, компетенция, ситуационно-функциональный подход, образовательная ситуация, морской вуз, образовательное пространство.
Makashina Irina Ilhamovna
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Foreign Languages,Full Member of APSC, professor of AdmiralF.F. Ushakov State Maritime University, [email protected], Novorossiysk
formation of subjectiveness at future officers as the condition of their professional success
Abstract. Necessity of consideration of the issue of future officers' subjectiveness becoming in the educational space of the civil high school is considered and it is caused by necessity of qualitative preparation of the officers, capable to make decision and bear the responsibility for them. The way of formation and development of the future officers' subjectiveness on the basis of the situational and functional approach is submitted and grounded. It is shown, that application of the situational and functional approach to the process of future officers' subjectiveness formation will allow to create conditions for accumulation of information about the objects included in activity, and will promote enrichment of current knowledge of a trainee and to promote its gradual transformation into a category of higher level - to subjectiveness formation.
Keywords: officer, subjectiveness, vocational training, the competence, the situational and functional approach, an educational situation, maritime high school, educational space.
На уровень профессиональной успешности офицера оказывают влияние разные условия, среди которых выделяют: профессиональную мотивацию, профессиональную квалификацию и профессиональные способности. К важному условию, на наш взгляд, необходимо отнести и сформированность субъектности специалиста, так как именно субъектность представляет собой интегральное качество, характеризующее его (офицера) способность к самоактуализации, самореализации и непрерывному саморазвитию
в системе профессиональных и социальных взаимодействий.
Под «субъектом» мы понимаем носителя и созидателя социального, а под субъектно-стью - человеческое свойство, постоянно воспроизводимое человеком как условие его существования [7, с. 48]. Субъектность постоянно вырабатывается и воспроизводится действующими субъектами как продукт и условие их функционирования как представителей социума.
Сегодня проблема соотнесения деятель-
ности и субъекта, деятельности и психики в контексте научного осмысления субъекта продолжает оставаться актуальной. Важным становятся критерии оценки субъектной действенности субъекта в процессе как онтогенеза, так и филогенеза при рассмотрении типологии субъекта и его месте в системе сообщества, как совокупного субъекта, способного интегрировать любые свойства и отношения как в личностном, так и в профессиональном аспекте.
Профессиональная успешность любого специалиста, в том числе и военного, оценивается по результатам его деятельности и определяется индивидуальными характеристиками. Связь социального субъекта как его образующего и в тоже время им образуемого должна рассматриваться в системе отношений существующих в социуме, т. к. совершенно очевидно, что субъект не может замыкаться на конкретных локальных характеристиках. Субъектность реализуется лишь конкретными индивидами, группами, субъектами в их деятельности, т. е. проявляется в пространстве взаимоотношений и взаимодеятельности. Другими словами, обучаемый приобретает субъективный опыт, который возможен только в результате отношения к себе как к объекту, включённому в систему объективных отношений с другими людьми и/или с предметами. Субъект не только осознаёт свою включённость в объективную систему отношений, но и начинает понимать свою уникальность в этой системе, свою субъектность, которая должна рассматриваться как многоплановое, многоуровневое содержание.
Рассмотрим становление субъектно-сти личности на примере подготовки будущих офицеров в условиях гражданских вузов. Гражданский вуз, осуществляющий подготовку офицеров запаса, представляет собой особое образовательное пространство, способствующее наиболее полной реализации требований по формированию специалиста, обладающего компетенциями, как по основной гражданской специальности, так и в сфере военно-профессиональной подготовки [1; 2; 4; 6; 8; 9;10].
Для качественного осуществления процесса становления субъектности будущих офицеров в гражданском вузе необходимо учитывать факторы, влияющие на этот процесс:
- социальный заказ, в соответствии с которым выдвигаются цели подготовки в виде перечня качеств, видов и способов их деятельности с учетом специфики рода войск, которые должны быть сформированы в процессе подготовки будущих офицеров;
- масштабные геополитические изменения, имеющие место в современном мире;
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования и Квалификационный требования к военно-профессиональной подготовке выпускников военных кафедр;
- военная реформа, определяющая основные траектории развития современной армии и флота;
- приказы Минобороны, касающиеся системы образования будущих офицеров и определяющие необходимый уровень их подготовки, а также Концепция воспитания военнослужащих ВС РФ.
К внутренним факторам становления и развития субъектности можно отнести:
- специфику деятельности офицеров, учет которой необходим для совершенствования системы их подготовки и построения нового содержания их образования;
- накопленный объем теоретических знаний, эффективность их применения для решения практических задач, возникающих в военной сфере;
- опыт деятельности гражданских вузов по подготовке офицеров;
- квалификацию и методологическую культуру преподавателя военного факультета, предполагающую наличие у него не только военных и специальных знаний, но и комплексных психолого-педагогических научных знаний о педагогической диагностике и особенностях становления субъект-ности будущих офицеров в военном вузе.
Следующий аспект - это процесс формирования основных образующих деятельности, в котором происходит становление субъектности будущего специалиста, в том числе военного. Здесь считаем необходимым отметить, что мы против того популярного сегодня мнения, что и обучаемый, и обучающий находятся в равных субъект-субъектных отношениях. Основанием такой установки служит убеждение, что обучаемый всегда выполняет две необходимые роли - объекта ведущей и субъекта
решающей подсистем. Он является связующим функционалом этих подсистем. Без выполнения им двух рассмотренных функций не может быть образовательного процесса. В этой связи, особую значимость приобретает ситуационно-функциональный подход, предложенный Э. Г. Малиночкой, согласно которому ведущим субъектом в субъект-объектных отношениях в образовательном процессе всегда является педагог. Студент же является объектом действий педагога. В то же время, студент является субъектом решающих событий, в которых производится тот продукт, ради которого существует этот процесс. Значит студент - решающий субъект. Объектом его действий является изучаемая действительность [3, с. 15; 4, с. 10].
В процессе образовательного мероприятия в каждой системе происходит обмен информацией между субъектом и объектом. При воздействии субъекта на объект осуществляется прямая связь между ними, а в противоположном действии - обратная связь. При обеспечении частого осуществления внутренней обратной связи процесс формирования сущностного продукта идет плавно, постепенно и неуклонно. По мере накопления в сознании студента нового продукта, его сознание обогащается, а это влияет на все компоненты образовательной ситуации, которая непрерывно изменяется. Изменение ситуации влияет на процессы в функциональных системах. Содержание действий в них поднимается на более высокий уровень [3, с. 16; 4, с. 11].
Применение ситуационно-функционального подхода к процессу формирования любого заданного качества, в нашем случае, субъектности будущих офицеров позволит создать условия для накопления информации об объектах, включенных в деятельность, и будет способствовать обогащению текущего знания обучаемого и постепенному превращению его в категорию более высокого уровня - формированию субъектности.
Рассмотрим логику появления субъектно-сти будущего офицера. Практическое преобразование объекта деятельности (обучаемого) происходит в процессе целенаправленной активности педагога. Центральными моментами в формировании психического новообразования студента выступают:
- подчиненность целям, средствам и способам деятельности;
- двусторонние отношения между педагогическими наставлениями и объектом деятельности студента;
- внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие обучаемого.
Студент изучает объекты будущей профессиональной деятельности, обогащая текущую когнитивность и приобретая в этом процессе психическое новообразование -субъектность. Деятельность раскрывается через анализ отношений педагога и студента. И преподаватель, и студент выступают как слагающие целостной системы, внутри которой они приобретают присущие им системные качества. Потребность в выполнении деятельности приводит к действиям, которые направляются уже не самим субъектом или объектом, а их образами. Порождение образа подразумевает, с одной стороны - воздействие объекта на субъект, с другой стороны - воздействие субъекта на объект. Образ является результатом встречного процесса, который осуществляет его апробирование [2, с. 77].
Известно, что любое психическое новообразование возникает, существует и развивается в процессе реального развития той системы, свойством которой оно является. Развитие субъектности - многосторонний процесс, который детерминируется многими, в том числе описанными выше факторами. В ходе этого процесса происходит смена детерминант психических качеств человека. Ведущим в этой системе выступает педагог. Студент, осваивая нормативный способ будущей профессиональной деятельности, превращает его в индивидуальный способ деятельности. Становление и развитие субъектности сопровождается актуализацией индивидуального опыта у обучаемого, а её сформированность выступает как сложное многоуровневое, динамически развивающее образование. Это подтверждает правомерность опоры в процессе обучения на функциональную систему, позволяющей по мере выполнения определенной поставленной педагогом задачи, заменить текущую цель обучения, привлекая новые объекты изучения и инструментарий для их освоения. Такой подход предполагает постоянное наполнение процесса обучения
полипрофильной информацией, отражающей профили разных видов деятельности, вовлечённых в одно поле профессиональной деятельности офицера. Функциональное объединение отдельных качеств можно назвать первичной (текущей) субъектностью, развитие которой приводит к появлению оперативности. Системное проявление накопленных знаний говорит уже о сформированности указанного качества [Там же, с. 78].
Приступая к освоению будущей деятельности, студент уже располагает определенными психическими свойствами, многие из которых представляют интерес для его будущей профессии и характеризуются определенным уровнем развития функциональных и операционных механизмов [3, с. 35]. Но эти механизмы не приспособлены к деятельности офицера. При целенаправленном управлении процессом формирования и развития субъектности происходит перестройка операционных механизмов психических свойств в соответствии с требованиями деятельности в оперативные. Этот процесс и составляет логику проявления психического новообразования обучаемого. В данном случае, постоянное повторение действий на разных уровнях сложности приводит сначала к появлению, а потом и к развитию новообразования - субъектности.
Построение процесса формирования и развития субъектности будущего офицера заключается в следующем:
а) создание ориентации обучаемого на полипрофильность (военные и специальные знания) и коммуникативность деятельности этого специалиста, перспективы формирования его кругозора и жизнедеятельности и направление внимания, мотивации на текущий осваиваемый компонент содержания образования с учетом текущего состояния его образованности;
б) составление педагогом программы предстоящей деятельности, формирующей текущий компонент субъектности или компетентности и коммуникативности действий будущего офицера с учетом текущего состояния образованности обучаемого;
в) подготовка системы средств выполнения обучаемым его действий, создающих текущий компонент его субъектности;
г) включение функциональной системы образовательной взаимодеятельности, соз-
дающей или развивающей субъектность будущего офицера;
д) организация субъект-объектных и субъект-субъектных отношений педагога и студентов и учебных действий, направленных на отбор и преобразование, интеграцию полипрофильной информации;
е) использование промежуточных результатов для организации или коррекции текущих действий.
Субъектность выражается в готовности обучаемого к профессиональной деятельности, служит залогом его дальнейшей успешности. Применение образовательной функциональной системы в процессе формирования и развития субъектности будущего офицера позволяет ориентироваться не только на изменения требований к уровню военного специалиста в связи с требованием времени, но и на темп усвоения материала. Влияние отдельных компонентов в этой системе подготовки может изменяться при разных обстоятельствах, тем не менее, происходит самоорганизация системы, которая, в конечном счете, способствует формированию заданного качества [Там же. С. 16].
В качестве субъективных показателей становления субъектности будущих офицеров в гражданском вузе может выступать совокупность мотивационно-ценностного (стремление к постоянному накоплению свойств офицера); когнитивного (совокупность военных, специальных, иноязычных, педагогических и культурологических знаний); операционального (выработка средств и форм профессионального взаимодействия; умение принимать управленческое решение); рефлексивного (субъектность в постановке целей; умение диагностировать свой личностный рост) компонентов, изменение которых выявляет индивидуальные особенности становления субъектности будущих офицеров и способствует дальнейшей профессиональной успешности.
Субъектность не является врожденной характеристикой обучаемого. Субъектность -это, прежде всего, результат собственной работы личности, а правильно построенное психолого-педагогическое сопровождение ускоряет этот процесс и делает его результат более качественным и продуктивным. В этой связи нам представляются интересными условия эффективности процесса повышения
профессиональной квалификации военных педагогов, предложенные И. В. Маричевым, рассматривающим образовательное пространство морского вуза. К таким условиям отнесены:
- перестройка процесса подготовки офицеров, с учетом интеграции военного и гражданского образования;
- структурное преобразование содержания, учебных планов, программ,методик и форм организации процесса повышения профессиональной квалификации преподавателей;
- использование эффективных методик и технологий повышения профессиональной квалификации с учетом особенностей контингента обучающихся, стажа их педагогической и военной деятельности, сроков подготовки, финансовой базы и т.д. [5, с. 127; 6].
Мы разделяем такую точку зрения и считаем, что оптимизация системы переподготовки офицерских кадров, работающих на факультете военного обучения, будет способствовать не только становлению его (педагога) авторитета, но и формированию и развитию у курсанта субъектности, как условия его дальнейшей успешности.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что понятие профессиональной успешности является наиболее общим, определяющим качество деятельности специалиста на всех этапах его профессиональной деятельности, и определяется индивидуальными психологическими характеристиками специалиста, а именно сформированностью его субъектности, как конструктивного условия профессиональной успешности.
Библиографический список
1. Лытнева В. В. Подготовка будущих конкурентоспособных специалистов. - Майкоп, 2013. - 108 с.
2. Макашина И. И. Система педагогического обеспечения полипрофильной подготовки менеджеров для морского торгового флота. - Новороссийск: МГА им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2011. - 228 с.
3. Макашина И. И. Методологические ре-гулятивы полипрофильной подготовки будущих офицеров запаса. - РИО МГА имени адм. Ф.Ф.Ушакова. 2010. - 56 с.
4. Макашина И. И., Малиночка Э. Г. Ситуационно-функциональный подход в подготовке менеджеров морского торгового флота. Краснодар: КРО АПСН, 2007. - 44 с.
5. Маричев И. В. Об организации повышения квалификации военных педагогов в образовательном пространстве морского академического комплекса // Известия высших учебных заведений Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 2007. - № 6.- С. 121-123.
6. Маричев И. В. Феномен образовательного пространства и методологические регулятивы его построения // Высшее образование сегодня. -2012. - № 4. - С. 52-55.
7. Сайко Э. И. Субъект: созидатель и носитель социального. - М.: Изд-во МПСИ; изд-во НПО «Модек». 2006. - 424 с.
8. Томилин А. Н. Военно-педагогическая теория и практика формирования и развития профессиональной направленности офицера-воспитателя: монография. - Новороссийск: МГА им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2010. - 144 с.
9. Филатова Е. В. Образовательная ситуация в обучении будущих специалистов транспортного экспедирования основам выработки управленческих решений // Вестник ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова «Эксплуатация, безопасность и экономика водного транспорта». - 2013. -№ 1 (2). - С. 98-100.
11. Gardiner H. & Kosmitzki, C., "Lives across Cultures: Cross-cultural Human Development", 5th edition, - Boston: Allyn & Bacon, 2010.